Кронштадт

Кроншта́дт (от нем. Krone — «корона» и Stadt — «город») — город-порт в России, расположенный на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Является единственным населённым пунктом (городом) Кронштадтского района города федерального значения Санкт-Петербурга и его внутригородским муниципальным образованием.

  

Население — 43 005 жителей (2010).

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы. В мае 2013 года Банк России выпускает памятную монету из серии «Города воинской славы» с гербом Кронштадта.

  

КРЕПОСТЬ КРОНШТАДТ

4 октября 1723 года (ст. стиль) по пути на остров Котлин Пётр I «делал чертёж фортеции котлинской», а после обеда на острове «обрисовал место фортеции маленькими ровиками». 6 октября дул сильный ветер и прилив затопил место закладки новой крепости.

    7 октября, несмотря на дождь, торжественная закладка состоялась: «перво был молебен с водоосвящением и на молебне именована Кронштадт, а по молебне наперед сам Е. В. изволил положить три дернины, потом Ея Величество Государыня Императрица изволила положить три дернины. После того прочие все по одной дернине, а как положили все, то Е. В. угол отрезал, как быть больверку, а с Кроншлота учинена из пушек стрельба; потом солдаты и матросы стали носить и класть дёрн; и как положили в длину до указанного места, а в ширину по 8-ми дернин, тогда на том заложен солдатами и матросами был погреб, а знатным господам подношено было по бокалу хорошего бургонскаго»

   3 ноября 1724 года вице-адмирал П. И. Сиверс был назначен главным командиром Кронштадта. Под его началом приступили к строительству новой крепости.

   План крепости предполагал создание бастионов, соединённых между собой куртинами. На юге острова стены крепости замыкались на строящиеся стены гаваней. Западный фронт крепости состоял из шести бастионов, названных по названиям строивших их полков: Преображенского, Семёновского, Ингерманландского, Лефортовского, Бутырского, Морского, и рва, пересекающего весь остров и отделенного от залива плотинами (ботардо). Северный фронт планировалось возвести четырёхбастионным, а восточный — двухбастионным.

   При жизни Петра I были, в основном, построены укрепления западного фронта крепости. Петр II в 1727 году велел составить новый проект застройки крепости. Проект предусматривал строительство фронтов по простой бастионной системе. В 1729 году приступили к строительству северных сооружений крепости. Строительством руководил инженер полковник де Кулон. В 1732 году буря размыла плотины, соединяющие западный крепостной ров с заливом, и хлынувшая вода размыла многие укрепления западного фронта, которые восстанавливали несколько лет. В 1734 году завершили строительство северной части крепости.

   Императрица Елизавета Петровна: «Кронштадтские крепости також и Александр-шанца поврежденные места нынешним летом все конечно вычинить и вновь, сколько возможно, для укрепления их строение производить со всевозможным поспешанием, а в каком ныне состоянии оныя крепости и какой починки и направления требуют и что ещё вновь, для лучшаго укрепления строить надлежит, и сколько каких материалов и для работы людей и на всё то денег потребно, росписав о починках и о новом строении... подать обстоятельную и краткую ведомость».

   Руководить строительными работами в Кронштадте был назначен генерал-лейтенант И. Л. Люберас. В июле 1739 года изменили профили флангов, завершили строительство восточной части крепостной ограды.

   Война, объявленная Швецией в 1741 году заставляла держать крепость в полной боеготовности, но всё обошлось благополучно. До 1790 года крепость

 

   В 1788 году вновь возникла угроза нападения Шведов на Санкт-Петербург. Кронштадтская крепость приводилась в боевой порядок. Из столицы срочно доставлялись оружие и боеприпасы. Победа у Красной горки и острова Гогланд над шведами сняла угрозу нападения. Под руководством адмирала С. К. Грейга приступили к обустройству гаваней и строительству Адмиралтейства.

   К началу XIX века увеличилась дальнобойность орудий, что заставило выносить оборонительные укрепления дальше от гаваней Кронштадта. Начали строить северные морские батареи. Начавшаяся война с Францией в 1805 году и с Турцией в 1806, — заставили обратить внимание властей на состояние Кронштадтской крепости. И в 1806 году было решено , что стены Кронштадтской крепости должны обеспечить защиту только от открытого нападения противника, а не длительную осаду, поэтому стали укреплять косные верки и строить новые морские батареи. После победы в 1812 году Кронштадтская крепость перешла к мирной жизни.

 

   На протяжении всего существования крепости не прекращалась борьба со стихией. Деревянные укрепления, укрытые землёй и дёрном приходилось постоянно заменять, частые наводнения и бури наносили крепости серьёзные разрушения Неоднократно вставал вопрос строительства Кронштадтской крепости в камне. Но за постоянной нехваткой денежных средств проекты усовершенствования крепости отодвигались на задний план.

   Самое разрушительное наводнение в Кронштадте произошло 7 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 11,5 фут (4 м 10 см) и затопила почти весь остров Котлин, причинило крепости огромные разрушения. Размытый грунт, смытые брустверы, повреждённые орудия, унесённые деревянные постройки, снесённые крыши... Всего лишь за день стихия сделала то, что не могла сделать ни одна вражеская армия за сто лет существования Кронштадта.

   В первую очередь, приступили к восстановлению гаваней и морских сооружений, затем — к восстановлению самой крепости. Император Николай Павлович лично следил за её строительством .

   За 1825—1840 годы ограда крепости была полностью восстановлена и перестроена. Теперь она представляла собой мощное укрепление, о котором мечтал её основатель.

 

   На западном фронте построили две оборонительные казармы с каменными полубашнями, толщина стен эскарпа у основания достигала 2,5 метров, а высота — 7 метров. Восстановили ров и плотины.

   Совершенно изменился северный фронт: с тыльной части крепостной стены, высота которой достигала 6 метров, были построены три одноярусных полубашни и четыре двухэтажных оборонительных казармы, возвели 4-метровый земляной вал отделяющий стену крепости от залива.

   На восточном фронте была построена крепостная стена с двухэтажной оборонительной казармой, Петербургские ворота и земляной вал. Северный и восточный фронты соединялись оборонительной башней.

   С юга линию обороны замыкали стены гаваней. Строили южные форты: «Император Пётр I», «Император Александр I», реконструировали Двойную Южную батарею и «Рисбанк».

 

                                                                      маяк в Кронштадте                  

Вооружение крепости после реконструкции:

Западный фронт крепости:

 

10 орудий в 2-х полубашнях;

14 орудий в трёх батареях на валах;

12 орудий на 4-х реданах;

6 орудий на 6-и флешах.

 

Северный фронт крепости:

13 орудий в 3-х полубашнях;

75 орудий на валу;

4 орудия в Северо-восточной башне.

 

Восточный фронт крепости:

11 орудий в казематах.

   Но даже это вооружение не делало крепость неуязвимой. В период Крымской войны опасались кораблей с винтовыми движителями, которые могли близко подойти к крепости и, маневрируя, подвергнуть её разрушительной бомбардировке. Поэтому с северной стороны Кронштадта в заливе стали возводить подводные ряжевые преграды.

 

   В конце 20-х годов XIX века гарнизон Кронштадтской крепости насчитывал более 17 тысяч человек при населении Кронштадта — чуть более 7 тысяч человек. После реконструкции крепости казарменный фонд доходил до 30000 мест! Но и этого фонда не хватило в XX веке — надстроили западные казармы, а потом 3 и 5-ю северные. Места около оборонительных казарм превратилось в огромный плац.

   Около 1-й северной оборонительной казармы был построен Манеж сухопутных войск. В нём, помимо прямого своего назначения, устраивались ёлки, ставились спектакли, читали лекции и показывали «туманные картины», а с появлением кинематографа — показывали кино. В пристройке манежа разместили алтарь церкви святого равноапостольного Великого князя Владимира. Около здания был разбит сад. В 1920 году Манеж сухопутных войск был переименован в клуб «Памяти трёх эсминцев» в честь погибших на боевом задании 20 октября 1919 года эсминцев, выполнявших минирование Капорского залива.

   В 1922 году в 5-й северной казарме открыли бани. В них ежедневно мылись около 2000 военнослужащих. Бани проработали всего два года. Сегодня лишь кафель на стенах заброшенной казармы напоминают об этом.

   В годы Великой Отечественной войны за пятой северной оборонительной казармой начинался ледовый путь — Малая дорога жизни (Горская — Кронштадт — Ораниенбаумский плацдарм). Здесь, на валу у залива, сохранились остатки укреплений времён войны. Монумент «Малая дорога жизни» на ул. Восстания напоминает о тех днях жизни Кронштадта.

   В 1960 году во 2-й западной оборонительной казарме разместилась мореходная школа ВМФ, которая работает до сих пор. В 1-й западной оборонительной казарме в 1996 году разместился Морской кадетский корпус. Остальные казармы используются в качестве общежитий или для размещения служб ВМФ, и представляют собой убогое зрелище.

   Шестиметровые стены величественной крепости в наше время возвышаются, от силы, на три метра, и используются под стоянки, мастерские, склады, или не используются никак. Всегда, за свою почти 300-летнюю историю, крепость Кронштадт приходила в ветхость в мирное время, и по одним и тем же причинам...

 

 

Рельеф и геологическое строение

В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — пески, супеси, глины с линзами ила или торфа — покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее Валдайское оледенение было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило и мели Финского залива превратились в острова. Остров Котлин представляет собой размытую ледниковую морену. Длина острова 11 км, ширина около 2 км. Западная оконечность затопляется во время наводнений, восточная часть приподнята за счёт подсыпки грунта. Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных (основания молов и бывших фортов).

 

  Климат 

Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22 июня. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом пре­обладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Кронштадта аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе—сентябре, средняя температура воздуха здесь немного ниже, чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой — выше (на 0,5—0,6°). Несколько сильнее на побережье и ветры.

 

Почвы, растительность и животный мир

На острове Котлин преобладают песчаные разнозернистые на водно-ледниковых песках среднеподзолистые почвы. В результате интенсивной хозяйственной деятельности естественный ландшафт повсеместно уступил место антропогенному.

 

Экологическое состояние 

Экологическая обстановка в Кронштадте оценивается специалистами как благоприятная. Продуваемый с Балтики воздух здесь заметно чище, чем в Петербурге, застойных зон, в которых скапливались бы выбросы, в городе нет. Радиационный фон постоянно находится на контроле, превышений допустимого уровня не отмечается. Городской пляж летом открыт для купания, однако в 2013 году купание было запрещено.

 

Кронштадтский футшток

Необходимость замера уровня моря существовала очень давно. За нуль принимали уровень моря относительно суши за длительный период наблюдений. По Астердамскому футштоку вычисляются высоты и глубины Западной Европы. По Марсельскому футштоку ведут замер уровня Средиземного моря.

В России футшточную службу организовал Пётр I. Первый футшток появился в Петербурге в 1703 году, а в 1707 году — появилась футшточная служба на Котлине. Замеры уровня моря были необходимы для молодого российского флота, — от уровня моря зависело плавание по мелководью Финского залива и устью Невы, а также строительство оборонительных сооружений на острове.

В 1825—1839 годах русский гидрограф М. Ф. Рейнеке вывел средний уровень моря для нескольких мест Финского залива и заметил, что нули футштоков в этих точках располагались выше среднего уровня. Он предложил совместить средний уровень моря с нулями футштоков. В 1840 году на граните были выбиты горизонтальные метки. Это нововведение позволяло производить наблюдения за уровнем моря от одной нулевой отметки.

 

Для контроля положения нуля футштока используют специальные реперы — метки на твёрдой поверхности суши. Основной репер Кронштадтского футштока — горизонтальная высечка буквы «П» в слове «Польза» на памятнике П. К. Пахтусову. Превышения репера над нулём футштока, по замерам в течение десятилетий, подтвердили устойчивость метки Рейнеке 1840 года.

 

На материке, в Ораниенбауме, находится метка  № 173. Она расположена на здании железнодорожной станции «Ораниенбаум», и с ней также, периодически, проводятся нивелировки. Результаты нивелировок, проводящиеся с 1880 года, показывают практическую неизменность высотного положения нуля Кронштадтского футштока.

В 1871—1904 годах астроном В. Е. Фус из астрономической обсерватории в Кронштадте осуществил нивелирную связь нуля Кронштадтского футштока с марками на материке. В. Е. Фусу принадлежит большая заслуга в решении вопроса об основном нуле высот России.

В 1886 году астроном-геодезист Ф. Ф. Витрам на месте нулевой метки вделал в камень медную пластину с горизонтальной чертой, которая и представляет нуль Кронштадтского футштока.

В 1898 году в деревянной будке был установлен мареограф — прибор, постоянно регистрирующий уровень воды в колодце относительно нуля футштока. Чуть позже мареограф перенесли в небольшой павильон с глубоким колодцем. Самописец мареографа беспристрастно фиксирует колебания моря, отмечая и отливы, и наводнения.

 

В 1913 году заведующий инструментальной камерой Кронштадтского порта Х. Ф. Тонберг установил новую пластину с горизонтальной чертой, которая и служит до настоящего времени исходным пунктом всей нивелирной сети России.

От нуля Кронштадтского футштока на всей территории России производятся измерения глубин и высот. Географические карты равняются на Кронштадтскую точку отсчёта. Даже космические орбиты ведут отсчёт от небольшой черты медной таблички, прикреплённой к устою Синего моста через Обводный канал в Кронштадте.

 

                                                      Кронштадт.  картина Айвазовского             

ИСТОРИЯ КРОНШТАДТА

Основание. Пётр I.

В начале октября 1703 года Пётр I плыл на новом фрегате «Штандарт» по Ладожскому озеру, когда было доставлено письмо от А. Д. Меншикова о том, что шведы покинули устье Невы. Пётр выходит в Финский залив для измерения глубин около острова Котлин.

Камни и мели к северу от острова не позволяли кораблям подойти к Неве. Единственный фарватер проходил вблизи острова Котлин с южной стороны. Здесь, около фарватера, Пётр и поручил Меншикову подготовить строительные материалы для постройки крепости.

Уехав в Воронеж, Пётр оттуда прислал модель крепости, предположительно, изготовленной по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини.

Как только стал крепкий лёд, солдаты полков Ф. С. Толбухина и П. И. Островского под руководством Корчмина, обучившегося инженерному делу за границей, начали постройку крепости.

Собирались ряжевые ящики. Их закладывали камнями, прорубали лёд, и опускали на дно. На этом фундаменте возвели трёхъярусную десятигранную деревянную башню.

7 мая 1704 года Пётр I прибыл в новую крепость, привёз первые пушки. В этот же день крепость освятил митрополит новгородский, а крепость «наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, и торжество в ней было трёхдневное».

 

Коменданту крепости были даны распоряжения по защите рубежа: «Содержать сию цитадель с Божиею помощью аще случится хотя до последнего человека и когда неприятель захочет пробиться мимо оной, тогда стрелять, когда подойдёт ближе, и не спешить стрельбою...» 

Уже через месяц, 12 июня 1704 года, эти распоряжения пришлось применять на практике. Эскадра шведского вице-адмирала Депру, состоящая из четырнадцати кораблей (одного линейного, пяти фрегатов и восьми небольших судов), попыталась прорваться по фарватеру мимо Кроншлота. Попытка не удалась. Тогда шведы высадили десант на остров Котлин и двое суток бомбардировали форт, да так, что «не единая бомба в Кроншлот не попала». Только 9 августа шведы ушли с острова.

Карл XII понял, что недооценил действия Петра. И уже через год к острову была направлена эскадра, состоящая из 22 кораблей под руководством адмирала Анкерштерна.

 

6 июня 1705 года шведы, приблизившись к острову, стали атаковать батарею Св. Яна (Ивановскую).

10 июня 1705 года шведские корабли под предводительством Депру остановились напротив Кроншлота. С другой стороны форта находился русский флот под командованием вице-адмирала Крюйса. Началась перестрелка. Крюйс: «Неприятель нашим бомбам честь воздал, для того от острова Ричарта (Котлина) отстал».

15 июля 1705 года арьергард шведов под командованием контр-адмирала Шнара атаковал батарею Толбухина, находящейся в западной части острова. Здесь шведам удалось высадить десант, но русские солдаты отбросили противника в залив. При отступлении шведы понесли большие потери. 

Разгром шведского десанта на о. Котлин в 1705 году

Из «Журнала» Петра: «шведы в лодках 1630 человек, хотели пристать на берег, чтоб взять батареи приступом, и недошед за милю стали. Наших полков Гамонтова да Микешина солдаты, не утерпя, начали палить залпом и их неприятелей побили 300 человек, взято живьём: 1 капитан, 1 поручик, 1 квартирмейстер, рядовых 25 человек...».

Из «Журнала» Петра: «Август. в 18-й день явился шведский флот, и посланы были наших 7 галер в 19-й день и был великий бой с 3-го часа; и за погодою галеры поворотились назад, а корабль в море...».

Крюйс: «не худо б было ещё какую крепость сделать».

К концу лета 1705 года на Котлине было уже пять батарей: Александровская, Толбухина, Островского — в западной части острова, Св. Яна (Ивановская) и Лесная (Петровская) — на южном берегу, напротив крепости Кроншлот.

В 1706 году на месте Толбухинской батареи, под руководством Ф. С. Толбухина была построена крепость «Святой Александр» («Александр-шанец»). Вооружение крепости состояло из 40 орудий крупного калибра.

После завершения строительства крепости «Александр-шанец» начались работы по постройке батареи «Св. Яна». Реконструированная батарея стала значительным оборонительным сооружением. Она была вооружена 27-ю орудиями крупного калибра.

Из-за малых глубин флот не мог зимовать у острова Котлин. И в 1709 году, по распоряжению Петра, приступили к строительству пристани и складов. А в 1710 году и канала для ввода судов в док.

Уже в 1710 году Котлин стал главной базой для флота перед походом на шведский тогда Выборг.

В середине января 1712 года Пётр I издаёт указ о выделении 3000 человек для "строения на Котлине острове фортеции и жилья".

 

Вооружение крепости в 1712 году состояло из 231 пушки и 3 мортир, размещённых на Кроншлоте и Котлине. Комендантом острова был Порошин, которому подчинялись полковники Толбухин (комендант крепости «Кроншлот») и Островский (комендант крепости «Св. Александр»). Гарнизон острова насчитывал около 2500 человек.

Строительство первой гавани было завершено в 1714 году. В этом же году начинается строительство первых каменных построек: дворец Петра, дом Миниха, и других. Первый кирпичный завод на Котлине был построен в 1712 году.

В конце мая 1714 года из гавани острова Котлин вышли 99 галер в сторону Лифляндии. 27 июня около полуострова Гангут состоялось сражение, в котором русский флот одержал очень важную победу. Эта дата считается днём рождения российского флота.

Военные действия у Кроншлота показали, что боевая эффективность крепости была невысока. Поэтому в 1715 году приступили к постройке крепости «Новый Кроншлот». Работами руководил капитан Эдвард Лейн.

Пётр пристально следил за строительством крепости. Он посетил Котлин в 1715 году 14 раз!

Флот рос, в Петербург стали приходить торговые суда. Назрела необходимость создания новых гаваней, удобных для стоянки больших судов. И по указу Петра началось строительство новых гаваней.

Для ускорения постройки Пётр приказал разделить гавань на части и назначить губернаторов ответственными за ведение работ.

В 1716 году на Котлин прибыли 4 губернатора: азовский, московский, архангелогородский и нижегородский. Вместо казанского губернатора прибыл представитель.

Людей и материалов не хватало, поэтому строительство многих объектов затягивалось.

 

Гавани были в основном построены в 1919 году, их очертания сохранились до наших дней. Форт «Новый Кроншлот» был окончательно построен только в 1724 году.

В 1717 году вооружение острова Котлин и форта «Кроншлот» состояло из 275 пушек и 19 мортир.

 

В 1719 году, по указу и плану Петра, начинается строительство канала и дока.

В 1721 году Петром утверждён генеральный план строительства на острове Котлин.

В 1721 году начали строить форт «Цитадель» против Ивановской батареи, с целью защитить построенные гавани и усилить защиту фарватера.

5 октября 1723 года Пётр I с императрицей Екатериной заложили крепость Кронштадт: «во 2-м часу пополудни заложили таким образом: перво был молебен с водоосвящением и на молебне именована Кронштадт, а по молебне наперёд сам Е.В. изволил положить три дернины, потом Её Величество Государыня Императрица изволила положить три дернины, после того прочие все по одной дернине, а как положили все, то Е. В. угол отрезал, как быть больверку, а с Кроншлота учинена из пушек стрельба».

Кронштадская крепость в 1723 — 1724 годах имела на вооружении 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир. Гарнизон составлял около 2700 человек. По оборонной мощи Кронштадт превосходил все русские крепости.

 

Пётр считал, что крепость Кронштадт надёжно защитит Петербург со стороны моря: «теперь Кронштадт приведён в такое состояние, что неприятель близко появиться не смеет. Инако корабли расшибём в щепы. В Петербурге спать будем спокойно».

  

КРОНШЛОТ

В конце навигации 1703 года шведы покидают Невскую губу. Пётр I, получив сведения об этом событии, сразу выходит в Финский залив к острову Котлин для промеров глубин. Промеры показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около самого острова Котлин. К югу и северу от острова — множество мелей и валунов.

Отъезжая в Петербург, Пётр I велел рубить крепость рядом с островом Котлин для защиты Петербурга от шведов. Макет крепости, изготовленный самим Петром, был прислан из Воронежа в конце 1703 года.

Начались работы. Рубили ящики-ряжи, которые закладывали камнями и опускали под лёд. На таком основании установили трёхъярусную деревянную башню крепости. Все работы выполняли солдаты полков Толбухина, Островского, Трейдена и Гамонтова.

«Мая в 7-й день изволил Великий Государь идти со всеми ближними людьми и с новгородским митрополитом и с прочими властями из Петербурга, водою в судах, на взморье к Котлину острову, в новую крепость, которая построена против того острова на воде, на самом проходе корабельном зимою, когда лёд был, деревянная и, нагрузи каменьем, впущена в воду и несколько в ней пушек поставлено, мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти. И в прибытие Его Великого Государя, тогда наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, и торжество в ней было тридневное».

Крепость представляла собой десятигранник с наибольшей шириной около 29 метров и длиной стороны в 9 метров. Высота башни от ординара была около 37 метров. Вооружение крепости составляло около 14 пушек.

 

Шведы не заставили себя долго ждать. 12 июня 1704 года у крепости появилась эскадра вице-адмирала Депру, состоящая из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов. Эскадра прикрывала восьмитысячный корпус генерала Мейделя, шедший на Петербург по суше.

Обстрел продолжался двое суток: «но ни единая бомба в Кроншлот не попала, понеже та крепость малая, а шведские бомбардирские корабли стояли в дальнем разстоянии, и невозможно никаким образом бомбам с корабля в него трафить». Шведы высадили десант на остров Котлин. Но, поражение Мейделя заставило шведов уйти.

 

В 1705 году эскадра адмирала Анкерштерна, состоящая из 22 кораблей, вышла для захвата Петербурга. Русский флот вышел к берегам острова Котлин, куда и прибыл 24 мая командующий флотом вице-адмирал К. И. Крюйс. На острове были установлены несколько батарей, которые усилили орудиями, снятыми с кораблей.

4 июня заметили шведскую эскадру. 6 июня шведы разделили эскадру на три части, и начали атаку. Корабли вице-адмирала Депру начали обстрел Кроншлота. Арьергард, под командованием вице-адмирала Шпара, атаковал батарею Толбухина на косе, — после длительного обстрела шведы высадили десант, который был отброшен в залив контратакой русских солдат. Шведы потеряли 300 человек убитыми, 2 офицера и 29 солдат взяли в плен. 7 июня из Петербурга доставили 2 мортиры и 218-фунтовые пушки, которые установили на батарее Св. Яна.

Утром 10 июня шведы повторили атаку. Корабли под командованием Шпара обстреливали Лесную батарею, корабли под командованием Депру — Кроншлот, корабли под командованием Анкенштерна — фрегат «Дефам» с флагом Крюйса. Из письма Крюйса: «Мне случилось своими глазами видеть, как щепы от бомбардирских их судов вверх летели».

Сражения у крепости показали, что размещение орудий в крепости по кругу делало стрельбу неэффективной. Капитан Лейн произвёл замеры, сделал чертёж новой крепости. В январе 1716 года приступили к строительству «Нового Кроншлота»: «Новаго Кроншлота срублено выше воды аршин и ныне оные срубы всеми людьми и лошадьми возят на лёд ... и в воду опущены и камнем грузят».

 

Материалов не хватало, не хватало и людей. Работные люди не подчинялись Лейну. Потребовалось вмешательство Петра. По его указанию, часть людей была переброшена на битьё свай и рубку венцов для крепости. Дело пошло. И в мае 1717 года на Кроншлоте были установлены первые пушки.

Форт «Новый Кроншлот» был окончательно построен лишь в мае 1724 года. Новый форт теперь имел внутреннюю гавань с тремя воротами, защищённую стенками, на которых располагались брустверы и батареи.

В 1741 году башню крепости ремонтировали, и под неё подвели каменный фундамент, а в 1747 году её разобрали в связи с ветхостью. Были разработаны проекты восстановления башни — один предполагал восстановить её в прежнем виде, а другой предусматривал строительство в камне.

В 1749 году Сенат одобрил строительство башни в каменном исполнении. С 1753 по 1756 год велись работы по устройству нового каменного фундамента башни. Но, проект скоро пересмотрели. По новому проекту требовалось переделывать фундамент, на что не хватало ресурсов. Строительство приостановилось. Но, из чертежей 1747 года мы знаем, как примерно выглядела первая башня Кроншлота.

 

В конце ХVIII века стены форта ремонтировали и возводили облицовку из гранита, одновременно со строительством гаваней. А в 1803 году построили пороховой погреб в гавани Кроншлота.

Много бедствий доставляла Кроншлоту стихия. В 1824 году наводнением были полностью разрушены фланги четырёх батарей, а остальные нуждались в восстановлении. В 1836 году появился проект по постройке на месте старой башни Кроншлота тюрьмы, но этот проект был отклонён, видимо по причине слишком откровенных ассоциаций — ведь форт встречал корабли , идущие в Санкт-Петербург.

Новый проект реконструкции Кроншлота был составлен Великим Князем Константином Николаевичем и был доложен императору Николаю I в мае 1848 года. По этому проекту предполагалось возвести три батареи. В результате рассмотрения проекта было решено возвести, в первую очередь, западную казематированную батарею. Окончательно разработать проект поручили И. А. Заржецкому, которого в 1850 году Николай I назначает строителем этой батареи. 1 августа 1850 года были начаты работы .

В 1853 году строительство посетил император Николай I. Он осмотрел строительство, и пожаловал рабочим людям по полтине серебра на человека. Николаевская батарея из-за различных изменений была закончена в 1863 году. Это была одноярусная казематированная батарея с ярусом открытой обороны на грунтовой обсыпке, защищавшей своды нижнего яруса. Батарея стала мощной преградой для своего времени на пути кораблей по рейду.

Между фортами «Александр I» и «Пётр I», а чуть позже — фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 году было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров.

                                                                Кронштадт,  памятник адмиралу Макарову                                 

В 1896 году военный министр подписал указ об исключении фортов «Кроншлот», «Пётр I», «Александр I», и батареи «Князь Меншиков» из состава оборонительных сооружений. Появление новых видов вооружения в конце XIX века заставило искать новые способы защиты. Фугасные снаряды были в состоянии пробить 3-метровую толщу бетона, дальность стрельбы достигла 10—11 км.

 

В последующие годы форт «Кроншлот» использовался, в основном, для хранения боеприпасов. Во время Первой мировой войны Николаевскую батарею надстроили кирпичным этажом, в котором оборудовали казармы. В таком виде она и сохранилась до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в Кроншлоте размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта.

В послевоенные годы здесь разместили лабораторию по размагничиванию кораблей. Доведённый до плачевного состояния «Коронный замок», с которого начиналась история Кронштадта, сегодня «отметил» своё 300-летие. Но, остаётся только надежда на золотые годы Кроншлота, который будет встречать приходящие корабли блеском, напоминающим славные годы Государства Российского.

  

 

Уроженцы Кронштадта и известные жители 

Томас Тук (1774–1858), английский экономист, статистик, один из 100 величайших экономистов мира — родился в Кронштадте 28 февраля 1774 года.

Алексей Грейг (1775–1845), русский адмирал, командующий Черноморским флотом (1816–1833), президент Вольного экономического общества, родился в Кронштадте 6 (17) сентября 1775 года.

Пётр Леонидович Капица (1894–1884), русский и советский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1978), родился в Кронштадте 26 июня (8 июля) 1894 года.

Борис Георгиевич Старк (1909–1996), клирик Русской православной церкви, родился в Кронштадте 2 (15) июля 1909 года.

 

Достопримечательности 

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Никольский собор, построенный в 1902—1913. Помимо этого сохранился ряд исторических построек XVIII—XIX веков: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Арсенал (инженер Дж. Уистлер), Гостиный двор. Интерес вызывает также чугунная мостовая в центре города.

    

 

Гавани Кронштадта

  Флот рос. Мели устья Невы не давали возможности большим кораблям подходить к Петербургу. У острова Котлин, к западу от которого заканчивалось мелководье, не было удобных для стоянки кораблей бухт. Кораблям приходилось ждать подъёма воды и вставать на зимовку  в Петербурге, что было не только не удобно, но и опасно. К тому же, суда с материалами, продовольствием и оружием для береговых батарей, не имели возможности подойти близко к острову.

И в 1709 году, по распоряжению Петра I, приступили к строительству пристани. Через год пристань была готова, но к ней могли приставать только суда с малой осадкой. Тогда Пётр I поручил Э. Лейну строительство первой гавани у острова Котлин. К строительству приступили в 1712 году.

 

Стены гавани строили также, как и основание Кроншлота — ящики-ряжи загружали камнями и опускали на дно. Не хватало рабочих рук, материалов на острове не хватало, — их доставляли из Петербурга. Строительство затягивалось, но не прекращалось. Старая гавань была построена в 1714 году, и стала удобной стоянкой для кораблей в зимнее время.

Недостатком Старой гавани было то, что она была тесна для всё увеличивающегося флота, и располагалась близко к рейду, что позволяло подойти к ней близко вражеским кораблям..

В 1715 году, по проекту Петра, начали строительство новой гавани. При её строительстве использовались ящики-ряжи Старой гавани, которые переносили на новое место. На стенах гавани возводили деревянные брустверы, которые засыпали грунтом и обкладывали дёрном. Глинистый грунт завозили из Петергофа и смешивали его с песком. Получалось надёжное укрытие от вражеских ядер для гарнизона и артиллерии.

Первые упоминания о строительстве Купеческой гавани содержатся в письме А. Д. Меншикова Петру I в 1718 году. А в 1720 году, в результате соединения стеной Военной и Купеческой гавани, образовалась Средняя гавань. На стенах гаваней в 1720 году было размещено около 120 пушек. Гавани стали не только удобной стоянкой для кораблей, но и мощной защитой рейда.

 

В середине XVIII века стены гавани местами обветшали. В 1734 году была создана комиссия, проведены экспериментальные каменные работы в Военной гавани, которые показали, что применяемые растворы теряли свои свойства при соприкосновении с водой, а наилучший результат достигался при укладке стен диким олонецким камнем (гранитом).

Стоимость работ при обкладке стен диким камнем оценивалась в 3 миллиона рублей, тогда как укрепление деревом — в 132 796 рублей 78 копеек! Гавани укрепили деревом. Лишь в 1781 году, императрица Екатерина II подписала указ о создании каменной гавани в Кронштадте.

Комиссию по строению каменной гавани было возложено на инженер-генерала Ф. В. Баура, а после его смерти в 1783 году — на адмирала Грейга. В 1785 году Екатерина II подписала рескрипт, по которому надо было произвести работы по углублению Военной, Средней и Купеческой гавани.

Разборку старых стен производили на метр ниже ординара, после чего выравнивали стену мелким камнем, делали ящики из толстых досок и откачивали воду. Затем облицовывали гранитом, скреплённым железными тягами. Пространство между гранитными плитами засыпали песком и мелким камнем. Дноуглубительные работы производили 190 человек с помощью пяти дноуглубительных машин. Поднятый грунт вывозили на берег.

Большие неприятности приносили наводнения. Так, после наводнения 1824 года, повреждения получили защитные стенки гавани и стоящие на них батареи. Огромные разрушения понёс Кронштадт. Были снесены почти все деревянные строения, за исключением лишь находящихся в районе Горы, куда не дошла вода. Но, в первую очередь, приступили к восстановлению гаваней и других морских укреплений, понимая их особую важность для государства.

 

Гавань не только восстанавливали, но и строили новые бастионы и полубастионы. В 1826 году на углу Купеческой гавани возвели деревянную двухъярусную батарею, в которой разместилось 24 орудия. А в 1841 году на этом месте решили возводить трёхъярусную казематированную батарею для защиты Малого рейда. Батарею, по проекту И. А. Заржецкого, выполненного им за три недели, возводили с 1843 по 1850 год. Сорок четыре орудия расположились на четырёх ярусах. Назвали батарею в честь адмирала Князя Меншикова, управлявшего Морским Министерством.

В 1896 году батарея «Князь Меншиков» была выведена из состава оборонительных сооружений по причине развития артиллерии.

В годы Великой Отечественной войны в гаванях Кронштадта базировался и подводный флот. На стенах гаваней размещались орудия для защиты Кронштадта от десанта и отражения атак с воздуха.

Гавани Кронштадта, воплощение воли Петра, созданные трудом многих тысяч людей, служат людям и сегодня...

 

                                                        памятник Цусимскому сражению                                

Храмы 

Храмы Кронштадта представляли собой не только места богослужений, но и являлись хранителями реликвий боевой славы русского флота. До 1917 года в городе имелось около 30 православных храмов, две лютеранские церкви, одна католическая и одна старообрядческая, а также мечеть и синагога.

 

Морской Никольский собор

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

 

Католический храм святых Петра и Павла, фото 1898 года

Андреевский собор (уничтожен, часовня восстановлена)

Крестовоздвиженская церковь — освящена о. Иоанном Кронштадтским; здание бывшей англиканской церкви Кронштадта.

Храм Святителя Николая эстонско-шведско-финского прихода (снесена).

Католический храм святых Петра и Павла (пр. Ленина, д. 5; не сохранилась)

Лютеранская церковь св. Елизаветы — сейчас здание принадлежит Водоканалу.

 

Музеи 

Музей истории Кронштадта (исторический архитектурно-художественный музей) — ул. Ленинградская, д. 2А

Музей «Кронштадтская крепость» филиал Центрального военно-морского музея — Якорная площадь, д. 2

Мемориальный музей-кабинет А. С. Попова — ул. Макаровская, д. 1/3

Музей-квартира о. Иоанна Кронштадтского — ул. Посадская, д. 21А

Музей Кронштадтского морского завода — пр. Ленина, д. 39А

Кронштадтский Морской музей — Андреевская ул., д. 5

  

 

 Петровский док

Окреп в Северной войне российский флот, всё больше стало приходить иностранных кораблей. Только 22 июня 1715 года, Пётр I встречал одновременно 45 английских и голландских кораблей. Для того, чтобы можно было быстро ремонтировать корабли, был необходим сухой док.

По проекту Петра I надо было устроить док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро, путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода, не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. При поездках в Европу, Пётр изучал устройство голландских и английских доков, недостатком которых была длительная откачка воды (более месяца откачивалась вода).

 

Строительство канала с доком начали в 1719 году. Из указа Петра от 8 мая 1719 года: «начать канал вблиз соборной церкви Св. Апостола Андрея Первозванного от берега морского до доков, и доки, также и стороны у канала отделать».

Для строительства переводили солдат из Выборга, Пярну, Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ — их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.

 

Но людей и материалов не хватало, и время строительства затягивалось. Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Никифорович Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить — до 4,5 саженей. Для организации работ Крекшин просил 100 ломов, 2000 лопат, 1000 кирок, 800 тележек, а также порох и подрывных дел мастера для подрыва крупных камней. Срок сдачи канала был май 1721 года. В случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но своей жизнью.

При прокладке канала возникали большие трудности, — приходилось переносить многие строения и огороды не без вмешательства самого Петра. Но к 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению стен канала. Была построена водокачка с ветряным двигателем — «великая над каналом башня».

Пётр I так и не увидел окончания строительства своего детища. В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. После смерти Петра, строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались.

 

В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсанного камня. Но, строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет.

Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, — она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор И. фон Люберас был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.

Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение!

 

В 1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии и устанавливали в Кронштадте около двух лет. Посередине северного берега докового бассейна построили специальное сооружение. После ввода чудо-машины в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать за девять дней. Паровая установка прослужила более 75 лет!

Часть Петровского дока служила для ремонта кораблей до 2008 года. Бассейн дока служит украшением Кронштадта, а основные доковые сооружения находятся в плачевном состоянии, хотя имеют очень внушительный вид.

 

  

Памятники 

 

Памятник Петру I

Памятник Петру I в форте Кроншлот («Державному основателю»)

Памятник А. С. Попову

Памятник П. К. Пахтусову

Памятник Ф. Ф. Беллинсгаузену

Памятник С. О. Макарову

Памятник Ф. Ф. Ушакову

Памятник П. Л. Капице

Памятник мичману А. А. Домашенко

Памятник экипажу клипера «Опричник»

Орудие Ивана Тамбасова

Памятник Морзаводцам

Памятник Морякам-подводникам

Мемориал «Борцам за дело революции»

Мемориал «Погибшим в Великой Отечественной войне»

Мемориал «Малая дорога жизни»

Мемориал «Подводникам Балтики»

Мемориал «150-летие установления российско-японских дипломатических отношений»

Памятник революционным морякам Балтики (П. Е. Дыбенко)

Памятник С. М. Кирову

Памятник И. К. Айвазовскому

Памятник блокадной колюшке

Памятник котелку

Памятник В. И. Ленину

Памятник Иоанну Кронштадтскому

Памятник «Кот и пёс». Материал — дерево.

  

 ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРЕЦ

ППо сведениям 1714 года видно, что деревянных казарм, которых было более десяти, и слишком восьмидесяти обывательских домов, по которым располагались нижние чины, было недостаточно для их помещения. В последнем в особенности нуждались офицеры. 

     Этот недостаток должен был восполниться новым налогом. В марте 1714 года положено собрать с губерний деньги на постройку тридцати одного каменного дома. В 1714 году приступлено к постройке первых губернских домов. 

 

     С западной стороны нового канала, вдоль него, в 1720 году были заложены 7 домов. Дома эти были трёхэтажные: нижние этажи этих домов, заключая в себе сплошной ряд лавок, представляли гостиный двор, с галерей, украшенной арками; верхние же два этажа предназначались для жилья. Под лавками устраивались погреба. 

     Рядом с этим местом находился деревянный дом А. Д. Меньшикова, впоследствии разобранный. 

     В феврале 1724 года последовала раздача каменных домов, оконченных к этому времени постройкой. Эти 7 домов к западу от канала были распределены так: 

     1) Два дома Его Императорского Величества. 

     2) Адмиралу Крюйсу. 

     3) Вице-адмиралу Гордону. 

     4) Никому не в отдаче. 

     5) Тайному действительному советнику Толстому. 

     6) Князю цезарю князю Ромодановскому и канцлеру графу Головкину. 

     7) Контр-адмиралу Дуфусу. 

     К востоку от канала, вдоль набережной большой дом строился для Светлейшего князя А. Д. Меньшикова (впоследствии – дом Миниха). 

 

     Для доставки товаров к Гостиному двору был вырыт большой пруд, выходивший в Купеческую гавань, и впоследствии названный Итальянским прудом по названию одноимённого дворца. По ведомости губернских домов 1754 года Итальянский дворец составляли три губернских дома – два Его Императорского Величества и один дом, бывший адмирала Крюйса. 

     Скорее всего, Итальянским дворцом эти дома прозвали по его стилю, схожему с итальянским, так как итальянские мастера не принимали участие в строительстве тех домов – их архитектором и строителями были немцы И. Браунштейн и Г. Шедель. 

     В конце мая 1771 года большой пожар уничтожил здание Морского Кадетского корпуса в Петербурге, который по решению императрицы был переведён в Кронштадт в здания итальянского дома и скобы до самого канала. До этого здесь располагалась кронштадтская таможня и разные учреждения. Площадь в «скобе» стала парадным двором корпуса, а за самим зданием имелся фруктовый сад. 

 

     Морской Кадетский корпус в Кронштадте окончили многие известные моряки: Г. А. Сарычев, Д. Н. Синявин, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, В. М. Головнин, Ф. Ф. Беллинсгаузен, П. Н. Рикорд и другие. 

     После возвращение корпуса в Петербург, в зданиях Итальянского дворца разместилось штурманское училище. В 1827 году его преобразовали в Первый штурманский полуэкипаж, что означало снижение уровня учебного заведения. 

     С февраля 1842 года по 1849 год Итальянский дворец реконструировался и расширялся. В 1842—1843 годах к северному и западному корпусам сделаны две трёхэтажные пристройки, новый 3-этажный крытый коридор, соединивший западный и восточный корпуса, заложены арки галереи первого этажа вдоль всего здания со стороны парадного двора. В 1845—1846 годах южный корпус надстроили 4-м этажом и восьмиугольной деревянной башней морского телеграфа. Парадный вход перенесли в середину южного корпуса, устроили там чугунную лестницу. В 1847—1849 годах застраивался хозяйственный двор — там построили баню, 3-этажную прачечную, ледники, конюшни, каменные заборы. В 1849—1851 годах с западной стороны, на месте бывшего якорного двора, был разбит Кадетский сад с «гимнастикой». Установили решётку, изготовленную на заводе Берда. 

 

     В 1867 году в Штурманском училище открыли артиллерийский отдел, а в 1872 году — образовано Техническое училище Морского ведомства. 

 

     15 февраля 1870 года в здании училища была торжественно открыта Общественная Детская библиотека по инициативе завязывающего компасной обсерваторией И. П. Белавенца с содействия начальника училища А. И. Зеленого. 

     В 1885 году корпуса флотских штурманов и морской артиллерии были упразднены, из-за чего училище претерпело изменения. В нём осталось два отделения — кораблестроительное и механическое. В 1896 году училище стало именоваться как Морское Техническое училище Императора Николая I в честь 100-летнего юбилея самодержца. С 1898 года — Морское Инженерное училище Императора Николая I. 

     Училище окончили известные кораблестроители: К. П. Боклевский, И. Г. Бубнов, В. П. Вологдин, Л. Х. Кази, В. П. Костенко, А. П. Шершов, Ю. А. Шиманский, М. О. Яновский, А. И. Пароменский и другие. 

     Училище являлось закрытым высшим военным заведением. Училище обладало мощной материальной и учебной баззой. В её состав входили слесарные, токарные,литейные и кузнечные мастерские; станции по испытанию строительных материалов и паровых машин; физический, химический, минный и другие кабинеты. В отряде учебных судов училища, на которых курсанты-механики проходили летнюю практику, состояли миноносцы, канонерские лодки и минный крейсер «Абрек». практический курс кораблестроителей проводился в основном на корабельных заводах Кронштадта и Санкт-Петербурга.

     По окончании училища его воспитанники были обязаны отслужить на действительной службе по Морскому ведомству из расчёта 1,5 года за каждый год, проведённый в заведении. 

     В Морском Инженерном училище с 1890 по 1901 год читал лекции А. С. Попов. 

 

     В 1898—1900 годах были построены ещё два корпуса — 4-этажный южный и западный, а также мастерские и котельное помещение во дворе. 

     После событий 1917 года, в здания Итальянского дворца размещались различные учреждения. В 1919 и в 1921 году в зданиях были пожары. 

     2 марта 1921 года в столовом зале (2-й этаж западного крыла) происходило собрание гарнизона и рабочих Кронштадта, на котором был создан Временный революционный комитет.

     После ремонта в 1926 году в здании начал работу Дом Красной Армии и Флота. В Октябре 1947 года Дом флота переименовали в Кронштадтский Дом офицеров. В 1993 году он переехал на ул. Советскую в здание Кронштадтского Морского собрания, а в здание Итальянского дворца перенесли Матросский клуб. В 1994 году на первом этаже разместился Кронштадтсский государственный историко-краеведческий музей, на втором — переехавший из Лиепаи театр Балтийского флота им. В. Вишневского. 

     С 1 декабря 2011 года здание пердано филиалу Военно-Морского музея «Кронштадтская крепость», где после ремонта здания развернётся музейная экспозиция.

  

Главная достопримечательность: Морской собор 

На первый взгляд, здание напоминает храм Святой Софии в Константинополе. Светлые стены и золотистые купола придают Морскому собору лёгкость и нарядность. Внутреннее пространство поражает своим богатым убранством и простором, а на полу, выполненному из разноцветного мрамора, можно разглядеть изображения морских обитателей и птиц. 

После войны здесь открылся клуб, сцена которого была расположена на месте алтаря. Но восстановленный в 2002 году собор вновь стал принимать прихожан. 

 

Памятник котлу 

В 1730 году Анна Иоанновна утвердила герб. В правой части было изображено море, остров Котлин и котелок, а в левой - крепостная стена и маяк. Прогуливаясь по городу, можно увидеть необычный монумент - котёл. По замыслу историка Сергея Лебедева, его решили установить в самом центре Безымянного переулка - ведь именно с него началась история Кронштадта.  

   

Маяк 

Интересная достопримечательность Кронштадта, до которой можно дойти по пирсу вдоль Купеческой гавани. Многие туристы считают, что светлое и романтичное по виду сооружение - это маяк. Но в навигационных картах написано: "Задний створный знак Кронштадтского рейда". Возведённое в 1898 году строение отреставрировали в 1914 году. 

Маяк хоть и резервный, но рабочий. Поэтому с наступлением темноты на его фоне любят фотографироваться туристы и молодожёны.

 

 Итальянский дворец 

Одна из главных достопримечательностей, связанная с историей Кронштадта. Величественное здание соорудили в честь сподвижника Петра I и первого губернатора города - Александра Меншикова. За всю историю здание неоднократно перестраивали. 

Достроили 4-й этаж, который назвали "штурманской башней". Но самое большое изменение Итальянского дворца произошло в середине 19 века - после проведённых ремонтных работ от стиля петровского барокко не осталось и следа. 

 

 

Форты 

Южные форты

Форт № 1

Форт № 2 («Дзичканец»)

Форт № 3 («Граф Милютин»)

Форт «Павел I» («Рисбанк»)

Форт «Кроншлот»

Форт «Пётр I» («Цитадель»)

Форт «Александр I» («Чумный»)

Форт «Великий Князь Константин»

Батарея «Князь Меншиков»

 

Северные форты

Форт № 1

Форт № 2

Форт № 3

Форт № 4 («Зверев»)

Форт № 5

Форт № 6

Форт № 7

Форт «Тотлебен»

Форт «Обручев»

Пороховой форт

Форты на о. Котлин

 

Форт «Шанц»(Шанец) («Александр-Шанц»)

Форт «Риф»

 

Объекты культурного наследия и прочие достопримечательности

Якорная площадь. Никольский Морской собор, памятник С. О. Макарову и Вечный огонь (слева направо)

Итальянский дворец

Водонапорная башня. Построена в 1926 году. (Кронштадт)

Гостиный двор

Петровский док

Крепостная стена

Маяк Толбухин

Футшток

Дамба

Синий мост через Обводный канал

Доковый мост

Пеньковый мост через Обводный канал

Пеньковый малый подвесной мост

Устои подземного моста через Обводной канал

Макаровский мост через Петровский овраг

Пеньковый малый подвесной мост

Якорная площадь

  

 

Толбухин маяк

К западу от острова Котлин, на искусственном острове гордо стоит Толбухин маяк — один из старейших российских маяков.

Маяк начали строить в 1719 году по указанию Петра I: «сделать Колм каменный с фонарём на косе Котлинской». К записке, адресованной вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года прилагался и эскиз башни маяка, «протчее даётся на волю архитектору».

И, хотя, в камне маяк был построен лишь столетие спустя, в 1719 году был сооружён временный деревянный. На маяке устроили фонарь, в котором зажигали свечи. Яркость свечения этого фонаря была слабой, и с 1723 года стали сжигать конопляное масло. Но и масло не увеличивало яркость свечения маяка. Поэтому, по примеру Гогландского маяка, перешли сжигание на дров и угля.

Первый маяк называли Котлинским, а в 1736 году его переименовали в Толбухин, в честь полковника Фёдора Семёновича Толбухина — первого коменданта Кроншлота, героя русско-шведской войны.

12 апреля 1736 году в Адмиралтейской Коллегии было решено начать возведение нового каменного маяка. Но, к 1739 году был выложен только фундамент — работы велись очень тяжело, зачастую по пояс в ледяной воде. И деревянный маяк продолжал действовать ещё 70 лет.

Первая каменная башня маяка была построена в сентябре 1810 года по проекту Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года занимал пост директора маяков. На башне установили 12-гранный фонарь с 24-мя серебряными отражателями. Фонарь освещали 40 масляных лампад. Рядом с башней построили караульный дом и баню, соединённые с башней.

 

В 1833 году над караульным домом построили второй этаж и галерею, соединяющую дом с башней. Это позволяло обслуживать маяк в периоды наводнений и штормовую погоду.

 

Маяк реконструировали и позже. В 1867 году установили диоптрический аппарат. В 1970 — построили причал, укрепили остров бетонными плитами.

 

Маяк многое видел за свою долгую историю. Видел корабли, уходящие в кругосветные плавания. Видел первую в России регату 8 июля 1847 года. Видел он и "баржи смерти", с которых топили офицеров-заложников в 1918 и кронштадтских мятежников в 1921 году. Пережил налёты и обстрелы в Великую отечественную войну.

Сегодня Толбухин маяк, в свои почти 300 лет, маяк-символ, — является важным ориентиром. Его огонь виден за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.

 

Кронштадт в искусстве 

«Большой рейд в Кронштадте» была написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1836 году.

«Кронштадтский рейд». Написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1840 году.

«Кронштадт. Форт Император Александр I.». Написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1844 году.

«Кронштадт» (акварель). Написал Луиджи Премацци.

«Кронштадт. Санкт-Петербургские ворота». Акварель Луиджи Премацци (1851).

«Встреча германского императора Вильгельма I на Большом Кронштадтском рейде 7 июля 1882 года» (1888). Автор - Александр Карлович Беггров.

«Гонки яхт "Держава" и "Александрия" на Малом Кронштадтском рейде» (1880). Автор - Александр Карлович Беггров.

«Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». Написал Алексей Петрович Боголюбов.

«Кронштадтская военная гавань после наводнения». 1850 год. Автор — Алексей Петрович Боголюбов.

«Кронштадтский рейд с кораблями вечером». 1855 год. Написана Алексеем Петровичем Боголюбовым.

«Вид Кронштадтского рейда». Русский художник Лев Феликсович Лагорио написал её в 1876 году.

«Пожар судов в Кронштадте» (1880-е гг.). Написал русский художник Алексей Петрович Боголюбов.

 

В кино 

Фильмы:

«Мы из Кронштадта» (1936)

«Мичман Панин» (1960)

«Порох» (1985)

«Секретный фарватер» (1986)

«Буратино и солнце»

«Остров сокровищ»

«Меченосец»

«Упырь»

«Адмиралъ»

«Гадкие лебеди»

«Космос как предчувствие»

«Кронштадт 1921» (мини-сериал)

 

В музыке 

Песни:

«Над Кронштадтом туман». Слова: Сергей Беликов. Музыка: Владимир Дмитриев. Исполнитель: Гертруда Юхина.

«Кронштадский вальс». Исполняет группа «Кронштадт».

 

Факты 

В городе сохранилась единственная в мире кольцевая чугунная мостовая.

Когда Юрию Гагарину показали знаменитый мерный пост с футштоком, уровень которого принят за нулевой уровень моря, он воскликнул: «Теперь я знаю, где находится пуп Земли!»

В Кронштадте была укомплектована и отправлена 41 кругосветная экспедиция, а экипажами кораблей, закреплённых за Кронштадтом, было сделано 56 крупных географических открытий.

До конца 80-х гг. XX века на острове существовала разветвлённая сеть крепостной железной дороги, которая связывала форты со складами боеприпасов, портом и Морским заводом. В период Великой Отечественной войны в Кронштадте был сформирован бронепоезд.

  

 

Кронштадтское Адмиралтейство

 

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1783 году представляло собой деревянное строение. На месте башни со шпилем архитектора Захарова в то далёкое время, стояла мазанковая башня с золочёным шпилем и золотым кораблём-флюгером.

 

13 мая Адмиралтейство охватил страшный пожар, который грозил перекинуться даже на Зимний дворец. Пожар причинил огромные разрушения. Ходили слухи о поджоге. Желая удалить от дворца столь опасное предприятие — императрица Екатерина II подписала Указ: «вывесть Адмиралтейство из столицы в Кронштадт».

 

Спроектировать Кронштадтское Адмиралтейство было поручено комиссии во главе с адмиралом, главным командующим Кронштадским портом, С. К. Грейгом. Комиссия выбрала местом расположения Адмиралтейства территорию, прилегающую к Петровскому доку.

 

Был создан план, по которому надлежало построить Обводный канал по периметру территории Адмиралтейства, который бы защищал строения не только от пожаров, но и от постороннего проникновения. Многочисленные магазины (военные склады) должны были расположиться по набережной Обводного канала, что позволяло быстро осуществлять погрузку-разгрузку провизии непосредственно с судов. Адмиралтейство должны были окружить казармы и жилые строения для офицеров.

 

«Генеральный план для строения Адмиралтейства в Кронштадте» Екатерина II утвердила в 1785 году. К работам приступили сразу после утверждения проекта. Одно перечисление только построенных в 1785-1797 годах строений Кронштадского Адмиралтейства даёт представление о масштабах проекта:

 

канатно-прядильный завод с восточной стороны бассейна Петровского дока;

 

смольня, рядом с канатно-прядильным заводом;

 

часть Обводного канала, выложенная гранитом;

 

семь провиантских магазинов;

 

сухарный завод

 

каменный Лесной сарай

 

каменный Угольный сарай

 

три парусные мастерские

 

 

За северной частью Обводного канала было построено 4 офицерских флигеля и 6 служительских корпусов — настоящий военный городок!

Адмиралтейство строилось по проекту и присмотром архитектора М. Н. Ветошникова, а после его смерти, с 1799 года — В. И. Баженова.

Строительство нового Адмиралтейства требовало огромных затрат; чиновники Морского ведомства не спешили перебираться из Петербурга в Кронштадт, — и строительство замедлялось. При императоре Павле I идея переноса Адмиралтейства в Кронштадт приказала долго жить. Но, строительство некоторых объектов медленно продолжалось. Так, Обводный канал был достроен только в 1827 году.

План адмирала Грейга был осуществлён частично, но даже недостроенное Адмиралтейство значительно усилило военно-морскую базу Кронштадта.

 

 

Голландская кухня

Здание Голландской кухни находится между Купеческой гаванью и Итальянским прудом. Оно было построено в 1803 — 1805 годах. Имя архитектора неизвестно. В конце XVIII века на этом месте располагалась деревянная кухня. В Голландской кухне готовили пищу для команд судов, стоявших в гавани Кронштадта.

Новое здание Голландской кухни состояло из 8 отделений, в каждом из которых находился кирпичный очаг с таганом на два котла по 10 вёдер. Пищу готовили на столах у окон. Дрова, воду и продукты приносили с собой. Всё это было очень неудобно, но но готовить пищу на судах, стоящих в гавани было запрещено — неосторожное обращение с огнём могло погубить дорогие корабли.

В 1828 году за пользование кухней, городские власти стали взимать портовый сбор. Он начислялся в зависимости от вместимости судна — 3 копейки с ласта (1 ласт — около 2 тонн). Торговля в Кронштадте в ту пору была бойкая, иностранных судов было много. Привозили фрукты, хлопчатобумажные ткани, уголь, вывозили лес, рожь, пеньку, лён. Поэтому налог на пользование Голландской кухней существенно пополнял городской бюджет.

 

Иностранный состав судов можно было изучать в Голландской кухне — в своих отделениях готовили английские, шведские, немецкие, коки. Было и русское отделение. Часто возникали и конфликты, которые решались по-флотски.

 

В 70-х годах XIX века портовый сбор увеличили до 9 копеек за ласт. Но век процветания Кронштадтского коммерческого порта подходил к концу. В 1885 году открылся новый Путиловский Морской канал, по которому корабли могли доходить до Санкт-Петербурга. Хотя, суда с осадкой более 6 метров, ещё долго разгружались в Кронштадте. В основном, это были суда, гружённые углём — главным импортным товаром.

 

Здание Голландской кухни постепенно перестаёт использоваться по назначению, и в нём стали находить приют многие бездомные. Полиция не церемонилась — периодические рейды, высылки. Кронштадтская Дума пыталась приспособить это здание для городских нужд, — были проекты по переоборудованию его для штабов крепостных батальонов, под общежитие, под начальное училище. Но ни один из этих проектов так реализован не был.

 

Лишь в 1912 году приняли решение разместить там первую в Кронштадте электростанцию, спроектированную инженером С. Н. Петровым. Её установили в переделанном восточном крыле здания Голландской кухни. Установка фирмы «Сименс и Гальске» из двух двигателей в 55 и 135 л. с. и одного резервного в 225 л.с., а с 1914 — и четвёртого, освещала город вплоть до 1927 года, когда установили новый двигатель с мощностью в 400 л. с.. Электростанция работала до 1940 года. С 1940 года по 1941 год работало электромонтажное предприятие.

В 1941 году здание Голландской кухни было передано морякам. Во время войны оно подверглось обстрелу, получило несколько пробоин. Было восстановлено в послевоенные годы.

 

В настоящее время в здание Голландской кухни принадлежит ВМФ, и используется под склад.

 

 

Рыбные ряды

     Место между Итальянским прудом и Каботажной гаванью с момента своего возникновения было предназначено для портового хозяйства. Портовое положение способствовало развитию торговли. Торговля велась активно — экипажам кораблей необходимо было продовольствие, корабельные снасти, материалы. На этом месте стали устраивать лавки.

В 1815 году на месте Рыбных рядов располагалось несколько деревянных лавок. Пожар, возникший в 1826 году на соседней Лесной бирже, перекинулся на лавки Рыбных рядов, и уничтожил их полностью. В 1827 — 1828 годах построили новые Рыбные ряды в камне. К сожалению, имя автора здания Рыбных рядов до нас не дошло.

     Галерея с квадратными в плане колоннами, располагалась с западной, северной и южной стороны здания. С галереи был вход в многочисленные лавки торговцев. С восточной стороны здания располагались складские помещения. С этой же стороны находились колодцы для живой рыбы с чугунными решётками.

 

     О тех далёких временах сообщает фельетон газеты «Кронштадтский Вестник» в 1862 году: «Мы уже говорили когда-то, что город наш летом совершенно изменяет свою физиономию: постоянные обитатели разъезжаются, кто на дачи, кто в море, кто с утра до вечера, не исключая и праздников сидит в конторах, в таможне; за то появляются новые лица, приходят купеческие суда, на улицах видны иностранные шкипера, каптены, матросы; в рыбном ряду, нашем летнем рынке, кипит деятельная мелочная торговля, слышатся диалекты всех возможных стран; для непривычного уха как-то странно слышать, как приказчики в лавках, наши простые ярославские мужики бойко объясняются по-английски и по-французски. Способность и изворотливость русского ума проявляется здесь во всей своей неприкосновенности и наивной простоте. Для наблюдения нравов и изучения разнообразных особенностей, разных национальностей, Рыбный ряд представляет превосходную школу»

     Людным это место оставалось долго. Как видно из фельетона — Рыбный ряд считался летним рынком. С пристани Каботажной гавани осуществлялось сообщение с Ораниенбаумом. Лёд пробивали превые в мире ледоколы «Пайлот» и «Бой» с ранней весны до поздней осени. Первый ледокол «Пайлот», построенный на заводе Михаила Осиповича Бритнева, был спущен на воду в Каботажной гавани в апреле 1874 года.

 

     После открытия Морского канала, положение кронштадтских торговцев начало постепенно ухудшаться, но торговля в Рыбных рядах продолжалась ещё долго.

     Из статьи в «Кронштадтском вестнике» лета 1896 года: «...торговцы увеличили железный зонтик, пристроив к нему деревянный шириной более аршина, и заняв для этого проезд, обшили его досками, устроили в виде шкафов, которые и загромоздили бочками, ящиками, мешками, садками с курами, утками и другой птицей (которые, кстати, днём выпускаются на волю). Проход загромождён так, что некоторые лавки торгуют днём с огнём.

     Мясники и зеленщики, торгующие против, не остались в долгу. Они загородили всю деревянную панель, предназначенную для прохода покупателей, и у каждой лавки устроили глухие переборки и поставили полки для мяса и зелени, причём также воспользовались проездом, выдвинув свои полки более чем на аршин от панели, чем окончательно стеснили не только проезд, но и проход; разложив мясо и зелень, которые в течение дня лежат на солнце и при ветре покрываются пылью.

     Но верх всего безобразия — это то, что служащие в лавках со дня открытия и до закрытия навигации имеют ночлег здесь же в лавках, чем, конечно, сберегают хозяйкам лишнюю копейку в найме помещения для служащих. Однако насколько это выгодно торговцам, настолько это вредно потребителям».

     Пароходное сообщение с пристани Каботажной гавани осуществлялось и после Революции, вплоть до начала Великой Отечественной войны. Здание Рыбных рядов заняли военные. На территории бывшей Лесной биржи, расположился кронштадтский Подплав. Отсюда уходили в бой экипажи подводных лодок. В память о тех героических годах, на территории Подплава, установили памятник А. И. Маринеско и экипажу легендарной подводной лодке С-13. Он располагается чуть южнее здания Рыбных рядов.

     В 70-х годах XX века здание реставрировалось по проекту архитектора М. И. Болотникова. В здании Рыбных рядов — памятнике архитектуры XIX века, в настоящее время располагается военный склад, свободного доступа к нему нет. Но, остаётся надежда, что это историческое место Кронштадта — Рыбные ряды, здание Таможни, набережная Итальянского пруда, Голландская кухня, — военные передадут городу, и все исторические памятники будут восстановлены.

 

 

  

 

____________________________________________________________________________________________

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб.: Паритет, 2010. — 396 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-93437-363-5.

http://www.kronstadt.ru

Гусаров А. Ю. Петербург — столица фонтанов: Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. — СПб.: ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», 2008. — 189 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-901751-87-9.

Дорогов Н. Н. Исторический очерк и описание Кронштадта. — СПб.: тип. Морск. м-ва, 1908. — 19 с. — (11-й Междунар. судоходный конгресс. — СПб., 1908. — Сб. кратких сведений по морск. ведомству).

Елагин С. И. Начало Кронштадта // Кронштадтский Вестник. — 1866. — № 1, 3, 5, 6.

История Кронштадтского госпиталя: К 250-летию со дня основания: [Сб. статей] / Отв. ред.: Е. М. Иванов. — Л., 1967. — 283 с.

Крестьянинов В. Я. Кронштадт: Крепость, город, порт. — СПб.: Остров, 2002. — 160 с.

Лебедев А. А. Малоизвестные моменты русско-английского кризиса 1791 года // Гангут. 2015. № 89 — 90.

Петров Г. Ф. Кронштадт: Очерк истории города. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — 333 с. — 5 000 экз.

Рагозина Э. Б., Майоров Н. Е. К истории Кронштадтского Ордена Ленина Морского завода: 1858-1958. — Л., 1958. — 195 с.

Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость. — Л.: Стройиздат, 1988. — 419 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-274-00232-3.

Розадеев Б. А., Сомина Р. А., Клещева Л. С. Кронштадт: Арх. очерк. — Л.: Стройиздат, 1977. — 143 с. — 20 000 экз.

Рыкачёв Н. А. Кронштадтская старина // Кронштадтский Вестник. — 1884. — № 136, 150.; . — 1885. — № 40.

Столпянский П. Н. Историко-общественный путеводитель по Кронштадту. — СПб.: Гос. изд., 1923. — 148 с.

Тимофеевский Ф. А. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. — Кронштадт: тип. т-ва Кронштд. вестн., 1913. — 288 с.

Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт. — Кронштадт: тип. газ. «Котлин», 1904. — 236 с.

Сайт Местной Администрации города Кронштадта

История Кронштадта

Герб Кронштадта: история изменений

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.

 

 

ВложениеРазмер
kronshtadt1 (1).jpeg186.48 КБ
kronshtadt1 (1).jpg133.4 КБ
kronshtadt1 (2).jpg120.42 КБ
kronshtadt1 (3).jpg317.91 КБ
kronshtadt1 (4).jpg90.81 КБ
kronshtadt1 (5).jpg776.71 КБ
kronshtadt1 (6).jpg204.49 КБ
kronshtadt1 (7).JPG167.89 КБ
kronshtadt1 (8).jpg241.84 КБ
аватар: Кэп

достопримечательности Кронштадта

достопримечательности Кронштадта:

Если вы окажетесь здесь летом, то обязательно посмотрите Летний сад, который создал Петр Первый, и Петровский парк девятнадцатого века. Кронштадт гордится своими уникальными храмами и соборами, в которых хранятся реликвии.
• Владимирский собор, построенный в 18-м веке, раньше был обычной деревенской церквушкой, которая дважды горела.
Погрузиться в истории Кронштадта можно, посетив его многочисленные музеи. Самую полную информацию дают в Музее истории Кронштадта с его проникновенными выставками. В Мемориальном музее А.С. Попова туристов знакомят с научной деятельностью Попова, физика, который изобрел телеграф.
Несомненно, это не единственное, что привлекает туристов всего света. Что же еще можно посмотреть в Кронштадте?
• Футшток Кронштадта.
• Кронштадтское адмиралтейство, возникшее после того, как в адмиралтействе Санкт-Петербурга вспыхнул пожар, после чего по приказу Екатерины II его перенесли сюда.
• Кронштадтский маяк считается одним из самых древних маяков. Маяк находится на острове в пяти километрах от Котлина.
• Форт «Император Александр I» считается одним из самых примечательных в кронштадтской крепости. Глядя со стороны, его можно перепутать с фортом Байярд.
• Форт Кроншлот.
• Форты Обучев и Тотлебен.
• Многочисленные памятники: в Петровском парке памятник Петру Первому, памятники адмиралу А. Ф. Беллинсгаузену, П.Л. Капице, адмиралу С.О. Макарову, А.И. Маринеско и А. С. Попову.
• Петербургские ворота – так называют пролом крепостной стены Кронштадта.
• Гаупвахта.
• Пароходный завод, который строился в 19-м веке в течение десяти лет.
• Деловой двор.
• Губернские дома, построенные еще при Петре Первом.
• Артиллерийские мастерские.
• Дом Главного командира порта.
• Каменная пристань.
• Кронштадтские гавани.
• Купеческая гавань.
• Башня Меншикова.
Это не все достопримечательности Кронштадта, на то, чтобы увидеть все, потребуется не один день.

аватар: andrejbushev

Однозначно всё стоит

Однозначно всё стоит посмотреть! Заложить несколько дней на осмотр, для информации вот полезный ресурс по точкам осмотра не только Кронштадта - http://www.eeyore.aroundspb.ru/?o=633

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru