Марийское село Кулегаш

Кулегашское сельское поселение Агрызского муниципального района расположено в 90 км от районного центра г. Агрыза. Территория муниципального образования занимает – 4270,8 га, площадь земель сельскохозяйственного назначения – 3266 га.

В состав Кулегашского сельского поселения входят 4 населенных пунктов: с. Кулегаш, д. Байтуганово, д. Ожбуй, с. Волково. Административным центром поселения является населенный пункт – с. Кулегаш.

Село является местом компактного проживания народа мари.

 

Площадь, численность и состав населения

Территория муниципального образования занимает – 4270,8 га, в т.ч. площадь земель сельскохозяйственного назначения 3266 га.
Численность постоянного населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 508 человек, в т.ч. в возрасте:
моложе трудоспособного – 129 чел.
трудоспособном – 277 чел.
старше трудоспособного – 102 чел.
 
Краткая историческая справка

Сельское поселение образовано в 1670 году.

 

с. Кулегаш 

По рассказам старожилов, участник Разинского восстания боясь расправы царского прави-тельства, поселился у речки (сейчас река Кулегаш) в лесу, вместе со своей семьей в 15 км. севернее от Камы. По национальности он был черемисом (марийцем) и звали его Кюльга (Кольга –по марийски). Отсюда и произошло название деревни Кюлегаш (Колегеш). «Еш» - в переводе на русский язык – семья. В буквальном переводе на русский язык означает «семья Кюльги». По русски название деревни звучит немного иначе – Кулегаш.


С большими трудностями столкнулись жители Кулегаша. Нужно было вложить большой труд, чтобы построить жилье выкорчевывать лес, распахать землю для посева. В земледелии преобладала трехпольная система севооборота, с применением отсталой сельскохозяйственной техники (соха), поэтому урожаи были плохими. Широкое развитие имело рыболовство и охота на пушного зверя.
Деревня была разделена межой на две части. На одной стороне жили крещеные марийцы, на другой – некрещеные. Жители имели приусадебные участки, но небольшие. Земля давалась толь-ко мужчинам. Деревня не принадлежала помещикам, был в деревне староста, сельский писарь. Жители платили подати, кто не мог уплатить, забирали силой. Часто в Кулегаш из Пьяного-Бора приезжали купцы и за бесценок забирали у марийцев мех, хлеб, продукты животных.
С развитием капитализма в сельском хозяйстве на селе ускоряется процесс расслоения крестьян на кулаков, середняков и бедняков.
Установление Советской власти осуществлялось в основном мирным путем.
В апреле 1918 года бело-чешские войска заняли д.Волково. Красные стояли в д.Кулегаше и между ними завязался бой, в результате белые отступили в сторону Каменного-Ключа, но и красные, чувствуя превосходство белых, вынуждены были отступить на запад. Белым не удалось долго удержаться в наших местах. В конце октября 1918 года они отступили под натиском 245го смоленского полка 28-Азинской дивизии.
В апреле 1919 года по распутице вновь наступили суровые времена, с востока наступала 400 тысячная армия Колчака. Белогвардейцы наступали из Бимы. Летом 1919 года колчаковские полчища стали терпеть поражения на всех фронтах, стало очевидным, что полный разгром Колчака не за горами. Советская власть в деревне была восстановлена.

                                                     открытие клуба в селе Кулягаш                                    
Молодая советская республика была окружена тесным кольцом врагов. В стране царили разруха и голод. Не хватало продовольствия, угля, керосина, с перебоями работал железнодорожный транспорт.
По рекомендации Казанского Губкома партии, группа питерских рабочих (М.П. Шахунов и др.) прибыли в село Красный Бор, чтобы помочь продовольственным отрядам Елабужского кантона в отправке продовольствия для Красной Армии, Москвы, Петрограда. Опираясь на бедноту, организованные в комбеды они стали изымать хлеб у кулаков и спекулянтов. Председателем комитета бедноты в то время был Самутов Изерге.

Комитетчики ходили по деревням и организовывали сбор яиц, пшена, гороха, сухарей, махорки и увозили в Красный Бор для отправки в Елабугу. Снова наступили будни. Положение на фронтах еще было угрожающим. Шли кровопролитные бои на Южном и Западном фронтах. В Пьяный-Бор чаще стали прибывать больные и раненные красноармейцы.
Не дремлет и внутренний враг. Наглеют подкулачники, все больше угрожая расправой комсомольцам. Образованный в 1919 году Бимский волисполком партии (размещался в доме Ижболдина Кузьмы) принимает решение вооружить всех коммунистов и комсомольцев и установить дежурство в сельсовете.
В 1920 году по поручению Елабужского контона РКП (б) председателем пьяноборской партийной ячейки Гурьевым В.Н. был организован Пьяноборский районный комитет РКП (б), его секретарем был избран Гурьев В.Н.
Райком руководил пятью волостями: Пьяноборской, Кучуковской, Салаушской, Чекалдин-ской и в том числе Бимской, куда входила деревня Кулегаш.


После окончания Гражданской войны наша страна приступила к хозяйственному строительству, которое было затруднено страшным голодом в 1921 году были организованы столовые детям, для спасения их от голодной смерти. В Кулегаше было их два: так называемая «русская столовая» в доме Семенова С.С. и «американская столовая», в доме Иштуганова Ишима.
В декабре 1929 года из Красного-Бора приехал тов.Апышев работник ГПУ, с целью организации колхоза. Колхозу дали название «Коммунар», а первым его председателем стал Петров Трофим Ипполитович.
Переселившиеся в 1926-27 годах на хутора (такие как «Ужара», «Бородино», «Изенер») часть крестьян стали возвращаться со своими постройками в д.Кулегаш, д.Кам-Ключ. Большую агит-массовую работу в организации колхоза и в освоении новой техники сыграли комсомольцы. Первая комсомольская организация в Кулегаше была организована в 1924 году.
В 1927-28 годах была проведена телефонная связь из Красного Бора, что облегчило работу комсомольской организации и Сельского Совета.


В 1937 году в здании С/Совета было установлено и первое радио, а двумя годами раньше была получена и первая автомашина и первым шофером стал Субаев Сибат.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Из Кулегаша ушли всего 64 защитника Родины, увезли самых лучших лошадей и многое другое. В деревне остались чуть более 100 рабочих рук, в основном женщины, старики идети, на которых ложилась вся тяжесть трудового фронта.
Кончилась война. Надо было возрождать народное хозяйство, укреплять колхозы, залечивать раны. Люди нашего села, как бы продолжая свое «наступление» на трудовом фронте совместно с возвратившимся фронтовиками вели колхозное производство. В 1950 году Кулегашский сельский совет объеденил деревни Кулегаш, Кам-Ключ, Байтуганово и Ожбуй. В 1962 году центр Сельского Совета был перенесен в д.Волково и Сельский Совет стал называться Волковским, а в 1978 году снова был перенесен в д.Кулегаш. В настоящее время депутатами Совета Кулегашского сельского поселения являются 7 человек.
В корне изменились условия труда во всех отраслях производства, где на смену ручному труду пришла механизация и автоматизация. В настоящее время в совхозе на фермах внедрено механизированное удаление навоза, автопоение скота, приготовление и раздача кормов. В корне изменился труд механизаторов, построены мастерские, теплые гаражи, имеются станции техобслуживания машин. В марте 2006 года решением общего собрания граждан СХПК «Кулегаш» вступил в холдинговую компанию «Ак Барс Банк».
  


д. Байтуганово

Этимология слова «Шуар» в «Истории села Бима» увязывается с глаголом «Шуаш» в значении «скорее добиться» или «догонять» (и основать деревню). Думается, такая прямолинейная (и скажем, странная) трактовка термина не совсем удачна.
Проф. И.Галкин полагает, что гидроним (слово от названия реки) «Шуар» когда-то имел форму «Шувар» в значении «песок», то есть «Шуар» - это песчаная река. А затем уже и селение, построенное на этой реке, получило аналогичное название. Но, как бы то ни было, основатели этой деревни своим происхождением обязаны, как уже предпологалось выше, своей пра-Родине – Марийскому краю, деревне «Шуар-сола» ныне Советского района.
Деревня «Шуар» имеет и другое название – «Байтуганово». Приведем отрывок из той же «Истории села Бимы»: «Руководитель этой деревни хорошо знал татар, их язык. Однажды он пригласил к себе в гости Исенбаевского татарина и, выпивши, назвал себя «Байтугановым», то есть «Богатый родитель», и с этого времени деревню стали называть «Байтуганово». Дальнейшее исследование истории этого села внесет, надо полагать, ясность и в толкование названия самой деревни.


  
д. Ожбуй

История этого села еще ждет своего пытливого исследователя, а название деревни в уже упомянутой «Истории» увязывается с седовласым стариком, под чьим руководством произошло переселение и обоснование марийцев на этой земле: Ош + вуй (Белая, то есть седая голова).
  
 
ПРО ДЕРЕВНЮ КУЛЕГАШ
Холодным зимним днем в деревню Кулегаш съехались дорогие и самые близкие люди.  Валентина ЯНБЕРДИНА отмечала 90-летний юбилей.

В этот день можно было и географию вспомнить, а через события ее жизни – историю страны. Поздравить юбиляра приехали дети, внуки, родственники из Болгарии, Англии, Украины, Ханты-Мансийского автономного округа,  Нижнего Новгорода, Челябинской области, Пермского края, Удмуртии,  Елабуги, Набережных Челнов, Агрыза… 
По скайпу звонили внучки, живущие в Германии, Австрии. Всего у Валентины Николаевны 5 детей, 14 внуков, 13 правнуков. В течение всего дня шли поздравления, звонки. Самым ценным для нее были не дорогие подарки, а теплые слова, объятия, внимание родных.  

Пожелать здоровья, благополучия заехали артисты марийского ансамбля «Мари памаш» из Йошкар-Олы. Спели в честь виновницы торжества задушевные песни, станцевали задорные танцы.                 

Поздравить юбиляра приезжали и представители администрации  Елабужского района, которые вручили подарок и поздравление от Президента Владимира Путина, заместитель руководителя исполкома  Агрызского района Руслан Иванов. 

…Валентина родилась в 1926 году в деревне Каменный Ключ. Отец – Николай Красноперов (в деревне его звали Демыч Миклай), мать – Ксения – родная сестра известного марийского баснописца Микая Герасимова. Оба они начали учить в деревенской начальной школе. Всего в семье росло 6 детей. Валентина была вторым ребенком. Как и всем, приходилось много трудиться, голодать, терпеть – времена были трудные. Во время войны возила на лошади пшеницу за 15 километров в Красный Бор. На обратном пути везла из леса дрова.

Валентина Николаевна награждена медалью «За доблестный труд в  Великой  Отечественной войне 1941-1945 годах». Но не покроет никакая награда  самую большую потерю тех лет. Отец ушел на войну и пропал без вести. Известно лишь, что воевал в Сталинграде.

Без хозяина в доме было очень трудно. Но Ксения Степановна всегда помнила завет мужа: «Несмотря ни на что, постарайся выучить детей». Валентина, Геннадий, Тамара, Нина закончили педучилище.

В 1945 году Валентина Николаевна стала преподавать в Бимской семилетней школе. Она и сейчас вспоминает:

– Впервые вошла в класс и удивилась, даже немного испугалась – сидит 55  ребятишек!  В первом классе – 35, в третьем – 20. Не было ни книг, ни тетрадей, а про ручки и карандаши и не знали. Дети приносили старые газеты, и писали между строчками. Каждый день для 35 учеников по одной странице сама  писала «Букварь». Помогали оформлять его мальчишки постарше.

В Бимской школе она проработала 6 лет. Вышла замуж за Петра Янбердина. Родился сын Владилен. Но семейная жизнь не сложилась, расстались. В 1950 году Валентине Николаевне поручили учить детей в Березовке. Через два года она поступила заочно учиться в Йошкар-Олинский пединститут. В межсессионный период в Кулегаше вела уроки марийского языка и литературы, географии. В это же время вышла замуж за Александра Третьякова. Родилось четверо детей.

Общий педстаж Валентины Николаевны – 35 лет. Даже на пенсии она продолжала работать в пришкольном интернате воспитателем, в садике – нянечкой. Важно даже не сколько она проработала, а то, что ее знают и уважают не только в деревне, районе, но и далеко за его пределами.

Сейчас Валентина Николаевна в живет Кулегаше в семье сына Олега, который тоже выбрал профессию учителя. Она в столь почтенном возрасте продолжает помогать по хозяйству. С удовольствием поет песни как на русском, так и на родном марийском языках. Если не дают смотреть за скотиной, обижается.

– Я благодарна судьбе, что у меня такая большая, дружная семья. Главное, чтобы дети и внуки были счастливы  и здоровы, – говорит юбиляр.
 

 ШКОЛА В ДЕРЕВНЕ КУЛЯГАШ
Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что оптимизации школ в Агрызском районе не будет. Справа - директор Кулегашской школы, лидер марийцев Татарстана Олег Третьяков

В деревне Кулегаш Агрызского района Татарстана будет сохранена средняя общеобразовательная школа с преподаванием марийского языка. Этого решения правительства республики удалось добиться марийской общественности после двухлетних переговоров, сообщил Инфоцентру FINUGOR председатель Союза марийцев Удмуртии Анатолий Радыгин.

Здания открытой в 1930 году в деревне Кулегаш школы с годами обветшали. "Последние 25 лет учителя и родители не раз обращались в инстанции с просьбой о строительстве новой школы. В 2000 году была подготовлена проектно-сметная документация на 108 учеников, однако проблемы с финансированием тогда не позволили начать строительство. Мало кто тогда мог предположить, что в умах некоторых руководителей возникнет желание не строить, а закрыть школу, а детей перевести в соседнюю деревню. Только с этим не были согласны жители деревень Кулегаш, Каменный Ключ, Байтуганово и Ожвуй, дети которых учились в этой школе. Вместе с ними на защиту школы встали глава муниципального образования Юрий Васильев, марийская общественность Татарстана и Удмуртии. Сельские сходы собирали практически все взрослое население. Вновь и вновь в инстанции направлялись письма – обращения. Жители деревень доказывали необходимость сохранения школы не криками и жалобами на бездействие властей, а социально-экономическими расчетами, где численность детей и рождаемость были не на последнем месте", - рассказал общественник.

Учащиеся и педагоги Кулегашской школы

В 2010 году в деревню пришло известие, что принято решение о закрытии школы. Однако общественность не сдалась. С назначением 25 апреля текущего года главой администрации Агрызского района Валерия Макарова, а директором Кулегашской школы руководителя Республиканской национально-культурной автономии марийцев Татарстана Олега Третьякова переговорный процесс активизировался. В поддержку сохранения школы выступила марийская общественность республики, поддержанная марийцами Удмуртии.

В итоге, правительство Татарстана приняло решение о сохранении средней школы в Кулегаше. Теперь необходимо решить все-таки вопрос по строительству нового здания школы в этой деревне.

"За один год актив нашего Союза сохранил право детей изучать свой родной язык в двух школах, что в Арском районе Татарстана и Каракулинском районе Удмуртии, а в Агрызском районе Татарстана сохранена школа. Убежден, только диалог с властью на основе широкой поддержки населения дает такой положительный результат", - подчеркнул А.Радыгин.

По его словам, актив Союза марийцев Удмуртии принял решение организовать в августе 2013 года встречу руководителей марийских региональных общественных организаций в Пермском крае - ознакомиться с работой центра марийской культуры «Сулий», а также с ходом строительства школы в деревне Васькино Суксунского района. Напомним, ввод в строй марийской школы-детсада в Васькино откладывается, хотя власти планировали открыть двери нового здания еще в сентябре 2012 года.

Желающим принять участие во встрече марийского актива в деревне Васькино Пермского края следует написать по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе 33а, Дом дружбы народов, Радыгину А.И.

*** В Агрызском районе Татарстана марийцы проживают в четырех деревнях - Бима, Кадряково, Кулегаш и Пелемеш. В Кулегашской школе учится около 80 детей, все они марийцы, поэтому в ней преподается марийский язык, а русский и татарский изучаются как государственные. Разработана воспитательная программа «Воспитание этнической толерантности учащихся на основе марийской народной педагогики», ткже реализуется программа «Национально-региональный компонент (марийский) в преподавании русской литературы в 5-11 классах». В школе есть учитль марийского языка, кабинет марийского языка и литературы.
 
 
СЕМЫК В ДЕРЕВНЕ КУЛЯГАШ
В последнее время жители нашего района, особенно марийского куста, жили ожиданием предстоящего в Кулегаше республиканского марийского национального праздника Семык. Мероприятие прошло на одном дыхании, оставив неизгладимые впечатления.

Какие они дружные!

Местом проведения праздника было выбрано самое живописное место в Кулегашском сельском поселении. И погода в день Семыка удалась: дождя не было, солнце не жарило, обдувал легкий, приятный ветерок.

С самого утра на праздничный майдан шел и шел поток людей.

– Мы марийцев очень уважаем, потому и на праздник приехали с удовольствием, – признаются супруги Ахметгараевы из Терсей, Гузель Гараева из Биктова.

На марийский праздник приехали делегации из Казани, Челнов, Елабуги, Актанышского, Мензелинского, Менделеевского, Кукморского, Мамадышского, Муслюмовского, Арского, Балтасинского районов, а также из республик Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.

Рамзиля Шакирова, директор музея истории и культурного наследия Агрызского  района, рассказывает:

– На майдан мы прибыли с утра. Вскоре сюда стали стекаться марийцы из других регионов. Все – и стар и млад – в красивых национальных костюмах. С удовольствием наблюдаем, как они обнимаются по-родственному, общаются на родном языке. Какие они дружные!

У кого-то в руках – гармонь, у кого-то – барабан. Все поют, пляшут, веселятся, приглашают на майдан... Как будто здесь собралась одна большая дружная семья.

Праздник – лицо народа

Марийцы радушно, с песнями и плясками, с национальными блинами коман-мелна, встречают при входе на майдан и высоких гостей: министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, начальника управления по реализации национальной политика департамента Президента РТ Данила Мустафина, руководителя исполкома  Ассамблеи народов Татарстана Николая Владимирова, главу района Валерия Макарова и других.

Они осмотрели выставку экспонатов краеведческого музея «Музей под открытым небом», книжную выставку, предложенную центральной библиотекой, обошли «Город мастеров», где были представлены образцы, изделия ремесел марийского народа. Здесь и своеобразная вышивка, швейные изделия, благоухающие веники, поделки из соломы. Авторы щедро делятся секретами искусства. К слову, Айрат Сибагатуллин в рамках мастер-класса изготовил из разноцветных ниток марийскую куклу.

При осмотре  русских, татарских, удмуртских подворий убеждаешься, как дружно живут в  районе представители разных национальностей.

– Праздник – прекрасный повод показать лицо народа. Сегодня мы еще раз увидели, что марийцы – трудолюбивый, мастеровитый народ. Радует, что в вашем районе представители всех национальностей живут дружно и в согласии, – подытожил министр культуры, приветствуя гостей Семыка и передавая обращение Президента Татарстана Рустама Минниханова. 

– Вообще, у наших марийцев все хорошо сочетается. Тут и природа красивая – посмотрите, в каком живописном месте мы собрались! И сами они – гостеприимный, радушный, открытый народ, – продолжил Валерий Макаров  и произнес свои поздравления и на марийском языке, что очень порадовало участников праздника.

Эдуард Чемышев – руководитель секретариата заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл – передал поздравление и обращение главы республики Леонида Маркелова и депутата Госдумы России Ларисы Яковлевой.

Эдуард Чемышев, Николай Владимиров и председатель совета национально-культурной автономии марийцев РТ Олег Третьяков вручили группе представителей марийского народа Почетные грамоты и Благодарственные письма министерств образования и культуры Марий Эл, национально-культурной автономии марийцев России, Ассамблеи народов Татарстана.

Затем религиозные деятели во главе с верховным картом марийцев РТ Олегом Третьяковым в единой молитве попросили мира и согласия стране, тем самым подчеркнув суть праздника Семык.

Спортивная столица района

Так полушутя называет наш марийский куст начальник отдела спорта Ильшат Гайнутдинов, но в его словах – большая доля правды. Вместе с главами своих сельских поселений проходят по майдану делегации Кулегашского, Кадряковского, Бимского, Азевского сельских поселений. Ведущие не успевают комментировать их успехи в области спорта. Действительно, отсюда вышли выдающиеся спортсмены, заслуженные работники физической культуры РТ, мастера спорта по биатлону, лыжным гонкам.

Чести поднять флаг Семыка удостоились прославившиеся выпускники Кулегашской лыжной школы – мастер спорта по лыжным гонкам и биатлону Евгений Шамеев и кандидат в мастера спорта по легкой атлетике Алевтина Сайпышева. К слову, Евгению Шамееву на празднике был вручен ценный подарок от главы района.

Не только в спорте, но и в других делах славятся марийцы. В состав делегации были выбраны ветераны и молодые педагоги, мастера сцены, механизаторы и животноводы, старейшие хранители народных традиций – все, кто является гордостью края. Участники праздника приветствовали их аплодисментами.

 

Рукотворное искусство

Марийцы издавна славились своим рукотворным искусством. Технология изготовления изделий передавалась из поколения в поколение. Вот вышитые картины, национальные платья, яркие наволочки, связанные изделия.

С большим интересом гости праздника осмотрели выставку изделий с национальной вышивкой мастерицы-самоучки из Кадрякова Марии Ишпаевой.

– Вышила это полотенце для сына перед его уходом в армию. Пусть, думаю, на его плечах будет полотенце с родным, марийским узором, – признается она. 

Среди лучших работ жюри выбрало самые интересные и содержательные. Понравились гостям связанные накидки, цветы, изъявили желание купить разноцветный национальный пояс.

Не отстает деревенский люд и от современной жизни. Марийские дома украшают изделия из бисера, всевозможные топиарии.

– Сейчас все можно купить. Но разве сравнишь сотворенное своими руками с магазинным?  Всю же душу выкладываешь, стараешься, чтобы красиво было, – говорят сами рукодельницы.

В конкурсе «Марийская вышивка» победителем в младшей возрастной группе стала Ева Щекина из Кадрякова. Среди представителей старшего поколения 1 место – у Леонида Шабалина из Набережных Челнов, 2 – Анжелы Шуматовой из Кулегаша, 3 – Ольги Матвеевой из Бимы. 

В конкурсе рисунков «Марийская капель» вновь победила Ева Щекина, на 2 -месте Анастасия Осипова, на 3 – Мария Валобугина.

Сцена дребезжала

Одним из красочных и ярких зрелищ Семыка стал конкурс  «Марий патыр-2016» («Марийский батыр») и  «Марий ÿдыр-2016» («Марийская красавица»). В упорную борьбу включились13 девушек и 10 юношей. Они рассказывали о себе, демонстрировали национальные блюда, отгадывали названия старинных предметов. А парни показали себя не только силачами, но и джентльменами, ведь вместо гири они поднимали... девушек! А как удачно они справились с национальным танцем. Когда же выходила группа поддержки, от марийской дроби сцена дребезжала.

Творческие номера девушек превратилась в настоящий концерт. Сидящие зрители не выдерживали зажигательной музыки и выходили танцевать.

Среди парней в конкурсе «Марий патыр-2016» наш Андрей Баширов из Бимы стал вторым. А победительницей «Марий ÿдыр-2016» признана Любовь Михайлова из Пелемеша, редактор сайта районной газеты.

 

Спасибо за активность

Семык немного отличается от татарского Сабантуя, но и здесь можно показать свою силу, ловкость, сноровку на многочисленных конкурсах и спортивных играх.

Например, на скачки прибыли 13 скакунов. Первым к финишу пришел Марсель Садыков из Янга Аула на своем Буяне. Ему вручили традиционного барана и электропечь.

На основном майдане и вокруг него шли соревнования по легкой атлетике, волейболу, армспорту. Гости охотно участвовали в народных играх-конкурсах: бежали с коромыслом и полными ведрами, взбирались на шест. 
– Семык, который был проведен по инициативе Министерства культуры РТ и при поддержке руководства района, достиг своих целей. Это все благодаря вам, уважаемые марийцы! Огромное всем спасибо за проявленный труд и активность, – заключила  замруководителя исполкома района Римма Гильмутдинова.

В будущем году республиканский Семык проведут в соседнем Менделеевском районе. А в завершение хочется сказать, что праздник в Кулегаше удался на славу. Он длился до ночи. Гости наряду с нашими земляками-марийцами  показывали свое мастерство на сцене, активно участвовали в конкурсах. Молодцы, марийцы!
  

 

________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.agryz-rt.ru/
группа деревни Вконтакте
http://mary.addnt.ru
http://kidsher.ru/
http://agryz.tatarstan.ru/kulegashskoye/about.htm

ВложениеРазмер
4477234665 (1).jpg269.76 КБ
4477234665 (2).jpg233.72 КБ
4477234665 (3).jpg226.27 КБ
4477234665 (4).jpg67.92 КБ
4477234665 (5).jpg151.23 КБ
4477234665 (6).jpg157.68 КБ
4477234665 (7).jpg245.07 КБ
4477234665 (8).jpg169.14 КБ
4477234665 (9).jpg247.2 КБ
4477234665 (10).jpg204.29 КБ
4477234665 (11).jpg330.72 КБ
4477234665 (12).jpg77.62 КБ
4477234665 (13).JPG379.83 КБ
4477234665 (14).jpg332.65 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

марийцы из Татарстана!

готовится большая статья про марийцев из Татарстана - 

про марийские села и деревни РТ, 

про марийские праздники в Татарстане,

про обычаи и традиции народа мари, проживающих в нашей республике!

Просим помочь - у кого есть какой материал по данной теме,

или интересные ссылки

Писать сюда - 

Хафизов Ахат - 

Hafizow@yandex.ru

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.