Священные места деревни Унур-Киясово
На нашем сайте уже было много статей про восточных мари, про деревни и села, про священные рощи и марийские обряды. Следует указать, что это особенная этническая подгруппа, которая отделилась от луговых марийцев в 16-17 веках. При этом часть мари ушло далеко на восток – на Урал (Башкирия и Свердловская область), а часть мари осела в Татарстане и Удмуртии, то есть относительно недалеко от своей Родины. В данной статье мы расскажем про марийскую деревню Унур-Киясово (Удмуртия).
СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак - тут!
По архивным данным д. Унур-Киясово появилась в 18-м веке (точнее была приписана к данной местности, а появиться она могла гораздо раньше). В стародавние времена деревня располагалась по правую сторону на восточном продолжении Елабужско-Малмыжского тракта (ветка Сибирского тракта). Деревня была причислена к Елабужскому уезду Вятской губернии – Мушаковская волость (до революции почти вся территория Удмуртии находилась в Вятской губернии).
В деревне в те далекие времена было всего 16 дворов и 94 жителя (не считая детей).
Деревня располагалась на речке Унур, в которой явно просматривается марийское название, которое произошло от двух слов: у-нур – новое поле, новое место, новая поляна.
Речка Унур является притоком реки Иж.
В истории осталось несколько названий деревни: Янур-Киясово, Ушкур-Киясово.
Киясово – скорее всего, было имя собственное, от имени Кияс, есть версия, что это был основатель деревни.
Жители деревни принадлежали к казенным (государственным) крестьянам. Основное занятие было сельское хозяйство и животноводство, также держали пчел и занимались охотой.
Вокруг деревни были священные рощи и отдельные священные деревья, некоторые из них сохранились до нашего времени.
Также в деревне отмечают марийские праздники, например, праздник Семык, при этом на празднество приглашаются жители окрестных деревень, а также гости из марийских сел и деревень из Удмуртии и ближайших регионов.
Семык – это известный весенний праздник, связанный с культом матери-земли и плодородием, а также с поминанием предков. В стародавние времена Семык праздновали по 3-4 дня, и на каждый день был особый ритуал. Один день, например, молодежь уходила вечером в луга, там были танцы и игрища у костров, в это время парни присматривали себе невест.
В наше время в деревне Семык также проводится, организуют концерты и выступления фольклорных коллективов, а также конкурсы и состязания.
Священные места Унур-Киясово.
Одним из священных и сакральных объектов является «Страшное дерево».
В деревне сохранилась легенда, что у этого дерева раньше собирались те, кто занимался черной магией, якобы, дерево было раньше связано с культом Керемета, поэтому оно считалось нечистым местом.
Когда-то на этом месте было два дерева, и одно из них срубили, те, кто был причастен к этому, вскоре заболели и умерли. По этой причине местные жители боятся не только ходить к этим деревьям, а даже показывать пальцем в их сторону. Особенно обходят это место в темное время суток.
В селении есть реальные истории о том, что около этого места виделась нечистая сила и тому подобные видения.
Священная роща Унур-Киясово
В окрестностях деревни есть своя кюсото, в ней проводят языческие моления, связанные с календарным годовым циклом, поминают усопших предков, просят благополучия в делах и здоровья. Раньше в деревни были свои карты.
Роща расположена около деревенского кладбища.
По рассказам местного жителя:
«Когда-то обряды совершал отец Настиаки (Фёдоровой Анастасии Фёдоровны)– Николаев Фёдор Николаевич. Вот что она вспоминала. «Мой отец – Фёдор Николаевич родился в 1854 году, умер -1951. Прожил долгую жизнь. Из того что он рассказывал, многое забывается уже. Ведь мне тоже уже 90 лет. Он занимался молениями. «Абыз кугузя» его называли. В роще около кладбища проходили моления «мадержланпумаш». В этом месте в основном росли липы, осины – лиственные деревья. Отец рассказывал, как он готовился. Ходил всегда в баню, в чистой одежде, с хорошими мыслями готовился к обряду. Какие прошения и молитвы читал, не говорил. Но обращались, просили благополучия, хорошего урожая. Кто ходил туда, мужчины или женщины, уже не помню».
Местные марийцы всегда берегли рощу, никто не смел ломать или пилить там ветки, даже нельзя было собирать хворост, а также грибы и ягоды.
Посещали рощу только в строго указанные дни молений или подготовки к ним.
Как правило, еще в советское время старшее поколение молилось в рощах, а уже молодежь забывала заветы старины, или не верили в богов и духов, моления запрещались, в рощу уже мало кто ходил.
Священное дерево – дуб у деревни Унур-Киясово
Еще одно сакральное место – это священный дуб, который связан с культом Керемета и Кугу-Юмо – верховных богов марийской мифологии.
По данным местных жителей:
Местная жительница Фёдорова Анастасия Фёдоровна родилась в Унур-Киясово, и никуда надолго не уезжала. Место поклонения Керемети знает по рассказам пожилых людей, но молений, происходивших здесь, уже не помнит.
Её дочь, Архангелова Надежда Петровна, рассказала следующее «Когда мы в детстве ходили за ягодами или пасти, место рядом с дубом обходили стороной. Оно было огорожено, но изгородь была уже развалившаяся, местами истлевшая. На ветках дерева висели какие-то мешочки, ленточки и остатки одежды. Нам было очень интересно, но мы знали, что внутрь изгороди нельзя заходить, тем более что-то трогать». Этот объект находится за околицей деревни на склоне горы, примерно в километре от неё. Под склоном горы находится родник Шушканпамаш.
Жители деревни знают об этом месте, со страхом и почитанием относятся к этому месту. Никто из опрошенных не помнит проводимых здесь ритуалов и молений.
(Следует отметить, что Кереметь – это общее название священного места или кюсото у мари и других поволжских народов. На самом деле в керемети могли поклоняться нескольким богам и духам, в том числе, и почитаемым только в данной местности. Существуют чувашские и мордовские керемети, у удмуртов роща называется – луд.
Дуб – очень часто является священным деревом мари, считается, что мировое древо в марийской мифологии – это огромный Дуб-великан, который корнями уходит в землю, а его крона высоко в небе, выше облаков, достигает до обители богов.
Такое священное дерево в марийской религии называется онапу – оно представляет особый энергетический канал, по которому идет связь человека и небесных жителей.
Где находится, как добраться:
Дер. Унур-Киясово, Киясовский р-он, Удмуртия.
Координаты населенного пункта:
56.267952, 53.016637
Деревня расположена в Киясовском р-не Удмуртии.
Из Ижевска следует ехать на село Бураново, потом повернуть на Кечёво, потом на Киясово, и дальше на д. Карамас-Пельга. От Карамас-Пельга следует ехать на юг примерно 4-5 километров, деревня расположена рядом.
Напоминаем, что при посещении рощи (кюсото) следует соблюдать правила приличия, ничего нельзя ломать и рубить, ничего нельзя собирать и рвать, нельзя мусорить и распивать спиртные напитки, нельзя плохо себя вести, обряды можно фотографировать только с разрешения карта или местных жителей. Следует помнить, что роща – природный храм марийского народа.
_______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.
Туристические достопримечательности Удмуртии.
Реестр уникальных деревьев республики Удмуртия.
Фото: Андрей Рябов, Петра Абрамова.
Группа деревни Вконтакте.
Удмуртская национальная энциклопедия.
Вложение | Размер |
---|---|
Священные места деревни Унур-Киясово Заголовок: * | 125.83 КБ |
священная роща | 44.12 КБ |
Священные места деревни Унур-Киясово Заголовок: * | 141.59 КБ |
священное дерево | 110.27 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1395 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий