Юмото, Малая Кильмезь, Кильмезский район Кировской области
В Кильмезском районе Кировской области компактно проживает группа вятских мари, их выделяют в подгруппу Кильмезские марийцы (кульмуж мари). Всего в районе насчитывается около 7-8 марийских деревень, около которых сохранились свои языческие рощи и священные места. Такое юмото есть около деревни Малая Кильмезь.
Известно, что вятские марийцы (виче мари) условно занимают промежуточное положение между луговыми и восточными мари. Это заметно по диалекту, по национальной одежде, по традициям, в том числе, по религиозным обрядам. Например, священную рощу в Марий Эл обычно называют кюсото, а на Вятке часто используют слово «юмото», что в переводе с марийского: юмо – бог, ото – роща, то есть божественная или священная роща.
Такие рощи (или священные места) в глубокой древности выбирались картами и старейшинами около любого марийского поселения, посещение и моление в таком юмото строго регламентировалось системой предписаний и запретов. Кроме юмото около Малой Кильмези действующие священные рощи также есть у деревень Таутово, Вичмарь и Азиково.
Даже в наше время местные жители стараются лишний раз не заходить в эти «божественные леса», и, тем более, не рубить там деревья, не собирать ягоды и грибы, не пасти скот. Старожилы указывают, что мари перед посещением юмото обязательно мылись в бане, а потом одевали чистую холстяную одежду, а на моление шли со светлыми мыслями и соответствующим настроением. В древности доступ в юмото был только для мужчин, женщинам посещать священные места было нельзя (исключения составляли семейные рощи). Мужчины приносили жертву богам и духам как за себя, так и за женскую часть деревни (в том числе, и за грехи). Однако уже в 20-м веке, когда во время двух мировых войн и великой смуты мужское население заметно убавилось, то в рощу стали ходить женщины, и стали приносить свои жертвы. Впереди деревенских баб обязательно шел в национальной одежде хотя бы мальчик или парень, любого возраста, только был бы мужского рода, тогда считалось, что боги примут дары.
Священными деревьями в юмото были береза и липа (их называют онапу). Около них устраивали кострище, где вешались большие котлы, а рядом устанавливали столики для божественных угощений. Мари специально для таких молений готовили домашний квас и пиво, выпекали особые хлебы, лепили специальные свечки. Руководил всем обрядом деревенский карт. После прочтения определенных молитв главным богам рощи на специальном месте закалывали жертвенное животное или птицу (гусь, утка). Первые куски мяса бросали в огонь жертвенного костра – это был дар высшим силам. Остальное мясо после моления вкушали жители деревни. Все остатки животного: копыта, кости, внутренности закапывали на окраине юмото, а шкуры вешали на ветвях деревьев.
кильмезские марийцы
В ходе молений каждый мари мог попросить как об общем благополучии, хорошем урожае, приплоде скота, так и о личных проблемах: болезни ближних, семейной жизни, устройстве детей и т.д. Как правило, перед уходом в армию или на войну, тут всегда проводили моления. Одна из жительниц деревни рассказывает, что в 80-х годах прошлого века её сын попал на службу в Афганистан. Поэтому она несколько раз ходила в рощу с личной просьбой, оказывается, когда сын вернулся из «горячей точки» он рассказал, что примерно в то же время был буквально на волосок от гибели, но счастливое провидение спасло его.
У местных жителей окрестных деревень есть такая традиция: растет в роще священное дерево с дуплом. В ночь накануне Рождества (с 6-го на 7-ое января) к нему идут дети, загадывают желание, и кладут в дупло записку с этим желанием. Предание указывает, что нужно желать изо всех сил, тогда это обязательно сбудется. При этом сбываются только хорошие желания.
Кроме общинного юмото есть еще одно священное место, оно расположено в лесу на горе, и называется Конконур. В древности на опушке этого леса также совершались жертвоприношения.
В период общинных молений в большие марийские праздники крестьяне три дня не работали, праздновали всем селением, делали общее угощение.
Как рассказывают старики, ещё в 20-е годы прошлого века, когда советское правительство разрешило все религии (до СССР марийцам было запрещено их вероисповедание) в деревне еще жил настоящий «шаман» - то есть деревенский карт. Именно он организовывал всех жителей для совершения молений.
Но в настоящее время молений там не проводится, местные жители (обычно русские) называют это место «сердитым лесом». Дело в том, что тут происходят разные непонятные вещи: может заблудиться человек, пропадает скотина, лезут в голову дурные мысли.
Где находится, как добраться:
Деревня Малая Кильмезь, Кировская область, Кильмезский район.
Координаты населенного пункта:
56.927364, 51.038385
Из города Киров можно добраться по старой Казанской дороге (трасса 33Р-002),
У села Архангельское нужно повернуть в сторону поселка Нема.
Далее следует двигаться на Осиновку и Рыбную Ватагу.
Потом ехать на поселок Кильмезь, и на Малую Кильмезь.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- «Легенды и обряды вятских мари: Легенды и предания». /Составитель — Шелепов С.Е. — Йошкар-Ола, РО «Союз писателей России» РМЭ, 2015. — 96 с.
- Группа Малая Кильмезь Вконтакте.
- Энциклопедия Земли Вятской: том 1, книга 2. Сёла. Деревни. - Киров: 2002г.
- Краеведческий сайт Кильмезского района Кировской области.
- Россия:
- Тэги:
- 1024 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий