Памятники археологии Муслюмовского района РТ

В Муслюмовском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Меллятамак, Русский Шуган, Старый Варяш, Старый Чекмак.
Муслюмовский район является одним из самых малоизученных районов юго-востока Республики Татарстан в плане археологических изысканий.    В 2015 году, близ деревни Тамьян, Муслюмовского района, прошли археологические раскопки под руководством Бурханова Альберт Ахметжанович. В ходе раскопок было обнаружено поселение относящееся к I тыс. до н.э.  

  СТАТЬЯ ПРО МУСЛЮМОВСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

  ПОСЕЛОК МУСЛЮМОВО - ТУТ!

  ГЕОГРАФИЯ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  РОДНИКИ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

 
1 Характеристика района
2 Меллятамакский комплекс памятников, неолит, энеолит, бронза
3 Русско-Шуганский комплекс
4 Русско-Шуганское городище
5 Старо-Варяшский могильник ХIII – ХIV веков
6 Старо-Чекмакский могильник
  
С севера граничит с Актанышским, Мензелинским, с запада – Сармановсаим, с юга – Азнакаевским районами Республики Татарстан, а востока – с Республикой Башкорстан (Башкирией). Территория района, входящая в лесостепную зону, более возвышенна, чем в соседних Мензелинском и Актанышском районах, а некоторые увалы поднимаются до высоты 250 – 300 метров над уровнем моря.
 
Исключение составляет в значительной мере уже обследованная в археологическом отношении широкопойменная часть реки Ик, пересекающая район с севера на юг. Здесь, в богатом травами, дичью и рыбой регионе, с глубокой древности благоприятные условия находили племена собирателей, охотников и скотоводов. 
Удобные для жизни дюнные возвышения в пойме реки служили местами для поселения сменяемых в течение многих тысяч лет народов. 
Именно на таких дюнах обследованы стоянки и могильники эпохи неолита, энеолита, бронзы, а также кушнаренковским и чияликские памятники эпохи средневековья. 
Большим числом памятником в регионе представлена пьяноборская культура. Особый интерес вызывают впервые открытые в Татарии могильники неолитического времени.
 
  

 ИСТОРИЯ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА
Муслюмово (тат. Мөслим) — село в Республике Татарстан, центр Муслюмовского района.
Расположено около реки Ик, в 319 км от Казани.
Известно с 1748 года.
До 1920 года находилось в Ирехтинской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 года входило в Мензелинский кантон Татарской АССР, с 10 августа 1930 года — центр Муслюмовского района. 12 октября 1959 года в состав Муслюмовского района вошла часть упраздненного Калининского района. 1 февраля 1963 года в связи с упразднением района село вошло в Сармановский район, с 12 января 1965 года после восстановления района вновь является районным центром. В 1986—1991 годах Муслюмово имело статус посёлка городского типа. Граничит с Бакалинским районом Республикой Башкортостан, Мензелинским, Сармановским, Азнакаевским и Актанышским районами Республики Татарстан. 
Административный центр — село Муслюмово.
Площадь территории района — 1464,3 км². 
Численность населения: 21 885 человек.
Образован 10 августа 1930 года.
 

Родники Муслюмовского района РТ
Легенды возникновения района
Версия №1:
         Муслюмово, как село, впервые встречается в документах гос. архива России еще в 1722 годах.
   В 1740 - 50-х годах в деревне Старый Варяш родился некий Муслими. В 1775 – 80-х годах Муслими переселяется на левобережье реки Ик.
   Эти места так же были облюбованы частенько приезжавшими сюда состоятельными русскими из Сурунчака. Они с удивлением и завистью смотрели на эти места. А места здешние действительно были завидные. Широкие просторы лугов и лесов, плодородная земля и богатая рыбой река. В итоге Сурунчаковцы все же решили переехать в эти края и обосновать село.  Но прослышавшие об этом Староваряшцы решили их опередить, и группа людей во главе с Муслими переплыло на плоту на левый берег реки Ик. Затем они переправили сруб и построили первую избу с подворьем. За Муслимом последовали еще несколько семей. За короткое время на левом берегу Ика уже стояло до 15 хозяйств. Черноземная, плодородная земля здешняя, ни шла, ни в какое сравнение с песчаной землей Старого Варяша. 
   С годами это место заселялось и расширялось, образуя большое село. Начала процветать и торговля. Сюда стекались купцы из других сел. Из Муслюмово, через Ольгино и Мазино, торговцы ездили в Мензелинск. 
   Село стали именовать Базарным Варяшем. Случилось это, судя по всему, в период после восстания Пугачева, так как в восстании не участвовало ни одного жителя Базарного Варяша. Исходя из этого, можно предположить, что село образовалось в период с 1775 по 1780 года. 
   В Муслюмово же, село переименовали примерно в 1890-е годы. И вплоть до 1920-х годов Муслюмово значилось  в составе Ирехтинской волости.
 

                                                             река Ик              Муслюмовский район РТГеография Муслюмовского района РТ

 

Версия №2:
   Однажды на эти земли пришли семеро мужчин: Муслим, Мукмин, Авзал, Ахмет, Сает, Булат и Якуп. Завороженные здешней природой, плодородной землей, густыми лесами, реками Ик и Мелля, они решают остаться в этих краях.
   Муслим останавливается на месте будущей деревни Варяш у одноименной реки, на правом берегу реки Ик. Но вскоре перебирается на левую сторону реки Ик, в поисках более просторных и плодородных земель, где и возводит себе дом. За ним последовали и другие переселенцы и назвали новую деревню в честь первого поселенца - Муслим. Это и не удивительно, ведь в те времена было принято называть селения в честь первого поселившегося на этом месте человека, будь то его именем или кличкой. В других же случаях деревни именовались названиями прилегающих рек, гор и других природных объектов.
 

География Муслюмовского района РТ
    Точных данных о времени возникновения Муслюмово нет. 
В рапорте направленном в Уфимскую провинциальную канцелярию в ноябре 1763 года старшиной Уфимской губернии Казанской дороги Мукмином Муслимовым приводится список учтенных в ревизии 1747 и 1763 годов мужчин, ясачных татар. В начале списка числится и 78-летний Муслим Мусин. 
Его старшему сыну Мукмину в период второй ревизии значится 47, в третьей ревизии 63 года. В 1747 году в деревне записано всего 43 мужчины. В период между двумя ревизиями умерло 17 человек, в том числе и Муслим,  родилось же всего 13 человек.
   
 
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ КРАЯ
Следы древнейших поселений отмечены, близ селений Русский Шуган, Большой Чекмак, Мазино, Табын, Меллитамак, Тамьян и др, а также соседних районах Восточного Татарстана. Однако берега реки Ик, постоянно меняя русла, разрушают и размывают остатки былых стоянок, могильников и курганов поселений и городищ ….
 
В ходе строительства хозяйственных и жилых объектов, результаты смыва рекой местные жители находят уникальные вещи из металла, керамики, кости, камня. Многие из этих предметов продаются и оседают в частных коллекциях, даже вывозятся за пределы республики. Часть вещей муслюмовцы передают в коллекцию Районного краеведческого музея и сотрудничают в вопросе изучения древности с учеными Татарстана. Среди таких энтузиастов и патриотов района следует отметить ветерана сельскохозяйственного труда Развита Галеева, который передал ученым и музей немало уникальных вещей.
 
Значительную часть этих вещей А.А. Бурханову посчастливилось держать на руках, изучить и после детальной обработки передать в фонды музея. Многие из них ныне экспонируются в районном музее с.Муслюмово. Так в 2016-2017 годах А.А. Бурхановым после детально изучения были переданы более 620экспонатов, выявлены у сел Табын, Ташлы-Яр, Русский Шуган, Кряш Шуран, Салауз Мухан, Тамьян, Старый Чекмак и др.
Интерес среди них представляют костяной амулет из зуба медведя, зубы ископаемой акулы, яйцевидное керамическое ядро (внутри оно заполнялось зажигательной жидкостью и использовались как метательное оружие).
 
Основная часть находок – это фрагменты лепных и станковых сосудов, украшенных различными орнаментом. Значительная часть из них относятся к эпохе бронзы и раннего железа. Часть керамических сосудов относятся к периоду Волжской Болгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и Ногайской Орды, имеется керамическая посуда и периода XVII—XIX вв.
Среди находок немало металлических элементов одежды, украшения и изделия из цветных металлов. Так выявлены несколько эполетообразных украшенных пряжек, изготовленные из бронзы и относящиеся III в. до н.э.- III в. н.э. Найдены также нагрудные украшения, имеются украшения в виде колокольчика, а также серьги и медальоны. Немало выявленных украшений в виде бус, изготовленных из драгоценных камней, керамики, стекла, кости, металла.
Среди находок наконечники стрел (X—XIV вв.), акинак скифского типа (VI—IV вв. до н.э.), железные топоры, наконечники копья, гарпуны, зубила, гвозди, замки и ключи.
 
В последние годы научная группа А.А. Бурханова также посетила и изучила на месте эпиграфические объекты в сельских кладбищах. В этом деле большую помощь оказали и местные жители. К сожалению, с учетом природных условий, многие намогильные плиты (с тамгами и надписями) теряются и уходят в землю. Кроме того, в царское и советское времена многие плиты разрушались людьми и использовались в качестве строительного материала под фундамент зданий. Так, в советский период близ села Катмыш намогильные плиты использовали при строительстве животноводческого комплекса. Здесь было зафиксировано 9 сохранившихся камней. Уникальные камни сохранились в районе села Тогашево, в двух сельских кладбищах. Одно из них достаточно древнее и здесь сохранился склеп и 4 древних могил. На старинном кладбище села Тойгильдино А.А. Бурхановым было изучено 26 намогильных плит, по которым можно узнать много данных: кем был этот человек, чем занимался, кем были его родственники.
 
По нашим данным на кладбище сел Большой Чекмак сохранились 17 уникальных камней, Тамьяне-12, Митряево-10, Тугашево-18 и т.д.
Отметим, что в некоторых кладбищах сохранились очень интересные родовые могилы-это в Тогашево, Большом Чекмаке, что представляет особый научный интерес.
Во многих кладбищах камни ушли или уходят в землю, было бы целесообразно в дальнейшем этого не допустить. Старожилы сел должны вместе с молодежью провести соответствующую работу, по ухаживанию и благоустройству кладбищ, а также сохранению бесценных эпитафий, которые сохраняют богатую информацию о предках-земляках, внесших большой вклад в историю и культуру своего народа и страны.
Отметим, что состояние кладбищ – показатель культуры села и отношения к своим предкам.

Меллятамакский комплекс памятников, неолит, энеолит, бронза
Меллятамак, село, левый берег реки Ик. При впадении реки Мелля в реку Ик в 1,5 – 2 километрах к северу и северо-востоку от села на четырех, местами сильно разрушенных дюнных возвышениях по обеим сторонам реки Ик располагаются более 20 памятников различных эпох. 
Среди них 4 стоянки, 12 селищ, 5 могильников и ряд местонахождений. О находках древних изделий с некоторых памятников известно по данным А.П.Шокурова. В 1971 году на первом могильнике провели работы отряды Е.П.Казакова и П.Н.Старостина, в результате которых вскрыто 35 захоронений пьяноборской культуры.
В 1977 – 1983 годах (Е.П.Казаков) здесь выявлены 3 неолитических и одна срубная стоянкки, 3 пьяноборских, 4 кушнаренковских, 1 чияликское и 3 болгарских селищ, 2 неолитических, 1 кушнаренковский и 1 пьяноборский могильники. В 1982 – 1983 годах проведены большие раскопки на VI селище и на III – V могильника. На селище, относящемся к чияликской культуре ХII – ХIV веков нашей эры, выявлены остатки кострищ, ям, культового сооружения с каменной вымосткой, обломки круглодонной посуды с веревочно-гребенчатой орнаментацией и другие предметы.

На IV могильнике вскрыто 2 сильно разрушенных грабителями кушнаренковских захоронений с северо-западной ориентировкой костяков, совершенных далеко друг от друга, видимо, под небольшими курганами.
Особый научный интерес вызывают неолитические захоронения, изученные в III и V могильниках. В первом из них вскрыто коллективное захоронение двух взрослых и одного детского частично скорченных костяков, ориентированных по линии восток – запад и сопровождающихся кремневыми и костяными вкладышевыми орудиями.
 
На V могильнике, помимо захоронений других культур, исследовано 14 неолитических погребений и 4 жертвенных кострища. Костяки в них, иногда частично обожженные, лежали вытянуто на спине, головой в основном в юго-восточном направлении. Они сопровождались кремневыми наконечниками стрел, зубами байбака, большим количеством роговых вкладышевых кинжалов, наконечников копий, шлифованными сланцевыми теслами, изделиями из кости, кремневыми гантелевидными подвесками, бусами из раковин. Такой значительный и хорошо сохранившийся комплекс орудий, особенно из рога и кости, впервые зафиксирован в некрополях неолита и энеолита Урало-Поволжья. По своему инвентарю могильник близок к расположенному всего в 18 километрах от него Русско-Шуганскому неолитическому погребени.
 
Русско-Шуганский комплекс
Русский Шуган, село, левый берег реки Ик. 
Неолит, бронзовый век, пьяноборская, кушнаренковская культуры. Археологический комплекс расположен на дюнных возвышениях в пойменной части левого берега реки в 1,5 километрах к юго-востоку от села. В 1974 – 1975 годах (Е.П.Казаков) в раздувах дюн собраны керамика, кремневые, бронзовые и железные изделия различных культур: пьяноборской, кушнаренковской. На одной из дюн изучена неолитическая стоянка с мощностью культурного слоя до 40 сантиметров.
Интерес вызывает материал неолитического захоронения. Костяк со следами охристой подсыпки ориентирован головой на юго-восток. Рядом с ним находились более 200 бусин из раковин, 40 кремневых ножевидных пластин, наконечники стрел, подвески из резцов байбака, гантелевидные подвески из кремня, тальковые «утюжки», развал сосуда с гребенчатым орнаментом, костяные и роговые орудия с кремневыми вкладышами: серп, дротик.
 
Русско-Шуганское городище
Русский Шуган, село. 
Памятник, выявленный А.П.Шокуровым в 1957 году, распложен на мысу высокой коренной террасы правого берега реки в трех километрах северо-восточнее села в урочище «Акайкина гора». Площадка имела подпрямоугольную форму и с напольной стороны укреплена валом и рвом. В 1975 году (А.П.Шокуров) на памятнике встречались обломки пьяноборской и бахмутинской посуды. При осмотре этого памятника в 1974 году (Е.П.Казаков) выяснено, что городище почти полностью разрушено карьером.
  
Старо-Варяшский могильник ХIII – ХIV веков
Старый Варяш, деревня Муслюмовского сельского совета, правый берег реки Ик. Расположен в дюне правого берега реки в двух километрах к западу от деревни. В раскопе 1971 года (Е.П.Казаков) обнаружено 5 мусульманских захоронений и обломки надгробной плиты. Памятник скорее всего относится к ХIII – ХIV векам.
 
Старо-Чекмакский могильник
Старый Чекмак, деревня Митряевского сельского совета, правый берег реки Ик. Расположен на восточной окраине деревни на надпойменной террасе правого берега реки у здания сельской аптеки. Площадь его сильно разрушается рекой. 
В 1974 – 1975 годах (Е.П.Казаков), 1977 году (Р.Фаттахов и Р.С.Габяшев) на могильнике изучен ряд погребений. 
Костяки, ориентированные головой в восточном направлении, сопровождались типичными пьяноборскими изделиями из бронзы и железа: эполетообразными пряжками, нагрудными украшениями. Могильник датируется рубежом нашей эры.
  
 ÐŸÐ¾ÑÐµÐ»Ð¾Ðº Муслюмово
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ
Муслюмовский район является одним из самых малоизученных районов юго-востока Республики Татарстан в плане археологических изысканий.
Последние крупные археологические раскопки прошли в районе в 1971 году под руководством Старостина П.Н. и  Казакова Е.П.
На территории Муслюмовского района были найдены 30 захоронений Пьяноборской культуры. 
Все находки хранятся в фонде Национального музея Республики Татарстан в г. Казань.
   В 2015 году, близ деревни Тамьян, Муслюмовского района, прошли археологические раскопки под руководством Бурханова Альберт Ахметжанович. В ходе раскопок было обнаружено поселение относящееся к I тыс. до н.э. 
Основную массу находок составили черепки лепной керамики с различными насечками и кости млекопитающих животных.
 
   В трехдневной экспедиции участвовали: научный сотрудник "Муслюмовского краеведческого музея" Тимкин Равиль Ильдарович, учитель истории Муслюмовской гимназии Юлдашев Ильдар Наилевич и ученики Муслюмовской гимназии Шакиров Алмаз, Шамсиев Раиль, Баев Шамиль, Латипов Ленар.
 
   В ходе археологической разведки на кануне раскопок было установлено что данное место имеет потенциал для предстоящих раскопок. В пробных шурфах были найдены наконечник стрелы и кованный четырехгранный гвоздь. Рельеф данной местности представляет собой курган размером примерно 100 х 120 метров.
  
 
МУЗЕЙ В МУСЛЮМОВО
Одним из объектов, которые стоит посетить гостям Муслюмовского района является "Муслюмовский краеведческий музей". Здесь вы найдете много нового и интересного для себя, узнаете историю нашего края, окунетесь в быт и традиции народов населяющих район, увидите своими глазами окаменелые кости вымерших доисторических животных (мамонта и шерстистого носорога), погрузитесь в животный мир и природу Муслюмовского района, познакомитесь с героями и ветеранами ВОВ, вспомните о временах советского периода, преобразованиями нового времени, ознакомитесь с экспозициями, представленными в "Выставочном зале", получите информацию на интересующие вас вопросы о нашем крае. Ждем всех желающих посетить наш музей.
 
   Визитной карточкой "Муслюмовского краеведческого музея" являются окаменелые кости шерстистого носорога и мамонта, которые были найдены на территории Муслюмовского района. На ряду с ними в зале "Природы и археологии" выставлены окаменелые куски дерева и окаменелая рыба, украшения Пьяноборской культуры, чучела животных и многое другое.
  
   Зал "Этнографии" разделен на две экспозиции. В первой расположены предметы обихода, ремесленные и сельскохозяйственные орудия, продовольственная лавка, подворье. Во второй представлены 4 основные национальности населяющие Муслюмовский район (татары, русские, марийцы и кряшены). Там же представлены татарская и русская избы. Завершает композицию ткацкий станок 1926 года.
 
  Новый экспозиционный зал "Современное Муслюмово" вобрал в себя все отрасли сельского хозяйства, организации и предприятия, населенные пункты и сельские поселения, и все что отражает новые преобразования, жизнь и рост Муслюмовского района. На большом экране можно посмотреть презентационный ролик о Муслюмовском районе.
 
   Зал "Советского периода" вобрал в себя предметы быта, символику и атрибутику Советского Союза. Пионерский уголок и парта советского образца как магнитом притягивают к себе посетителей всех поколений, контора сельсовета, квартира 70-х годов и другие экспозиционные отделы зала не оставят равнодушным никого. Взрослые ностальгируют по давно ушедшим временам их молодости, а молодежь с неподдельным интересом разглядывает непонятные для них предметы ушедшей эпохи.
   "Выставочный зал" периодически обновляет свои экспозиционные выставки.

    ÐŸÐ¾ÑÐµÐ»Ð¾Ðº Муслюмово

 

___________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Памятники археологии Татарстана.

http://www.zamky.com.ua/

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995

Список выявленных объектов культурного наследия

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993

Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

 Археологическая карта Татарской АССР: Предкамье /АН СССР. Казан. фил. - М.: Наука, 1981. - 210 с. - Библиогр.: с. 201-210. - Описания археол. памятников сев. р-нов ТАССР и г.Казани. Общ. ист. - археол. и природно-геогр. очерк региона и история его изучения.

Археологическая карта Татарской АССР: Предволжье /АН СССР. Казан. фил. - Казань, 1985. - 116 с.: ил. - Библиогр.: с. 110-114. - Описания памятников правобережья Волги и бассейна р. Свияги. Общ. ист.-археол. и природно-геогр. очерк региона и история его изучения.

 Археологические открытия 1965 года /АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1966. - 198 с.: ил. - Из содерж.: Смирнов А.П. Археологические работы в Поволжье. - С. 189-193: ил.

Археологические открытия 1966 года /АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1967. - 350 с.: ил. - Из содерж.: Хлебникова Т.А. Алексеевское городище в низовьях Камы. - С. 117-118; Халиков А.Х., Халикова Е.А., Казаков Е.П. Танкеевский могильник. - С. 118-119; Смирнов А.П. Работы в Болгарах. - С. 120-121.

 

 

ВложениеРазмер
DSC_0136246 (1).jpg133.84 КБ
DSC_0136246 (2).jpg115.52 КБ
DSC_0136246 (3).jpg476.34 КБ
DSC_0136246 (4).jpg563.31 КБ
DSC_0136246 (5).jpg63.25 КБ
DSC_0136246 (6).jpg315.07 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

неолитическая культура в Закамье

На основе полученных данных в развитии культуры населения периода неолита Р.С. Габяшев выделил ранний и поздний этапы.

Уникальным для Урало-Поволжья являются неолитические могильники, раскопанные на дюнах в Муслюмовском районе. Погребения, иногда содержащие следы присыпки охрой, сопровождались большим числом вкладышевых орудий из рогов лося, кремневыми изделиями, украшениями в виде ожерелий. В состав ожерелий входили бусины из раковин, подвески из резцов сурка, зубов медведя, бивня кабана. В некоторых захоронениях встречены шлифованные долота из зеленоватого сланца. Возможно, в качестве застежек одежды употреблялись природные гантелевидные кремневые конкреции.

Уникальными, самыми древними в Татарстане являются находки ряда предметов в погребении подростка из Меллятамакского могильника. Погребенный, судя по близко расположенным друг к другу костям рук и ног, был спеленат или связан и положен вытянуто, головой на запад. Рядом со сломанной бедренной костью правой ноги находилась костяная поделка. На шее сохранились украшения из бивня кабана и резцов сурка. У бедра был положен вкладышевый кинжал из рога животного, а в ногах – костяная ложечка и два массивных роговых орудия с кремневыми вкладышами (рис. 4).

В обряде данных неолитических могильников четко прослеживается культ огня. В Меллятамакском могильнике, например, между погребениями обнаружены глубокие, круглые ямы диаметром до двух метров. В них зафиксированы следы сильного прокала, кремневые изделия.

Судя по обугленным, заостренным концам бревен здесь, возможно, стояли деревянные изображения каких-то идолов, которые сжигались при погребении. Иногда костер переносился непосредственно в могилу, о чем свидетельствуют частично обожженные кости человека. Около всех погребений встречены также кремневые изделия и (особенно в большом количестве) наконечники стрел, предназначенные, видимо, в качестве жертвенного дара умершим.

Неолитическое население при изготовлении орудий труда, одежды, украшений широко использовало не только кремень, но и кости, рога, зубы животных. По таким изделиям из погребений можно определить, какие дикие животные обитали, и в связи с этим представить климатические условия того времени. В эпоху неолита в среднем течении р. Ик водились северный олень, медведь, кабан, сурок, разнообразная водоплавающая дичь. Согласно данным палеогеографов, климат тогда был теплее и влажнее современного3. Интересные находки были сделаны на неолитических памятниках Южного Приуралья – Муллино II и Виловатовском. Здесь были обнаружены остатки костей степных животных – сайгака и речной черепахи, что также подтверждает наличие в то время более высоких среднегодовых температур4.

Заключительный этап камской неолитической культуры представлен в Восточном Закамье памятниками типа Русско-Азибейской стоянки, изученной Р.С. Габяшевым. Она расположена в приустьевой части на левом берегу р. Белой. Подобный тип памятников известен по всему левобережью Камы от устья Белой до Волги, а также в Предволжье. Жилища, выявленные на территории стоянки, представляли собой полуземляные сооружения с большим количеством очагов и хозяйственных ям внутри. Орудия труда изготовляли из кремня хорошего качества. В основном это различные типы ножей и скребки на пластинах и отщепах, а также наконечники стрел, проколки, сверла, тесла, долота и т.п. В целом, по мнению Р.С. Габяшева, способы обработки камня продолжают традиции камской неолитической культуры. Находки наконечников стрел т.н. кельтеминарского типа и подражаний им говорят о связях с юго-восточными районами (зауральскими, казахстанскими)5.

Посуда с поселения имеет полуяйцевидную форму, с приостренным дном, встречаются сосуды с шаровидным туловом и закругленным дном. Некоторые из них имели уплощенное дно и максимальный диаметр в нижней части тулова. Орнамент наносился гребенчатым штампом с мелкими, средними или крупными зубьями, оттисками слабоперевитого шнура, ископаемыми моллюсками – аммонитами (рис. 3, 2). Орнамент густо покрывал весь сосуд. Наиболее характерной чертой в украшении сосуда были ряды глубоких конических ямок под срезом венчика. Они наносились так, что с внутренней стороны появлялись выпуклости – так называемые "жемчужины".

Судя по расположению памятников вблизи стариц и пойменных озер, основным занятием населения было рыболовство, охота, собирательство. Кости крупного и мелкого рогатого скота, обнаруженные на ряде поселений, свидетельствуют о начале освоения скотоводства, хотя в целом хозяйство этого населения остается комплексно-присваивающим. Ориентировочно, время бытования данных памятников – вторая половина IV тыс. до н.э6. По мнению Р.С. Габяшева, материалы памятников русско-азибейского типа отражают процесс эволюционного перехода местных племен к эпохе раннего металла. Значительное влияние на этот процесс оказали культуры южных и юго-восточных регионов. К данному кругу памятников, видимо, относится и Русско-Шуганское погребение, изученное в среднем течении р. Ик. Материал его содержал серповидные роговые орудия с острыми кремневыми вкладышами, видимо, предназначенными для заготовки трав.

К этому, завершающему этапу развития камской неолитической культуры относятся первые находки из металла. Первоначально это был привозной металл. Таким образом, памятники того времени являются переходными к новому периоду древней истории – эпохе бронзы.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru