Луд – родовая священная роща
Луд – родовая священная роща
Исток речки Юоншур, находящийся к востоку деревни Нязь-Ворцы, жители использовали для хозяйственных нужд (Игринский район Удмуртии).
Из воспоминаний жителя с. Чутырь Вострикова Геннадия Семеновича, 1935 года рождения: «На опушке леса по решетниковской дороге был построен двухквартирный дом. Отец мой, Востриков Семен Алексеевич, работал лесником. В этом домике мы и поселились. Ниже дороги на расстоянии метров 200 находился ключ, вытекающий недалеко из-под земли.
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!
ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!
МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО УДМУРТСКУЮ КУХНЮ - ТУТ!
НАЦИОНАЛЬНАЯ УДМУРТСКАЯ ОДЕЖДА - ТУТ!
ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!
В нем была чистейшая вода. Хвойные деревья окаймляли его крутые берега.
Лучи солнца сюда не проникали. Мы для хозяйства брали оттуда воду. Во второй половине нашего домика жил старенький одинокий дедушка. Мы с ним подружились. В летний период у меня была мечта покупаться. Я его попросил сделать у ручья запруду. Запруду сделали, получился небольшой водоем. Я решил выкупаться, но тотчас же пришлось вылезти.
Вода была страшно холодная. Так и не осуществилась моя мечта с купанием. Но пруд остался до наших дней».
Продолжил свой рассказ Геннадий Семенович: «В бадзым куа нюке, на берегу ручья Юоншур была небольшая полянка, окруженная молодыми березками и осинками. Среди них росли крепкие синявки. Здесь всегда можно было набрать корзинку этих вкусных грибов. В свое время жители деревни Шыкмет облюбовали это место и справляли культовые обряды. Варили самогон. Это место называлось «Бадзым куала».
Куала – святилище массовых молений и жертвоприношений, куда собирались удмурты-язычники. На этом месте стоял сруб – куа, а в нем стояли стол, скамейки, было место для костра – очаг. Люди поднимались к святому месту на лошадиных повозках по специально вырубленной просеке вдоль Юоншура.
Прошло много десятков лет, а эта просека не зарастает, хотя давно по ней никто не ездит. Как будто она все еще ждет жителей деревни.
Для удмуртского племени местом для приношения жертв служил луд или кереметище. Так называется роща, находящаяся невдалеке от деревни.
Каждое дерево в ней считается священным, а потому ни в коем случае не может быть срублено. В луде молятся Кереметю. Главная святыня луда – зола, а также жертвенная посуда и короб, в котором эти вещи находятся. Луд устраивается для представителей каждого племени отдельно, так что, если в деревне не одно племя, то не один и луд. В окрестностях деревни два таких луда, значит у нас было два племени.
Рядом с Великой куалой стояла большая ель для молений (восяськон кыз).
Вот что рассказывает жительница деревни Нязь-Ворцы Хозяйкина Екатерина Михайловна, 1928 года рождения: «Ель была огромная. В нее вбивали металлические монеты как дар богам. Категорически запрещалось около ели справлять нужду, осквернять место около нее. Моя слепая бабушка Широбокова Марина Селиверстовна, 1898 г.р., ходила туда молиться, я же туда не ходила, знаю только по ее рассказам.
Молиться туда ходили перед посевной и после окончания посевной. Приезжал туда и старенький поп из Чутыря, его привозили специально. При молении просили, чтобы урожай был богатый. Под елью ничего не было, а чуть подальше, в логу, стоял сруб-куа, этот сруб я еще помню. В логу был ключ, оттуда можно было зачерпнуть воду. Сейчас ключ, хотя и не исчез, но бьет очень слабой струйкой. Зачерпнуть воду уже не удается. Ключ бьет из-под земли. Молиться после сева ходили всей деревней» (от 19.10.2010 г.)
Перевощиков Анатолий Елисеевич, 1934 г.р., житель деревни Нязь-Ворцы, тоже знает об этом месте и показал это дерево. «Вот уже более 10 лет как упала эта ель. Но никто из жителей не смеет распилить или хотя бы отодвинуть ее. Вот так она выглядит сейчас. Эта ель была самой высокой, самой широкой и самой могучей в данной окрестности. Рядом стоит не менее могучая береза, которая также считается священной.
священная береза в роще
До сих пор любимым праздником жителей нашей деревни считается «Праздник русской березки», а береза – любимое дерево нашего народа. Это дерево необыкновенной доброты. В этот праздник было принято ходить с березкой от двора ко двору. Хозяева выходили к березе, украшали ее лентами, платками, кусочками материи и угощали гостей яствами, подавали самогон. Праздник сопровождался песнями, танцами. Во второй половине дня все жители собирались у костра, варили кашу, уху и боготворили березу».
История деревни Тукбулатово
У каждого человека есть родина, место, где он родился и вырос, где тебя окружают заботой, участием. Именно малая родина является духовным стержнем человека, фундаментом, на котором он в дальнейшем будет строить свою жизнь. Отсюда он берет все те духовные качества, которые остаются с человеком до самой смерти. Несомненно, те события и явления, которые непосредственно затрагивают тебя лично, вызывают наибольший интерес. Однако далеко не всегда мы задумываемся о судьбе своей деревни, села, города, о том, как жили наши предки, что их по-настоящему волновало, о том, какие воспоминания затрагивали их сердце, какие вещи, любовно сохраненные и пронесённые через десятилетия, вызывали душевный трепет. Со временем огромное количество населенных пунктов бесследно исчезает, о них не остаётся ни письменных документов, ни устных рассказов. Для того чтобы подобная участь не коснулась моей деревни, захотелось выяснить, что известно о ней, почему именно в этом живописном месте было решено её построить, что обозначает её название и какие изменения происходили в её облике и как соприкоснулись судьба деревни и история моей семьи.
Когда-то давным-давно, где течет ключ под названием Гучиншур («селище у реки») поселился житель по фамилии Тумбулатов. Здесь он поставил дом, посадил две березы, которые до сих пор считаются священными. Но рядом с его домом река была мелкой, набирать её было неудобно. Поэтому соседи, переехавшие к нему, не одобрили место, и поселились чуть подальше, ближе к реке Убыть, у небольшой речки Ягошурки, где и основали новую деревню. Легенда гласит, что деревню назвали по фамилии основателя, но не Тумбулатово, а Тугбулатово (сейчас официальное название деревни - Тукбулатово, поэтому будут использоваться оба названия). А жителя того после его смерти похоронили рядом с березами. Сначала люди поминали его, но времена менялись, и вскоре на это кладбище перестали ходить. Сейчас это место называется Вужшайбам (старое кладбище)
Первые письменные сведения о деревне Тукбулатово относятся к 1781 году. В документах архивного фонда Глазовского духовного правления, в духовных росписях прихожан по приходу Вознесенской церкви города Глазова за 1781 год значится деревня Тугбулатовская. Общее количество дворов - 8. В деревне жили люди, которые в основном носили следующие фамилии: Главатских, Невоструевы, Караваевы. Очевидно, это были первые поселенцы
В 1869 году деревня уже состояла из 27 дворов и насчитывала 366 человек, как указывается в "Списке населенных мест Российской империи по сведениям 1859-1873 гг. " Также здесь упоминается неофициальное название деревни -Кобылино (сейчас второе, удмуртское название деревни - Коблагурт, то есть "деревня кобыл") .
По переписи населения 1891 года в деревне Тугбулатовской зафиксировано 64 двора с общей численностью населения в 500 человек . Численность мужчин и женщин была приблизительно равна (247 мужчин и 253 женщины); причем дети (до 7 лет) составляли 22% от общего количества жителей, подростки (7-17 лет) -21%, взрослое население (18-59 лет) - 50%, пожилые жители (старше 60 лет) - 7%. Интересно проследить, как изменился численный состав населения на начало XXI века. По данным Похозяйственной книги № 8 муниципального образования «Гулековское», куда сейчас входит деревня Тукбулатово, на 1 января 2009 года в деревне насчитывается 50 дворов, что на 14 меньше, чем в 1891 году, 168 жителей (меньше на 332 человека), из них 82 мужчины и 86 женщин, дети до 7 лет составляют 7 % от общего количества жителей, подростки - 18 %, взрослое население (18-59 лет) - 61 %, старше 60 лет - 14 %. То есть на сегодняшний день население сократилось почти в 3 раза, уменьшился процентный состав детей и увеличилось количество стариков .
В начале XX века деревня Тугбулатово состояла из двух улиц. В народе их называли Верхняя улица («Вылиульча») и Средняя улица («Шорульча»). Сегодня это улицы Полевая и Центральная В начале XXI века появилась новая улица, на которой пока стоят только два дома.
До 1925 года Тугбулатово являлось центром Тугбулатовского сельского совета. По состоянию на 1925 год в сельский совет входили следующие населенные пункты: деревня Гучиншур, деревня Золотаревская, Золотаревская мельница, деревня Ключевская, деревня Куняновская, починок Малые Ключи, починок Новочуринский, Убытская сельскохозяйственная артель. «Материалы о перечислении населенных пунктов из одной волости в другую за 1924 год» свидетельствуют, что «районный центр Тугбулатовского волостного исполнительного комитета был установлен в то время, когда деревня Кыпкинская и три мелких селения: Сосновское, Дубнинское, Сычевское были перечислены к составу Глазовской волости, теперь эти селения перечислены к составу Ежевской волости, почему район Тугбулатовского волостного исполнительного комитета резко изменился в сторону увеличения, и самый центр должен быть переведен из Тугбулатовского в другое, Ключевское, которое является центральным и где имеется для волостного комитета свободное народное здание. В этой же деревне есть изба-читальня, библиотека, телефонное сообщение, три кооперативных организации» . В 1925 году было проведено разукрупнение сельских советов и вместо Тугбулатовского был создан Ключевский сельский совет с центром в деревне Удмуртские Ключи.
В 1930 году в деревне образовался колхоз «Ленин сюрес» («Путь Ленина»). Крестьяне не торопились в него вступать, не хотелось отдавать на общий двор добро, нажитое своим непосильным трудом. Тогда стали использовать методы запугивания: отбирали земли, лишали талонов на питание, раскулачивали. Так раскулачили и наше хозяйство, в колхоз забрали 3 коровы, двухэтажный амбар, зерно вывозили целый день. А чтобы хозяева не мешали, их закрыли в доме. Если раньше простых людей за воровство по деревне водили и палками били, то в 30-е годы колхозам разрешалось многое. В 1958 году колхоз «Ленин сюрес» объединили с соседним - колхозом «Коммунар». Сейчас это сельскохозяйственный производственный кооператив «Коммунар», куда входят и жители деревни Тукбулатово.
Итак, точное время основания деревни Тукбулатово неизвестно. Было время, когда здесь жило достаточно много вполне состоятельных людей. Более того, деревня считалась небольшим, но все-таки центром административной жизни.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://mnmt.igralib.ru/index.php/10-lud-rodovaya-svyashchennaya-roshcha
Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма У.Хольмберга 1911 и 1913 г.г.
Лалукка С., Миннияхметова Т.Г., Садиков Р.Р. СПб. 2014.
Вложение | Размер |
---|---|
Луд – родовая священная роща | 278.87 КБ |
Луд – родовая священная роща | 192.48 КБ |
Луд – родовая священная роща | 247.71 КБ |
Луд – родовая священная роща | 297.05 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 3237 просмотров
Комментарии
интересно!
спасибо! с интересом прочитал эту статью.
Жалко что в глубинке нашей республики умирают деревни, народ уходит с насиженных мест, а ведь каких-то 50-60 лет жизнь там кипела, рождались дети, работали совхозы и колхозы, засевались поля, были школы и больницы, как не стало Союза то все стало разрушаться и пропадать...
Народ помнит свой род только на земле, в городах все размывается и ассимилируется, а язык, культура, традиции все же тяготеют к сельской местности к патриархальному укладу жизни.
Отправить комментарий