Музей-заповедник Коломенское

Музей-заповедник Коломенское

Музей-заповедник Коломенское  – это царская усадьба с древними архитектурными памятниками и обширный парк, одно из самых интересных мест в Москве. С ним  связано множество страниц и событий русской истории.
Согласно легенде, село Коломенское было основано выходцами из Коломны, которые пришли в эти места, спасаясь от нашествия хана Батыя еще в 1230-х годах. Первое письменное упоминание села датируется 1336 годом: в духовной грамоте Великий московский князь Иван Калита завещал наследникам свою подмосковную вотчину.
Позже тут находилась загородная резиденция великих русских князей и русских царей. В Коломенском жили Василий Третий, Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Вторая, Александр Первый. Расцвет царской усадьбы пришелся на времена правления государя Алексея Михайловича «Тишайшего», построившего тут деревянный дворец необыкновенной красоты. К сожалению, до наших дней это чудо деревянного зодчества не сохранилось.

 

                                                          Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Коломенское

Сейчас дворец Алексея Михайловича в Коломенском построен заново по древним чертежам, но стоит не на своем историческом месте. Ранее он располагался в центре усадьбы, на Государевом дворе, обнесенном оградой, фрагментарно сохранившейся до настоящего времени.

Задние ворота ограды царской резиденции со стрелецкими караульнями служили «черным ходом», использовались для подвоза провианта и хозяйственных нужд.

Почетные гости, послы, а также сам царь въезжали в усадьбу через парадные Передние ворота. С севера к парадному входу примыкает Приказная изба – царская канцелярия. С юга – Полковничьи палаты, где располагалась охрана и Сытный двор, служивший кухней и хранилищем для припасов.

От Задних до Передних ворот можно пройти по аллее и полюбоваться на домашний храм царя – церковь Казанской иконы Божьей матери. Он очень нарядный, с золотыми звездочками на луковках. Здесь находится одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная «Державная Богоматерь».
За пределами Государева двора на высоком склоне берега Москвы-реки стоит жемчужина царской усадьбы – белоснежная Церковь Вознесения в Коломенском.
Возведен сей храм в 1530 году при Василии Третьем в честь рождения его сына и наследника Ивана Васильевича Грозного. Высота сооружения – 60 метров, это самое высокое здание того времени и первый каменный шатровый храм на Руси. Дошел он до нас в первозданном виде, охраняется ЮНЕСКО.

Совсем рядом с Вознесенской церковью возведен храм Георгия Победоносца и круглая Георгиевская колокольня.
От Вознесенской площади открываются чудесные виды на излучину Москвы-реки.
Недалеко находится Водовзводная башня, служившая для подачи воды в царскую резиденцию.

                                                    Музей-заповедник КоломенскоеМузей-заповедник Коломенское
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Коло́менское — бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское — Лефортово — Люблино — Измайлово».
В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы — «Державная»

                                                  храм Казанской Божьей Матери                                       Музей-заповедник Коломенское

История
Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.
Василий III выстроил здесь в 1528—1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения (вероятно, заложена для моления о чадородии). В статьях о церкви Вознесения, ей часто приписывают функции сторожевой башни, но это чистая выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы был глухим и там не могло быть никакого используемого помещения.

Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547—1554 гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И. Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины (29 августа].

В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II.
Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667—1668 гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.                       Музей-заповедник КоломенскоеМузей-заповедник Коломенское

С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 г. 
Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».
После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран. Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766—1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние — деревянные.

В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.

Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году. Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка[3]. Последний дворец был разобран в 1872 году. 
От дворца 1825 г. сохранился только один флигель. В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 2001—2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты. Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации. После реставрации с 2011 года на ярмарочной площади в Коломенском проводятся крупнейшие всероссийские ярмарки мёда. 

                                                       гравюра 18 века - Коломенское                              Музей-заповедник Коломенское

 
Музей
Музей Коломенское был основан в 1923 г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в. 
При Барановском хозяйственную постройку из Преображенского поставили на месте светлиц, напротив места, где некогда стояли утраченные шатровое крыльцо «приказных» палат и сами палаты. Для парадного царского двора, где Алексей Михайлович принимал послов, хозяйственная постройка не подходила, но вся территория тогдашнего музея составляла 25 га. 
После Барановского поставили Домик Петра I на разваленных фундаментах XVII в. и на следах построек XVI в. На свободном лугу поставили Святые врата Николо-Корельского монастыря, но разрезав луч, соединявший Казанскую церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1959 году рядом с воротами Николо-Корельского монастыря поставили башню Братского острога из Сибири.

По концепции С. А. Гаврилова музей деревянного зодчества надо было создавать на левом берегу речки Жужи, где можно было сделать микрорельеф местности. Но сделали музей в урезанном виде по проекту В. М. Бодунова на правом берегу (на территории села Коломенское).                   Музей-заповедник КоломенскоеМузей-заповедник Коломенское

                                                                                              

Интересные факты
Интересно, что на территории музея находилось до начала 80-х годов XX века село Коломенское, в котором проживали местные жители, ведшие, по устным преданиям, свой род от дворовых людей царя Алексея Михайловича. Строения, в которых они проживали, были построены из толстых бревен, однако внешне скорее напоминали не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки или многоквартирные дома. Причем возраст некоторых строений был более 300 лет. 
Эти здания охранялись государством, о чём свидетельствовали соответствующие таблички на зданиях. Однако после выселения жителей села с территории музея-заповедника через некоторое время дома пришли в упадок, частично сгорели и были разобраны.

Посетители музея-заповедника могут принять участие в старинных народных гуляниях с катанием на лошадях и прогулками на теплоходах по Москве-реке, а также в фольклорном представлении «Старинная свадьба», во время которого гости переодеваются в народные свадебные костюмы и становятся героями свадебного обряда.

 
 Архитектурные памятники
Церковь Вознесения Господня, 1528—1532 г.
Казанская Церковь, XVII в.
Колокольня церкви Св. Георгия Победоносца, XVI в.
Церковь Св. Георгия Победоносца, XVI в.
Трапезная церкви XIX в. при Колокольне Георгия Победоносца, XVI в.
Водовзводная башня, XVII в. — водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В 1675 г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни — проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.
Дворцовый павильон, 1825 г.                                          Музей-заповедник КоломенскоеМузей-заповедник Коломенское
Передние ворота, 1671—73 гг. — служили парадным въездом в царскую усадьбу XVII в. Воздвигнуты в 1671—1673 гг. Ворота состоят из четырёх ярусов и завершаются башней с восстановленным в 1994 г. двуглавым орлом[8]. В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот. Львы, приветствуя гостя вращали глазами, поднимали лапы и издавали рёв. Над Органной палатой находится Часовая палата с действующим механизмом. В настоящее время в памятнике располагаются музейные экспозиции.
Полковничьи палаты, XVII в.
Приказные палаты, XVII в.
Сытный двор, XVII в.[10]
Задние ворота, XVII в.
Караульни внутренние и наружные у Задних ворот (воссозданы) XVII в.
Стена Кормового двора, XVII в.
Стена Хлебенного двора, XVII в.
Ограда Государева двора, XVII в.
Садовые ворота, XIX в. — сохранившиеся фрагменты являлись воротами в Вознесенский сад. Сложены в начале XIX века из кирпичей разобранных построек XVII столетия на первоначальном фундаменте. По фундаменту можно предположить, что у Садовых ворот были примерно такие же пилоны, как у Задних.
Часовой столб (Челобитный столб), XVII в.
Памятный столб-часовня, XIX в. — памятный знак, поставленный крестьянами в деревне Шайдорово в последней трети XIX в., близ села Царицыно, в честь императора Александра II Освободителя и отмены крепостного права. В 1980 году перевезён в Коломенское. Отреставрирован в 2005 году. Ранее памятник был известен как Межевой столб.
Хозяйственная постройка (Медоварня), XVIII в.
Башня Братского острога, 1659 г.
Башня Николо-Корельского монастыря, 1698 г.
Домик Петра I[], XVIII в. — был построен в 1702 г. на острове Святого Марка в устье Северной Двины корабельными мастерами. В нём в течение двух с половиной месяцев жил Пётр I, наблюдая за строительством Новодвинской крепости, расположенной на материке, напротив острова. Одновременно здесь, на Соломбальских верфях, закладывались основы российского морского флота. В 1934 г. Домик Петра I был перевезён в Коломенское.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, середина XVI в.
Башня Сумского острога (Моховая), XVII в.
Водяная мельница на реке Жуже (воссоздана в 2007 году по образцу водяных мельниц середины XIX века).
Львиные ворота Московского Кремля (фрагменты).
Деревянная церковь Георгия Победоносца, 1685 г.                       Музей-заповедник Коломенское Музей-заповедник Коломенское
Макеты исторических зданий
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича — гипотетический экстерьерный макет с частичным воссозданием интерьеров. Построен в 2008-2010 годах на территории бывшего села Дьяковское без привязки к историческому местоположению и ориентации по сторонам света. Макет возводился по чертежам, составленным по велению Екатерины II, При возведении использовались современные технологии — все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами.
Голландский домик Петра I — экстерьерный и интерьерный макет домика Петра I в Заандаме. Подарен России правительством Королевства Нидерландов в рамках проведения в 2013 году перекрёстного года российско-нидерландского сотрудничества. Установлен осенью того же года на правом берегу реки Жужа, на территории Музея деревянного зодчества.

 
Природные памятники
Родники «Кадочка»
«Девичий камень»
«Голова коня»
Голосов овраг
Дубовая роща                                                     Музей-заповедник Коломенское                      Музей-заповедник Коломенское
Археологические памятники
Дьяково Городище.
Кормовой двор.
Борисов камень, XII век — гранитный валун, пограничный знак владений Полоцкого князя Бориса в верховьях Западной Двины. На табличке около камня написано, что на камне выбита надпись: «Господи, храни раба Твоего Бориса» (XII век). Но это не так — на самом деле на камне выбит крест, и написано «Сулиборь хрьст», что значит «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». Перевезён из Государственного Исторического музея и установлен в Коломенском в 1920-х годах.
Половецкая баба, конец XI—XII вв. — надмогильный памятник над курганом половца-кумана. Слово «баба» тюркского происхождения и означает «отец». Южнорусские степи, конец XI — XII век.

 
ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Церковь Георгия Победоносца — памятник деревянного зодчества Русского Севера в московском музее-заповеднике «Коломенское». Построена в 1685 году на берегу реки Ёрги  (современная Архангельская область), сохранилась в почти оригинальном облике до начала XXI века, в 2008—2011 разобрана, перевезена в Москву и восстановлена на территории Коломенского.
Не путать с одноимённым каменным храмом из ансамбля Коломенского.

Музей-заповедник Коломенское

Георгиевская церковь — памятник традиционного деревянного зодчества Подвинья XVII—XVIII вв. Представляет собой двухъярусное сооружение из сосновых брёвен. Основная часть — четырёхугольный сруб-четверик, установленный на высоком подклете, с миниатюрными прорезями для окон и с алтарной пятигранной пристройкой с востока. Под крышей четверика виден пояс с декором, где первоначально на древних досках была начертана краской дата освящения храма (апрель 1688 года). На основной части устроен верхний, значительно более узкий четверик с крышей в форме бочки, увенчанной тремя стоящими в ряд главками с крестами. Алтарная пристройка также увенчана крышей-бочкой с главкой. У западного фасада имеется крытое крыльцо с лестницей, ведущей на верхний (над подклетом) ярус здания. Там же к фасаду пристроена галерея-паперть на консолях, некогда огибавшая весь фасад по периметру.

 
История
Изначально Георгиевская церковь являлась частью кладбищенского церковного ансамбля Среднепогостского прихода в отдалённой деревне Семёновская на берегу Ёрги. По документам Вологодской епархии известно, что Георгиевская церковь была возведена в 1685 году на средства прихожан. Кроме неё, в Семёновской имелась ещё и деревянная Рождественская церковь (построена в XVII в.; в отличие от Георгиевской — зимняя, отапливаемая) с колокольней. В 1720-х годах Рождественская церковь сгорела, позже была отстроена заново, а Георгиевская уцелела в первоначальном виде.
К началу XIX века Среднепогостский приход включал 26 деревень с населением около 900 душ. В 1890-е годы обе церкви были облицованы тёсом, а внутри украшены росписями оставшихся неизвестными художников. Георгиевская церковь в этом облике сохранялась вплоть до начала XXI века. В 1930-х годах Среднепогостские церкви были закрыты, внутреннее убранство разграблено, позже в Рождественской была устроена школа, в Георгиевской — клуб, затем склад. Во второй половине XX века деревни бывшего прихода практически опустели. Обе церкви стояли заброшенные и обветшали. На рубеже 1980-1990-х годов Рождественская церковь сгорела.

Музей-заповедник Коломенское
Восстановительные работы. 2010 год
С 2003 года специалисты Московского объединённого музея-заповедника начали разработку проекта реставрации находившейся к тому времени под угрозой разрушения Георгиевской церкви. Инициировал проект художник Иван Глазунов (сын Ильи Глазунова), случайно обнаруживший никому до того не известную церковь[1]. В 2008 храм был разобран и перевезён в Москву, в 2009 начались работы по реставрации храма и восстановлению его на территории парка Коломенское, близ комплекса музея деревянного зодчества.
В 2011 возведение церкви на новом месте было завершено. При реставрации сруба были использованы новые брёвна взамен обветшавших. В настоящее время Георгиевская церковь, как и другие экспозиции музея деревянного зодчества в Коломенском, открыта для посещения в летние месяцы.

ГОЛОСОВ ОВРАГ
Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов[1]. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение, — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.
Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом и подаваемые то как реальные факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы, то как городские легенды.

Утверждается появление в начале XVII века отряда татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но за пятьдесят с лишним лет до появления этих всадников. Татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом.

Другая легенда говорит о встрече советского милиционера в 30-х годах XX века ночью в овраге с неизвестным волосатым человекоподобным существом гигантского размера. Увидев его, милиционер вытащил пистолет, но существо скрылось. Милиционер также рассказывал про странный туман.

Ещё одна загадочная история, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год.

 

СЕЛО КОЛОМЕНСКОЕ И ЕГО ЛЕГЕНДЫ
Как-то я гулял со знакомой художницей в Коломенском. И зашли мы на его задворки, к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшей деревеньке Дьяково. А перед этим пересекли большой овраг, прозываемый Голосовым, который давно считается местом таинственным и аномальным.

Находясь внизу и осматривая два огромных камня (Девий и Гусь), спутница моя рассказала: «Здесь даже исследования проводились какой-то солидной лабораторией в 1996-98 годах. Но до этого ученые поработали в архивах, поспрашивали старожилов и собрали огромное количество презанимательных легенд. Мне особенно запомнилась одна. Два подвыпивших крестьянина - дело было еще в XIX веке - возвращались в свою деревню. Решили сократить дорогу и пройти через овраг, по дну которого стелился густой зеленоватый пупырчатый туман. Внезапно мужики, проходя между двух огромных валунов, вдруг провалились в какой-то коридор, по которому вышли в незнакомый мир. 
Там они увидели волосатых существ, которые объяснили им, что они попали в другое пространство и вернуть их будет нелегко, но они попробуют. Через некоторое время крестьяне снова оказались в овраге, благополучно дошли до своей деревни, однако с момента их исчезновения, как вскоре выяснилось, прошло уже двадцать с лишним лет. Правда, в деревне остались родственники, которые мужиков помнили. В дело вмешалась полиция, провели эксперимент. Но он окончился печально: на глазах у экспериментаторов один человек бесследно исчез, а другой, увидев это, впал в глубокую депрессию и впоследствии покончил с собой. Вот так бродить по всяким «чертовым местам»...

А еще существует поверье, что вот этот Девий камень помогает от бесплодия. Любители НЛО утверждают, что камни, Девий и Гусь, связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским видели неопознанные летающие объекты. Последователи эзотерических учений уверены, что овраг - важнейшее место в сакральной географии Москвы. Сюда устраивают экспедиции японцы и китайцы, здесь ищут пропавшую библиотеку Ивана Грозного»...

 

                                                          Голосовой овраг                                               Музей-заповедник Коломенское

Находки, исчезновения и чудеса
Голосовой овраг расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. По дну течет ручей или маленькая речка, образованная родниками, которых здесь великое множество. Предание рассказывает, что родники эти - следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над змием.
В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели здесь замеры электромагнитных полей. Превышение нормы электромагнитных излучений было более чем в 12 раз, а вблизи валунов - более чем в 27 раз. Но рассказывают, что опыты чуть было не закончились трагически. Проводя замеры в овраге, один ученый был резко поднят в воздух неизвестной силой на высоту 2,5 м и затем рухнул на отвесный склон оврага...

Документы Полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг., неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки.
Еще в XVI веке в густых садах Коломенского видели волосатого дикаря. Упоминание об этом есть в летописях. В советское время 2,5-метровый человекообезьян захаживал в здешние сады в 1926 г., этот случай был описан в статье А. Рязанцева «Пионеры ловят лешего».

                                                 Коломенский Кремль с Москвы реки                         Москва река

Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Неизвестна точная дата постройки этого пятиглавого храма, но историки предполагают, что был он заложен Иваном Грозным в 1547 г. в память о венчании на царство. Именно в Коломенском искал и будто бы почти нашел таинственную библиотеку Грозного археолог И. Стелецкий. И здесь же полвека спустя снова почти нашел ее строитель В. Поршнев.

В 1938 г., обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьяково, их пришлось свернуть.

В преддверии московской Олимпиады-80 В. Поршнев, в то время главный инженер управления «Мособлстройреставрация», руководил ремонтными работами в церкви, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над ступенями и лазом обнаружился свод из большемерного кирпича. Прокопали метра полтора - лестница уводила дальше. Тогда, посовещавшись, главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника «Коломенское» о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз в глубь метра на четыре. Увидев следы деятельности неведомых кладоискателей и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили надежно обезопасить интересный объект: засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту...

С точки зрения скептика
О поисках Стелецкого бывший главный хранитель музея «Коломенское» В. Суздалев говорил, что археолог искал библиотеку сначала в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского архитектора П. Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стелецкому, одержимому манией кладоискательства, портить памятник.
Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели «лешего») сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви. 

________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://mgomz.ru
http://pro-stranstva.ru/muzej-zapovednik-kolomenskoe/
Подключников В. Н. Коломенское / Под общей редакцией В. А. Веснина. — М.: Академия архитектуры СССР, 1944. — 63 с. — (Сокровища русского зодчества).
Сайт Википедия.
http://old.vdvsn.ru/papers/si/2005/03/30/34234/
Жиромский Б. Б. Домик Петра I в музее-заповеднике Коломенское. — М., 1969.
Гра М. А., Жиромский Б. Б. Коломенское. — М.: Искусство, 1971. — 160 с. 
Суздалев В. Е. Коломенское: Государственный музей-заповедник XVI—XIX веков. Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1986. — 80 с. — 30 000 экз.
Суздалев В. Е. Русское чудо. Царский дворец в Коломенском — шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII — первой четверти XVIII века. — М.: Пенаты, 2005. — 160 с. — ISBN 5-7480-0117-9.
Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-4284-0001-4.
Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
История села Коломенское и окрестностей

 

Комментарии

аватар: Кэп

Марийское моление в Коломенском

География проведения марийских традиционных молебнов пополнилась новым местом – на сей раз моление прошло уже на территории Москвы, в местах, связанных с мерянскими святилищами в музее-заповеднике «Коломенское» вблизи Дьякова городища – древнейшего археологического памятника раннего железного века (I тыс. до н.э. -  I тыс. н.э.) на территории столицы.

Окрестности Дьякова городища, издревле окруженные таинственными легендами и преданиями, к счастью, остались незастроенными - передаваемое из века в век строжайшее табу – запрет селиться в культовых местах – сохранило его территорию как для археологов, так и для потомков древних меря. Исследования на территории Дьяково велись еще с 1864 года, а вот традиция молений возобновилась только спустя 14 столетий.

Древние меря жили большими, патриархальными семьямив длинных домах, занимались скотоводством, сеяли пшеницу, ячмень и просо, вырезали из кости и ковали из железа и бронзы свои орудия труда и украшения, и молились в рощах у священных камней – огромных валунов ритуального назначения. На этих естественных алтарях часто встречаются углубления-чаши, где скапливается вода, обладающая по преданию исцеляющей силой.

У одного из таких камней-чашечников и состоялось последнее в этом году осеннее моление. Карт Московского региона Денис Ямаев провел обряды, были зажжены свечи и ритуальный костер. Вместе с мари в этот день к древнему святилищу пришли и представители других финно-угорских народов.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru