Летающее озеро (д. Шордур) – Кушнанурская роща – Шургинская гора
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗОВ О ПУТЕШЕСТВИИ В КРАЙ СЕРЕБРЯНЫХ РОДНИКОВ!
Утром (05.11.2011г.) был ранний подъём и завтрак. Погода была ясной, но очень холодной, якобы под утро до – 18 гр!!! Но путешествие вдоль Вятского вала продолжалось!
Наш путь лежал в Моркинский район РМЭ, в деревню Шордур, где нас встретили знатоки Моркинской стороны Александровы (отец и сын), они и были нашими проводниками на 2 и 3 день путешествия. Им также отдельное спасибо за то, что они выделили нам время и рассказали много интересного про свою Родину!
Дорога проходила по старинному Уржумскому тракту, который соединял Казань и Уржум (Вятский край), марийцы же называли эту дорогу – Озан(г) корно, то есть Казанская дорога.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Особо следует рассказать про деревню Шордур и загадочное озеро, которое расположено западнее его!
Деревня Шордур — центр Малокушнинского сельсовета. Она расположена в 20 км севернее районного центра. Название Шордур означает "деревня, расположенная около оврага, по которому протекала талая вода (вудшор)".
О присутствии на этом месте воды, озер, болот говорит и современный ландшафт. В овраге Илян корем дед Илья готовил сено для скота. Посередине деревни расположено озеро с болотом Исор.
Озеро глубиной в несколько десятков саженей Ераш расположено западнее деревни. По воспоминаниям жительницы деревни П.С. Сусловой, это озеро образовалось после сильной бури, весной. К этому месту приезжали молиться верующие из Куженерского района, так как там такое озеро исчезло. Это место считается священным.
После некоторых поисков - мы посетили загадочное Шордурское озеро (сейчас оно практически заросло) про которое есть интересная легенда! Показала нам это озеро местная женщина – Светлана. Озеро находится за деревней – точнее это сейчас заросшее болото, в котором есть открытые окна воды. К нему можно подъехать на машине.
Озеро явно карстового типа, скорее всего, шум карстового провала (дело было весной – то есть в момент активности наземных и подземных вод) – жители приняли за шум прилетевшего озера! Поэтому и возникла легенда о летающем озере.
Следует отметить, что такие случаи – не редкость на склонах Вятского вала!
Возникла деревня Шордур на торговом пути, который шел из Уржумского уезда Вятской губернии в Казань. Называли эту деревню Кабаксолой, так как на вышеназванном пути когда-то были кабачок и часовня. В памяти народа осталось имя одного из содержателей кабачка — Июньна (Игнатий). Основателями деревни были марийцы. Не исключено, что среди первых переселенцев были русские из числа торговцев, из рабочих отхожего промысла. По преданию, на стадии возникновения деревни в Кабаксола работали трое русских, вятских рабочих, которые занимались лесным промыслом.
В 1795 г. в д. Малая Бигишня, Кушня тож находилось 23 двора, проживали 146 мужчин и 194 женщины, большинство мари. В 1859 г. в д. Малая Кушна насчитывалось 23 дома. В 1895 г. в выселке Шордур проживали 70 мужчин и столько же женщин, мари.
После этого наш путь лежал на Шургинскую гору, и в священную Кушнанурскую рощу, что расположена на этой горе, рядом с д. Кушнанур, в этих местах мы уже были летом. Александровы (отец и сын) и Светлана рассказали нам про эту рощу, а также про обычаи и обряды народа мари, и про их особенности в Моркинском районе.
По их рассказам, как в царские времена, так и в советское время, власть не одобряла проведение языческих обрядов у народа мари. Интересно, что исключение составлял промежуток времени от 1943 по 1954 годы – при товарище Сталине, когда указом было объявлено, что каждый народ СССР может свободно исповедовать свою религию. При «либерале» Хрущёве таких свобод снова не стало!
Поэтому мари различными способами скрывали или маскировали свои обряды, например, в царское время языческие праздники отмечали во время общепринятых церковных праздников, в эти праздники марийцы отмечали свои обряды. В частности, это было на Семик (Семык), Троицу (Агавайрем), на Иванов и Петров день, также на Ильин день.
В советское время одним из способов языческих молений – стало их совершение рано утром или даже ночью. По рассказам очевидцев – ночное языческое моление очень впечатляет! Особенно со свечами и с жертвенным костром! В наше время это практически не сохранилось, вероятно, что только в Васильсурской роще, или ещё где…
Однако власти также не дремали, очень часто милиция врывалась в священные рощи, разбрасывала котлы и жертвенную пищу, затаптывала костры, а до Войны практически все карты были арестованы или сосланы из Марий Эл.
По этому поводу одна интересная история, что произошла в Кушнанурской роще. Однажды летом, после полевых работ несколько семей из Кушнанура договорились провести моление в роще. Готовились тайно, и рано утром (ещё до рассвета) в рощу отправилось трое мужчин, чтобы приготовить всё к обряду. Однако, либо кто-то сообщил органам, либо милиция уже заранее знала сроки проведения молений – но именно в этот день, и рано утром они приехали в эту рощу. Бежать было уже поздно, так как всё было приготовлено к молению, а сама роща вся окружена полями, где никак не схоронишься.
Так вот, когда милиционеры подошли к костровищу, то жители деревни встали у священного дерева и ждали, что их увезут отсюда для разбирательства и наказания. Однако, как ни странно, милиционеры просто осмотрели центр священной рощи, костровище, стол, и как бы совершенно не заметили, что в роще есть люди! Точнее они прямо в упор смотрели на них, даже подходили очень близко, но словно бы их не видели! Они понимали, что в роще кто-то был, кто-то готовил дрова и посуду, но именно рядом стоящих людей они не заметили! Мало того, милиционеры ничего не тронули из того, что мужчины принесли в кюсото, а потом и вообще ушли из рощи.
Обряд в тот день провели без всяких помех!
И при нашем посещении кто-то уже рано утром побывал в роще: зола в костровище теплилась, а в ней остались остатки жертвенной еды.
День был ясный, холодный и чистый. Вокруг рощи открывались марийские просторы в сторону Моркинского и Куженерского районов – виды с Шургинской горы очень живописны!
Это нагорье находится в 4 км северо-западнее центра сельсовета, д. Шордур. На ней расположена одна из самых высоких точек Волго-Вятского увала.
Шургинская гора расположена в Моркинском р-не РМЭ, чуть южнее границы с Куженерским районом. Севернее горы находится известная Каменная гора (с родниками), а южнее – расположена гора Чукша (самая высокая точка Вятского увала в Марий Эл). Такое расположение Шургинской возвышенности объясняет очень живописные, рельефные и красивые виды, которые открываются с разных склонов этой горы. Порой кажется, что ты находишься не в Марий Эл, а в предгорьях Урала, где-нибудь в восточной Башкирии!
Особенно живописны виды в сторону урочища Ашнак, рассказ про которое будет в других статьях. По нашему общему мнению – пейзажи с этой горы не уступают видам на Каменной горе и видам с горы Чукша, а в чем-то даже и красивее их!
В любом случае, советуем туристам побывать в этих местах!
Максимальная высота горы – 252-254 метра, эта точка расположена между деревнями Шурга (в честь чего получила название эта возвышенность) и деревней Кушнанур, рядом с щебёночной дорогой. Буквально тут же рядом располагается и Кушнанурская роща (кюсото).
Также живописны виды от деревни Шурга – В 1,5 км северо-восточнее, на территории Куженерского района расположена Каменная Гора — памятник природы, символ красоты Республики Марий Эл (т.н. Марийская Швейцария).
Название Шурга (Шургыял) – с марийского: лесная деревня, или деревня в чаще леса.
Деревня эта очень древняя – она известна ещё по картам Казанской губернии 1700 года. Рядом с этой деревней проходил тракт: Казань – Уржум, что обеспечивало хозяйственную жизнь в этом глухом уголке.
На расстоянии 1,5 - 2,5 км. (у подножья горы) протекает р. Изюмка. Весною вода выходит из берегов, заливает луга, впадает в р. Ировку. Изюмку переграждают плотиной – образуется небольшое озеро.
В окрестностях деревни много родников, но в основном ключи бьют под землей. Воду берут из родника "Вончер", который находится в 300 метрах от деревни.
Но самый красивый вид на Шургинской горе – с южной околицы Шурги, оттуда открывается вид на настоящие горные перевалы и урочище Ашнак, в котором нам предстояло побывать, и которое хранит свои легенды и загадки.
Южнее деревни Шурга, на возвышенности расположена деревня Кушнанур. С восточной стороны на окраине деревни Кушнанур находится молельная роща, куда по праздникам приходят молиться верующие.
Анатолий Александрович Александров рассказал нам про Шургинскую гору и про родник, который бьёт у основания горы, а также про урочище Ашнак. С горы мы фотографировали виды, которые открываются на все стороны света! Очень хочется здесь побывать в пору золотой осени, когда всё играет разными красками!!!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
ФОТО КОЧУЮЩИХ
https://www.12rus.ru/
_
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 8243 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий