Родники села Потапово-Тумбарла

Село Потапово-Тумбарла расположено на самом юго-востоке Татарстана – в Бавлинском районе, тут наша республика граничит с Оренбургской областью и Башкортостаном. В этих краях уже ощущается Предуралье – в окрестностях населенного пункта множество холмов, гор и возвышенностей, которые перерезаны руслами речек и ручьев, оврагами и балками.     

     

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО БАВЛИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИВ  БАВЛИНСКОМ РАЙОНЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД БАВЛЫ - ТУТ!

РОДНИКИ БАВЛИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БАВЛИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО БАВЛИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

    
Территория этого края входит почти в самый центр Бугульминско-Белебеевской возвышенности, и в связи с холмистым рельефом тут большое количество родников и ключей. Причиной этого – несколько слоев водоносных горизонтов под землей, каждый слой относится к своей геологической эпохе. Поэтому при бурении скважин очень часто родники тут открывают сами нефтяники, которые проводят потом работы по благоустройству местных источников.
Село Потапово-Тумбарла богато на родники и источники, именно около этих ключей и селились первые поселенцы в этом безлюдном краю много веков назад.

 

Самый известный сельский родник – это «Самовар»,                                                                         

который бьет под склоном на правом берегу речки Тумбарлинка.  Надо отметить, что от название речки (гидронима) – произошла вторая часть названия села, и это слово из чувашского языка - «Тумбарла». По местным преданиям происходит оно от слова: «Тампарла» (известково-глиняная земля), «там» − глина, а «пар-пур» − известь. Берега речки Тумбарлинки, действительно, богаты почвой с глиной и известью. А самый первый поселенец в этом месте был чувашский крестьянин Потап - от этих двух слов и пошло название селения: Потапово-Тумбарла. Считается, что первое жилище было срублено недалеко от этого родника у берега речки, а назвали его Самовар, потому что воду из источника всегда использовали для заварки чая. Полностью благоустроен родник был летом 1995 года силами Бавлинского НГДУ, они в честь названия источника – установили на нем самовар – из которого и течет родниковая вода. Также были проведены большие работы по расчистке территории вокруг источника, были установлены беседки и скамейки для отдыха местных жителей. Дорожки к источнику Самовар были замощены природным камнем. 
Вода в роднике имеет приятный вкус, до сих пор жители села пользуются этим источником. Дебет выхода воды около 2-3 литров в секунду, вода имеет небольшую щелочную реакцию из-за солей кальция и магния. Температура воды круглый год около 7 градусов, вода не имеет цвета и запаха, все примеси в ней меньше установленных ПДК.
Источник расположен тут: 54°21'18.5"N 53°11'17.2"E 


   

Второй источник в селе называется «Салампи» (или «Сеспель»).

Данный родник благоустроен силами местных жителей, на выходе воды сделан каптаж и выводные трубы. Дебет родника около 10-12 литров в минуту, вода пригодна для питья: чистая и прозрачная.
Название «Салампи» - произошло от популярного в древности женского чувашского имени – Салампи, что в переводе с чувашского (и других тюркских языков) означает: «Приветливая». Таким образом, местные жители хотели подчеркнуть значение данного источника для селян.
Второе название «Сеспель» переводится с чувашского языка как «подснежник», так как в весеннее время около источника распускалось много первоцветов (это их обобщающее название).  Родник «Салампи» расположен по координатам: 54.360322, 53.175488.
   
Третий источник носит имя «Курак сале», по рассказам местных жителей, это название переводится с чувашского: Грачиный источник, так как «курак»  – это грач, ворона. По легендам – около этого родника в древности жил крестьянин по имени Михаил, которого почему-то невзлюбили другие жители села. По какой-то причине он охотился за грачами (воронами), может быть они разоряли его посевы, и по этой причине родник был назван таким именем.
Местные жители ценят воду этого источника за его вкусовые качества, и до сих пор ходят сюда, чтобы набрать родниковую воду.
 
Четвертый источник имеет название «Педот сале», в переводе с чувашского означает источник Федота. Много веков назад Федот со своей семьей поселился недалеко от источника, он также считается одним из основателем этого поселения. Многие местные жители почитают этот источник и место около него – на православный праздник Крещенье Господне (Богоявление - 19 января) все верующие именно сюда ходят за крещенской водой. 
Источник расположен у подножья большого холма и обращен «лицом» к восточной стороне – к месту восхода солнца, вероятно, что в древности тут было священное чувашское место (когда чуваши были еще язычниками). Вода из этого родника может целый год храниться в домашних условиях и не портиться. 
  
Пятый источник назывался «Беглой сале» - в переводе с чувашского «Родник беглых», по местным преданиям около него располагался большой лог (овраг), где прятались беглые чуваши. Селяне побаивались этих беглых, и поэтому часто к роднику не ходили, у этого места была недобрая молва. Данный источник имеет довольно большой дебет – до 5 -6 литров в секунду, поэтому около него появилось небольшое озерцо. Вода в роднике соответствует питьевым нормам и не содержит превышения вредных веществ и солей.
    

                                                             День Святой Троицы в селе                                                                          

История села
Само село Потапово-Тумбарла
расположено почти на самом юго-востоке района, до районного центра отсюда более 10 километров. Вероятно, что люди тут селились еще в древние исторические эпохи, но основание селения относится к середине или к концу 18-го века. 
Часть чувашей, которые не захотели принимать христианство, уходило с берегов Волги сперва в Западное Закамье, а когда административная власть усиливалась и там, то мигрировали дальше на восток – в долины рек Зай и Ик. Именно тут, среди гор и речных долин чуваши основали новое село. Земля тут была достаточно пригодна для ведения земледелия и разведение скота, размеры земельных участков никто не ограничивал. В лесостепной зоне было много долин и балок с луговым разнотравьем, которые были пригодны для пастбищ.
По местным преданиям первым тут появился крестьянин Потап, он искал пригодные земли для ведения сельского хозяйства, и ему понравилось место у речки Тумбарлинка.  К его счастью,  данные места были еще никем не освоены, богаты ягодами, живностью, что в первое время помогло продержаться поселенцам до освоения пашни. Выкорчевывая деревья, из года в год увеличивая обработанную площадь земли, обзаведясь скотиной трудилась и росла эта семья. В бегах от нужды и в поисках свободной земли в эти края забредали все новые и новые люди. Также со стороны Камы в этот край приходили удмурты, они также селились по соседству – так росло и ширилось село.
В 1886 году для обучения деревенских детей открыли церковно-приходскую школу. Около села, на быстрых ручьях стояло три мельницы. Окрестные места также были пригодны для занятием пчеловодством – многие держали бортья и ульевые ухожеи.

                                                            День чувашской культуры в селе                                                   


В селе никогда не было царских чиновников, так как до административных центров было далеко. Все текущие проблемы села, будь то подушное деление земли или выбор места для выгона скота, строительство мостов или сенокос, - они решались на сходе крестьян, общиной. Землепашеством и животноводством занимались в основном мужчины, а на долю женщин выпадали уборка урожая с помощью серпа и обмолот, а долгими зимними вечерами они неутомимо пряли и ткали, чтобы обеспечить всю семью вязанной и домотканой одеждой. Крестьяне трудились с раннего утра и до позднего вечера, чтобы справиться со всеми делами. Но работающий народ умел веселиться и отдыхать. Самобытные праздники потаповских чувашей и удмуртов дошли и до наших дней.
 В настоящее время во всем сельском поселении проживает более тысячи человек, в селе действует свой небольшой музей, есть школа и детский сад, построен новый дом культуры, действует медицинский пункт. Селяне красочно празднуют национальные праздники, среди них Семык и конкурс «Чувашская красавица».
При доме культуры функционируют: театр «Сеспель», фольклорный коллектив «Нарспи», детский коллектив «Забавушка», детский фольклорный ансамбль «Тарават», танцевальный коллектив «Шанкрав», детский театральный коллектив «Веселые гномики».

   

  

Где находится, как добраться:

 Восточное Закамье, село Потапово-Тумбарла.
Бавлинский район, Республика Татарстан, Россия.
Координаты населенного пункта:
54.357699, 53.181675

     

 
____________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Автор фото Резеда Шарипова,    .
Официальный сайт Бавлинского района РТ.
Энциклопедия Tatarica

 

  

ВложениеРазмер
potapovo-tumbarla (1).jpg362.9 КБ
potapovo-tumbarla (2).jpg260.61 КБ
potapovo-tumbarla (3).jpg164.94 КБ
potapovo-tumbarla (4).jpg165.78 КБ
potapovo-tumbarla (5).jpg158.58 КБ
potapovo-tumbarla (6).jpg191.91 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.