Священная роща деревни Варангуж

Практически на границе Марий Эл и Татарстана (Моркинский р-н РМЭ и Атнинский р-н РТ) расположена деревня Варангуж. Основана она на речке Уртемка (приток Ашита – бассейн Илети), примерно в 5-6 км. от древнего Алатского тракта, который вел из Казани на Уржум и на Вятку.
Деревня Варангуж известна всемарийской мировой кюсото - Священная роща Тӱня кӱсото, где проводили и сейчас проводят мировые моления.

  

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В БЕЛОЙ БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В ДУБОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД

ТУНЯ КУМАЛТЫШ В БЕЛОЙ РОЩЕ - ТУТ!

  

Священная роща деревни Варангуж

Священная роща Тӱня кӱсото-Всемарийская находится в 500-700 метрах на север от деревни Варангуж Моркинского района РМЭ (на картах эта роща видна немного севернее Варангужа в сторону Токпердино).
Очень большую известность эта роща получила после скандальных событий 1827 года, когда тут проводились всемарийские мировые моления, и в рощу собралось более пяти тысяч человек (причем из разных губерний России – Вятская, Уфимская и др.). 
Однако местные власти предприняли чрезвычайные меры для разгона и преследования марийцев и особенно марийских жрецов. По этому делу сохранились даже архивные документы в Казанской губернии по вопросам языческого моления и допросам местных крестьян из различных деревень.

Священная роща деревни Варангуж

Однако никакие преследования со стороны губернского и волостного начальства (и полиции) не истребили приверженность народа мари к своей исторической вере, и вплоть до 1955 года моления в этой роще совершались раз в четыре года. Что интересно, но именно в сталинские времена моления в кюсото проводились (хотя и достаточно закрыто), но именно с наступлением хрущевских гонений на религию – снова стали запрещать как богослужения в храмах и мечетях, так и преследовать языческие традиции малых народов СССР.
Снова моления начались в Варангужской роще уже в 2010 году, кюсото обустроили, закупили инвентарь, пригласили картов (онаенг), которые помогли возобновить традиции марийских молений.
 


 Также примерно в это время данная роща попала в государственный реестр памятников истории и культовых мест марийского народа (РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР 121630755570005).
По архивным данным роща основана: вторая половина XVIII в. - начало XIX в. (хотя, конечно, роща организована гораздо раньше).
Республика Марий Эл, Моркинский район, в 500 м к югу от д. Варангуж Уртем-Варангужского сельсовета
Документ:
Постановление Правительства Республики Марий Эл "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл" № 298 от 24.08.1993 г.
     


Нужно отметить, что моления, когда собираются марийцы (буквально) со всего мира (Туня), как это было у деревни Варангуж, очень сильно консолидировали марийскую нацию. Ибо именно тут чувствовалось единство марийского народа, его религиозное, культурное и языковое единство. И факт проведения таких молений как раз доказывал самосознание мари своей нации, наличие общих предков. Соответственно, царское правительство по религиозным и идеологическим причинам (православие – было одной из базой государственной идеологии - самодержавия) пыталось всячески мешать проведению таких массовых языческих молений. 
Малые (семейные и родовые) моления государство при такой обширности территорий и удаленности от центров контролировать и запретить не могло, но власти явно препятствовали мировым молениям, ибо обойти вниманием такое собрание народа было невозможно. 
С одной стороны, конечно, никаким насилием невозможно было привлечь марийцев в православие, так как по христианским догматам крещение может быть только добровольным и сознательным. Принуждение к крещению насильственными или экономическими методами (например, льготами по налогам) противоречит канонам Православной церкви. И если народ массово и сознательно исповедует свою природную религию, то никакая власть и сила не может кардинально изменить сознание целой нации.
И с другой стороны, государственную власть также можно было понять, ибо сохранение и удержание огромных империй требовало общей идеологии, общих «смыслов» и ориентиров. Так было в царской России, так было и в СССР, так, в принципе, должно быть и сейчас (?). А при разрушении идеологии – следом рушилось и само государство, это нам известно из нашей недавней истории.
 По всем названным выше причинам было достаточно серьёзное разбирательства дела, связанное с языческим молением у д. Варангуж. Вот информация от первого лица:
Сведения, приведенные приходским священником Я. Смирновым в значительной мере дополняются ценными материалами другого очевидца о состоявшемся марийском молении 1827 г. - царевококшайского исправника Микулина. В записанном им по свежим впечатлениям изложении от 01.01.01 г. и представленном на следующий день протоиерею Царевококшайской соборной Воскресенской церкви И. Билярскому в письме, в частности, отмечалось: 
«На требование ваше о доставлении к вам подробных сведений нащет скопища жертвоприносителей в противность христианской религии сим уведомить вас честь имею.
В вверенном мне уезде Уразинское волостное правление рапортом от 20-го числа сего месяца за № 000 донесло, что близ подведомственной оному правлению деревни Варангуш собрались из губернии Казанской, Вятской и даже Костромской разных уездов крещеные и некрещеные черемиса и вотяки для принесения какой-то жертвы, противной христианской религии. Получив донесение сие, я тотчас собрал понятых разных деревень и взял с собою уразлинского волостного голову, писаря и Уральского войска казака Никиту Худякова. Отправился в то место, где находились жертвоприносители. По приезде туда с вышеупомянутыми людьми, действительно нашел в роще, отстоящей от деревни Варангуш с версту, черемис, до четырех тысяч человек, упражняющихся в богопротивном жертвоприношении, которое в том состояло: что они на зделанных ими столах наклали множества печеного хлеба, ...к оному заставили восковые свечи, - стояли и приговаривали что-то по-черемисски. А прочил, подходя к сим столам, клали поставленныя на оных кадочки, деньги. Сверх сего видел я тут разного скота, приведенного ими для принесения в жертву до четырехсот голов, множество кадок, бочек, наполненных пивом и деланым медом».
  
Таким образом, видим буквально массовое (всемирное) моление марийцев числом до 4-5 тысяч (только мужского пола), что вызвало беспокойство в органах власти, в полиции, в духовном управлении Казанской епархии. О масштабах моления можно судить не только по количеству прямых участников, скорее всего, множество мари не могли приехать издалека, и направляли на туня кумалтыш своих посланников. Следовательно, в сакральном смысле тут принимали  участие в молениях десятки тысяч человек. Для жертвоприношения было подготовлено сотни голов скота – это даже для того времени было очень много!
По архивным данным приехал наряд полиции с урядником, которые пытались прекратить языческое моление, тут началась откровенная драка, и «силовые структуры» еле унесли ноги из этого места. После этого началось большое расследование, власти прежде всего пытались найти главных зачинщиков туня кумалтыш, а также марийских картов. 
Нужно отметить, что расследование шло достаточно тяжело и медленно, марийцы под страхом даже самых страшных наказаний не выдавали своих старейшин, и скрывали сами факты участия в молениях и жертвоприношениях. Так или иначе, но то памятное моление  у селения Варангуж теперь уже вошло в историю.
  
Что касается самой деревни Варагуж, то эта деревня существует и в наше время, как мы уже писали, рядом с Алатским (Уржумским) трактом. Селение расположено примерно в 6,5 километрах на юго-восток от центра сельского поселения села Нуж-Ключ (Моркинский р-н).
Название деревни переводится, как поляна на высоком месте, которая поросла лесом, что неудивительно – в древние времена тут были сплошные таежные массивы. Местные жители этой деревни всегда принадлежали к государственным крестьянам.
В советское время жители сформировали колхоз «Искра», а потом вошли в состав совхоза имени Калинина. В деревни была построена начальная школа и фельдшерский пункт.
По данным 2010 года в деревне примерно 90 домов и около 230 жителей, в основном занимаются сельским хозяйством, держат скот, разводят пчел. С районным центром поддерживается автобусное сообщение.
Интересно, что вокруг с татарстанской стороны множество населенных пунктов, имеющих явно марийское происхождение, например, деревня Чембулат (прямо около Уржумского тракта), про название и перевод реки Ашит можно прочитать на соответствующей статье. 
Отметим, что Уржумская дорога известна у сплавных туристов, так как по ней идет заброска в верховья реки Илеть (а кто хочет – на реку Немда).
          


Где находится, как добраться:
деревня Варангуж
Моркинский район, Республика Марий Эл, Россия.
Координаты:
56.365214, 49.362596
 Из Казани можно добраться через Дубъязы, потом Большая Атня,
Далее Ключи-Сап и д. Варангуж.
Из Йошкар-Олы следует ехать до пос. Шелангер, потом пос. Морки,
Потом Фадейкино – Токпердино – Варангуж.
 
    
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Священные рощи Марий Эл. Реестр памятников природы и культовых мест.
Фото:   Михаил Скобелев, Василий Метронов.
Священные рощи (кусото, юмото) // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 698—699. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
Группа деревни Варангуж Вконтакте.
 «История сел и деревень Республики Марий Эл». Моркинский район. 2006 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл" № 298 от 24.08.1993 г.

 

 

ВложениеРазмер
Священная роща деревни Варангуж177.33 КБ
Священная роща деревни Варангуж319.68 КБ
Священная роща деревни Варангуж200.96 КБ
Священная роща деревни Варангуж157.12 КБ
Священная роща деревни Варангуж111.84 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.