Пайдушевская роща

Пайдушевская роща или Пайдушевская кереметь (также встречается название – Пайдушевское мольбище) – это священная марийская роща около деревни Пайдушево Шарангского района Нижегородской области (НГО). При этом у деревни две рощи, но постоянные моления проходят во Второй роще – кюсото. 

   

СТАТЬИ ПРО ШАРАНГСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ - ТУТ!

МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  
Мы уже указывали в наших статьях про отдельную этнографическую подгруппу луговых мари – это ветлужские марийцы (также есть название: северо-западные марийцы). Они компактно проживают в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах Нижегородской области (НГО). У них есть свой диалект, свои особенности в национальной одежде, в религиозных обрядах. Есть даже предположения, что они – остатки летописного народа – меря, которые смешались с проживавшими в Поветлужье марийскими племенами. До истины тут сложно дотянуться, но многие языческие обряды у них сохранились до нашего времени, а в некоторых рощах – кюсото проводятся моления и религиозные праздники. 
Традиции языческих молений в рощах уходят в седую глубину веков, у каждой марийской деревни или села обязательно были несколько таких сакральных объектов для личных, семейных, родовых и общедеревенских молений.

                                                                           деревня Пайдушево                                                                   Пайдушевская роща
У деревни Пайдушево в настоящее время памятниками природы признано две кюсото – Первая роща (кереметь) расположена примерно в 1,2 километра на северо-востоке от селения, площадь рощи 0,3 гектара. Роща с трех сторон окружена полем, а с четвертой стороны от кюсото находится овраг, за оврагом небольшой лесной массив. Буквально в полутора километрах от рощи располагаются участки и дома районного центра – поселка Шаранга.
Сама роща – это небольшой ельник, достаточно старовозрастный, в нем примерно три десятка елей возрастом около ста лет, также растет одна молодая береза. Диаметр стволов деревьев 40-45 см., высота елей 15-17 метров. В подлеске есть молодой ельник, рябина, травостой почти отсутствует. На опушке рощи растет лесная земляника, весной встречаются некоторые первоцветы. В самой роще большой слой хвои на почве.

Пайдушевская роща

В центре кюсото расположена группа старых и высоких елей, которые со всех сторон окружены молодыми елями – возрастом около 70 лет, также есть молодые березы и осины.  В этой роще проводились родовые моления, последнее моление тут совершалось в 50-х одах прошлого века. Сейчас роща в ритуальных целях не используется, в основном мари ходят во Вторую рощу, что находится южнее Пайдушево.
  

 
Вторая роща (кереметь), где проводятся моления, расположена южнее деревни (недалеко от дороги в сторону деревни Черномуж) и имеет немного меньшие размеры – 0,1 гектара. Тут более сложный состав леса:  пихтово-еловый массив с дубами черешчатыми.  Эта роща также окружена полями и луговинами, а также огорожена изгородью (чтобы в кюсото не заходил скот). Чуть ближе к северной части рощи расположено мольбище – оно представляет участок в виде костровища, есть металлическая тренога для установки котла, рядом есть разделочные доски для жертвенных животных и птиц.

Пайдушевская роща

В самом центре кюсото стоит полусухая священная береза – онапу, рядом с ней – скамейка и столик.
Обе рощи признаны памятниками природы, где охраняются возрастные участки южной тайги с элементами лиственного леса. В государственный кадастр памятников природы они включены в 1994 году.  Являются природными объектами регионального значения.

По марийским преданиям  Пайдушевская роща была сильная, настоящая, и поэтому туда нельзя было заходить русским (православным), то есть тем, кто не являлся язычником. Вход туда был только марийцам, креститься там было нельзя, следовало только кланяться и молиться по-марийски: «Юмо, помоги хорошо жить!». Обычно в это кюсото ходили до проведения весенних полевых работ и осенью – после уборки урожая. День молений всегда был большим праздником для марийцев – в этот день запрещалось выполнять любую работу. Все приготовления были накануне – люди мылись в бане, одевали чистую и обязательно домотканую одежду. Даже те, кто не соблюдал языческие обряды -  все равно в этот день соблюдал все правила. 
Для молений обычно делали квас и варили специальное ритуальное пиво. В жертву обычно приносили гуся, если моление большое – белого барашка, а также черного бычка. Если у кого-то тяжелое заболевание или хворь, то следует приносить последовательно все жертвы – пока человек  не излечивался от болезни. 
Перед тем, как принести в жертву птицу или животное, его обливали водой – если животное никак не реагировало – то такую жертву считали неугодной богам, а если животное (или птица) отряхивалось, то считалось, что такую жертву боги примут. В стародавние времена в рощу ходили на моления только мужчины, женщин и детей туда не пускали. Но во время войны мужчин почти не осталось, поэтому на моления стали ходить женщины и дети, местами даже женщины стали выполнять роль жрецов – картов. При этом в роще специально проводили моления для женщин – эти моления предназначались для марийской «богородицы» - её звали Пюрекшо. Женщины приносят ей жертву и молятся в случае беременности и родов, а также за больных детей.

Пайдушевская роща
Для мужчин покровителем был – Суртан (или Султан – в честь него были даже целые рощи). Отдельные боги и духи покровительствовали дому, домашней скотине, пчелам, удачной охоте или земледелию. 
Старшим в роще и в марийском молении был карт – его тут на местный лад называли: порука. Он проверял и колол скот и птицу, разделывал жертву -  шкуру, утробу и кишки  - всё сжигали в жертвенном костре. При этом мясо и сердце варили в специальном котле, часть бросали в костер – это была пища для богов и духов, а остальное съедали все молящиеся.  Оставшиеся кости также бросали в костер. Аналогично резали гуся – мясо съедали, а требуху и кости сжигали в костре. Весь пепел от жертвенных животных вынимали потом из кострища,  и складывали после молений в дупле дерева, расположенного в священной роще. 
Были случаи, когда за помощью в роще обращались в советское время даже комсомольцы и партийные, и были случаи, когда они исцелялись от болезней.

 

 Где находится, как добраться:
деревня Пайдушево.
Шарангский район, Нижегородская область, Россия
Координаты деревни:
57.141871, 46.487960
Добраться до деревни можно от поселка Шаранга – 3-4 км. на юго-запад.
   
   
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Официальный сайт Шарангского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
"География Шарангского района" учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ ,Нижний Новгород,  2009.-141 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 

 

ВложениеРазмер
Пайдушевская роща38.33 КБ
Пайдушевская роща23.82 КБ
Пайдушевская роща149.9 КБ
Пайдушевская роща94.21 КБ

Комментарии

про священные рощи...

Еще раз хочу напомнить читателям и гостям сайта, что все основные статьи про священные рощи

можно посмотреть, нажав соответствующий ТЭГ:

Священная роща - 

под текстом статьи.

Статей про священные рощи и керемети на нашем сайте уже около сотни, 

данная тема будет продолжаться и дополняться.

Только в Марий Эл известно и включено в государственный реестр более двух сотен кюсото.

Также определенное количество священных рощ есть в Кировской и Нижегородской областях, в республиках Татарстан, Удмуртия и Башкирия - в местах компактного проживания народа мари.

Также по указанному ТЭГу можно посмотреть священные рощи удмуртов, мордвы и чувашей.

Отдельно были статьи про древние святилища народа меря...

Отправить комментарий