Елабуга
В 2010 ГОДУ ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОЧУЮЩИХ ПЕРЕНЕСЛОСЬ В ДРЕВНИЙ ГОРОД ЕЛАБУГУ, ЧТО НА БЕРЕГУ КАМЫ!
Чертово городище на берегу Камы - когда-то тут жили мари и удмурты
Кочующих представляли Суперлегендарный Штурман Арчи и Легендарный Костровой Сергей Петров, сзади виден также известный - Гарбузов клуб матрасников - УРА!
Дозорная башня на берегу Камы
В музее Надежды Дуровой - легендарной кавалер-девицы
Елабуга
Виды старинного города Елабуга
КАМСКИЕ ПРОСТОРЫ Елабуга
МУЗЕЙ-ПОРТОМОЙНЯ Елабуга
МУЗЕЙ ШИШКИНА
Великий русский художник Иван Шишкин родился и вырос в Елабуге, прожив здесь до 1852 г. Он происходил из древнего купеческого рода Шишкиных, его отец, Иван Васильевич, сделал немало полезного для Елабуги, постоянно жертвуя средства на сохранение и преувеличение ее истории. В доме купца, где Иван провел свое детство и юность, пока не уехал учиться в Москву, в 1975 г. был открыт музей памяти художника. Он входит в состав образованного позже полноценного мемориального комплекса, включающего в себя еще и памятник художнику, картинную галерею его имени и парк Шишкинские пруды.
Дом-музей Ивана Шишкина — единственный в России, он располагается в особняке, построенном в 1836 г. В 1850 г. дом сильно пострадал от пожара, но его восстановили и значительно расширили — так он принял современный вид. Рядом с домом находится памятник Ивану Шишкину — бронзовое изваяние художника в полный рост, установленное здесь в 1991 г., а чуть дальше — природная достопримечательность Елабуги, зона отдыха Шишкинские пруды.
Иван Шишкин родился и вырос в Елабуге, он происходил из древнего купеческого рода, а его отец сделал немало полезного для города, постоянно жертвуя средства на сохранение и преувеличение его истории.
Дом-музей — двухэтажный, и оба этажа занимает экспозиция. На первом этаже — комнаты, называемые при жизни художника приемными, — это большая гостиная для торжественных мероприятий, малая гостиная для семейных посиделок, кабинет Ивана Васильевича Шишкина — отца художника, а также столовая и буфетная комнаты. На втором этаже находится комната самого художника, где он жил, его мастерская, где он творил, и картинная галерея, разбитая на два зала — графики и живописи.
Большая гостиная обставлена настоящим антиквариатом — мебелью красного дерева 30-х гг. 19 века. Здесь купец Иван Васильевич Шишкин принимал своих соратников — Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых, а также людей искусства — Осокина, Гуна, братьев Верещагиных. Стены большой гостиной украшены оригиналами картин многих из них. Малая гостиная — намного более уютная и домашняя, здесь коротала вечера вся семья, неспешно беседуя, играя в настольные игры, занимаясь рукоделием.
В кабинете купца Ивана Васильевича на столе лежит книга «История города Елабуги», которую он написал сам в 1871 г.
Столовая и буфетная были «местом обитания» матери художника Дарьи Романовны, а вот комната самого художника на удивление небольшая и скромно обставленная. Маленькими размерами отличается и мастерская Ивана Шишкина, где он творил. В жилой комнате на стенах висят автопортреты художника, а в мастерской — портреты двух жен и дочерей.
Практическая информация
Добраться до мемориального музея Ивана Ивановича Шишкина несложно — он расположен в центральной части города, на живописной Набережной улице. Лучше всего посещать музей в составе групповой экскурсии с гидом.
Стоимость входного билета — 400 RUB.
Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00.
Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, 12.
Телефон: +7 (855) 577-05-47.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК
Сегодня Александровский парк в Елабуге — это любимое место отдыха местных жителей и туристов, приезжающих сюда. Однако до того как он стал таким, парк пережил несколько «взлетов и падений» — от его основания в далеком 1856 г. до запустения и наоборот — до возрождения. Расположен парк в центральной части Елабуги, его история очень интересна и увлекательна, ведь это старейший парк-сад в городе.
Официальное название этого живописного места — городской парк Александровский сад. Он был основан в честь торжественной коронации императора Александра Второго. Однако елабужане не уделяли много внимания парку — ни своими посещениями, ни элементарным уходом за территорией. Но спустя ровно 10 лет случилось одно знаменательное событие, благодаря которому Александровский парк получает свое второе рождение.
До того как Александровский парк стал любимым местом отдыха жителей и гостей Елабуги, он пережил несколько «взлетов и падений» — от его основания в далеком 1856 г. до запустения и наоборот — до возрождения.
Дело в том, что в 1866 г. было совершено покушение на Александра Второго. В Санкт-Петербурге в него стрелял Дмитрий Каракозов, но в последний момент ученик шляпника оттолкнул руку революционера, и пуля прошла мимо. Этот случай вызвал огромный резонанс среди всех слоев населения, а спасение императора и то, что он остался в живых, начали считать настоящим чудом. В честь этого происшествия в Елабуге было принято решение привести в порядок Александровский парк, который основательно запустился в течение 10 лет.
Сад значительно расширили и облагородили его, оформив в английском пейзажном стиле ландшафтного дизайна. Этот стиль подразумевал единение благоустроенной территории с дикой природой: кусты и деревья здесь не стригли, а парковые дорожки прокладывались в соответствии с рельефом участка, потому они были такими извилистыми. С тех пор Александровский парк действительно стал любимым местом для прогулок местных жителей.
В самом центре сада располагался театр, выстроенный из дерева, к сожалению, он полностью сгорел в середине прошлого века.
В 80-х гг. прошлого века в Александровском парке были установлены карусели, среди которых и высокое колесо обозрения. Оно было названо Чертовым вовсе не потому, что так называются подобные сооружения по всему миру, а потому, что с его верхней точки открывается великолепная панорама на Чертово городище — известный археологический памятник Елабуги.
В 90-х гг. парк был снова забыт и запущен, он стал настоящим диким садом. И только после празднования 1000-летия Елабуги в 2007 г. на него опять обратили внимание. К 2010 г. парк был расчищен, здесь установили мост и фонтан, восстановили дорожки, поставили лавочки, провели освещение. Сегодня в нем любят отдыхать гости города и его жители, в парке устраиваются торжественные городские мероприятия.
Практическая информация
Добраться до Александровского парка несложно — он расположен в центральной части города, по улице Набережной. Поблизости находится Мемориальное Троицкое кладбище и памятник Надежде Дуровой. Удобнее всего посещать парк в рамках обзорной экскурсии по Елабуге.
Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная.
ДОМ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Дом памяти Марины Цветаевой — часть мемориального комплекса в Елабуге, который весь посвящен знаменитой поэтессе. Это тот самый дом, где Марина Ивановна прожила последние несколько дней жизни. В августе 1941 г. она по распределению горсовета получила на двоих с сыном Георгием комнату в доме Бодельщиковых, и ровно через 12 дней скончалась.
В доме памяти сохранена обстановка именно этих предсмертных дней жизни поэтессы. Здесь сохранился ее сундук, швейная машинка, а чемоданы так и остались стоять нераспакованными. На диване лежит плед, в шкафу ее посуда, а на чемодан небрежно брошен берет — как будто хозяйка вышла ненадолго и вскоре вернется. Главная реликвия музея — это блокнот Марины Цветаевой. Его нашли в кармане ее фартука сразу после трагедии, и сегодня он хранится здесь.
Помимо дома памяти, в мемориальный комплекс входят памятник Марине Цветаевой, Литературный музей, библиотека Серебряного века, кафе, музей «Портомойня», могила поэтессы на городском кладбище и Покровская церковь, в которой каждое 31 августа, в день смерти Цветаевой, звучит панихида.
Практическая информация
Адрес: ул. Малая Покровская, 20; +7 (85557) 7-05-11.
КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Казанско-Богородицкий монастырь в Елабуге сегодня является действующим, он женский и относится к православной церкви. Когда-то его населяло множество монахинь, но на сегодняшний день в монастыре проживают всего около 20 послушниц. До революции 1918 г. монастырь был одним из самых крупных в регионе, однако в 30-х гг. он был разрушен по приказу властей. История монастыря началась еще в 1850 г., когда купец Стахеев предложил профинансировать строительство домов для женской обители города Елабуга.
В 1851 г. Стахеев скончался, идею строительства продолжал вынашивать его родной брат. Однако в то время не все было так просто: местные власти не имели права самовольно принимать решение о строительстве. Это решение принималось на уровне царя — Александра Второго, и только после его утверждения в 1856 г. постройка монастыря стала возможной. Первые здания, в которых находились кельи, возведены в 1858 г., после этого монастырь начинает стремительно расти и расстраиваться.
Решение о постройке монастыря принималось на уровне царя — Александра Второго, он не только одобрил строительство, но и выделил для создания проекта своего придворного архитектора.
Примечательно, что Александр Второй не только одобрил постройку монастыря в Елабуге, но и выделил для создания проекта зданий своего придворного архитектора — знаменитого Юлиуса фон Боссе. Спустя 10 лет после первых построек была возведена и церковь — в самом центре всего комплекса зданий. Она получила наименование в честь Казанской иконы Божией Матери — отсюда и название всего монастыря.
Революция 1918 г. и смена власти крайне негативно отразились на существовании монастыря. Сразу после окончания революционных действий здесь был устроен детский городок. Однако, несмотря на все изменения, храм продолжал функционировать, а число послушниц монастыря достигало в то время 150 монахинь. По меркам тех времен такое положение вещей было просто недопустимо, и власти решили ликвидировать монастырь. Церковь была разобрана, а кирпичи пошли на постройку других, более важных на то время зданий.
И только в 1995 г. руины храма и полуразрушенные монастырские корпуса передают женской общине монахинь.
Они всеми силами, при поддержке местных властей и меценатов пытаются вернуть монастырю былой вид. В 2012 г. была отстроена заново церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, однако сейчас она уже не настолько величественна, какой была до революции. Реставрационные работы проводятся здесь и сегодня. Восстановлены церковь Св. Варвары и часовня Иоанна Предтечи, несколько корпусов.
Казанско-Богородицкий монастырь в Елабуге
Практическая информация
Добраться до Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря несложно — он находится в центральной части города по улице Максима Горького. Удобнее всего осматривать монастырь в составе групповой экскурсии. Вход на территорию свободный. Богослужения в храме проводятся ежедневно: утреннее — в 8:00, вечернее — в 16:00.
Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Максима Горького, 119а.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЕЛАБУГИ
Елабужский краеведческий комплекс был открыт в августе 2007 г. в честь 1000-летия города. Сегодня он занимает здание в историческом центре Елабуги — памятник архитектуры 19 в., бывший жилой дом купца Николаева, построенный в стиле эклектики с элементами барокко. Комплекс объединил под одной крышей несколько музеев: истории города, театр «Трактир», интерактивные мастерские и выставочный зал.
Музей истории рассказывает биографию города, начиная с эпохи до н. э. и до современности. В «Трактире» можно попробовать блюда традиционной русской кухни в обстановке дореволюционного кабака. Интерактивные мастерские — это мастер-классы, где можно научиться работать за гончарным кругом, плести макраме, освоить роспись по дереву и многое другое. В выставочных залах проходят художественные выставки, презентации, лекции и другие тематические мероприятия.
Практическая информация
Адрес: Казанская, 26; +7 (85557) 7-87-77.
МУЗЕЙ-ПОРТОМОЙНЯ
Музей «Портомойня» — один из 15 филиалов Елабужского государственного музея-заповедника. Он был открыт в 2009 г. Этот музей — уникальный исторический и культурный монумент, единственный в своём роде на территории республики. Он занимает древнюю каменную постройку бывшей прачечной, выстроенной в середине 19 века. Внутри можно увидеть воссозданный интерьер платьемойни с фигурами стирающих женщин. Здесь помещены вёдра и коромысла, бельевые корзины, чаны, стиральные доски, скалки для прокатки одежды и многое другое.
В 1941 г. здесь бывала Марина Цветаева, которая жила в доме напротив. Поэтому сегодня музей входит в состав мемориального комплекса поэтессы. В то время, когда Цветаева находилась здесь, окрестные жители брали воду именно на портомойне, которая одновременно могла вместить дюжину работающих женщин.
Здание музея относится к архитектурным памятникам местного значения.
Внутри можно увидеть воссозданный интерьер платьемойни с фигурами стирающих женщин.
Во второй половине 19 века в Елабуге появилось несколько городских прачечных. И не потому, что в городе была такая особая потребность в стирке: просто платьемойни служили чем-то вроде водопроводных станций. Инициатором проведения водопровода в Елабуге стал градоначальник И. Шишкин, отец знаменитого живописца. Благодаря ему воду из источников направили по трубам из дерева в портомойни, из которых до наших дней сохранилась только одна. Причём прекратила работу она совсем недавно: по слухам, её использовали по прямому назначению до самого развала Союза.
На стенах внутри портомойни можно прочесть познавательные надписи, которые касаются истории мыловарения и методик стирки в разные эпохи.
В музее можно увидеть деревянную трубу, по которой воду из родника подводили в портомойню, а также угольную печь 1870 г. Пользование печью, горячей водой и мылом было платным, как и вход в прачечную, но за это сумму брали символическую.
Так как мыло в портомойне было платным, многие приходили со своим, домашней варки, или с натуральными мылозаменителями. Сегодня в память об этой традиции посетители музея приносят сюда мыло, которого в портомойне собралась уже целая коллекция. Самый старый экспонат насчитывает около века.
Практическая информация
Адрес: ул. Малая Покровская, д. 9.
Время работы: 9:00 — 18:00, ежедневно, кроме понедельника.
Вход: стоимость входного билета с экскурсией для взрослых: 100 RUB, для школьников: 50 RUB.
Цены на странице указаны на декабрь 2016 г.
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ
(рядом автор этих фото - Рамиль)
МУЗЕЙ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
В МУЗЕЕ ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА - ИВАНА ШИШКИНА
Ела́буга (тат. Алабуга, Alabuğa) — город (с 1780) в России, административный центр Елабужского района Татарстана. Елабуга — одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Миллениум города широко отпразднован в российском масштабе в 2007 году.
Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками является образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт. Расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тойма, в 200 км к востоку от города Казани. Площадь 18,4 км². Центр промышленности Татарстана с 2005 года. Седьмой по населению город Татарстана.
История
Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам.
Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.
Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.
Основание села Трёхсвятского
После покорения Казанского царства, когда эти места были заняты, на месте Елабужского Чёртового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. В 1616 году на этом месте было закончено строительство Троицкого монастыря и его церквей, но просуществовал он недолго и в 1764 году был упразднён. Примерно ко времени создания обители относится и основание села Трёхствятского, так в записках известного князя Курбского упоминается о походе на Каму, совершенном русскими вскоре после покорения Казани царем Иоанном IV Васильевичем Грозным.
В книге Большого Чертежа, составленной в первой четверти XVII столетия Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чертов — Елабуга тож». Существует предположение что после основания села Трехсвятского и первой Покровской церкви царем Иваном Васильевичем, по приказанию коего и была заложена Покровская церковь, был пожалован в Покровскую церковь образ Трех Святителей, отчего Елабуга и стала называться селом Трехсвятским. Образ Трех Святителей до сих пор хранится в Покровской церкви города Елабуги, живопись его нисколько не пострадала и принадлежит к древнейшему греческому стилю. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось «Трехсвятское, Елабуга тож».
Елабуга становится городом
В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга получила статус уездного города Вятской губернии. Проживало в Елабуге в то время около 1000 жителей и было менее 400 домов.
Вторая половина XIX века — период становления и расцвета династии купцов промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен К. Я. Ушковым в Кокшане в 1850 году, как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занял в 1890-х годах едва ли не первое место среди всех русских химических заводов.
В начале XX века в городе Елабуга уже 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых, крупнейшие торговые дома «И. Г. Стахеев и сыновья», «Г. И. Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей, поставляла хлеб в различные регионы России, а также в Англию, Германию, Францию, Голландию, Бельгию. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Их могущественный род опирался на огромные капиталы. Они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Хорошо была поставлена торгово-закупочная деятельность и у купцов Гирбасовых. Торговый дом «ФЛ. Гирбасов с сыновьями» ежегодно закупал 510 тысяч пудов хлеба. Были у Гирбасовых и свои биржи. Хлеб продавали в Рыбинске, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге.
В документах переписи населения России царским чиновником в 1904 г. записано: «Граждане города славятся благотворительностью. Трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге. Елабужское купечество, с исстари отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы как в городе, так и в других местах империи…» В Елабуге с 1870-х годов и до 1917 года существовал особый «Благотворительный граждан И. И. и Д. И. Стахеевых комитет», огромные средства которого направлялись исключительно на помощь людям. Кроме стахеевского благотворительного комитета, на счётах которого в 1904 году было более 2 млн рублей, существовал ещё и созданный по аналогии комитет купца Чернова, также владевший значительными капиталами, на проценты от которых строились храмы в различных приходах.
СССР
В 1921 году в связи с образованием национальных автономий Елабужский уезд был разделён на две части: южная — Елабужский кантон была передана в состав Татарской АССР, а северная — Можгинский уезд в состав Вотской АО.
С 1921 по 1928 год Елабуга — центр Елабужского кантона, с 10 августа 1930 года — центр Елабужского района Татарской АССР.
В годы Великой Отечественной войны в Елабуге была размещена часть эвакуированной из города Вышний Волочек хлопчатобумажной фабрики. Здесь же 31 августа 1941 покончила с собой Марина Цветаева.
В послевоенное время возле города были открыты крупные месторождения нефти. Были открыты новые месторождения — Первомайское, Елабужское, Красноборское и др. В 1961 году в Елабуге было организовано шестое в Татарстане управление по добыче нефти и газа «Прикамнефть».
Постсоветское время
24—26 августа 2007 года широко отпраздновано в российском масштабе тысячелетие Елабуги, второй из миллениумов поселений Татарстана после его столицы. К юбилею в городе было построено и реконструировано несколько важных объектов.
Численность населения, чел.
2010 - 70 505 т.чел.
Национальный состав: русские — 58,7 %, татары — 34,3 %, чуваши — 1,7 %.
Городские достопримечательности
Расцвет города как архитектурного ансамбля приходится на вторую половину XIX века. Большой пожар в августе 1850 года превратил в пепел более 500 деревянных домов; началось строительство каменных зданий, и ныне украшающих город. Улицы Набережная, Покровская, Спасская, Казанская — это целый ряд интереснейших особняков, корпусов учебных заведений, магазинов. На этих улицах жили известные купцы. Уездное и городское училища, Женская гимназия, Училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Никольская церковь и другие были выстроены на средства купцов. Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение и водопровод.
Уникальная по целостности ландшафтно-пространственная организация города XIX века сочетается с большим количеством памятников истории и культуры. Проект регулярной планировки учитывал сложившиеся градостроительные параметры Елабуги, её естественную «прикрепленность» к берегу реки Тоймы.
Внутренняя городская среда исторической части города, благодаря относительно хорошей сохранности и единовременности формирования, отличается редкой цельностью. Город образует в основном прямоугольные кварталы, ограниченные (согласно регулярному проекту XVIII века) взаимно перпендикулярными улицами и обстроенные по периметру 2-3-этажными домами гражданской архитектуры. Единым центром такой планировки становилась соборная площадь Спасского собора.
Кафедральный Собор во имя Спаса Нерукотворного образа — величественное сооружение о пяти главах и трех пределах с двухэтажной пристройкой для духовного правления. Был освящен в 1821 году (является самым большим храмом Елабуги). В росписях храма участвовали известные художники-академисты: И. А. Осокин, Братья Верещагины, Бруни. Самую главную святыню Собора составляла икона Нерукотворного образа Христа-Спасителя. Рядом со Спасским Собором расположена небольшая по размерам Часовня Александра Невского.
Улица Набережная. Возникла по плану 1780—1784 годов, проложена по краю высокого берегового склона р. Тоймы. Следуя изгибу надпойменной террасы, огибает с юга кварталы западной части города. Хорошо сохранилась историческая застройка Набережной улицы, открытой на широкую пойму Тоймы и Камы. Это главный «фасад» Елабуги, усиленный крупными архитектурными объёмами Спасского собора и Никольской церкви. Набережная — единая, по преимуществу жилая и прогулочная, респектабельная зона старого города. Это единственная улица в Елабуге, которая, подчиняясь условиям природного рельефа, сохраняет связь со старой, дорегулярной планировкой.
Здание Епархиального женского училища, одна из городских доминант. Здание в стиле «вятского барокко» построено в 1903 г. на средства Глафиры Федоровны Стахеевой, богатой елабужской купчихи, потомственной почётной гражданки. План и смета на постройку Епархиального училища были выполнены вятским губернским инженером, классным художником, архитектором I степени И. А. Чарушиным. Из рода в род, из поколения в поколение передавались благотворительные традиции в Елабуге. Благотворительная деятельность формировала в городе атмосферу особой духовности, которая, в свою очередь, создавала условия для рождения или пробуждения в этой среде людей гениальных, верных своему Отечеству.
Памятник И. И. Шишкину, великому русскому художникуС Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И. И. Шишкин (многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги), здесь же в его доме-музее хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник, в Елабуге находится музей-усадьба Н. А. Дуровой, музей поэта М. И. Цветаевой. В Елабужском уезде родился и вырос В. М. Бехтерев (1857—1927) — учёный-психоневролог, в честь него открыт музей.
В городе действует Елабужский государственный педагогический университет, который расположен в здании, в котором ранее располагалось Епархиальное училище. Перед зданием установлен памятник Стахееву, самому известному благотворителю Елабуги, на средства которого и было построено это здание, являющееся памятником архитектуры начала XX века. Кроме того, в Елабуге много других зданий, построенных купцами и представляющих архитектурную и историческую ценность.
В 1990 году был подписан указ президента Российской Федерации о создании в Елабуге историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Люди, связанные с Елабугой
Династия купцов и промышленников Стахеевых.
Русский художник-живописец Иван Шишкин (1832—1898).
Участница Отечественной войны 1812 года, «кавалерист-девица» Надежда Дурова (1783—1866).
В реальном училище (с 1909 по 1916) учился Маршал Советского Союза Леонид Говоров (1897—1955).
Здесь в эвакуации провела последние дни жизни и была похоронена русская поэтесса Марина Цветаева (1892—1941).
В здании женского Епархиального Училища в эвакуации (с 1941—1944) находился филиал Ленинградского государственного университета под руководством академика В. А. Амбарцумяна. Среди сотрудников филиала были В.И.Смирнов, В. А. Фок, В. В. Соболев (впоследствии академики). За эти годы филиал выполнил много научных работ оборонного значения.
В елабужском лагере НКВД № 97 пребывал в заключении Курт Ройбер — немецкий солдат, автор Сталинградской Мадонны.
Родился оперный певец, народный артист СССР (1977) Азат Аббасов (1925—2006).
ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Празднование тысячелетия
Прошли праздники. Наступили будни. Удался ли праздник, каждый оценивает сам.
Город стал красивей - это однозначно. Но хватит ли сил у коммунальных служб поддерживать такое состояние? К сожалению, многие украшающие элементы являются однодневными. Некому было подумать о долгосрочности наводимой красоты.
Большая часть города приняла праздничный облик. Обновили часть дорог - это радует. В исторической части Елабуги часть тротуаров выложили плиткой. Убрали столбы с проводами и поставили фонари под старину. Выглядит замечательно. Особенно в вечернее время.
Открыт новый музейный комплекс. Реставрируют Покровский собор. Спасский собор после долгих лет открыли для посещения и проведения служб. На колокольне Спасского собора установили вновь отлитые колокола. В праздничные дни периодически раздавался колокольный перезвон. Открыли всем желающим возможность подняться на любой ярус колокольни. Вид необыкновенный.
Построен пешеходный мостик через Тойму примерно на том же месте как во времена купеческой Елабуги. Пойменное место реки Тоймы именуемое Шишкинскими прудами пополнилось еще одним прудом с фонтанами. Между стадионом и прудами воздвигнута пирамида из щебня и грунта, которую завершает шатер.
Построен современный открытый стадион вблизи ледового дворца. Теперь в Елабуге можно организовывать спортивные соревнования федерального уровня.
Построены дополнительные трибуны на городском майдане. Вместимость его увеличилась почти в два раза. Город пополнился заведениями общественного питания. Незадолго до юбилея создан филиал российского общества краеведов.
Программа трех дней была достаточно насыщенная. Одновременно все посетить было невозможно. Каждый выбирал себе то, что больше нравится.
Но некоторые моменты подготовительных и праздничных событий вызывают непонимание.
Вид на древнюю башню Чертова городища со стороны исторической части города был испорчен построенным рестораном. Теперь от площади у вечного огня, где останавливается большинство туристических автобусов, и с Шишкинских прудов башни не видно. Башня просто исчезла на фоне нового строения.
Историческая часть города приведена в надлежащий порядок. Но цветовая гамма разукрашенных купеческих домов не соответствует облику купеческой Елабуги.
Отделка деревянных домов свежеокрашенными деревянными профилями вызывает недоумение. Во всем мире сохраняют тот вид, который дерево или камень приобретают от времени. В нашем же городе некоторые дома выглядят, как только что построенные.
Часть мероприятий оказалась недоступна горожанам. Реконструкцию событий в виде батальных сцен у башни Чертова городища могло посмотреть очень малое число желающих. Период времени, который был представлен зрителям, нигде не описан, поэтому достоверность происходящего на совести авторов композиции.
Начинается подмена некоторых исторических названий вновь придуманными. Так Елабужское городище, именуемое во всех источниках разных лет Чертовым городищем задолго до празднования "юбилея" через СМИ стали именовать Булгарским городищем.
Совсем непонятно причем здесь булгарский эмир, которому поставили памятник на Чертовом городище, и Елабуга?
Празднование длилось три дня. С 24 по 26 августа. Два последних дня (к вечеру) природа проверяла елабужан и гостей на прочность шквалистым ветром с дождем и грозой. Завершилось все сильным ветром с дождем, в результате которого с 18 до 23 часов 26 августа город остался без электроснабжения.
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ
Изучая историю Елабуги, часто сталкиваешься с непонятными явлениями.
К примеру, название Елабуга уже применялось и до переименования дворцового села.
Так, в "Дозорных книгах дворцового села Трехсвятского" 10 июля 1621 г. написано, что по государевой, царевой и великого князя Михаила Федоровича всея Руси грамоте "в Трехсвятском, что на Елабуге" была сделана перепись.
Долго не мог понять, причем здесь Трехсвятское, что на Елабуге. Неужели нельзя было написать просто село Трехсвятское. Но оказалось, что это не описка и не случайность.
Трехсвятских было два.
Изначально село Трехсвятское находилось в междуречье рек Буга и Ела. Возможно, в самом начале село имело другое название. Возраст его сравним с возрастом Чертова городища. Для появления села место было очень удобное. Полноводная тогда Буга и ее небольшие притоки славились заливными лугами, где можно было пасти скот. В реке можно было ловить рыбу. В пойме можно было заниматься земледелием. А главное, место обеспечивало безопасность, так необходимую в те далекие времена. С реки Камы села не было видно. В верховьях Буги был дремучий лес, куда можно было при необходимости скрыться.
В статье "Налево пойдешь...", напечатанной в "Вечере Елабуги" (32 номер за 9 августа 2006 года), рассказано про гласисы (пологая земляная насыпь впереди крепостного рва или полевого укрепления). И упоминаемый Полевой гласис впоследствии дал название улице Большой Гласисной (ныне улица Горького) и переулку Большой Гласисной. Вот этот гласис и был южной границей древнего села Трехсвятского. Почему село было названо именно так - это отдельная история.
Река от слияния рек Ела и Буга до впадения в реку Тойму называлась (и до сих пор называется) Елабуга. Река Буга, как менее длинная должна быть притоком Елы. Но в те времена люди видать считали по-другому и вместо Елы назвали этот участок реки Елабугой. В низовьях реки Елабуги перед впадением в Тойму несколько столетий назад был заложен острог. Имел ли он какое-то название, пока мне не удалось выяснить. Но когда вокруг него начало разрастаться селение, то это место назвали Трехсвятским. А чтобы не было путаницы с более древним селом, его именовали Трехсвятское, что на Елабуге. Которое впоследствии было переименовано известным указом Екатерины II в город Елабугу.
А древнее село Трехсвятское продолжало жить своей жизнью и оставалось таковым вплоть до начала XX века. В советское время жители села административно стали подчиняться Первомайскому сельскому совету, пока село не вошло в состав современной Елабуги. И жители улицы Первомайской жившие в те времена на северной стороне были сельчанами, а на южной стороне горожанами.
История древнего Трехсвятского совершенно не изучена. Много неизвестных страниц ждут своих исследователей. В частности, заслуживает внимания деревянная Покровская церковь, которая когда-то находилась на территории древнего села.
ТАЙНА ЧЕРТОВА ГОРОДИЩА
Согласно другой легенде, Екатерина II посещала руины Чертова городища, чтобы получить ответ на вопрос о том, стоит ли ей выходить замуж за своего фаворита Григория Орлова. Как мы знаем из истории, его женой она не стала, но что "поведало" Екатерине Чертово городище, даже легенда умалчивает: не было ответа...
В 1852г. "Казанские губернские ведомости" опубликовали отрывки из произведения булгарского летописца Шериф-Еддина, где было сказано: "...хан Темир-Аксак, разорив Чертово городище, посетил могилы последователей Магомета, находившиеся в устье р. Тойма, впадающей в Каму под городищем..."
Историки подвергают глубочайшему сомнению тот факт, что Тамерлан был в наших краях. Но еще в 1985-86гг. я услышал от одного из елабужан легенду о том, почему Чертово городище не было разрушено легендарным Тамерланом. Якобы осажденные выполнили волю "железного хромца" и обложили отрубленными головами своих воинов всю башню от основания до верхушки. Согласно этой малоизвестной легенде, Тимур осадил крепость и всем осажденным грозила неминуемая смерть. Тайный подземный ход, по которому можно было уйти в безопасное место, был воинами Тимура обнаружен и завален. Защищать крепость еще можно было: были люди, были силы и оружие. Не было только смысла. Погибли бы все. И тогда исчез бы весь народ, здесь живущий. Тимур, славящийся не только своей жестокостью, но и тем, что он держит свое слово, сказал, что оставит в живых тех, кто укроется в крайней башне крепости (она была самой малой). Но при этом сама башня снизу до верху должна быть укрыта отрубленными человеческими головами. И не тех воинов, что уже погибли в битве с Тамерланом, а головами тех защитников крепости, что еще живы и готовы биться.
После мучительного ночного совещания в указанную башню вошли женщины и дети (им предстояло возродить великий народ, здесь живший веками), а поутру воины рубили друг другу головы и складывали их у башни так, чтобы башня скрылась под пирамидой человеческих голов... Тамерлан сдержал свое слово: башня осталась цела, и те, кто укрылись в ней, остались живы. Народ возродился. Но какой ценой!
В 1855г. по просьбе уроженца Елабуги профессора К.И. Невоструева Шишкин вместе с сыном-художником обследовал Чертово городище, принял решение о восстановлении полуразрушенной башни, но к работе приступил только в 1867г. В 1871г. Иван Шишкин издал в Москве книжку "История города Елабуги", где, ссылаясь на "некоторые изустные предания и известия в печ. книгах и рукописях", сообщил, что "на том месте, где Чертово городище, стоял город Гелон, до которого доходил Персидский царь Дарий Истаспь, гнавшийся за скифами <за 512лет до Р.Х.>, и что, проведя зиму в городе, он его выжег..." и что на том месте, "где был Гелон, полагается древний Болгарский город Бряхимов". Поведал Шишкин и о жрецах, живших в руинах Чертова городища, к которым "царица Казанская Сумбека" отправляла послов, желая узнать, чем закончится война с царем Иваном IV...
Неизвестно местонахождение памятной чугунной плиты с надписью: "Сей древнейший памятник до разрушения не допущен; возобновлен Елабужскими гражданами в 1867г." Член-корреспондент АН Д.К. Зеленин в своем путеводителе по рекам Каме и Вятке (1904г.) указал: "Еще немного и одним из замечательнейших памятников на Руси было бы меньше, но в Елабуге нашлись просвещенные люди, которые спасли памятник". Елабужане и жители окрестных сел и деревень активно использовали материал крепости для своих хозяйственных нужд. А спустя век после того, как Шишкин восстановил башню, на территории городища одно из елабужских предприятий стало добывать камень. Устроенный карьер разрушил центральную часть городища и навсегда лишил нас разгадки некоторых тайн городища.
До сих пор на склонах горы, увенчанной легендарной башней, находят люди (и находят, заметьте, случайно) свидетельства минувших эпох: наконечники стрел, человеческие кости и кости животных, диковинные монеты и амулеты, глиняные черепки... Теперь только на миг представьте, что находят при специализированных археологических раскопках...
Но вернемся к легендам. Они свидетельствуют, что от Чертова городища в разные стороны шли несколько подземных ходов. Где они находились и куда вели, достоверно не известно. Старожилы свидетельствуют, что остатки подземных ходов были видны местами еще в конце 1970-х гг.
Прикоснулся к тайнам Чертова городища, но не успел их раскрыть, елабужский писатель Станислав Романовский. В 1989г. была издана его повесть "Башня над Камой", шестая глава которой так и называется "Легенды Чертова городища".
ОРАКУЛ ДРАКОНОВОЙ БАШНИ
Сохранившемуся до наших дней сооружению больше 1000 лет, а местные жители нарекли сакральный артефакт Чёртовой башней. Древние легенды утверждают, что в башне некогда обитал жуткий огнедышащий Змей-оракул. Существовал ли мифический предсказатель на самом деле? На эти вопросы отвечает известный писатель и палеоэтнограф Владимир Дегтярёв.
— Владимир Николаевич, существовал ли на самом деле огнедышащий Змей-оракул?
— Вопрос интересный. А существовал ли Змей Горыныч? Соловей-разбойник и Тугарин Змеевич? Я отвечу однозначно: эти сущности действительно в глубокой древности обитали на просторах Евразии. Время шло, и они истончились до сказочного состояния, остались обломком древней веры. Но они существовали!
Итак, Драконова башня в старой Елабуге. Начнём с названия самого городища — EI Ab Ug. С очень древнего слогового протоязыка это понятие переводится так: «Дракон (поместил сюда) угли зарождающейся Вселенной». Сам топоним уже говорит о великой древности места. Давайте глянем на карту. Елабуга стоит в Заволжской стороне, чуть выше впадения Камы в Волгу. Там же в Волгу впадает река Вятка. Таким образом, Елабуга своим расположением контролирует огромную территорию, включая большой кусок Урала с Челябинским проходом — древней таможней.
— Но территория-то была огромная, что стоило обойти эту таможню…
— Верно, но лишь зимой, когда реки и болота покрывались льдом. К тому же в Елабуге ставили тамгу, означавшую, что ты прошёл, заплатил дарагу и прочие пошлины и теперь можешь в Московской стороне торговать и жить спокойно. А без тамги об оплате товара можно было мгновенно лишиться и товара, и жизни даже. Кроме того, Урало-Сибирская сторона верила в Дракона, как и современный Восток. Дракона боялись и не нарушали его законов.
— В чём это проявлялось?
— Купцы и прохожие останавливались в крепости Елабуга. Там оформляли документы. А в башне Дракона колдовали жрецы. Заплатив положенный сбор, купцам нужно было поднести и драконовым жрецам. Для создания полного образа «драконозверя» жрецы могли содержать в башне гигантского полоза и змей поменьше.
— Но ведь купцы и путешествующие люди прекрасно знали, как выглядят разные змеи. Чего им было пугаться?
— Пугались размера! Я однажды видел змею в .5 метров длиной. Надолго запомнилось! А если на вас ползёт чудище 20 метров длиной, а вокруг того чудища штук 40 маленьких змеек сворачиваются в клубки? Да ещё жрецы тянут непонятную злую молитву?… Но меня больше всего заинтересовало то, что купцы добровольно входили в башню. Когда же я прочёл в старинных документах, что огромный «сын дракона» в Драконовой башне Елабуги был оракулом-предсказателем, все встало на свои места.
— Есть этому письменные доказательства?
— К сожалению, у нас сохранилось очень мало дореволюционных книг. Но в Кирове мне удалось достать брошюру купца В.С. Торощина. Она называется «Описание торговых путей, или как мой род достиг богатства и благоденствия». Его род торговал с Уралом, поэтому мимо башни Дракона проходил не раз. Там есть такая фраза: «Получив благословение на проход, отдав служителю башни алтын, мой дед вдруг онемел, и ноги у него просто приросли к каменному полу. Поелику высунулся в дыру потолка страшный лик дракона и дыхнул на него огнём. И тут же исчез».
— Сбывались ли предсказания жрецов Дракона-оракула?
— Понимаете, купцы же часто обращались к оракулу Драконовой башни. Ошибись
жрецы в предсказаниях — кто бы стал платить дань Дракону и верить в его силу? Так что, думаю, сбывались предсказания процентов на 90. Как? Полагаю, среди толпы купцов и проезжающих толкались шпионы жрецов. Но вот ведь в чём тайна. Шпионы могли выведать, как купца зовут, куда едет, много ли товару хочет продать, да что у него за товар, да что хочет купить и так далее. Но купец-то мог спросить у жрецов не про тройную прибыль, а про время своей смерти, к примеру.
— Неужели в башне было устройство, читающее мысли?
— Вы почти угадали. Только устройство не для считывания мыслей, а для сканирования человека. Целиком. И души его, и тела, и энергетики. Территория Урала простиралась от левого берега Волги до левого берега нынешней Оби. На этой территории существовала своя развитая цивилизация, свои верования, законы, обычаи и механизмы предсказания будущего. Некий механизм стоял и в башне Дракона.
— Куда же подевался Дракон, жрецы, механизм предсказания будущего, где их искать?
— Когда Иван Грозный завоевал Казань, казанцы спрятали казну города. Её до сих пор не нашли. Я уверен, что прятали её в районе Елабуги — Дракон должен был защитить золото подведомственного ему народа. Не древней силой защитить, а теми хитрыми подземными ходами между Казанью и Елабугой, что до сих пор так и не обнаружены. Можно, конечно, сомневаться в моих словах, но я уверен, что башня Дракона играла ещё и роль вентиляционной шахты. Таких башен на пути от Казани до Уральских гор было несколько. Когда Иван Грозный уничтожил Елабугу как погранично-таможенный пост, он срочно построил его аналог — Сан-чурек — в глуши вековечных кировских лесов. От Казани до Санчурска царь пробил почти двухесткилометровую «ратную тропу Ивана Грозного» — деревянную мостовую, по которой и пушки катились, как по асфальту. Я ездил туда. Тропа эта, конечно, сегодня жутко заросла подлеском и кустарником. Мостовая сгнила, но впечатление прежней мощи осталось. Собственно, Иван Грозный выпрямил путь от Челябинского прохода через Урал на Нижний Новгород и Москву. А Елабуга и Казань тем самым потеряли своё сакральное и торгово-посредническое значение. В самом Санчурске с момента его постройки велась летопись. Я родом из тех мест и лично видел летопись в Санчурском музее. В ней (так мне рассказывал директор музея Николай Ефремов, мариец) была глава, посвящённая башне Дракона. В манускрипте говорилось, что эта башня одна из 12 башен, что были выстроены от Казани к Челябе. Что осталась она одна, что город Елабугу передвинули, а башню не тронули.
— Это всё легенды и сакральные тайны. А не осталось ли материальных артефактов в башне Дракона?
— Поблизости, конечно, остались. Кладоискатели по сей день ищут в тех местах пропавшую казну ханства. Причём весьма вдумчиво, с предварительными исследованиями, с изучением документов. Но казну могли увезти очень далеко, например в Крым, поскольку теплилась надежда на реванш… Так что насчёт казны ханства не знаю, а вот иные материальные следы, артефакты непременно надо искать. Например, взять георадар и пробить пустоты под башней Дракона. Сенсация гарантирована, а дальше — крылатый барс сам укажет древнюю дорогу к золоту. Вы взгляните на герб Татарстана: это барс, ирбис, да с крыльями. А лев, барс или леопард, имеющие крылья, — это аватар Дракона, божества Неба.
СТАТЬЯ ПРО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК НИЖНЯЯ КАМА ОКОЛО ЕЛАБУГИ - ТУТ!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
ФОТО КОЧУЮЩИХ.
https://www.love-elabuga.narod.ru/
https://www.elabuga-city.ru/
https://www.elabuga.com/
https://www.elabugacity.ru/
Елабуга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).
САЙТ ВИКИПЕДИЯ.
А. Х. Халиков, История Татарской АССР. Таткнигоиздать, 1968.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 16708 просмотров
Комментарии
Внимание!
факт:
"В елабужском лагере НКВД № 97 пребывал в заключении Курт Ройбер — немецкий солдат, автор Сталинградской Мадонны" -
как оказывается Елабуга благотворна для художников!!!
Елабуга?
А я думал НКВД - имено благодаря ему оккупант жив остался.
А рисунок свой он вроде как в Сталинграде нарисовал, или я чего не понимаю?
дело было так...
эскизы карандашом он делал в Сталинграде, а уже в Елабуге - когда узнали про его картину, то НКВД предоставило ему мастерскую, краску и кисти - он дорисовал Мадонну в цвете, ну, и заодно делал для всех Боевой листок и рисовал рисунки для журнала "Гитлер капут"!
Отправить комментарий