Священная роща буйских удмуртов

В Куединском районе Пермского края расположен куст удмуртских деревень, которые расположены в долине реки Буй (левый приток Камы, не путать с рекой Буй в Марий Эл и в Кировской области). Удмурты сюда переселились со стороны Вятки еще в начале 17-го века, и основали тут несколько поселений. Около каждой деревни были свои сакральные места удмуртской языческой веры.

  

 ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

 

Священная роща буйских удмуртовСвященная роща расположена в Пермском крае между двумя удмуртскими деревнями: Большой Гондырь и Барабан (Куединский район). В роще в основном липовые деревья, в подлеске встречается рябина и береза, вокруг рощи поля и луговые урочища. В древности молельное место называлось Лудкечвöсян, так как здесь находилось место жертвования богам и духам зайца (по-удмуртски: лудкеч – заяц). В наше время святилище не забыто, хотя в советское время был перерыв в молениях, но с 2011 года моления в этой роще возобновлены. 

Священная роща буйских удмуртов
По другой версии в древнем названии рощи слово «луд» - всегда означает священную рощу, природно святилище, а второй корень – означает совершение моления. Роща находится на берегу реки Буй.
Удмурты окрестных деревень часто проводят в этой роще так называемое «Зимнее моление» или «Тол вӧсь». Это моление проводится обычно в ноябре, после полного окончания сельских работ, перед тем как плотно ляжет снежный покров. Моление символизирует собой благодарность крестьян за урожай прошедшего года, просьба нормально пережить грядущую зиму, и получение благословения у сил Матери-природы на будущий год.

Священная роща буйских удмуртов
Кроме жителей деревни Большой Гондыр на «Тол вӧсь» собираются удмурты из деревень Барабан, Кирга, Вильгурт и Кипчак (проводятся общественные моления). Также приезжают гости и родственники из других районов. Проводят моления только мужчины, женщинам доступ в рощу строго запрещен, они занимаются домашними делами. Основное моление удмуртов проходит ночью, но в древности обычно молились рано утром. Считается, что ночные моления пришли в период гонения на язычество еще в царские времена, ну, и потом уже во времена Советского Союза. 


Перед молением обычно готовят продукты и собирают средства на закупку необходимого для моления. К утреннему молению обычно готовят специальную обрядовую кашу с мясом жертвенного животного (мясо начинают варить еще ночью). Кашу варят на бульоне заколотого бычка (или барашка) из нескольких круп, которые собираются у жителей деревни. Потом каша совместно съедается удмуртами, и еще раз молятся богам и духам рощи. Потом остатки каши везут в деревню и раздают тем, кто по каким-то причинам не смог прийти. 
В Большом Гондыре в этот день проходит народный праздник «Дӧдьы кыткон» — что в переводе с удмуртского означает:  «запрягать сани». Это как бы день встречи зимы, обновление снежного покрова, земля в тот день «уходит на отдых» до будущей весны, и набирается новой творческой силы. В этот день традиционно меняют телеги на сани, так сказать, «переобуваются», лошадей красиво украшают ленточками и колокольчиками, катают детвору и молодежь по сельским дорогам и деревням, ходят друг к другу в гости.
 
Сама священная роща – это своеобразный природный храм для многих финно-угорских народов, и удмурты тут не исключение. В роще всегда выделялись особенные священные деревья, именно перед таким деревом и проводили жертвоприношение, часть жертвы вешали на ветви и макушку древа (обычно голову и шкуру) – дар небесным силам, часть жертвы (копыта и хвост) закапывают в корнях этого дерева – дар подземному миру ушедших предков. А мясо и обрядовую кашу съедают сами удмурты – жители реального (среднего) мира. Именно в кронах священного дерева обитает бог Луд – дух этой рощи (Керемет). 


У древних удмуртов основным богам посвящались отдельные деревья: главному богу удмуртского пантеона Инмару – сосна (иногда - дуб), божеству Куазь (податель дождя) – дерево ель (пихта), Кылдысин (покровитель земледелия) – дерево береза (липа). К таким деревьям удмурты относились как к живым существам – равным самому человеку, с ним могли разговаривать, просить что-либо. По этой причине строго запрещалось что-либо рубить или ломать в священной роще, сухие ветки и валежник в ней можно использовать только для жертвенных костров. Существует множество историй и преданий, как боги и духи священных мест наказывали того человека, кто совершил святотатство в отношении сакральных языческих мест.
  Кроме этой рощи в окрестностях расположены другие сакральные месту удмуртского народа, например, святилище Буэ дюк вöсь (моление в логу Буя) – около деревни Кирга, на берегах реки Буй.

 
                                                           праздник в деревне Большой Гондыр                                        
Где находится, как добраться:
Северный Урал, село Большой Гондыр,
Куединский муниципальный округ, Пермский край, Россия
Координаты населенного пункта:
56.376705, 55.332961
Роща расположена между населенными пунктами Большой Гондыр, Барабан и Вильгурт.
Самостоятельно рощу посещать не рекомендуется, лучше спросить разрешения у местных жрецов или старейшин, чтобы они сами показали и рассказали про рощу.
     

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Статья Александра Черных.
Автор фото: Наталия Шостина.
Материалы от  Никиты Каменских.
Памятники природы Пермской области. — Пермь, 1983.
Сайт Российского географического общества (РГО).

 

  

ВложениеРазмер
Священная роща буйских удмуртов332.01 КБ
Священная роща буйских удмуртов398.15 КБ
Священная роща буйских удмуртов317.17 КБ
Священная роща буйских удмуртов249.98 КБ
Священная роща буйских удмуртов331.76 КБ
Священная роща буйских удмуртов142.72 КБ
Священная роща буйских удмуртов172.31 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

___________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.