Деревня Йывансола, ансамбль Мурсескем

Деревня Ивансола находится в 5 км северо-восточнее центра сельской администрации, села Юледур, при реке Нолька.
Деревня Ивансола основана в конце XVII века. По преданию, основателем деревни является мариец Йыванай, один из трех братьев, переселившихся сюда со стороны Уржума. В 1859 году в деревне Ивансола было 24 двора, проживало 86 мужчин, 91 женщина. 

 
В 1874 году деревня состояла из 37 марийских и 4 русских дворов, в ней проживали 157 человек. За деревней было закреплено 575 десятин удобной земли, в хозяйствах жители держали 76 лошадей, 94 коровы, 175 голов мелкого скота. Деревня относилась к приходу Петропавловской церкви села Юледур, входила в состав Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии.
Жители занимались земледелием, ловлей рыбы, охотой, добывали и обрабатывали камень, изготовляли каменные стойки для фундамента домов и хозяйственных построек. Изделия из камня возили на продажу в город Кичмы Вятской губернии, село Параньгу, в город Казань.
 
Вокруг деревни Ивансола сохранились памятные места с названиями: Шентел пасу, Нодо корем, Иса чашка, Кугу олык, Сапан вате, Ямет кувар, Мамси энхр, Починта корем, Изи кусото. Сохранилась одна из трех священных рощ. Жители деревни были крещеными, но два хозяйства придерживались марийской веры "кугу сорта".
 
На берегу реки Нолька жители окрестных деревень строили водяные мельницы, двумя из них (Эльмекей вакш и Канагу вакш) пользовались жители деревни Ивансола. Эльмекей вакш принадлежала зажиточному крестьянину Эльмекею из деревни Большая Мушка Сернурского района. Мельница была большая с тремя станами, два стана делали муку, один, обдирочный, делал крупу. У мельницы был большой арык, умело построенный мастерами. Уровень воды поддерживался при помощи деревянных щитов на арыке. Канагу вакш была построена позднее, вода к ней подавалась по рукотворному каналу длиной 300 м., выложенному из камня.
В настоящее время этих мельниц нет. В 1949 году под руководством председателя колхоза П.М. Якимова на базе Канагу вакш была построена гидроэлектростанция, которая просуществовала недолго. В 1977 году была сооружена большая плотина, Канагу вакш перекатали в деревню, она начала работать с помощью электроэнергии. В 1990 году Эльмекей вакш сгорела.
 


В 1931 году в деревне Ивансола был организован колхоз "У Нольо". К этому времени в деревне было 57 дворов, в них проживало 317 человек. Первым председателем был избран СИ. Поликарпов. В колхоз вступили в первое время 12 семей, а к 1935 году — 53 семьи, 4 хозяйства остались единоличниками.
В 1935 году был образован Ивансолинский сельский Совет, куда вошли деревни Игисола, Руду Шургуял, Купсола, Кораксола, Ивансола, Нижний Регеж, Верхний Регеж с населением более 1500 человек. В 1954 году исполком Ивансолинского сельского Совета был упразднен и присоединен к Большеляждурскому сельсовету.
В 1929 году в деревне была открыта изба-читальня, где установили первое радио, выписывались газеты и журналы: "Марий коммуна", "У вий", "Ямде лий". Жители собирались в избе-читальне, учились грамоте взрослые, постепенно ликвидировалась неграмотность.
В годы Великой Отечественной войны из Ивансолы было призвано на фронт 83 человека, 33 не вернулись. 18 жителей деревни были награждены медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". В 2005 году из ветеранов Великой Отечественной войны жива была только М.И. Якимова.
 
В 1950 году был образован укрупненный колхоз "Победа" с центром в деревне Ивансола, куда вошли колхозы деревень Игисола, Ивансола, Купсола, Кораксола, Нижний Регеж, Верхний Регеж. После образования в 1963 году укрупненного колхоза "Искра" с центральной усадьбой в селе Юледур, деревня Ивансола входит в колхоз, как отдельная производственная бригада.
В 1960 году в деревне Ивансола построена дизельная электростанция, которая подавала электроэнергию с 17 до 22 часов для освещения домов близлежащих деревень. В 1966 году деревня была подключена к высоковольтной линии электропередач.
В 1966 году библиотеку переместили в новое здание. До этого она размещалась в доме, где раньше жила русская семья. С 1976 года библиотекарем работает Г.И. Губина. В 1968 году колхоз "Искра" приобрел и установил в избе-читальне первый телевизор. Антенну высотой около 40 метров устанавливали всей деревней, т.к. ретрансляторных станций тогда не было, передачи принимали из города Йошкар-Олы.
В 1968-1984 годах шло строительство Дома культуры в деревне Ивансола за счет средств колхоза. Первым директором Дома культуры был назначен Н.А. Смоленцев, много сделавший для завершения строительства и приобретения оборудования.

                                          Супруги Каменьщиковы около священной рощи                                        


В 1979 году в деревне был организован фольклорный коллектив "Мурсескем". С 1981 года ансамбль носит звание народный, в 1992 году стал лауреатом молодежной премии имени Олыка Ипая. Ансамбль побывал с гастролями в Башкортостане, Татарии, Удмуртии, Кировской, Свердловской областях, дважды в Эстонии. После многочисленных выступлений по радио, телевидению, участия в различных республиканских, российских, международных смотрах-конкурсах о деревне Ивансола узнали в Республике Марий Эл и за ее пределами. Ансамбль работает до настоящего времени, в ансамбле в разные годы участвовали более 130 человек жителей Ивансолы и округи. Организатором и бессменным руководителем ансамбля является Е.А. Каменщиков, заслуженный деятель культуры Республики Марий Эл.
В 1983 — 1984 гг. на средства колхоза "Искра" в деревне Ивансола построили для колхозников 4 блочных дома, которые стали продолжением существующей улицы. В 1990-е годы рядом с этими домами шло новое строительство.
В 1998 году ввели в эксплуатацию телефонную станцию на 100 абонентов, в Ивансоле установили 41 телефон. С 2004 года жители пользуются сотовой связью. В деревне находятся и работают 2 молочнотоварные фермы, контрольно-селекционный двор, телятник. Работает магазин товаров повседневного спроса Куженерского райпо, магазин частного предпринимателя Л.А. Якимовой, медпункт, Дом культуры, библиотека. Дети ходят в детский сад и общеобразовательную школу. Детский сад и школа называются Ивансолинскими, но они расположены в деревне Купсола. В 1928 году для строительства нового здания весь материал был завезен в деревню Ивансола, но по какой-то причине школу построили в Купсоле.
 
Распространенными фамилиями в деревне Ивансола являются Поликарповы, Якимовы, Каменщиковы, Губины, Смоленцевы. В ней были свои долгожители: Ф.М. Поликарпова прожила 96 лет, А.К. Якимова — 97 лет, Марфа Поликарпова прожила 96 лет.
Жители деревни Ивансола работают в основном на сельхозпредприятии "Искра", а также в Ивансолинской школе, детском садике, Доме культуры. Деревня имеет одну улицу протяженностью 1,5 км.
На 1 января 2005 года в деревне Ивансола насчитывалось 65 хозяйств, в них проживало 229 жителей, половина домов кирпичные. В деревне имеются ферма крупного рогатого скота, конный двор.
Первым владельцем легковой автомашины в деревне Ивансола является М.Н. Черняков. В настоящее время в деревне 7 владельцев автомашин. В деревне были мастера по изготовлению марийской гармоники А.Е.Мамаев и Е.И.Мамаев. Волынки изготавливал А.П.Мамаев.

 
Вокруг деревни сохранились три священные рощи: Регеж аван кусото, Мланде аван кусото, Изи кусото.
Знаменитые люди деревни Ивансола: П.И. Якимов, полковник, участник Великой Отечественной войны, первый пионер, активный участник колхозного движения; П.М. Якимов, бывший председатель колхоза "У Нольо", депутат Верховного Совета СССР в 1950 году; П.К. Якимова, участница Великой Отечественной войны, партработник, медработник. Заслуженными работниками сельского хозяйства Марийской АССР являются Н.А. Поликарпов, председатель колхоза "Искра" и В.А. Каменщиков.
В деревне Ивансола живет мастер-художник А.С.Ефимов, единственный в Куженерском районе создающий марийские обереги и сувениры из глины. Анатолий Сергеевич работает в Юледурской средней школе учителем рисования и черчения, а также проводит кружок по лепке из глины. Особенностью игрушек Ефимова является традиционный марийский наряд разных районов Республики Марий Эл. Все орнаменты одежды выполнены в соответствии с канонами.
 


  
САМОРОДКИ ИЗ ДЕРЕВНИ ИВАНСОЛА - ЙЫВАНСОЛА
До самородков из деревни с экзотическим на первый взгляд названием мы добирались в самом прямом смысле этого слова лесными тропами. Федеральные дороги идут в обход марийской тайги и лугов, навигатор порой указывает только направление, а вместо асфальта по большей части грунтовка и рытвины, как после бомбежки. Знак ограничения скорости «70 километров в час» здесь, видимо, установил большой шутник, так как больше 20 «гнать» можно только на «уазике». 
Но в этом жители Йывансола (что в переводе с марийского означает деревня Ивана) видят свои плюсы — они живут уединенно. Оттого и дружно, так как заезжие гастролеры обходят деревню стороной.
После тряски в 175 километров, которые мы мужественно преодолели от Казани до марийской глубинки, прием оказался прямо сказочным. На столе в считаные минуты хозяева развернули «скатерть-самобранку» с домашними яйцами, солеными огурчиками, картошечкой из своего огорода, двухслойными блинами немран мелна и самогоночкой. Выпить рюмочку мы категорически отказались, поэтому магарыч вместе с закуской без лишних слов нам завернули с собой.
А душистый чай на травах выпили после долгой дороги с удовольствием. Слышала не раз, что марийцы знают толк во всяких травках. Но никогда бы не подумала, что после такого «волшебного» напитка жить станет веселее.
Деревенский воздух пьянит и сшибает с ног — сначала запахом цветущей черемухи, потом тем самым, чем и должна пахнуть настоящая деревня. Словами не передать, какая в Йывансола красота! Местные говорят, что это еще яблони цвет не набрали. Не пройдет и недели, как все сады накроет белоснежными шапками. А пока все утопает в зелени. Даже божьи коровки еще совсем зелененькие…
И вот здесь живут хранители старинного танца луговых мари — супруги Каменщиковы. 33 года назад выпускник экономического факультета марийского университета Евгений Анисимович привел в дом невесту Веру Алексеевну. В ее приданом, как и положено марийской девушке, был старинный национальный костюм, а также танец из тех мест, где она родилась. С тех пор супруги неразлучны и дома, и на работе. Даже мобильный телефон у них один на двоих, так как тайн друг от друга нет.
Танец, который принес известность Каменщиковым и их деревенскому фольклорному ансамблю «Мурсескем» не только на родной сцене, но и в Европе, Евгений Анисимович помнит с детства. Так танцевали в его родной деревне. Местные называют его дробушками из-за особенности движений.
Испокон века луговые мари из Йывансола выбивали дробь обычными лаптями, собираясь в большой избе по праздникам. Евгений Анисимович лишь добавил родному танцу стройности и дал ему название «Ыресла куштымаш», что дословно звучит как танец крестом. Именно под таким названием он и занесен в своеобразную Красную книгу — реестр нематериального культурного наследия России.
— В каждой деревне танцуют на свой лад, — рассказывает Евгений Каменщиков. — Я с малолетства видел, как у нас по праздникам в избе отстукивают дробушки. Специально этому меня никто не учил. А почему крестом? Так тут нет никакого секрета. Танцующие пары все время перекрещиваются, передвигаются с места на место. В простонародье движения хаотичные, а мне пришло в голову поделить танцующих на четверки и подровнять ряды. Суть осталась прежней, а картинка получилась красивой. «Ыресла куштымаш» могут танцевать и две пары, и восемь. Но чем больше людей, тем интересней сплетения. Наш танец заинтересовал даже госансамбль «Марий Эл», руководитель которого пообещал, что приедет к нам учиться.

 


В самодеятельном коллективе, который сколотили Каменщиковы, принимают участие местные активисты. Самый молодой танцор учится в восьмом классе. Самому почетному участнику «Мурсескема» стукнуло 67. Сюда никого на аркане не тащат. Все выступают по доброй воле. И таких добровольцев в ансамбле 22 человека. Судя по количеству дворов в Йывансола, танцует вся деревня.
С «Ыресла куштымаш» самородки объехали все районы Марий Эл. Как визитную карточку луговых мари их от республики постоянно командируют на российские и международные фестивали. Вера Алексеевна говорит, что им никогда бы не выбраться за рубеж, если бы не фольклор.
В реестре написано, что танец сопровождается игрой на волынке, барабане и свирели. Но в Йывансола предпочитают выплясывать под кустарную гармошку. Танцуя, пары выбивают каблучками дробь, приговаривая: «Ачаж(е) дечат мастар, аваж(е) дечат мастар, ой, кертеш» («Лучше, чем отец, лучше, чем мать, ой, как умеет»).
Как оказалось, выбивать дроби ногами не так просто. Здесь нужна сноровка. Девушки шутят, это сейчас у них каблуки, а каково было их предкам, которые танцевали до упаду в лаптях! Когда коллектив просят исполнить танец на большом празднике в чистом поле, они обычно подкладывают доски, чтобы дроби были хорошо слышны.
 
Евгений Анисимович уверен, что в их деревне танцу уготована долгая жизнь. Местная молодежь в отличие от городской нисколько не стесняется ни родного языка, ни национальных плясок.
— У нас на дискотеке после современной музыки молодежь требует марийскую под гармошку, — рассказывает Вера Алексеевна. — Городские приезжают и удивляются, как так? А к нам молодежь со всех соседних деревень стекается, чтобы поплясать…
Представляете, в каждом доме в Йывансола из поколения в поколение передают национальные костюмы, бережно хранят свадебные наряды, в которых испокон веков сватают и выдают невест замуж.
Все девушки и женщины носят по праздникам на груди серебряную гроздь из монет, которую здесь называют ший аршаш. У Веры Алексеевны самые старые монеты — еще времен Екатерины II:
— Это обереги, с каждым новым поколением монеты прибавляются, так что у меня на груди представлена вся история России.
Монеты есть и на рубашке, и на браслетах, и на поясе, и на шоворе (летнем кафтане). Во время танца они мелодично звенят. А во время исполнения свадебных песен женщины специально позванивают монетами в такт музыке.
Ший аршаш Веры Алексеевны по краям украшен пожелтевшими от времени ракушками. Она рассказала, что эти ракушки из Индийского океана, и они еще более древние, чем монеты. По семейному преданию, они появились в доме благодаря караванам «Шелкового пути».


Обязательным элементом национального костюма является вышивка. На женских нарядах изображают в основном цветы, на мужских рубахах — красные узоры. В национальном костюме преобладают красный, зеленый и черный цвета как символы солнца, зелени и земли. Праздничные рубахи отличаются от повседневных пышностью вышивки.
Уже в двадцати километрах от Йывансола все по-другому — и танцы, и вышивка, и даже говор. Это объясняется тем, что в Марий Эл много этнических групп. Вот йывансолинцы относятся к сернурско-торъяльским мари. Евгений Каменщиков рассказывает, что в их деревне сменилось двенадцать поколений. По преданию, первым здесь поселился Йыванай — старший из трех братьев, которые пришли со стороны Уржума.
В деревне всего одна улица, и у той название Йывансола. Жители говорят, что они, как струна на гуслях, живут на один лад. Шутят, что среди них нет олигархов, но они и не бедствуют. На столе — что бог послал и что добыто своим трудом. У всех огороды, скотина. Здесь есть два магазина, но продавцы большую часть времени скучают…
В деревне празднуют и православные праздники, и свои, языческие. На Пасху яйца красят. А приходит Агавайрем (летний праздник пашни), блюда из яиц несут в священную рощу в жертву богам.
Ни один праздничный стол в Йывансола не обходится без традиционных блинов — немран мелна. Приятно, что их испекли и в нашу честь. Для чего Вере Алексеевне пришлось немало потрудиться. Она рассказала, что блины пекут на протяжении дня. Сначала ставят тесто на козьей сыворотке, добавляя в него сливочное масло, дрожжи и муку. Для блинов варят на молоке пшенную кашу. После того как тесто отстоится с утра до вечера, блины выпекают в печи дважды. Сначала — основу, потом — вместе с начинкой. У каждой хозяйки свой рецепт. Главное, чтобы они получались многослойными.
Вот шестого июня йывансолинцы собираются в Морки на большой фестиваль свадебных обрядов. Покажут, как в их деревне сватают невесту. Блинов напекут, это же праздник. И еще возьмут с собой теперь уже редкий марийский музыкальный инструмент — волынку, которая сделана из мочевого пузыря коровы, рога, тростника и лапы гуся.
— Это самый архаичный инструмент, ему не меньше ста лет, — говорит Евгений Анисимович. — Раньше почти в каждой деревне жил свой мастер, а сейчас он один на всю республику.
Для праздника в Морках Каменщиковы подготовили сюрприз — старинную свадебную мелодию, которую еще никто в республике не слышал.
— Во время Первой мировой в плен к немцам попал наш земляк, который напел эту мелодию этнографу. В Марий Эл она попала из австрийского архива. И мой знакомый этнограф, ученый Олег Герасимов, подарил ее нам. Вот такую долгую дорогу проделала эта песня домой…
  
  
Праздник Шорыкйол в Йывансоле: 
шумные процессии в масках и звуки волынки в 90 км от Йошкар-Олы                                                   

 

«Шотландцев удивило, что наша марийская волынка — самая архаичная»
В 2020 году отпразднуют 100-летие со дня образования сразу четыре республики в составе Приволжского федерального округа: Марий Эл, Татарстан, Удмуртия и Чувашия. В каждом регионе готовится собственная программа юбилейных мероприятий. В частности, в Марий Эл к памятной дате выйдет несколько документальных фильмов о традиционных праздниках марийского народа. Организацией съемок занимается Республиканский центр марийской культуры из Йошкар-Олы. Первый по плану зимний календарно-обрядовый марийский праздник Шорыкйол. Чтобы запечатлеть традиции Шорыкйола сотрудники центра отправились в деревню Ивансола Куженерского района Марий Эл, а с ними поехал и корреспондент «Реального времени».
 
В сердце марийского мира
Ивансола (по-марийски Йывансола) находится к северо-востоку в 90 километрах от Йошкар-Олы. Возникла она еще в XVII столетии и называется в честь основателя по имени Йыванай. Здесь один из очагов марийской культуры, меньше всего затронутый русификацией и глобализацией. Две трети населения Куженерского района — марийцы. Совсем неподалеку, чуть больше 10 километров, на территории соседнего Сернурского района находится наиболее чтимая священная роща марийских язычников «кукшывал кусото», которую иногда называют «марийский Иерусалим». Уже несколько веков в этой роще проводятся всемарийские моления.
Название праздника Шорыкйол переводится с марийского как «овечья нога», и действительно в этот день девушки ходили по овчарням и дергали овечек за ноги. Обычай должен был обеспечить хороший приплод. Однако есть мнение, что изначально Шорыкйол переводился как «рожденный новый год», а овечий смысл появился позже в крестьянском быту. По времени праздник совпадает с русскими Святками и татарским Нардуганом.
Считалось, что в дни после зимнего солнцестояния определяется содержание предстоящего года. Поэтому, чтобы уродился хлеб, крестьяне делали на заднем дворе несколько холмиков из снега, по форме напоминающих скирды. Чтобы плодоносили деревья, трясли их.
Для молодых девушек главной загадкой следующего года было замужество, поэтому на Шорыкйол устраивались всевозможные гадания. Бросали валенок через ворота и куда указывал носочек, оттуда и ждали жениха. Широко раскинув руки, обнимали забор, и, если в объятия умещалось четное число дощечек, значит найдется пара. Характер будущего мужа определяли по дровам, которые собирали в разных домах и складывали в сани. Гладенькое полено намекало на неконфликтный характер, сучковатое свидетельствовало об обратном.
 
Чем волынщик из Ивансолы удивил шотландцев
В Ивансоле организацией праздника занимался местный житель Евгений Каменщиков, основатель и руководитель этнофольклорного ансамбля «Мурсескем», что переводится с марийского как «песенная искорка». Ансамбль был создан в 1979 году и с тех пор служит чуть ли ни главным социальным институтом в деревне.
«Мурсескем» поддерживает древние традиции, ведь старый уклад уже давно проигрывает конкуренцию современному информационному полю. Ряженые в Ивансоле пока еще собираются по собственной инициативе. Ходят по своей деревне, а иногда захаживают в соседние селения Купсола, Регеж и Юледур. Но, как рассказал «Реальному времени» Евгений Каменщиков, важнейший обряд Шорыкйола — девичье угощение квасом (удырпура) в последний раз проводился в Ивансоле в 1960 году. Потом все развлечения молодежи переместились в деревенский клуб. Новый формат досуга создало и телевидение. А ведь именно на девичьих пирах веками знакомились парни и девушки. Девушки надевали лучшие наряды, старались вкуснее угостить будущих женихов, соревнуясь друг с другом. Последние семьи, созданные после этих встреч, образовали люди начала 40-х годов рождения. Теперь память о красивом обычае сохраняют фольклористы из «Мурсескема».
Ансамбль Евгения Каменщикова — это еще и связь между односельчанами разных профессий и поколений. Сам Каменщиков не имеет музыкального образования. Учился на экономиста в Йошкар-Оле и всю жизнь проработал бухгалтером в колхозе. В первоначальном составе ансамбля были и учителя, и доярки, и механизаторы. Сейчас в некоторых семьях участвуют сразу три поколения ивансолинцев. От многих деревенских фольклорных коллективов, где преобладают женщины и девушки, «Мурсескем» отличается наличием мужского состава.
 
Ивансолинцы объездили с гастролями всю Россию, бывали в Эстонии и Литве, неоднократно становились лауреатами премий и победителями фестивалей. Евгений Каменщиков является одним из главных мастеров шувыра — традиционной марийской волынки. С этим инструментом он бывал на международных фестивалях волынщиков в Германии, Бельгии и Чехии, играл и с шотландцами. «Шотландцев удивило, что у нас самая архаичная волынка из всех волынок мира. Все другие видоизменялись, а наш шувыр как придумали, таким и остался», — рассказал Каменщиков «Реальному времени». Сейчас сын руководителя «Мурсескема» Иван Каменщиков преподает мастерство игры на волынке в Марийском республиканском колледже культуры и искусств.
 


Наш ответ украинским колядкам и альпийским крампусам
Девичьи гадания, угощение женихов, аграрные ритуалы — важные элементы марийского зимнего праздника, но самая колоритная и заметная часть связана с ряженными, которые ходят из дома в дом.
«Избушка на время превращается в театр, молодые люди в актеров, все гости в зрителей. Что за костюмы! Один надел на себя мешок, разрезанный с двух сторон для прохода рук, на голове у него маска с отверстиями для рта и глаз, усы и борода подведены углем. Другой без всякого одеяния, кроме обуви. Он обвязан соломой так искусно, что незаметно — есть на нем какое-то платье или нет. На других надеты вывороченные шубы, кисти рук, лица вымазаны у всех сажей до такой степени, что видны только одни белки глаз», – писал про обычаи Шорыкйола в XIX веке этнограф, выпускник и приват-доцент Казанского университета Степан Кузнецов.
 «Мы еще малыши были, и взрослые нас не пускали на праздник. Мы боялись, что вон ряженые идут, вон в сугроб кидают. Палкой пугают! Но нам интересно было. Хотелось поучаствовать. Смотрим исподтишка, где они появляются, и бежим за ними», — рассказала «Реальному времени» как праздновали Шорыкйол в середине ХХ века Зинаида Даниловна Губина, участница ансамбля «Мурсескем» со дня основания.
На единственной улице Ивансолы в первой четверти XXI века было все, что полагается в эти дни. Во главе процессии ряженых шел Васли Кугыза (по-русски дед Василий). Появление этого персонажа возможно связано с тем, что Шорыкйол приходится на православный день Василия Великого. Рядом с Васли Кугыза обязательный персонаж — солдат. Как нам рассказала Наталья Пушкина, директор Центра марийской культуры, образ солдата напоминает о рекрутчине, когда в царскую армию уходили на 25 лет и часто не возвращались. Но на Шорыкйол рекрут среди ряженых как бы был рядом с родными.
По дороге ряженные бросали прохожих в сугробы, а войдя в дом проверяли усердие хозяйки. Хорошую ли пряжу напряла хозяйка? Теплые ли носки связала? Вкусно ли готовит? Каждое действие этой никем не придуманной народной драмы сопровождалось старинными песнями, которые помнит марийская Ивансола.
 
    
 
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор: Светлана Брайловская, Опубликовано в газете Союз. Беларусь-Россия N696 от 28 мая 2015 г.
Группа деревни Ивансола Вконтакте.
Газета «Марийская правда»
«История сел и деревень Республики Марий Эл». Куженерский район. 2006 г.

 

 

ВложениеРазмер
54657422454 (1).jpg67.71 КБ
54657422454 (2).jpg50.62 КБ
54657422454 (3).jpg70.76 КБ
54657422454 (4).jpg66.38 КБ
54657422454 (5).jpg213.71 КБ
54657422454 (6).jpg186.6 КБ
54657422454 (7).jpg472.06 КБ

Комментарии

видел выступление

видел выступление этой марийской группы -
очень понравилось

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.