Древние мечети Мензелинского района РТ
Мечеть г. Мензелинск
ул. Ленина
Построена в 1910 году, официальное открытие состоялось 26 октября 1911 года. Наблюдение над строительством вел инженер-технолог мензелинского земства Г. Кутъянов.
Мечеть, расположенная в центре г. Мензелинска, относилась к типу мечети с минаретом на крыше. Минарет утрачен. Первоначально, вероятно, была двухзальной, двусветной с антресолями мечетью.
Двухэтажное кирпичное прямоугольное здание, по продольной оси которого размещались вестибюль с лестницей на антресольный этаж и два молельных зала. Залы и вестибюль были связаны анфиладно.
Прямоугольный выступ михраба на южной стене покрыт двускатной крышей. Кирпичные фронтоны двускатной крыши основного объема имеют полукруглые чердачные проемы.
Декоративное оформление фасадов мечети построено на контрастном сочетании гладких краснокирпичных стен и белокаменных резных деталей, использованных в сталактитовых карнизах и фронтонах, в “сиянии” над полукруглыми окнами, в широком обрамлении и завершении наличников окон, в завершении пилястр над круглыми окнами второго этажа, декоративных поясах в простенках окон первого этажа.
Деревянное междуэтажное перекрытие по балкам вместо антресольного этажа появилось, вероятно, в 1930-е годы при реконструкции здания. В конце 1990-х над входом в мечеть восстановлен трехъярусный минарет.
Памятник культовой архитектуры татар в стиле эклектики национально-романтического направления. В декоративном оформлении фасадов использованы элементы татарского народного зодчества и архитектуры классицизма. Восточные мотивы прослеживаются в сталактитовых карнизах, прорисовке деталей и т.д.
Мечеть с. Дусай Кичу
Мензеленский район.
Построена в 1902 году.
Деревянное здание расположено на открытом месте на берегу озера. Тип двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. Одноэтажная на высоком хозяйственном подклете мечеть покрыта двускатной крышей. Вход в подклет - со стороны восточного фасада.
Вход в мечеть - с северной стороны. Анфиладно связаны вестибюль и два молельных зала. Глухой консольный михраб под двускатной крышей придаст южному фасаду без окон суровый крепостной вид. Использован древний конструктивный прием - консольное крепление срубного михраба.
Внутренняя лестница с первого уровня ведет на основной этаж вестибюля. Здесь же расположена лестница на чердак и минарет.
Двухъярусный восьмигранный минарет под высоким конусовидным шатром расположен над малым молельным залом. В глухом нижнем ярусе винтовая лестница ведет на низкий фонарь азанчи. Конусовидный дощатый шатер - более позднего происхождения и, очевидно, заменил прежний восьмигранный.
Памятник деревянного культового зодчества татар начала XX века.
Мечеть “Мулла-Ахмэт” д. Кзыл Тюбяк
Мензелинский район
Построена в 1996 году по проекту архитектора Ф.М.Ахметова. Расположена на огороженном участке в ряду застройки. Относится к типу одноэтажной однозальной мечети с минаретом на крыше.
К прямоугольному зданию с вестибюлем и молельным залом с западной стороны примыкает объем входного тамбура под килевидной крышей. На южном фасаде мечети выступает ступенчатый михраб под многоскатной крышей.
Зал и вестибюль покрыты двускатными пересекающимися крышами. В месте их пересечения возвышается двухъярусный восьмигранный минарет. Узкая лестница на минарет расположена в вестибюле.
Колористическое решение мечети построено на контрасте терракотового цвета кирпичных стен минарета, михраба, тамбура, угловых лопаток и карнизов, наличников окон основного объема и его бело-кирпичных стен.
Цветовым акцентом служит изумрудного цвета шатер минарета, а объединяющим цветом -серебристая металлическая кровля мечети, ограждения балкона минарета и полумесяца на двух шарах.
Современное мусульманское культовое сооружение с традиционным объемно-планировочным решением и контрастным колоритом внешних форм, выделяющим его среди окружающей застройки.
Мечеть с. Деуково
Мензелинский район
Одноэтажная кирпичная однозальная мечеть с наземным минаретом с северной стороны. Композиция мечети построена на сочетании вытянутого зального объема и вертикали двухъярусного минарета, соединенных небольшим объемом вестибюля.
Вход в мечеть со стороны западного фасада акцентирован высоким порталом. Лаконичные геометрические формы минарета придают ему вид средневековой башни.
Современное мусульманское культовое сооружение со своеобразным минаретом.
На минарете мечети в деревне Калмурзино был установлен полумесяц
22.10.2013
Строители Айрат и Данияр при помощи крана, установленного на автомашине ЗИЛ, водрузили полумесяц, изготовленный специально в городе Казань, на минарет, обшитый железом (жестью). На это торжество собралось все сельское население. Люди пришли с бодрым настроением, у некоторых на глазах блистали слезы радости. Мухтасиб района Зявдат хазрят Харрасов поздравил сельчан с памятным событием, прочитав азан.
Он пожелал, чтобы двери этой мечети были всегда открыты, чтобы она долго служила народу, пожелал всем семейного благополучия.
А на мероприятие, посвященное водружению на минарет полумесяца, приезжал и односельчанин Ахтям Яппаров, затеявший строительство мечети. Население деревни Калмурзино очень благодарно своему земляку Ахтяму, у которого слова не расходятся с делом. Они также признательны тем, кто вложил свой труд в строительство мечети, а в частности актанышским мастерам, главе сельского поселения Мухамматхакиму Давлетшину, взявшему на себя организационную работу, Рафаэлю Нуриеву, Расиху Газизову, Марселю Ахметову, Разяпу Билалову. Более 32 лет, с самого дня переселения, в деревне не было мечети. Со строительством мечети в деревне становится празднично и уютно. Калмурзинцам недолго осталось ожидать дня, когда с минарета раздадутся мелодичные звуки азана.
________________МЕЧЕТЬ В КУЗЕМБЕТЬЕВО
БИКБУЛОВО (Бикбау)
Село в Мензелинском р-не, на р. Ик, в 24 км к В. от г.Мензелинск. На 2000 — 770 жит. (татары). Полеводство, мол. скот-во, свин-во. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Мечеть. Осн. не позднее 2-й пол. 17 в. До сер. 18 в. состояло из двух деревень — Бикбау и Бикбау-Якуб, в офиц. источниках 1902-32 также учитывалось как два нас. пункта: Первое Бикбулово и Второе Бикбулово.
В 18-19 вв. жители в сословном отношении делились на башкир-вотчинников и тептярей. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом. Во время Крест. войны 1773-75 в отрядах пугачёвцев сражались 65 уроженцев Б. Первая мечеть в Б. построена до 1760, в 1815 здесь было 3 мечети.
По сведениям 1842, при первой мечети функционировало медресе (открылось не позднее кон. 18 в.), при двух других — мектебы. В кон. 19 в. в селе действовали 3 ветряные мельницы.
В этот период земельный надел сел. общины составлял 5224 дес. В 1920-х гг. население Б. существенно уменьшилось в результате последствий голода 1921-22. В годы коллективизации в селе был организован колхоз "Корыч", после ряда реорганизаций ставший в 1956 основой коллективного х-ва "Победа", с 1961 — колхоза "Гигант". До 1920 село входило в Семиостровскую вол. Мензелинского у. Уфимской губ. С 1920 в составе Мензелинского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Мензелинском, с 19.2.1954 в Матвеевском, с 19.11.1954 в Мензелинском р-нах. Число жит.: в 1747 — 65 душ муж. пола; в 1795 — 660, в 1858 — 1592, в 1870 — 1812, в 1897 — 2069, в 1913 — 2898, в 1920 — 2740, в 1926 — 2377, в 1938 — 2443, в 1958 — 2124, в 1970 — 2170, в 1979 — 1891, в 1989 — 971 чел. .
ВЕРХНИЙ ТАКЕРМЕН
Подгорнотакерменские мечети
В Уфимском архиве хранится очень много документов об объединении сельских верующих в махалли, утверждении их властями, комплектовании мечетей имамами и муэдзинами, избрании их на сходах селян, открытии школ или медресе при мечетях, руководстве их работой, изменениях, происшедших в жизни религиозных общин.
В фонде назарата архива под номером И-295 сосредоточено свыше 68 тысяч таких дел. Кроме этого, сколько еще документов, касающихся деятельности молельных домов, накоплено в фондах Оренбургской и Уфимской губернских управлений (1-ый и 9-ый фонды), Оренбургской и Уфимской гражданских губернаторов (6-ой и 11-ый фонды)?!
2 июня 1807 года верующие на своем сходе избрали имамом мечети Зайнетдина муллу Бахтиярова. Затем эти обязанности выполнял его отец Бахтияр хазрят Таишев. Правда, в документах не указано, с какого времени хазрят служил махалле. Но ясно, что это произошло еще до образования Духовного управления.
23 мая 1811 года имамом божьего дома был назначен Габдельхамит Абишев.
С 24 марта 1834 года имамом молельного дома начал работать Гимазетдин Мухаметрахимов.
19 декабря 1846 года к обязанностям имам-хатыба мечети приступил Багаветдин Габдельхамитов, который с 15 декабря 1834 года служил муэдзином божьего дома.
Шли годы. В махаллю приезжали служители мечети молодого поколения. Муэдзином мечети назначается сын хазрята Багаветдина Бадретдин, который с декабря 1872 года по февраль 1873 года, сдав экзамены на имама, получил указ, а 29 ноября 1884 года он принял минбар имам-хатыба.
В 1854 году в деревне действовали две мечети.
Одна из них считалась соборной мечетью. Разрешение губернского управления на строительство третьей мечети было получено 13 ноября 1912 года. Подтакерменцы на своем сходе приняли "приговор" об образовании четвертой махалли и строительстве четвертой мечети. 20 мая 1914 года разрешение властей было получено. Но начавшаяся германская война, революция, гражданская война не позволили построить четвертую мечеть в деревне.
Документы 1896 и 1911 годов называют имам-хатыбов мечетей, которые работали в этот период. В первой мечети эту обязанность исполнял Гарифулла хазрят Шамсутдинов, во второй - Сафиулла хазрят Шамсутдинов.
8 1920-1929 годы действовали все три мечети. Это подтверждаютдокументы, сосредоточенные в делах под номерами 181, 182, 183 и 363, 364, 365, хранящихся в
Национальном архиве республики.
9 декабря 1925 года при третьей мечети была открыта школа для верующих.
В ней 12 мусульман начали изучать законы религии. 3 октября и 3 ноября 1929 года мечети были закрыты. Ко времени закрытия молельных домов в трех махаллях насчитывалось
547 верующих.
Верхнетакерменские мечети
Это единственный населенный пункт в районе, имеющий четыре махалли и четыре мечети. Впрочем, таких населенных мест в нашем огромном Мензелинском крае можно перечесть на пальцах одной руки.
Нам известны два таких поселения. Одно из них - деревня Старое Байсарово нынешнего Актанышского района, второе - Большое Нуркеево Сармановского района.
Как видно из документов дела, хранящегося в 295 фонде Уфимского архива, 23 января 1837 года верующие деревни избрали своим имамом 28-летнего Курбангалия Кыдрачева. Обратим внимание: официальная деловая бумага, подписанная помощником старшины. Третьей избы и начальником.
Одиннадцатого кантона хорунжием Султановым и скрепленная печатью, извещает, что в 75 хозяйствах деревни проживало 203 мужчины.
В исторической литературе есть сведения о том, что в деревне и до этого действовала мечеть, и верующих обслуживали авторитетные, образованные для своего времени имамы. Академик, известный текстолог М.И. Ахметзянов в своем труде "Ногайская орда: историческое наследие татарского народа" называет одного из них - ахуна Искандера. Сведения об этом были даны в материалах об ахунах, работавших в наших краях.
В приложении к материалу о Верхних Такерменях вниманию читателей из этого же труда была представлена "Родословная хана Бикчуры, жившего в верховьях Яика".
В примечаниях к тексту академик говорит: есть основание полагать, что в период Казанского ханства все центры туб находились на территории нынешнего Агрызского края. Следовательно, необходимо изучить историю Закамского периода деревень Верхние Такермени и Тулубаево. 27 апреля 1848 года первым имамом мечети был назначен Ахметзян мулла Фатхуллин, а К. Кыдрачев приступил к выполнению обязанностей второго имама. 28 июня 1874 года имам-хатыбом мечети начал работать ученик Ш. Марджани - Хуснутдин хазрят Сиразетдинов, а 28 сентября того же года имамом мечети - Сахабутдин мулла Хисматуллин.
Разрешение на строительство второй мечети в деревне было получено 16 сентября 1886 года. А 15 декабря 1890 года имам-хатыбом второй мечети был назначен Гайнутдин хазрят Ахметханов. Вопрос об образовании третьей и четвертой махалли и о строительстве в махаллях молельных домов был решен в 1911 году.
Этот вопрос был решен путем деления существующих первой и второй махалли на две части.
Как явствует из документов, подготовленных вторым участником земского суда Мензелинского уезда и губернским управлением, после разделения второй махалли на две части в одной из них в 131 хозяйстве осталось 357 мужчин, в другой махалле - в 112 хозяйствах 317 мужчин. После разделения первой махалли на две части в первой из них в 171 хозяйстве осталось 370 мужчин, а в четвертой махалле - в 117 хозяйствах 329 мужчин.
Имам-хатыбом третьей мечети стал выпускник сельского медресе сын Субханкула Салахутдин Юмагулов, имамом - Сафиулла Сибгатуллин. Имам-хатыбом четвертой мечети был назначен шакирд хазрята Хуснутдина Шакирзян Ахметзянов, имамом -выпускник Шыгайского медресе (деревня в нынешнем Сармановском районе) Фатхельбаян Сибгатуллин, муэдзином - выпускник деревенского медресе Мингазетдин Гимазетдинов.
При мечети в деревне в 1834 году была открыта школа для мальчиков. Позднее она начала работать по программе школы-медресе. Верх. Такерменское медресе - учебное заведение, воспитавшее множество служителей мечети.
Среди них - названные выше С. Юмагулов, выдержавший экзамен в 1907 году, получивший указ на имам-хатыба и мударриса, Ш. Ахметзянов, получивший такой же указ в 1912 году. Служителями мечети в дальнейшем работали М. Мухаметшин (получил указ на имама в октябре 1887 года), С. Шагимарданов (июль 1888 года), Г. Рахматуллин (ноябрь 1889 года), Г. Габдуллин (1909), М. Гимазетдинов (май 1912 года), С. Сибгатуллин (апрель, 1913 года).
В городском музее хранятся метрические книги мечетей за 1893-1919 годы из 654 страниц. Документы о деятельности религиозных общин, мечетей в 1920-1929 годы сосредоточены в делах под номерами 226, 227, 228 и 229, хранящиеся в фонде Духовного управления Национального архива республики. 2 декабря 1925 года при первой мечети начала работать школа для верующих.
Но свобода, предоставленная общинам и верующим, была кратковременной. В конце 1929 года все четыре мечети были закрыты. Решение властей о закрытии мечетей было принято спустя десять лет, в марте 1939 года. Перед закрытием мечетей четыре религиозные общины объединяли 696 верующих.
______________МЕЧЕТЬ И ЧАСОВНЯ НА РОДНИКЕ - АТРЯКЛИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.menzelinsk.ru/
https://www.islamtat.ru/
https://menzelinsk.tatarstan.ru/
группы сел и деревень Мензелинского района Вконтакте.
Вложение | Размер |
---|---|
MenzelRMM (1).jpg | 213.24 КБ |
MenzelRMM (2).jpg | 98.84 КБ |
MenzelRMM (3).jpg | 62.86 КБ |
MenzelRMM (4).jpg | 19.23 КБ |
MenzelRMM (5).jpg | 15.84 КБ |
MenzelRMM (6).jpg | 13.88 КБ |
MenzelRMM (7).jpg | 50.73 КБ |
MenzelRMM (8).jpg | 51.32 КБ |
MenzelRMM (9).jpg | 34.93 КБ |
MenzelRMM (10).jpg | 42.28 КБ |
MenzelRMM (11).jpg | 35.96 КБ |
MenzelRMM (12).JPG | 125.83 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 8030 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий