Гора Кала-тау
Многие деревни Атнинского района имеют многовековую историю и известны со времен Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Безусловной достопримечательностью района является великолепная гора Кала тау (по-тюрк. «Крепость-гора», «Город-гора»).
Здесь же, недалеко от деревень Айшияз и Кубянь на высоком берегу старого русла реки Ашит, археологами были обнаружены остатки древнего городища, которое получило научное название «Айшиязское городище».
СТАТЬИ ПРО АТНИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ АТНИНСКОГО РАЙОНА РТ - ТУТ!
ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АТНИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Местное население называет это место «Ханским кладбищем» и очень четко связывает его с правителями Волжской Булгарии Х века.
Исходя из выявленных при раскопках материалов, ученые предполагают, что городище использовалось в качестве убежища местным языческим населением еще в IV–VII веках, а позднее, в период Золотой Орды и Казанского ханства, оно являлось одним из форпостов татарского государства на севере страны. Об этом, в частности, писал «татарский Геродот» Шигабутдин Марджани.
легендарная гора Кала-тау
Ежегодно в первую пятницу июня население близлежащих деревень проводит здесь праздник «Элэшэ бэйрэм» — праздник «Аляше», когда собравшиеся молятся за почивших предков, праздник, дошедший до нас с древнетюркских времен поклонения верховному божеству Тенгри. Рядом с местом проведения этого праздника находится «Изгелэр чишмэсе» — «Родник святых», судя по вкусу воды и бодрости, придаваемой ею, действительно представляющий собой источник с целебной водой.
АЭРОСЪЕМКА ГОРОДИЩА - КАЛА-ТАУ
Кала – с древнетюркского переводится как “крепость, укрепленное место”.
Эта гора, как ничто другое, подходит для этих целей. Говорят, что в древние времена такие холмы использовали для оповещения об опасности, о нашествии врагов при помощи сигнальных костров. Увидев дым в одной из возвышенностей, зажигали костер в другой, и так по цепочке. Получалось быстрее в сто раз, чем доскачет вестовой. Кала-Тау с точки зрения военных наук хорошо защищенное место с трех сторон.
Кроме северо-западной стороны подъезд к холму затруднен еще несколькими холмами и холмиками в виде террас. Но почему нет рва с северо-западной стороны, не знаю. Могли бы и тут вырыть. Хотя она простирается далеко-далеко, чтоб дойти или доскакать до горы, надо пройти несколько холмов, постепенно становящихся выше...
Сам спускался, сам поднимался по крутым склонам горы – это оказалось делом нелегким, невидимая сила тянула вниз, силы иссякали с каждой минутой. И явно представил своих предков, защитников горы, спускающих бревно накатом на штурмующих врагов...
Но знаете, как только поднялся на вершину, усталость, дрожь на ногах как рукой сняло... Все же есть что-то магическое в этой горе.
...Начал накрапывать дождь. Небольшое причудливое облако медленно плыло над горой. Как будто хозяин горы прогонял меня, рассердившись, что кто-то нарушил его покой...
Я попросил у него прощения, так же, как попросил разрешения подняться в нее, как только подъехал и остановился перед ним, созерцая великолепную картину, открывшийся перед моим взором. А еще просил здоровья всем близким, осуществления мечт, удачи себе и домочадцам, чтоб не было войн, чтоб все люди жили счастливо...
...Когда уходил, попросил прощения у духа горы за то, что беспокоил и так его тревожный сон. Отъехав немного, поднявшись на взгорок, остановил машину, сошел и посмотрел назад – в гору. На его вершине маячил одинокий человек.
Что ищет он там? Покой души? Или: “Так родная же земля... Красиво...” Вот бы еще и беречь ее, эту красоту для себя, для потомков... Как они берегли ее для нас, неблагодарных отпрысков.
указатель на гору Кала-тау и Ханское кладбище
Айшиязское городище
Объект культурного наследия федерального значения. Постановление Совета Министров ТАССР от 30 октября 1959 г. №591 «О мероприятиях по улучшению состояния охраны, реставрации и популяризации памятников культуры, находящихся на территории Татарской АССР»
субботник на Кала-тау и Ханском кладбище
История
Городище находится в районе села Айшияз (Ашияз). Площадка его занимает треугольный мыс, обращенный острым углом к югу. Сохранившиеся укрепления в виде земляных валов и рвов защищают городище с севера двумя линиями обороны.
Наружная северная линия обороны дугообразной формы протяженностью 86 м. имеет вал шириной 3-4 м., высотой 0,5-1 м. и ров шириной 2-4 м. и глубиной не более 1 м.
Прорезана четырьмя проездами. Внутренняя южная линия обороны отстоит от северной на 44 м. и также состоит из рва и вала, имеющих протяжение 38-45 м.
Южный вал и ров древнее северных, что заметно по худшей сохранности, по расплывчатым очертаниям.
Видимо, древнейшей частью городища является пологий сильно размытый южный мыс длиной 60 м., шириной 38 м. (площадь около 1900 кв. м). Площадка в пределах северной линии обороны ровная, за исключением западной половины, где много больших поздних ям (скотское кладбище), имеет ширину с севера на юг - 44 м., длину с запада на восток - 80 м. Площадь ее 2800 кв. м.
В 1956 г. Н.Ф. Калининым на этой площадке сделан раскоп в 172 кв. м, разрезавший восточную часть (нетронутую позднейшими перекопами) с востока на запад и с севера на юг. Вскрыт почвенный слой толщиной 15-20 см, под которым залегает материковый суглинок. В слое обнаружены три кострища и большая яма (4 х 2,5-3,5 м). Укрепления исследовались небольшим раскопом на наружной линии, во втором с востока проезде шириной 3,5 м.
Вал насыпан на первоначальном почвенном слое, состоящем из дерна и темно-серого суглинка толщиной в 20 см. Насыпь включает по краю проезда конструктивные части, состоящие из камней песчаника, обгорелых березовых бревен. По облику керамики городище может быть датировано серединой I тысячелетия н. э.
Однако возможно, что оно использовалось и позднее - в первой половине II тысячелетия н.э. Осмотрено в 1996 г. Поверхность задернована. Западная и восточная части городища разрушаются осыпями.
Родник «Изгелэр чишмэсе» между деревней Айшияз и селом Кубян
«Изгеләр чишмәсе», в переводе с татарского означает «Родник святых», расположен в овраге, в лесу, на окраине Государственного природного заказника «Ашит», на правом берегу реки Ашит, в 1.6 км юго-восточнее деревни Айшияз и в 2.1 км юго-западнее села Кубян Атнинского района Республики Татарстан.
Источник обустроен, каптирован, слив воды по трубе. Вода чистая, прозрачная, дебет средний. Над каптажем построен крытый железом кирпичный павильон, установлены лавочки для отдыха, спуск оборудован лестницей (159 ступенек). Вода из родника считается целебной.
Наверху находится местная историческая достопримечательность, кладбище «святых», в народе — «изгелэр зираты». По легенде, здесь захоронены подданные хана Айши. В этом месте был посажен дуб.
Он растет по сей день (около 1000 лет), вокруг него установлена деревянная ограда. Однако надгробного камня нет. В последнее время на кладбище установлены новые надгробные камни, не имеющие исторической ценности.
Около 400 м восточнее находится, еще одна достопримечательность, Айшиязское городище.
Древнее Айшиязское городище называли в народе «Кала-тау». Здесь расположены так называемые — «хан зираты» («ханские могилы»). Сохранились 3 надгробных камня, не имеющих каких-либо надписей.
Один камень сломан и лежит на земле. Высота других надгробных камней 80х60х25 см. У местных жителей до сих пор бытуют легенды об этих местах. Они говорят, что в 960-985 гг. (вероятно, по мусульманскому летоисчислению — хиджре, т.е. в 1582-1607), здесь жил хан Айша из кыпчакского рода, который будто бы и построил город-крепость.
Городище исследовано в 1956 археологом Н.Ф. Калининым. Им обнаружены останки человеческого тела, лежащего на спине головой на запад. Других предметов найдено не было. Сделан вывод, что это мусульманское захоронение 16 в. В период Казанского ханства здесь был северный форпост государства.
В последние годы рядом с этим захоронением установлены новые надгробные камни с надписями, не имеющие никакой археологической ценности, построена кирпичная башенка.
Каждый год, в местности Кала-тау, в первую пятницу июня, на городище, проводится татарский праздник на природе «Элэшэ бейрэм» («Аляше»), дошедший с древнетюркских времен поклонения верховному божеству Тенгри. Собравшиеся молятся за почивших предков, затем идут к «Роднику святых», под горой Кала тау за целебной водой, сюда приходят не только жители соседних поселений, но и приезжают и из других регионов.
Где находится, как доехать:
Координаты:
56°16'48.1"N 49°20'26.6"E
Республика Татарстан » Атнинский район
«Изгелэр чишмэсе» между деревней Айшияз и селом Кубян.
ДЕРЕВНЯ АЙШИЯЗ
Деревня известна с периода Казанского ханства.
В XVIII – первой половине XIX в. жители относились к категории государственных крестьян. Основные занятия жителей в этот период – земледелие и скотоводство, был распространен лапотный промысел.
В начале ХХ в. в деревне функционировали мечеть, 2 водяные мельницы, 2 мелочные лавки.
В этот период земельный надел сельской общины составлял 613,5 десятин.
До 1920 г. деревня входила в Кулле-Киминскую волость Краснококшайского (до 1919 г. – Царёвококшайский) уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 г. в Тукаевском, с 25 марта 1938 г. в Атнинском, с 12 октября 1959 г. в Тукаевском, с 1 февраля 1963 г. в Арском, с 25 октября 1990 г. в Атнинском районах.
Ныне входит в состав Кубянского сельского поселения.
В 1951–1953 гг. в деревне организован колхоз «Кустарь», в 1993 г. – колхоз «Каенсар». В 2003–2009 гг. действовал сельскохозяйственный производственный кооператив «Каенсар».
Жители работают преимущественно в «Агрофирме «Уныш», занимаются растениеводством, животноводством.
До 2011 г. в деревне работала начальная школа.
В деревне действуют клуб (построен в 1959 г., с 1993 г. в новом здании, в 2003 г. сгорел, с 2016 г. в новом здании), библиотека (с 1947 г., с 1993 г. размещалась в здании клуба; после пожара 2003 г. переведена в деревню Каенсар), фельдшерско-акушерский пункт.
В 1989 г. в здании клуба открыта мечеть.
Известные уроженцы
М.Ш.Тагиров (р. 1964) – доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент АН РТ, директор Татарского научно-исследовательского института сельского хозяйства РАН.
________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Фотографии Луизы Вафиной и Фарита Борханова.
Постановление Совета Министров ТАССР от 30 октября 1959 г. №591 «О мероприятиях по улучшению состояния охраны, реставрации и популяризации памятников культуры, находящихся на территории Татарской АССР»
Татарская археология. 2005, № 1-2 (14-15)
https://realnoevremya.ru/
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997
Памятники археологии Татарстана.
Вложение | Размер |
---|---|
Гора Кала-тау | 111.64 КБ |
Гора Кала-тау | 310.69 КБ |
Kala_tau (10).jpg | 670.68 КБ |
Kala_tau (11).jpg | 661.5 КБ |
Kala_tau (12).jpg | 468.22 КБ |
Kala_tau (13).jpg | 470.26 КБ |
Kala_tau (14).jpg | 560.05 КБ |
Kala_tau (15).jpg | 815.16 КБ |
Kala_tau (16).jpg | 273.83 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 4425 просмотров
Комментарии
гора Кала-тау
Дополнена и доработана статья про гору-крепость Кала-тау.
Добавлены фото от Луизы Вафиной и Фарита Борханова про Кала-тау, кладбище Святых, про святой источник и про местный праздник «Элэшэ бэйрэм» — праздник «Аляше».
Также добавлена информация про эти священный места для татарского народа.
Следует указать, что эти места расположены в 6-7 километрах от границы с Марий Эл, а в древние времена на праздник почитания этой горы приходили марийцы, вполне вероятно, что до прихода сюда булгар тут были священные марийские рощи...
Отправить комментарий