Священная роща деревни Шинур

В Куженерском районе РМЭ более 60 рощ и молельных мест марийской традиционной религии. Есть рощи, где проводились мировые моления (Ош куэр – Белая Березовая роща), есть местные деревенские рощи, но в настоящее время регулярно моления проводятся в 10-15 кюсото, в том числе, в священной роще около деревни Шинур.  

 

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В БЕЛОЙ БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В ДУБОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД

ТУНЯ КУМАЛТЫШ В БЕЛОЙ РОЩЕ - ТУТ!

 

                                             священная липа - онапу в Шинурской роще                                                     

священное дерево

Сама деревня Шинур расположена на севере Марий Эл в Куженерском р-не, примерно в 4,5 километрах от села Токтайбеляк.
По преданиям раньше тут была деревня с другим названием – Эдол, но её, якобы, затопило, так как она была в низменности. Потом уже деревню основали на высоком месте и назвали Шийнур – серебряное поле (место), по другой легенде тут нашли в поле горшочек с серебряными монетами (и потом местные жители часто находили в поле серебряные и даже золотые монетки).

А по другой версии – эти края изобиловали родниками и ключами, с вкусной серебряной водой – вот и получилось такое название. Это название сократили потом до Шинур.
  
В древности по рассказам местных старожил, около селения было три молельные рощи, в те времена каждый род мог иметь личные рощи или священные деревья. Народ мари стал тут селиться ещё в 17-м веке. Сейчас осталась только роща «Шинур кӱсото».

Священная роща деревни Шинур

Местным картом (марийским священником) тут является В.Актуганов, по рассказам которого, рядом была еще  «Шем кӱсото», то есть Черная роща, туда в жертву от селян приносился раз в год черный годовалый бычок. Роща была посвящена антиподу Кугу юмо – Керемету, именно он защищал от несчастий, бед, голода и мора.
А в третьей роще (название которой не помнят) в жертву приносили только жребцов.
В роще «Шинур кӱсото» в жертву обычно приносили гусей и уток (домашних птиц), что интересно, но куриц никогда в жертву не приносили, считается, что они умеют пятиться назад, что неугодно богам и духам.
В роще «Шинур кӱсото» в основном священными считаются вековые липы, причем липы там сами восстанавливаются, как умирает старое дерево, то рядом с ним вырастают молодые и рослые деревья – в Природе заложен разумный и вечный цикл восстановления, надо только научиться человеку его не нарушать.
 

Священная роща деревни Шинур

В настоящее время староста селения – В.Зилотов следит и ухаживает за рощей, ему помогают женщины и местная молодежь. Кюсото расположено примерно в 1,5 километрах от Шинура, в нем несколько онапу (священных деревьев) и жертвенных костров.
С севера от кюсото расположено отдельно мольбище «Агавайрем кӱсото», в нем три основные березы, около которых совершается обряд каждой весной перед посевной (перед началом сельскохозяйственного цикла), для получения благополучного урожая – это  «Агавайрем» (Праздник сохи). Также там молятся о хорошей погоде, о здоровье домашнего скота, о семейном благополучии.
Читают молитву в кюсото обычно выбираемые общиной карты (онаенг), они также могут приглашаться на праздники, свадьбы, проводы в армию, на похороны – на каждый случай жизни у карта есть свои молитвы.
Не всегда мари жертвуют в кюсото животными, на праздник Агавайрем – богам и духам плодородия и матери-Земле используется обрядовая пища: коман-мелна (блины), квас, яйца, обрядовое пиво – это все с молитвами укладывается на специальном полотенце под священным деревом – онапу.
Во время моления пищу сперва пробуют боги, а потом уже она раздается селянам, и считается как бы сакральной.
  
Есть еще один аспект, о котором упоминает местный карт – после молений золу из жертвенного костра специально заговаривают, так как есть поверье (и такие случаи были), что такую молельную золу могут использовать в черной магии: для сглаза и порчи, что в первую очередь может навредить самому человеку, кто решился на такое.
 

Священная роща деревни Шинур

 У деревни Шинур есть еще одна достопримечательность – памятник археологии: могильник и жертвенное место древних марийцев (номер № 121640413050006) – памятник федерального значения. Это место языческого мольбища 17 века.
Памятник расположен примерно в 1 километре к юго-востоку от дер. Шинур Токтайбелякского сельского поселения, на опушке смешанного леса.
(Постановление Правительства Республики Марий Эл № 162 от 27.06.2007 г.)
Также около Шинура в 1959 году обнаружена Шинурская курганная группа, относящаяся к последней четверти второго тысячелетия до нашей эры (когда на этих землях обитали пермско-азелинские племена).
    

языческое моление

Легенда:
По преданию, когда-то давно на месте деревни шумел дремучий лес, посреди которого была небольшая деревня Эдол. В деревне этой жили беглые люди, марийцев среди них не было. Недалеко от деревни протекала речка, люди брали из нее воду. Деревня разрасталась, за водой ходить было далеко. Житель деревни дед Федор решил прорыть колодец в деревне. Копал долго и вдруг из-под земли как будто что-то прорвало, вода начала выходить бурным потоком, затопляя все вокруг. Вскоре в этой деревне жить стало невозможно. Жители переселились на другое более высокое место, где в настоящее время находится деревня Шинур. Место, где когда-то река текла двумя протоками, называют Большой и Малый лог.
   
Сейчас жители деревни придерживаются двоеверия, есть православные, есть и язычники.
 Распространенные фамилии: Актугановы, Ядыковы, Каменщиковы. Наиболее почитаемые праздники в деревне Пасха, Семик, Ильин день, Михайлов день.
Сейчас в деревне живет около 65 человек.
С северной стороны деревни благоустроен источник, из которого местные жители часто берут воду.
      
   
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Священные рощи Марий Эл. Реестр памятников природы и культовых мест.
Фото Олег Пономарев, Михаил Скобелев, Виктор Актуганов.
Группа деревни Шинур Вконтакте.
 «История сел и деревень Республики Марий Эл». Куженерский район. 2006 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл № 162 от 27.06.2007 г.

 

 

ВложениеРазмер
Священная роща деревни Шинур1004.83 КБ
Священная роща деревни Шинур932.71 КБ
Священная роща деревни Шинур142.34 КБ
Священная роща деревни Шинур457.39 КБ
священное дерево634.53 КБ

Комментарии

Может летом?

Мои родители родом из Куженерского района, жили там недалеко от этого места. Я тоже хочу туда поехать, но только летом, когда будет тепло. Не могли бы вы сказать где и как можно будет узнать о расписание молний в этой роще, хотелось бы и туда попасть и самому посмотреть на древние традиции нашего народа. Скорее всего это будет летом, или осенью.