Село Байса (Кугунур)
История уржумских мари тесно связана с историей Вятского края, в современной Кировской области было несколько удельных марийских княжеств с центрами в Уржуме, Малмыже, Кукарке (Советск), Ижевском городище и других укрепленных местах. Вятские марийцы представляли собой отдельный подэтнос луговых мари.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!
СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ НА НЕМДЕ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО УРЖУМСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
Движение марийских племен в сторону Вятки началось в 11-12 веке, они постепенно двигались на восток и теснили племена удмуртов. Обычно такой процесс длился столетиями и проходил относительно мирно. В глухих лесных урочищах, на просторах бескрайней тайги марийские илемы вполне могли соседствовать с поселениями удмуртов, ведь основной формой хозяйствования были охота, собирательство и рыбалка. Плотность населения была крайне мала.
Однако в период раннефеодальной стадии общественного строя стало актуально формирование национальной элиты, укрепленных городищ и захват стратегических населенных пунктов, именно в этот период между мари и удмуртами было несколько войн.
В итоге удмурты (одо-мари ) постепенно вытеснялись за Вятку. Именно удмурты были коренным населением Вятского региона и притоков Вятки. Упоминания об ушедшем народе одо – сохранилось в легендах и преданиях местных марийцев. Часто такие легенды связываются с загадочным народом овда, которые жили в глухих лесах и оврагах уже после ухода удмуртов. И следы пребывания которых сохранились в топонимике местных названий гор, родников, холмов, лесных урочищ и оврагов.
Само село Байса очень древнее, заселение уржумского края марийцами произошло около 13-14 века, а вероятная дата основания села – 1609 год. Историк Д.Казаков предполагает, что село основали 11 мари, после разгрома марийского восстания в Кукарке (Советск). В это время период беспокойных Черемисских войн уже прошел (вторая половина 15-го века), но в отдаленных уголках – на Вятке еще возникали очаги сопротивления. Именно в этот достаточно глухой край бежали и уходили те луговые мари, которые не хотели мириться с новой властью.
А самое первое упоминание о селе Байса было в 1715 году в Ландратской переписи – когда тут указали 11 душ мужского пола.
марийский фольклорный коллектив в селе Байса (Поса)
Уже в советское время Уржумский райисполком отнес основание Байсы к 1689 году, а в переписной книге 1772 года значится: «Буйской волости деревни Кугунур – 44 души, лет 183», то есть она основана в 1539 г. («Уржумская старина», 1998, №9).
Населенный пункт был основан на берегу речки Паравойка – приток реки Байса. Паравойка протекает прямо через село, а её исток недалеко от населенного пункта – в Бушковском лесу (который известен по озеру Шайтан). Сама речка Байса протекает в полутора километрах на севере от села.
Именно река Байса и дала название этому селению, так как в старом марийском варианте она звучала: Поса-вюд, где вюд – вода, река, а Поса – название реки. Потом уже название реки изменилось на Байса. Название самой реки предположительно произошло от марийского слова: посна – отдельный, особый, единичный. Таким образом, указывает на то, что в этом глухом краю в стародавние времена селились отдельно от других мест, обособленно.
Есть варианты происхождения названия реки из удмуртского языка, так как древнее населения этих мест было вотяцкое. Слово «пос» - с удмуртского означает запястье, браслет - в переносном смысле полукружье, то есть эта речка как бы огибала какое-то населенное место, вероятно поселение. Также это понятие следует рассматривать в качестве оберега.
Есть более поздний вариант перевода слова «Байса» уже с татарского языка, якобы произошло от слов: бай-су – место богатое водой, речное место. Татары, конечно, пришли в эту местность раньше русских, но все же позже удмуртов и мари. Скорее всего, более верный будет удмуртский вариант происхождения названия реки, так как гидронимы – саамы «старые, старшие» из всех топонимов.
Второе название села – Кугунур – означает Большое поле (место).
грибные места около села Байса
Первоначально, по местным преданиям, марийские переселенцы образовали Кокло-Кудо (средний дом, среднее поселение), затем было название Шолкер (осина, осинник), и только при расширении села (и соединении малых деревень) возникло название по реке – Байса (С. Соловьёв. Прошлое Байсы. – «Уржумская старина», 1991, №2).
Вокруг н.п. Байса много других селений с марийскими названиями – Посенур, Изимор, Рын-мари, Мари-Байса и другие деревни.
В современном селе сама Байса – стала улицей Советской, нижняя часть - улицей Калинина, верхняя часть – Первомайская, Сосновка – Октябрьская и т.д.
Жители селения были язычниками, и у каждой деревни была своя роща – юмото, где проводились моления и отмечали праздники.
Однако со временем православие стало проникать (как государственная идеология) и в эти вятские уголки. Обычно местные народы формально принимали крещение, так как это давало некоторые послабления в налогах и повинностях, а крупным селам давали возможность административного возвышения (получить статус - волостной или даже уездный центр).
По церковным вятским архивам в селе Байса в 1760 году побывал свияжский архиепископ Евмений – тогда жителям дали разрешение на строительство часовни. А уже 1830 году был основан приход, который начал сбор на строительство храма. Строительство затянулось – только в 1838 г. был освящён деревянный храм с одним престолом во имя св. Василия Великого. С 1864 г. начали строить каменный храм. По бедности села – один придел во имя святителя Василия был освящён только 23 ноября 1878 г., а левый во имя преподобного Сергия Радонежского – только в 1879 г.
церковь святителя Василия Великого
В 1918 г. усадебная земля храма была конфискована, а церковные дома и амбары были заняты пол учреждения и склады.
В 1921 г. один из колоколов был передан в пожарное отделение д. Посенур. В 1993 г. его передали в храм в Лебяжье, и колокол расплавился при пожаре в 2001 г.
Сельская церковь была закрыта решением облисполкома от 12 сентября 1940 г. После этого в здании храма находился склад зерна (глубинка). После неоднократных просьб верующих 12 марта 1945 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР предписал рассмотреть вопрос об открытии храма. В начале 1945 г. он открылся. 3 августа 1960 г. правление колхоза им. М.И. Калинина и исполком сельсовета просили РИК передать здание храма под ремонтные мастерские. 17 мая 1963 г. райисполком рассмотрел ходатайство колхоза им. Калинина о передаче церковного здания для ремонтных мастерских.
В 1990 г. община была снова зарегистрирована, и весной 1991 г. в Вознесение храм был вновь освящён. С того времени происходит его реставрация и капитальный ремонт.
В 1874 году в селе имелось одноклассное училище, а первая начальная школа появилась в 80-х годах 19-го века.
По переписи 1913 г., согласно С. Соловьёву, в селе было 14 грамотных марийцев и 27 грамотных русских, а в школе – 8 учащихся.
После революции в селе открыли единую трудовую школу второй ступени, в 1925 г. на базе училища – школу крестьянской молодёжи. На месте церковно-приходской школы открыли женскую марийскую национальную школу.
В 1936 г. была на базе ШКМ была открыта неполная средняя школа с интернатом. Первым её директором был, видимо, Я.С. Петров.
Одновременно в селе работала русская начальная школа. Так, у 1940-41 учебном году в НСШ было 116 учеников, а в русской начальной школе - 180 детей (ф. 12, оп. 1, д. 3, л. 6об). 5 августа 1942 г. Уржумский райисполком решил перевести в Байсу детский дом им. Пирогова. Его решили разместить в здании русской школы (ф. 1, оп. 1, д. 114, л. 94).
Первая изба-читальная была открыта в Байсе в 1904 году, потом она была переоборудована в библиотеку, но её фонд был очень маленьким. Практически не было газет и журналов. Только уже в советское время фонды стали пополняться, постоянно приходили новые книги. В послевоенные годы количество читателей библиотеки превышало пятьсот человек.
Эта библиотека в селе действует до настоящего времени.
В 1930 году в селе построили клуб, а в 1937 году был построен новый сельский дом культуры в Байсе – он был одним из первых в районе. Почти сразу после войны в селе был также организован собственный радиоузел, а в 1955 году открыта кинопрокатная точка.
Почта и отделение сберкассы в селе открыли в 1939 году.
Также в довоенные годы в селе начали работу медицинский пункт и ветеринарный участок.
фестиваль марийской песни в селе Байса
Недалеко от села Байса и по реке Байса есть несколько интересных памятников природы.
В окрестностях села расположен известный Бушковский лес, который является природной охранной зоной и местом произрастания редких растений. В этом лесу расположено одно из самых загадочных озер Волго-Вятского региона – Шайтан – вокруг которого существует много легенд и преданий. Он является гидрологическим памятником природы. Это озеро имеет карстовое происхождение и периодически выбрасывает высокие фонтаны воды.
Сам Бушковский лес также окутан мистикой и тайнами, считается, что именно в нем были сакральные объекты и священные рощи древних удмуртов и мари. До сих пор живы легенды и настоящие истории, как в этом лесу плутали охотники и грибники, как в лесу показывались видения высоких людей в белых одеждах, есть записанные в книгу случаи наблюдения НЛО в этом лесном массиве и в его окрестностях.
устройство навеса на местном роднике
На территории Байсинского сельского поселения есть несколько родников, о них мы еще расскажем на нашем сайте. Отметим, что у всех вятских мари была традиция особого почитания водных источников – точнее почитания духа воды – Вюд ава – мать воды. Многие сакральные места располагались именно у родников и истоков рек и ручьев. Этот древний культ в Вятском краю сохранился до сих пор, например, на источнике Мари-ушем, родник в Кугушурге. Правда, поклонение родникам сочетается с православными праздниками, например ко дню весеннего Николы (в честь святителя Николая Мирликийского), которого по-марийски называют Никола-юмо.
На притоке речки Байсы есть место Глекмашор – где ручей в глубоком овраге пробивает известняковые уступы и образует водопады, там же есть карстовый грот с небольшими сталактитами. Есть и другие интересные места, а также природные объекты.
Чуть ниже по течению Байсы, примерно в 2,5 км. от села, есть деревня Соль-Грязь, там бьют известные на всю область минеральные источники и найдена лечебная грязь – это в долине реки Байса. У воды обнаружены различные целебный свойства.
Где находится, как добраться:
Село Байса, Уржумский район, Кировская область
Координаты села:
57.199101, 49.527724
Добраться до памятника природы можно от трассы Уржум – Киров (33Р-002),
Либо от города Уржум через села Поповка – Буйское – Мазары – Байса.
Либо с этой же трассы от н.п. Елизарово – Кокорево – Байса.
____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Альманах «Уржумская старина», 1998, №9 – Д.Казаков.
Краеведческий сайт Уржумского района.
Книга Ворончихина "По Вятскому краю".
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Фото Сергея Чиндина.
официальный Сайт Правительства Кировской области
Вложение | Размер |
---|---|
Село Байса (Кугунур) | 238.94 КБ |
Село Байса (Кугунур) | 67.85 КБ |
Село Байса (Кугунур) | 149.17 КБ |
Село Байса (Кугунур) | 115.61 КБ |
Село Байса (Кугунур) | 100.3 КБ |
Село Байса (Кугунур) | 176.86 КБ |
Село Байса (Кугунур) | 105.63 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1389 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий