Деревня Сосмак
Сосмак — населенный пункт, расположенный в Вятскополянском районе Кировской области, деревня включена в состав Среднешунского сельского поселения. Селение расположено примерно в десяти километрах от районного центра – Вятские Поляны в юго-западном направлении, и в 130 километрах от города Казань. Основное местное население – татары.
СТАТЬИ ПРО ВЯТСКОПОЛЯНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Следует отметить, что Вятскополянский район - один из самых «татарских» в Кировской области, поскольку район граничит с Татарстаном, и тут проходили древние тракты, по которым татарское население уходило на восток по разным причинам (от окраины деревни до границы РТ – Кукморский район – чуть меньше километра). Всего в районе сейчас проживает около 11 тысяч татар, более половины живет в городе Вятские Поляны (там есть мечеть и татарский культурный центр), также большая диаспора существует в Сосновке. Всего в районе семь татарских деревень, среди которых и деревня Сосмак, про другие деревни мы также рассказывали на данном сайте.
Основная часть татар на территории района поселилась уже в конце 16-го и в начале 17-го века. Завоевание Казанского ханства войсками царя Ивана Грозного дало большой толчок к миграции татарского населения на восток. Российская империя стремилась установить на всей территории единую религию (идеологию), что, в принципе, свойственно для всех крупных империй. Без такой политики было сложно удержать огромные территории и многие народности в одном государстве. Похожая политика была и во времена СССР, когда сверху насаждалась новая «атеистическая вера», и это тоже было оправданно в те сложные годы. Царская власть после завоевания новых территорий пыталось разными способами провести крещение инородцев в православие, что отчасти удавалось (например, среди горных мари, чувашей и мордвы), однако большая часть татар и луговые мари еще крепко держались своей старой веры. Поэтому часть поволжских народов уходила в сторону Урала, пряталась в глухих лесных урочищах, сообщаясь только со своими единоверцами.
татарская деревня Сосмак
Так произошло и с основанием деревни Сосмак, первыми в этих местах поселились именно марийцы, они пришли сюда с левого берега Волги. Одно из первоначальных названий деревни было Верхние Шуни, так как местную речку Аллаук (правый приток Вятки) раньше по-марийски называли Шун, Шунька. В переводе с марийского языка слово «шун, шунь» - означает глину, так как берега этой речки были глинистые.
Первые татарские поселенцы начали селиться в месте, где находится мост между деревнями Чекашево и современным Сосмаком. Однако там была неудобная болотистая местность, неудобная для земледелия. Поэтому татары решили поселиться ближе к марийцам. В первое время татары и марийцы жили в одном поселении. Потом часть марийцев ушла вверх по Вятке, в сторону города Малмыж, а другая часть марийского населения смешалась с татарами, переняла их язык, обычаи, религию. О существовании древнего марийского поселения говорят остатки марийского кладбища около деревни Сосмак.
концерт в доме культуры деревни Сосмак
Уже в 18-и веке основным населением деревни стали татары, сюда переехало много татарских семей и с ними мулла с территории нынешнего Татарстана. В память о своем родном селе Саз-тамак (деревня в устье реки Саз) – они стали называть новую деревню Сазтамак, что потом сократилось до Сосмак. Однако вплоть до Октябрьской революции в документах обычно указывалось старое название. Также было еще одно название – Киняус (Княусь, Канауш). Деревня располагалась по Арской даруге, и входила в Рыскову сотню Ураева.
В ревизии 1722 года про расположение деревни Сосмак сказано:
«Да на острову, которой против Буян горы, сена ж кошеного ставитца промеж кустов и лесов по двести копен, да лесу черного и ельнику по правой стороне от речки Канауш длиннику от вершины Киняуски речки вниз до Шунки речки ж две версты, а поперешнику на версту, а по левую сторону гора».
По данным писцовой книги мечеть в деревне была уже в 1742 году. Местные жители были приписаны как государственные крестьяне, они занимались земледелием, содержали скот, также работали на заготовке леса, занимались различными промыслами.
Деревня быстро росла, уже в 1795 году – в ней жило почти триста жителей, в 1850 году – около восьмисот жителей. Часть селян потом - в 1810 году - основало деревню Чемочар, а в 1881 году часть жителей переехала в нынешнюю Удмуртию – где была основана деревня Новый Сосмак. В 1905 году силами всей деревни была построена новая мечеть, при нем организовали медресе, где детей учили не только основам ислама, но и грамоте, а также арифметике.
Иная жизнь началась в Сосмаке после октябрьской Революции, по этим краям прошла Гражданская война, к Вятке подходили то белые, то красные отряды, также какое-то время власть держали бандитские банды. Деревня прошла и через период атеистической пропаганды, раскулачивания и коллективизации. Тогда в деревне муллой был Мулла Габдулхак, но под страхом ареста он бежал в другое место, а в мечети стал служить дед Ашрап – бабай. До смерти его не трогали и мечеть не закрывали, но в 1939 году он умер, и тогда мечеть закрыли. Районные власти несколько раз пытались снести минарет, а здание отдать под колхозные нужды, но селяне не хотели ломать мечеть, ибо считали, что это перед Аллахом будет большой грех. Тогда нашли каких-то шабашников на стороне, они приехали и спилили башню минарета в 1940 году.
праздник в д. Сосмак - Карга боткасы - Грачиная каша
В 1931 году в Сосмаке был основан колхоз "Кызыл Батыр". Также в 30-е годы была построена восьмилетняя школа. Во время Отечественной войны на фронтах погибло 119 человек.
После войны хозяйство стало восстанавливаться. В 1956 году три колхоза на территории сельсовета объединились в одно большое совместное хозяйство (председатель назначили Т. А, Галиахметова, с 1988 года — Ф. Г. Гарафиева). За деревней Сосмак на склонах возвышенности жители высадили сосны (площадь лесопосадок - 70 гектаров).
Культурная жизнь деревни вращается вокруг местного клуба, в селе есть свой музыкальный коллектив. В деревне празднуют Сабантуй и другие татарские праздники, в том числе, и древний - «Каз өмәсе» – в переводе с татарского: «праздника гусиного пера».
Празднуют его всей деревней в период поздней осени (начало ноября), когда забивают гусей и уток. Тушки гусей обычно несут к речке, роднику или колодцу и обливают студеной водой, а девушки и женщины массово ощипывают пух и перья с птицы. В стародавние времена именно в это время парни приглядывали себе среди девушек невесть, наблюдая какая из них самая хозяйственная и работящая. После окончания работ уже было готово угощение, обычно всех угощали жирным бульоном из гусятины с мясом и самодельной лапшой. Обязательно на столе были блины, смазанные гусиным жиром, а также другая татарская выпечка. В деревне Сосмак была такая традиция в этот праздник – после него всегда на 3-4 дня во дворе и перед домом оставляли перья и пух, считалось, что это добрая примета, и она поможет привлечь в дом достаток в будущем году.Где находится, как добраться:
Ддеревня Сосмак
Вятскополянский район, Кировская область, Россия
Координаты д.Сосмак:
56.135905, 51.201429
Деревня расположена на дороге Искубаш (РТ) – Вятские Поляны, до границы с Татарстаном (Кукморский р-н) от окраины деревни 950 метров.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото: Ильфата Вагизова.
Статья из газеты «Вятско-Полянская правда».
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Сосмак. "Родная Вятка". Краеведческий портал.
Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".
Вложение | Размер |
---|---|
Деревня Сосмак | 156.36 КБ |
Деревня Сосмак | 152.3 КБ |
Деревня Сосмак | 149.88 КБ |
Деревня Сосмак | 62.65 КБ |
Деревня Сосмак | 72.35 КБ |
Деревня Сосмак | 54.65 КБ |
Деревня Сосмак | 54.26 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1625 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий