Выжумский могильник, Юринский район Марий Эл

Выжумский могильник является уникальным памятником древнемарийской культуры 11-12 веков. При его обследовании в 2012 гг. были выявлены многочисленные следы грабительских раскопок «черных копателей». 
Для того, чтобы сохранить памятник, в 2013 году были проведены спасательные раскопки, в ходе которых были исследованы 16 погребальных комплексов и получены более 200 находок. Археологические раскопки проводились Т.Б. Никитиной.
Как известно из исследований историков и археологов – самые богатые на археологические ценности – это районы Привтлужья, так как древние племена мари заселяли территорию Марий Эл именно с запада, постепенно перемещаясь из междуречья Керженца и Ветлуги на восток.
Особенно богат на памятники археологии Юринский район, согласно карте исследований – в этом районе около десяти крупных памятников, в том числе могильники, городища и селища.
Один из известных памятников – Выжумский могильник.

Выжумский могильник

ВЫСТАВКА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ им. Евсеева
18 апреля, в Международный день охраны памятников, была открыта выставка «Археологическое наследие Республики Марий Эл», посвященная последним спасательным археологическим исследованиям на территории РМЭ, которые велись отделом археологии МарНИИЯЛИ. Основные экспонаты выставки – это материалы охранных раскопок 2011-2013 гг. с памятников древнемарийской культуры - Выжумского могильника 11-12 вв. (Юринский район) и Барковского селища 13-15 вв. (Горномарийский район).

На выставке представлены вещевые комплексы из женских погребений Выжумского могильника, в состав которых входят женские украшения – нагрудные подвески, шейные гривны, серьги, браслеты и перстни. В общей сложности выставлено 80 предметов. Многие вещи уникальны и встречаются в единственном экземпляре. Большой интерес представляют комплексы вещей из погребений, которые принадлежат женщинам-«литейщицам». В древнемарийской культуре, согласно Т.Б. Никитиной, они имели особый социальный статус, являлись хранителями этнической традиции и выполняли ритуальные действия, связанные с охранительными функциями. На выставке, помимо украшений, представлены орудия литейного производства, которые клались в могилы таким женщинам. Это льячки, в которых плавился металл и литейные формы для отливки украшений. Также выставлены вещи бытового назначения – топоры, пешни и кресала и предметы вооружения – наконечники стрел.
 

Выжумский могильник

Барковское селище – это памятник древнемарийской культуры, открытый в 2010 году. Территория этого памятника также активно разрушалась варварскими раскопками «черных археологов», что потребовало начать спасательные археологические исследования. На выставке представлены наиболее интересные вещи, полученные при раскопках этого памятника в 2011-2013 гг. Это нательные кресты, железные ключи и замки, кресала, рыболовные крючки, керамические пряслица, весовая гирька для безмена. Выставлена и одна из самых уникальных находок Барковского селища – шпора, являвшаяся частью снаряжения всадника и датированная XIII-XV вв. Археологические раскопки проводились Д.Ю. Ефремовой.
 
Особый интерес вызывают выставленные вещи, чей первоначальный облик был восстановлен реставраторами МарНИИЯЛИ. Это орудия хозяйства и вооружения - топоры, наконечник копья, пешни. Отреставрированные украшения представлены орнаментированными женскими браслетами.
 
Большая часть представленных на выставке экспонатов пополнила фонд археологии Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. В 2014 году археологами МарНИИЯЛИ были сданы археологические коллекции с памятников древнемарийской культуры общим количеством 368 экземпляров.
 

Выжумский могильник

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ ЮРИНСКОГО РАЙОНА
Изучение археологического наследия Юринского Приветлужья началось в 1928 г., когда членами Козьмодемьянского общества краеведения была открыта и обследована Юринская стоянка, расположенная на южной окраине поселка Юрино в Шереметевском парке. В 1952 г. стоянка исследовалась археологической экспедицией Марийского научно-исследовательского института [1, с. 14]. Планомерные и систематические археологические работы на территории Юринского Приветлужья начались в 1957 г. – вскоре после организации Марийской археологической экспедиции под руководством А.Х. Халикова [2, с. 7]. 
В 1957–1958 гг. разведочными отрядами Марийской археологической экспедиции в приустьевой части р. Ветлуги были открыты десятки стоянок и поселений неолита, энеолита и бронзового века – Удельно-Шумецкие I–V стоянки, Полянские II–V стоянки, Майданская стоянка, поселение «Галанкина Гора». На данных памятниках были собраны значительные коллекции керамики и кремневых орудий. На Удельно-Шумецкой III стоянке вскрыто небольшое углубление, заполненное углистым песком с фрагментами обгорелых костей медведя и обломками керамики. Обнаруженный объект интерпретируется как ритуальное место волосовской культуры [2, с. 57–58, 108–109]. 
Наиболее информативным памятником волосовского времени является Майданская стоянка, открытая Г.Н. Айплатовым в 1958 г. в 200 м к югу-юго-востоку от деревни Майдан. На поверхности памятника было выявлено 10 овальных впадин от древних жилищ, расположенных в два ряда. Три полуземлянки были исследованы А.Х. Халиковым в 1958 и 1961 гг., одно жилище – в 1966 г. В.П. Третьяковым. Изучение стоянки было продолжено марийскими археологами Г.А. Архиповым и В.В. Никитиным в 1974 и 1977 гг. 

За все время археологических работ на стоянке обнаружены несколько тысяч фрагментов керамики, кремневые орудия – топоры, тесла, долота, наконечники стрел и копий, украшения из янтаря и сланца [2, с. 111]. Крупнейшим памятником эпохи раннего металла является поселение «Галанкина Гора», открытое Марийской археологической экспедицией в 1958 г. Поселение расположено в 1 км к юго-западу от деревни Майдан. 
Работами на памятнике руководили А.Х. Халиков (1959 г.), Е.А. Халикова (1966 г.), Б.С. Соловьев (1982, 1983, 1989 гг.). Всего на площади 1500 кв. м изучено 13 полуземлянок подквадратной и прямоугольной формы. 
Вещевой комплекс поселения включает в себя до 15 тысяч фрагментов поздневолосовской, балановско-атликасинской, «валиковой» и гибридной керамики, серию кремневых орудий, украшения из янтаря и сланца, предметы, относящиеся к меднолитейному производству [2, с. 155]. С 1969 по 1972 гг. Марийским отрядом Чебоксарской археологической экспедиции было изучено несколько средневековых марийских могильников – Починковский, Выжумские I–III [3, с. 6]. 
В 1970 г. на Выжумском I могильнике Г.А. Архиповым было изучено 8 погребений. В погребениях найдены железные орудия труда – топоры, ножи, наконечники стрел, кресала, и украшения – стеклянные бусы и сюльгамы. Могильник датируется XVII веком [3, с. 71–72]. В 1971 г. были продолжены раскопки на Выжумском II могильнике, открыт Выжумский III могильник (Г.А. Архипов). На могильнике вскрыто 30 древнемарийских погребений с богатым инвентарем. В могилах обнаружены медные, железные и керамические сосуды, украшения из бронзы и серебра и т. д. [3, с. 36–37]. 

Летом 1971 г. при строительстве школьной столовой в деревне Починок рабочие разрушили два средневековых погребения. Информацией о находках воспользовались археологи Марийского отряда Чувашской экспедиции, изучившие в первый год раскопок 15 погребений, датированных XII–XIII веками [3, с. 34]. В 1974–1979 гг. 
Марийская археологическая экспедиция проводила полевые работы в будущей зоне затопления Чебоксарского водохранилища. В Юринском Приветлужье в эти годы разведками и раскопками руководили Г.А. Архипов и В.В. Никитин. В июле – августе 1977 г. экспедицией были изучены Майданская стоянка, Майданские II–IV поселения волосовской культуры. 
В раскопах собраны несколько тысяч фрагментов керамики и обширная коллекция кремневых орудий труда энеолитического облика. В 1977 г. изучалось и Сутырское поселение, где были вскрыты остатки древней полуземлянки. Материал, собранный в жилище, характерен для культур эпохи неолита-энеолита [4, с. 22–23]. В 1977 г. параллельно с экспедицией Марийского научно-исследовательского института работала археологическая экспедиция Марийского государственного университета (руководитель – В.С. Патрушев). 
Изучались Юринская стоянка (раскопаны два жилища) и Юринское поселение (одно жилище) в Шереметевском парке. Памятники относятся к чирковской и волосовской культурам [4, с. 25]. В 1979 г. неолитическим отрядом Марийской экспедиции были проведены разведки в районе строительства оградительной дамбы у поселка Юрино. Открыто 10 новых археологических памятников эпохи неолита – бронзы. Работы велись на берегу озера Волоконное и на месте бывшего поселка Красный Выселок [4, с. 31–32]. В 1986–1993 гг. Марийская археологическая экспедиция исследовала памятники древней материальной культуры в пойме р. Волги и в приустьевой части р. Ветлуги, спасая стоянки и поселения от разрушения и подтопления водами Чебоксарского водохранилища. 
Отрядами В.В. Никитина, Т.Б. Никитиной, Б.С. Соловьева и С.В. Большова проводились работы на Сутырском V поселении, Удельно-Шумецких VI, X, XII поселениях, поселении «Галанкина Гора II» и других памятниках. Материалы мезолитического времени, эпохи неолита, бронзового века, полученные экспедицией, оперативно вводились в научный оборот. В 1987–1988 гг. отрядом Т.Б. Никитиной был раскопан древнемарийский могильник в урочище «Нижняя Стрелка». Здесь изучено 41 погребение и 10 жертвенно-ритуальных комплексов. В 1989 г. Б.С. Соловьев завершил исследование раннебронзового поселения «Галанкина Гора» [5, с. 10–17]. 
Разведочными  работами Марийской экспедиции в 1996–1997 гг. под руководством В.В. Никитина были охвачены правобережье реки Ветлуги и левый берег реки Волги между устьями Ветлуги и Дорогучи. В этот период открыты новые археологические памятники эпохи мезолита и эпохи неолита, обнаружены средневековые селища. Кроме того, на размытых Чебоксарским водохранилищем стоянках и поселениях собран подъемный материал – керамика и кремневые орудия. 

В 1996–1999 гг. В.В. Никитиным, Б.С. Соловьевым и А.В. Михеевым изучались Майданское IV поселение волосовской культуры, Юринская стоянка эпохи ранней бронзы, Горношумецкий средневековый могильник [6, с. 11–14]. В 2000 г. на территории Юринского Приветлужья работали археологические отряды Марийской экспедиции и Самарского государственного педагогического университета. Стационарные раскопки были проведены на Юринской стоянке (Мар АЭ), Сутырском V поселении, Сутырской I стоянке (СГПУ). На памятниках собран интереснейший вещевой материал – от каменных орудий до изделий из цветного металла [1, с. 14–17; 7, с. 28–32]. В ноябре 2000 г. автором данной статьи в устье реки Ветлуги был открыт Юринский могильник сейминско-турбинского типа. 
Раскопки могильника продолжались с 2001 по 2006 гг. Коллекция памятника включает в себя бронзовые наконечники копий, топоры-кельты, ножи, чекан и тесло. Найдены также кремневые ножи-вкладыши и наконечники стрел. В 2004 г. к северо-востоку от основной площадки могильника обнаружено так называемое «княжеское» погребение, выделявшееся особенностями обрядности и богатым металлическим инвентарем [8, с. 168–171]. 
На территории Юринского Приветлужья неоднократно проводились полевые семинары Марийской археологической экспедиции – в 1977 г. на базе раскопок Майданской стоянки волосовской культуры, в 1989 г. на базе раскопок поселения «Галанкина Гора», в 1996 г. на базе раскопок Майданского IV поселения, в 2000 г. на базе раскопок Юринской стоянки, в 2006 г. на базе раскопок Юринского могильника и Сутырского VII поселения. 
В работе полевых семинаров и конференций принимали участие работники научных центров из Москвы, Казани, Уфы, Самары, Ижевска, Ульяновска, Пензы, Чебоксар, Йошкар-Олы и других городов России [9, с. 5–6].
  
 
ИНТЕРВЬЮ АРХЕОЛОГА  ТАТЬЯНЫ НИКИТИНОЙ
(интервью «Марийской правде»)
С Т.Никитиной мы встретились в последний момент, когда она уже "сидела на чемоданах", кабинет напоминал продовольственную лавку, поскольку был заставлен пакетами с провиантом. Я знал, что завтра Никитина убывает на раскопки, собственно говоря, как раз об этом и собирался с ней поговорить.
- Планы на полевой сезон? Есть научные, есть народно-хозяйственные.
- С каких это пор археологи стали заниматься экономикой?
- Пришлось, теперь по закону все отведенные под строительство земельные участки должны обследовать ученые на предмет наличия там археологических памятников. Работы договорные, оплачивают их заказчики. Нынче уже было три выезда по заявкам "Маравтодора", и небезрезультатно - в Горномарийском районе трасса по проекту должна была пройти через Сарлайкинские курганы. Теперь проектантам нужно вносить коррективы. Так что и при проведении хоздоговорных работ бывают находки. С другой стороны, приходится сталкиваться с "отсебятиной": вот в прошлом году в Горномарийском районе строители разрушили археологический памятник, их оштрафовали на 50 тысяч рублей.
- Помимо безответственных строителей, большой вред памятникам в последние годы наносили кладоискатели. Ситуация изменилась?

- По большому счету нет, поэтому мы вынужденно работаем как служба быстрого реагирования. Сейчас в первоочередном порядке едем на два объекта, включенных в программу "Культурное наследие". Это как раз памятники, которые грабят черные археологи. Речь идет о Барковском городище в Горномарийском районе и Выжумском могильнике в Юринском. Последний наполовину "убит", мы там обнаружили более 50 ям-раскопов! Ясно, что черные старатели на этом не остановятся, охранника у объекта не поставишь, тем более что он находится в лесу в 14 километрах от ближайшего населенного пункта. Выход один - срочно обследовать могильник и через собранные коллекции, отчеты сохранить его.

- Это интересный памятник?
- Чрезвычайно, представляете, сосредоточение могильников в одном месте, начиная с эпохи камня и до XVII века. Причем это был такой изолированный островок древних марийцев, постоянно живших в устье реки Выжум. На основании этого материала можно проследить непрерывную линию развития народа. Что касается Барковского городища, то это памятник XIV-XV веков. Он, наоборот, интересен тем, что здесь налицо контакты, взаимодействие с соседними народами, в том числе с русскими. Это очень важно для нашего полиэтнического региона.

- Где еще будут рыть землю марийские археологи?

- В планах изучение Ардинского городища, разведка в Юринском районе, продолжим работу на древнемарийском Русенихинском могильнике в Нижегородской области. Постоянно на выезде будет четыре отряда, которые получили открытые листы - у археологов это своего рода лицензия на проведение раскопок. Полевой сезон начался уже первого мая и продлится до конца октября. Лета нам, увы, не хватает.
- Программа серьезная, а где деньги находите?
- Что называется, с миру по нитке. Выигрываем гранты, какие-то средства выделяет Министерство культуры, немножко перепадает по линии своего института, на пользу науке идут хоздоговорные деньги. Чтобы работать, приходится шевелиться. Когда есть средства, нанимаем рабочих, когда с деньгами туго, выручают студенты или школьники. С нами постоянно ездят ребята из Люльпанского детского дома, Емешевской школы. Это хорошая практика. Живем, как водится, в палатках, экстрим, молодым нравится. Впрочем, пытаемся быт обустраивать - покупаем полевые душевые, строим туалеты.

- Выход археологов за границы своего региона преследует цель установить ареал расселения древних марийцев?
- Конечно, ведь он не совпадает с современным административно-территориальным делением. Мы знаем, что марийский народ проживал на территории значительно большей, чем современная Марий Эл. Наши предки обитали когда-то в Костромской, Нижегородской областях, на юге Кировской.
- Татьяна Багишевна, археология в XXI веке, как и раньше, делается методом совка и лопаты, или технический прогресс добрался и до нее?
- Добрался, например, на Русенихинском могильнике мы будем опробовать методы геомагнитной разведки. Это своего рода сканирование земельной толщи приборами, "рентген" территории, в результате ученые выдадут нам картинку того, что находится на глубине. А на могильнике много погребений с непонятной топографией, так что помощь придется очень кстати. Правда, в условиях леса технология будет применяться впервые, есть свои сложности, потому что деревья сбивают сигнал.

Археологи охотно берут на вооружение высокие технологии, вот для изучения системы питания древнего человека мы уже третий год применяем метод атомной адсорбции. Используя костный материал, можно восстановить рационы и систему питания людей. С помощью этого метода ученые, например, установили, что римские легионеры являлись вегетарианцами, а вот наши предки были убежденными рыбомясоедами.
- Вот уже 55 лет как была найдена Юнго-Кушергинская стоянка - самое древнее свидетельство пребывания человека на территории республики. Не удалось ли современным археологам удлинить возраст пребывания рода человеческого на марийской земле?

- Все вам, журналистам, сенсации подавай! 19 тысяч лет до нашей эры, ранний каменный век - и так возраст солидный. Это фундаментальное открытие пока остается незыблемым. Вообще, так сложилось, что приоритетом марийской археологии сейчас является средневековье. Все четыре наших специалиста-полевика специализируются на изучении этой чрезвычайно интересной, но плохо изученной эпохи.
- Русенихинский могильник - это ведь тоже памятник средневековья?

- Это IX-XI века, мы находим там интереснейший материал и, благодаря специфическому грунту, в очень хорошем состоянии. Несмотря на то, что прошло тысячелетие, прекрасно сохранились не только металлы, но и ткани, шкуры, кожи. Находки передаем на исследования в Москву в институт природного культурного наследия. Анализ кож показал, что одеваться наши предки предпочитали в одежду из шкур бобра, а ткани были необычайно высокого качества. Специалисты не могут поверить, что в лесном крае был такой высокий уровень ткачества. Находим много свидетельств контактов с другими народами: с булгарами, с русскими. Есть совершенно неожиданные для того времени находки, например, кресало скандинавского типа. Или вот обнаружена шелковая ткань явно средиземноморского типа. Это значит, что уже в X веке, несмотря на закрытость лесного пространства, марийцы находились, как сейчас говорят, в системе международных экономических связей.

- Говорят, ученые начали проводить своего рода инвентаризацию археологических памятников?
- Речь идет об установлении их точных границ. Раньше этого не требовалось, сейчас приходится заново проходить все памятники, шурфовать, устанавливать границы, составлять паспорта, с помощью навигаторов "привязывать" на карты. Это большая трудоемкая работа и мы только в начале пути, хотя по сравнению с соседями идем на шаг вперед.

- С точки зрения профессора Никитиной, насколько хорошо мы знаем свою историю, материальную культуру?
- Прошлое мы знаем плохо, не можем восстановить полностью ни материальную, ни духовную культуру предков. С одной стороны, это понятно, очень мало письменных источников, а марийская археологическая экспедиция создана только в 1956 году. Белых пятен полно, а это чревато. В последнее время появилось несколько гипотез по поводу того, кто проживал в древности на территории нынешней Марий Эл. Пермские ученые утверждают, что в Ветлужско-Вятском междуречье жили угры, ижевские историки заявляют, что регион был заселен удмуртами. Этакое перетягивание одеяла на себя, а это серьезная проблема, ведь древняя история формирует и современные отношения. Наши исследования показывают, что, начиная с шестого века, территория нынешней Марий Эл была заселена марийским этносом. Причем у нашего народа был достаточно высокий уровень развития.
- Я еще вот что хотел уточнить, сегодня наша республика является сельскохозяйственной - пашем, сеем, а в то время "мариэльцы" уже подружились с земледелием?
- В X веке еще не очень. А зачем лесным людям нужно было гнаться за земледелием, делать непосильную работу по сведению лесов, если они, а также реки, скотоводство и торговля, кормили народ. Древний человек был не дурак, он занимался тем, что ему по силам и выгодно, например, добывал меха, которые во все времена были настоящей валютой - на них покупалось или менялось все, что душе угодно.
  
    
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

  • https://www.fumus.ru/
  • Национальный музей Марий Эл.
  • Памятники археологии Марий Эл
  • Газета Марийская правда.
  • Соловьев Б.С. К вопросу о взаимодействии населения раннего бронзового века лесной полосы Среднего Поволжья // Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье. Йошкар-Ола, 2004. 
  • Никитин В.В., Соловьев Б.С. Атлас археологических памятников Марийской ССР. Вып. 1. Эпоха камня и раннего металла. Йошкар-Ола, 1990. 
  • Архипов Г.А., Никитина Т.Б. Атлас археологических памятников Республики Марий Эл. Вып. 2. Ранний железный век и средневековье. Йошкар-Ола, 1993. 
  • Архипов Г.А., Никитин В.В. Археологические исследования в 1976–1980 годах (экспедиции Марийского НИИ и университета) // Материальная и духовная культура марийцев. Йошкар-Ола, 1981. 
  • Выборнов А.А., Вискалин А.В., Королев А.И., Ставицкий В.В. Сутырское V поселение (раскопки 2000 года) // Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье. Йошкар-Ола, 2004. 
  • Соловьев Б.С., Шалахов Е.Г. Воинское погребение Юринского могильника // Исследования по древней и средневековой археологии Поволжья. Чебоксары, 2006. 
  • Шалахов Е. Г. К истории изучения древностей Приветлужья // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/archive/13/1092/ (дата обращения: 27.02.2018).

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.