Ковровское и Шабалинское городища

Ковровское городище относится к нескольким историческим эпохам: мезолиту (VI–V тыс. до н. э.); эпохе бронзы: буйской археологической культуре (XV–IX вв. до н. э.); средневековью: еманаевской археологической культуре (VIII–IX вв.), русскому времени (XIII–XVI вв.). Особенно большое значение оно приобретает в эпоху позднего средневековья, когда эта крепость являлась одной из ключевых точек русского освоения бассейна р. Вятки и административным центром достаточно большой сельской округи. Городище размещалось на стратегически очень важном участке - в устье р. Моломы, правого притока р. Вятки, что давало возможность контролировать прямой путь из Нижнего Прикамья на Северную Двину.
  

 


Ковровское городище располагается на обрывистом мысу высотой около 30 м, образованном коренным правым берегом р. Моломы и оврагом, по дну которого протекает ручей. В настоящее время территория памятника делится на две неравные части полевой дорогой, глубоко прорезавшей мыс и ведущей из д. Ковровы к асфальтированной дороге, проходящей у подножия памятника по направлению к пойме р. Моломы. Вал дугообразной формы высотой до 2 м, защищающий площадку с юга и запада, сохранился двумя фрагментами длиной 110 м и 3 м. Ров, имеющий глубину не менее 2 м, полностью запахан. Площадь памятника составляет около 14000 кв. м.
 
Самые ранние материалы, обнаруженные в ходе раскопок на памятнике, датируются эпохой мезолита (VI–V тыс. до н. э.) и представлены одной небольшой ямой с находками кремневых изделий, а также кремневыми орудиями в переотложенном слое. В слое эпохи финальной бронзы (I четверть I тыс. до н. э.) найдены фрагменты лепных глиняных сосудов с примесью песка, шамота и раковины в тесте, а также кремневые отщепы и сколы.
Эпоха раннего средневековья (еманаевская археологическая культура, VI-IX вв.) представлена фрагментами тонкостенной лепной керамики с примесью раковины в тесте, один из которых украшен несколькими рядами шнура. К этому же времени относится и рамка восьмеркообразной бронзовой пряжки, датированная VIII-IX вв.
 
Позднесредневековый период (XIII-XVI вв.) представлен остатками жилища, очагами, двумя кострищами и двумя ямами. Кроме того, обнаружены остатки 7 канавок, вероятнее всего, представляющих собой следы оборонительных сооружений, а также разнообразный вещевой материал.
  


Шабалинское городище
Шабалинское городи́ще — археологический памятник, древнерусское вятское городище XIV-XVII веков. Располагается в Котельничском районе Кировской области, на реке Моломе.
Шабалинское городище расположено в 7 км выше по реке от вятского города Котельнича на высоком коренном берегу; рядом с ним в 500 метрах находится одновременное Ковровское городище — оба в устье реки Моломы. 
Площадь городища — более 3 га. На северном раскопе удалось выявить следы древоземляных оборонительных укреплений, а также два котлована и 6 ям, нарушивших славянский могильник более раннего времени. 
Найденные на поселениях вещи относятся к XII-XVI векам. Ниже городища на припойменной площадке имеется Шабалинское селище, по результатам раскопок это было поселение местных финноугров. На Шабалинском и особенно на Ковровском городищах (площадь 1га) довольно много керамики булгарского и ордынского типов (до 20%), а также смешанного славяно-финского типа (от 30 до 50%), встречающихся и на других вятских городощах, но в меньшем количестве. Это объясняется тем, что вдоль Моломы проходил важный путь с низовий Камы на Устюг, - крупнейший центр на Русском севере. 
Вятский город в устье Моломы был важным торгово-перевалочным узлом на этом пути. От него также шел водный путь к другим городам на Вятке. По находке тиунской печати новгородского типа (надпись "печать григорьева") можно предполагать, что этот город в конце 13 - начале 14 века входил во владения Великого Новгорода.
 
Могильник 
Шабалинский могильник, состоящий из примерно 80 погребений, дал картину чрезвычайно архаичного обряда захоронения: малая глубина захоронений (0,2-0,4 м), несколько парных могил, следы человеческих жертвоприношений — в двух могилах черепа отрубленных голов находились между ног умерших, ещё в одной был расчленённый костяк. Кладбище существовало в XII-XIV веках.

 

              археологические находки на городище                                                                                     

ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОВРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ
 Однажды кому-то из нашей семьи в голову пришла неожиданная мысль – посмотреть достопримечательности Котельничского района. Как-то несправедливо получалось: по чужой местности путешествуем запросто, а по той, что называем своей малой родиной, нет. Признаюсь, каждый раз при выборе маршрута очередной поездки срабатывал принцип «близко, значит, в любой момент посмотрим» и ехали далеко. Решили не поддаваться этому заблуждению и, посмотрев на карту, начали отмечать интересные точки и планировать маршруты.
Первый решили посвятить осмотру древних городищ – Ковровского и Шабалинского. Это короткий маршрут: расстояние по карте небольшое, но любоваться видами можно чуть ли не весь день. Наша поездка длилась именно столько 
Выехав из Котельнича в сторону Кирова, после деревни Наймушины есть что-то наподобие смотровой площадки. Там часто останавливаются путешественники, фотографы и просто созерцатели. С этой точки открывается очень красивый вид на Вятку, заречные дали, так что, действительно, грех не остановиться. Остановились. Красота!
 


Поехали дальше. В 5 км от города находится поселок Ленинская искра. 
Здесь с высоких берегов открывается более впечатляющий вид на речные просторы. Гулять тут можно бесконечно в любых направлениях и в любое время года – всегда, с любой точки, панорамы открываются одна лучше другой. Вятка здесь широкая, а дали, действительно, бескрайние. В солнечную погоду хорошо видны заречные озера. 
Можно спуститься к воде, к ней ведет немало тропинок – узких рыбацких дорожек и широких дорог, по которым ездят на машинах. Правда, не рекомендую этого делать – лучше оставить автомобиль неподалеку и прогуляться пешком. Поверьте, здесь на самом деле очень красивые места и замечательные виды. 
 
Если все же решите не расставаться с «железным конем», на высокий берег можно попасть, если, въехав в главные ворота поселка (они желтого цвета), двигаться прямо. Дорога пойдет мимо администрации с бюстом Ленина перед крыльцом и далее на берег. Таким путем вы попадете на самое популярное место отдыха. И, к сожалению, не в самое чистое. Кстати, в поселке есть Музей истории крестьянства. Там много интересных экспонатов.
В этих местах мы бывали многократно, и каждый приезд вызывает восторг от созерцания природы. Полюбовавшись родными просторами в очередной раз, мы двинулись в сторону Ковровского городища. Выехали из поселка и помчались по трассе в сторону Кирова. Нужный поворот в сторону реки будет после АЗС. По счету он после нее второй. Указателей, кроме знака «Прилегающая дорога», никаких нет. После поворота дорога резко ухудшится: здесь будет асфальт практически до самого берега, но очень, очень разбитый. 
 
Городище видно сразу. Подняться на него не составляет труда. Находится оно в устье реки Моломы. Это не самое высокое городище, и в ряду других можно назвать его самым низким. Очень активно изучалось археологами, предметы, найденные в ходе раскопок, можно посмотреть в уже упомянутом Музее истории крестьянства.
Красивое место, но тихим и безлюдным его не назовешь, скорее, наоборот. Вдоль всего проходимого берега можно встретить рыбацкие тусовки, места, где моют автомобили, где устраивают пикники, где купаются в летнюю жару, гоняют на водных лыжах и катаются на «ватрушках», прицепляя их к моторной лодке. То есть, самоорганизуемый отдых на любой вкус! Но это берег под городищем. А на нем самом, конечно, можно спокойно посидеть, наблюдая за всем, что происходит внизу. Проезд сюда есть в любое время года. 
 
Кстати, сейчас в котельничской администрации есть проект создания здесь этнологической рекреационной зоны. В него входит постройка деревянных башен-укреплений по типу «того» времени и т.п. Собираются проводить исторические мероприятия. Когда и что конкретно мне неведомо.
 


От Ковровых до Шабалинского городища пара километров. Проехать на машине можно, но не на каждой и не в любой сезон. Зимой, естественно, только на лыжах от Ковровых, а летом лучше всего на велосипедеУлыбаюсь Но в сухую погоду на машине вполне можно. Начало пути находится напротив обнаженной части Ковровского городища около жилого деревянного дома. Мимо него по деревне проходит грунтовка, идущая в гору (если вдруг свернете по параллельной грунтовке, что находится ближе к реке, до городища вы тоже доберетесь, только окажетесь у подножия склона). Далее пробираться нужно по ней. Через какое-то время подъем закончится, и направо будет почти заросшая колея. Она приведет на высокую точку, которая и будет Шабалинским городищем.
Это высокое, крутое место! Очень его люблю. Здесь красиво, спокойно. Мощные старые сосны, вид на всю округу и замоломье. Шансы встретить людей в этом месте не более 1%. В земляничный сезон на нем созревают вкусные крупные ягоды, можно, осторожно удерживаясь на крутом склоне, насобирать на варенье или просто полакомиться. Шабалинское городище не настолько известно и изучено, как Ковровское, однако интерес археологов к нему периодически просыпается. 
Посидев на высоте под старыми соснами, решили прогуляться пешком по полю вдоль леса. Туда уходила какая-то плохо заметная тракторная дорога. Шли долго. Периодически очень сокрушались о том, что растущие ромашки не сказочные цветики-семицветики, а то моментально бы оторвали по лепестку, попросив пару велосипедов и мороженое  Думая и беседуя о разном, устало передвигали ноги, пока не очутились на каком-то мысу. Красота сразила наповал, и мы свалились на травянистый обрывистый берег. Слова восторга были разные… Так и вспомнилась сейчас фраза Михаила Задорнова: «Только русский человек может материться от восторга на лунную дорожку»… С нами было что-то примерно в этом роде Улыбаюсь
Возвращались на Шабалинское городище к машине почти молча. Силы уже были на исходе. Да и заряд фотоаппарата расстраивающе садился, оповещая, что очередная поездка подошла к концу…
 
 
Л.Д. МАКАРОВ
К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ЗАСЕЛЕНИИ РУССКИМИ ВЯТСКОГО КРАЯ

Самая первая из известных нам гипотез о заселении Вятки была
выдвинута еще во второй половине XVI в. польским хронистом Мат-
веем Стрыйковским, который связал происхождение восточнославян-
ского племени вятичей и вятчан от общего прародителя — легендар-
ного князя Вятко ("...и Вятко, от которого вятчане над рекою Волгою
и Вяткою"), известного и по "Повести временных лет" ("А Вятко седе с
родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи"). Авторитет "Хро-
ники Польской" повлиял на распространение этой гипотезы в русском
обществе XVII—XVIII вв., представители которого заимствовали ее
практически без изменений. Среди них — составители "Синопсиса",
А.И.Манкиев ("Ядро российской истории") и М.М.Щербатов ("Рос-
сийская история"). Упоминают о ней также Екатерина II ("Записки
касательно российской истории") и П.И.Рычков ("Опыт казанской ис-
тории"). Первым критиком вятичской теории заселения Вятки, веро-
ятно, являлся И.Н.Болтин. Любопытно, что о родстве вятчан с вяти-
чами (как впрочем, и о новгородцах на Вятке) ничего не пишет В.Н.Та-
тищев.
 
Вторая гипотеза о русском освоении края связана с "Повестью о
стране Вятской" — памятником провинциальной вятской письменно-
сти конца XVII в., произведением чрезвычайно сложным и противоре-
чивым. "Повесть" была обнаружена в Хлынове подпоручиком геоде-
зии Клешниным в 1739 г. и выслана им казанскому географу Пестри-
кову, который направил ее в Оренбург. Изложен-
ная в "Повести" версия называла первыми русскими поселенцами на
Вятке выходцев из Новгорода, оказавшихся здесь в 1181 г. после 7-лет-
него пребывания в городке на Нижней Каме и сразу же основавших (два) 
города. 
 
Совершенно ясно, что опора на одни только письменные источни-
ки с некоторым привлечением данных языкознания завела исследова-
телей древнейшего периода истории Вятской земли в тупик. Выход из
создавшегося положения некоторые ученые видели в археологических
раскопках древнерусских памятников региона. И действительно, уже
первые широкие раскопки, осуществленные Л.П.Гуссаковским в 1956—
1960 гг. в с.Никульчино, гг.Кирове и Халтурине (Орлове), на Подрель-
ском II и Тороповском городищах, И.И.Стефановой в 1961-1965 гг. в
г.Котельниче, на Ковровском и Чижевском городищах, разведки, про
веденные ими, а также Л.М.Еговкиной и И.С.Вайнером, дали очень
интересные результаты. Были выявлены многочисленные древнерус-
ские находки, самые ранние из которых датируются XII—XIII вв. Это
позволило Л.П.Гуссаковскому высказаться в пользу достоверности
сведений "Повести о стране Вятской" о раннем появлении славян на
Вятке15. По его мнению, Никулицын возник на рубеже ХП-ХШ вв.,
Хлынов — в середине-конце XIII в., Орлов — в XIV в.
Начиная с 1973 г., масштабные работы по исследованию славяно-
русских памятников края проводит созданная Р.Д.Голдиной Камско-
Вятская археологическая экспедиция Удмуртского университета. В
частности, автором этих строк раскапывались в прцоессе ее деятель-
ностиНикульчинское, Котельничское, Ковровское, Шабалинское, Сло-
бодское, Подчуршинское, Хлыновское городища, селища Искра, По-
кста II, Никульчинское II, Родионовское, Шабалинское, могильники
Шабалинский, Котельничский, Покста, Хлыновский I, велись наблю-
дения за земляными работами на территории кремля и посада г.Вятки.
Н.А.Лещинская исследовала Еманаевский могильник и Кривоборское
городище, В.В.Ванчиков — поселение Мысы IV, Л.А.Сенникова —
Усть-Чепецкий могильник. Кроме того, разведочными маршрутами
был охвачен почти весь бассейн р.Вятки, при этом выявлено значитель-
ное количество новых памятников. Древнейшие из раскопанных дати-
руются XII-XIV вв.
 
Результаты археологических раскопок заставили историков взгля-
нуть на письменные источники по-новому. А.В.Эммаусский частич-
но пересмотрел свои прежние взгляды на проблемы ранней истории
Вятской земли. В частности, он признал факт раннего поселения рус-
ских в бассейне р.Вятки. Однако историк по-прежнему считал новго-
родских ушкуйников колонистами региона и основателями г.Вятки20.
Он оспаривал точку зрения Л.П.Гуссаковского по вопросу о времени
возникновения городов и доказывал, что они могли появиться толь-
ко в конце XIV в., точнее — в 1374 г.
При этом Анатолий Васильевич ссылался на неточность археологических датировок, их широкий хронологический диапазон, малочисленность находок ХП-ХШ вв. и
даже решился на весьма рискованный шаг (оказавшийся, как потом
выяснилось, ошибочным) — пересмотр хронологии строительных
ярусов кремля, установленной Л.П.Гуссаковским. Как известно, ар-
хеологом было выявлено 7 городских строительных ярусов и один, 8-
й, сельского поселения. Основой ярусов были деревянные уличные
мостовые, к которым примыкали жилые и хозяйственные постройки.
Мостовые, отслужив свой срок, заменялись либо перекрывались
сверху новыми. Это происходило, судя по сохранившимся настилам,
в среднем через 35-40 лет, часть построек при этом функционирова-
ла на протяжении двух-трех ярусов (50-100 лет). Датировка ярусов,
предложенная Л.П.Гуссаковским, весьма приблизительна, поэтому
свои выводы автор давал достаточно осторожно. Древнейший город-
ской ярус (7-й) отнесен им к середине — концу ХШ в., а самый по-
здний (1-й) — к концу XVI — началу XVII в. А.В.Эммаусский же да-
тировал верхний культурный горизонт концом XVII в. — временем
постройки каменного Богоявленского собора (1698 г.), а затем путем
формального подсчета, опираясь на пример Новгорода, где мосто-
вые менялись в среднем через четверть века, отнес древнейший на-
стил города к XV в. Исследователь не учел того факта, что верхний
слой был нарушен могилами христианского кладбища, существовав-
шего по крайней мере с конца XVI в., что подтверждается и отдель-
ными нательными крестиками, найденными в могилах. Городской
культурный слой, нарушенный кладбищем, отложился еще раньше —
во всяком случае никак не позднее XVI — начала XVII в. Что касает-
ся смены бревенчатых мостовых в городах Древней Руси, то их пери-
одичность не могла быть повсюду одинаковой. В чем, безусловно, был
прав А.В.Эммаусский, так это в том, что хронология Л.П.Гуссаковс-
кого основана зачастую на находках, имеющих широкую дату, по-
этому страдает известной схематичностью. И тем не менее, 5-й и 6-й
ярусы содержали предметы, датирующиеся порой с точностью до по-
лувека, а древнейший слой имел обломки глиняных сосудов домон-
гольского облика. 

                                                                    город Котельнич                                       
В ходе раскопок 1990 г. нами обнаружена лепная
керамика, бытовавшая на Руси не позднее XII в., а также бусы XI-
XIII вв. И все же отметим, что абсолютно надежные даты может
принести лишь дендрохронология, дающая датировки по годичным
кольцам деревьев, а условия повышенной влажности на территории
кремля такую возможность предоставляют.
 
В.В.Низов попытался связать постройку г.Хлынова с новгородцами, но не с ушкуйниками, а со специально направленным руководством Новгорода отрядом, призванным закрепиться
на Вятке в противовес притязаниям Москвы. А поскольку известия
летописей об ушкуйном характере похода 1374 г. бесспорны, истори-
ку пришлось анализировать особенности источников, содержащих это
известие. В итоге им выдвинута версия о вывозе вятского архива пос-
ле покорения Вятской земли в 1489 г. в Москву, где по заказу вели-
кокняжеской власти содержавшиеся в вятских летописях известия о
начале русского заселения бассейна Средней Вятки в 1374 г. были пе-
реработаны столичными редакторами летописных сводов в свете,
угодном московским политикам. В результате походу новгородцев
был придан грабительский характер, а маршрут движения отрядов
был произвольно изменен (вместо Камы была вставлена Ветлуга).
Реальные же события донесли до нас различные списки "Повести о
стране Вятской".
 
Гипотеза В.В.Низова чрезвычайно интересна, однако оставляет
массу вопросов, пока не имеющих ответа. Во-первых, реальность про-
ведения в жизнь столь откровенной летописной фальсификации все же
маловероятна. Во-вторых, если "Повесть о стране Вятской" — источ-
ник достоверный (в чем я не сомневаюсь), и дискуссионный лишь по
существу дат (возможно, как считает ряд ученых, их 200-летнее удрев-
нение в "Повести"), то в ней должна фигурировать закладка г.Хлыно-
ва сразу после появления новгородцев на Вятке. Однако на деле это не
так: Хлынов строится выходцами из двух уже существующих здесь рус-
ских общин — Никулицына и Котельнича, т.е. в любом случае начало
русской колонизации региона приходится на более ранний период вре-
мени, нежели 1374. г. В-третьих, археологические данные, как мне уже
приходилось писать, вполне соответствуют сведениям "Повести о стра-
не Вятской" и дают датировки более ранние, чем XIV в., отчасти зах-
ватывая и домонгольский период. Таким образом, предположения,
выдвинутые кировским историком, по-прежнему не решают многих
проблем в прошлом Вятского края.
 
  
   
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://kirovkray.ru/index.php/nashi-puteshestviya/27-po-kotelnichskomu-rajonu.html
Достопримечательности Кировской области
http://www.kotelnich.info/
Макаров Л. Д. Русские поселенцы на берегах Вятки (По данным археологических исследований) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995. С. 86-87.
Макаров Л. Д. Православные памятники Вятской земли XII—XV вв.

 

 

ВложениеРазмер
kovrov_gor (1).gif9.57 КБ
kovrov_gor (1).jpg81.16 КБ
kovrov_gor (2).jpg87.04 КБ
kovrov_gor (3).jpg243.21 КБ
kovrov_gor (4).jpg92.32 КБ
kovrov_gor (5).jpg282.11 КБ
kovrov_gor (6).JPG488.55 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru