Клады и кладоискательство в Башкирии

В Башкирии не переводятся романтики-энтузиасты, желающие найти клад, спрятанный легендарным бунтарем Емельяном Пугачевым. Одни говорят, что обоз с серебром и золотом беглый казак спрятал на дне озера, другие уверены — деньги Пугачева хранятся в горах, в пещере. Впрочем, в республике немало и других сокровищ: среди найденных кладов были, например, бронзовая пушка, два блюда с тысячелетней историей и цилиндр с золотыми червонцами.
Вот уже несколько поколений отважных кладоискателей пытаются найти легендарный обоз самого Емельяна Пугачева — беглого казака, поднявшего восстание по всей стране. На своем пути он беспощадно грабил города и помещичьи усадьбы. А поскольку таскать с собой обозы с серебром и золотом было неудобно, то награбленное он прятал. Один из таких золотых обозов Пугачев спрятал недалеко от башкирского городка Белорецка, что в горной части республики. Пару веков назад там было очень много меднодобывающих заводов — отличная добыча для грабителя.
 

 
По местным преданиям, Пугачев спрятал награбленное в одном из многочисленных озер под городом. Говорят, даже приезжали профессиональные водолазы, да все пока без толку. Другие же ищут пугачевское золото совсем в другом конце Башкирии — в пещере у села Нагайбаково Бакалинского района, где бунтарь укрывался от преследования. 
Конечно, это мечта любого кладоискателя, но найти его почти нереально и очень затратно. Оборудование дорогое, техника дорогая, а спрятаны они в озерах и густых лесах, куда просто так не доберешься. Всего в Башкирии около 200–300 человек увлекаются кладокопательством, и все основные клады они уже нашли. Один из лучших кладоискателей Дон Алексей однажды вообще нашел бронзовую пушку XVI века. Для этого пришлось копать полтора метра.
Рустэм Янзафаров, кладоискатель, SmartNews
 
Но золото Пугачева — не единственное сокровище Башкирии.
В 1989 году в Альшеевском районе республики рабочие-землекопы нашли настоящий клад с тысячелетней историей. Особо ученые выделяют два блюда, одно из которых украшено гравированным изображением царя верхом на коне, поражающего копьем вепря. На втором блюде изображен летящий горный козел с развевающимся шарфом на шее — образ иранского бога удачи. По данным археологов, находке не меньше тысячи лет. Часть клада (по месту нахождения его назвали Аврюзтамакским) благополучно пропала, другую передали в фонд Стерлитамакского историко-краеведческого музея. 
Среди пропавших вещей из этого клада были фигуры (головы, ноги) верблюдов, на золотом кумгане был изображен верблюд. Изделия Аврюзтамакского клада имели среднеазиатское происхождение. Предметы данного клада являются прямым археологическим доказательством существования культа верблюда в эпоху раннего Средневековья на территории Башкортостана.
Шамиль Исянгулов, историк, из материалов V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых
  


Альберт Еникеев
директор юридического бюро «Еникеев и партнеры»

— Нет, не получится. Согласно Гражданскому кодексу, клад должен быть поровну разделен между тем, кто его нашел, и хозяином земельного участка. Отдать находку придется в любом случае — вам заплатят за нее часть стоимости, причем налог с нее не возьмут. Если хозяин участка — государство, то оно заберет 25 или 30%. Между прочим, если вы искали и нашли клад без разрешения хозяина участка, то вознаграждение полностью получит он. 

В конце 60-х годов прошлого века найти клад в Уфе было не редкостью — город тогда активно застраивали и в фундаментах старых купеческих домов часто находили какие-нибудь заначки зажиточных людей. Но один случай советская пресса обойти стороной не смогла.  
Несколько учеников ремесленного училища помогали копать траншею на улице Кирова и нашли большой черный цилиндр, в котором лежало множество золотых червонцев с портретом императора Николая II. Так бы никто о находке и не узнал, но один из ребят случайно проговорился или похвастался знакомым. Всех в итоге арестовали, в городе начался шумный процесс с клеймением «утаивших народное добро».
Закончилась эта история хорошо: клад у ребят отобрали, а самих отпустили.
Спустя почти 10 лет в Уфе попался еще один «молчун», который где-то нашел царское золото и любимой родине его не отдал. Попался в цепкие руки сотрудников КГБ он по своей оплошности — продал часть золота стоматологам, и те сделали коронки «слишком высокой пробы». Врачей допросили — на кладоискателя вышли очень быстро. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. 
 
 КЛАДЫ БАШКИРИИ
КЛАДЫ — КЛАДЫ (археологические). 
Самыми ранними в Башкортостане являются К. эпохи бронзового века, состоящие из орудий труда и оружия. К., найденный на горе Куштау под г.Стерлитамаком, состоял из бронз. наконечников, копья, дротика, бронз. долота-тесла, шила и гарпуна. 
В К. сер. 2-го тыс. до н.э., обнаруженных у сс.Ибракаево Стерлибашевского р-на и Миловка под Уфой, входили серпы-косари (11 и 6 соотв.); по одному бронз. топору и теслу. 

В К. у д.Бахчи Стерлибашевского р-на обнаружены 10 бронз. серпов-косарей и тесло. Самый ранний К. зол. украшений (4-3 вв. до н.э.) найден в 1965 при раскопках Охлебининского городища в устье р.Сим. Он содержал гривну, спаянную из 6 наложенных друг на друга бронз. колец, обложенных листовым золотом, 7 зол. ворворок, 30 обоймочек и 10 стекл. бусин. 
С ним синхронен знаменитый Куганакский К., состоящий из литых бронз. предметов явно культового назн.: фигурок ж-ных, круглой бронз. бляхи и композиции, изображающей двух людей в высоких головных уборах, стоящих под "древом жизни". 
К. эпохи раннего средневековья (7-8 вв. н.э.), состоящие из серебр. сосудов иранского происхождения, найдены в центр. р-нах Башкортостана. 
На терр. г.Уфы обнаружен К. из серебр. чаши, украшенной фигурой орла с ланью в когтях, серебр. блюда с изображением царской охоты на диких коз и медн. сосуда с крышкой.
 Богатый К. серебр. сосудов был найден в окрестностях с.Аврюзтамак Альшеевского р-на (см. Аврюзтамакский клад). 
К. эпохи развитого средневековья состоят в осн. из монет золотоордынских ханов. 
Наиб. кр. является Петровский К. (Туймазинский р-н РБ), содержащий 345 серебряных монет ханов Узбека, Джанибека и Тохты, а также жен. украшения (перстни и серьги). 
Монетные К. 14 в. найдены у сс.Якты-Куль Дюртюлинского р-на, Брик-Алга Белебеевского р-на и Кызыл-Яр на р.Уфе. 
Два К. серебр. монетных слитков 14 в. найдены в окрестностях с.Верх. Калмаш Чекмагушевского р-на. 
В эпоху Золотой Орды на терр. Башкортостана были широко распространены К. жел. вещей. 
Это К. земледельч. орудий у с.Нижне-Хозятово Чишминского р-на (топоры, мотыги, серп, лемех, плужный резец, две косы) и К. (стремена, серпы, косы) у сс.Спасское Стерлитамакского р-на, Больше-Абишево Абзелиловского р-на и на Турналинском городище в Салаватском р-не.
 

КЛАД СЕРЕБРЯНЫХ РУБЛЕЙ
Житель Башкирии нашёл клад серебряных рублей                                                                                
Житель Башкирии в интервью медиа-холдингу «Уфа-пресс» сообщил о том, что в прошлом году, осенью, он во время проведения сельскохозяйственных работ на собственном огороде обнаружил клад серебряных монет. Он состоял из рублей отчеканенных при Петре Первом, Екатерине Второй и Иоанне Антоновиче. 

При этом счастливец рассказал о том, что испытывает сложности с реализацией своей находки, так как в последнее время в республике стала распространённой мошенническая схема, при которой мошенники реализуют поддельные рубли такого вида вместо фальшивых. 

По информации, полученной издательством от экспертов-нумизматов, стоимость одного такого рубля в случае его подлинности может составить от 5 до 10 тысяч долларов, а всего находка тянет примерно на 50 000 долларов.
 
 
 БОЛЬШОЙ КЛАД
Житель Башкирии нашёл под землёй клад весом в 102 килограмма. Обладателем находки стал житель Стерлитамака. Фотографию клада он разместил в соцсетях. 
Находка представляет собой пластиковую ёмкость относительно небольшого объёма, в котором лежат монеты времён Советского Союза. Находку житель Стердлитамака пока держит при себе. В соцсети он пишет, что осознаёт отсутствие фактической ценности этих монет, однако найти их было всё же приятно. 
Отметим, что другие комментаторы уже подсчитали возможную выручку от клада: если продать все монеты, она составит примерно три тысячи рублей. Справка: Согласно закону РФ о кладах, находка становится собственностью лица, нашедшего клад, и владельца участка, где он был найден, в равных долях. 
Если клад был найден без согласия владельца земли, он передаётся собственнику полностью. Если земля не принадлежит государству, охотнику за кладами он принадлежит полностью. Однако в случае обнаружения вещей, относящихся к памятникам истории или культуры, они будут переданы в государственную собственность. Историческую ценность устанавливают эксперты, как правило – сотрудники музеев.

  

КЛАД У МЕЛЕУЗА
Всего в 25 километрах от Мелеуза расположилось село Воскресенское. Оно помнит еще Емельяна Пугачева и его разбитную банду, которая с радостью и веселым гиканьем вешала помещиков и грабила их родовые поместья. На этом месте Пугачев велел построить завод, который отливал для его войска пушки.

Прошли годы, завод сейчас полностью разрушен, осталось всего несколько стен. Проезжая мимо, всегда удивляюсь — почему местные власти не восстановят завод в первозданном виде? Почему не сделают здесь своеобразную мекку для историков всех рангов и мастей? Можно разработать целый исторический комплекс и назвать его, к примеру, «По пугачевским местам» или «Пугачев и его сподвижники: Салават Юлаев и Кинзя Арсланов — поэтапная реконструкция событий». Кто мешает?

Проезжая здесь однажды, я обратил внимание на множество холмов, которые возвышались то тут, то там. Были они даже посреди засеянных полей. То есть, представьте себе — огромное поле, засаженное, скажем, рожью, а посреди него — здоровенный нетронутый холм.

— Что это? — спросил как-то я своих провожатых. — Почему эти возвышенности просто-напросто не разровняют тракторами?

Мне объяснили, что холмы — это захоронения пугачевцев. И с давних времен пошла традиция эти захоронения не трогать. Удивительно только (мне, по крайней мере, непонятно в силу воспитания), как возле этих могильников еще умудряются хлеб сажать. Как будто больше места нет.

Здесь уже третье столетие находят клады. Лихие подручные самозваного Петра III закапывали здесь свое кровавое золотишко, в надежде вернуться когда-нибудь, но так и не возвращались. Но настоящие клады — это, конечно, редкость. А вот царские монеты, штыки, кинжалы — очень даже частое явление. Практически каждый житель Воскресенского находил екатерининские пятаки, почерневшие от времени.

Странно, что мало кто из жителей Башкирии знает, что в этом селе есть замечательный музей. В нем хранятся работы художников, которые были эвакуированы из Москвы во время Великой Отечественной войны. Они организовали художественную школу в селе, которая существует и поныне. Пожалуй, по знаменитым именам в мире живописи с этим музеем может конкурировать только Нестеровский в Уфе. Еще одна фишка для властей Мелеузовского района, чтобы привлечь туристов! Но никто почему-то не чешется, никому ничего не надо.

Я начал эту колонку с природы и ею же закончу. Сейчас, осенью, в здешних лесах грибов видимо-невидимо. Устанете солить. Животные здесь человека даже не боятся. Несколько раз ко мне, например, во время сенокоса выходил… лось. Не страшась и не пугаясь (я-то струхнул, конечно — такая громадина).

А знаете, о чем я подумал? А всё-таки в Мелеузе не дураки сидят. Правильно делают, что туристов сюда не привлекают. Те приедут, всё загадят, разрушат, поломают, разровняют…


    
МЕДНЫЕ КЛАДЫ
   Старинные медные рудники расположены на территории Башкирии в долинах рек Дема, Тятер, Кидаш, между населенными пунктами Стерлибашево и Киргиз-Мияки, в окрестностях поселка Вознесенское и в некоторых других местах [2, 6]. Медистые песчаники распространены на всех этих территориях, различаясь между собой глубиной залегания и сопутствующими породами. Как можно заметить, эти области находятся гораздо ближе к заводам, чем Каргалинские рудники, а значит, транспортировка руды из этих месторождений была более дешевой. Некоторые рудники в Башкирии [2] так же, как и на Каргалинском месторождении, были заложены по следам древних \"чудских работ\". То, что указанная область входит в зону лесостепей, создает больше возможностей для древней металлургии, чем в Каргалинских степях. Если принять версию о торговле жителей Каргалинских степей рудой, а не металлом, то указанные области Башкирии представляются в этом смысле предпочтительными, так как они имеют запасы леса, находятся недалеко и население имело представление о горном деле и металлургии.

 
     Во время экспедиций 1991-1992 годов мы осмотрели несколько полей рудников на территории Башкирии, а именно в районе сел Гулюмово и Айдарали (Стерлибашевский район) и деревни Дедово Федоровского района.
 
 
     Выработки в районе деревни Гулюмово находятся на большой лесной поляне в 1,5 км к западу от поселка. Вход в выработку представляет собой воронку на месте обрушившейся штольни. Протяженность подземной части 205 м (рис 3.1). Выработка состоит из двух частей. Более ранняя часть разрабатывалась через ствол 3, а более поздняя - через штольню, вход в которую в настоящее время завален. В месте соединения штреков разного времени имеется перепад уровней подошвы выработки ~1 метра. В сохранившейся части штольни можно увидеть остатки деревянных крепей. Площадь рудника не превышает 4 гектаров. Недалеко от указанного места в районе деревни Бол. Каркалы на карте В. Квалена отмечены Ключевские рудники [2], однако, по описанию, их поле значительно больше.

 
     Большое поле рудников было осмотрено нами в 5 км к югу от деревни Айдарали. Отвалы и воронки в настоящее время заросли лесом, что затрудняет поиск входов и оценку размеров рудного поля. Его величина ~750х350 метров. Нами были обнаружены только небольшие фрагменты вертикальных шахтных стволов и участков горизонтальных выработок. Возможно, именно эти рудники упоминаются как Дурасовские [2].

 
     Значительное поле рудников площадью ~20 га находится в окрестностях деревни Дедово, в Федоровском районе, на холме, на берегу реки Ашкадар. Нами был обнаружен вход - треугольный шурф глубиной не более двух метров. По-видимому, шурф использовался для вентиляции. Основной вход - штольня - в настоящее время практически полностью замыта грунтом с поверхности. Протяженность выработки составляет 155 метров (рис 3.2).
  
 
     Выводы

 
     На территории Башкирии находятся значительные поля старых медных рудников. Здесь так же, как и в Каргалинской степи, разработка велась по следам \"чудских работ\" [2]. В смысле ресурсов леса эта зона гораздо более приемлема для древней металлургии. Не исключено, что эта область играла заметную роль как зона самостоятельных металлургических и горнодобычных центров, так и в обмене сырьем с жителями Каргалинской степи.
 Башкирия
  
АРХЕОЛОГИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ
Первые экспедиции Российской академии наук в 18 веке положили начало поиску и описанию археологических памятников на территории Башкортостана. Археологи, участники экспедиций П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. И. Лепехин описали древние курганов, городища и рудники в окрестностях Уфы, Благовещенска, Стерлитамака и других местах Оренбургсокй губернии.

Во 2-й половине 19 века в Уфе был создан Губернский комитет по музеям. В 1865—1867 годах член комитета Р. Г. Игнатьев проводил обследование Уфимского (Чертова), Бирского и Кара-Абызского городищ, а также раскопки курганов на мусульманском кладбище в Уфе, на дачах Миасских золотоносных приисков и возле д. Кальчирбуран современного Аургазинского р-на РБ.

В 1893—1894 годах археолог Нефедов производил первые раскопки древних городищ: Уфимского (Чертова), Кара-Абызского, Ново-Медведевского (Юлдашевского — Петер-Тау). Одновременно в фонды Уфимского губернского музея поступали древние предметы из случайных находок и сборов: бронзовые украшения из Бирска, клад бронзовых орудий из-под д. Миловка Уфимского района, вещи из раннесредневекового погребения, найденного на территории дачи помещика В. А. Новикова, янтарное ожерелье из погребения на Семинарской горе в Уфе и др. Эти коллекции подробно описаны Н. Н. Булычевым в 1902 и 1904 годах.

С конца 19 века начинается изучение археологических памятников бассейна реки Белой. Археолог А. А. Спицын изучал Бирское, Костаревское и Дюртюлинское городища в низовьях реки Белой, собрал материал, позволивший установить место этих памятников в разработанной им периодизации прикамских древностей.

В 20-е годы 20 века Г. В. Вахрушевым составлена первая археологическая карта Башкирии с 17 городищами, 27 курганами, 14 бескурганными могильниками.

Планомерные и целенаправленные археологические работы начались в 1950-е годы после создания в Институте истории, языка и литературы (ИИЯЛ) БФ АН СССР группы археологии. Проводились планомерные исследования памятников эпохи раннего железного века и средневековья, ранних кочевников в Башкортостане.

В 1970-х годах проводятся раскопки некрополей и расположенных рядом с ними городищ эпохи раннего железного века у сс. Шипово и Охлебинино, исследования курганов ранних кочевников в южноуральских степях (А. Х. Пшеничнюк). Были раскопаны: Староябалаклинский могильник эпохи бронзы на р. Дёма (Ю. А. Морозов, Горбунов), Юкаликулевское поселение на р. Ай (Горбунов, Обыденнов). Изучены новые памятники кочевников Южного Урала и Приуралья периода Золотой Орды на территории Башкортостана и Оренбургской области.

В 1980—1990-х годах археологи ИИЯЛ УНЦ РАН участвовали в создании общесоюзного Свода памятников археологии. Проводились исследования на «земотводах». Так, при обследовании небольшого участка около пос. Подольск (Хайбуллинский район) выявлено крупное языческое святилище (Г. Н. Гарустович). В «Баишевском микрорайоне» (Баймакский район) создан Историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник «Ирендык».

В настоящее время в археологии Башкортостана получило развитие новое направление — этноархеология. Развиваются традиционные направления: история вооружения и военного дела кочевников раннего железного века и Средневековья, проблемы социально-экономической и этнокультурной истории, изучаются вопросы начала тюркизации Южного Урала[1].

                                Мавзолей Турахана                                                                                    Загадочные места и аномальные зоны Башкирии

 

С 2004 года ежегодно проводятся археологические экспедиции в пещеру Шульган-таш (Капова пещера) под руководством к.и.н. В. Г. Котова. В результате чего найдены новые рисунки; впервые обнаружены гравированные композиции; подтвержден древний возраст рисунков.

Новые вопросы в археологии Башкортостана возникают на материалах бахмутинской культуры, кара-якуповской культуры, кушнаренковской культуры, мазунинской культуры и пьяноборской культуры.

 
К настоящему времени на территории РБ выявлено и учтено 547 археологических памятников, из них более 300 — курганы и курганные могильники, более 150 — различные поселенческие памятники, 16 гротов и пещер, 7 грунтовых могильников, 7 металлургических комплексов и т. д.

Из них к позднему времени относятся 12 каменных выкладок, 11 мусульманских могильников, каменные ограды (12) — остатки «степных мечетей» или места установки юрт на летовках.

Из общего количества учтенных памятников 40 полностью исследовано, 15 разрушено, значительная часть находится в зоне воздействия водохранилищ, либо же затоплена ими.

На территории современного Башкортостана выявлены следы и памятники археологические культур каменного века, бронзового века и железного века.

Каменный век. В мезолите каменного века сложились ильмурзинская культура и янгельская культура, в неолите — прибельская культура и ташбулатовская культура. В энеолите в Предуралье сформировалась агидельская культура, на Севере Башкортостана — гаринская культура, в Зауралье — суртандинская культура, в степях Южного Урала — ямная культура.
Бронзовый век. В бронзовом веке на Южном Урале сложились абашевская культура, алакульская культура, межовская культура, петровская культура, саргаринская культура, синташтинская культура, срубная культура, фёдоровская культура и черкаскульская культура. Памятники северных районов РБ содержат материалы приказанской культуры и турбинской культуры.
Железный век. В раннем железном веке степная территория РБ входила в ареал формирования курмантауской культуры, савроматской культуры и сарматской культуры. В лесной зоне в это время обитали племена ананьинской культуры, кара-абызской культуры, пьяноборской культуры. В восточных лесостепных районах обнаружены памятники гамаюнской культуры, гороховской культуры, иткульской культуры, саргатской культуры.
В Средневековье на территории РБ сформировались бахмутинская культура, именьковская культура, кара-якуповская культура, кушнаренковская культура, мазунинская культура, турбаслинская культура, чияликская культура.

К найденным археологическим памятникам относятся орудия труда, поселения и жилища, погребальные памятники; наскальные изображения, украшения и др. Древнейшими Археологическими памятниками на территории РБ являются Айдос, Мысовая, относящиеся к 400—100‑м тыс. до н. э.

Наиболее распространёнными являются поселения и погребальные памятники. Выделяются 3 типа поселений: стоянки, селища, городища. К погребальным памятникам РБ относятся курганные и грунтовые могильники и мавзолеи (Кэшэнэ). К археологичесикм памятникам относятся древние горные выработки или карьеры для добычи руды (Бакр-Узяк, Каргалы, Ташказганский рудник), обитаемые пещеры и святилища (Шульган-Таш, Заповедное святилище, Игнатьевское святилище), каменные изваяния (Акимбетовские курганы, Гумаровский могильник), клады (Аврюзтамакский клад, Куганакский клад, Миловский клад), свайные постройки, древние дороги, дольмены, менгиры.

Локальные группы памятником, относящихся к одной археологической культуре, выделяют в археологические комплексы (Аркаим, Биктимировский археологический комплекс, Горновский археологический комплекс, Кара-Якуповский археологический комплекс, Манякский археологический комплекс, Охлебининский археологический комплекс, Синташта, Таш-Елгинский археологический комплекс, Ташлинский археологический комплекс, Шиповский археологический комплекс, Яковлевский археологический комплекс). Группы памятников, относящиеся к разным культурам выделяются в археологические микрорайоны (Баишевский археологический микрорайон, Береговский археологический микрорайон).
   
КЛАДЫ И ЗАГОВОРЫ
Главными элементами заговора служили ограда, замок и ключ. Они могли быть как словесными, так и вещественными (то есть натуральные ограды, замки и ключи, часто обнаруживаемые в кладах). Там же находят острые железные предметы: ножи, серпы, мечи, косы и т.д. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. 
Но на науку «укрыть» клад была и наука, как взять его. 
Позднее, в христианские времена, было широко распространено поверье, что хранителями кладов являются бесы. Поэтому кладоискательство всегда сопряжено с очень большим риском. 
Словом, в большинстве преданий говорится о том, что завладеть заговоренным кладом невероятно трудно. И все же возможно. Надо только знать секреты «отпирания» потайных сокровищ: 
* В старинных книгах есть упоминание о кладах, зарытых «на счастливчика». Что это такое, авторы не объясняют (видимо, сотни лет назад это было всем ясно), но как отыскать такой клад, объясняют. Надо, мол, повстречать черную кошку и пойти за ней. Там, где она остановится и мяукнет, ударить ее, что есть силы, по голове, и воскликнуть: «Рассыпься!», а на месте гибели кошки начать копать. Но, похоже, способ этот хорош только для живодеров, и мне он кажется садидистско-смешным. 
* Еще один рецепт в современной книжке по биолокации. В ней говорится, что достаточно взять в руку так называемую рамку и задать ей вопрос: «В каком направлении находится клад?» И она его укажет. Затем спросить о том, как далеко захоронены сокровища, называя цифры в километрах, сотнях метров и т.д. Когда место будет найдено, еще раз уточнить: мол, здесь или нет - и копать. 
* Еще на один старинный способ отыскать и «взять» заговоренный клад опять же в старинной книге. Вот он: 
«...На предполагаемом месте захоронения клада зажги свечу, установленную в ореховом подсвечнике. Чем ближе будет клад, тем 
сильнее будет мерцать пламя. А как оно потухнет, там и копать надо. Но, если не будет твердого намерения отдать десятую часть бедным, клад спрячется в землю так глубоко, что никаких сил не хватит отрыть его». В общем, делиться придется. 
*Первые помощники в отыскании кладов — травы: 
- «разрыв-трава» (свое название разрыв-трава получила из-за того, что после дозревания плодов, створки продолговатой коробочки открываются, скручиваются в спираль, разбрасывая при этом семена. Достаточно нажать пальцем на созревший плод - и растение \"стреляет\". Это растение принадлежит к семейству бальзаминовых); 
-«плакун-трава» Изображение(дербенник - многолетнее травянистое растение, 60—120 см высоты, с прямым четырех-шестигранным стеблем, покрытым, как и листья, волосками или почти голым. Упоминается в заговорах как чародейское средство, позволяющее повелевать духами, овладевать кладами); 
- «объяр» (Объярь есть шелковая ткань со струею золотою или серебряною, указ в выходной книге но объярью звали и зовут также всякое шелковое муаре, и без золота); 
- «спорыш бел-кормолец» (Очень популярное растение, произрастающее во дворах, на тропинках, при дорогах, на выгонах, постоянных сухих пастбищах, на валах, на засоренных местах около жилищ и пр. Выносливо к вытаптыванию. Стебли спорыша стелются по земле, коленчаты; растения кустисты); 
- «петро́в крест» (чешу́йник, или потаённица, или царь-трава́ (лат. Lathraéa) — род растений семейства Заразиховые. Корень этого растения считается сильным средством для одоления демонской вражьей силы) 
- «Цветок папоротника»; 
- «шапец»; 
- «Замочная трава»; 
- «Спрыг-трава» (волшебная трава в сказках, указывающая дорогу к зарытым кладам и разбивающая замки и запоры) 
У ботаников есть предположения, о каких травах идет речь, кроме одной — «спрыг-травы». Предания рассказывают, что у Стеньки Разина под ногтями хранились листья ее и потому удача в грабительском деле ему сопутствовала. Вот почему он столько кладов по рекам оставил. 
\"Спрыг-трава\" снимает магическую силу с любого разинского клада. Так что кто ее тайну раскроет, тот… Аж дух от перспектив жизненных захватывает. 
* И последнее. Западные маги считают: чтобы проклятье заговоренного клада не перешло на кладоискателя, нужно на месте, где он спрятан, провести следующий обряд. Начертать острым ножом, окуная его в святую воду, круг, опоясывающий место захоронения богатства. Определить по компасу стороны света и на каждой установить свечу и произнести, кланяясь каждой свече (начав с северной): «Четыре апостола-евангелиста, хранители Божьих тайн - Матфей, Марк, Лука, Иоанн, - очистите сие место от наложенного на него заклятия». Я представляю, как со стороны это будет выглядеть, и горе тем людям (их психике), которые Ваши чудачества узреют. 
*Если клад находится в стене, круг чертится на ней (север - вверху). 
Затем, достав клад, говорят такие слова: «Господь Бог впереди, Ангел-хранитель позади, святые евангелисты по бокам, аз тебе Отец Небесный славу воздам! Защитите меня (имя) своей силой от дьявольских козней. Освободите сей клад от тяжкого заклятья». 
Рекомендуется также прочесть после этого сорок раз «Отче наш», прежде чем прикасаться к сундучку, горшку или что еще там попало вам в руки. 
*И еще: 
- если это какие-то вещи, обрызгать их святой водой и подержать над пламенем свечи; 
- если это монеты, прокалить их на огне; 
- если драгоценные камни, 24 часа держать в проточной воде; 
- продержать на палящем солнце 24 часа; 
- продержать в соленой воде 24 часа. 
Все эти действия, по мнению экстрасенсов, способствуют очищению найденных сокровищ от негативной энергетики. 
*Да, еще одно предупреждение, не вздумайте, когда копаете клады, материться. В работе мало ли что бывает, может грязное словечко и сорваться. Клады бранных слов не любят, они дальше в землю уходят.
Когда понесете найденный клад домой, не забудьте сказать: «Чур! Чур! Свято место. Мой клад с Богом напополам». Тогда вашего клада не украдут, и он послужит вашей семье на пользу.


   
ЗОЛОТОЙ КЛАД
Инспектор ОБХСС, майор милиции Михаил Дудка, поехал с друзьями на рыбалку в Калинники, и там услышал разговор, о мужиках деревни Угузево, торгующих золотыми монетами царской чеканки. Это вызвало повышенный интерес. На обратной дороге, притормозили за пару километров от Угузево.
Деревенский пастух, после угощения из фляжки, вытер усы и кивнул головой – «Есть золотишко, только сегодня Здроговы на покосе, приезжайте на другой день». В понедельник Дудка, обратился к начальнику управления ОБХСС, Владимиру Трофимову.

Выслушав, историю с золотыми монетами, полковник милиции, задал, свой любимый вопрос – «Какова степень вероятности…»? Услышав в ответ – «Девяносто…, девяносто пять», начальник подписал командировочные в Бирский район, республики. В целях конспирации поехали на автомобиле Москвич с гражданскими номерами. Притормозили на пригорке. Под крики петухов, свиньи терли бока о завалинку Сельсовета с красным флагом.

Кривые заборы, избы с подслеповатыми окнами. Голь колхозная. Угузево ничем не отличалась от сотен других советских деревень.

И откуда тут взяться царским золотым монетам? На минуту Дудка испытал досаду на себя, и грустно переглянулся со своим помощником. В деревне, их ждал первый сюрприз, на одной улице живут Здроговы, на другой Пестовы. Поделили улицы и приступили к «работе». Дудка в костюме и шляпе слегка сдвинутой на затылок, остановился у первой калитке. Во двор вышла баба с ведром в руке.

Криминальная Башкирия. Золотой клад
«Доброе утречко, я к вам от Иван Петровича, мне бы, насчет монет…» - первое, что пришло в голову, начал говорить инспектор ОБХСС. Но хитрить, особенно не пришлось.

Баба с ведром - «ходят тут всякие» - раздраженно махнула рукой, в сторону дома с открытыми окнами. Этого было достаточно. Насвистывая любимый напев - «Броня крепка и танки наши быстры», майор милиции весело зашагал вперед. В доме Дудка встретили два брата Здроговых. Инспектор ОБХСС, представился финансовым инспектором. «В любой стране есть закон о кладах…» - любезным тоном начал разговор Дудка, но игра в «кошки – мышки» продолжалась не долго. «Нет, у нас никаких монет и клада мы никакого не находили» - ответил старший брат. А потом, вышел из дома и оставил младшего, наедине с «фининспектором».

С этого момента все и началось.
«А вы точно из Уфы»?
«Фининспектор!?».
Юноша прищурился – «Одну монетку мне оставите…»? Дудка подмигнул глазом и покачал головой. Это стало началом доверительного разговора. А потом все произошло, будто в известной сказке. Слез Иванушка - дурачок с печи, хлопнул в ладоши, и посыпались монеты, да не простые, а золотые.

Здрогов младший с видимой гордостью, взял кочергу, сунул в печь и через секунду, с тяжелым стуком, поставил на стол, мешочек, на половину набитый золотыми червонцами.

Ух, ты, мать твою перемать!!!
Дудка не мог поверить своим глазам. Целое состояние, можно клуб в деревне построить или каменный мост через реку!

Скрипнула дверь, вернулся старший брат, и стал ходить по дому, словно зверь в клетке. Младший продолжал держать в руке железную кочергу. Дудка отмерил взглядом расстояние до открытого окна. Но все обошлось мирно. Издавая, протяжные и стонущие вздохи, будто, у него болели зубы, Здрогов рассказал, откуда у него такое богатство.

Как выяснила милиция, две семейные пары из деревни Угузево, Здроговы и Пестовы подрядилась в Уфе на земляные работы. Трактор копает траншею по улице Кирова, а они лопатами ее подравнивают. Подобрали ржавую металлическую трубу, а внутри что-то блестит. Ударили об асфальт, и покатились в разные стороны, желтыми брызгами, золотые монеты.
Царица небесная! Все как в волшебном сне!
Кто сколько успел собрать, то все золото его. Одну монету сдали в скупку магазина «Рубин» и получили 700 рублей денег. Купили водки и гостинцев. Впервые в жизни, наняли такси и поехали домой на Волге.
Скоро о богатстве Здроговых и Пестовых знала вся деревня. Завидуя кладу, кто–то заметил, «Николай, теперь ты самый богатый человек в мире», на что Здрогов скромно ответил – «Нет, нет…, самый богатый человек, это американец Рокфеллер». Золотые монеты продавали торгашам, зубным техникам, в «Рубин», больше не совались, умные люди предупредили - это опасно. Пестовых задержали позже, бросив все хозяйство, они вообще обурели и путешествовали по югу, швыряя деньгами, не считая.
Случилась эта история в 1979 году. Из ста золотых монет царской чеканки удалось вернуть в доход государства, больше половины.
Уголовное дело находилось в производстве следователя Ильмиры Мунировой. «Да, есть счастье, но нет ума» - говорит Ильмира Мавлютовна, грустно и насмешливо, будто разочарованно. За давностью лет она не помнит, какой точно срок получили обвиняемые Здроговы и Пестовы. Где-то от трех до пяти лет лишения свободы в колонии общего режима.

Дудка Михаил Трофимович родился 2 ноября 1932 года в Херсонской области Украины. После 7 классов, поступил горно-металлургический техникум г. Керчи. В 1950 был призван в армию (ГДР), после окончания Харьковского училища, пять лет служил офицером танковых войск. В 1960 году, после хрущевского сокращении армии, приехал на родину жены, в Уфу. Работал фрезеровщиком на 40-ом заводе, заочно учился на юридическом факультете.

С 1964 году инспектор ОБХСС Орджоникидзевского РОВД г. Уфы. С 1970 по 1973 год начальник ОБХСС г. Салавата. Служил в управлении ОБХСС республики, с 1979 года начальник ОБХСС Орджоникидзевского района. В отставку вышел в 1983 году с должности зам. начальника ОБХСС Октябрьского района Уфы.
Подполковник милиции. Награжден медалями и нагрудным знаком «Отличник милиции».
    
КЛАДЫ ЮЖНОГО УРАЛА
Южный Урал многое повидал. Археологи до сих пор не устают удивляться своим находкам здесь. После знаменитых царских Филипповских курганов с золотом в  Оренбургской области, кажется, никаких уже богатых кладов не найти. Но так ли это?
 
                                                НАРОДНАЯ МОЛВА
     Еще скифы и сарматы, жившие на Урале,  поражали мир обилием золотых украшений. Современная наука после их анализа доказала, что драгоценный металл – уральского происхождения. Золото Рифеевых гор описывали еще древнегреческие историки. Но все попытки отыскать промышленные месторождения его при Петре I ничего не дали. Пригодное для такой разработки золото нашли после царя-реформатора. Первая золотопромывочная машина на Урале появилась в 1823 году. Золота оказалось так много, что к 1913 году Россия прочно заняла ведущее место в мире по его добыче. До сих пор нет данных о том, сколько же золота было добыто  на всем Урале. Приблизительно речь идет о 1200-1500  тоннах! Золотая лихорадка не обошла стороной и башкирское Зауралье. Старатели поработали на совесть. Из рассекреченных данных видно, что  в период только советской власти в зоне ежегодно добывалось свыше десяти тонн золота.
     Если внимательно ознакомиться с архивами, обнаружится, что в Зауралье довольно часто находили самородки. Последний такой случай был отмечен в конце 80-х годов ХХ века, когда механизатор совхоза «Ирандыкский» Баймакского района, работая на поле, нашел самородок величиной с баранью голову. Как и предусмотрено законом, золото было передано государству. По различным источникам удалось определить, что в минувшем веке  в Зауралье  самородки весом от килограмма до пуда находили 17 раз. О более мелких сведений просто нет. Вероятно, документально их учет не велся. Тут надо особо сказать, что в старину золотые самородки имели большой спрос, поскольку всегда  представляли интерес для тех, кто кичился своим богатством. Крупные заводчики, под стать Демидову, имели даже коллекции самородков.
     О несметных богатствах иных уральцев можно судить по количеству легенд и преданий об этом. Характерно, что  народная молва связывает происхождение богатства промышленников исключительно с нечестными путями.  И, как наказание за это, с гибелью владельцев. Но прежде чем отправиться на тот свет, герой успевает припрятать неправедно нажитое  добро. Так что легенды и предания – своего рода как бы путеводители по кладам. Зачастую в них даются конкретные географические названия, упоминаются действительно жившие люди, есть приметы на местности, по которым можно, мол, отыскать клад. Вот один из типичных  сюжетов. В нескольких вариантах слышал рассказ о том, что в окрестностях деревни Иргизлы на реке Белой есть гора Пугачева, названная так в честь вождя крестьянского восстания. И якобы именно в ней, спасаясь от народного гнева, зарыл свое золото управляющий Вознесенского завода, убегая от войск Емельяна Пугачева. Верить или не верить?
 Но в рассказах приводятся подробности. В частности, о том, что Вознесенский медеплавильный завод, построенный в 1754 году в устье речки Иргизла,  работал на привозной руде – ее на лошадях доставляли из Тубинска. Заводской приказчик Копейкин (такой действительно существовал), узнав о приближении пугачевцев, погнал на склон крутой горы подневольных  людей рубить деревья и валить их на головы «разбойников»…
     Словом, исторически эта народная молва вполне достоверна. Не вызывает сомнений и то, что заводчики люто ненавидели Пугачева, лишавшего их богатства, старались загодя все припрятать в надежном месте. На этот счет нужно особо выделить, что войскам Пугачева не удавалось застать тех врасплох. Как правило, они встречали хорошо организованную оборону заводских поселений. Если учесть, что в ту пору с дорогами на Урале были сильные напряги, загодя, без огласки, вывезти свои богатства, когда кругом народные волнения, заводчики не могли. Оставалось лишь прятать. Известно, что Пугачев и его сподвижники, тоже всю казну с собой не возили – часть ее обязательно прятали.
 

                                           НЕОЖИДАННЫЙ ПАРАДОКС
     Если проследить по доступным источникам (прежде всего - фонды библиотек) тему кладов на Южном Урале, обнаружится неожиданный парадокс – несоответствие количества устных народных преданий, передающихся из поколения в поколение, с количеством «официально» отраженных в литературе. Чтобы не утомлять читателя перечислением изученных на этот счет мной изданий, сошлюсь только на один, но, думаю, самый яркий пример.
     Башкиры – коренные жители Урала. У них хорошие исторические корни, в традициях народа устное творчество. По нему можно выяснить с достаточной достоверностью, не прибегая даже к специальным хроникам,  многие исторические события. Дело существенно облегчает изданный в Уфе в конце минувшего века фундаментальный многотомный свод «Башкирское народное творчество». 
Преданиям и легендам отведен целый том (второй), объемом в 572 страницы. Некоторые легенды и предания в нем даны даже в двух-трех вариантах. Том снабжен весьма полезным указателем мотивов. В нем в разделе «Крестьянская война 1773-1775 годов» стоит «Клады Салавата и Пугачева». Указаны два предания  - в томе они идут под номерами 275 и 299: «Марийцы в войске Салавата» и «Салават и Балтас». Собственно о кладах сказано чрезвычайно скупо, буквально несколькими строчками. В первом предании читаем: «…Я в ту пору был восемнадцатилетним парнем. Очень жестокие мятежи начались. Поднялся народ и начал уничтожать бояр. Я тоже присоединился к восставшим. Через некоторое время слились с войском Салавата. Через Катав, Узень, Лаклы, Йыланли, Вакир, Карабашшары пришли в Киги. Оттуда ушли в Казань. В Карабашшарах зарыли три воза серебряных монет». Во втором предании: «После ухода пугачевского войска в направлении Казани Салават взял командование на себя. Казна тоже перешла в его руки. Он приказал припрятать казенные деньги в лесу, в дуплах деревьев, с тем, чтобы воспользоваться ими позднее, во время новых боев».
     Практически у каждого башкирского рода есть многочисленные легенды и предания о кладах. Как получилось, что в фундаментальном своде «Башкирское народное творчество» с этим по сути своей провал – загадка. Вероятно, сработал идеологический момент. О кладах времен Степана Разина, Емельяна Пугачева в советский период публично (через книги, журналы, газеты) сообщалось крайне мало, хотя молва о них не только у башкир, но и у русских, татар, чувашей, марийцев…. Но даже в «Большой советской энциклопедии» об этом нет ни слова. Получается, все на уровне народной памяти. Хотя тут дело государственной важности. Не исключено, что вместе с золотом, деньгами в кладах оставлялись и документы, которые могут иметь для науки сенсационную ценность. 
  
                                                          ГДЕ ИСКАТЬ?
     Совершенно иная, чем в литературе (включая и журналы, газеты) ситуация с кладами в мировой сети «Internet», где этой теме посвящены гигабайты информации на любой вкус. Только не ленись искать. Располагая большим временем, не смог тут отследить и малую толику сведений. Даже до предела упростив задачу (поиск только по кладам времен Емельяна Пугачева и только на Южном Урале), получил на монитор такой объем, что хоть защищай кандидатскую диссертацию! Явно чувствуется в электронном мире повышенный интерес к ненайденным до сих пор сокровищам в Башкортостане и соседних с ним регионах. Свой парадокс  есть и в сети «Internet». Он в том, что при обилии сведений о возможных местах нахождения кладов, зачастую неясен источник первоначальной информации. Сравнивая похожие тексты на разных сайтах, «докопаться»  все же можно. И тут ждут неожиданные сюрпризы.
     Оказывается, Запад очень активно присматривается к ненайденным еще кладам в России. На иностранных сайтах есть даже подробные карты! На них крестиками и кружками помечены в России места возможного нахождения сокровищ. Очень основательно все выглядит. И, похоже, единственное, что останавливает западных кладокопателей, непредсказуемость поведения властей России, где легко меняют законы или же вносят такое количество в  них всевозможных поправок, что первоначальная суть переворачивается с ног на голову...
     Как бы там ни было, поиском кладов в России серьезные структуры не занимаются. Это дело редких любителей. Археологи тоже в стороне, предпочитая вести лишь научную работу. Есть еще геологи, но у них второе десятилетие подряд финансовые трудноразрешимые проблемы. Отдельных энтузиастов в расчет можно не брать. Не располагая дорогостоящим специальным кладопоисковым оборудованием, можно полагаться лишь на случайное везение. Нужны систематические, долговременные поиски, когда территория тщательно обследуется квадрат за квадратом. А для примера – отдельные предания, «выловленные» мною в сети «Internet» (http://metallsearch. chat.ru).
В начале 1840-х годов два молодых человека, братья Александр и Степан Гусевы, поехали из своего хутора Гусевского в Оренбург и по дороге остановились ночевать в деревне Синегорке. Когда они выпрягли лошадей и зашли в хату, то увидели лежащую на печи слепую старушку. Та по говору узнала, что Гусевы мосоли (мосолями называли потомков крепостных заводчика Мосолова) и спросила:
     - Вы из Кананикольского? 
     - Нет, мы из хутора Гусевского.
     - Это на Малом Ике, возле устья речушки Ямашлы?
     - Верно! Откуда, бабуся, знаешь?
     - Я в молодые годы с Пугачевым ходила, была у него кухаркой. Когда по дороге на Иргизлу за нами гнались сакмарские казаки, Пугачев приказал закопать на левом берегу Ямашлы, возле устья, золото. Много ведь золота отнял у бар. Оно, чай, и теперь в земле лежит…
     Как видим, в этом рассказе без труда узнаются современные территории Зилаирского и Кугарчинского районов Башкортостана. Кстати, легенд о кладах Пугачева в народе действительно много. В них говорится о кладах, спрятанных близ бывшей крепости Рассыпной (Оренбургская область), в Диковой балке, в окрестностях Татищева, в озере Ванна… К сожалению, многие названия в преданиях за два с лишним века поменялись. Но сложность не только с этим. Иначе теперь выглядит ландшафт. Только комплексные исследования могут навести на след пропавших кладов. Но будут когда-либо предприняты такие исследования на Южном Урале? И кто выступит спонсором дорогостоящих мероприятий? Ясно, что не наше государство. А как с кладами на Западе?
По данным газеты «Вашингтон пост», ежегодно в США  специально организованные экспедиции отыскивают 20-30 крупных кладов. В ХХ веке общее количество обнаруженных в Америке сокровищ  было оценено в полтора миллиарда долларов! На Западе кладоискательство поставлено на  современную техническую основу – промышленность выпускает различную электронную аппаратуру. Начиная с 1950 года (с массовых поисков пропавшего золота гитлеровской Германии), только в США ее произведено на сумму  около 700 миллионов долларов. Там, оказывается, кладоискательство – целая индустрия!

 

 

          Чандар, загадочная древняя карта                                                                   Загадочные места и аномальные зоны Башкирии

Сама по себе деревня не представляла какой-то исторической ценности, пока в 1999 году профессор Чувыров не обнаружил там загадочную каменную плиту. Она представляет собой рельефную карту, выполненную представителями неизвестной высокоразвитой цивилизации около 50 миллионов лет назад. 
На плите изображена местность от Уфимской возвышенности до сегодняшнего города Салавата. На ней изображено даже дно тогдашних рек. А сейчас башкирские диггеры отмечают, что местность таит в себе еще и какие-то мистические загадки. По их словам, периодически там слышны потусторонние голоса и появляются тени из ниоткуда.

Загадочные места и аномальные зоны Башкирии

«Мне говорили, что когда приедешь в Чандар, нельзя говорить о том что все это бред, иначе произойдет что-то плохое. Я не послушал и сказал прямо там, что все это фигня и ничего подобного не существует. Когда выезжали из деревни, вдруг резко начался туман, в котором мы увидели очертания фуры в которую чуть не влетели. К сожалению, из фотографий Чандара только сфотографирован знак, обозначающий въезд, так как внутри деревни у меня отказалась работать камера по неизвестным причинам», – пишет уфимец Владислав Зубарев.
Где: Нуримановский район

 

 
  
_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://biblioklad.ucoz.ru/news/nenajdennye_klady_urala/2012-01-18-70
http://forum.kladoiskatel.ru/
http://www.klady-rossii.ru/
http://obzor-novostei.ru/

ВложениеРазмер
uAq2949 (1).jpg23.35 КБ
uAq2949 (2).jpg220.13 КБ
uAq2949 (3).jpg86.53 КБ
uAq2949 (4).jpg35.44 КБ
uAq2949 (5).jpg64.55 КБ
uAq2949 (6).jpg61.11 КБ
аватар: Кэп

Салават Юлаев

кроме кладов и казны Пугачева, кто не мало повоевал между Волгой и Уралом - 

в Башкирии из вестен и Салават Юлаев, по преданиям он также много спрятал в этих краях золота и серебра и других ценностей.

в частности, народная молва упомянула пещеру Салавата, где он прятался с товарищами, 

а также клады на территории Зилаирского и Кугарчинского районов Башкортостана,

история тут ждет новых открытий...

аватар: Лоцман

Очень шикарные фотографии -

Очень шикарные фотографии - автор сам себе на срок всю доказательную базу собрал)))

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru