Ковровское и Шабалинское городища
Ковровское городище относится к нескольким историческим эпохам: мезолиту (VI–V тыс. до н. э.); эпохе бронзы: буйской археологической культуре (XV–IX вв. до н. э.); средневековью: еманаевской археологической культуре (VIII–IX вв.), русскому времени (XIII–XVI вв.). Особенно большое значение оно приобретает в эпоху позднего средневековья, когда эта крепость являлась одной из ключевых точек русского освоения бассейна р. Вятки и административным центром достаточно большой сельской округи. Городище размещалось на стратегически очень важном участке - в устье р. Моломы, правого притока р. Вятки, что давало возможность контролировать прямой путь из Нижнего Прикамья на Северную Двину.
КАМЕННЫЕ СВЯТИЛИЩА ВЯТСКО-КАМСКОГО РЕГИОНА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Ковровское городище располагается на обрывистом мысу высотой около 30 м, образованном коренным правым берегом р. Моломы и оврагом, по дну которого протекает ручей. В настоящее время территория памятника делится на две неравные части полевой дорогой, глубоко прорезавшей мыс и ведущей из д. Ковровы к асфальтированной дороге, проходящей у подножия памятника по направлению к пойме р. Моломы. Вал дугообразной формы высотой до 2 м, защищающий площадку с юга и запада, сохранился двумя фрагментами длиной 110 м и 3 м. Ров, имеющий глубину не менее 2 м, полностью запахан. Площадь памятника составляет около 14000 кв. м.
Самые ранние материалы, обнаруженные в ходе раскопок на памятнике, датируются эпохой мезолита (VI–V тыс. до н. э.) и представлены одной небольшой ямой с находками кремневых изделий, а также кремневыми орудиями в переотложенном слое. В слое эпохи финальной бронзы (I четверть I тыс. до н. э.) найдены фрагменты лепных глиняных сосудов с примесью песка, шамота и раковины в тесте, а также кремневые отщепы и сколы.
Эпоха раннего средневековья (еманаевская археологическая культура, VI-IX вв.) представлена фрагментами тонкостенной лепной керамики с примесью раковины в тесте, один из которых украшен несколькими рядами шнура. К этому же времени относится и рамка восьмеркообразной бронзовой пряжки, датированная VIII-IX вв.
Позднесредневековый период (XIII-XVI вв.) представлен остатками жилища, очагами, двумя кострищами и двумя ямами. Кроме того, обнаружены остатки 7 канавок, вероятнее всего, представляющих собой следы оборонительных сооружений, а также разнообразный вещевой материал.
Шабалинское городище
Шабалинское городи́ще — археологический памятник, древнерусское вятское городище XIV-XVII веков. Располагается в Котельничском районе Кировской области, на реке Моломе.
Шабалинское городище расположено в 7 км выше по реке от вятского города Котельнича на высоком коренном берегу; рядом с ним в 500 метрах находится одновременное Ковровское городище — оба в устье реки Моломы.
Площадь городища — более 3 га. На северном раскопе удалось выявить следы древоземляных оборонительных укреплений, а также два котлована и 6 ям, нарушивших славянский могильник более раннего времени.
Найденные на поселениях вещи относятся к XII-XVI векам. Ниже городища на припойменной площадке имеется Шабалинское селище, по результатам раскопок это было поселение местных финноугров. На Шабалинском и особенно на Ковровском городищах (площадь 1га) довольно много керамики булгарского и ордынского типов (до 20%), а также смешанного славяно-финского типа (от 30 до 50%), встречающихся и на других вятских городощах, но в меньшем количестве. Это объясняется тем, что вдоль Моломы проходил важный путь с низовий Камы на Устюг, - крупнейший центр на Русском севере.
Вятский город в устье Моломы был важным торгово-перевалочным узлом на этом пути. От него также шел водный путь к другим городам на Вятке. По находке тиунской печати новгородского типа (надпись "печать григорьева") можно предполагать, что этот город в конце 13 - начале 14 века входил во владения Великого Новгорода.
Могильник
Шабалинский могильник, состоящий из примерно 80 погребений, дал картину чрезвычайно архаичного обряда захоронения: малая глубина захоронений (0,2-0,4 м), несколько парных могил, следы человеческих жертвоприношений — в двух могилах черепа отрубленных голов находились между ног умерших, ещё в одной был расчленённый костяк. Кладбище существовало в XII-XIV веках.
археологические находки на городище
ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОВРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Однажды кому-то из нашей семьи в голову пришла неожиданная мысль – посмотреть достопримечательности Котельничского района. Как-то несправедливо получалось: по чужой местности путешествуем запросто, а по той, что называем своей малой родиной, нет. Признаюсь, каждый раз при выборе маршрута очередной поездки срабатывал принцип «близко, значит, в любой момент посмотрим» и ехали далеко. Решили не поддаваться этому заблуждению и, посмотрев на карту, начали отмечать интересные точки и планировать маршруты.
Первый решили посвятить осмотру древних городищ – Ковровского и Шабалинского. Это короткий маршрут: расстояние по карте небольшое, но любоваться видами можно чуть ли не весь день. Наша поездка длилась именно столько
Выехав из Котельнича в сторону Кирова, после деревни Наймушины есть что-то наподобие смотровой площадки. Там часто останавливаются путешественники, фотографы и просто созерцатели. С этой точки открывается очень красивый вид на Вятку, заречные дали, так что, действительно, грех не остановиться. Остановились. Красота!
Поехали дальше. В 5 км от города находится поселок Ленинская искра.
Здесь с высоких берегов открывается более впечатляющий вид на речные просторы. Гулять тут можно бесконечно в любых направлениях и в любое время года – всегда, с любой точки, панорамы открываются одна лучше другой. Вятка здесь широкая, а дали, действительно, бескрайние. В солнечную погоду хорошо видны заречные озера.
Можно спуститься к воде, к ней ведет немало тропинок – узких рыбацких дорожек и широких дорог, по которым ездят на машинах. Правда, не рекомендую этого делать – лучше оставить автомобиль неподалеку и прогуляться пешком. Поверьте, здесь на самом деле очень красивые места и замечательные виды.
Если все же решите не расставаться с «железным конем», на высокий берег можно попасть, если, въехав в главные ворота поселка (они желтого цвета), двигаться прямо. Дорога пойдет мимо администрации с бюстом Ленина перед крыльцом и далее на берег. Таким путем вы попадете на самое популярное место отдыха. И, к сожалению, не в самое чистое. Кстати, в поселке есть Музей истории крестьянства. Там много интересных экспонатов.
В этих местах мы бывали многократно, и каждый приезд вызывает восторг от созерцания природы. Полюбовавшись родными просторами в очередной раз, мы двинулись в сторону Ковровского городища. Выехали из поселка и помчались по трассе в сторону Кирова. Нужный поворот в сторону реки будет после АЗС. По счету он после нее второй. Указателей, кроме знака «Прилегающая дорога», никаких нет. После поворота дорога резко ухудшится: здесь будет асфальт практически до самого берега, но очень, очень разбитый.
Городище видно сразу. Подняться на него не составляет труда. Находится оно в устье реки Моломы. Это не самое высокое городище, и в ряду других можно назвать его самым низким. Очень активно изучалось археологами, предметы, найденные в ходе раскопок, можно посмотреть в уже упомянутом Музее истории крестьянства.
Красивое место, но тихим и безлюдным его не назовешь, скорее, наоборот. Вдоль всего проходимого берега можно встретить рыбацкие тусовки, места, где моют автомобили, где устраивают пикники, где купаются в летнюю жару, гоняют на водных лыжах и катаются на «ватрушках», прицепляя их к моторной лодке. То есть, самоорганизуемый отдых на любой вкус! Но это берег под городищем. А на нем самом, конечно, можно спокойно посидеть, наблюдая за всем, что происходит внизу. Проезд сюда есть в любое время года.
Кстати, сейчас в котельничской администрации есть проект создания здесь этнологической рекреационной зоны. В него входит постройка деревянных башен-укреплений по типу «того» времени и т.п. Собираются проводить исторические мероприятия. Когда и что конкретно мне неведомо.
От Ковровых до Шабалинского городища пара километров. Проехать на машине можно, но не на каждой и не в любой сезон. Зимой, естественно, только на лыжах от Ковровых, а летом лучше всего на велосипедеУлыбаюсь Но в сухую погоду на машине вполне можно. Начало пути находится напротив обнаженной части Ковровского городища около жилого деревянного дома. Мимо него по деревне проходит грунтовка, идущая в гору (если вдруг свернете по параллельной грунтовке, что находится ближе к реке, до городища вы тоже доберетесь, только окажетесь у подножия склона). Далее пробираться нужно по ней. Через какое-то время подъем закончится, и направо будет почти заросшая колея. Она приведет на высокую точку, которая и будет Шабалинским городищем.
Это высокое, крутое место! Очень его люблю. Здесь красиво, спокойно. Мощные старые сосны, вид на всю округу и замоломье. Шансы встретить людей в этом месте не более 1%. В земляничный сезон на нем созревают вкусные крупные ягоды, можно, осторожно удерживаясь на крутом склоне, насобирать на варенье или просто полакомиться. Шабалинское городище не настолько известно и изучено, как Ковровское, однако интерес археологов к нему периодически просыпается.
Посидев на высоте под старыми соснами, решили прогуляться пешком по полю вдоль леса. Туда уходила какая-то плохо заметная тракторная дорога. Шли долго. Периодически очень сокрушались о том, что растущие ромашки не сказочные цветики-семицветики, а то моментально бы оторвали по лепестку, попросив пару велосипедов и мороженое Думая и беседуя о разном, устало передвигали ноги, пока не очутились на каком-то мысу. Красота сразила наповал, и мы свалились на травянистый обрывистый берег. Слова восторга были разные… Так и вспомнилась сейчас фраза Михаила Задорнова: «Только русский человек может материться от восторга на лунную дорожку»… С нами было что-то примерно в этом роде Улыбаюсь
Возвращались на Шабалинское городище к машине почти молча. Силы уже были на исходе. Да и заряд фотоаппарата расстраивающе садился, оповещая, что очередная поездка подошла к концу…
Л.Д. МАКАРОВ
К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ЗАСЕЛЕНИИ РУССКИМИ ВЯТСКОГО КРАЯ
Самая первая из известных нам гипотез о заселении Вятки была
выдвинута еще во второй половине XVI в. польским хронистом Мат-
веем Стрыйковским, который связал происхождение восточнославян-
ского племени вятичей и вятчан от общего прародителя — легендар-
ного князя Вятко ("...и Вятко, от которого вятчане над рекою Волгою
и Вяткою"), известного и по "Повести временных лет" ("А Вятко седе с
родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи"). Авторитет "Хро-
ники Польской" повлиял на распространение этой гипотезы в русском
обществе XVII—XVIII вв., представители которого заимствовали ее
практически без изменений. Среди них — составители "Синопсиса",
А.И.Манкиев ("Ядро российской истории") и М.М.Щербатов ("Рос-
сийская история"). Упоминают о ней также Екатерина II ("Записки
касательно российской истории") и П.И.Рычков ("Опыт казанской ис-
тории"). Первым критиком вятичской теории заселения Вятки, веро-
ятно, являлся И.Н.Болтин. Любопытно, что о родстве вятчан с вяти-
чами (как впрочем, и о новгородцах на Вятке) ничего не пишет В.Н.Та-
тищев.
Вторая гипотеза о русском освоении края связана с "Повестью о
стране Вятской" — памятником провинциальной вятской письменно-
сти конца XVII в., произведением чрезвычайно сложным и противоре-
чивым. "Повесть" была обнаружена в Хлынове подпоручиком геоде-
зии Клешниным в 1739 г. и выслана им казанскому географу Пестри-
кову, который направил ее в Оренбург. Изложен-
ная в "Повести" версия называла первыми русскими поселенцами на
Вятке выходцев из Новгорода, оказавшихся здесь в 1181 г. после 7-лет-
него пребывания в городке на Нижней Каме и сразу же основавших (два)
города.
Совершенно ясно, что опора на одни только письменные источни-
ки с некоторым привлечением данных языкознания завела исследова-
телей древнейшего периода истории Вятской земли в тупик. Выход из
создавшегося положения некоторые ученые видели в археологических
раскопках древнерусских памятников региона. И действительно, уже
первые широкие раскопки, осуществленные Л.П.Гуссаковским в 1956—
1960 гг. в с.Никульчино, гг.Кирове и Халтурине (Орлове), на Подрель-
ском II и Тороповском городищах, И.И.Стефановой в 1961-1965 гг. в
г.Котельниче, на Ковровском и Чижевском городищах, разведки, про
веденные ими, а также Л.М.Еговкиной и И.С.Вайнером, дали очень
интересные результаты. Были выявлены многочисленные древнерус-
ские находки, самые ранние из которых датируются XII—XIII вв. Это
позволило Л.П.Гуссаковскому высказаться в пользу достоверности
сведений "Повести о стране Вятской" о раннем появлении славян на
Вятке15. По его мнению, Никулицын возник на рубеже ХП-ХШ вв.,
Хлынов — в середине-конце XIII в., Орлов — в XIV в.
Начиная с 1973 г., масштабные работы по исследованию славяно-
русских памятников края проводит созданная Р.Д.Голдиной Камско-
Вятская археологическая экспедиция Удмуртского университета. В
частности, автором этих строк раскапывались в прцоессе ее деятель-
ностиНикульчинское, Котельничское, Ковровское, Шабалинское, Сло-
бодское, Подчуршинское, Хлыновское городища, селища Искра, По-
кста II, Никульчинское II, Родионовское, Шабалинское, могильники
Шабалинский, Котельничский, Покста, Хлыновский I, велись наблю-
дения за земляными работами на территории кремля и посада г.Вятки.
Н.А.Лещинская исследовала Еманаевский могильник и Кривоборское
городище, В.В.Ванчиков — поселение Мысы IV, Л.А.Сенникова —
Усть-Чепецкий могильник. Кроме того, разведочными маршрутами
был охвачен почти весь бассейн р.Вятки, при этом выявлено значитель-
ное количество новых памятников. Древнейшие из раскопанных дати-
руются XII-XIV вв.
Результаты археологических раскопок заставили историков взгля-
нуть на письменные источники по-новому. А.В.Эммаусский частич-
но пересмотрел свои прежние взгляды на проблемы ранней истории
Вятской земли. В частности, он признал факт раннего поселения рус-
ских в бассейне р.Вятки. Однако историк по-прежнему считал новго-
родских ушкуйников колонистами региона и основателями г.Вятки20.
Он оспаривал точку зрения Л.П.Гуссаковского по вопросу о времени
возникновения городов и доказывал, что они могли появиться толь-
ко в конце XIV в., точнее — в 1374 г.
При этом Анатолий Васильевич ссылался на неточность археологических датировок, их широкий хронологический диапазон, малочисленность находок ХП-ХШ вв. и
даже решился на весьма рискованный шаг (оказавшийся, как потом
выяснилось, ошибочным) — пересмотр хронологии строительных
ярусов кремля, установленной Л.П.Гуссаковским. Как известно, ар-
хеологом было выявлено 7 городских строительных ярусов и один, 8-
й, сельского поселения. Основой ярусов были деревянные уличные
мостовые, к которым примыкали жилые и хозяйственные постройки.
Мостовые, отслужив свой срок, заменялись либо перекрывались
сверху новыми. Это происходило, судя по сохранившимся настилам,
в среднем через 35-40 лет, часть построек при этом функционирова-
ла на протяжении двух-трех ярусов (50-100 лет). Датировка ярусов,
предложенная Л.П.Гуссаковским, весьма приблизительна, поэтому
свои выводы автор давал достаточно осторожно. Древнейший город-
ской ярус (7-й) отнесен им к середине — концу ХШ в., а самый по-
здний (1-й) — к концу XVI — началу XVII в. А.В.Эммаусский же да-
тировал верхний культурный горизонт концом XVII в. — временем
постройки каменного Богоявленского собора (1698 г.), а затем путем
формального подсчета, опираясь на пример Новгорода, где мосто-
вые менялись в среднем через четверть века, отнес древнейший на-
стил города к XV в. Исследователь не учел того факта, что верхний
слой был нарушен могилами христианского кладбища, существовав-
шего по крайней мере с конца XVI в., что подтверждается и отдель-
ными нательными крестиками, найденными в могилах. Городской
культурный слой, нарушенный кладбищем, отложился еще раньше —
во всяком случае никак не позднее XVI — начала XVII в. Что касает-
ся смены бревенчатых мостовых в городах Древней Руси, то их пери-
одичность не могла быть повсюду одинаковой. В чем, безусловно, был
прав А.В.Эммаусский, так это в том, что хронология Л.П.Гуссаковс-
кого основана зачастую на находках, имеющих широкую дату, по-
этому страдает известной схематичностью. И тем не менее, 5-й и 6-й
ярусы содержали предметы, датирующиеся порой с точностью до по-
лувека, а древнейший слой имел обломки глиняных сосудов домон-
гольского облика.
В ходе раскопок 1990 г. нами обнаружена лепная
керамика, бытовавшая на Руси не позднее XII в., а также бусы XI-
XIII вв. И все же отметим, что абсолютно надежные даты может
принести лишь дендрохронология, дающая датировки по годичным
кольцам деревьев, а условия повышенной влажности на территории
кремля такую возможность предоставляют.
В.В.Низов попытался связать постройку г.Хлынова с новгородцами, но не с ушкуйниками, а со специально направленным руководством Новгорода отрядом, призванным закрепиться
на Вятке в противовес притязаниям Москвы. А поскольку известия
летописей об ушкуйном характере похода 1374 г. бесспорны, истори-
ку пришлось анализировать особенности источников, содержащих это
известие. В итоге им выдвинута версия о вывозе вятского архива пос-
ле покорения Вятской земли в 1489 г. в Москву, где по заказу вели-
кокняжеской власти содержавшиеся в вятских летописях известия о
начале русского заселения бассейна Средней Вятки в 1374 г. были пе-
реработаны столичными редакторами летописных сводов в свете,
угодном московским политикам. В результате походу новгородцев
был придан грабительский характер, а маршрут движения отрядов
был произвольно изменен (вместо Камы была вставлена Ветлуга).
Реальные же события донесли до нас различные списки "Повести о
стране Вятской".
Гипотеза В.В.Низова чрезвычайно интересна, однако оставляет
массу вопросов, пока не имеющих ответа. Во-первых, реальность про-
ведения в жизнь столь откровенной летописной фальсификации все же
маловероятна. Во-вторых, если "Повесть о стране Вятской" — источ-
ник достоверный (в чем я не сомневаюсь), и дискуссионный лишь по
существу дат (возможно, как считает ряд ученых, их 200-летнее удрев-
нение в "Повести"), то в ней должна фигурировать закладка г.Хлыно-
ва сразу после появления новгородцев на Вятке. Однако на деле это не
так: Хлынов строится выходцами из двух уже существующих здесь рус-
ских общин — Никулицына и Котельнича, т.е. в любом случае начало
русской колонизации региона приходится на более ранний период вре-
мени, нежели 1374. г. В-третьих, археологические данные, как мне уже
приходилось писать, вполне соответствуют сведениям "Повести о стра-
не Вятской" и дают датировки более ранние, чем XIV в., отчасти зах-
ватывая и домонгольский период. Таким образом, предположения,
выдвинутые кировским историком, по-прежнему не решают многих
проблем в прошлом Вятского края.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://kirovkray.ru/index.php/nashi-puteshestviya/27-po-kotelnichskomu-rajonu.html
Достопримечательности Кировской области
https://www.kotelnich.info/
Макаров Л. Д. Русские поселенцы на берегах Вятки (По данным археологических исследований) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995. С. 86-87.
Макаров Л. Д. Православные памятники Вятской земли XII—XV вв.
Вложение | Размер |
---|---|
Ковровское и Шабалинское городища | 9.57 КБ |
Ковровское и Шабалинское городища | 81.16 КБ |
Ковровское городище | 87.04 КБ |
Шабалинское городище | 243.21 КБ |
Ковровское и Шабалинское городища | 92.32 КБ |
Ковровское и Шабалинское городища | 282.11 КБ |
Ковровское городище | 488.55 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 5186 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий