Монастырь Александра Невского. Чувашия, Моргаушский район
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ЧУВАШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Моргауш. р-н) – основан в 1903 в миссионерских целях в лесу (14-й квартал Ильинского лесничества) на месте, где совершали моления чуваши-язычники, в 1890 была построена часовня.
В короткое время сформировался монастыр. комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтаж. корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйствен. построек.
Монастырь Александра Невского, Чувашия
Все строения были деревянные, в стиле эклектики с элементами классич. и бароч. архитектуры. В 1908 в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников. Настоятелем обители со дня её основания и до закрытия в 1926 являлся игумен Антоний (А.П. Разумов).
В 1940 в монастыр. строениях разместился детский санаторий. В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревян. храм во имя Серафима Саровского, келейный двухэтаж. корпус, хозяйствен. постройки. В монастыре находится особо почитаемый верующими «Живоносный источник».
(святой источник около монастыря Адрес: Рядом с Каршлыхским домом- интернатом для ветеранов войны и труда. Проезд: По М7 до развязки Калайкасы- Большой Сундырь, в сторону Б. Сундыря около 6 км. Указатель. Координаты: 56.091098, 46.805706.)
Монастырь Александра Невского, Чувашия
Подробная история монастыря:
Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники, с целью помешать им совершать свои обряды.
Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь - комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.
Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.
Но ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде. Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья обитают в лесистой местности и места их обитания - КЕРЕМЕТИ - священны.
Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств). К тому времени многие чуваши уже утвердившиеся в православной вере не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии». Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891 г., 1895 г., 1898 г. 1899 г.).
И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил:
в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства; просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. Из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов). К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть.
Похоже, именно он стал храмом Александра Невского. Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах. Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории). «В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников». В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского.
В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок». Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года.
Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей».
Монастырь Александра Невского, Чувашия
В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года. К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря.
В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников. В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом.
А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского. В 1908 в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников. К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы. С началом первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась.
Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Но, несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека. С установлением советской власти для монастыря "настали" тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были возвращены земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были возвращены крестьянам строения, рогатый скот.
братия монастыря
Настоятелем обители со дня её основания и до закрытия в 1926 являлся игумен Антоний (А.П. Разумов). В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 20-х годов жизнь в монастыре еще теплилась. В октябре 1926 года президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил постановление о закрытии монастыря - ввиду невозможности содержать здание храма - окрестные жители, получив нормальное образование и условия жизни попросту отказались содержать за свой счет ненужное им заведение. Так же причиной послужило несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви - в СССР считали, что церковь не имеет права указывать гражданам как им жить, а тем более паразитировать на них. Монастырские помещения были переданы в распоряжение местной школы крестьянской молодежи.
Монастырь Александра Невского, Чувашия
Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. На территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом - государство считало что им он нужнее.
В 1940 в монастырских строениях разместился детский санаторий. В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом.
В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревянный храм во имя Серафима Саровского, келейный двухэтажный корпус, хозяйственные постройки. С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину Православной церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского, но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.
Ныне комплекс Александро–Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района состоит из: - Храм святого благоверного князя Александра Невского; - Храм преподобного Серафима Саровского; - Надвратная церковь святителя Николая чудотворца; - Часовня с источником в честь Божией Матери «Живоносный источник»; - Источник во имя преподобного Серафима Саровского; - Поклонный Крест при въезде в монастырь.
Адрес: 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, п/о Каршлыхи
Телефон: +7 (83539) 46-2-86 Координаты: N 56°5′28.72″ E 46°48′19.61″
Престольный праздник Обители 12 сентября 2013 года в день перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского празднуется престольный праздник в Александро-Невском мужском монастыре.
Праздничную Божественнную литургию возглавил настоятель обители игумен Феодосий (Шитов) в сослужении братии обители. По окончании литургии был отслужен молебен и Крестный ход вокруг монастыря. Освящение храма в честь святителя Николая в Александро-Невском мужском монастыре 5 октября 2013 года в день памяти святого Пророка Ионы (VIII в. до Р. Х.) и священномученика Фоки, епископа Синопийского (117) состоялось Освящение надвратной церкви в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского Чудотворца в Александро-Невском мужском монастыре п/о Каршлыхи Моргаушского района Чувашской Республики.
Чин Освящения и первую Божественную литургию, по благословению Главы Чувашской митрополии митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, совершил наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, председатель Комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии архимандрит Василий (Паскье) , в сослужении игумена Феодосия (Шитова), настоятеля Александро-Невского мужского монастыря и братии обители в священном сане. На богослужение прибыли многочисленные паломники, благодетели обители.
По окончании богослужения архимандрит Василий в приветственном слове к собравшимся отметил, что этого дня обитель ждала почти 10 лет, храм был сооружен и еще при первом настоятеле игумене Вениамине (Куликове). Этого события все ждали очень долго и наконец совершилось. Затем отец Василий поздравил всех собравщихся на богослужение.
РАССКАЗ ПРО МЕСТА ВОКРУГ МОНАСТЫРЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО от Галины Зайцевой
СКИТ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
1. "Скит А. Невского"-расположен по пути к Б Сундырю, и далее к Козьмодемьянску.
Если срезать путь к Сундырю по диагонали, можно к месту доехать перед мостом с развилкой, что километрах в 10-и после Хыркасов, затем повернуть направо, где деревянная стела на совхоз "Гигант".
Проехав километров 10, повернуть налево, там будет указатель на Мужской монастырь А. Невского, далее километр по асфальту до ворот, в которых монастырь соседствует с домом престарелых. Все это находится в смешанном лесу размерами, примерно: 2 Х 8 км., Б. Сундырь километрах в пяти. Покуда в лесу преобладают в основном дубы с березами и осинами, в нем водятся редкостные грибы. Запросто можно встретить баран-гриб, коралловый и печеночный, что растет на трухе от дуба.
РОДНИК НА СКИТЕ Монастырь Александра Невского, Чувашия
С приходом из Нижнего Новгорода монахов, 10 лет назад, количество грибов заметно поубавилось.
Не зная о том, что наряду с приездом монахов, восстановивших мужской монастырь приехали староверы, организовавшие скит в лесу, мы поехали в очередной раз за грибами, это километрах в 30-и от Чебоксар. Удалившись в лес, я случайно набрела на домушку, которой ранее не было. Это привело меня в ужас и я побежала, куда глаза глядят.
Заблудившись, я набрела по просвету, на место где открывался завораживавший вид. Внизу, под склоном, заросшим деревьями находилось озеро, далее простирались не тронутые цивилизацией просторы с лугами и редкими деревнями на горизонте. Кое-как по забору пансионата я выбралась на дорогу, где меня заждались мои сородичи.
В следующий раз мы пробрались к озеру с другой стороны, так как по круче спуститься вниз не решились. Надо по обычной дороге к Сундырю через Москакасы доехать до деревни Нижние Хачики и повернув направо, ехать по бездорожью километров 7. Возле озера ведет тропинка вверх к каскаду родников и купален. Всего 2 родника, стекающих с высоты в озеро, и 3 купальни. Из озера вытекает чистейший ручей, это обусловлено труднодоступностью места: с севера крутой склон, с юга многокилометровое бездорожье с преобладанием глинистых почв.
Рисуя на ручье очередной пейзаж, я заметила плюхнувшегося в него зверька с каким-то хворостом, он плыл вниз по течению, я дала знак подруге, Что рисовала поодаль, чтоб та на него посмотрела. Далее она уверяла, что это был ежик, плывший на спине с хворостом. Готовя нам обед на костре, муж познакомился с монахом, что из Марий Эл. Тот поведал ему, что место это известно только местным жителям, да и то они успевают его захламлять. Вместе они убрали и сожгли мусор от их посещений.
СТАТЬЯ ПРО ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧУВАШИЮ
СТАТЬИ И ССЫЛКИ - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШИЯ
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- Фото Андрея и Галины Зайцевых.
- https://sobory.ru/ фото Юрия Алексеева.
- httр://www.сheb-ераrhiа.ru/
- https://enc.cap.ru/
- Россия:
- Тэги:
- 17020 просмотров
Комментарии
О братской могиле
Ахат, преклоняюсь перед вашим сайтом, ведб Вы не только освещаете интересные места Марий Эл и Татарстана, но и близ лежащих регионов! Хотелось бы подробнее узнать о могиле неизвестному монаху на территории этого монастыря, ведь мне поведали прихожане, что это братская могила пятисот монахов, расстрелянных в годы прошедшей революции. Правда ли это?
нам кажется...
спасибо за внимание!
нам кажется, что число 500 - скорее всего завышено,
точной информацией мы не обладаем,
перед 1 мировой войной в монастыре было 71 монахов и послушников -
часть мобилизовали на войну,
то есть на момент революции там было ещё меньше насельников,
то есть число явно меньше 500...
попробуем запросить у местных источников...
Если что-то удастся узнать, то добавим в эту же статью!
от Галины Зайцевой!
А по монастырю вышло так: мы с молодой художницей-любительницей искали интересные места вокруг монастыря. Вдруг подругу начало колотить, у нее пошла дрожь в коленях и руках.
Она сказала, что рисовать здесь не хочет. Возле старой церкви были две могилы. Одна какого-то архемадрита, другая - неизвестного монаха. Я вслух произнесла: "Как неизвестного, у него, наверное, было имя?" На что прихожанка, стоящая сзади, сказала, что это братская могила пятисот монахов, расстрелянных в годы Советской власти. Когда были в монастыре с Андреем и Сарой, фотографировать могилу не стали, они сказали, что от нее пойдет негатив.
Можно ли приехать к вам на исповедь и причастие 20 августа?
Доброе утро!и
Во сколько начинается служба ? Благодарю!
Ответ
Служба в скиту каждый день,
Во сколько начало не знаем,
В статье есть тлф,
Лучше позвонить и узнать точно.
Всем доброго дня! Спасибо
Всем доброго дня! Спасибо огромное за информацию о монастыре! Я в поиске жилья, и при чем основываюсь на том, что хочу жить поблизости обители. Живу далеко оттуда, и были с мужем несколько раз там, увы. Всем советую посетить этот Храм Божий. Там батюшки, как солнышки. Там нереально!!! Выйдя со службы у меня "родился" стих.
У дороги крест православный,
указатель пути на храм,
а свернуть ли тебе с дороги,
ты конечно решаешь сам.
Он не тянет тебя к себе силой,
а стоит, и тихонечко ждет...
Не спеши, и сверни с дороги,
дай душе совершить полет!
Отправить комментарий