Танкеевский могильник


Танкеевский могильник, крупнейший (около 5 тысяч могил) некрополь периода формирования Болгарии Волжско-Камской (9—10 вв.) у деревни Танкеевка Куйбышевского района Татарской АССР. 
Сейчас это окрестности д. Танкеевка Спасского района РТ, буквально на границе с Ульяновской областью, недалеко от устья реки Ясачка (Куйбышевское водохранилище) – в 22 км. на север от города Болгар.
Открыт в 1904, с 1961 изучено свыше 1000 трупоположений в прямоугольных могилах с богатым инвентарём: оружием, посудой, украшениями, серебряными масками погребальными, частями скелетов домашних животных (главным образом черепами и костями ног коней). 
Могильник оставлен болгарами волжско-камскими, древними венграми и представителями др. финно-угорских и тюркских племён. В конце 10 в. языческий обряд погребения сменился мусульманским.
Это один из самых крупных могильников древней Булгарии!

 

 
Танкеевский могильник (IX-X вв.) - комплекс языческих захоронений, оставленный одной из этнических групп населения ранней Волжско-камской Болгарии в период ее формирования. Памятник является одним из крупнейших в Восточной Европе и ключевых в освещении важнейших вопросов истории ранней Волжской Болгарии, таких как время появления в Среднем Поволжье нового политического образования, формирование общеболгарской культуры в результате взаимодействия разнокультурных компонентов, характер и время появления мусульманской обрядности и т.д. Могильник расположен в 1 км к юго-востоку от деревни Танкеевка.

       МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ТАНКЕЕВСКОГО МОГИЛЬНИКА                            

Волжская Болгария была крупным и высокоразвитым государством. Местные письменные источники до нас не дошли, и ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении истории Волжской Болгарии археологические источники играют немалую роль.
Главным источником по изучению этногенеза волжских болгар являются могильники, среди которых выделяются Большетарханский VIII — IX вв. (у села Большие Тарханы на Средней Волге), где вскрыто более 350 захоронений, и особенно Танкеевский IX — X вв. (у с. Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил и предполагают, что в нем окажется еще около 2000 захоронений. 
В Большетарханском могильнике костяки вытянуты и лежат головой на запад. Изредка встречаются коллективные захоронения, вероятно, погребения членов одной семьи. Часто встречаются кости лошадей, несколько реже — кости овец. Лошадь и овца — обычные животные кочевников. Инвентарь погребений немногочислен: украшения, бытовая утварь, малоизогнутые сабли (почти мечи), железный серп, напильник, сосуды, в большинстве сделанные на гончарном круге. Изредка находят дирхемы.

                                        ФОТО МОГИЛЬНИКА ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТАТАРСТАНА

     В Танкеевском могильнике положение костяков тоже вытянутое, но обряд не одинаков. Форма одних могильных ям узкая и вытянутая, как в погребальных памятниках Башкирии, а в некоторых ямах по бокам встречаются заплечики для устройства перекрытия. На некоторой части погребенных имеются тонкие лицевые серебряные маски с прорезями для глаз и рта, чему есть аналогии на Верхней Каме, а также в Венгрии. Варианты погребального обряда, видимо, свидетельствуют о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник.

Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями и оружием. Из оружия встречены сабли (их только две), копья (их тоже два), часты топоры (их 35), стрелы, ножи. Из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи.                         

Из украшений особенно обращают на себя внимание шумящие подвески, остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Аналогии найденным предметам известны на Верхней Каме и в Башкирии. Примерно третья часть всех сосудов сделана на гончарном круге: в X в. гончарное ремесло начало обосабливаться. Гончарные сосуды представлены почти круглодонными кувшинами с одной ручкой, тулово которых покрыто пересекающимися полосами лощения. Кувшины с подобной орнаментацией впоследствии хорошо известны в Волжской Болгарии. О широком распространении деревянной посуды свидетельствуют находки остатков деревянных чаш с серебряной обкладкой по венчику. Открыто богатое погребение воина с конем в сбруе со стременами. При воине — сабля, боевой топор, стрелы, пояс, украшенный металлическими бляшками. Это типичное погребение кочевника.

                       ШУМЯЩАЯ ПОДВЕСКА - УКРАШЕНИЕ                                              

Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, нет родственных связей с племенами предшествующих культур, иными словами, оно пришлое. Вместе с тем, уже судя по письменным источникам, в составе раннеболгарского объединения можно насчитать не менее семи племен или этнических групп. На разноэтничность состава раннего населения указывают и результаты раскопок Танкеевского могильника, причем отрицаются связи с Городецкими племенами (предками мордвы), ставятся под сомнение связи с пьяноборской культурой (предками удмуртов и коми). 

                                      ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ - ТАНКЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК                       

Танкеевское  городище
Предметы, найденные на пашне, из поселения рядом с городищем, необычны для булгар.  Рисунок  идентичен с орнаментами славян-язычников. Рисунок головы на амулете напоминает лики князей Рюриковичей на их монетах 10 века.  Находки монгольских монет 13 – 14 века локальны и располагались против восточных ворот городища. Здесь же много железного шлака,  литьевых остатков меди и  встречаются заготовки медных пулов. Старшая монета с именем халифа Насир лид Дина, что с долей сомнения может говорить о  заселении местности в домонгольский период.  

                                                                   МОГИЛЬНЫЙ ХОЛМ ДРЕВНЕЙ БОЛГАРИИ

МОГИЛЬНЫЕ КУРГАНЫ ДРЕВНЕЙ БУЛГАРИИ

Однако основы такого бурного развития были заложены в раннеболгарский период. Предлагаемая работа посвящена исследованию этнокультурного состава ранней Волжской Болгарии или вернее, процесса формирования этнокультурной основы волжских болгар VIII-Х вв. До недавнего времени из-за отсутствия материала такое исследование было невозможно. Лишь в последние 25-30 лет благодаря изучению памятников того времени Танкеевского, и Большетарханского, Кайбельского и других могильников, ряда поселений и местонахождений появилась база для разработки темы. Характеристика культуры любой этнической группы трудна сама по себе, поскольку включает в себя анализ громадного числа вещей и явлений.

Анализ культуры населения раннеболгарского объединения намного усложняется многокомпонентностью и очевидной разноэтничностью его, причем различные компоненты имели разные и нередко даление друг от друга истоки. Взаимодействие этих компонентов составляет характерную черту раннеболгарского периода. Собственно только в конце периода, да и то в самой общей, начальной форме сформировались основные этнокультурные черты волжских болгар. Вследствие этого анализ культуры ранних болгар с необходимостью должен включать в себя вопросы ее формирования, выделения составляющих компонентов и изучения их взаимодействия. Само возникновение мусульманской Волжской Болгарии далеко на севере от исламских стран представляет собой примечательное явление.

                                                                           ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД В ДРЕВНЕЙ БОЛГАРИИ

В многочисленных комплексах раннеболгарских могильников не прослеживаются какие-либо значительные элементы именьковской культуры. Сама социально-экономическая основа жизни пришлых болгарских кочевников была иной, чем у именьковского населения, хозяйство которого базировалось на пашенном земледелии и домашнем скотоводстве, требующих оседлой жизни. Известное затруднение представляет вопрос о хронологических границах раннеболгарского периода.                                                         

До изучения памятников этого времени само содержание раннеболгарского периода представлялось неопределенным. Исследователи или включали его в домонгольский, или же, выделив, имели о нем представление в основном лишь по отрывочным сведениям письменных источников. В.Ф. Смолин, один из немногих исследователей, определяя этот период, ограничил его VII-IX вв. Он считал, что этот "первый начальный период болгарской культуры" является периодом оформления болгарского государства в пределах Камско-Волжского края". При характеристике периода он опирался на данные письменных источников, языковедческие работы и лишь в небольшой степени на разрозненные археологические материалы. В целом В.Ф. Смолин отмечал, что "материал для первого периода Камско-Волжской Болгарии весьма скуден и мало разработан".

                                                БРОНЗОВАЯ ФИГУРКА                                  

Открытие и изучение могильников с богатыми комплексами вещей VIII-Х вв.. позволило приоткрыть завесу над этим временем, хотя, как отмечалось, поселения VIII-IX вв. фактически до сих пор нам не известны. Полученные материалы показывают, что выделение раннеболгарского периода как времени консолидации пришлых этнических групп и формирования государства стало необходимым, ибо он в отличие от последующего определяемого как домонгольский имеет свою специфику в этнокультурном, хозяйственном, социальном, политическом, религиозном планах. Материальная и духовная культура ранних болгар не только хронологически, но и в принципе отделяется от культуры последующего, домонгольского времени. Своим исходным пунктом этот период имел приход на данную территорию новых этнических групп, а своим содержанием их взаимодействие. Завершение периода следует относить ко времени утверждения государства, возникновения городов в процессе бурного развития производительных сил, принятия мусульманства.

Если нижняя граница периода датируется приходом болгар в Среднее Поволжье где-то в середине второй половине VIII в., то определение верхней границы представляет затруднение. Ясно, что переход раннеболгарского периода в домонгольский не был кратковременным. Требовалось какое-то время, какой-то переходный период, чтобы завершилось оформление государства, чтобы большинство прежде языческого населения приняло мусульманство и т.д. По сообщению Ибн-Фадлана, царь болгарского объединения Алмуш в 922 г. активно утверждает в болгарском обществе мусульманство и собирается строить город. Очевидно, это могло быть в начале переходного этапа к домонгольскому периоду.

На этом этапе, охватывающем в основном 2-3-ю четверти X в., судя по материалу могильников и ранних постоянных поселений, в формирующейся общеболгарской культуре сохраняются сильные языческие пережитки. Kok2-3-й четверти Х в. можно отнести наиболее ранние материалы болгарских постоянных поселений. В это время возникают города, очевидно, в начальный период как политические центры племен и племенных группировок, а потом как ремесленные и торговые образования". Географические и политические границы раннеболгарского объединения в силу определенной отрывочности наших сведений по ним не везде имеют четкую фиксацию. В работе Р.Г. Фахрутдинова в качестве наиболее ранних приводятся в основном границы, полученные в результате локализации домонгольских памятников XI первой половины XIII в."           

                                          КАРТА БУЛГАРСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПОВОЛЖЬЕ (№ 8 - ТАНКЕЕВСКИЙ)

КАРТА - Могильники ранней Волжской Болгарии:
 1 Тетюшский, 2 II Большетарханский, 3 и Большетарханский, 4 Лебяжский 5 Алексеевский, 6 II Девичьегородский, 7 Балымерский, 8 Танкеевский, 9  Кокрятьский, 10 Старомайнский, 11 Уреньский, 12 Кайбельский, 13 Большетиганский, 14 Хрящевский, 15 "Золотая Нива", 16 могильник на 116-м километре, 17 Немчанский.

                                                                ПОГРЕБАЛЬНАЯ МАСКА - ТАНКЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК

         

 _________________________________________________________________________________________________________________________________

                   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.bolgar.info/
 Халикова Е. А., Погребальный обряд Танкеевского могильника, в сборнике: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Казань, 1971:
https://horriyat.ru/
https://simbir-archeo.narod.ru/

               

ВложениеРазмер
tankeevMog.jpg41.62 КБ
tankeevMog (1).jpg73.29 КБ
tankeevMog (2).jpg74.61 КБ
tankeevMog (3).jpg92.06 КБ
tankeevMog (4).jpg61.15 КБ
tankeevMog (5).jpg29.29 КБ
tankeevMog (6).jpg85.62 КБ
tankeevMog (7).JPG55.78 КБ
tankeevMog (8).JPG59.15 КБ
tankeevMog (9).jpg71.43 КБ
tankeevMog (10).jpg19.93 КБ
tankeevMog (11).jpg184.38 КБ
tankeevMog12.JPG53.87 КБ

Комментарии

Картинка со всадниками.

На картинке со всдниками все-таки четыре хоббита, которые получили пони у Тома Бомбадила, а впереди виднеются Могильники.

Не просто...

Не просто могильники, 

А Танкеевские могильники!

Это меняет дело!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.