Новая Татарская слобода
Новая Татарская (Ново-Татарская) слобода — одна из исторических частей в центре Казани, в юго-западной части Вахитовского района города.
Слобода расположена между Волгой на западе, путями южного внутригородского железнодорожного хода на востоке, улицей Девятаева на севере и Старого Татарского кладбища на юге. Осевыми для слободы являются улицы Мазита Гафури и Меховщиков.
После освоения Старо-Татарской слободы татарское население начало заселять смежные территории, так, череда событий привела к появлению т.н. Ново-Татарской слободы. 3 мая 1749 г. в Казани произошел сильный пожар в результате которого пострадала старо-татарская слобода и другие районы города, включая православные храмы и архиерейский дом.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАЗАНИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА КАЗАНИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!
Епископ Лука Конашевич, получивший печальную известность своей "миссионерской" деятельностью, граничевшей с произволом (в татарском фольклоре известен как "Аксак Каратун" ("хромой в черной шубе")), предпринял попытку вытеснить коренное население старо-татарской слободы в смежный район. Правительствующий сенат трижды отказал епископу Луке в его ходатайстве и предписал всем погорельцам строиться на прежних местах.
Тем не менее, епископ Лука начал строительство крященской семинарии на территории старо-татарской слободы. В итоге часть жителей старо-татарской слободы, недовольных начатым строительством, подали прошение о переселении из прилегающих к семинарии земельных участков. Прошение было удовлетворено местными властями, для чего была ликвидирована русская деревня Поповка. Так было положено начало новому району города Ново-Татарской слободе. Конфронтационная по отношению к местным мусульманам деятельность епископа Луки, не соответствовала традициям мирного сосуществования русских и татар в казанском крае, и через несколько лет по указу Елизаветы Петровны от 9 октября 1755 г., епископ Лука был переведен из Казани на Белгородскую кафедру.
Мечеть Иске-Таш в Ново-Татарской слободе
В отличие от Старо-Татарской слободы, центра татарской культуры, интеллигенции и купечества, в новой слободе оказалось простое татарское рабочее и ремесленное население. Соответственно, Ново-Татарская слобода имеет неизмеримо меньшую архитектурно-культурно-историческую ценность. В Ново-Татарской слободе строились простые и маленькие деревянные дома и поначалу такие же мечети. Позже появилось две каменные крупные мечети, одна из которых (Иске-Таш) стала общественным центром слободы.
На юге слободы находится общегородское Старое Татарское кладбище, бывшее главным на протяжении более чем двух веков, на котором похоронено множество знаменитых татар. В связи с исчерпанием места, ныне в нём новые могилы не выделяются, а захоронения производятся только в родственные могилы.
Также на территории Старо-Татарской слободы была братская могила воинов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году. При жилом освоении этой территории место могилы было ограждено и отмечено большим старым камнем (тат. зур иске́ таш), у которого позже в 1802 г. появилась главная мечеть слободы с названием Иске-Таш.
В слободе также возникли ремесленные мастерские, а позже и более крупные производственные предприятия, такие как меховая фабрика, ныне «Мелита». В советское время она была увеличена и стала крупнейшей в России, а также в слободе появились завод ракетных комплектующих «Точмаш», ватная и макаронная фабрики, другие производства и склады.
Речной вокзал (Речной порт), река Волга
В связи со строительством на Волге Куйбышевского водохранилища, старый речной порт города в Дальнем Устье попал под зону затопления, а в Ново-Татарской слободе в 1948—1962 гг. был сооружён новый комплекс речного порта и вокзала, один из крупнейших в Волжском бассейне. Также в Ново-Татарской слободе был построен городской автобусный вокзал.
В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе были практически полностью снесены и застроены многоэтажными жилыми домами-«хрущевками». Разные части слободы больше стали называть по новым топонимам — Меховая (в обиходе — Меховушка) и Автовокзал.
В советское время в слободе рядом с мечетью Иске-Таш находилась одна из немногих и главная в городе татарская школа-гимназия.
В слободе расположена одна из двух площадок казанского Института экономики, управления и права (пять учебных корпусов, включая новый, построенный в 2011 году). В слободе недалеко от речного порта действуют оптово-торговый рынок «Портовый». На территории слободы находится один из двух городских аквапарков — «Барионикс» (ранее — «Лето-стоп»), перестроенный из неосвоенного бывшего производственного корпуса «Мелита». Локальным местом отдыха и спорта в слободе является Парк молодожёнов и стадион у улицы Девятаева.
В слободу в первой половине XX в. была проложена трамвайная линия маршрута № 6 сначала до меховой фабрики, а затем далее до макаронной фабрики, После появления нового речного порта к нему были пущены трамвай № 7 и троллейбус № 2. В конце XX в. в связи с расширением территории завода «Точмаш» внутриквартальная конечная разворотная однопутная трамвайная петля до макаронной фабрики была ликвидирована. В начале XXI в. вместо закрытого трамвайного маршрута № 6 некоторое время ходил маршрут № 22. Затем трамвайное движение до мехобъединения было закрыто, а в речной порт вместо троллейбусного маршрута № 2 стали ходить № 20 и 21. Также действует несколько маршрутов автобуса до речного порта и один автобусный маршрут (№ 31) проходит через всю слободу в городские посёлки далее.
На южном внутригородском железнодорожном ходе есть станция пригородных электропоездов и приёма-отправки грузовых составов для промышленных предприятий «Вахитово», а также подъездная ветка в речной порт.
Согласно генеральному плану, предусматривается комплексная реновация Ново-Татарской слободы с выводом складских и прочих производств за город. После строительства на 4-х выездных трассах из города новых автовокзалов, действующий в слободе автовокзал будет закрыт.
Объекты в Ново-татарской слободе
Старое Татарское кладбище
Мечеть Иске-Таш
Розовая мечеть
Мечеть на Старом Татарском кладбище
Институт экономики, управления и права
объединение «Мелита»
завод «Точмаш»
речной порт и вокзал
автовокзал
оптово-торговый рынок «Портовый».
аквапарк «Барионикс»
Парк молодожёнов
стадион улицы Девятаева
могила Габдуллы Тукая
Старое Татарское кладбище
Татарское кладбище в Ново-Татарской слободе Казани возникло более 250-ти лет тому назад, вместе с Ново-Татарской слободой, куда в середине XVIII в., при снесении мечетей при крещении татар и воспользовавшись массовым пожаром, местные власти во главе с православным миссионером Лукой Канашевичем устроили насильственное выселение татар из северной части Старо-Татарской слободы, близкой к русскому посаду в центре города.
Кладбище, с его мусульманскими надгробными камнями, на которых арабской вязью, латиницей или кириллицей написаны имена ушедших из жизни людей, а также с мечетью и воротами, является одной из достопримечательностей слободы и города.
Кладбище было главным общегородским татарским погостом почти всё время существования. В связи с исчерпанием места, ныне в нём новые могилы не выделяются, а захоронения производятся только в родственные могилы. На кладбище похоронены известные деятели татарской культуры.
Захоронения известных людей
Абдрахман Абсалямов - писатель
Фатих Амирхан - писатель
Энвер Бакиров - композитор
Шаукат Биктемиров — актёр
Гульсум Болгарская - актриса
Равиль Бухараев - поэт, прозаик и переводчик
Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская - актриса
Шигабутдин Марджани - богослов, философ, историк, просветитель
Каюм Насыри - учёный-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель
Габдулла Тукай - народный поэт
Сара Садыкова - композитор
Салих Сайдашев - композитор
Баки Урманче - живописец, скульптор, график
Джаудат Файзи - композитор
Гумер Баширов - писатель
Амирхан Еники - писатель
Наки Исанбет - писатель
Фанис Яруллин - писатель
Рафаэль Мустафин - литературовед
Мечети Новой татарской слободы
Мечеть Иске-Таш (Девятая соборная, Старокаменная мечеть)
— историческое действующее мусульманское культовое сооружение в городе Казани (Татарстан), в Ново-Татарской слободе.
Согласно старой легенде, она была установлена на месте братской могилы бойцов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году. Могила была отмечена большим старым камнем (тат. зур иске́ таш), который был сохранен и стоял перед восточным фасадом мечети.
Классическая татарская мечеть с минаретом на крыше была построена в 1802 году на пожертвования торговца Габдуллы Утямышева. В 1830 году реконструирована согласно проекту Александра Шмидта. Фасады мечети были сделаны в лучших традициях классицизма. Их строгость подчеркнута минаретом с тремя ярусами. Форма минарета связана стилем с минаретами что были в древних городах Волжской Булгарии и Касима. Мечеть является двухэтажной, имеет два зала, минарет помещен в центр щипцовой крыши.
Мечеть была общественным центром Ново-Татарской слободы.
В 19-ом столетии имамы были от семьи Амирхан. Рядом с мечетью находился их дом, в котором жил в т.ч. писатель Фатых Амирхан.
Мечеть была закрыта согласно решению Центрального Исполнительного комитета республиканского ВКП (б) Татарской АССР в конце 1930-ых. Во время советского правления использовалась как школа и затем как склад, когда впритык к ней и закрывая вид на неё было построено новое большое здание школы. В 1994 году мечеть была возвращена верующим.
Бухарская мечеть
Низенькая Бухарская мечеть (1808) построил купец 1 гильдии Мусса Исмагилович Апанаев в память своей умершей дочери Зубайды. Попечители мечети: Апанаевы, Якуповы, Галеевы.
(информация и фото от Рустема Ахунова)
В Ново-Татарской слободе возле корпуса завода Точмаш есть мечеть, в которой сейчас размещается медресе.
мечеть в Ново-татарской слободе, Казань
Но чуть дальше от этого места должна была сохраниться мечеть постройки начала XIX века. Казанский каталог указывает её адрес - (ул. Кзыл Татарстан, 12). Если точнее, то построена эта мечеть была в 1805 году, но в 30-х годах XX века, её минарет был утрачен. Один шакирт мусульманского медресе подтвердил это и показал мне примерное направление. К сожалению, найти остатки мечети самостоятельно не смог, а шакирт на тот момент не располагал свободным временем, позволившим бы ему стать проводником к той мечети.
Найти сохранившуюся часть этой мечети чуть позже, помогла книга «Исторические мечети Казани».
Там, среди прилагаемых иллюстраций, была фотография запечатлевшая здание этой мечети в советское время. По ней сразу стало понятно, что мимо неё проходил много раз, в т.ч. когда искал обходные пути к мечети Иске-Таш. Именно территория мехового объединения «Мелита» включала и сохранившийся корпус Белой или Большой Каменной мечети. Её, взамен простоявшей здесь более 50 лет деревянной мечети, построил на свои средства купец Габдрахман бин Валид Мусалим бин Мамяш аль-Урнаш-баши (?-1850), известный под прозвищем Ракый-бай. Большое двухэтажное кирпичное здание мечети, построенное им в 1801 г., благодаря своим размерам получило название «Большая Каменная мечеть» (уточнённый адрес ул. Кзыл Татарстан, 20). Сын Ракый-бая, Махмут бин Мухаметэмин Мамяш основал в приходе медресе и, кроме педагогической деятельности, успешно занимался научными изысканиями.
Но представленные фотографии этой бывшей мечети уже не совсем отражают её теперешнее состояние. Они были сделаны в начале лета 2008 г..
Осень того же года принесла казанцам очень много огорчений по поводу утрат важнейших архитектурных и исторических памятников города. Не избежала изменений не явно в лучшую сторону и «Большая каменная мечеть», цвет которой давно определяла зелёная краска фасада. На фоне этой краски сразу стали заметны следы недавних разрушений здания мечети. Возможно, связанные с перепланировкой её помещений.
Большая каменная мечеть
В начале ХХ века мечеть на углу Большой Симбирской и Третьей Поперечной в официальных документах именовалась «мечеть №11». В 1916 г. махалля Большой Каменной мечети была более 900 мусульман и мусульманок. Медресе прихода, именовавшееся «Сеитовским», находилось на теперешней ул. Эш Урам. Мечеть была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 11 апреля 1929 г. Последний духовный наставник этой мечети Кашшафутдин Киямович Тарзиманов, избранный на это поприще с 1904 г. Через некоторое время после закрытия мечети он был арестован «доблестными» чекистами и в 1937 г расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности.
Казаковская мечеть
Вроде с начала 60-х меня ребёнком возили в Речной порт, для поездок на дачу к дальним родственникам и разок в пионерлагерь. Миновать ул.Татарстан было нельзя, ведь и трамвай и троллейбус до того пункта назначения шли именно по этой улице. Да и на занятия в 5-ю художественную школу должен был ездить на 6-м маршруте трамвая мимо неё. Мечеть Марджани помню, Сенную мечеть помню…
Помню, естественно, и здание речного порта, не претерпевшего, вроде, существенных изменений, а вот вид этой Казаковской мечети никак не всплывает из памяти. Первую информацию об этой мечети, как и её первую фотографию (начала 70-х ХХв.), представила Забирова Фарида.
Фундамент этой мечети был заложен в мае 1875 г. К началу осени 1876 мечеть уже радовала прихожан. Располагалась мечеть на пересечении современных улиц Тинчурина и Татарстан.
В архивах не сохранилось прямых указаний на авторство проекта, но по косвенным сведениям Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов предполагают, что это был архитектор П.И.Романов, застроивший в этот период большую часть Старотатарской слободы. Построена эта мечеть была на средства потомственного почётного гражданина города Мухаметзяна Назировича Казакова, который вместе с купцом 2-й гильдии М.С.Аитовым, принадлежавшим известной династии Аитовых-Замановых, был в числе основных инициаторов выкупа земли в собственность мусульманской общины под намеченное строительство мечети. На этом месте прежде было татарское кладбище. Но старое кладбище давно не действовало, и окружённое городской застройкой превращалось в пустырь. Постройка на его месте мечети, позволило сохранить мусульманам священную для них землю.
Уроженец деревни Нижние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (сейчас З.Дольский р-н РТ) – М.Н.Казаков, чьей фамилий именовалась построенная мечеть, происходил из древнего рода татарских мурз Горной стороны. К XIX веку эта старинная фамилия обеднела, растеряв все привелегии. В молодости Мухаметзяну приходилось даже батрачить на многих баев, он не гнушался никакой работой в рамках закона и нравственности. Благодаря своему трудолюбию и упорству в 30-е годы XIX века он смог открыть своё собственное дело по продаже чая, рыбы, бакалеи в поволжском регионе. По коммерческим интересам М.Н.Казаков был связан с Астраханью и состоял там во второй купеческой гильдии. В 1863 году он становится казанским купцом 1-й гильдии, а в 1871 г. зачисляется в потомственное почётное гражданство.
Розовая мечеть
Другие названия - "Низенькая Бухарская”, “Розовая”, “Мечеть у Татарского кладбища” (расположена на границе Новой и Старой Татарской слободы, Казань).
Первоначально, по сведениям Ш. Марджани, на этом месте стояла мечеть “Низенькая”, построенная в 1808 году потомственным почетным гражданином, купцом первой гильдии Мусой Исмагиловичем Апанаевым (1761-1820).
По исследованиям Н.Х. Халитова, на старых планах Казани эта мечеть не отмечена.
В 1905-1906 годах купец первой гильдии Мухаметсадык Мухаметсафович Галикеев (1847-1919) построил ныне существующее здание мечети. Архитектор неизвестен.
Мечеть была закрыт постановлением ЦИК Татреспублики от 22 июля 1931 года.
Относится к типу зальной с наземным минаретом, пристроенным к северному фасаду. Двусветное кирпичное прямоугольное здание мечети под четырехскатной крышей. Вход расположен в основании минарета с северной стороны. Двусветный антресольный зал со сводчатым перекрытием освещался двумя рядами окон. Квадратный четверик основания минарета включает вестибюль.
С западной и восточной стороны к нему примыкают два объема, из которых в правом размещалась лестница на антресоли и винтовая лестница минарета, в левом - служебное помещение. Усеченная пирамидальная форма с треугольными скосами в верхней части и круглыми проемами в основании служит переходом от четверика к восьмигранному ярусу, на котором располагался более узкий цилиндр с круговым балконом.
Последний ярус был увенчан пышным сталактитовым карнизом и высоким ребристым шатром на невысоком восьмерике.
В 1930-е гг. верхний цилиндр и шатер были разрушены и в настоящее время сохранился только нижний восьмерик с балконом, имеющим ажурное кованое ограждение. Оформление фасадов выдержано в стиле эклектики национально- романтического направления с преобладанием “восточных” мотивов.
В советское время здесь разместили профилакторий. Двусветный зал был разделен перекрытием на два этажа с переделкой арочных окон на большие прямоугольные.
В 1991 году отреставрированное здание мечети было возвращено мусульманской общине.
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
https://www.tataroved.ru/
Сайт Википедия.
С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. Казань в памятниках истории и культуры. — Казань, 1982.
https://islam-today.ru/
https://blag.tgim1.edusite.ru/
https://rustik68.narod.ru/
фото и статья Рустема Ахунова.
https://islamio.ru/structure/kazan/
https://www.photokzn.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Новая Татарская слобода | 95.89 КБ |
Новая Татарская слобода | 51.66 КБ |
Новая Татарская слобода | 138.95 КБ |
Новая Татарская слобода | 70.79 КБ |
Новая Татарская слобода | 39.88 КБ |
Новая Татарская слобода | 102.89 КБ |
new-tatar_sloboda (1).jpg | 125.42 КБ |
new-tatar_sloboda (2).jpg | 114.67 КБ |
RechPort.jpg | 124.87 КБ |
RozovayaM.jpg | 71.59 КБ |
RozovayaM2.jpg | 37.34 КБ |
TochMash (2).jpg | 68.78 КБ |
TochMash (3).jpg | 66.08 КБ |
- 9255 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий