Древнебулгарское городище Марджани, святые родники


Родники не похожи друг на друга.
Струятся прозрачными ручейками,
Бьют хрустальными ключами
Из недр матери – земли,
Студят до ломоты зубы
Серебряные родники…

_____________________у святого древнебулгарского источника
Святой ключ, Изге чишмэ (Аксубаево)

Родники, ключи, бьющие из – под земли, пробивающие недра, чтобы устремиться навстречу солнцу, свету, всегда являлись символом жизни… И источником жизни – ведь они питали живительной влагой всех людей, которые издревле селились именно вокруг родников, растительный и животный мир.

Некоторые из родников живут так давно, с тех незапамятных времен, когда люди еще не знали иной религии, кроме, как веру в силы Природы и обожествляли воду, солнце, ветер… Не с тех ли пор идет и вера в святость родников? Конечно, со временем человек придумал красивые легенды о них, но это было гораздо позже…
Прошли века. Все в мире изменилось, родники много раз становились свидетелями страшных побоищ, воин (все легенды связаны с ними ). Тогда еще, когда главным оружием человека был нож из камня.
А родники все бьют, выполняя свою главную миссию – давая жизнь. Такой ключ, называемый святым, есть и у нас в Аксубаевском районе. Расположен он в живописнейшем месте между древней Мерджен (что означает жемчужина – а не жемчужная ли капля святого источника? ) и татарским селением Новое Узеево.

Святой ключ, Изге чишмэ (Аксубаево)

Знание истории своего края, своих предков имеет большое значение. Это дает возможность конкретно, на примерах своего села усвоить происхождение татар. Таким образом, татары под именем булгар сложились не позднее конца 9 в. Татары имеют булгарское происхождение. Также научное изучение происхождение родника в настоящее время весьма актуально и востребовано обществом, по крайней мере, нынешними учениками и учителями нашей «Аксубаевской школы №2»

Святой ключ, Изге чишмэ (Аксубаево)

Изучение названий водных объектов
Изучением всех типов водных объектов занимается наука – гидронимия. Она изучает происхождения и исторические изменения гидронимов, т.е. названий всех типов водных объектов: рек, озер, болот, родников и т.д.
Территория Аксубаевского района очень богата своими гидронимическими именами и названиями.
В Аксубаевском районе в качестве основных географических названий используются следующие слова:
Балак – «маленькая речка, мелкий приток реки».
Ботак – «приток реки». Выступает как основная часть названий: Олы ботак – пр.р.М.Сульча.
Кизләү – исконно татарское слово, чишмә – заимствованный термин из персидского языка. Оба термина в языке татарского народа употребляются активно.
Как и другие народности, живущие в Поволжье, предки наши поклонялись отдельным рекам, родникам, озерам и другим водным источникам.
В татарской гидронимии значительная часть родников носит название Изге чишмә, Әүлия чишмәсе и другие. В нашем районе: Кыз кала асты елгасы – пр.р.Малое Сульча (д.Новое Ибрайкино). Изге чишмә – (д.Новое Узеево).

Родник Бану, село Щербень

Начало поклонению всех типов водных объектов положили наши древние предки. О своих родниках, озерах народ слагает стихи, песни, легенды. Песни, посвященные рекам, озерам, родникам занимают отдельное место в песенной сокровищнице нашего народа. К любимым народом песням относятся: «Су юлы», «Агыйдел суы каты ага», «Бормалы су», «Җидегән чишмә» и др.
В толковом словаре татарского языка авыз – «устье реки, речки».
Баш – «верховье, начало, исток реки».
Култык – «приток реки, залив».
Чокыр – «углубление, овраг, яма, рытвина,сухая река, сухая речка (иногда с водой)».
В Толковом словаре татарского языка чокыр – «длинная глубокая низменная местность, размытая дождевыми и снеговыми водами».
Наши предки поклонялись рекам, речкам, озерам, родникам, всем водным объектам. С этим связано существование множества легенд о водных объектах, в частности о родниках.

Родник Бану, село Щербень

Представление о древнебулгарском городе Мерджени
Родник
Восемь лет эту местность я знаю.
Уходил, приходил, - но всегда
В этой местности бьет ледяная
Неисчерпываемая вода.
Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой родной, мой природный родник,
Вновь к тебе (ты не можешь паскучать!)
Неотбрасываемо я приник.
И светло мне глаза оросили
Слёзы гордого счастья, и я
Восклицало: ты символ России,
Изнедривающая струя!
И.Северянин.

Все родники бьют, выполняя свою главную миссию давая жизнь. Такой ключ, называемый святым есть и у нас в Аксубаевском районе. Расположен он в живописнейшем месте между древней Мержен (что означает жемчужина - а не жемчужная ли капля святого источника?) и татарским селением Новое Узеево. С незапамятных времён дошла до сегодняшнего дня легенда о нём- во всяком случае, со времени Билярского государства, точно, поскольку в ней упоминаются города Мержен и Биляр.

Узеево

Я расскажу о городе Марджани и двенадцати девушках.
В лесу недалеко от деревни Яна Уза есть гора «Худжалар тавы», - что значит Хозяйская гора. В ханские времена на этой горе находится булгарский город Марджани, где правил Тырышмал ходжа.
У Тырышмал ходжи выросли двенадцать прекрасных и умных дочерей. Среди них была и красавица Наркис, возлюбленная богатыря Иштиряк, батыра из города Марджан. Когда дочери подросли, отец отправил их учиться в город Буляр, в медресе Рабига абыстай.
Медресе остабике Рабиги находилось на склоне горы «Худжалар тавы», на берегу широкого ручья. Рабига ежедневно приводила на занятия 66 учениц по подземному ходу из города Булгар в Буляр.

Узеево

Однажды на булярскую страну напали враги. Они дошли до Буляра и осадили город. Защищать Буляр явились батыры из Кызылтау, Кызлар, Нократ и других городов. Среди них был и Иштиряк-батыр со своими удальцами. В жестокой битве многие батыры сложили свои головы. ­
Иштиряк-богатырь с тремя 6атырами, сражаясь, поднялись на «Худжалар тавы». Батыры поклялись, скрепив клятву кровью, до последней её капли биться за родную отчизну и, бросившись на врагов, погибли в неравной схватке. Их похоронили на вершине горы. Когда шло сражение за Буляр, дочери Тырышмала ходжи слали проклятия вражескому войску и тем самым подрывали мощь грабителей. Разгневанные захватчики бросились в погоню за девушками.

Узеево

Пригожая Наркис, применив знания, полученные в медресе, расставила на пути преследователей сети. Опасаясь, как бы не попали в них дикие звери, она приложила ухо к земле, прислушалась и спрашивает у сестёр:
Я кругом расставила сети.
Не враги ли – войны эти?
Девушки испуганно откликнулись: «Да, да!» И двенадцать девушек погнали своих коней-скакунов к городу. А враги не отстают от них. Дошли они до прекрасного Марджана, утопающего в яблоневых садах, и превратили город в пепел.

У Тырышмала ходжу и его двенадцать дочерей схватили и привели к «Худжалар тавы». Здесь они, по приказанию врагов, босоногие день-деньской таскали землю и нагромоздили из нее целую гору. Враги задумали на её вершине живьем зарыть ходжу и его дочерей. Глядь, девушки превратились в звёздочки и устремились в небо, а Тырышмал ходжа спрыгнул с горы и обратился рекой. Народ и по сей день считает священным ручей, от которого берет начало эта река, а возведённую девушками гору называет Девичьей горой.

___________река Сульча - древние границы Великого Булгара
Узеево

История возрождения и состояние священного родника на сегодняшний день.
Сущность наша с течением веков не изменилась- мы по прежнему дети природы и нас. Как и столетия назад, тянет в её лоно. И не только в минуты радости или печали. Соприкосновение с ней нам необходимо, как глоток свежего воздуха родниковой воды.
И очень важно, что это было понято, воспринято на уровне Республики. Не менее важно то, что обустройство родников, предусмотренное в рамках Президентской программы «Чистая вода» взяли на селе нефтяники- те, кого мы привыкли обвинять в нарушении экологического равновесия в Природе в её уничтожения.

Достаточно побывать на нашем роднике, который был восстановлен и открыт тринадцать лет назад - к 7 летию суверенитета Республики, чтобы понять, какое они делают благородное дело. Его значение невозможно переоценить. Все , кто приходит сюда уносят в душе глубокую благодарность к строителям. Архитектурный комплекс родника гармонична вписавшийся в рельеф местности, ласкает взор и радует сердце каждого паломника. В комплексе предусмотрено всё для максимального удовлетворения запросов посетителей - от комнаты совершения молитв и уголка, где совершают обряд жертвоприношения, до красивой террасы для поминального обеда. Я не знаю в лицо Хузина Марата Мухлисовича, начальника НГДУ «Нурлат- нефть», по чьей инициативе во исполнение постановления АО «Татнефть», было начато обустройство родника и строительство комплекса «Изге чишмә», но я как ученик 10 класса, как все граждане моего района всегда буду испытывать глубокую благодарность к нему. Как и моим землякам Ягудиным, первыми поддержавшим инициативу Хузина. Причем даже отец-Габдельхай Афзалович Ягудин, хотя давно уже на заслуженном отдыхе, принял самое непосредственное участие в осуществлении этого благородного замысла- взял на себя строительство дороги до родника, а это от трассы -7 километров. Механизацию строительных работ осуществлял Наиль Габдельхаевич Ягудин, директор ОАО «УМС». Сам комплекс возводился под непосредственным руководством начальника НГДУ «Зюзеевнефть» Шамиля Ягудина.
А проектные работы выполнялись под контролем другого брата-Рамиля Ягудина. Каких бы вершин братья не достигли, они не забыли переулков родного Нового Узеева, где прошло их детство, не забыли, как ещё босоногими мальчишками бегали они через темный, густой лес к студеному ключу, чтобы посредине жаркого лета напиться ледяной, сводящей скулы и губы, водицы, кропили ею, лицо как учила бабушка, руки и ноги, чтобы быть здоровыми и побыстрее вырасти.

В чем заключается величие человека, его величина? Не в том ли, насколько он чтит землю своих предков- дедов и отцов, землю, где родился?
Имена М.М.Хузина, Ягудиных, начальника АО «Татнефть» Р.Г.Галеева запечатлены на красном граните возле фонтана «Двенадцать звезд» на центральной аллее комплекса, ведущей к спуску на ключ. На нём высечены слова:
С посвящением вам, жившим до нас, вам, живущие сегодня и вам , кто явиться в грядущем.
Этот источник у нас между собой часто называют: родник нефтяников. И это вполне справедливо.
Нынче исполнился тринадцать лет родниковому комплексу «Изге чишмә». Не было пожалуй, за это время ни дня, чтобы его кто нибудь да не посетил.
Приезжают не только в минуты печали и радости, компанией и в одиночку. Приезжают просто посидеть, подумать, посмотреть, как журчит,
выбиваясь, студёная вода, бесконечная, как сама жизнь. А в каждую пятницу возле источника- вереница легковых автомобилей. После регистрации молодые обязательно едут на родник, чтобы, начать совместный путь с глотка чистой воды из родника. Родника, дающего жизнь.

_________________археологические находки
Узеево

Правила паломничество «Святому роднику»
На воротах «Святого родника» написано:
«Аллах милосерден к тем, кто чист и светел душой, кто чтит мать и отца, кто живёт надеждой».
За красивыми воротами налево- молитвенный дом, направо- место для приготовления пищи, казан, самовар, чистый деревянный стол. Лестница с кружевными перилами ведет к поющему роднику, обрамленному мрамором.
У «Святого родника» под журчание его хрустальных струй люди забывают о своих заботах и печалях.
Возьми в правую руку ковш, трижды произнеси молитву и не торопясь, с наслаждением пей воду. Взгляни на двенадцать звёзд, которые символизируют двенадцать легендарных девушек. Потом прислушайся к своей душе и задумайся: откуда чудотворность воды? Вернувшись к обычной жизни. Почувствуешь облегчение, исцеление. Душевную чистоту.
Не только население нашего района совершает на этот ключ, называемый официально «Изге Чишмә» паломничество, а и соседних – население территории, охватывающей примерно границы бывшего государства Биляр.

Узеево

Сборы в дорогу.
Необходимо совершить омовение. Нельзя быть в повседневной одежде, а также в шелковой. Обувь должна быть без каблуков. Женщины должны снять с себя золотые и серебряные украшения. К горе подходят к десяти часам утра, поскольку считается, что души святых являются утром. Это невидимые глазу ангелы, которые помогут обрести вам счастье, здоровье, благополучие. Редко кому удавалось их увидеть.
Если ты на лошади, не обижай её. Напои родниковой водой, прочтя молитву "Раббана".

О родниковой воде.
Ключи бьют из недр, клокоча, как кипяток. Вода излучает свет, может ослепить. В источник нельзя бросать монеты. Монеты могут навлечь беду, лишить здоровья и разума. Не умывайтесь над водой. Ведь лицо может быть и злым, и грязным, а глаза чего только в жизни не повидали.
Родниковую воду для других, помолившись, набирают левой рукой, а для себя - правой. Посуду закупоривают, трижды произнеся молитву. Воду можно пить в течение сорока дней.

О жертвоприношении.
Для этого обряда годятся курица, утка, гусь или, овца. Только перья нельзя выбрасывать. Если сделать из них подушечку и класть под голову, можно избавиться от головных болей. Если после выделки шкуру жертвенной овцы постелить под ноги, то это принесет облегчение больным ногам. Ничего из привезенного с собой к ключу нельзя оставлять у горы. Внутренности и кости жертвенного животного зарывают в землю.

О молитве.
К горе нельзя брать четки. Молиться надо, произнося "субханалла, машалла", сто раз перебирая суставы пальцев.
На Святой горе посвяти молитву и Булгарской горе, и горам Сунчалеево, Биляра, Ново­Узеево, иначе не будет здоровья. Откуда бы вы ни приехали - из Сибири, Средней Азии, Москвы, не забудьте об этих горах. Они связаны между собой.
Кто вдруг скончается на Святой горе, тот обретает святость и ему место в раю.

О поведении.
Нельзя громко разговаривать, смеяться, свистеть, стричь ногти и волосы. Нужно воздержаться от сквернословия, алкоголя.

________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Рабора: Древнебулгарский родник «Изге чишмә», Хамитов Ильнур
Волков, В.И. Край родимый , Аксубай [Текст] .-Казань: Татарское книжное издательство, 1993
Мударисов, Р.Г. Историко-географическое описание Аксубаевского района [Текст].- Казань: РИЦ «Школа», 2008
Населенные пункты РТ.- Казань, 1997
Хузин, Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X – XIII веков) /Ф.Ш.Хузин.- Казань: Ферст, 1997
http://lib5.podelise.ru/

аватар: Кэп

ещё про родники...

следует указать: Кизләү – родник (источник, ключ) исконно татарское слово, а вот чишмә – заимствованный термин из персидского языка. Оба термина в языке татарского народа употребляются активно.
соответственно, данным словам - происходят многие названия населенных пунктов и мест в Татарстане!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru