Путешествие на «Пуп Земли» - часть пятая


4.08.2013 День одиннадцатый. 
Старт 7.00 (МСК) финиш 21.00 (МСК) пройдено 60 км. Тойота и Мицубиши прошли 200 км. 
Общий пробег 3960 км.
Стартуем
На выезде из деревни мы увидели скульптурную группу главных представителей местной фауны – двух сусликов. Этих длиннохвостых любопытных животных ежедневно сотни перебегало дорогу перед машинами. Их писк слышен весь день отовсюду, стоит только съехать в долину. Композиция представляла собой огромного суслика метра три высотой, стоящего столбиком, и суслика поменьше, стоящего рядом с ним на всех четырех лапах.

 

                                                 долина реки Барлык

 

                                          долина реки Каргы

Дорога приближалась к границе с Монголией. Мы проехали сверток на Кызыл Хая, откуда могли выехать на эту трассу, если бы не пошли на озеро. Наконец, впереди я увидел вдалеке огромное озеро. Посмотрев по карте, я понял, что это Уурэг-Нуур, находящееся уже в Монголии, горько-соленое озеро, размером примерно с Хиндиктиг-Холь.

Оставляем слева погранзаставу. На наше появление никакой реакции. Прямо дорога в Монголию, налево поворот в горы на перевал Коге- Дава ( 2 400 м) очень резкий и крутой подъем.

                                           перевал Коге-Дава

Не удалось запечатлеть на фото его реальную мощь. Серпантин был такой, что Чике-Таман отдыхает и нервно курит. Вот здесь во второй раз закапризничал Шевик. Но теперь уже проблемы были с задним мостом. Камни, серпантин с очень крутыми поворотами, крутизна подъема, щебенчатая дорога – хорошо, что было не жарко, и никто не перегрелся до вершины, ну естественно кроме УАЗика.

                                           Саяны

На вершине стоял «Обо». «Обо» – на первый взгляд нагромождение камней с воткнутыми палками, на которые местные жители повязывают ленты. В Туве причем это не те ленты, что мы привыкли видеть на Алтае, в виде простых обрывков. Там это очень яркие, специально изготовленные для этих целей полоски ткани с монгольскими надписями и буддистскими знаками. Интересно смешение язычества, признаком которого являются вершинные обо, как места поклонения и жертв местным духам, с буддизмом, которого придерживаются большинство тувинцев. Такие обо стоят всюду, на любом мало-мальски серьезном перевале.
Вершина перевала была одним из самых близких мест к границе на нашем пути, судя по всему, всего пара километров отделяла нас от Монголии, в сторону которой с вершины шло ответвление дороги.
Впереди, судя по карте, дорога шла вдоль реки Барлык. Недалеко от вершины мы встретили стадо яков-сарлыков, таких коров, сильно заросших шерстью.. 
С одной стороны очень бурная река со снеговой водой нулевой температуры, с другой – крутые горы со снежниками, до которых было рукой подать. И вот на этом самом месте отвалилось заднее левое колесо у Шнивы…. 
Из моста вытекла вся эмульсия, останки ступичного подшпника и левая полуось остались на дороге.

Ну а дальше… 
Дальше был ремонт.

Прогон двух машин до Саглы, поиски запчастей, хотя бы б/у. Ну и сборка на коленке.
В трех километрах от места поломки встретили довольно приличную столовую. Готовят все в печи. Газа и электричества нет. Но, как известно, печка самый лучший инструмент для кулинара. 
На первое щи, на второе местное блюдо из мяса были настолько вкусные и сытные что мы решили взять с собой для оставшихся на ремонт ребят. Мяса там не жалеют. Цены очень и очень скромные. Пирожки жарят на топленом масле из молока яков, ну и мясо также яков.
Ремонт затянулся до позднего вечера. В этой связи мы нашли приличное место на берегу реки, и встали на ночевку.

                                     стоянка в долине реки Каргы

5.08.2013 г. День двенадцатый. 
Старт 8.00 (МСК) финиш 17.00. пробег 440 км
общий пробег 4400 км.
Сегодня вечером нам надо быть в Абазе. Завтра прилетают 50 человек из Москвы. Их надо встречать в Абакане и вести в Абазу. Мицубишик с утра сорвался и уехал в гордом одиночестве. Мы же в составе 4 машин начали свое гордое шествие по зубодробительным дорогам Тывы. Сегодня мы убедились, что иногда и на некоторых «трассах» УАЗ бегает быстрее, чем любой другой автомобиль.
Предположить не могли что эта неплохая пока дорога, по которой мы едем, превратится в такую трясучку по равнине и булыжники на затяжных перевалах, что будет еще непонятно, что хуже – медленная езда по бездорожью или такая же – по «стиральной доске».

                                                       стада яков

Степь выжженная, сухая, с небольшими вкраплениями кустарника в районе высохших русел речек. Дорога из просто тряской превратилась в абсолютно зубодробильную. Всё время съезжали на полевые пыльные объезды. Джипы держались молодцом, в особенности УАЗ, который через несколько километров вдруг перестал медленно тащиться впереди колонны и попросту ушел в точку. Когда колонна догнала загорающих на обочине Батю и Алексея, был задан резонный вопрос: «Чего это так резко поменял стиль езды?» Но что был получен ответ: «А когда быстро едешь, кочки незаметны». Так мы и продвигались, не колонной, а кучками машин и рывками. Возле деревни Саглы в бинокль воочию рассмотрели пограничные укрепления – забор из колючей проволоки.


Трясучка порядком доставала, на одном из последних перевалов (кажется это был Сап) на изломе вообще были огромные булыжники, объезжать которые оказалось не самым легким делом. Машина и так на издыхании, да еще приходится притормаживать и с трудом переваливаться через препятствия.
Наконец, более чем через сотню километров впереди замаячили признаки асфальта и цивилизации. Мы подъезжали к районному центру Хандагайты. В последний раз, взглянув на близкую, но пока недосягаемую Монголию, двинулись дальше, в сторону Чадана. Дорога ровная, асфальтированная. Через 25 км. от Хандагайты – крутой перевал Хондергей, после которого все 65 оставшихся километров представляют из себя сплошной спуск в огромную межгорную котловину, долину Хемчика. Размахи пространства поистине космические. Всю долину, шириной, наверное, больше сотни километров, окаймляют белые вершины гор Танну-Ола с одной стороны, и хребтов Хемчикского и Сайлыг-Хем-Тайга с другой. Сама долина – не просто степь, а цепь невысоких хребтов фантастически-лунного вида, между которыми большие открытые пространства и реки.
В Чадане заправились и повернули налево, на Ак-Довурак и дальше в Хакасию, по заранее намеченному маршруту. Немного поплутали в райцентре Кызыл-Мажалык, в поисках выхода на трассу в сторону Саянского перевала.

                                              перевал Саянский

Дорога на Саянский перевал представляет из себя очень качественную трассу, с минимальным трафиком. Машин практически вообще не было. Около 80 км. мы постепенно поднимались вверх по долине реки Ак-Суг (всё-таки как мало фантазии у местных на названия, вновь «Белая река» . Ближе к перевалу дорога стала ненадолго щебеночной. Перевал оказался, как и многие до него, нешуточным. Высота 2206 метров, вновь близко снег, вновь недалеко от вершины. Перевал ошеломил. Поднимались на него в грозу среди туч. На вершине небо вдруг очистилось выглянуло солнце предзакатное и Хакасия засверкала во всей красе.

                                             Хондергей

Хакасия, в которую мы въехали, была совершенно иной, не такой, как Тува. Высокие таежные хребты, лес насколько хватает глаз. Лес лиственничный и кедровый, мшистый, влажный. Погода снова стала портиться, набежали тучи. По плану у нас было посещение турбазы «Кубайка», с ночевкой.
После довольно затяжного спуска дорога привела нас к речке Большой Он. На самом деле Он не очень-то большой, но красивый. Через несколько километров мы увидели указатель налево: Кубайка.. Турбаза стоит в паре километров от трассы, на большой лесной поляне, в окружении лиственниц. 


По алтайским меркам ничего особенного, двухэтажный корпус, несколько одноэтажных, удобства на улице, между корпусами деревянные «тротуары». Неплохая баня на берегу реки. Но, поскольку в этих местах с турбазами не так хорошо, как на Алтае, от туристов, в том числе иностранцев, просто отбоя нет. Электричества нет. Свет только вечером от генератора. 
Из нашей команды часть решили воспользоваться услугами и устроиться в домике, часть по привычке развернула палатки. Остаток дня провели в полном спокойствии, попарились в бане, немного отметили прохождение очередного участка пути, пообщались с местными. Спать легли умиротворенные и отдохнувшие. На этом первая часть маршрута автомобильная закончилась. С завтрашнего дня начинается пеше-водная часть маршрута.
А это уже совсем другая история (продолжение следует).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА – ТУТ!

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА  - ТУТ!

АВТОР ФОТО И МАТЕРИАЛА НАИЛЬ ХУЗЯШЕВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТЧЕТА СЛЕДУЕТ!

 

ВложениеРазмер
1 rBarlyk.JPG63.77 КБ
2 DolKargy.JPG70.77 КБ
2 DolKargy2.JPG52.23 КБ
3 7667676761.JPG102.34 КБ
4 perKogeDova.JPG91.09 КБ
4 perKogeDovaSpusk.JPG50.12 КБ
5 SayanyP.JPG100.02 КБ
6 KargyStoyanka.JPG58.57 КБ
7 192805409.JPG96.29 КБ
8 Hakasya.JPG33.04 КБ
8 Hakasya2.JPG88.02 КБ
8 Hakasya3Sayanski.JPG68.27 КБ
9 Hondergei.JPG156.65 КБ
10 Kubaika.JPG60.72 КБ
10 Kubaika2.JPG86.01 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru