Город Сувар
Сувар — город Волжско-Камской Булгарии, который был основан племенем суваров примерно в IX веке и существовал до 1236 года. В Сувар были развиты ремёсла и торговля (с Ираном, Хорезмом, Византией, Русью, Грузией), чеканилась (10 в.) монета. Население занималось также земледелием и скотоводством. В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Болгаром, еще в 920-х годах.
По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек, находилась «главная мечеть».
Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца Х столетия являлся центром обособленного княжества – эмирата, политически не зависимого от Болгарского.
Городище Сувар, ставшее известным в исторической литературе благодаря исследованиям Шигабутдина Марджани и Гайнутдина Ахмарова, подвергалось лишь эпизодическим раскопкам. В 1933–1937 годах на нем производил исследования А.П. Смирнов, в 1974–1975 годах – Т.А. Хлебникова, в 1990, 1991 и 1993 годах – Ф.Ш. Хузин и Р.Ф. Шарифуллин. В результате был накоплен значительный материал, позволяющий определить основные этапы развития города и представить особенности материальной культуры его населения.
Город Сувар был основан племенем суваров (савиров, суазов) на реке, которая в настоящее время называется Сухая Утка. Произошло это, примерно, в IХ веке. А расцвет города приходится на первую половину Х века. Сейчас, на месте Сувара, располагается село Кузнечиха (Спасский район РТ).
Основав город, жители обнесли его высокой деревянной стеной, перед которой вырыли глубокие рвы, насыпали валы, а в некоторых местах даже в два ряда. Остатки валов и рвов сохранились до настоящего времени.
Вскоре, после основания, Сувар стал крупным центром ремесла и торговли. Ремесленники из Сувара изготавливали своими искусными руками прекрасную, богато орнаментированную посуду из глины, отличавшуюся от изделий гончаров из других мест. Были в городе и замечательные кузнецы, строители, металлурги, ювелиры, оружейники и мастера по изготовлению стеклянной посуды.
В городе был оживленный большой базар, на котором шла торговля как местными, так и привозными товарами. Находился здесь Караван-сарай, где останавливались торговцы из Средней Азии, Закавказья, Византии и Прибалтики, привозившие свои товары на рынок в Сувар. Слава о городе расходилась далеко от него.
экспозиция Суварского музея
Жители города занимались еще и рыболовством, охотой, бортничеством. Сувар был богатым и красивым городом. Еще издалека привлекал внимание выстроенный в центре города двухэтажный дом. Были в этом доме красивые окна и целая система отопления теплым воздухом, что по тем временам было чудом строительного искусства.
В Суваре родился, вырос и начал свою научную деятельность известный всему восточному миру ученый-богослов Сулейман ибн-Дауд-аз-Сувари- Саксини.
Жители Сувара, которые очень любили свой город и восхищавшиеся его красотой, называли его Шэмсуар, что в переводе означает «красотой подобный Солнцу - лучезарный, как Солнце, Сувар». Или называли его «Нур-Сувар» - Свет-Сувар.
Сувар существовал до 1236 года. В этот год на него напали войска монголов, которые захватили город, разрушили его и сожгли. Большинство жителей погибло при защите города. Оставшиеся в живых люди разбежались по окружающим лесам. Но потом вернулись в родные места и вновь основали Сувар к северо-востоку от прежнего города. Но обносить крепостью новое поселение не стали из-за запрета монгольских властей. Новый Сувар не смог достичь того могущества и славы, как прежний, но память об обоих городах жива в народе. Спустя почти тысячу лет жители сел и деревень, окружающих село Кузнечиха, основанное в начале 18 века, называют ее Суваром.
экспозиция Суварского музея
Город Сувар
Суварское городище
Городище это четырехугольной формы, расположено на равнине в 4 км к западу от д. Кузнечиха и в 0,5 км к юго-востоку от д. Даниловки, по левому берегу Утки. С трех сторон - северо-восточной, юго-западной и южной городище окружено валами и рвами, имеющими в настоящее время до 10 м глубины. С северной стороны на берегу р.Утки следы укреплений почти не сохранились и только в северо-западном углу уцелели остатки основания башни четырехугольной формы, площадью 12х12 м.
При устройстве укреплений строители широко использовали рельеф местности. Северо-западная сторона города примыкала непосредственно к реке, западная к ручью шириной от 30 до 35 м, от которого в настоящее время осталось, как и от р. Утки, только песчаное дно; с южной стороны городище было укреплено двумя искусственными валами и рвом, образованным путем подправки естественного оврага; овраги использованы частично и с восточной стороны.
Площадь городища распахивается. Не смотря на это, здесь сохранились небольшие холмы различной формы (круг, овал), высотой до 75 см. Холмы, покрытые обломками строительных материалов, представляют собою остатки построек. Между валами городища с восточной и южной стороны находятся площадки неправильной формы, как бы укрепленные пригороды. К востоку за линией укреплений, между городищем и деревней Кузнечихой, на протяжении около 4 км в древности был пригород.
Весь облик городища, его размеры и большой пригород заставляют видеть в этом памятнике один из крупных городских центров Булгарского царства. Об этом говорит и большое число находок, собранных на городище и упоминаемых Ахмаровым.
Экспедиция за время с 1933 по 1937 год изучила укрепления и холмы в центре городища, где можно было рассчитывать открыть развалины мечети, о которой говорят арабские писатели. Представляли интерес и окраины города, давшие материал, характеризующий быт рядовых горожан». (Страница 233)
Укрепления городища сохранились не во всех своих частях одинаково хорошо. Наиболее четкие очертания валов и рвов можно наблюдать лишь в южной и восточной части.
Четыре разрыва в укреплениях, один с восточной стороны и два с южной, через которые проходят дороги в дер. Новый Баран, и один в западной части, не сохранили внешних признаков, позволивших бы без раскопок считать их местами древних ворот. Из деталей, заслуживающих внимания, отмечу сохранившиеся по всей южной окружности городища небольшие канавки до 1 м глубиной, расположенные перпендикулярно к ней, приблизительно на равном расстоянии друг от друга. Длина канавок до 3 м. расстояние между ними - около 18 м».
СУВАРСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Савиры (Сувары) - выдержки из книги Мифтахова З.З. и Мухамадеева Д.Ш. "История Татарстана и татарского народа"
«В первой половине IX века булгары ушли из районов Северного Кавказа. Они двигались не просто туда, куда глаза глядят. Решили обосноваться рядом со своими сородичами. Это племена барсил, савир и баранджар, которые обосновались в нашем крае в середине VIII века. Какие обстоятельства вынудили их покинуть прежнее место обитания? Где они жили до переселения?
САВИРЫ (другой вариант названия: сувары).
«До переселения в наши края, савиры жили южнее барсил. Их земли были в предгорьях Кавказа между нижним течением реки Сулак и городом Дербентом.
Здесь савиры создали свое государство Сувар (или Джидан).Столицей Сувара был великолепный город Варачан, основанный в V веке. Он располагался на холме в 15 км, от побережья Каспийского моря. Это был хорошо укрепленный город-замок на древней караванной дороге вдоль западного побережья Каспия.
Савиры были воинственным племенем. Их воины были хорошо вооружены. Основным оружием были мечи.
Они имели большой опыт в использовании стенобитных орудий. Савиры создали такие стенобитные машины, которыми удивляли даже опытных в этом деле византийских инженеров. Савирские воины отличались от других и своим внешним видом. Мужчины-воины подстригали волосы спереди, а сзади заплетали несколько кос.
Внутри племени не было единства. Во главе крупных родов стояли князья. Одни из них выступали союзниками византийцев, а другие - персов. Кроме князей отдельных родов, был общий князь для всех савир. Он носил титул «эльтебера» (на древнетюркском языке «йылтывар»). Полный перевод слова «эльтебер»: князь всего народа. В то же время эльтебер был зависимым князем. Эльтебер савир зависел от правителя хазар.
Савиры были язычниками. Они поклонялись священным деревьям. Священным деревом у савир был дуб. Особым почитанием у них пользовался вековой величественный дуб в окрестностях столицы города Варачана. Почитаемым деревьям приносили в жертву лошадей. Их кровью савиры поливали землю вокруг священного дуба. Голову и кожу лошади вешали на сучья дерева. Савиры думали, что священный дуб дарит им все блага. Они обожествляли также солнце, луну, гром, огонь и воду. В их честь строили специальные святилища. В святилищах находились идолы, посвященные солнцу, луне, огню и воде. Эти святилища обслуживала каста жрецов. Главным божеством, особенно почитаемом савирами, был владыка неба Тенгри. Культ Тенгри савиры восприняли от хуннов, когда вместе с ними жили в Западной Сибири, а культ священных деревьев у народов Кавказа. У народов Кавказа они переняли и обряд похорон. Когда умирал мужчина,его тело клали на землю во дворе. Родственники умершего, устраивали состязание на мечах. Обнажив мечи, они как бы нападали на труп и делали на нем надрезы. Савиры думали, что в тело умершего внедрился злой дух и его оттуда надо выгнать. В это время женщины поднимали, как писали древние авторы, «беснующийся плач» над мертвецом.(Страница 24)
В 682 году эльтебер по имени Али-Илитвер принял вместе со своими приближенными христианскую веру. Он демонстративно срубил священный дуб в окрестностях Варачана. Из древесины соорудил огромный крест. Уничтожил святилища и идолов, а жрецов казнил. Таким способом он хотел заставить своих соплеменников принять христианство. Однако, основная масса населения не приняла новую религию. Большинство савир остались язычниками.
Через 24 года после описанного события на савир обрушилась беда. В 706 году они первыми приняли на себя удары арабской армии. Так продолжалось 30 лет. В войнах с арабами савиры потеряли лучшую и наиболее активную часть своего народа. В 736 году выдающийся арабский полководец Мервали прошел со 150 тысячным войском по западному побережью Каспийского моря. Город Варачан был разрушен и разграблен. Оставшиеся в живых савиры вынуждены были покинуть родные очаги. Часть их ушла на запад и расселилась между Донцом и Днестром. Основная масса ушла на север, в районы Среднего Поволжья». (Страницы 24-25).
СУВАР-СУАР
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Этот город был уже известен арабским географам первой половины Х века. Где он находился?
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ. Город Сувар находился на месте современной деревни Татарский городок. Местные жители ее называют Шамсуар (Шэмсуар) Эта деревня возникла в 30-е годы ХХ века во время коллективизации сельского хозяйства. Находится в 4 км к западу от села Кузнечиха Спасского района Татарстана.
Сувар располагался на равнине по левому берегу реки Утка (Ватыг). С трех сторон он был опоясан земляными валами и рвами. Их не было только со стороны реки. Валы были высокие, а рвы глубокие. Глубина рвов даже в настоящее время доходит до 10 метров.
Центральная часть города была отгорожена от остальной части двумя рядами земляных валов. Здесь находились дома богатых людей, общественные здания. Один из таких домов был открыт и исследован археологами в 1934 году. Это был двухэтажный кирпичный дворец, построенный в Х-XI веках. Здание дворца обогревалось горячим воздухом с дымом через систему централизованного отопления. Вода подавалась во дворец по глиняным водопроводным трубам. Булгары умели строить не только водопровод, но и водосточные каналы для стока использованной воды.
Вокруг дома находился двор, вымощенный плитами и обнесенный кирпичной оградой. Вход во дворец был украшен красивым порталом. Справа от портала возвышалась башня.
С восточной и южной сторон между валами располагались укрепленные пригороды. Здесь жили ювелиры, гончары, металлурги и кузнецы.
Город с внешней стороны имел отличную оборонительную систему. Во-первых, он был обнесен крепкой дубовой стеной со сторожевыми башнями. За стеной на внешней стороне вала был глубокий ров, заполненный водой. Из воды торчали колья-надолбы. За рвом было еще одно укрепление-частокол из заостренных бревен. К востоку от этих укреплений на протяжении около 4 км тянулись неукрепленные пригороды. Здесь жили земледельцы, ремесленники-косторезы, деревообделочники.
Сувар был одним из крупных городских центров Волжской Булгарии. Здесь была главная пятничная мечеть. Работали медресе.
В Х веке в Суваре чеканили монеты. Изготовленные в Суваре монеты были найдены археологами в Рязани, Пскове, Твери и даже в Дании.
В Суваре жили не только торговцы, ремесленники, но и ученые. Наиболее знаменитым среди них был Сулейман, сын Дауда. Он обладал знаниями во многих областях. Его труды были известны не только у себя на родине, но и в Бухаре, Герате и на территории современной Турции.
Город Сувар существовал до конца XIV века.
Кроме таких крупных городов, как Булгар, Биляр и Сувар, на территории Волжской Булгарии было множеств о мелких городов - крепостей. Это Ашлы (Ошель), Джукетау (Жукотин), Керменчук(Кернекэ, Тубулгатау, Кашан.
ОСТАТКИ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РВОВ И ВАЛОВ В СУВАРЕ
ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
«Трудолюбивые и бережливые булгары создали высокоразвитое сельское хозяйство, многообразное ремесленное производство и разветвленную систему торговли. Все это было достигнуто благодаря сравнительно высокому уровню развития культуры».
«В основе успехов булгар лежала разветвленная и хорошо продуманная система образования
Исторические источники и археологические находки свидетельствуют о том, что еще задолго до переселения в районы Среднего Поволжья булгары имели свою письменность. Находки с древнебулгарскими надписями хранятся в музеях Казани, Новочеркасска, Венгрии и Болгарии. Булгары пользовались древнетюркским руническим шрифтом. Руны - это знаки, обозначающие целые слова и определенные звуки. Рунические надписи обнаружены на серебряных предметах, литейной форме с изображением «древа жизни», керамических сосудах, камнях и т.д.
После принятия ислама булгары стали пользоваться арабским алфавитом. В связи с широким распространением ислама рунический шрифт стал вытесняться арабским. Зато некоторые руны стали использоваться как родовой или товарный знак (тамга).
«О широком распространении грамотности среди булгар свидетельствуют исторические и археологические источники ».
«В IX-Х веках булгары использовали в качестве основного письменного материала бумагу. Бумагу привозили из Средней Азии. Там ее делали из хлопка, Писали чернилами. Чернила наливали в глиняные чернильницы.
экспозиция Суварского музея - КЕРАМИКА
У булгар были и книги. Они были написаны от руки красивым, изящным почерком. Обложки книг были металлические. Они были украшены драгоценными камнями и красивым волнистым орнаментом.
Распространение письменности шло параллельно с развитием просвещения среди широких слоев населения. Еще в начале Х века в булгарских селах и городах существовали начальные школы. В этих школах детей учили читать и писать. Учащиеся читали хадисы - книги религиозного содержания, заучивали отдельные аяты, т.е., небольшие отрывки из Корана.
Научившись хорошо читать и писать, ученики продолжали свое образование в медресе. Медресе-это средние и высшие религиозные учебные заведения. Они существовали при крупных мечетях, обычно располагались в столице государства или крупных городах. Учащиеся медресе (шакирды) изучали богословие, получали знания по математике, географии, истории, астрономии и медицине. Много внимания уделялось изучению арабского и персидского языков». (Страница 58)
«Наиболее способные выпускники медресе могли продолжить свое образование в научных и культурных центрах Востока. Они учились в Самарканде, Бухаре, Багдаде и других городах...Исламская религия не препятствовала, а, наоборот, способствовала получению верующими знаний. Так, например, в хадисах сказано: «Час, затраченный на приобретение полезных знаний, Аллаху угодней, чем целая ночь, проведенная в молитве». Мусульмане считали, что путь в рай открывают знания.
Завершив свое образование в научных и культурных центрах Востока, многие специалисты, ученые, писатели и поэты, историки, врачеватели возвращались в родные края. Некоторые оставались в городах Средней Азии и Ирана».
Наибольшую известность получили следующие булгарские ученые, писатели, поэты и врачеватели:
«АБУ-Л-АЛЯ- ХАМИД ИБН ИДРИС АЛ-БУЛГАРИ»
Жил в XII веке, родился в городе СУВАРЕ. Он написал несколько книг по философии и по богословию. Его ученики отзывались о нем, как о великом ученом,которому не было равных на Востоке. Он очень хорошо разбирался в тонкостях богословия. На память цитировал труды многих авторов XII века из Бухары, Нишапура и других городов мусульманского мира. У него было много талантливых учеников. Одним из них был СУЛЕЙМАН ал - СУВАРИ.
СУЛЕЙМАН ИБН ДАУД АС-САКСИНИ-СУВАРИ: булгарский ученый, богослов, писатель. Он родился в городе СУВАРЕ. Жил в первой половине XII века. Большую часть жизни прожил в городе САКСИНЕ (В низовьях Волги). Там он учился в медресе. Его учителем был шейх (знаток и преподаватель религиозных дисциплин) АБУ-Л-АЛЯ ХАМИД ИБН ИДРИС АЛ - БУЛГАРИ. Свои произведения он посвятил своему учителю Им были написаны такие книги: «Свет лучей - правдивость тайн», «Порадующий, больные души», «Цветок сада, порадующий больные души» и другие. Его труды цитировали и продолжали цитировать многие ученые и богословы».
ВИД НА СУВАРСКОЕ ГОРОДИЩЕ
«Сувар» Из книги Р.Фахрутдинова «Мелодия камней».
«Сувар - город вблизи Булгар» - Хадуд ал - алам. Х век.
«День уже клонился к вечеру, а солнце все еще никак не угомонится. Однако совсем не душно. С юга веет мягкий, приятный ветерок, под которым колышется рожь, приятно шелестит листва на деревьях. В густой траве бойкая перекличка кузнечиков, от цветка к цветку порхают белые, желтые, пестрые бабочки. Время от времени в кустах раздаются радостный птичий гомон. Очаровательная пора природы!
Еще не вернулись Сафа и Валерий, ушедшие изучать побережье. Я решил воспользоваться их отсутствием и привести в порядок свои записи. Вот и отдохну тем временем, не то с утра на ногах. Скинул с плеча рюкзак и сел на бережок. Отсюда открывается чудесный вид. Внизу течет вся извилистая, узенькая речка Утка.
Древнее название этой речки - Утиг; так пишется в записках Ибн-Фадлана. Его комментаторы считают, что русское название реки Утки произошло от татарского Удга. Весьма вероятно, что «Удга» от «Утыг» (Утиг - Удга - Утка). Кстати, почти все названия рек на пути следования Ибн-Фадлана к булгарам, которые записывал путешественник, сохранились до настоящего времени у татарского населения: Джайх-Джаек (Жаек, по - русски, Яик, современный Урал), Ирхиз - Иргиз (Иргиз),Самур-Самур (Самара), Кинал - Кинал (Кинель), Сух -Сук (Сок), Джарамсан - (Жарамсан)-Черемешен (Черемшан), Урын - Урын (Урень), Байнах -Майна (Майна), Бинасна - Бизне (Бездна), Джаушир (Жаушир)- Жауширма (Яуширма), другое название Малая Бахта. Эти параллели ясно свидетельствуют о языковой преемственности.
Однако вернемся к Утке. Течет она далее на запад к Волге, вначале среди лугов, а потом через густой и темный лес. Арабский ученый-естествовед XI-XII вв. ал-Марвази писал, что между городами Сувар и Булгар «пространство пути в два дня по берегу реки и очень густых зарослях, в которых они укрепляются от врагов». Все это удивительно точно соответствует этой местности: «путь в два дня» - это 70 километров (один день сухопутного пути в здешних краях составлял 35 километров), что и есть расстояние между Булгарским и Суварским городищами: «по берегу реки» - это по Утке, а затем на север к Булгару; «в очень густых зарослях» - густой и темный лесной массив; «в которых они укрепляются против врагов» - это целая система оборонительных укреплений(длинные валы в чередовании с городищами- крепостями), расположенных в правобережье нижнего и среднего течения Утки, которые нам пришлось обследовать несколько раз в прошлые экспедиционные сезоны.
От Сувара остались лишь крепостные валы, окружающие некогда древний город, и его распахиваемая ныне площадь. В ее северной части расположена небольшая татарская деревушка под названием «Татарский городок» Так ее назвали русские потому, что она стоит на месте древнего татарского города. Хотя эта деревушка не старинная (она возникла лишь в 30-х годах нашего столетия переселенцами из ближайших татарских деревень), но в какой-то степени носит отпечаток былых времен, сохраняя за собой имя Сувар (Суар по-татарски). Проводя разведку по речке Раткуль недалеко от Утки я побывал в татарских деревнях с общим названием Юрткуль (Средний, Подлесный, Степной), мне пришлось услышать из уст старожилов некоторые рассказы о Суваре. Хотя я не слышал увлекательных легенд и захватывающих преданий, но узнал, что народ не позабыл своего древнего города. Так рассказывали, что Сувар был большим и красивым городом, его разрушил Батый-хан. Назывался при этом город «Шам-Суар». Эпитет «шам» хотя и редок, но встречается. Известно, что татары называли столицу Сирии Дамаск Шамшарифом.
Есть даже песня:
«Ай, врата распахнуты
В граде Шамшарифе
До молитвы,
До вечерней, ай, зари.
Жизнь прошедшую,
Как память о ней
И за золото уже
Не возвратить».
Этот эпитет, очевидно, применялся по отношению к городам, показывая этим их величие и славу. Известный знаток древней истории и культуры нашего народа Г.В.Юсупов как-то говорил мне, что «шам» может быть символом красоты и света. Это вполне вероятно. Слово «шам» в переводе с арабского означает солнце; от него, видимо, происходит слово «шамса»- орнамент, узор. Среди татар и теперь встречаются фамилии Шамсуаров, имеющая отношение, по нашему глубокому убеждению, к древнему Сувару -Шам - Суару.
Первые исторические сведения о Суваре относятся к Х веку, даже к его 20-30-ми годам. Правда, такие сведения отсутствуют у Ибн-Фадлана. Однако Йакут, пересказывающий его сведения в XIII веке отмечал город Булгар. В мешхедской рукописи отсутствуют прямые сведения о Булгаре и других городах, в том числе и о Суваре. Однако мы полагаем, что Ибн-Фадлан писал о суварах. Правда, их название передано у него в форме «суван» (суан), и некоторые исследователи читали это слово в форме «суваз» с конечным «з»; отсюда выводили чуваш, т.е., «суваз» они превращали в «чуваш». Это невозможно подобно тому, как вообще неизвестны эти мнимые сувазы ни по одному источнику, в которых сообщается о булгарских племенах. По этим источникам известны сувары. О суварах писали хазарский каган Иосиф (сер. Х в.) среднеазиатский филолог и географ Махмуд Кашгари (XI в.), арабский путешественник ал- Гарнати (XII в.). Они передали их название именно в форме «сувар».
До переселения в Среднее Поволжье сувары известны были на юге, в составе Хазарского каганата под названием «савир» («сабир») в качестве одного из многочисленных племен, вышедших из бывшего гуннского союза. Вот что писал о них их современник - выдающийся византийский историк VI века Прокопий Кессарийский: «Сувары являются гуннским племенем, живут около Кавказских гор. Племя это очень многочисленное, разделенное, как полагается, на много самостоятельных колен. Их начальники издревле вели дружбу одни с римским императором, другие - с персидским царем» Богата история савиров в Хазарии; они сыграли большую роль в образовании и развитии каганата, оставив яркий след в раннесредневековой истории Прикаспия и Северного Кавказа.
Однако не менее яркий след оставили они на Средней Волге, как одно из крупных племен начальной Волжской Булгарии и создав большое княжество с центром в Суваре - втором после Булгара знаменитом на Востоке городе древней Татарии.
Город Сувар
Обратимся к первоисточникам о Суваре. Первые сообщения о городах Волжской Булгарии принадлежит ал - Балхи: «Булгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам». Абу Зайд ал - Балхи - представитель классической арабской географии Х века. Сообщения о Булгаре и Суваре взяты из его знаменитой книги «Ашкял ал-билад» («Виды стран»), написанной в 920-921 годах.
Такие же сообщения оставили ал-Истахри и Ибн-Хаукаль (Х в.), однако у них есть одна существенная редакция - ал-Балхи 10 000 обозначают у них не вообще жителей этих городов, а названы количеством их «мужей»,т.е., воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при определении количества жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению имеющемуся в персидском сочинении конца Х века «Худуд ал - алам: «Булгар - город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все (жители) мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всяким войском кафиров (иноверцев. - Р.Ф.) сколько бы их не было они сражаются и побеждают.Это место крепкое и богатое. Сувар - город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре». «Худуд ал - алам»(«Границы мира»; полностью «Худуд ал - алам мин ал-машрик ила-л-Магриб» -«Границы мира от востока к западу»),написанное в 983 году, является выдающимся произведением восточной географической литературы,отличающимся систематическим и определенным установлением известных мусульманскому миру стран. Крупнейший советский востоковед ВВ. Бартольд, первый научный комментатор «Худуда» отмечал его значительную самостоятельность, хотя его неизвестный автор пользовался известиями ал-Балхи и ал-Истахри.
Данные нумизматические также свидетельствуют о существовании в Х веке булгарского города Сувар. Как известно в период правления Саманидов в Багдадском халифате (IX-Х вв.) в торговом обороте между Европой и Азией большую роль сыграли арабские дирхемы - серебряные куфические монеты. Эти монеты чеканились не только в Багдаде, но и в городах, которые находились под его влиянием.
СУВАРСКИЙ МУЗЕЙ И САДРИЕВА НИНЕЛЬ (директор музея - слева)
Начиная с 20-х годов Х века булгары начали чеканить свои монеты с подражанием Саманидским, но указывая на них годы и названия городов, не имеющих отношения к Волжской Булгарии. Так, известны монеты булгарского князя Микаила ибн-Джафара, на которых указаны имена городов Самарканда, Шаша (Ташкент), Балха, Нисабура. Вполне вероятно, что Микаил ибн-Джафар был сыном уже известного нам Алмаса - правителя Булгарии при посещении посольства Ибн-Фадлана. Об этом свидетельствует отчество Микаила-ибн-Джафар. Дело в том, что Алмас, приняв мусульманство, прибавил к своему имени еще и имя «повелителя правоверных», т.е., багдадского халифа, которого звали Джафар (Джафар ал-Муктадир).
Вскоре в Волжской Булгарии началась массовая чеканка собственных монет. Известны монеты 931, 948-950 гг. чеканенные от имени булгарских Насыра ибн-Ахмеда (очевидно внук Алмаса ) и другого ибн- Ахмеда-Талиба. Его брат Мумин, правивший позднее, чеканил монеты одновременно и в Суваре и в Булгаре - известны его монеты 976 года. Однако после 976 года (до 980 г.) монеты чеканились лишь в Булгаре от имени Мумина ибн-Хасана (по некоторым источникам известен также под именем Шамсун). Этот факт свидетельствует о том, что Сувар к этому времени потерял былую политическую силу и полностью подчинился Булгару-политическому центру страны.
Так определилось в официальной исторической науке время начала собственных булгарских монет. Однако в последние годы выявлены новые данные о монетном чекане Волжской Булгарии в Х веке, которые могут значительно удревнить это начало. Так в составе второго Неревского клада куфических монет обнаруженного при раскопках Новгорода, выявлен диргем 907 года с именем Джафара ибн-Абдаллаха. Нумизмат С..А. Янина исследовав этот клад, считает,что Джафар ибн-Абдаллах - это Алмас, правитель Булгарии и своему покойному отцу Шилке (Силке) мусульманское имя Абдаллах. Об этом писал Ибн-Фадлан, но Янина считает, что присвоение нового имени было еще раньше, когда Алмас принял ислам, т.е. еще до Ибн-Фадлана. Это правомерно, ибо еще Ибн-Руст писал, что царь булгар Алмуш (Алмас) является мусульманином.
Пользуясь случаем надо отметить следующее.География распространения булгарских монет весьма широкая. В составе богатых кладов они обнаружены в различное время в Верхнем Поволжье, новгородской и псковской землях, в Прибалтике, скандинавских странах и Дании (монета, найденная в Дании,чеканена в Суваре)
Выше были приведены слова аль-Марвази о Суваре.Его современник Махмуд Кашгари на своей «Карте мира» указал и булгарские города Булгар, Сувар. Однако Кашгари ошибочно отождествлял Сувар с известным Саксином у Каспия. Это очевидно связано с тем, что он сам не был в этих городах
О местнонахождении Сувара не знали почти до конца прошлого столетия; даже произошла дискуссия по этому вопросу. Одни считали, что он находится на месте Свияжска, другие - Спасска (бывшего Куйбышева районного), третьи - Симбирска. Крупный татарский историк Ш.Марджани в первом томе своей фундаментальной работы «Мустафал ал-ахбар фиахвали Казан ва Булгар» впервые отметил его местонахождение у с.Кузнечиха, что ныне в составе Куйбышевского района республики. Книга Марджани, написанная на арабском языке, не имела широкого распространения, не был с ней знаком, прежде всего, русский читатель
Первый татарский археолог, член общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Г.Н. Ахмеров в 1893 году совершил поездку в Кузнечиху, бывал в окрестных деревнях, опрашивал население, собрал среди них и на территории городища различные находки. О результатах своих поисков он сделал доклад на заседании Общества, его статья о Суваре была опубликована в «Известиях» данного Общества. Местонахождение исторического Сувара, таким образом, было установлено, были прекращены и споры. В первые годы советской власти известный булгаровед, профессор В.Ф.Смолин вновь побывал на месте Сувара, собрал подъемный материал на его площади.
В 1933- 1937 гг. на Суварском городище проводились раскопки крупнейшим советским булгароведом А.П.Смирновым. Это были первые планомерные, стационарные исследования на территории Татарии и первые планомерные раскопки булгарского города. В результате работ был накоплен интересный, весьма богатый археологический материал. Исследователям повезло с самого начала: они наткнулись на остатки большого кирпичного сооружения в центре городища. В итоге раскопок выяснилось, что там стоял когда-то кирпичный дворец - усадьба богатого феодала. Дворец был двухэтажным, имел центральную отопительную систему. Вход в здание украшался порталом, у правой стены стояла башня. Усадьба была окружена каменной стеной, а весь двор вымощен камнями. Дворец был сооружен в Х-XI вв., разрушен в период монгольских завоеваний, но вскоре восстановлен и прекратил свое существование в XIV веке вместе с городом.
Помимо остатков монументальных сооружений были исследованы в Суваре и жилища попроще, из дерева. Так, большой интерес представляет среди них дом с двускатной крышей, деревянным полом и подпольем. Были раскопаны остатки и глинобитных домов. Их стены являлись плетеными, обмазанными глиной с двух сторон; крыша была односкатная, пол деревянный. Исследованы 90 ям-зернохранилищ, стены которых были обшиты дубовыми досками.
Экспедицией А.П.Смирнова впервые в науке был накоплен археологический материал, позволяющий представить оборону булгарских городов: на земляных валах, сохранившихся до наших дней, была возведена дубовая стена в два ряда шириной от 3,5 до 4 метров. Внутри стен насыпалась плотно утрамбованная земля. На всем своем протяжении стена имела боевые башни. За стеной, по внешней стороне вала, имелся ров, наполненный водой, откуда торчали острые колышки бревна. За рвом располагалась внешняя линия вала, по верху которого шел частокол из дубовых бревен с заостренными верхними концами. Вся эта система обороны с городской стражей на стенах и башнях, вооруженной копьями и дальнобойными луками и стрелами, представляла солидную защиту средневекового города. В целом суварские крепостные сооружения свидетельство достаточно высокого развития военно-инженерного дела у булгар первого периода существования их государства.
Надо полагать, что эти укрепления являлись первой серьезной преградой на пути следования монгольского войска в Европу в 1236 году. Сувар расположенный южнее остальных крупных городов Волжской Булгарии, бесспорно одним из первых принял на себя удар неприятельской армии. Для полчищ Батыя, вооруженных мощными стенобитными орудиями, под ударами которых рушились и каменные стены, деревянная крепость, конечно, не являлась неприступной. Однако суварцы достойно защищали свой город. Ни одна крепостная башня, ни один пролет стен не сдавались без боя. Бой шел за каждые проездные ворота, за каждый городской квартал, за каждый дом. Да, здесь некогда лилась кровь, и эти земляные валы, эта пустая площадь являются немыми свидетелями тех грозных дней.
Пока я представлял себе все это, подошли ребята, усталые, но с бодрым настроением. В двух местах нашли и обследовали новые селища с богатым материалом. Занесли эти сведения в дневник, пообедали, и накинув на спину рюкзаки, взяли путь на булгар».
(Перепечатано из газеты «Новая жизнь» № 125, 126, 1999 год).
Гайнетдин Ахмеров «Избранные труды»
«История Булгарии» - 1909 год
«Исследование булгарского городища Сувар занимает особое место в научной деятельности Г.Ахмерова. Результаты его работы получили большой резонанс среди научной общественности.
Как-то, узнав от татар о том, что около села Кузнечихи Спасского уезда Казанской губернии сохранилось место большого древнего города, где часто находят старинные вещи, Г.Ахмеров сообщил об этом секретарю Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете профессору И.Н.Смирнову и по предложению последнего был командирован для выяснения и осмотра местности. С этой целью он приезжает в село Кузнечиху, которое находится на реке Утке, в то время в 40 верстах к югу от уездного центра. Нанятый проводник, местный старожил Емельян Кузнецов, объяснил Г.Ахмерову, что здесь некогда был очень большой турецкий город СВАР (ученый замечает при этом, что местные жители обыкновенно называют все находки турецкими), разрушенный после какой-то войны. В статье, написанной по поводу этой поездки, Г.Ахмеров подробно анализирует название этого города и соседних сел, подчеркивает, что Сувар упоминается еще «у арабских писателей Х столетия» «Название Кузнечиха,- продолжает исследователь, - известно только русским, а все нерусское население называет это село именем древнего города СУВАР, или СУАР. Татары называют его «Иске суар», а чуваши - «Киве-Свар» (Старый Свар). Двойное название этого населенного пункта объясняется тем, что недалеко от него имеется и другая деревня, называемая русскими «Новой Кузнечихой». Татары ее называют «Яна суар», чуваши - «Чене-свар». Такая же картина наблюдается и в названиях других соседних сел. Деревню «Старый Баран» татары называют «Иске Рязяп» и т.д.». (Риф Хайрутдинов, доктор исторических наук, профессор. Вступительная статья и комментарии «Историк Гайнетдин Ахмеров (1864-1911)» к книге «Избранные труды» Гайнетдина Ахмерова. с. 7-8)
«Подробно исследовав местность, Г.Ахмеров в своей статье делает вывод, что «огромность протяжения... валов и рвов» и «значительная глубина их заставляет предполагать, что древнейшее поселение здесь принадлежало к числу важнейших городов Булгарского царства».Кроме того, признаками такого «обширного города», по мнению ученого, служит также обилие различного рода находок на значительном пространстве. Кроме черепков Г.Ахмеров на городище ничего не нашел. Нигде не было и остатков каменных зданий. Не помнят о них и старожилы. Ссылаясь на сведения арабского писателя Х столетия Аль-Балхи, ученый считает возможным предположить, что каменных зданий в Суваре совсем не было. Несколько раньше местные жители в самом городке и в окрестностях находили очень много старинных предметов (железные топоры, деньги, глиняные изделия, черепки, кости и т.д.) Местные крестьяне рассказывали, что деды их, как бывшие крепостные, отдавали дорогие находки своим господам, особенно князю Дадьяну, так как, городище находилось на помещичьей земле. Другой князь, Баратаев, будто бы их скупал у крестьян. Чаще всего помещики находки отбирали. Г.Ахмеров подробно описывает свои беседы с местными крестьянами, находки, выявленные с их помощью, встречи с местными помещиками». (с.8)
«В заключении своей статьи автор высоко оценивает значение открытия для науки местонахождения древнего СУВАРА и найденных там предметов старины, вносит свои конкретные предложения для развития дальнейших исследований. По его мнению, из найденных здесь древних вещей можно было бы составить целые коллекции суварских древностей. Г.Ахмеров подчеркивает необходимость систематических археологических исследований, которые, по его убеждению, открыли бы целую историю этого города, потому что до того времени на этой местности научные исследования не проводились, даже не было известно местоположение этого древнейшего города. И он заслуженно гордится тем, что ему удалось сделать такое открытие» (с.8)
ГЛАВА 3. «Исторические следы татар на территории Татарстана» (Материалы по археологии).
«Экскурсия на место древнего СУВАРА» («Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» Казань,1893-Т,XI-Вып.5). (Страницы 217- 221).
«Татарско-чувашское название села Кузнечиха Спасского уезда совершенно созвучно с именем Булгарского города СУВАР, упоминаемого у арабских писателей Х столетия.
Татары называют это село ИСКЕ СУАР, чуваши - КИВЕ СВАР (старый СВАР), в отличие от соседней деревни Новой Кузнечихи (тат. ЯНГА СУАР, чув. ЧЕНЕ СВАР).
От татар я узнал, что около села Кузнечихи есть место большого древнего города, где очень часто находят разные старинные вещи. Об этом я заявил секретарю Общества И.Н.Смирнову, по предложению которого я поехал сам осматривать эту местность лично и справиться о находках. С этой целью 23 мая я приехал в с.Кузнечиху, которое находится на реке Утке в 40 верстах к югу от г. Спасска. Справившись предварительно в местном Волостном правлении о СУВАРСКОМ городище и его находках, я взял себе в проводники местного старожила Емельяна Кузнецова, который мне между прочим изъяснил, что село носит такое инородческое название (СВАР) потому, что здесь был очень большой турецкий город СВАР (как они обыкновенно называют и все находки турецкими); здесь была их столица, разрушившаяся после какой-то войны». (Страницы 217-218).
«Местные жители именем «СВАР» называют небольшую горку, находящуюся в полуверсте от села, где тоже есть следы человеческого жилья. Об этом городе подробно рассказывал им бывший в деревне Старом Баране 80-летний мулла, у которого были старинные книги. Русские поселились сюда уже на разоренное место из разных губерний (разный сброд - как они называют) Особенно древними поселениями у них считаются соседние татарские селения: Старый Баран (Иске-Рязяп), Старые Юрткули, Кутельбаево и Старые Салманы.
Название «КУЗНЕЧИХА» известно только русскими, а все инородцы (даже в уездах Чистопольском, Лаишевском, Мамадышском и в Самарской губернии)называют это село именем древнего города СВАР или СУАР. Самое городище находится в двух верстах к югу от села на том же берегу Утки в 1 версте от деревни Даниловки, находящейся на противоположной стороне реки, около 50 верст на юго-восток от села Болгар и в 3 верстах от северной границы Самарской губернии, около верховьев трех притоков Волги: Бездны, Утки и Майны. Городище с трех сторон окружено рвами и валами (с южной - один вал и ров, с северной и восточной двумя параллельными валами и рвами), а с западной стороны окружено рекою Уткой, берега которой по рассказам крестьян, лет 20 тому назад составляли непроходимые болота. Глубина рвов от2 до 3 сажень, расстояние между двумя валами около 5 сажень. С севера и востока на среднем (внутреннем) валу есть какие-то ямы; проводник мой назвал их западнями, с которых турецкие солдаты охраняли свою столицу.
С восточной стороны есть два узких хода в городище, старик назвал их воротами. Огромность протяжения этих валов и рвов и замечательная глубина их заставляют предполагать, что древнейшее поселение здесь принадлежало к числу важнейших городов Булгарского царства.
Кроме валов и рвов признаками такого обширного города служит также обилие различного рода находок на значительном пространстве. Площадь его занимала около 6 верст в окружности: признаки человеческого жилья есть и вне валов почти на протяжении 2 верст от самого городища в направлении к селу Кузнечиха.
Я исходил все городище и его окрестности, но кроме черепков ничего не нашел, впрочем, этому препятствовало отчасти то, что в настоящее время площадь городища засеяна рожью. Остатков каменных зданий нигде не сохранилось и старожилы о них не помнят. Основываясь на сочинениях арабского писателя Х столетия Эль-Балхи можно предположить, что каменных зданий в СУВАРЕ совсем не было». (Страницы 218-219)
«Пришедши обратно в село, я расспрашивал у местных крестьян, нет ли у них каких-либо старинных вещей и монет, находимых в соседнем городке и в его окрестностях, и они отвечали, что и здесь нередко выпахивают турецкие деньги, да их отдают ребятишкам играть в орлянку, а железные топоры старинной формы отдают кузнецу переделывать в сошники, топоры и другие домашние вещи. В самом городке ив окрестностях, на пашне, находили прежде весьма много и ныне часто находят древние татарские вещи. Некоторые говорят, что они прежде целыми корзинками имели таких старинных вещей с этого городка.
Внутренность городка начали распахивать под посев еще не очень давно. Разных черепков и костей прежде было очень много, от изобилия их некоторые места городка совсем невозможно было распахивать. И ныне иногда на некоторых местах попадаются какие-то ямы, так что лошади тонут, почему рабочие местного помещика Данченко их заваливают. Между остатками древних глиняных изделий очень часто попадаются сделанные из красной глины, разной величины обожженные шарики с дырочкой, совершенно похожие на наши счетные шарики. Подобных шариков было много найдено и в Булгарском городище, как мы видим из описания Палласа(Древние города,Шпилевского,с.254). Я приобрел несколько таких шариков у татар соседней деревни Нового Барана.
Местные крестьяне рассказывают, что деды их, как бывшие крепостные, отдавали дорогие находки своим господам, особенно князю Дадьяну, так как городище находилось и находится на помещичьей земле. Также много покупал у них таких находок князь Баратаев, вероятно, тот, на которого есть указание в объяснительной записке к археологической карте Казанской губернии И.А. Износкова (Н.П. Баратаев». Находки в селе Кузнечиха» с.3)
Один крестьянин нашел старинную серебряную тарелку, другой - целый кувшин татарских монет, третий- 60 кусков серебра, похожих на бороновой зуб, и все находки отбирали у них владельцы селения. Местный помещик господин Данченко показал мне из найденных в этом городке вещей имеющийся у него русский серебряный рубль - кусок продолговатой формы серебра без всякого клейма около 1/4 фунта. Он же, Данченко, говорил, что кто-то у них нашел до 30 штук татарских монет, но ему ни одной не удалось достать» (Страница219).
«Кроме того, местные крестьяне рассказывают, что на городке распахивают много человеческих костей и черепов, и теперь там валяются несколько совершенно белых черепов, но, к сожалению, мне не удалось видеть ни одного черепа; один крестьянин было обещался принести один целый череп, но я его не дождался - уехал.
В одной версте к северу от села на правом берегу реки Утки, где ныне стоят кирпичные сараи, по рассказам местных жителей, находилось какое-то древнее кладбище. В настоящее время никаких следов его не сохранилось, так как место это с давних времен распахивали и землю возили на плотину.
На северном конце села местный крестьянин Н.Худяков при разрытии погреба вырыл человеческие кости и один череп. Узнав об этом, я отправился на это место удостоверится, и в только что разрытом погребу мы обнаружили четыре неглубоких могилы. Положение полусгнивших костей указывает, что погребение было в сидячем положении. С этого могильника я привез с собою 1 череп без нижней челюсти и переднюю часть верхней челюсти с другого черепа, остальные кости все сгнили. Все 4 могилы глубиной не более1 1/2 аршина.
Переночевав в селе Кузнечихе и собрав там несколько материалов, на другой день я отправился в ближайшую татарскую деревню Новый Баран (Яна Рязяп) для собирания тех же материалов, так как крестьяне этой деревни работают (пашут, жнут и пр.) помещику Данченко, на земле которого находится Сварское городище. В этой деревне находок оказалось также очень много, но я приобрел лишь несколько старинных вещей по той причине, что татары, как любители старинных вещей, дорожат этими находками, купить у них по дорогой цене мне не хотелось. В этой деревне один татарин нашел большой серебряный браслет старинной формы, другой нашел медный молоточек, один конец которого служил печатью (с надписью), у третьего хранится какое-то женское украшение с надписью, у одного хранится медный кистень с шишечками и пр.
Из находимых здесь древних вещей можно было бы составить целые коллекции Суварских древностей, если не пожалеть небольшую сумму денег на их приобретение у местных жителей и соседних татар, которые любят их собирать. Археологические же исследования и значительные раскопки открыли бы целую историю этого города, так как до сих пор еще никаких научных исследований по этой местности не было, и никто никаких раскопок не производил, а вещи находят лишь при распахивании под посев.
В заключение, вправе считать себя счастливым, что для науки открыто теперь местонахождение другого обширного Булгарского города СУВАР, имя которого до сих пор еще не исчезло в памяти народа» (Страница 220-221).
По следам чувашских предков
(автор: Сергей Тихонов)
Чуваши мы или сувары?
Потомки мы волжских булгар?
А чьи же потомки татары?
Кто жил в городище Сувар?
Страна та исчезла навеки,
Оставив в истории след…
Всё те же великие реки
Текут здесь, а зданий тех нет.
…Остатки Булгарских строений
В Биляре лишь видели мы,
Который, по многим из мнений,
Столицей был древней страны.
Мечеть та и «дом феодала»
Сейчас – лишь руины в степи…
А раньше здесь крепость стояла,
Которую взять не могли
Сначала ведь даже монголы,
На всех наводившие страх.
За это они город «стёрли»,
И всё превратили во прах…
Размером был с Константинополь
Биляр, но исчез он в огне…
Теперь пробивается тополь
Среди потемневших камней.
…Сувару не меньше досталось
В те полные ужаса дни…
Почти ничего не осталось:
Валы лишь и рвы здесь одни.
Но этих валов протяжённость
Даёт нам понять, как велик
Был город сувар древних, склонность
К ремёслам мы видим у них:
Повсюду находим осколки
Керамики древней в степи,
В музее заставлены полки:
Сосуды, напрясла, серпы…
Сейчас здесь село Кузнечиха,
Раскинулось возле реки:
Поют и танцуют здесь лихо,
И очень вкусны пироги.
…А там, где Биляр был, недавно
Возник небольшой городок -
Билярск: ходят гуси там плавно,
В музее есть ткацкий станок.
Источник есть рядом с Билярском,
Святой для язычников ключ,
Пусть надписи здесь на татарском,
Но дух здесь булгарский могуч.
Молились они духам предков,
Здесь с давних времён – Кереметь*,
Вязали здесь ленты на ветках,
Чтоб были все счастливы впредь.
Внизу здесь приносятся жертвы,
Едят ритуальную снедь,
А вверх шаг как сделаешь первый,
На ленточки будешь глядеть.
Повязаны ими деревья
Практически все вдоль тропы.
Как много… И знаю теперь я:
Не всех приручили попы.
На месте священного древа
Стоит ритуальный тут столб.
К нему подхожу с пивом, с хлебом,
Свершить «возлияние» чтоб.
Вверху, окружённый весь рвами,
«Девичий» стоит «городок»:
Здесь девушки насмерть стояли,
Врага не пустив на порог.
А сверху здесь чёрные камни
Довольно большие стоят.
Поставили их здесь недавно,
Но с ними проводят обряд.
…И вот наконец-то въезжаем
Мы в город великий – Булгар!
Он раньше богатым был краем,
Был ставкой монголо-татар.
Жаль только, нам ливень мешает
Увидеть его красоту:
С камней древней бани сгоняет,
Смотреть не даёт в высоту…
Стоит с давних пор здесь Палата,
Что Чёрной назвали за цвет,
Ещё Усыпальница рядом,
Где ханы лежат, Минарет.
На тот минарет, хоть он Малый,
Взобрались мы, в общем, с трудом
По лестнице – узкой спирали,
Где тесно – не встанешь вдвоём.
Прощаясь с Булгарией Волжской
(Серебряной – будет точней),
Мы знаем – дождливой полоской
Останется память о ней…
19-22 сентября 2011 года, г. Волхов.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://suvar.net/
Автором подборки статей является Садриева Нинель Масгутовна - старший научный сотрудник БГИАМЗ, заведующая филиалом «Сувар».
https://stikhonov.ru/2011/09/poema-po-sledam-chuvashskih-predkov/
фото Дмитрия Мадурова
https://www.isttat6.izmeri.edusite.ru/
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 19327 просмотров
Комментарии
хватит ли летнего сезона?
чтобы съездить в Закамье?
там тоже десятки мест, где стоит побывать!
а музей?
Музей там каждый день работает?
если поехать летом?
про музей...
директор - местный житель, так что если экстренного ничего не случилось - она всегда там...
Отправить комментарий