Танкеевский могильник
Танкеевский могильник, крупнейший (около 5 тысяч могил) некрополь периода формирования Болгарии Волжско-Камской (9—10 вв.) у деревни Танкеевка Куйбышевского района Татарской АССР.
Сейчас это окрестности д. Танкеевка Спасского района РТ, буквально на границе с Ульяновской областью, недалеко от устья реки Ясачка (Куйбышевское водохранилище) – в 22 км. на север от города Болгар.
Открыт в 1904, с 1961 изучено свыше 1000 трупоположений в прямоугольных могилах с богатым инвентарём: оружием, посудой, украшениями, серебряными масками погребальными, частями скелетов домашних животных (главным образом черепами и костями ног коней).
Могильник оставлен болгарами волжско-камскими, древними венграми и представителями др. финно-угорских и тюркских племён. В конце 10 в. языческий обряд погребения сменился мусульманским.
Это один из самых крупных могильников древней Булгарии!
Танкеевский могильник (IX-X вв.) - комплекс языческих захоронений, оставленный одной из этнических групп населения ранней Волжско-камской Болгарии в период ее формирования. Памятник является одним из крупнейших в Восточной Европе и ключевых в освещении важнейших вопросов истории ранней Волжской Болгарии, таких как время появления в Среднем Поволжье нового политического образования, формирование общеболгарской культуры в результате взаимодействия разнокультурных компонентов, характер и время появления мусульманской обрядности и т.д. Могильник расположен в 1 км к юго-востоку от деревни Танкеевка.
МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ТАНКЕЕВСКОГО МОГИЛЬНИКА
Волжская Болгария была крупным и высокоразвитым государством. Местные письменные источники до нас не дошли, и ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении истории Волжской Болгарии археологические источники играют немалую роль.
Главным источником по изучению этногенеза волжских болгар являются могильники, среди которых выделяются Большетарханский VIII — IX вв. (у села Большие Тарханы на Средней Волге), где вскрыто более 350 захоронений, и особенно Танкеевский IX — X вв. (у с. Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил и предполагают, что в нем окажется еще около 2000 захоронений.
В Большетарханском могильнике костяки вытянуты и лежат головой на запад. Изредка встречаются коллективные захоронения, вероятно, погребения членов одной семьи. Часто встречаются кости лошадей, несколько реже — кости овец. Лошадь и овца — обычные животные кочевников. Инвентарь погребений немногочислен: украшения, бытовая утварь, малоизогнутые сабли (почти мечи), железный серп, напильник, сосуды, в большинстве сделанные на гончарном круге. Изредка находят дирхемы.
ФОТО МОГИЛЬНИКА ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТАТАРСТАНА
В Танкеевском могильнике положение костяков тоже вытянутое, но обряд не одинаков. Форма одних могильных ям узкая и вытянутая, как в погребальных памятниках Башкирии, а в некоторых ямах по бокам встречаются заплечики для устройства перекрытия. На некоторой части погребенных имеются тонкие лицевые серебряные маски с прорезями для глаз и рта, чему есть аналогии на Верхней Каме, а также в Венгрии. Варианты погребального обряда, видимо, свидетельствуют о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник.
Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями и оружием. Из оружия встречены сабли (их только две), копья (их тоже два), часты топоры (их 35), стрелы, ножи. Из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи.
Из украшений особенно обращают на себя внимание шумящие подвески, остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Аналогии найденным предметам известны на Верхней Каме и в Башкирии. Примерно третья часть всех сосудов сделана на гончарном круге: в X в. гончарное ремесло начало обосабливаться. Гончарные сосуды представлены почти круглодонными кувшинами с одной ручкой, тулово которых покрыто пересекающимися полосами лощения. Кувшины с подобной орнаментацией впоследствии хорошо известны в Волжской Болгарии. О широком распространении деревянной посуды свидетельствуют находки остатков деревянных чаш с серебряной обкладкой по венчику. Открыто богатое погребение воина с конем в сбруе со стременами. При воине — сабля, боевой топор, стрелы, пояс, украшенный металлическими бляшками. Это типичное погребение кочевника.
ШУМЯЩАЯ ПОДВЕСКА - УКРАШЕНИЕ
Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, нет родственных связей с племенами предшествующих культур, иными словами, оно пришлое. Вместе с тем, уже судя по письменным источникам, в составе раннеболгарского объединения можно насчитать не менее семи племен или этнических групп. На разноэтничность состава раннего населения указывают и результаты раскопок Танкеевского могильника, причем отрицаются связи с Городецкими племенами (предками мордвы), ставятся под сомнение связи с пьяноборской культурой (предками удмуртов и коми).
ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ - ТАНКЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК
Танкеевское городище
Предметы, найденные на пашне, из поселения рядом с городищем, необычны для булгар. Рисунок идентичен с орнаментами славян-язычников. Рисунок головы на амулете напоминает лики князей Рюриковичей на их монетах 10 века. Находки монгольских монет 13 – 14 века локальны и располагались против восточных ворот городища. Здесь же много железного шлака, литьевых остатков меди и встречаются заготовки медных пулов. Старшая монета с именем халифа Насир лид Дина, что с долей сомнения может говорить о заселении местности в домонгольский период.
МОГИЛЬНЫЙ ХОЛМ ДРЕВНЕЙ БОЛГАРИИ
МОГИЛЬНЫЕ КУРГАНЫ ДРЕВНЕЙ БУЛГАРИИОднако основы такого бурного развития были заложены в раннеболгарский период. Предлагаемая работа посвящена исследованию этнокультурного состава ранней Волжской Болгарии или вернее, процесса формирования этнокультурной основы волжских болгар VIII-Х вв. До недавнего времени из-за отсутствия материала такое исследование было невозможно. Лишь в последние 25-30 лет благодаря изучению памятников того времени Танкеевского, и Большетарханского, Кайбельского и других могильников, ряда поселений и местонахождений появилась база для разработки темы. Характеристика культуры любой этнической группы трудна сама по себе, поскольку включает в себя анализ громадного числа вещей и явлений.
Анализ культуры населения раннеболгарского объединения намного усложняется многокомпонентностью и очевидной разноэтничностью его, причем различные компоненты имели разные и нередко даление друг от друга истоки. Взаимодействие этих компонентов составляет характерную черту раннеболгарского периода. Собственно только в конце периода, да и то в самой общей, начальной форме сформировались основные этнокультурные черты волжских болгар. Вследствие этого анализ культуры ранних болгар с необходимостью должен включать в себя вопросы ее формирования, выделения составляющих компонентов и изучения их взаимодействия. Само возникновение мусульманской Волжской Болгарии далеко на севере от исламских стран представляет собой примечательное явление.
ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД В ДРЕВНЕЙ БОЛГАРИИ
В многочисленных комплексах раннеболгарских могильников не прослеживаются какие-либо значительные элементы именьковской культуры. Сама социально-экономическая основа жизни пришлых болгарских кочевников была иной, чем у именьковского населения, хозяйство которого базировалось на пашенном земледелии и домашнем скотоводстве, требующих оседлой жизни. Известное затруднение представляет вопрос о хронологических границах раннеболгарского периода.
До изучения памятников этого времени само содержание раннеболгарского периода представлялось неопределенным. Исследователи или включали его в домонгольский, или же, выделив, имели о нем представление в основном лишь по отрывочным сведениям письменных источников. В.Ф. Смолин, один из немногих исследователей, определяя этот период, ограничил его VII-IX вв. Он считал, что этот "первый начальный период болгарской культуры" является периодом оформления болгарского государства в пределах Камско-Волжского края". При характеристике периода он опирался на данные письменных источников, языковедческие работы и лишь в небольшой степени на разрозненные археологические материалы. В целом В.Ф. Смолин отмечал, что "материал для первого периода Камско-Волжской Болгарии весьма скуден и мало разработан".
БРОНЗОВАЯ ФИГУРКА
Открытие и изучение могильников с богатыми комплексами вещей VIII-Х вв.. позволило приоткрыть завесу над этим временем, хотя, как отмечалось, поселения VIII-IX вв. фактически до сих пор нам не известны. Полученные материалы показывают, что выделение раннеболгарского периода как времени консолидации пришлых этнических групп и формирования государства стало необходимым, ибо он в отличие от последующего определяемого как домонгольский имеет свою специфику в этнокультурном, хозяйственном, социальном, политическом, религиозном планах. Материальная и духовная культура ранних болгар не только хронологически, но и в принципе отделяется от культуры последующего, домонгольского времени. Своим исходным пунктом этот период имел приход на данную территорию новых этнических групп, а своим содержанием их взаимодействие. Завершение периода следует относить ко времени утверждения государства, возникновения городов в процессе бурного развития производительных сил, принятия мусульманства.
Если нижняя граница периода датируется приходом болгар в Среднее Поволжье где-то в середине второй половине VIII в., то определение верхней границы представляет затруднение. Ясно, что переход раннеболгарского периода в домонгольский не был кратковременным. Требовалось какое-то время, какой-то переходный период, чтобы завершилось оформление государства, чтобы большинство прежде языческого населения приняло мусульманство и т.д. По сообщению Ибн-Фадлана, царь болгарского объединения Алмуш в 922 г. активно утверждает в болгарском обществе мусульманство и собирается строить город. Очевидно, это могло быть в начале переходного этапа к домонгольскому периоду.
На этом этапе, охватывающем в основном 2-3-ю четверти X в., судя по материалу могильников и ранних постоянных поселений, в формирующейся общеболгарской культуре сохраняются сильные языческие пережитки. Kok2-3-й четверти Х в. можно отнести наиболее ранние материалы болгарских постоянных поселений. В это время возникают города, очевидно, в начальный период как политические центры племен и племенных группировок, а потом как ремесленные и торговые образования". Географические и политические границы раннеболгарского объединения в силу определенной отрывочности наших сведений по ним не везде имеют четкую фиксацию. В работе Р.Г. Фахрутдинова в качестве наиболее ранних приводятся в основном границы, полученные в результате локализации домонгольских памятников XI первой половины XIII в."
КАРТА БУЛГАРСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПОВОЛЖЬЕ (№ 8 - ТАНКЕЕВСКИЙ)
КАРТА - Могильники ранней Волжской Болгарии:
1 Тетюшский, 2 II Большетарханский, 3 и Большетарханский, 4 Лебяжский 5 Алексеевский, 6 II Девичьегородский, 7 Балымерский, 8 Танкеевский, 9 Кокрятьский, 10 Старомайнский, 11 Уреньский, 12 Кайбельский, 13 Большетиганский, 14 Хрящевский, 15 "Золотая Нива", 16 могильник на 116-м километре, 17 Немчанский.
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МАСКА - ТАНКЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК
_________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.bolgar.info/
Халикова Е. А., Погребальный обряд Танкеевского могильника, в сборнике: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Казань, 1971:
https://horriyat.ru/
https://simbir-archeo.narod.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
tankeevMog.jpg | 41.62 КБ |
tankeevMog (1).jpg | 73.29 КБ |
tankeevMog (2).jpg | 74.61 КБ |
tankeevMog (3).jpg | 92.06 КБ |
tankeevMog (4).jpg | 61.15 КБ |
tankeevMog (5).jpg | 29.29 КБ |
tankeevMog (6).jpg | 85.62 КБ |
tankeevMog (7).JPG | 55.78 КБ |
tankeevMog (8).JPG | 59.15 КБ |
tankeevMog (9).jpg | 71.43 КБ |
tankeevMog (10).jpg | 19.93 КБ |
tankeevMog (11).jpg | 184.38 КБ |
tankeevMog12.JPG | 53.87 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 14425 просмотров
Комментарии
Картинка со всадниками.
На картинке со всдниками все-таки четыре хоббита, которые получили пони у Тома Бомбадила, а впереди виднеются Могильники.
Не просто...
Не просто могильники,
А Танкеевские могильники!
Это меняет дело!
Отправить комментарий