Памятники археологии Алькеевского района
Алькеевский район - один из южных районов республики Татарстан. Геоморфологически входит в Черемшанский облесенный равнинный район смешанных лесов. Археологически район исследован далеко не полно, но археологические разведки, проведенные здесь в 1964 – 1968,1985гг., показали наличие археологических памятников с эпохи бронзы и до эпохи позднего средневековья. На настоящее время на территории района известно более 160 памятников археологии, самый известный - это древнее городище Нухрат.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ АЛЬКЕЕВСКОГО РАЙОНА РТ
БУЛГАРСКОЕ ГОРОДИЩЕ НУХРАТ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АЛЬКЕЕВСКОГО РАЙОНА РТ
МЕЧЕТИ АЛЬКЕЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
История изучения края.
Сведения об археологических находках с территории современного Алькеевского района относятся к концу Х1Х в. Некоторые археологические памятники стали известны в первой половине ХХ в. Особо интенсивное археологическое обследование проводилось в 60-х г.г. ХХ в. археологическими отрядами Татарской археологической экспедиции под руководством А.Х.Халикова. Руководителями отдельных отрядов –Р.Г.Фахрутдиновым, П.Н.Старостиным, Р.С.Габяшевым было описаны, а затем систематизированы археологические памятники различных эпох. Сведения о результатах этих исследований отражены в Археологической карте Республики.
____________________древний курган в Алькеевском районе РТ
Древняя история (V тыс. до н.э.-VII в. н.э)
Первобытный строй на территории Алькеевского района
Археологических свидетельств обитания древних людей на территории современного Алькеевского района пока не выявлено. Тем не менее можно предполагать, что как и остальная территория Западного Закамья она стал заселяться уже в эпоху каменного века - около 60 000 лет назад. Растительность тогда была не очень богата: хвойные, реже лиственные леса и рощицы да невысокий кустарник. Довольно прохладное лето сменялось суровыми морозами и полгода полярной ночью. Первобытные племена проникшие в эти места были небольшими по численности – не более 100 человек и практически одинокими на тысячи километров. Не было у них постоянных жилищ, поскольку приходилось постоянно передвигаться вслед за дичью. В быту они использовали простые орудия: сделанные из рога или камня остроконечники , рубила или скребла. Были в ходу у них и деревянные предметы. Основными занятиями людей того времени были собирательство и охота.
На протяжении тысячелетий немногочисленные группы людей постепенно осваивали этот благодатный край. Уже не десятками, а сотнями исчислялась численность населения здесь 10-12 лет назад. Изменилась как природа, (климат стал значительно мягче и похож на современный) так и сами люди. И не только внешне: в руках их были более разнообразные и совершенные орудия труда и охоты.
Лук со стелами, снабженными кремневыми и костяными наконечниками позволял охотиться на крупную и мелкую по размерам дичь и даже рыбу, которая изобильно водилась в водоемах. Искусно сделанные из рога серпы со вставными кремневыми лезвиями быстро срезали съедобные злаки и другие растения. Разнообразными скребками можно было обстрогать палочку, содрать кору или луб для поделок, очистить от остатков мяса кожу и шкуру убитого животного, чтобы изготовить из нее одежду.
В 4-5 тысячелетии до н.э. происходят грандиозные изменения в жизни населения края. Вместо сезонных поселений и стоянок на берегах мелких речушек и озер возникают постоянные поселения. Уже не только охота и собирательство, но и более гарантированный способ жизнеобеспечения – примитивное земледелие стали активно использоваться человеком. Постоянное место жительства привело к появлению новых необходимых для такого хозяйства изобретений как глиняная посуда. Кожаные и деревянные сосуды были удобно, но для постоянного использования мало пригодны.
Общества скотоводов-кочевников
В третьем - втором тысячелетии до н.э. обширные степные пространства, в этом числе и территорию современного Алькеевского района, занимают новые жители, образ жизни которых существенно отличался от их предшественников. Прежде всего, они знали и могли применять новый материал – медь и бронзу. Сначала эту редкостный материал применяли для изготовления простых украшений и предметов «первой необходимости».
Но самым главным богатством этого населения стали домашние животные. Разведение лошадей, быков, коров, овец стало основным занятием насельников края, хотя не малую роль в хозяйстве играла охота и примитивное земледелие. Население не было жестко привязано к земле если выдавалось засушливое лето, истощались запасы кормов или пересыхал источник воды, то место обитания менялось. Регулярных войн, скорее всего не было : в исследованных захоронениях очень мало людей со следами насильственной смерти.
Огромные стада домашних животных наводнили богатые пойменные луга и степные просторы. Изобилие кормов делало эти места чрезвычайно привлекательными для пришельцев, и их небольшие поселки
становятся привычным явлением по берегам рек и озер. Дома их это обширные постройки длиной от 8 до 12м. и шириной 6-8м. с углубленными в землю котлованом. Они предназначались для проживания вместе нескольких семей. В центре обжитой территории находилось коллективное кладбище. Но поскольку местожительство было очень не постоянным, то места захоронений выделялись на местности- для погребения родственники или сородичи привозили умерших издалека и важно было не потерять это место. Поселения этого времени известны у сел Старое Ямкино, Карамалы в Алькеевском районе.
В некотором отделении от реки и жилых поселков хорошо были заметны высокие земляные насыпи-курганы, под которыми покоился прах предков. Они были высотой до 3-4 метров и в диаметре от 3 до 15 метров. Часто форма их была неправильной, поскольку над новыми захоронениями делалась «свежая» подсыпка и первоначальная насыпь расширялась. Иногда погребения делались по определенному плану в виде круга или овала. Только когда магический круг из погребений замыкался, то насыпался общий курган, а рядом выбиралось место для следующего.
Следы курганных могильников на территории Алькеевского района известны у сел Карамалы, Старое Ямкино, Шибаши, Старое Камкино, Среднее Алькеево, Базарные Матаки, но насколько они сохранились на сегодняшний день сказать трудно. Большая часть их распахана и не имеет внешних признаков на поверхности земли. Обнаружение их в этих условиях- дело случая.
Раннегосударственные образования скифов и сармат
Не позднее УП Столетия до н.э. Господство в восточноевропейских степях переходит к огромному объединению ирано-язычных племен-скифам. Основная область обитания их располагалась в Подонье, Подунавье и Приазовье. Однако и более северные районы посещались ими во время кочевок. С западной стороны скифское государство граничило с фракийскими поселениями, а на востоке – с савроматами, которые населяли территорию за Северским Донцом и Доном , до самого Приуралья . Можно предполагать, что воинственные соседи скифов также оставили свой след на территории современного Алькеевского района. Неисследованные курганы могли быть оставлены и этими племенами. Тем более, что чуть южнее археологами исследованы могильники этого во многом еще загадочного народа.
Эпоха Великого переселения народов и Тюркские каганаты
В Ш-1У вв. н.э. новые волны переселенцев изменили этнокультурную ситуацию в крае. С востока начали свое победоносное шествие по Европе гунны, а с запада под натиском готов двигались на восток славянские племена. Неумолимая гуннская волна лишь слегка затронула Среднее Поволжье. Зато славяне прочно обосновались на черноземных землях Закамья. Их материальные следы описаны археологами как именьковская археологическая культура. На территории Алькеевского района наиболее крупные из них располагаются у сел Старые Салманы.
Историческая судьба именьковского населения не совсем ясна. Часть его под давлением булгарских племен и угров покинула места обитания и передвинулась на Запад. Часть вошла в состав населения булгарского союза, а затем и Булгарского государства.
Средневековая история Волжская Булгария
В первых веках н.э. цивилизованный мир узнал имя одного из азиатских народов - болгар, появившихся на степных просторах в Предкавказье. Их активное участие в европейских исторических коллизиях в 1У в внушало уважение и почтение у современников. Им было суждено на обломках непрочных кочевых объединений и великих империй в VII в. н.э. в Приазовье создать государство Великая Болгария , распад которого стал толчком к образованию новой сверхдержавы - Хазарского каганата.
Болгары составили основную часть населения этого государства как центральных районов, так и периферии. Именно окраины Хазарии и стали очагами новой культуры и государственными. Внутренние миграции привели к широкому расселению болгар, одно из частей которых во второй половине VIII в н.э. окончательно обосновалась в Среднем Поволожье. Центром северного булгарского племенного объединения стали степные и лесостепные пространства ( по современным ориентирам) в тетюшском течении Волги и обширная пойма Камы и Волги. В течение 100 лет сформировалась своеобразная культура населения, включившая в себя как собственно болгарские традиции, так и культуру соседних народов: угров, прикамских и поволжских финнов, славян. Часть угров кочевала в непосредственной близости от этих мест, название всего этого многокомпонетного этнического образования было общее: булгары. На этой основе в конце Х в. Складывается государство вошедшее в историю как Волжская Булгария.
Территория современного Алькеевского района непосредственно входила в состав государственной территории Булгарии. Немалое число булгарских поселений известно археологам. Среди них и многочисленные укрепленные поселения – остатки городов , замков и крепостей.
Это городища Старонохратское, Староматакское, Таттюгульбаевское, Нижнекачеевское, Старокамкинское, Чувбродское, Красноключинское. Возникли они не ранее рубежа Х – ХI вв., а большей частью в ХI в. В Х в. Через эту территорию проходил оживленный торговый путь, о чем свидетельствуют находки нескольких кладов ювелирных украшений.
__________археологические находки в краеведческом музее
Золотая Орда
В 1236 г. Булгарское государство было завоевано коалиционными войсками Монгольской Империи под предводительством Батыя. После полугодичного разорения и террора Булгарии Батыева армия ушла на запад, оставшиеся в живых жители вернулись на развалины своего жилья и стали восстанавливать город. Однако сопротивление захватчикам продолжалось. Только новый зимний карательный поход Субедея в булгарские пределы и разгром собранных войск заставил билярских эмиров Баяна и Джику действовавших до того в союзе с эмиром Бачманом – кыпчаком из орды Ольбурик и Качир-укуле из племени асов сложить оружие и покориться. Монголы здесь опробовали новую тактику ведения войны на Западе в зимних условиях, примененную на Руси.
После завоевания территория Булгарии входит в состав мировой империи-Улуса Джучи или Золотой Орды, существовавший до начала ХУ в. Археологические памятники этого времени на территории Алькеевского района представлены поселениями и кладбищами и старыми кладбищами с надгробными камнями Х1У в. Это Старосалманское, Старобалыкульское, Татбурнаевское, Тяжбердинские, Ташшапкинское кладбища, Нижнеальмурзинское и Старочелнинское надгробия Х1Х в.
В период Казанского ханства территория Алькеевского района была практически не заселена . Большую ее часть контролировали ногайцы.
История Алькеевского края во второй половине ХVI-ХIХ в.в
Татарским и русским населением территория современного Алькеевского района стала населяться в ХVII в. После завоевания Казани войсками Ивана Грозного и присоединения Казанского ханства к Русскому государству начались миграционные процессы как татар , так и русских. Первые уходили на юг в поисках освобождения от давления новой государственной бюрократии, а вторые – для заселения и освоения новых земель. В ХVII в. появились селения Абдул-Салманы, Н.Биктимирово, Старая Тумба, Тяжбердино и другие
Древние курганы и памятники архитектуры Алькеевского района
На территории Алькеевского края выявлено более 160 археологических памятников, относящихся в основном к бронзовому веку, именьковской культуре и общебулгарскому периоду.
Среди них 24 кургана, из которых шесть расположены в окрестностях села Среднее Алькеево (Урта Әлки; Китәнче), три — у деревни Татарские Шибаши (Татар Чиябашы), три — у села Русские Шибаши (Рус Чиябашы).
В окрестностях села Старые Челны (Иске Чаллы) выявлены остатки поселений срубной культуры бронзового века, три булгарских селища домонгольского периода, а в месте «Ташбилге», или «Изгеләр өсте», находится надгробный камень со следами орнамента и куфическим текстом, датируемый 1307 г.
В окрестностях села Нижнее Качеево (Түбән Кәчи) в урочище «Кала-тау» выявлено древнее городище и несколько разнотипных археологических памятников именьковского и булгарского периодов.
Рядом с деревней Абдул-Салманы (Абдул Салманы) располагается почитаемое местными жителями святое место с колодцем и площадкой для жертвоприношений, где, по преданиям, останавливалось так называемое «Посольство Ибн Фадлана» — багдадское посольство халифа ал-Муктадира к булгарскому правителю Алмушу в 921—922 годах, возглавляемое Сусаном ар-Раси.
В окрестностях деревни Старые Нохраты (Иске Нохрат) выявлен археологический комплекс, включающий два булгарских и золотоордынских городища и три булгарских селища (X—XIV вв.); здесь найдены следы ремесленной деятельности и международной торговли, обнаружены клады золотых и серебряных ювелирных булгарских изделий, свидетельствующие о том, что в период Волжско-Камской Булгарии тут располагался крупный город — политический и хозяйственный центр округи.
На кладбище «Изгеләр өсте» села Старые Салманы (Иске Салман) находятся четыре надгробных камня XIII—XIV вв., на двух из которых сохранились орнамент и надписи куфическим подчерком, в том числе наиболее раннее из ныне известных упоминание о празднике Сабантуй (относится к 1292 г.), а рядом с кладбищем в урочище «Йорт өсте» обнаружено селище того же периода, которое особо почитается местными жителями.
В двух километрах от села Верхнее Альмурзино (Югары Әлморза) находится древнее кладбище «Иске каберлек» с каменными булгарскими надгробиями.
На кладбище деревни Татарское Шапкино (Татар Шәпкәсе) находится надгробие XIV в. (золотоордынский период) с орнаментом и надписями на арабском языке, выполненными почерком «сульс».
В окрестностях села Татарское Бурнаево (Татар Борнае) выявлены булгарское городище домонгольского периода (в урочище «Алка»), три домонгольских и одно золотоордынское селища, а на месте старого сельского кладбища «Изгеләр өсте» сохранился обломок надгробного камня XIV в. со следами орнамента и текста, вырезанного куфическим почерком (местные жители считают, что здесь похоронен основатель села Бурнай-бабай).
В центре села Нижнее Альмурзино (Түбән Әлморза) сохранилась часть надгробного камня предположительно XIV в. На кладбище деревни Старый Баллыкуль (Иске Баллыкүл) «Таш газизләр» находятся шесть надгробных камней XIV в. (золотоордынский период), на которых сохранились элементы орнамента и надписи куфическим почерком, а в начале XX в. рядом с этой деревней нашли клад из ювелирных украшений домонгольского периода.
В окрестностях деревни Среднее Биктимирово (Урта Биктимер) в 1913 г. был найден клад из 500 серебряных монет XIV в.
Интересные сведения о населенных пунктах Западного Закамья, в том числе Алькеевского края, в период Казанского ханства, а также во второй половине XVI — начале XVIII вв. можно узнать из научных статей и кандидатской диссертации Рафика Насырова — ученика широко известного татарского археолога Равиля Фахрутдинова и историка Рашида Галляма.
ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ АЛЬКЕЕВСКОГО РАЙОНА
221. Чувбродское селище II, X-XIII вв. н.э.
1,4-1,5 км юго-западнее с. Чувашский Брод
222. Садиковское селище, X-XIII вв . н.э.
км юго-западнее д.Садиково
223.Борискинский курган, XVI-XV вв . до н. э .
1,8 км юго-восточнее с.Борискино
224.Русско-Студенецкое селище I, X-XIII вв. н.э.
2 км северо-восточнее с. Русский Сту-денец
225.Новоалпаровское селище I, XVI-XV вв. до н.э.; X-XIV вв. н.э.
0,3 км восточнее д. Новое Алпарово
226.Староалпаровское поселение, XVI-XV вв. до н.э.
3 км южнее с . Старое Алпарово
227.Староалпаровское селище I, X-XIII вв. н.э.
0,4 км южнее с. Старое Алпарово
228.Староалпаровское селище (Хреновая гора) III, X-XIII вв. н.э .
1,5 км севернее с. Старое Алпарово
229.Старокамкинское городище, X-XIII вв. н.э.
0,3 км западнее с. Старое Камкино
230.Старокамкинское селище I, X-XIII вв. н.э.
1 км северо-восточнее с. Старое Камкино
231.Нижнеалькеевское поселение I, XVI-XV вв. до н.э.
2,5 км северо-восточнее с. Нижнее Алькеево
232.Нижнеалькеевское поселение II, XVI-XV вв. до н.э.
1,3 км северо-восточнее с. Нижнее Алькеево
233.Верхнеалькеевское селище X-XIV вв. н.э.
0,5 км севернее с. Верхнее Алькеево
234.Новосихтерминское селище I, X-XIII вв. н.э.
1,5 км восточнее пос. Новая Сихтерма
235.Новосихтерминское селище II, X-XIII вв. н.э.
1 км восточнее пос. Новая Сихтерма
236.Чувшапкинское селище II, X-XIII вв. н.э.
0,7-0,8 км юго-западнее с. Чувашское Иапкино
237.У!оляшинское селище, X-XIV вв. н.э.
0,1 км западнее с. Новое Камкино
238.Сихтерминское селище I, X-XIII вв . н.э.
западнее с. Сихтерма
239.Верхнеколчуринское селище I, X-XIII вв н.э.
0,3 км северо-восточнее с. Верхнее Колчурино
240.Зряпкинское селище II, X-XIII вв . н.э.
0,5 км юго-восточнее д.Еряпкино
241.Татбурнаевское селище II, X-XIII вв. н.э.
1,2 км юго-западнее с. Татарское Бур-наево
242.Чувбурнаевское селище I, X-XIII вв. н.э.
0,3 км северо-восточнее с. Чувашское Бурнаево
243.Нижнекачеевское селище, IX-XIII вв. н.э.
2 км западнее с. Нижнее Качеево
244 .Нижнекачеевское (Шибашское) городище, X-XIII вв. н.э.
1,5 км северо-западнее с. Нижнее Качеево
245.Верхнеальмурзинское поселение I, VI -VII вв. н.э.
напротив западной части с. Верхнее Альмурзино
246.Верхнеальмурзинское поселение III, XVI-XV вв. до н.э.
0,4 км северо-восточнее с. Верхнее Альмурзино
247.Верхнеальмурзинское селище III, X-XIII вв. н.э.
3,7-3,8 км западнее с. Верхнее Альмурзино
248.Верхнеальмурзинский вал, X-XIII вв. н.э.
5,2 км юго-западнее с. Верхнее Альмурзино
249.Татарско-Тюгульбаевское селище, VI-VII вв. н.э., X-XIII вв. н.э.
2 км северо-восточнее с. Татарское Тюгульбаево
250.Татарско-Тюгульбаевское городище (Калабаш) , X-XIII вв. н.э.
4 км юго-восточнее с. Татарское Тюгульбаево
251.Красноключинское городище, X-XIII вв. н.э.
1,5 км северо-восточнее с. Кошки
252.Старосалманское кладбище и селище, XIII-XIV вв. н.э.
4-5 км южнее с. Старые Салманы
253.Старонохратское селище II, X-XIII вв. н.э.
1 км восточнее с. Старые Нохраты
254.Каргопольское селище II, X-XIII вв. н.э.
1 км северо-западнее д. Каргополь
255.Базарно-Матакское селище I, VI -VII вв. н.э.; X-XIII вв. н.э .
2,5 км северо-восточнее с. Базарные Матаки
256.Татмуллинское селище, X-XIII вв . н.э.
1 км западнее с. Татарское Муллино
257.Старобаллыкульское кладбище, XIII-XIV вв. н.э.
северо-восточная окраина с. Старый Баллыкуль
_______МОГИЛЬНЫЙ КАМЕНЬ - ТАТАРСКОЕ БУРНАЕВО
Туристические маршруты по историческим памятникам Алькеевского района РТ
Полифункциональность данной зоны и перечисленные перспективы развития туристско-рекреационной деятельности обусловлены наличием музейных учреждений, объектов культурного наследия (выявленных и находящихся на охране у государства памятников архитектуры и археологии), исторических религиозных объектов, спортивно-оздоровительных, рекреационных объектов, объектов детского отдыха, зон массового отдыха населения (родники, зоны отдыха), возрождением народных художественных промыслов, ремесел, традиций и быта народов, сетью обслуживающих объектов в с.Базарные Матаки (гостиницы, кафе, автостанция и др.) и другое.
Объектами привлекательными для туризма в поселении являются - Родник «Маймуня», Родник «Кизляу» и другие родники, Место проведения культурно-массовых мероприятий, Памятник природы регионального значения «Река Малый Черемшан». Согласно Схеме территориального планирования Республики Татарстан по восточной части района проходила Закамская засечная черта, служащая оборонительным укреплением в 16 веке и охватывающая несколько современных регионов России.
Вдоль засечной черты по историческим местам предлагается организовать культурно-познавательные туристические маршруты федерального (межрегионального) значения, что является перспективным направлением популяризации исторического наследия территории с включением различного рода объектов, связанных с организацией оборонительных сооружений. Таким образом, реализация федерального туристического маршрута «Закамская засечная черта» (Новошешминский вал) будет способствовать привлечению туристов на межрегиональном уровне в республику и в Алькеевский район, а также формированию сети обслуживающих их объектов.
Республиканской целевой программой «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы» и Схемой территориального планирования Республики Татарстан предлагается организация общереспубликанского туристического маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана», который соединит туристические центры федерального и регионального уровня (Казань, Свияжск, Лаишево, Елабугу, Болгар, Билярск, Чистополь и другие) и будет представлен двумя маршрутами: Малое и Большое Кольцо.
Центральная часть Алькеевкого района с охватом территорий и объектов чувашской культуры, просвещения и известных личностей будут задействованы в Большом Кольце данного маршрута. «Жемчужное ожерелье Татарстана» объединит туристско-рекреационные зоны федерального и регионального значения республики, предоставляя возможность развития каждой из зон за счет внешних туристических связей, в частности, Базарно-Матакской, Сиктерминской и Качеево-Бродской зонам. В Закамской части республики Схемой территориального планирования Республики Татарстан предлагается организация культурно-познавательного регионального маршрута на базе исторических городов и достопримечательных мест «Серебряная дуга».
Целью данного маршрута является объединение известных средневековых памятников Великого Болгара (Болгар, «Сувар», Билярск, «Джукетау»), где формировалась булгарская народность и было принято мусульманство. На территории Алькеевского района также присутствуют памятники археологии булгарских времен, на базе которых предлагается организация музеев под открытым небом, с возможностью включения их в данный туристический маршрут. Данный историко-культурный познавательный маршрут объединяет туристско-рекреационный зоны Закамья республики, тем самым создавая предпосылки для развития Базарно-Матакской туристско-рекреационной зоны Алькеевского района, проходя по северной части района.
________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Памятники археологии и культуры республики Татарстан.
Сайт администрации Алькеевского района РТ.
https://rud.exdat.com/
Достопримечательности Татарстана.
Татарский инцеклопедический словарь гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань. Институт тат. Энциклоп. АН. РТ. 1999.
https://www.rt-online.ru/
Учебно – исследовательская работа «История села Старые Матаки».
Выполнили: Мифтахов Ильмир, Тихонов Виктор
Руководитель: Тихонов Сергей Юрьевич учитель истории и обществознания.
- Татарстан:
- Тэги:
- 1662 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий