Священная роща Чуринская
Огромные территории лесного Заволжья в пределах Нижегородской области уже с 4-5 века нашей эры стали заселяться племенами дьяконовской, азелинской и городецкой культуры, которые были предками древних марийцев, удмуртов и мордвы. Поэтому неудивительно, что в этом краю до нашего времени сохранились десятки священных и сакральных мест, а также памятники археологии прошедших времен.
СТАТЬИ ПРО ШАРАНГСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Таким образом, марийские племена населяли Заволжье уже с середины первого тысячелетия, при этом мордовское племя эрзя в основном занимало правый берег Волги, а также жило на берегах Оки. Удмуртские племена постепенно уходило на восток в сторону Вятки. Примерно с 11-12 века сюда стали заселяться русские, в устье Оки был основан Нижний Новгород, а за стратегическую водную артерию – Волга – началась длительная борьба с Поволжской Булгарией (а потом с Казанским ханством).
В лесном Заволжье в нескольких районах в настоящее время известно более 70 священных рощ (кюсото) и отдельных сакральных объектов языческого поклонения (например, священные деревья, родники, камни, озера и т.д.). Еще больше священных мест сейчас неизвестны, или известны только по слухам, что где-то там было такое почитаемое место или роща, куда в древности марийцы ходили молиться и поклоняться своим богам и духам. Одно из таких сакральных мест было, например, расположено на берегу легендарного озера Светлояр в Воскресенском районе НГО, что подтверждают археологи. Это уже потом сюда пришли старообрядцы (кержаки) и древние предания переиначили на сказание о граде Китеже, а до них тут было марийское население.
Более всего кюсото сейчас расположено в Шарангском районе НГО, одна такая роща находится около деревни Чура, примерно в 10-11 километрах от районного центра – поселка Шаранга (кстати, в топонимике тут очень много марийских названий). Кюсото находится в 300-400 метрах на северо-западе от указанной деревни, или в 700-800 метрах на северо-востоке от крупного села Большое Устинское. Эта территория находится в долине реки Уста (приток Ветлуги), а рядом с кюсото протекает малая речка Швеца – приток Усты. В Чуринской роще бьет родник, который дает начало ручью, впадающему в речку Швеца.
Места языческих молений не зря делали около родников и источников, так как по марийской традиции будущую жертву для богов и духов рощи (утку, гуся, барашка и т.д.) должны были обрызгать именно ключевой водой, после боги должны были по особым приметам указать – годна ли эта жертва для них или нет. Также родниковой водой специально отмывался и готовился инвентарь и все приспособления, которые хранились в священной роще.
Священная роща Чуринская была принята под охрану государства как памятник природы 29 ноября 1994 года, также был изготовлен паспорт этой рощи. Площадь рощи невелика – около 0,2 гектаров, она представляет собой неправильную фигуру овального типа, которая лежит среди полей и пастбищ.
Собственник земельного участка, где расположено кюсото, предприятие ООО «Устинское».
В основном роща состоит из великовозрастных елей с примесью пихты, это типичный участок южной темно-хвойной тайги, которая сохранилась на севере Нижегородской области. Также в верхнем ярусе рощи растут осины и березы. Возраст самых старых деревьев около 120-130 лет, диаметр стволов некоторых елей превышает 70 см. В подлеске памятника природы растут небольшие липы, серая ольха, лесной орешник, жимолость, жимолость, можжевельник и шиповник. В травяном слое можно увидеть сныть, кислицу, некоторые первоцветы, лесную землянику, ревень, копытень европейский, костянику, ясменник пахучий, борец северный, валериану и т.д.
С самых стародавних времен это кюсото выполняло функцию общественной рощи для марийского населения деревни Чура. Несмотря на то, что роща имеет небольшие размеры, в ней расположены несколько онапу и два жертвенника. Местные жители установили в кюсото столик и доски для сидения, место для жертвенного костра. Роль священных деревьев выполняют великовозрастные березы и ели.
По воспоминаниям старожил д.Чура раньше на все праздники ходили всей деревней, причем роща была мужская и женская. Но бывают такие рощи, куда допускают только мужчин (женщинам туда нельзя), а есть очень табуированные рощи, вход туда разрешен только для картов – служителей языческой религии. Главный жертвенник этой роще был посвящен верховному марийскому богу – Ош поро Кугу Юмо. Один раз год от всей общины верховному богу приносили в жертву молодого жеребца. Все, что было несъедобным (кожу, кости, внутренности) сжигали в костре, о отваренное в больших котлах мясо сперва ставили перед жертвенником, чтобы к этой трапезе приступили боги, а потом уже после моления все это съедали односельчане.
Кроме жертвенной пищи местные мари приносили в кюсото особенный хлеб домашней выпечки, делали для молений специальный квас на солоде, приносили другие продукты. Часто в роще проводились моления при длительной засухе, чтобы был дождь.
Строго было запрещено ломать и рубить деревья в роще, запрещалось даже забирать из кюсото валежник. Все упавшие деревья можно было использовать только в «культовых» целях, обычно для жертвенного костра. Поэтому в советское время, когда в роще долго не было молений, тут весь лес был завален упавшими деревьями. Нельзя было в кюсото собирать орехи, грибы и ягоды, нельзя было тут пасти скот.
Одно из онапу в кюсото была старая береза – это так называемое «женское» дерево. К этому дереву обычно ходили деревенские бабы, чтобы попросить что-нибудь по женским и семейным делам, помолиться за детей и за родственников. Нередко женщина приходила к березе с каким-нибудь угощением, и просто разговаривала с деревом, объясняя свою просьбу или свои проблемы. При этом было предание, что наиболее чаще просьбы исполняются, если прийти к дереву поздно вечером или ночью.
Где находится, как добраться:
Деревня Чура, Шарангский район,
Поволжье, Нижегородская область, Россия
Координаты рощи:
Марийская священная роща Чуринская
57.281586, 46.482041
Добраться до деревни можно от поселка Шаранга – 11-12 км. на северо-восток.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статьи и доклады Николая Морохина.
Официальный сайт Шарангского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
"География Шарангского района" учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ ,Нижний Новгород, 2009.-141 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Вложение | Размер |
---|---|
Священная роща Чуринская | 14.14 КБ |
Священная роща Чуринская | 159.07 КБ |
Священная роща Чуринская | 184.34 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1159 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий