Родник Мерен куштон ошмес, удмуртское мольбище
Источник Мерен куштон ошмес находится в окрестности населенного пункта Старая Уча (р. Татарстан, Кукморский р-н). В этих краях местные удмурты проводили свои мировые и общинные моления – Мерен куриськон, так как родник бьет из земли в удмуртской священной роще – луд.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КУКМОРСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ УДМУРТСКИЕ МЕСТА КУКМОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОСЕЛОК КУКМОР - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КУКМОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Родник Мерен куштон ошмес расположен в долине реки Уча на окраине деревни Старая Уча Кукморского района, место выхода источника находится в укромном логу, который ограничен с двух сторон оврагами. Сама полянка лежит на левом берегу речки Уча, которая является притоком реки Шия – бассейн Вятки (бассейн рек: Кама - Волга).
река Уча около удмуртского святилища
Как сам родник, так и древнее мольбище было в древности очень известно вотякам (удмуртам), поскольку тут совершался годовой аграрный цикл молений, начиная с ранней весны (перед пахотой и севом), заканчивая поздней осенью (уборка урожая и молотьба хлебов).
В стародавние времена деревня Старая Уча называлась по-удмуртски – Вужгурт, именно в этом селении располагалось древнее святилище под названием – Куриськон, в переводе с удмуртского: "прошение/моление" или по-другому: Мерен куриськон "моление миром/округой".
Как мы уже рассказывали на страницах нашего сайта, аналогичное деление священных мест было характерно для многих финно-угорских народов, например, у народа мари священные рощи (кюсото) по назначению делились на семейные, родовые, деревенские, общинные и общемарийские. Аналогично у древних удмуртов – указанное святилище использовалось для общинных молений, то есть для совершения обрядов нескольких сел и деревень, объединенных в один «куст» - общину. Такая община была определенным рудиментом какого-нибудь древнего удмуртского племени, при этом жители этих населенных пунктов помнили про давнее родство, имели общую историю и предков, почитали своих богов и полубогов, духов и героев своего народа. Соответственно, в особенные моменты своей жизни они собирались на такие общинные моления (прошения) в таких святилищах и совершали свои обряды.
удмуртский праздник Гырон Быдтон
В этом святилище обряды проводились около одного из оврагов, при этом молились всегда, повернувшись лицом на юг – в сторону солнца. Основные моления и обряды тут проводились на Петров День (праздник Петрол) -12 июля, эти языческие моления длились тут целую неделю. После моления и ритуальной трапезы кости животных (и прочие отходы) сжигали в жертвенном костре. На святилище в стародавние времена ходили только мужчины, они проводили моление, а ребятишки, т.е. мальчики, приходили потом (после молений) есть освященное мясо. Женщинам посещать это место строго запрещалось. Позже, в начале 20-го века, из-за того, что мужчин призывали на войну, в молениях стали участвовать и женщины.
Изначально святилище было местом проведения только моления одной деревни. Так, некоторые старожилы, родившиеся в начале 20-го века, утверждали, что «Куриськон/Мерен куриськон» – это прежнее деревенское святилище Великая куала (Быдзым куала) староучинских жителей. Позднее моления на нем приобретают больший общественный (мировой) вес, это явление нашло отражение в наименовании святилища Мерен куриськон ‘моление миром/округой’.
Для проведения религиозных церемоний на это капище собирались жители Старой Учи и восьми окрестных деревень, отселившихся когда-то из Старой Учи. Жители соседних селений молились здесь по очереди: отдельно староучинские, отдельно канисарские, отдельно важашурские и т.д. Для них деревня Старая Уча являлась центральной материнской деревней (древним племенным центром), а моления, проводимые в общинном святилище Куриськон/Мерен куриськон, служили фактором единения с жителями всей округи, символом духовной связи с прежде жившими поколениями людей (предками).
святилище и окрестности Старой Учи
По свидетельству старожил – в стародавние времена это мольбище (луд) было покрыто хвойным лесов, который состоял из сосен, пихт и елей, некоторые деревья тут были признаны священными. На краю священной удмуртской рощи бил мощный ключ - Мерен куштон ошмес, что в переводе с удмуртского: Родник в общинном святилище, или Источник в мировом мольбище. Дело в том, что такие места выбирали не просто так. Практически всегда языческие моления совершались с жертвоприношением, обычно богам приносились гусь или утка, реже – баран, ягненок, на большие праздники – жеребенок или бык. По ритуалу все омовения жертвы и инвентаря мольбища должны были совершаться только ключевой водой, этой же водой умывались и люди, которые должны принимать участие в молении. Родниковая вода использовалась и для других священных обрядов удмуртов. Как правило, свои лудо удмурты располагали именно около родников, ключей или истоков рек, также есть случаи, когда роща стояла на берегу священного озера.
По негласным законам к этим источникам (как и к самим святилищам) удмурты относились очень бережно и почитали их. Родник Мерен куштон ошмес часто чистили, убирали около него мусор, устанавливали деревянный сток или долбленную колоду для выхода воды.
С родником были связаны свои поверья и легенды, например, по воспоминаниям местных жителей: «Когда пьют воду из родника, что-то бросают, просто травинку, цветок со словами: «Это ешь-пей, меня не трогай» (Гордеев Максин Владимирович, 1916 г. р.).
По мифологическим представлениям удмуртов в каждом роднике жил дух – повелитель воды, он имел общее название – Ош (Ошо), от его имени и родник по-удмуртски стал называться: ошмес. В жертву Ошу приносили годовалого бычка (до сих пор бык по-удмуртски: ош). В Вятском краю и в Удмуртии много гидронимов с корнем «Ош» и производным от него: «Иж».
Удмурты почитали источники, считали, что нельзя около родников плохо себя вести, мусорить, ругаться, справлять нужду, даже запрещалось тревожить родник в полдень (при большом солнце), и после наступления темноты. В священных родниках никогда не стирали грязное бельё – нарушившему этот обычай, грозила слепота (или иные напасти).
Про мольбище есть и другие предания и истории: так, жительница деревни Новый Канисар Зоя Николаевна Валетова (1931 г. р.) рассказала: «На месте Мерен куштон была большая почитаемая сосна, она усохла, и председатель велел ее срубить, после этого и сам заболел (не мог справлять нужду). Этому председателю староучинские/вужгуртские бросили щепки на его огород, вот и заболел. Потом председатель у корней сосны зарезал гусыню, сидящую на яйцах. После этого выздоровел».
Моления в этом месте проводились до 30-х годов прошлого века, уже в Советской стране все религии стали преследоваться, и удмуртские моления стали запрещать. Постепенно эти обряды и религиозные праздники сошли на нет: молодежь воспитывалась в атеизме, почти никто не помнил дедовских обычаев, но память о сакральных объектах природы в народе сохранилась.
До настоящего времени в мольбище от священной рощи осталось только две пихты, они также почитаются как священные. За родником до сих пор ухаживают местные жители, за водой сюда также приезжают из окрестных деревень и сел. Тут, в долине речки Уча, очень живописный пейзаж, вокруг деревни луга и полевые раздолья.
Деревня Старая Уча образована примерно в середине 17-го века. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных (ясашных) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным промыслом. В 18-ом веке в окрестностях населенного пункта были проделаны шахты и штольни для добычи медной руды. Некоторые следы этих выработок сохранились до наших времен.
Где находится, как добраться:
Родник Мерен куштон ошмес находится в РТ, Кукморский район,
Деревня Старая Уча, на левом берегу речки Уча (приток реки Шия).
Координаты родника:
56.022468, 51.015058
Доехать до источника из Казани можно по дороге Ленино-Кокушкино – Тюлячи –
- Богатые Сабы – Шеморда – Кукмор – Починок-Кучук – Старая Уча.
Деревня расположена в 21 километре на юг от поселка Кукмор.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24). Н.И. Шутова. Традиционные священные места кукморских удмуртов в XIX – начале XX В.
Книга «Родники земли Татарстана».
Афанасьев Н. Праздник «лебедей» у вотяков-язычников Мамадышского уезда // Известия РГО. СПб., 1881. Т. 17, вып. 5. С. 281-286.
Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, № 1. С. 75-109, 116-163; Кн. 5, № 2. С. 77-109; Кн. 7, № 4. С. 42-70.
Автор фото Абрамов Сергей.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Атлас Татарстана, М., «Картография», 2005
Вложение | Размер |
---|---|
Родник Мерен куштон ошмес, удмуртское мольбище | 95.9 КБ |
Родник Мерен куштон ошмес, удмуртское мольбище | 150.53 КБ |
Родник Мерен куштон ошмес, удмуртское мольбище | 79.84 КБ |
Родник Мерен куштон ошмес, удмуртское мольбище | 200.45 КБ |
Родник Мерен куштон ошмес, удмуртское мольбище | 139 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 1069 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий