Чуйский тракт


Федера́льная автомоби́льная доро́га Р256 «Чу́йский тракт» — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией.
Является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). До 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М52.
Протяжённость автомагистрали — 962,604 километра. Пересекает территорию трёх субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога Р256 «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

 

ССЫЛКИ И СТАТЬИ ПРО ГОРНЫЙ АЛТАЙ

 

Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы
Новосибирская область
0 км — Новосибирск
37 км — Бердск
52 км — Искитим
99 км — Черепаново

Алтайский край
Р256 (М52) в районе Новоалтайска
151 км — Тальменка
217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
364 км — Бийск
381 км — Верх-Катунское
400 км — Сростки
412 км — Березовка
419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км)

Республика Алтай
Р256 (М52) в Онгудайском районе
453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
511 км — Усть-Сема
530 км — Черга
564 км — Шебалино
572 км — Топучая
629 км — Туэкта
652 км — Онгудай
722 км — Иня
783 км — Чибит
788 км — Акташ
893 км — Кош-Агач
961 км — Ташанта

Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.

Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 835 дней] Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).

Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.

История
Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.
Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х — 1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.
В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.
В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта.
К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.
В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Музей Чуйского тракта[
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, разместился на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки по ул. Советская, 42. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. Основателем и создателем Музея Чуйского тракта является Грехова Елена.

Туризм
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

Памятник Чуйскому тракту в Бийске

Чуйский тракт в искусстве
В Алтайском крае и Республике Алтай популярна песня местного поэта Михаила Михеева, главными героями которой являются Колька Снегирёв и Рая. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая — «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы. По мотивам этой песни снят кинофильм «Ехали два шофёра».
Василий Шукшин, уроженец расположенного на тракте села Сростки, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень», действие которого разворачивается на Чуйском тракте.

ОПИСАНИЕ ЧУЙСКОГО ТРАКТА
Автомобильная дорога Новосибирск - Бийск - Ташанта (трасса М52) является главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты носит название Чуйский тракт. Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию в городе Бийске, проходит через Алтайский край (77 км) и большей частью находится в Республике Алтай (540 км), заканчивается у границы с Монголией. Первые 147 км тракт проходит по правому берегу реки Катунь, затем, в поселке Усть-Сема, пересекает ее и, преодолевая перевалы, отступает от реки. После 358-го км дорога (в селе Иня) снова пересекает Катунь, а затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее правому берегу, затем, после 547-го км, по левому.
Чуйский тракт обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с городом Бийском, в котором находятся железнодорожная станция и речная пристань.
На Чуйском тракте (в основном, на участке от развилки на озеро Ая и до села Усть-Сема) расположено большое количество турбаз, кемпингов, гостиниц, поскольку именно по этой трассе едет большинство туристов, направляющихся на отдых в Горный Алтай.
Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, но особенно красивые места начинаются примерно от границы Алтайского края с республикой Алтай и идут, меняясь с невообразимой быстротой до самой монгольской границы.

ИСТОРИЯ ЧУЙСКОГО ТРАКТА
Освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения а 1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные сведения встречаются начиная с 1788 г., когда русские купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи. Когда торговые отношения стали принимать регулярный характер, русские построили первые избушки на Чуе, на месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, а бийский купец Гипев даже построил себе жилой дом. В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.
Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. В течение 60-90-х гг. рассматривалось несколько проектов строительства дороги. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге из-за отсутствия средств. В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее и зимнее время. Строительство на Чуйском тракте началось весной 1901 г. Были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в строительный сезон 1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача.
На строительство было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от совершенства. После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1914 г. тракт находился в "прежнем первобытном состоянии".
Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий известный писатель. Они проделали огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома через Катунь на двенадцать подвод каждый.
В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай -Кош-Агач - и нового, правобережного (Катунского): Бийск- Майма - Чемал -Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга.
Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км труднейшей горной дороги. В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию деревянный мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также мост через Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение Ининского, первого в мире двухтросового висячего моста через Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.
Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.
В 1956-1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема - Шебалино. В 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через реки Бию и Ишу. В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г. В 1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.
В 90-х годы была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск. Сейчас Чуйский тракт важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.

_________памятник Василию Шукшину в селе Сростки

Километраж Чуйского тракта
354 - "О" км Чуйского тракта. В г. Бийске от моста через р. Бию начинается Чуйский тракт. Через 2 км у дороги стоит на постаменте грузовик, установленный в год 80-летия Чуйского тракта
355 - указатель "Ташанта 586 км, пограничный пункт, таможня"
357 - на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская
360 - автомастерская
361 - поворот на аэропорт г. Бийска
362 - АЗС
366 - с. Верх-Катунское, кафе
367 - АЗС
368 - указатель "Пункт первой медицинской помощи"
371 - п. Чуйский, кафе
373 - АЗС
374 - пляж "Летний рай", кафе
377 - с. Полеводка
384 - с. Сростки, ВММЗ В.М. Шукшина, памятник В.М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе
394 - с. Образцовка, АЗС
395 - указатель "Красногорский район" 398 - с. Березовка, АЗС
404 - с. Быстрянка, указатель "Красногорское 28, Ташанта 536", АЗС, кафе
412 - с. Суртайка, указатель "Пункт первой медицинской помощи", АЗС
416 - р. Иша, оздоровительный центр "Катунские зори", центр здоровья "Прасковья", археологические памятники
419 - указатель "У-Иша 5, Новозыково 24"
425 - с. Долина Свободы, указатель "Пункт первой медицинской помощи"
428 - граница Алтайского края и Республики Алтай
429 - кафе
431 - указатель "Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57", мост через Катунь, памятник природы "Земная рябь" у с. Платово, памятник природы "Оз. Лебединое" у с. Урожайного, памятник природы "Гора Бабырган".
С 431 по 435 км - Майминский археологический комплекс
433 - торговые лавки "Сувениры Горного Алтая", АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро
434 - пост ДПС, АЗС
435 - с. Майма, указатель "Ташанта 503, Онгудай 193, Горно-Алтайск 2", Музей камня, памятник природы "Майминский рыхлый вал", АЗС, кафе, гостиница, авгомастерские
444 - с. Карлушка, АЗС
445 - аэропорт г. Горно-Алтайска
450 - с. Дубровка
452 - с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе "Меркит"
454 - мост через Катунь (Айский мост), указатель "оз. Ая 5 км", кафе-бар, сувенирные лавки, АЗС
455 - с. Соузга, указатель "Мясная лавка", археологический памятник "Городище Соузга"
461 - с. Черемшанка, археологический памятник "Черемшанка"
463 - АЗС
464 - источник "Черемшанский"

467 - мемориальный знак В.Я. Шишкову, АЗС, катание на верблюде, сувенирные лавки, археологический памятник "Чултуков Лог"
470 - с. Манжерок, Манжерокские пороги, Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе
472 - АЗС, указатель "Озерное 1.1" (оз.Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные
478 - мост через Катунь на т/к "Бирюзовая Катунь", искусственное озеро, источник Аржан-Суу, кафе, сувенирные лавки
479 - водная переправа на Талдинские пещеры
481 - пос. Известковый
485 - с. У-Муны, АЗС археологический памятник, памятник А.М. Кошурникову
492 - с. Барангол, подвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад, сувенирные лавки
494 - граница Майминского и Чемальского районов
496 - с. Усть-Сема, указатель "Немал 36, Ташанта 446, Онгудай 136", АЗС, кафе, мост через Катунь
502 - с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы "Шиш-кулар -Катаил - Чистый луг"
509 - Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН "Чергинский зубрятник"
514 - с. Черга, указатель "Усть-Кан 132, - Алтайское 56", АЗС, памятник природы "Источник Курловские дачи"
524 - с. Барлак
527 - священная гора "Шаманский камень"
528 - родник "Кара-Суу", стоянка, кафе
535 - с. Мыюта
547 - с. Шебалино, кафе, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района
561 - с. Кумалыр, археологические памятники
571 - с. Топучая
574 - подъем на Семинский перевал, указатель "подъем 9, спуск 11"
581 - комплекс придорожного сервиса "Золотой кедр" - кафе, гостиница
583 - Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр "Семинский перевал", база отдыха "Динамо", горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница
593 - пос. Зайсанская Елань (нежил.)
610 - пост ГИБДД, АЗС
611 - развилка дорог - поворот на Усть-Кан, Усть-Коксу
614 - с. Туекта, комплекс археологических памятников
618 - природный парк "Уч-Энмек"
619 - с. Каракол, археологический памятник "Каракол", краеведческий музей, АЗС - указатель "Кулада, Бичикту -Боом"
621 - с. Курота, АЗС
624 - указатель "Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316"
628 - с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок
633 - с. Онгудай, магазин народных промыслов "Торко Чачак", археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе
643 - с. Улита, АЗС, кафе
648 - старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х "Янтарное"
652 - с. Хабаровка, газовая заправка
655 - указатель "Перевал Чике-Таман" -подъем 4 км, спуск 4 км"
659 - памятник природы "Перевал Чике-Таман"
668 - родник, стоянка
672 - с. Купчегень, археологические памятники
680 - слияние рек 6. Ильгумень и Кату-ни, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки
681 - археологический памятник "Кор-Кечу"
684 - бом Кор-Кечу
692 - место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яло-манское городище, стоянка
693 - указатель "6.. Яломан 12" - комплекс археологических памятников
695 - с. М. Яломан
702 - АЗС
703 - с. Иня, железобетонный мост через Катунь, подвесной мост через Катунь - памятник истории и культуры Российской Федерации
706 - оленные камни
708 - мост через Катунь, указатель "Инегень 12"
710 - бом Бичикту-Кая
712 - место слияния Чуй с Катунью, беседка
714 - природно-хозяйственный парк "Чуй-Оозы", кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки
716 - порог Горизонт
717 - порог Турбинный
723 - древнее святилище "Калбак-Таш", домик, беседка
728 - "Адыр-Кан" - археологический комплекс, Чуйский оленный камень
735 - с. Иодро
741 - с. Белый Бом, скала Белый Бом, наскальные рисунки, обелиск партизанам, чоновцам, красногвардейцам, погибшим в боях за советскую власть в Горном Алтае, АЗС, кафе
744 - памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы
755 - мост через Чую
759 - водопад Девичьи слезы, стоянка
761 - порог Бегемот на Чуе, мост через Чую
762 - стоянка у Чуй, где проводятся соревнования "Чуя-Ралли"
770 - граница Онгудайского и Улаганс-кого районов
780 - мост через Чую
783 - с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озера, мост через Чибитку, АЗС
787 - гостиница, баня, сауна
788 - с. Акташ, дорога на с. Улаган и Те-лецкое озеро. Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф
798 - родник, стоянка
802 - открывается вид на Северо-Чуйский хребет
812 - граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник
817 - подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников
820 - панорама всего Северо-Чуйского хребта
826 - с. Курай, мост через Чую, начало маршрута к ледникам долины р. Актру, АЗС, дорслужба
830 - с. Кызыл-Таш
840 - культовый знак "Обоо"
843-848 - комплекс археологических памятников
856 - р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую
864 - указатель "Чаган-Узун 2", мост через Чую, памятник природы - Чаган-Узунский родник, стоянка
868 - "Красная горка"
874 - Чуйская степь
876 - с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС
877 - указатель "Бельтир 29"
890 - с. Кош-Агач, указатель "Джазатор 140, Ташанта 51", по дороге на Джазатор через перевал Теплый ключ, дорога на плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе
897 - поворот на с. Кокоря, где находится краеведческий музей
918 - с. Жана-Аул, музей казахов Алтая
938 - р. Уландрык, археологические памятники
941 - с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыд
956 - граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк. — Бийск, 2006.
Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель. Авторы-составители М. В. Танкова, Т. И. Злобина, Т. В. Вдовина. 2-е изд. — Барнаул: Пять плюс, 2010. — 256 с.
Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е изд. — М., 1999.
сайт Википедия.
http://www.altaj.ru/
http://www.altaitravel.ru/

ВложениеРазмер
chuyskyTraktM (1).jpg126.98 КБ
chuyskyTraktM (2).jpg74.28 КБ
chuyskyTraktM (4).jpg82.54 КБ
chuyskyTraktM (5).jpg124.27 КБ
chuyskyTraktM (6).jpg163.95 КБ
chuyskyTraktM (8).jpg124.73 КБ
chuyskyTraktM (9).jpg176.01 КБ
chuyskyTraktM (10).jpg91.5 КБ
chuyskyTraktM (11).jpg109.78 КБ
chuyskyTraktM (12).jpg101.63 КБ
chuyskyTraktM (13).jpg131.43 КБ
chuyskyTraktM (14).jpg134.11 КБ
chuyskyTraktM (15).JPG56.62 КБ
chuyskyTraktM (16).JPG196.95 КБ

Комментарии

аватар: Гость

это точно!!!

сам Чуйский тракт - это настоящий памятник природы и всяких мест!
Алтай - это сила!

аватар: Кэп

в 2014...

в 2014 году заезд на Алтай будет именно через Чуйский тракт!
скорее всего выход на Шавлинские озера и Катунь!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru