Фудзияма

Гора Фудзи, или, как ее еще называют, Фудзияма — это одна из самых главных японских достопримечательностей. Подняться на ее вершину мечтают не только многочисленные туристы, но и местные жители.

Дело в том, что в Японии гора Фудзи считается священной, и каждый житель страны просто обязан хотя бы раз в жизни постоять на ее вершине. Кстати, женщинам совершать восхождение на гору разрешили в 1800 году, до этого времени такое право имели лишь мужчины.  

 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЯПОНИЮ - ТУТ!

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК НИККО - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЯПОНИИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СТРАНУ ЯПОНИЯ - ТУТ!

 
Гора имеет почти идеальные конические очертания и считается священной, служит объектом туризма, а также религиозного паломничества буддистского и синтоистского культов. Фудзи на протяжении веков являлась популярной темой в японском искусстве.
Фудзи является частным владением и находится в собственности синтоистского Великого храма Хонгу Сэнгэн (富士山本宮浅間大社 Фудзисан Хонгу: Сэнгэн Тайся), в котором хранится дарственная от сёгуна Токугава Хидэтада, датируемая 1609 годом.
На вершине Фудзи расположены синтоистский храм, почтовое отделение и метеостанция. Окрестности горы входят в состав Национального парка Фудзи-Хаконэ-Идзу. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  

Фудзияма, Фудзи

Большая часть путешественников устремляется на эту достопримечательность в июле и августе — именно в эти месяцы гора Фудзи свободна от снега.
Фудзияма — это действующий вулкан, расположенный на острове Хонсю в национальном парке Фудзи-Хаконе-Идзу. На сегодняшний день вулкан почти не действует. Последнее извержение было зафиксировано в 1707—1708 годах. Стоит отметить, что это было одно из самых сильных извержений за все время существования горы Фудзи. Тогда в Эдо (старое название Токио) образовался слой пепла в 15 см.
    
Название Фудзияма
Современные кандзи, использующееся для названия Фудзи, это 富 (богатство, обилие) и 士 (благородный человек). Впрочем, вероятно, эти символы являются атэдзи, что означает, что они были выбраны благодаря произношению и не несут смысловой нагрузки.
Происхождение  названия Фудзи остаётся неясным. В датированном X веком рассказе «Такэтори Моногатари» говорится, что название произошло от слова бессмертие (яп. 不死 фуси, фудзи), а также от множества (яп. 富 фу) солдат (яп. 士 си, дзи), поднимающихся по склону  горы. В ранней народной этимологии утверждалось, что слово Фудзи произошло от 不二 (не+два) означающего «не имеющий себе равного», «несравненный». Другим утверждением было то, что основа это 不尽 (не+исчерпывать) означающее «неисчерпаемость».

Японский ученый  периода Эдо, Хирата Ацутанэ, предположил, что название произошло от слова, означающего «гора, стоящая стройно, как рисовый колосок (хо)».
  миссионер Джон Батчелор (1854—1944) утверждал, что название происходит от айнского слова, означающего «огонь (фути) огненного божества (Камуй Фути)», что было опровергнуто японским языковедом Кёсукэ Киндаити (1882—1971), исходя из соображений фонетического   развития (фонетическое изменение).

Он также отметил что хути означает «старая женщина», апэ — «огонь»; Апэ хути камуй — божество огня. Исследования распространения топонимов позволяют предположить что происхождение слова «фудзи» лежат скорее в языке Ямато, чем в айнском. Японский топонимист Кандзи Кагами утверждал, что слово имеет тот же корень, что и слова «глициния» (фудзи), «радуга» (нидзи, есть также альтернативное фудзи) и происходит от их общности «красивый длинный склон».
В  западных источниках гору Фудзи часто называют «Фудзиямой», или даже избыточно «горой Фудзиямой». Это чтение не является правильным в стандартном японском языке. Другие имена Фудзи устарели или применяются только в поэзии, среди них Фудзи-но яма (ふじの山, Гора Фудзи), Фудзи-но таканэ (ふじの高嶺, Высокий пик Фудзи), Фуё̄-хо̄ (芙蓉峰, Лотосовый пик), Фугаку (富岳 или 富嶽, где первый иероглиф является частью собственного имени Фудзи, а второй обозначает гору). На данный момент, самое корректное название - Фудзи-сан/Фудзисан/ 富士山, где последний иероглиф имеет значение "гора".
    

Фудзияма, Фудзи

Образ горы в искусстве
Многие из вас наверняка видели образ горы Фудзи в японском искусстве. Практически на всех гравюрах вулкан изображен с острыми неприступными вершинами и в снегах. Однако на самом деле покорить гору не так уж и сложно, да и снег там бывает не всегда. Большая часть путешественников устремляется на эту достопримечательность в июле и августе — именно в эти месяцы гора Фудзи свободна от снега.

В этот пик туристического сезона здесь предусмотрены все удобства для гостей страны и местных паломников: работают магазины, небольшие кафе, центры спасения и места для отдыха. Интересно, что японцы предусмотрели абсолютно все — здесь есть даже туалеты. Причем это единственное место во всей Японии, где за вход в места общего пользования придется заплатить. Кстати, многие туалеты работают на солнечных батареях и даже имеют подогреваемое сидение.
Имейте в виду, что подъем на гору займет от 3 до 8 часов, а спуск — от 2 до 5 часов, в зависимости от вашей физической подготовки. Весь маршрут разделен на станции. Как правило, туристы добираются до пятой станции на такси или автобусе, а уже дальше топают пешком. На самой вершине Фудзи расположены синтоистский храм, почтовое отделение и метеостанция. На вулкане и около его подножия очень много горячих источников.
  
 Геологическое строение
Японские острова представляют собой микроконтинент (некоторые исследователи рассматривают архипелаг как островную дугу, но Япония отличается от них повышенной мощностью и площадью коры) над зоной субдукции, которая входит в состав Тихоокеанского огненного кольца.

В этой зоне субдукции поглощается океаническая кора Филиппинской и Тихоокеанской плит. Гора Фудзи расположена в точке, где встречаются Евразийская, Филиппинская и Охотская плиты.
Гора Фудзи расположена в районе многолетней вулканической активности, поверх нескольких древних вулканов. Выделяется четыре этапа вулканизма, которые сформировали гору. Сначала здесь изливались андезитовые лавы, из которых образовался вулкан Сен-Комитакэ, затем они сменились базальтовым вулканом Комитакэ. Примерно 80 000 лет назад сформировался так называемый «Старый Фудзи». 
Современная гора называется «Юный Фудзи» и начала свой рост 11—8 тысяч лет назад. От 8 до 4,5 тысяч лет назад здесь неоднократно происходили вулканические взрывы, а затем в течение целого тысячелетия — обильные излияния лавы. Для современного этапа истории вулкана характерны базальтовые магмы. На склонах вулкана открылось более сотни побочных кратеров и расщелин. Потоки лавы перекрыли реки и ручьи, верховья которых находились к северу от вулкана, в горах Мисака, — так возникли Пять озёр Фудзи (Сегодня популярное в Японии курортное место).
С 781 года произошло 12 взрывных, изливающих базальтовую лаву извержений. Крупнейшие 800, 864 и 1707—1708 годах.

Последнее — самое сильное за историческое время: на восточном склоне появился новый кратер (Хоэй-дзан), а выброшенный пепел покрыл улицы города Эдо (современный Токио) 15-сантиметровым слоем. Название Хоэй-дзан используется также для локального пика на краю нового маленького кратера.
Несмотря на сложную историю, вулкан развился в коническую гору, имеющую схожие очертания со всех сторон; Хоэй-дзан слегка нарушает симметрию. Фудзи представляет собой типичный стратовулкан.
   

                                                       водопад у подножья Фудзи                                                                             

Фудзияма, Фудзи

Поведение на горе
Запомните, что на горе Фудзи строго-настрого запрещается мусорить. Согласно местным правилам, если вы приобретете воду в магазине во время восхождения, то сможете выбросить лишь одну пустую бутылку. Всем путешественникам выдают специальные пакеты для мусора.
Каждый год на гору Фудзи поднимаются около 200 тысяч человек. Есть лишь четыре официальных маршрута, по которым можно подняться на вершину вулкана. Остальные тропы довольно опасны и сложны, именно поэтому не стоит доверять недобросовестным проводникам. Неукрепленные маршруты используются исключительно для бульдозеров, которые доставляют продукты питания и различные товары для магазинов.
  
 
Как добраться, где находится:
Гора Фудзи-сан входит в Национальный парк Фудзи-Хаконе-Изу, из Токио до него около 80 км. Из центра Токио до горы Фудзи можно добраться за 2 часа по скоростной автодороге. К вершине ведут четыре тропы, каждая начинается на одной из пятых станций. Во время альпинистского сезона (с 01 июля до 31 августа) автобусы довозят туристов как раз до пятых станций.
Из Токио и Осаки до них (станций) ходят автобусы и экспрессы.
Восхождение на вершину займет от 5 до 7 часов. Его можно начать днем и заночевать на одной из промежуточных станций или поздно вечером, чтобы встретить рассвет на вершине.
 
Из Токио до Пятой станции у Фудзиямы туристов ежедневно с утра до вечера доставляют экспресс-автобусы компаний Fujikyu и Keio. Машины отправляются каждый час от автовокзала Синдзюку (Shinjuku Expressway Bus Terminal), в пути около 2,5 часов, билеты стоят порядка 2700 JPY.
Поездами чуть сложнее и дороже. От вокзалов Токио и Синдзюку поездом JR Chuo Line до Оцуки, затем по линии Fujikyu Railway Line до Кавагучико. Поездка также займет примерно 2,5 часа, но обойдется примерно в 4000 JPY. Из Кавагучико регулярно отправляются автобусы по местным достопримечательностям, озерам и до Фудзи.
    

Фудзияма, Фудзи

Следы древних поселений на Фудзи
Древние поселения на ФудзиНаходки в окрестностях Фудзи говорят, что люди жили здесь более 10 000 лет назад. Развалины в местечке Oshikakubo ученые относят к  ранней эре Дзёмон, их возраст оценивается примерно в 12 тысяч лет, что делает это поселение старейшим в Японии. Здесь были найдены остатки жилья в виде подковообразных ям. Предполагают, что крыши этих жилищ сооружались из веток.  
Здесь же были найдены каменные орудия, а также группы камней, расположенных  определенным образом, предположительно в каких-то церемониальных целях.  В то время извержения вулкана происходили достаточно часто, подвергая опасности жизни людей, живших в этих местах. Вследствие этого ученые предполагают, что здесь было достаточное изобилие еды и воды, чтобы компенсировать опасность, исходившую от вулкана. Рядом с городом Фудзиномия находятся развалины Санго, относящиеся к среднему периоду эры Дзёмон. Некоторые каменные сооружения были экспериментально идентифицированы учеными  как религиозные или погребальные. Интересно, что эти сооружения ориентированы по направлению к Фудзи.
 
Фудзи-сан в искусстве
Тридцать шесть видов ФудзиНемного найдётся в Японии мест, которые были бы столь популярны у художников и поэтов, как гора Фудзи-сан. Японские художники Кацусики Хокусай и Утагава Хиросигэ  создали серии цветных гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи», на которых гора Фудзи изображена с разных ракурсов.  
Показ  этих гравюр на Парижской выставке в 1867 году принес этим художникам всемирную известность, и в дальнейшем их творчество оказало влияние на художников по всему миру.  Например, сильно ощущается влияние этих художников на творчество Ван Гога. Подчеркивая истоки заимствования, Ван Гог обрамляет свои композиции японскими иероглифами, скопированными им с гравюр Хиросигэ.  Композитор Дебюсси был настолько вдохновлен гравюрой Кацусики Хокусая  «Большая Волна в Канагаве», что это побудило его к написанию симфонии «Море».
 
Интерес к Фудзи в других странах
Гора Фудзи любима и почитаема не только в Японии, но и во многих других странах. В древнем Китае было сказание, что за восточным морем есть «волшебная гора». Император Цинь Шихуанди  отправил своего посланника Ксу Фу, чтобы тот нашел там эликсир вечной молодости. Ксу Фу отправился в плавание вместе с огромным флотом, и целью его путешествия была Фудзи. Достиг ли он горы или нет, осталось неизвестно, но легенды и истории о Ксу Фу до сих пор живы во многих частях Японии. 
В западных странах также издавна был интерес к Фудзи. Так первый английский посол в Японии, сэр Резерфорд Олкок, вопреки пожеланиям правительства сёгуна в 1860 году поднялся на вершину Фудзи.  А в 1867 году Леди Паркес, жена другого английского посла, нарушила табу, запрещавшее представительницам прекрасного пола подниматься  на гору. Сегодня иностранцы составляют  примерно треть от общего числа восходителей на Фудзи.
 
Фудзи и религии
Фудзи не всегда была спокойной горой, были времена, когда вулкан извергал дым и пламя, угрожая всем, кто жил вокруг. И это нашло своё отражения в религиях. Так, в соответствии с легендой,  в 27 году до н.э. японский император Суйнин чтобы успокоить бога Фудзи, основал у подножия горы храм Фудзисан Хонгу Сэнгэнтайся – главный храм бога Асама в Японии. Саканоуэ-но Тамурамаро — первый воин, который заслужил титул сёгуна , по приказу императора Хейдзея в 806 году переместил святыню в ее настоящее место. После того, как вулкан успокоился, основатель «горного буддизма», монах Мэтсудай Сёнин в 12-м веке поднялся на Фудзи, напевая мантру «шесть корней восприятия», и таким образом проложил путь для паломничества на вершину горы. 
Приблизительно к 15-му веку такое паломничество стало распространено не только среди монахов, но также и среди обычного народа. Паломничество на Фудзи стало популярным среди простых японцев в эпоху Эдо (17-19 столетия).  Такое восхождение являлось для японцев церемонией, которую обязательно нужно было совершить в течение своей жизни. Даже была создана специальная организация «Фудзи-ко» – своеобразный товарищеский кооператив, члены которого ежемесячно платили в общую кассу определенный взнос, и после того как необходимая сумма собиралась, кооператив отправлялся в поход на гору.
  
Фудзияма в японской поэзии
В период Хэйан с 9-го по 12-й века наблюдалась повышенная вулканическая активность Фудзиямы. С одной стороны грозный вулкан внушал людям благоговейный страх, с другой – символизировал неистовую страсть. Это нашло отражения в японской поэзии. Кокинсю  — анатология японской поэзии вака, выпущенная в 10-м столетии нашей эры, содержит пять произведений, прославляющих Фудзияму.  Даже после того, как извержения в значительной степени прекратились, в поэзии вулкан Фудзияма продолжал извергать пламя.
 
Стелется по ветру
Дым над вершиной Фудзи,
В небо уносится
И пропадает бесследно,
Словно указывает мне путь.
(Монах Сайгё, 12 век)
 
Воды Фудзи
Воды ФудзиПриблизительно 2 миллиарда тонн осадков каждый год выпадает на Фудзи. Однако на горе фактически нет никаких водных потоков, которые уносили бы эти воды вниз. Вода находит себе дорогу в виде родников у подножия горы.  
Основная причина этого – коническая форма горы.  Фудзи формировалась от повторяющихся извержений, а базальт и вулканические породы, которые составляют верхний слой  «Нового Фудзи», в значительной степени проницаемы для воды. При этом «Старый Фудзи»  состоит из пород, которые практически не пропускают воду. Поэтому водные осадки, попадающие на Фудзи, свободно проходят через внешнюю оболочку вплоть до водонепроницаемых пород, и под землёй текут вниз. Лавовые породы выступают своего рода фильтром, поэтому родниковая  вода Фудзи известна своей чистотой. Также эта вода насыщена полезными минеральными солями.  Миллионы литров воды ежедневно берутся из реки  Kakita в префектуре Шизуока.

        

Богиня горы Фудзи

Когда-то давным давно в одной деревне жил-был юноша, по имени Ёсодзи. Однажды в тех краях разразилась страшная эпидемия оспы, и многие жители деревни заболели. Болезнь настигла и мать Ёсодзи. С каждым часом ей становилось всё хуже и хуже. Тогда Ёсодзи, боясь, что она умрёт, отправился к волшебнику, по имени Камо Ямакико за помощью и советом. Волшебник выслушал юношу и подумав, велел ему отправится к небольшому ручью на юго-западном склоне горы Фудзи. Волшебник сказал Ёсодзи, что у истока этого ручья, находится святилище Бога Долгого Дыхания. Юноша должен будет набрать воды из этого источника и отнеси ее своей матери.

Только эта вода может помочь излечить недуг его матери. Ёсодзи преисполнился надежды и поспешил отправиться в путь. Вскоре юноша подошёл к перепутью трёх дорог и остановился в нерешительности, какую же из них выбрать. Пока он раздумывал, из леса неожиданно появилась прекрасная девушка в белом платье. Она предложила Ёсодзи последовать за ней туда, где возле святилища Бога Долгого Дыхания находится драгоценный источник.

Девушка привела Ёсодзи к ручью, из которого он напился сам и наполнил фляжку искрящейся водой для своей матери. Затем девушка проводила его обратно к тому месту, где они встретились, и сказала:  

— Приходи сюда через три дня, тебе ещё понадобится вода.

Пять раз приходил Ёсодзи к священному источнику, пока его мать не поправилась окончательно. Выздоровели и остальные жители деревни, которым юноша тоже принёс чудесной воды. Все славили храброго Ёсодзи, а волшебнику Камо Ямакико послали щедрые дары за его своевременный совет.

Но честный юноша стеснялся всеобщих похвал: он понимал, что на самом деле благодарить нужно прекрасную девушку, которая показала ему дорогу к источнику. Ёсодзи хотел найти её и ещё раз выразить свою благодарность, поэтому он снова отправился к священному месту. Но, дойдя до святилища Бога Долгого Дыхания, Ёсодзи увидел, что ручей высох. Юноша был очень удивлён и огорчён этим. Он опустился на колени и стал молиться, чтобы та девушка, что была так добра к нему, явилась бы снова и он смог бы отблагодарить её за помощь. Когда Ёсодзи поднялся с колен, девушка стояла прямо перед ним.

Ёсодзи с большой теплотой и изяществом поблагодарил девушку, а затем попросил её назвать своё имя. Он хотел знать имя той, что была его проводником и помогла матери Ёсодзи вновь обрести здоровье. Но в ответ на все его мольбы девушка только молча улыбалась и качала головой. Всё ещё улыбаясь, она взмахнула в воздухе цветущей веткой камелии, которую держала в руке, — как будто подзывая издалека какой-то невидимый дух. В ответ на её призыв с вершины Фудзи спустилось облако, оно окутало прекрасную девушку и унесло обратно на вершину горы.

Только тогда Ёсодзи понял, что его проводником была не кто иная, как сама богиня горы Фудзи. Юноша преклонил колена, провожая взглядом окутанную облачной пеленой фигуру. Глядя ей вслед, Ёсодзи почувствовал не только благодарность, но и любовь. И тогда богиня горы Фудзи бросила к его ногам ветку камелии – на память, как символ своей любви.

∗∗∗

Японский топонимист Кандзи Кагами (Kanji Kagami) утверждал, что название Фудзияма имеет тот же корень, что «глициния» («fuji») и «радуга» («niji»), но употребляется также альтернативное «fuji», и происходит от словосочетания «красивый длинный склон». В Японии цветок «глициния» («fuji») символизирует молодость, красоту и поэзию, исцеление и защиту и называется «фудзи» созвучный с главным символом страны — горой Фудзияма («Гора Глицинии»).

 

 

________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Геологическое строение горы Фудзи 
 Японцы и их гора Фудзияма (интервью). Радиостанция «Эхо Москвы» (6 февраля 2010). — В гостях Александр Мещеряков, ведущий Лев Гулько.
 Alex Kerr. Dogs and Demons: Tales from the Dark Side of Japan. — Hill and Wang, 2002. — 320 p. — ISBN 0809039435.
  Александр Мещеряков. Дрожащая земля // ООО «Новое время». The New Times : журнал. — 2011. — 21 марта (№ 10). 
Всеволод Овчинников. Ветка сакуры. — М.: «Молодая гвардия», 1975. — 288 с. — (Библиотечная серия). — 100 000 экз.
Гора Фудзи на Портале о странах
Интересные факты о Фудзи
Япония / Отв. ред. Я. А. Певзнер, Д. В. Петров. Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. — М.: Мысль, 1973. — 456 с. — (Экономика и политика стран современного капитализма). — 31 000 экз.
Япония: Справочник / Составители: В. Н. Ерёмин, К. О. Саркисов, А. И. Сенаторов; Под общ. ред. Г. Ф. Кима, К. О. Саркисова, А. И. Сенаторова. — М.: Республика, 1992. — 544 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-250-01254-X.
Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. — М.: АСТ, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-9713-7611-8.
История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 с. — ISBN 5-89282-107-2.
Мещеряков А. Н., Грачёв М. В. История древней Японии. — СПб.: Гиперион, 2002.
 Атлас мира: Максимально подробная информация / Руководители проекта: А. Н. Бушнев, А. П. Притворов. — Москва: АСТ, 2017. — С. 52. — 96 с. — ISBN 978-5-17-10261-4.
Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1988. — С. 8. — 432 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-06-001204-2.

 

ВложениеРазмер
Фудзияма, Фудзи121.47 КБ
Фудзияма, Фудзи364.27 КБ
Фудзияма, Фудзи180.88 КБ

Комментарии

Отправить комментарий