Деревня Черномуж, Черномужская кереметь
Деревня Черномуж расположена в Шарангском районе Нижегородской области (НГО) – является центром Черномужского сельского поселения (Черномужский сельсовет). Населенный пункт находится в 7 километрах на юго-западе от районного центра пос. Шаранга (в верховьях речек Посташь и Бражка).
СТАТЬИ ПРО ШАРАНГСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Деревня Черномуж имеет свои достопримечательности: это Черномужская священная роща (кереметь) – объявлен памятником природы, школьный этнографический музей, исторический объект – Ратная тропа Ивана Грозного.
Следует отметить, что на территории Черномужского СП есть несколько других священных марийских рощ, например, у деревни Пайдушево (две кюсото), священная роща у деревни Марс.
В древности в этом краю (Поветлужье) коренным населением были марийские племена. Как указывают археологи (на основе раскопок селищ, могильников и городищ) – именно в долине реки Ветлуга был один из центров этногенеза марийского народа. Большинство ученых считают, что волжские финские племена сложились из смешения дьяконовской и азелинской культур в 1-м тысячелетии нашей эры. При этом на реке Ветлуге было несколько марийских княжеств.
Русское население пришло в этот край гораздо позже, часть русских староверов бежало в дремучие заволжские леса после реформ Никона в 17-18 веках, а часть русских переселенцев приходило в эти края со стороны Вятского края.
Сама деревня Черномуж основана в незапамятные времена, даты основания никто уже не помнит. По архивным данным первое упоминание о деревне было отмечено в переписи и ревизии Вятского края в 1748 году – тогда эта деревня входила в Казанскую губернию (Царевосанчурский уезд), и проживало в ней 63 человека – все черемисы (марийцы).
В 1802 году тут уже проживало более 500 жителей (около 160 дворов) – тогда деревня относилась уже в Вятской губернии.
Марийское название селения было Карем Сола (село около оврага), а современное название - Черномуж – деревня получила во время похода Ивана Грозного. В те давние времена (середина 16-го века) русские войска проделали Ратную тропу от Нижегородского края в сторону Санчурска. Эта легендарная тропа проходила мимо этой деревни, и когда по легендам воевода проезжал по тропе, то из селения вышли два мужика марийца, которые были смуглые на лицо (в деревне жили два рода – Симак и Яшман – все темнолицые и черноволосые). На вопрос: какое тут селение – они не отвечали, так как не понимали по-русски. Тогда воевода так и решил назвать эту деревню Черномуж, мол, тут живут темные мужчины.
Легенда про название деревни Черномуж
Жители деревни жили дружно и достаточно зажиточно, вместе корчевали лес, занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей, держали много скота.
В настоящее время в Черномуже проживает 190 человек, а во всем сельском поселении около 660 человек (входят деревни Марс, Пайдушево, Мосуново, Гусево, Лоскутово, Морозово, и другие).
Особая достопримечательность деревни – это школьный музей. Музеем заведует местная учительница географии и биологии Татьяна Валерьевна Кузнецова. Музей постоянно пополняется старинными экспонатами почти со всего Шарангского района. Раньше тут хранился древний молот, который был найден на Ратной тропе, также на ратной тропе находили подковы и остатки металлических доспехов.
Каждый год в летнее время школьники вместе с учителями совершают походы по окрестным деревням и собирают новые экспонаты для школьного музея. Так появились ткацкий станок, марийская одежда, донцы, прялки, деревянная посуда, старинные лапти, плетенные короба, туеса, гири и другие предметы.
Ткацкий станок уникален для этой местности – на нем четыре педали (обычно было две педали), никто даже не может указать название всех деталей на этом станке.
В музее есть образцы марийской женской и мужской одежды с вышивкой и другими элементами украшения. Местные марийские женщины одевались в зависимости от природы, чтобы сохранить организм. Отсюда утолщенные на спине рубахи, чтобы не было остеохондроза.
Также делали полотняные уплотнения на груди, плечах. Марийскую одежду украшали вышивкой из красных и черных нитей. Традиционная марийская вышивка — с двух сторон, гладкая. Чтобы вышивать по льну, нужен острый глаз: вышивая, мастерицы отсчитывали количество ниток и делали стежок.
Также в музее хранятся мониста с ракушками каури, которые с древности использовались в качестве монет (считались оберегами от сглаза и порчи).
В музее есть коллекция лаптей разных видов: марийские лапти отличаются от русских. Последние более глубокие, а лапти марийцев — более открытые: местность болотистая, промокшая обувь должна быстро высыхать. Раньше на изготовку пары лаптей у мужика уходило 30-40 минут.
священная роща у деревни Черномуж
Как и полагается каждому марийскому селению – около деревни есть кюсото – марийская священная роща, называемая иногда кереметью. Расположена она в 0,8 км. На северо-западе от деревни. Эта роща в ноябре 1994 года признана памятником природы и включена в государственный реестр ООПТ. Кюсото имеет неправильную треугольную форму и площадь примерно 0,1 га.
Отметим, что в Шарангском районе 19 священных рощ и еще несколько отдельных священных деревьев, которые также являются объектами охраны.
Особая ценность таких священных рощ в том, что тут сохранились многие реликтовые виды трав, цветов, кустарников и деревьев. Марийцы почитали свои кюсото, и никогда ничего не рубили, не рвали и не собирали в этих рощах. Поэтому природа на этих лесных островках как бы имеет нетронутый за много веков экотип.
Роща Черномужская собою участок крупного лесного массива с овражной системой – ельник приручьевой, березово-еловый лес. На окраине кюсото расположен источник с родниковой водой, по одному из оврагов протекает ручей.
На опушке рощи встречаются единичные экземпляры ивы пепельной, на дальнем крае участка есть берёза повислая (70-80 лет) и ива пепельная (40-50 лет), выросшие из одной точки. Священная роща в настоящее время действующая, имеет общинное значение для всех жителей деревни. На одной из полян подальше от ручья – шесть вкопанных столбиков культового назначения (обычно на них вешают жертвенные котлы). В роще молятся Кугу юмо, богу солнца (на местном диалекте: Кеце юмо, обычно у луговых мари: Кече юмо), богу ветра, матери земле и другим почитаемым богам.
Обычно в жертву богам и духам в роще приносят гуся или черного барана. В деревне всегда жил один или несколько картов (марийских жрецов), которые предупреждали всех о будущем молении, собирали средства для покупки жертвенных животных и выбирали тех мужчин, кто будет им лично помогать в молении. Раньше женщин и детей в этих краях не пускали в священные рощи, но во время Отечественной войны мужчин почти не осталось, поэтому в рощи стали ходить женщины и дети. Были случаи, когда обязанности картов исполняли сами женщины, которые одевали специальную одежду жреца и головной убор.
Черномужская роща, наряду с Пайдушевской, является одной из известных и сильных рощ Шарангского района, где постоянно проводят языческие моления.
марийский праздник в деревне Черномуж
Еще одной достопримечательностью Черномужа является легендарная Ратная тропа. По легендам её повелел построить сам царь Иван Грозный, который таким окольным путем шел на завоевание Казани. Ратная тропа на самом деле существует, и должна быть признана памятником истории. Но проложена она была уже позднее времен Ивана Грозного – в конце 16-го века, когда шла череда Черемисских войн. Тогда в глухом Заволжье строились крепости и укрепленные городища: Царевосанчурск, Царевококшайск, Кокшайск – именно туда вели эти дороги для продвижения войск и обозов.
По местному преданию – на Ратной тропе оставил своё имя сам царь Иван Грозный – это имя золотыми буквами было написано на огромной многовековой сосне. Старожилы даже помнят эти буквы на той сосне, только уже позолота с них облетела, и от времени они потемнели, но буквы остались заметны.
Статью про Ратную тропу можно посмотреть – тут!
В конце 2019 года в деревне был открыт дом-музей - "Марийская изба", где представлены экспонаты истории этого края, есть русская печь, принимают гостей, угощают марийскими блюдами (трехслойными блинами коман-мелна, квасом на свекольном хлебе, марийскими пельменями с рубленным мясом, пирожками с творогом).
С 1971 года в Черномуже существует народный марийский фольклорный ансамбль песни и танца «Пеледекш» («Цветок»). С какой любовью его артисты рассказывают в своём творчестве о традициях марийского народа! Есть в деревне и детский коллектив – «Из пеледекш» («Маленький цветок»). Дети танцуют и поют на марийском языке.
Где находится, как добраться:
Деревня Черномуж, Шарангский район, Нижегородская область.
Координаты священной рощи:
57°7'47"N 46°28'7"E
От поселка Шаранга до деревни Черномуж можно доехать по дороге,
Которая выходит с улицы Заречная – примерно 7 км. на юго-запад.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Официальный сайт Шарангского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
Статья с ресурса – «Нижний Новгород – онлайн».
https://www.nn.ru/text/science/2018/10/26/65547021/
Марийские населенные пункты Нижегородской области.
Автор фото Алексей Унжаков.
Вложение | Размер |
---|---|
Деревня Черномуж | 375.71 КБ |
Деревня Черномуж | 201.66 КБ |
Деревня Черномуж, Черномужская кереметь | 220.99 КБ |
Деревня Черномуж, Черномужская кереметь | 194.94 КБ |
Деревня Черномуж, Черномужская кереметь | 125.14 КБ |
Деревня Черномуж, Черномужская кереметь | 72.01 КБ |
Деревня Черномуж, Черномужская кереметь | 92.34 КБ |
Деревня Черномуж, Черномужская кереметь | 138.57 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1547 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий