Село Останково, Спас Нерукотворный

Село Останково

Село Останково известно древним храмом и остатками помещичьей усадьбы.
История дворянского рода, что обосновалось тут, достаточно интересна!
Статус:              село  
Дата основания:         18-ый век.      
Муниципальное образование:              сельское поселение Тлянче-Тамакское
(входит в состав муниципального образования)
Входит в:              Тукаевский район

 

Село Останково

Субъект Федерации:              Республика Татарстан 

Подчинение:              районное 
Население (чел.):                128 (2010г.) 
Территория (кв.км.):              4,2 
Координаты:               
Код ОКАТО:              92257874003 
Почтовые индексы:              423874 
Телефонный код:              +7 8552 
Автомобильные коды:              16, 116

Село Останково
Название    
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Останково
Синонимы названия    
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Ново-Спасском
Тип постройки    церковь
Дата постройки последнего здания    1798   (см. постройки той же эпохи)
Историческое исповедание    Православная
Статус    сохр.
Адрес на 1917 г.    Уфимская губ., Мензелинский у., с. Ново-Спасское (Останково)
Современный адрес    
Республика Татарстан, Тукаевский р-н, с. Останково
Краткое описание    
Однопрестольный кирпичный храм типа восьмерик на четверике, перекрытый куполом с люкарнами, построен в 1798 помещиком Иваном Останковым в стиле классицизма. В 1841-1845 на средства помещика Николая Ивановича Останкова храм расширен, выстроены трапезная с приделами Михаила Архангела и Рождества Пресвятой Богородицы и высокая четырехъярусная колокольня в формах позднего классицизма. Закрыт не позже 1930-х, пустует.
Примечания    
Рядом с церковью сохранились развалины усадьбы его строителей-помещиков Останковых.

Село Останково
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Однопрестольный каменный храм построен в 1798 г. помещиком Иваном Останковым. В 1841– 1845 гг. на средства помещика Николая Ивановича Останкова храм расширен, выстроены колокольня и приделы во имя Михаила Архангела и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 
Средних размеров храм после перестройки приобрел формы и декор, характерные для проектов К. Тона. Однако необычно высокая четырехъярусная колокольня придает своеобразие архитектурному облику храма. Рядом с церковью сохранились развалины усадьбы его строителей — помещиков Останковых.

Двухпрестольный каменный храм строился долго и трудно. В 1825 г. был заключен контракт с подрядчиком, елабужским купцом Петром Ивановичем Новиковым. К 1835 г. был построен и освящен Покровский придел, но дальнейшее строительство приостановилось из-за нехватки средств у прихожан и из-за недобросовестности подрядчика — недостроенный основной храм пришлось разбирать. Крестьяне и Департамент уделов, также вложивший в постройку немалые средства (село Новотроицкое было удельным), просили о переделке плана. Новый проект был утвержден в 1843 г., но лишь в 1852 г. работы были закончены. Довольно крупный асимметричный храм, отделанный в стиле ампир с элементами византийского стиля К. Тона (следы совмещения двух разновременных проектов).

Храм Спаса Нерукотворного Образа и усадьба помещика Останкова в селе Останково Тукаевского района, построенный в 1798 году на средства помещика Ивана Останкова, являются одними из старейших в Закамском благочинии и республике в целом, памятником истории и культуры Республики. Храм закрыт не позже 1930-х прошлого столетия. 

 

В 2013 году начаты работы по восстановлению храма. 
29.08.2013 года в храме с.Останково прошла первая служба после запустения длившегося с 30-х годов прошлого столетия.
Дореволюционные документы были утеряны. В 1990 году колхоз прекратил свое существование, а здание Храма было брошено. В 2013 году православный Приход возобновил свою работу. В данный момент, оформление в собственность подобных зданий, остается открытым на правительственном уровне по всей Московской Патриархии РПЦ.

Село Останково
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
В селе Останково Тукаевского района жители своими силами начали восстанавливать церковь Спаса Нерукотворного Образа, которая долгие годы служила хранилищем овощей.
Мы застали женщин за работой: они мыли храм, готовились к первой службе. Батюшка должен был приехать из соседнего села. И сокрушались, что молодежь изуродовала его стены «непотребными надписями», а мужики сдали за деньги кованые ворота, забор и железные напольные плиты.
Их осталось всего несколько, нам удалось рассмотреть на плитах даты: 1817, 1821 годы.

Село Останково

Всем миром
Раиса Николаевна Колузаева рассказала, что церковь разорили после революции, внизу хранили горох, фураж, семена, наверх поднимали помидоры и другие овощи, которые выдавали колхозникам за трудодни.
– Слава богу, что в Сармановском районе нашли наш колокол, сначала они хотели установить его на свою церковь, но мы собрали сход и решили, что его место в родном храме, – продолжила женщина, – сейчас на общие деньги купили церковную утварь, принесли на службу иконы, которые перешли к нам по наследству от родителей. Но в церкви их не оставляем, пока не заделаем окна фанерой.
Церковь поразила нас своей величественной красотой. Однако удивило то, что местный фермер облюбовал возле нее место под хранение своих цистерн и бревен и не считается с чувствами верующих. За помощью мы обратились к Рамилю Шарипяновичу Назметдинову, главе Тлянчетамакского поселения, он пообещал решить этот вопрос в кратчайшие сроки.

Надеемся, что в скором времени колокол вернется в свою звонницу и созовет сельчан на службу.
Очень хочется верить, что 20 июля 2013 года станет для жителей села важной датой — днём нового рождения их прекрасной церкви. Ведь именно в этот день настоятелем Троицкой церкви села Новотроицкое священником Александром Щенниковым был отслужен первый за 83 года забвения молебен.
Сегодня никто не остался дома. Все жители небольшой деревни здесь — мужчины, женщины, дети — стоят в рабочей одежде, с лопатами и инвентарём для уборки. Впереди лицом на восток, к свету, льющемуся из алтарной части, совершают молитвы священнослужители... Много лет эти стены не слышали обращений к Царю Небесному. Навстречу вернувшимся христианам, из провалов, зияющих на месте Царских Врат, вылетают сизые голуби…  Такой библейской красоте можно не верить, но спросите этих людей, приходите в храм — отыщите птичьи гнёзда на месте похищенных икон и в сердцах ваших…
Единственная свидетельница былого благоденствия храма, Мария Петровна, стоит, опираясь на палочку, в облаках пыли, и под говор своих молодых односельчан вспоминает службы прошлого века, вспоминает внешний вид старой церкви — она улыбается… Люди, проходящие мимо, слушают и вспоминают о тех, кто принимал участие в сносе храмовых колонн; вспоминают, как важный, страшный момент жизни, гулкий звук удара о землю сброшенного креста…
Здесь же, в нескольких метрах от храма, развалины усадьбы помещиков Останковых. До сих пор в одичавших зарослях можно различить следы парковой геометрии. Многие помнят и погибшие кедры на краю села, вспоминают легенды о барских лебединых озёрах... Отец Александр надеется в будущем обустроить старинное здание для нужд прихода, открыть здесь воскресную школу.
Возрождение забытой святыни. Это прекрасное начинание может поддержать каждый — достаточно позвонить или приехать в село Новотроицкое и сообщить о своём желании помочь настоятелю. Церковь Образа Спаса Нерукотворного в ожидании осени нуждается не только в молитве, но и в умелых христианских руках, которые уберегут её от грядущего холода и дождей.

                                                 фото семьи помещиков Останковых                                                                 

 

                                                                        портрет Матвея Акимовича Останкова                                              

 

                                                        останки дворянской усадьбы Останковых                       Село Останково

ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЛНИНСКОГО КРАЯ - Останково
История Набережных Челнов - В.В. Ермаков «Челнинская история»
Основным занятием жителей Челнов и других окрестных селений было хлебопашество. В пользовании крестьян указанных выше семи селений имелось 19 тыс. десятин земли, в т.ч. 10110 дес. пашни, 6341 дес. леса, 9942 дес. сенокоса и т.д. Наибольшие урожаи давали озимая рожь, овес, полба, горох. Хотя и не без сопротивления, крестьяне все большие площади отводили посадке картофеля.
    Прямые и косвенные повинности крестьян постоянно увеличивались. До поступления в Удел они платили в казну годовой оброк в сумме 3 руб. с ревизской (мужской) души. С образованием Удельного ведомства он увеличился до 3,5-5 руб. В 1810 г. произошло новое увеличение - до 8 руб., в 1823 г. - еще на 1-2 руб. Накануне отмены крепостного права удельные крестьяне платили годовой оброк в сумме 9-10 руб. ассигнациями с ревизской души. Кроме того, примерно еще столько же составляли государственные, земские, мирские платежи. Чтобы выручить такую сумму (до 21 руб. асс. на душу м.п.), крестьяне были вынуждены продавать часть своего урожая на ярмарках и базарах, а также заниматься кустарными промыслами и отходничеством.

 
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
Для полноты картины приведем еще один пример. В сентябре 1752 г. башкиры Саралиминской волости деревни Бектеметевой (Бешенды тож) Измаил Юлдашев, Юзекей Сеитов взяли в долг 30 рублей у капитана Казанского драгунского полка И. И. Останкова. В погашение этого долга вотчинники сдали ему в аренду на 10 лет (а фактически - продали) огромный участок земли в окрестностях деревень Бекметевой и Старой Бекметевой, с зачетом взятых денег по 50 коп. в год. Ключевой в договоре является фраза о том, что "по прошествии оных лет за достальные деньги владеть ему, Ивану, и впредь потому ж". И стал таким образом И. И. Останков практически безраздельным хозяином земли, т. к. по условиям сделки разрешалось "в оных наших урочищах ему, Ивану, хлеб сеять, сено косить, хмель щипать и рыбу ловить, и потребное число лесов на строение вокруг поль горотьбы в Ургудинских вершинах рубить". Перечисление такого рода договоров, когда
башкиры за небольшие деньги отдавали земли, леса, рыбные ловли, места под мельницы и т. п. можно было бы без труда продолжить.
    
Пользуясь различными хитростями, уловками, подкупами, а то и просто угрозами, некоторые помещики успели за короткое время приобрести огромные земельные владения. Так, Левашов обладал в трех уездах оренбургской губернии (Мензелинском, Стерлитамакском и Верхнеуральском) 172973 десятинами земли и 1022 душами муж. пола крепостных крестьян. Крупными феодалами были также помещики Куроедов, Осоргин, Аксаковы, Обуховы, Самарины и др. К концу XVIII века за помещиками числилось 2651481 дес. земли (примерно 8% территории Оренбургского края). И все эти миллионы десятин были приобретены правдами и неправдами за какие-то 50-60 лет! Находились помещичьи имения главным образом в западной и юго-западной части губернии.
    
Вместе с ростом помещичьего землевладения быстрыми темпами увеличивалось и количество крепостных крестьян, которых чаще всего переводили в Закамье из других мест. Владевшая в конце XVIII века дер. Мироновкой капитанша Анна Матвеевна Останкова переселила в нее 72 души крестьян обоего пола из села Архангельского Казанской губернии. Много крепостных было переведено помещиками в Мензелинский уезд из центральных российских губерний. Так, жена князя П. И. Волконского - Мария Андреевна, купившая у башкир пустующие земли "без меры" (около 8 тыс. десятин), поселила на них 222 души своих крепостных из Новгородской, Саратовской и Владимирской губерний. Так образовалось село Марьина пустошь (Князево тож). В дальнейшем помещик Г. В. Татищев перевел в это село еще 50 душ крепостных муж. пола из Тульской губернии.

Село Останково

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
В то же время крестьяне, как говорится, на своей шкуре все больше убеждались в противоестественности крепостного состояния. Постепенно зрела и решимость бороться с его наиболее негуманными проявлениями. В 50-х годах Х1Х века в уезде, как и во всей стране, усилились стихийные выступления крепостных крестьян против своих помещиков.
    Одно из них произошло в начале октября 1858 г. в сельце Архангельском помещика Карпова. Непосредственным поводом для него послужило телесное наказание одной из крестьянок - за неисправное якобы выполнение господских работ. Под предлогом болезненного состояния, наступившего вследствие этого наказания, женщина вообще отказалась выходить на работу. Более того, то ли сам факт несправедливого наказания, то ли слухи о его жестокости взбудоражили крестьян. Они подняли бунт и отказались подчиняться управляющему. Пришлось местным властям вызывать полицию и с ее помощью восстанавливать порядок и спокойствие.
    

Село Останково
Ряд случае был связан с самовольными порубками леса. Так, например, крестьяне села Останкова, принадлежавшего ротмистру Матвею Останкову, по ряду причин не запаслись на зиму дровами из общей с башкирами Сарайли-Байлярской волости лесной дачи. 11 января 1859 г. они явились в количестве 30 чел. к управляющему имением и попросили дозволения рубить лес в господском лесу. Управляющий отказал в этой просьбе, сославшись на необходимость получения согласия помещика, находившегося в то время в Казани. Крестьян такой ответ не удовлетворил. На другой же день 12 человек вторглись в помещичью лесную дачу и произвели самовольные порубки.
    При попытке служащих задержать крестьян один из них - Сергей Ермолаев - бросился с топором на старосту. Остальные крестьяне выкрикивали ругательства и оскорбления в адрес служащих. Особенно доставалось управляющему имением. В      следующие дни волнение не только не прекратилось, но и расширилось. К жителям с. Останкова примкнули крепостные крестьяне окрестных имений - помещиков Карпова, Мейендорфа, Пьянковича. Руководили действиями демобилизованные солдаты Яков Вонифатский, Михаил Дементьев и Василий Мартемьянов. Прибывший в Останково земский исправник даже с помощью полиции не смог привести крестьян в повиновение. Они же вели себя все смелее, открыто угрожали исправнику и управляющему расправой. Мензелинский предводитель дворянства отказался усмирять бунт без воинской помощи. Такая команда численностью в 25 чел. была направлена в его распоряжение Оренбургским гражданским губернатором. Однако конфликт погасил без применения силы сам помещик М.Останков.
    
Вернувшись в имение из Казани, он вызвал Вонифатского, Дементьева и Мартемьянова в земский суд, якобы для переговоров. Там крестьянские активисты были арестованы. Лишившись руководства, крестьяне постепенно пришли в повиновение. Почти одновременно с этим происходили волнения крестьян сельца Александровского, принадлежавшие помещику Аристову. Один из жителей, Роман Евгеньев, вопреки запрещению, произвел порубки леса в господской даче. На созванной мирской сходке он не только не покаялся, но "разошелся" еще больше и нанес побои управляющему имением. Крестьяне при этом выказывали явное сочувствие бунтарю. Погасить волнение удалось только с помощью полиции. 
    
Эти события являлись отражением общих тенденций, наблюдавшихся в стране. По далеко не полным данным, в 1857 г. в России произошло 192 крестьянских выступления, в 1858 г. - 528, в 1859 г. - 938. Росла их массовость, усиливалась ожесточенность. Страна стала напоминать бочку с порохом, на которой все ярче разгорался фитиль. Отмена крепостного права, проведение ряда коренных реформ стали настоятельной необходимостью. Всем здравомыслящим людям было очевидно: либо самодержавие, пока не поздно, решится на реформирование "сверху", либо отмена крепостного права, произойдет "снизу", т.е. путем массового народного движения, новой крестьянской войны.

 

_________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://novotroick.su/ostankino.html
http://www.temples.ru/card.php?ID=16517

фото: Дмитрий Капустин,
фото Сергей Сызранский
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
http://www.panoramio.com/
История Набережных Челнов - В.В. Ермаков «Челнинская история»

ВложениеРазмер
IMG_20170812_154707.jpg135.91 КБ
IMG_36938888767.JPG195.37 КБ
аватар: Кэп

просьба читателям!

тема бывших дворянских усадеб, разрушенных церквей и исчезнувших деревней продолжается на нашем сайте!

если у кого есть что рассказать по этой теме, есть архивные фото, 

может быть ссылки на такие ресурсы - особенно про Марий Эл и РТ - 

пишите нам!

адрес - 

Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

будем продолжать эту тематику!

аватар: Ольга Дьяконова

архивные фото села Останково

У меня есть архивные фотографии усадьбы Останковых, церкви и всего многочисленного семейства помещика Михаила Останкова. Сохранились от бабушки Зинаиды Михаиловны Останковой.

аватар: Кэп

Присылайте!

шлите сюда - 

Hafizow@yandex.ru

опубликуем под вашим авторством!

аватар: Сергей Сызранский

Не поделитесь!!? господа

Не поделитесь!!? господа кочующие

аватар: Кэп

фото?

увы фотки так и не поступили...

сами ждем.

аватар: Алексей К.

Куда Вы пропали?

Уважаемая Ольга! Добрый день! Куда Вы пропали? Мы все Вас очень ждем. Вы сказали, что у Вас есть фотографии Останково, а сейчас как раз они нужны как никогда, когда дело в храмом и усадьбой сдвинулось с мертвой точки, в храм назначем деятельный настоятель о. Александр. И вообще, пришло время собирать камни. Поэтому отзовитель пожалуйста и мы будем очень рады видеть и слышать Вас и лицезреть фото Останкового и семьи Останковых. Если есть вопросы по размещению, то пишите на адрес эл почты: komisag@mail.ru  С ув. Алексей.

аватар: Варяг

Останково

Спасибо ребята,здорово!Давно я там не был и мне радостно читать,что такие великие дела происходят!Когда я первый раз там оказался,мне так там понравилось и стало очень жаль,что все это пропадает.Я стал мечтать о том, как было бы здорово все это восстановить.И вот оно чудо!Лед тронулся в душах людей.Я очень рад.

аватар: Кэп

конечно, хорошо!

восстановить бы и усадьбу и храм!

по республике около 20 исторических усадеб находятся в крайнем критическом состоянии, 

если не принять меры то мы их потеряем!

разрушенных храмов ещё больше, и на их восстановление нужно огромное количество денег!

и главное - нужно чтобы село ожило, чтобы государство стало вкладывать в деревню!

тогда и люди будут и жизнь наладится...

аватар: Igor

внебюджетное финансирование восстанов. "Останково"

Дьяконовой Ольге.

Предлагаю сотрудничество в восстановление истор. комплекса Останково с внебюджетным финансированием, через организацию уникального с/х комплекса в селе Останково.

 

аватар: Филатова    каракова  МВ

Храни вас Господь

ЗДРАВСТВУЙТЕ ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ Яуроженка села Останково Родилась я в1951 году В1966 году в возрасте 15 лет покинула свою малую родину Выбольшие молодцы что восстанавливаете храм Если есть храм то село не пропадёт не исчезнет с лица земли Прошло полвека с годами что то из памяти стирается но что то остаётся навсегда

аватар: morozkov

Здравствуйте! Хочу поделиться

Здравствуйте! Хочу поделиться фотографией моих родных семьи Останковых.

аватар: Кэп

присылайте

присылайте фото - 

адрес внизу страницы.

аватар: Гость

Татищев Г.В. случайно не тот

Татищев Г.В. случайно не тот самый каторый с. Шильнебаш основал? Был бы признателен о любой информации о нем.

аватар: Кэп

инфы нет...

увы, больше никакой информации нет,

такое только в архивах искать... 

аватар: Гость

По опубликованной фотографии

По опубликованной фотографии семьи Останковых. Насколько точно, что это Останковы? Известен ли хоть кто-нибудь из изображенных на фото, если это они??

аватар: Кэп

ответ

доказательств у нас нет...

нам прислали это фото, уверив что это именно их семья,

будем надеяться что это правда...

аватар: Александр 49

семья Останковых.

Добрый день.Моя супруга Наталья Останкова. Нам недавно ее отец передал семейныйм архив.Там тоже есть такая фотография.а также и другие.Так что на фото 100% семья Останковых.

аватар: Искатель приключений

Здравствуйте!!!Можете

Здравствуйте!!!

Можете пожалуйста выложить их сюда на обозрение,очень интересно было бы посмотреть!!!

Это же история нашего края!!!

Спасибо!!

аватар: Кэп

про фото...

информацию о фото оставил гость, 

но к сожалению не оставил адрес...

Поэтому просим его откликнуться или послать фото нам - 

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

фото будет добавлено в статью под указанным авторством!

аватар: Гость

Предположим....

Можно сделать следующие допущения, что на фото в центре Михаил Акимович, что это примерно 1880 год и, допустим, ему 65 лет, тогда на фотографии должны быть следующие его дети в следующем возрасте:

Петр 37
Николай 36
Михаил 33
Константин 24

Анна 35
Антонина 29
Варвара 28
Вера 26

А вот таки ли это на самом деле....

аватар: Гость Михаил

Останковы

Мы родственники Останковых хотим внести уточнения по истории семьи, в том числе и этой фотографии. Перечисленные выше имена сыновей и дочерей принадлежат их отцу Останкову Матвею Акимовичу. Но на фотографии 1907 года глава семьи Останков Петр Матвеевич, которому на тот момент было 64 года, он являлся старшим сыном Матвея Акимовича. На фото он с супругой Марией Яковлевной, детьми: Михаилом,Владимиром,Николаем,Екатериной, Анной, Марией и младшей Наталией, приходящейся моей прабабушкой по отцу, а также близкие родственники. У нас так же имеется семейный архив фотографий тех лет. Хотелось бы узнать как сложились судьбы Останковых, и другую информацию, касающуюся этих родственников.
Заранее благодарны.

аватар: Гость

Нет ли у Вас каких-либо

Нет ли у Вас каких-либо сведений (фотография, тп) о Михаиле Матвеевиче Останкове? Он тридцать участвовал (и возглавлял) в местном самоуправлении (земство) -бывший Мензелинский уезд, возглавлял дворянское собрание, был предводителем местного дворянства... Память о местных деятелях общественниках надо хранить, но она теряется. почта eeegugu@mail.ru

аватар: Гость Михаил

Останковы

Живем в Новосибрске. В 2017 году проезжая по трассе М7 специально заехали в Останково, очень хотелось попасть в храм и поставить свечку всем Останковым, но храм оказался закрыт.

По словам местных жителей, службы проводятся по большим церковным праздникам. Хотелось встретить сторожил и узнать более подробно о селе и семье Останковых.

Если у кого-то есть информация и желание поделиться , пишите elena.poliwaewa@yandex.ru Очень интересуемся семейной историей…

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.