Деревня Юледур

Деревня Юледур находится в 8 км от Кельмаксолы в северо-восточном направлении. Название этой деревни характеризует местность, где образовалось поселение, и состоит из двух слов: "край гари" или "деревня у гари".
В 1928 — 1929 годах несколько семей из Лайсолы в 5 км от деревни произвели очистку на месте вырубленного леса для возведения починка. Вырубали деревья, корчевали пни. Организатором переселения был Андрей Семенович Козырев. 
  

 


Для охраны стройматериалов, бревен построили небольшой домик, где поселился сторож Филипп Егорович Иванов. В 1929 году в Юледур переселились семьи Рябининых, Загайновых, Игнатьевых, Козыревых, Кудрявцевых, Ивановых. В 1931 году переселилось 10 семей, 12 человек, в 1932 году — 2 семьи, 6 человек, в 1948 году — 1 семья из 4 человек. Всего из Лайсолы за период с 1928 по 1948 годы переехали в Юледур 27 семей, 82 человека.
 
Наибольшая численность населения в деревне была в 1950 году, в 28 хозяйствах проживали 163 человека. Возле деревни протекает речка Старая вода. В 1929 — 1930 годах с целью отвода воды и открытия новых земельных участков жители деревни вручную вырыли канаву к речке Рябиновая.

В 1931 году в деревне был образован колхоз "Юледур". Председателями в разные годы работали Андрей Семенович Козырев, Кузьма Павлович Мочалов, Филипп Егорович Иванов, Анна Ивановна Загайнова и другие. В 1932 году в колхозе было 15 лошадей, в 1933 году — 20, в 1940 году — 23 лошади. Конюхом работал Михаил Иванович Игнатьев. В 1933 году построили коровник, держали 22 коровы и 2 быков. Кроме того, было 18 овец и 17 свиней.
 
В 1931 — 1933 годах у колхоза не было своего поля. Колхозники ходили работать в Лайсолу. Лишь в 1933 году после раскорчевки двумя тракторами Ронгинской МТС появилось поле площадью 30 га. В 1933 году в сельхозартели трудились 33 колхозника, построили фермы для колхоза. В 1933 году колхозу "Юледур" деревня Лайсола передала водяную мельницу на реке Кордемке, закрыли ее в 1944 году.
 
Отдельной молельной рощи не было, ходили молиться в священную рощу деревни Алеево. Вера была языческой, только один житель — Андрей Михайлович Алексеев — был христианином.

                                                            окрестности Юледура                                                                  

В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины ушли 19 человек, не вернулись 8 человек. Один из жителей деревни — Василий Степанович Загайнов — ушел на войну в первый же день.
 
В 1944 году в сельхозартели трудились 57 колхозников, из них 30 женщин, 22 подростка. В колхозе было 100 га посевных площадей, 6 га сенокосных угодий. Засеяли 45 га ржи, 3 га пшеницы, 33 га овса, 2 га вики, 4 га гороха, с каждого гектара получили по 6 ц зерновых. Всего в 1944 году собрали 491 ц зерна. Лен разместили на 3 га, картофель — на 6 га и получили по 62 ц с каждого гектара. Заготовили 30 т силоса, 28 т сена. 
В колхозе было 27 голов крупного рогатого скота, 15 свиней, 12 лошадей, 18 овец, 26 кур. Имелись мельница, кузница, 9 плугов, 1 сеялка, 2 жатки, молочный сепаратор, 6 телег, 10 саней. Государству продано 17 голов крупного рогатого скота, 7 свиней, 4 овцы, 14 ц мяса, 948 литров молока, 13,4 кг шерсти. За год получено 5183 литра молока, 40 кг шерсти, 10 кг меда, 99 кг сливочного масла. На один трудодень колхозникам было выдано по 400 г зерна, 800 г картофеля, 200 г соломы, 16 г мяса, 20 г творога.
 
Электричество в деревне появилось в 1962 году. Первый телевизор купили всей деревней в 1963 году, он стоял в общественном доме и проработал тринадцать лет, вплоть до 1975 года. В 1991 году в Юледуре проживали 23 человека.
 
Из этой маленькой лесной деревни вышло немало известных людей. В 1960 — 1970 годах из деревни в 28 домов ходили в школу 46 учеников, многие в дальнейшем стали артистами, музыкантами, преподавателями, медицинскими работниками.

                                                             речка Лаж (приток Немды)                                                                      
 
Бурлаков Виктор Дмитриевич родился в Лайсоле, но с трех лет жил в Юледуре. С 1947 года более пятидесяти лет выступает на сцене Маргостеатра имени Шкетана, сыграл более 100 ролей. Его труд отмечен званиями заслуженного артиста Республики Марий Эл и России, народного артиста республики и Российской Федерации. В 2003 году он награжден медалью "За безупречную службу Отечеству".
 
Никитин Семен Иванович в 1952 году закончил музыкально-театральное училище. С 1952 по 1999 годы был артистом Маргостеатра имени Шкетана. В 1964 году ему было присвоено звание "Заслуженный артист Марийской АССР".
 
Кудрявцева Эльвира Яковлевна — преподаватель Оршанского педучилища. Ей присвоены звания "Заслуженный работник образования Республики Марий Эл", "Заслуженный работник образования России". Участник Великой Отечественной войны Василий Ильич Загайнов длительное время работал фотокорреспондентом в районной газете, его фотографии печатались в республиканской прессе, ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл". Виртуозно играет на музыкальных инструментах Козырев Иван Александрович, заслуженный работник культуры Республики Марий Эл.
 
Богата деревня и долгожителями. Козырева Евдокия Максимовна прожила 94 года, Наталья Петровна Кудрявцева — 91, участница Великой Отечественной войны Мария Леонтьевна Козырева — 83 года.
 
На 1 января 2004 года в Юледуре было 20 домов, проживали 30 человек. Дома в основном деревянные. Услугами здравоохранения, образования, культуры жители пользуются в селе Кукмари. Питьевую воду берут из колодцев. Жители имеют приусадебные участки, выращивают картофель и овощи, содержат коров, овец, свиней, домашнюю птицу. Дороги в деревне грунтовые.

 

                                                                родник около Юледура                                                      
 

  Старый Юледур (Тошто Йуледур), деревня
Деревня Старый Юледур находится в 4 км северо-восточнее центра сельской администрации, деревни Шсй-Шудумарь.

Легенда гласит, что на месте деревни раньше стоял дремучий лес. Сюда пришли люди и стали селиться вверх по реке Лаж. По рассказам старожилов, одного из поселенцев звали Петр. Место, где он построил жилье, до сих пор носит название Петр корем — около хозяйства Е.П. Ивановой. В один из жарких дней случился в деревне пожар, и место это назвали Йӱлем тӱр (край пожара). Со временем в названии буква "м" выпала, и деревня стала называться Йӱлетӱр — Йӱледӱр — Юледур. Начало деревне положили 3 человека: Пайгыт, Семли, Токывай.

Наши предки для жилья строили илемы (жилища), которые представляли собой строения полуземляного типа: часть жилья находилась в земле, а половина — над землей. Следы таких жилищ можно обнаружить и в наше время. 
Во многих местах сохранились местные названия, связанные с именами владельцев этих илемов: Мамси илем, Эшпай корем, Омас илем, Шойдер корем. Илемы располагались далеко друг от друга и строились вразброс. Между собой жители общались духовым музыкальным инструментом, который назывался тӧтыретпуч. 
При помощи него подавались сигналы бедствия или сигнал на сборы. Жители деревни занимались земледелием, охотой, бортничеством, отхожими промыслами. 
В 1761 году в деревне была построена Петропавловская церковь, которая представляла собой двухэтажное деревянное здание. Находилась она перед зданием современной начальной школы. В 1825 году церковь была закрыта, переведена в новое каменное здание в село Юледур, которое получило название 
Новое село, а за Йӱлетӱром закрепилось название Старый Юледур (Тошто Йӱледӱр). У деревни было кладбище, где хоронили из деревень со стороны Салтакъяла, Кушны Моркинского района. Деревня объединила три малые деревни: Эҥермучаш (начало реки), современная улица имени Шкетана, Руш урем (улица русских) улица Гагарина, Йӱледӱр — Центральная улица. 
В настоящее время на улице Гагарина сохранились лишь 2 русских хозяйства: А.П. Павловского и В.И.Крылатова. Среди отдельных хозяйств и в настоящее время есть различия в верованиях. В 1797 году в деревне Старый Юледур было 25 хозяйств, где проживали 57 мужчин, 58 женщин. В 1859 году в деревне было 52 дома, проживало 189 мужчин и 200 женщин. В 1874 году деревня Старый Юледур состояла из 61 русского и 18 марийских дворов, в них проживали 202 мужчины, 267 женщин. За деревней было закреплено 1280,2 десятины удобной земли. В хозяйствах жителей имелось 160 лошадей, 278 коров, 435 голов мелкого скота. Деревня входила в состав Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1860 году при церкви открылась двухклассная церковноприходская школа, где обучалось 29 учеников.

В 1920 году в деревне проживало 489 человек, из них 377 мари, 112 русских. В деревне были 4 частные кузницы, принадлежавшие Амосову Петру, Амосову Александру, Платонову Ивану и Платонову Сидору.

В 1926 году в деревне Старый Юледур был образован Староюледурский сельский Совет, в состав которого входили деревни Старый Юледур, Актугансола, Пургаксола, Энермучаш. В 1946 году его перевели в село Юледур, тогда же переименовали образованный в 1932 году колхоз "Трактор" в колхоз "Заря". Первым председателем колхоза "Трактор" работал И.А. Крылатов. В колхозе имелись конный двор на 25-30 лошадей, сушилка, пилорама, ферма, две кузницы, пасека. В 1973 году колхоз "Заря" был объединен с колхозом имени Чапаева. 

В 1938 году было построено новое здание начальной школы. До этого в 1 и 3 классы дети ходили в деревню Актугансола, 2 и 4 классы собирались в доме Амосова Александра. Здесь же вечерами шли занятия для взрослых. После окончания четырехлетки продолжали учебу в Шойшудумарской восьмилетней и Юледурской средней школах. Дети русских учились в Юледурской школе. Первым директором построенной начальной школы работал К.В. Веткин. Учителями работали П.В.Красильников, К.А. Иванов, В.А. Андреев, Г.Ф. Виноградов, А.П. Кошпаева, Т.В. Иванова.

В 1963 году школа была отремонтирована. Здесь обучалось 120-130 учащихся из деревень Актугансола, Энермучаш, Старый Юледур и Пургаксола.

В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано 69 человек, среди них была и женщина: А.А.Вершинина (Попова), из них не вернулись 36 человек. Вернувшийся с фронта в звании капитана П.И. Иванов возглавил колхоз "Заря". В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в деревне проживал лишь один ветеран — участник войны с Японией И.М. Максимов.

В колхозе "У пеледыш" (деревня Энермучаш) была промартель, в которой работали женщины из деревни Старый Юледур. Работать вышивальщиц посылали на Украину. Здание промартели находилось рядом с современным каменным домом В.Н. Озеева. Во время войны здесь катали валенки для фронта, после войны помещение использовали под склад с зерном для государства.

8 июля 1950 года мелкие колхозы "Заря", "У пеледыш", "Куэр", "Красный путиловец" объединились в колхоз "Путь Сталина". В колхозе было 74 лошади, 45 коров, 120 овец, 121 птица. В следующем году колхоз приобрел первую машину ГАЗ-51, на которой стал работать А.М.Федоров. Первым шофером газогенераторной машины ЗИС-5 (1952 г.) был М.К.Демидов. Первый трактор в деревню пригнали из Оршанской МТС, позднее вся техника была сосредоточена в Юледурской МТС.

В 1952 году был построен деревянный клуб, а через 21 год рядом построили каменный Дом культуры на 200 мест. Местные жители были активными участниками всех проводимых мероприятий: концертов, спектаклей по пьесам М. Шкетана, Н. Арбана, С. Чавайна. После пожара 1992 года по инициативе молодежи Дом культуры восстановили. При Доме культуры работают кружки: драматический, танцевальный, клуб "Здоровье".

Первое радио появилось в деревне в 1956 году. Во время войны колхоз уже имел свое радио, вечерами народ собирался в правлении колхоза и слушал голос Ю.Левитана — вести с фронтов.

В 1959 году в каждый дом деревни провели электричество. Электроэнергия шла из Юледурской МТС. Сами жители помогали устанавливать провода: мужчины возили бревна из леса, женщины копали ямы для столбов. Электричество включали с 18 до 24 часов.

В 1965 году житель деревни А.П. Ермин купил первый телевизор. Через 10 лет И.В. Андреев построил первый кирпичный дом, а в 1985 году А.П. Иванов первым купил машину "Жигули".

В 1988 году в деревне был построен комплекс КРС на 360 голов. Имеется ФАП, магазин.

На 1 января 2005 года в деревне Старый Юледур было 85 домов, проживало 282 человека. В личном подворье граждан содержится 88 голов КРС, в т.ч. 54 коровы, имеется 6 тракторов различных марок, 14 легковых автомашин. Во всех домах имеются телевизоры, у В.П.Михеева и С.В.Шовкина есть компьютеры.

За последние 30 лет построено 55 кирпичных домов, в 1989 году по деревне проложен водопровод. Хозяйства В.М. Попова, К.М. Прокопьева, И.Г. Иванова, А.П. Павловского, А.А. Иванова занимаются пчеловодством .
 
Жители деревни гордятся И.В. Ивановым, который в конце XIX века построил мельницу, работающую и по настоящее время.

Много прекрасных, работящих, знаменитых людей в деревне. Свыше 40 лет на гусеничном тракторе проработали Е.М. Максимов, П.А. Иванов. 14 лет на тракторе, а затем 24 года работал сварщиком С.А. Павлов. Знатным комбайнером был А.А. Кузнецов. Вместе с мужчинами на первых тракторах работали и женщины: Н.Е. Попова, Е.Ф. Филиппова, М.П. Амосова.
 
Жители деревни Старый Юледур были участниками исторических событий. И.Е.Егоров ходил в бурлаках, служил в царской армии, в Петербурге встретил события Октября 1917 года. Амосов Александр участвовал в первой мировой войне, ходил в разведку, 3 года провел в плену у немцев.
 
В деревне Старый Юледур родился Алексей Константинович Александров. Здесь же он закончил семилетнюю школу. После этого учился в Сернурском педагогическом училище, а в сентябре 1939 года поступил в Марийский государственный педагогический институт. В октябре 1939 года был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Пограничных войсках МВД СССР, демобилизовался в 1947 году. С апреля 1947 года находился на партийной работе в Куженерском райкоме КПСС. С 1950 года работал в Марийском обкоме КПСС. В 1959 году он защитил кандидатскую диссертацию. Судьба Алексея Константиновича была тесно связана со старейшим вузом республики — Маргоспединститутом. В 1974 году был назначен на должность ректора института, которую бессменно занимал в течение 12 лет. Это были годы подъема педагогической науки в республике, дальнейшего качественного улучшения научно-педагогических кадров. Умер 9 ноября 2005 года.

Деревня гордится также своими земляками: А.А. Кропотовой — заслуженным учителем школ РСФСР, МАССР; Р.И. Зотиной (Ивановой) — заслуженной учительницей МАССР; Н.Е. Поповой — народной артисткой РСФСР, МАССР; А.И. Ефремовой, имеющей звание "Заслуженный работник культуры МАССР"; Л.П. Ивановой — заслуженной журналисткой МАССР, А.П. Ивановой — известной поэтессой в Республике Марий Эл.
 

  ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА
Непростая ситуация сложилась в старинном селе Юледур Республики Марий Эл – здесь из-за здания сельской администрации остановилось возрождение старинного Петропавловского храма.
 
Понять сегодняшнюю ситуацию невозможно без экскурса в прошлое. Еще в 1825 году на правом берегу реки Лаж деревни Юледур была построена Петропавловская церковь. Деревня в итоге стала селом, а величественный храм просуществовал до 1938 года. После закрытия его разобрали до основания, кирпичи ушли на строительство здания бывшего Сернурского райисполкома и местной машинно-тракторной станции. К началу 50-х годов прошлого века здесь уже был зарастающий травой пустырь - нетронутым остался только фундамент, сложенный из плит известняка, которые в свое время ломали в урочище «Нолькин камень» и возили сюда на телегах.
 


И в годы гонений люди шли к святому месту

И вот на этом святом для людей, намоленном месте советские власти построили здание сельсовета и, мало того, конюшню?! Впрочем, жители прихода никогда не забывали про свой храм и в дни праздников, особенно в престольный для юледурцев Петров день сюда шли люди, молились, ставили свечке в том месте, где когда-то стояла колокольня, хотя, бывало, милиция и партактивисты разгоняли собравшихся.
В годы перестройки и в Юледуре потихоньку началось возрождение религиозной жизни, во многом это связано с уроженцем села, главным благотворителем церковных перемен Сергеем Вавиловым. Строитель по профессии он уже много лет живет и работает в городе, но никогда не забывал родное село, где живет мать-старушка.
- И вот, - вспоминает Сергей Евгеньевич,- я обратил внимание, что начавшееся было строительство часовенки на улице Заречная, заглохло. Привезенный сруб стоит уже не первый год - того и гляди, сгниет. Решил, что нужно вмешаться: организовал мужиков, помог деньгами, все достроили и освятили. Так постепенно втянулся в дела и заботы православной общины, тем более что ситуация такая: все сочувствуют, а вот реально готовых взяться за дело совсем немного. Со временем и приходской совет пришлось возглавить самому. 
 
Стал почтамт храмом

Постепенно при финансовой поддержке Сергея Евгеньевича в селе появился храм, местные жители зовут его молельным домом - это старенькое деревянное здание, где раньше находился почтамт. Снаружи не конфетка, но внутри все очень достойно. Если на первые службы приходило можно сказать по нескольку человек, то сейчас в праздники церковь уже не может вместить всех желающих. Но проводить регулярные богослужения нет возможности из-за отсутствия своего батюшки. Молодые священники, врачующие души, как и доктора, исцеляющие тело, не горят желанием ехать на село. 
В реконструированном здании бывшей пекарни появилась воскресная школа, выросла колокольня.


 
Это будет «брат - близнец»

Но все это было, если можно так сказать, репетицией самого главного дела – строительства нового каменного здания храма, как две капли воды похожего на своего разрушенного безбожниками предшественника. По старым фотографиям и чертежам удалось воссоздать его облик, Сергей Евгеньевич показал мне цветной проект будущего храма – впечатляет, это будет украшение села, точная копия прежней церкви, правда, в немножко уменьшенном варианте.
Строительные работы идут - расчищен и выбран старый фундамент – известняк пригодится для благоустройства церковной территории – горы камня лежат повсюду. В прошлом году начались строительные работы – выложен новый фундамент и цоколь. С Божьей помощью, говорит Вавилов. Подсобили, кто, чем мог местные жители, помог председатель колхоза «Искра» Николай Поликарпов.
 
Здание «преткновения»

Сейчас можно бы продолжать кладку стен, благо есть запас кирпича, но дело встало из-за… здания администрации, которое стоит как раз на месте алтаря храма. Мы, говорит председатель приходского совета, не можем даже освятить начало строительство, поскольку по канонам замуровывать ампулу положено в основание алтаря. Так офис местной власти невольно стал «камнем преткновения». 
По словам главы администрации поселения Татьяны Чирковой, они хоть сегодня готовы к переезду, было бы куда. Сельсоветчики уже давно подыскивают новые «квартиры», но пока безрезультатно. Самым приемлемым и малозатратным вариантом, говорит Татьяна Николаевна, было бы размещение в помещении амбулатории местной «больнички» – там хватает свободных площадей, но не удается найти общий язык с медиками. Предложения с пустующими зданиями детского сада или школьного интерната требуют серьезных денег для ремонта пришедших в запустение помещений. Есть правда еще надежда на колхоз «Искра», возможно, они уплотнятся и пустят местную власть в свой офис на постоянное место жительства. То есть варианты есть, но нет окончательного решения, а дело, между тем, стоит.
  
 
 
________________________________________________________________________________________________________ 

 
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Марийская правда – статья Дмитрия Шахтарина
http://www.marpravda.ru/
http://www.12rus.ru/
села и деревни Марий Эл.

 

ВложениеРазмер
654365771 (1).jpg68.63 КБ
654365771 (3).JPG123.22 КБ
654365771 (4).jpg238.03 КБ
654365771 (5).jpg84.71 КБ
654365771 (6).jpg201.2 КБ
654365771 (7).jpg79.58 КБ
654365771 (8).jpg35.03 КБ
654365771 (9).jpg34.67 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

посещаемость...

несмотря на все минусы нынешнего лета (холод и дожди) - 

месяц июль - побил рекорды посещаемости за всю историю сайта - 

это 175,8 тыс. посетителей в месяц,

а также прошедшая неделя июля - 

стала самой посещаемой за всю историю сайта - 

45,7 тыс. посетителей в неделю.

Хоть небольшие, но рекорды есть!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.