Родники Апастовского района

Родники – это водный источник, текущий из глубины земли, еще его называют ключом. 
Много на Апастовской земле полноводных, серебристых и резвых родников, бьющих среди гор и холмов. 
Когда едешь по трассе Казань-Ульяновск, то проезжаешь по улице деревни Семи-Ключи. Уже само это название невольно восхищает: по садам этой деревни, стоящей у подножия горы Сэзек, журча, звонко переговариваясь, текут семь родников, давая воду деревне и всем проезжающим. 
 

                                             родники у деревни Семь ключей                                                          

Если проехать дальше по деревне Старые Индырчи, то сразу увидишь ухоженную, покрашенную и накрытую колонку. Говорят, в ней течет вода, которой нет равной. Уже 90 лет, не переставая, течет по трубам целебная родниковая вода из сруба колодца, поставленного еще во время земств. Все эти родники благоустроены в 2000 году.
 

                                              Семь ключей - праздник гуся                                                              

Родники – одно из больших богатств природы. Они напоминают кровеносные сосуды земли; их существование придает чистоту духа. Пусть никогда не проходят равнодушно мимо этих шедевров природы, пусть берегут их и ценят!
 
Источник святых – он вытекает с вершины холма, который находится при въезде в Верхние Индырчи. По легенде, на месте источника одна за другой похоронены семь дочерей одного старца. Из источника бьет серебристо-чистая вода. Народ называл его «Источником святых» (Изгеләр чишмәсе).
 
Родник Дымбулат находится восточнее деревни Большие Бакырчи. Жители деревни берут из родника воду, полощут в роднике белье. Родник назван в честь сына одного бая. У бая было два сына: одного звали Менди - он был очень ленивым, другого звали Дымбулат – он был очень трудолюбивым и умелым. Дымбулат открыл много источников. Один из обильных родников и был назван его именем. 
 
Родник Анура бабая расположен западнее деревни Большие Бакырчи. Этот родник течет по полю Шайтанлы. Источник назван в честь деда Анура. Он первым нашел его, вырубил и поставил деревянный сруб. Во время полевых работ колхозники отдыхали и набирались сил у родника Анура бабая.
 
Родник Казанбай расположен в низменной части села Карамасары недалеко от главной дороги, окружен ивняком. Вода в роднике очень холодная и целебная, издалека приезжают люди за этой водой. История родника такова. Выкопали родник по велению казанского бая и назвали Казанбай. 
 
Каратунский источник (Святой ключ) расположен в верхнем конце деревни Давликеево. Считается, что вода в нем целебная и сельчане по сей день ходят туда за водой.
 
     Родник Карлыганлык (смородина) родник деревни Малые Булгаяры. Высоко ценятся вкусовые качества воды этого родника. Раньше родник протекал среди деревьев, его берега были густо усеяны смородиной. Отсюда и взято название родника. В 2004 году благоустроен.  
Звонкий ручей (Челтер чишмә). Когда этот ручеек бежит по улицам деревни Малые Булгаяры, то раздаются звонкие голоса, будто колокольчики звенят. Слово “челтер” означает “звенеть”. Отсюда и пошло название.
 
Холодный ручеек (Салкын чишмә) тоже находится в деревне Малые Булгаяры. Вода в этом роднике ледяная, отсюда и название.
 
Холодный источник (Салкын кизлэү) находится на южной стороне около леса в трех километрах от деревни Мазиково. Серебристо-чистая вода. На этом источнике поставлен деревянный сруб. Издавна здешняя вода считается целебной – ее использовали для лечения, на ней готовили целебные настои. 
 
Источник Имама. В 1935 году жительница села Шемяково Имамова Файза находит этот источник, расчищает его, ухаживает за ним, в ее честь он и назван. Позже сыновья Файзи-апы вокруг источника ставят двойное коромысло. Глубина источника 2.5 метра. Жители села и сейчас пользуются этой водой.
 
Родник Томэн в деревне Шемяково вдоль реки Яламыш течет этот родник. Издавна за ним присматривал человек по имени Томэн. В старину во время жатвы на лошадях таскали воду из родника. 
 
Подгорный родник – вытекает из-под горной лужайки около деревни Куштово. Вода в нем чистая и очень холодная.
 
Новый родник течет по деревни Куштово. Вода в нем вкусная и считается целебной.
 
Кизлэу башы – вытекает из-под холма Ислам в деревне Большие Кокузы. Ключ обильный, богатый, снабжает всю деревню водой. 
 
Поперечный ручей течет между деревнями Большие Кокузы и Малые Кокузы., вытекает из-под холма. Протекает поперек разлившегося болота., поэтому и называется поперечным.
 
Каменная речка течет по возвышенности около деревни Малые Кокузы. Впадает реку Улема. Местность, по которой течет река, очень каменистая, поэтому речка и называется Каменной рекой.
 
Родник Святых – начинается под холмом Калатавы в деревне Барышево. Вода в роднике считается целебной. За родником присматривают жители деревни.
 
Гусиная речка – это речка находится в деревне Бурнашево. В старину на берегу этой речки приносили в жертву святым белых коней. 
 
Ключ Питрлача – течет по деревне Багишево и впадает в реку Черемшан. Раньше на реке Черемшан стояла водяная мельница, мельником при ней был человек по имени Петр Ильич. Вот он и открыл источник, в его честь жители села назвали ключ Питрлача.    

 

                                                                    родник Енале                                                     
 
Ключ «Зират асты кизлэве» – ниже кладбища деревни Багишево, вода в нем считается целебной. За водой приходят жители близ лежащих сел.
 
Святой родник – расположен в двух километрах от деревни Тутаево и в 70 метрах от реки Була. В этих местах поселился род, члены которого бежали от насильственного крещения. Они вырыли родник и со временем обнаружили, что вода в роднике целебная. Люди стали купать в этой воде своих детей, лечить родных от болезни.
 
Ручей Зирэкле расположен около деревни Мурзино. Из-за того, что на берегах его растет много ольхи (зирәк), его так и назвали. Раньше здесь стояла водяная мельница.
 
Родник Мислака (озерный родник) – протекает около деревни Среднее Балтаево и впадает в озеро, выкопанное в 1909 году, поэтому называется Озерным родником.
 
Кошкин родник (песи чишмэсе) очень древний родник, берет начало на Кошкином холме.
 
Родник деда Мифтаха находится в дерене Среднее Балтаево, назван в честь ухаживающих за ним людей.
 
Родник Акрама расположен на северо-западе деревни Шамбулыхчи. Берет начало в овраге Чат. Назван в честь первооткрывателя и смотрителя родника. В данное время он работает юристом в городе Бугульме.
 
Родник Ахтари находится на юго-западе деревни Ахтари. Половина села берет воду из этого ключа. Вода в нем очень чистая и вкусная.
 
Ключ расположен на подошве холма около деревни Чирибурашево. Вода в нем чистая и холодная, дно усеяно камнями и песком. Впадает в реку Улема. Удаленность от реки 500 метров. 
 
Власов колодец. Колодец выкопан жителем села Бишевои назван по имени Павла Власова. В семье у него было 11 детей, имел он 20-25 га земли. На своей земле он нашел родник и вырыл колодец. 
 
Сладкий родник протекает около той же деревни. Вода в нем была лечебной и целебной. Но, к сожалению, теперь на месте родника поле. 
 
Соловьиный ключ протекает по левому берегу реки Бея на западной стороне деревни Шамбулыхчи. Вода в нем очень чистая и вкусная, на лугу вокруг ключа раздавались соловьиные трели. Сельчане отдыхали около ключа, устраивали чаепития. Теперь родника нет, его место распахано.
 

 
_____________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
«По удивительным местам  Апастовского района» Автор работы: Гимадиева Назлыгуль Ильфатовна, ученица  6 класса МБОУ «Сатламышевская ООШ», Руководитель: учитель истории и обществознания МБОУ  «Сатламышевская   ООШ»    Гимадиева Гульчачак Исмагиловна, 

Книга "Родники земли Татарстана" 
Главный редактор А.И. Щеповских. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан, издание второе. Кабинет Министров Республики Татарстан. Проверено 12 мая 2010.

ВложениеРазмер
1788d4f92c9620c6cca2df28f27bffe8.jpg98 КБ
image6931.jpg34.88 КБ
P1160803.JPG180.35 КБ
P1160804.JPG231.13 КБ
P1160805.JPG134.82 КБ
P1160807.JPG121.11 КБ
P1160811.JPG225.44 КБ
P1160812.JPG200.11 КБ
rodnik43455.jpg109.75 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

татарский праздник Каз Омэсе

на одном из родников виден обряд проводимый в татарский праздник Каз Омэсе,

«Каз Омэсе» в переводе на русский «Гусиные помочи», или «Гусиное перо» — древний татарский праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей — отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник начинается с первого дня зимы и продолжался до тех пор, пока вся деревня не справлялась с урожаем белого пера. На празднике девушки на выданье соревнуются меж собой в мастерстве ощипа, шуток и пения.

Было поверие, что гуся нужно обязательно окунуть в водах родника!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru