Пайдушевская роща
Пайдушевская роща или Пайдушевская кереметь (также встречается название – Пайдушевское мольбище) – это священная марийская роща около деревни Пайдушево Шарангского района Нижегородской области (НГО). При этом у деревни две рощи, но постоянные моления проходят во Второй роще – кюсото.
СТАТЬИ ПРО ШАРАНГСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ - ТУТ!
МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
Мы уже указывали в наших статьях про отдельную этнографическую подгруппу луговых мари – это ветлужские марийцы (также есть название: северо-западные марийцы). Они компактно проживают в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах Нижегородской области (НГО). У них есть свой диалект, свои особенности в национальной одежде, в религиозных обрядах. Есть даже предположения, что они – остатки летописного народа – меря, которые смешались с проживавшими в Поветлужье марийскими племенами. До истины тут сложно дотянуться, но многие языческие обряды у них сохранились до нашего времени, а в некоторых рощах – кюсото проводятся моления и религиозные праздники.
Традиции языческих молений в рощах уходят в седую глубину веков, у каждой марийской деревни или села обязательно были несколько таких сакральных объектов для личных, семейных, родовых и общедеревенских молений.
деревня Пайдушево
У деревни Пайдушево в настоящее время памятниками природы признано две кюсото – Первая роща (кереметь) расположена примерно в 1,2 километра на северо-востоке от селения, площадь рощи 0,3 гектара. Роща с трех сторон окружена полем, а с четвертой стороны от кюсото находится овраг, за оврагом небольшой лесной массив. Буквально в полутора километрах от рощи располагаются участки и дома районного центра – поселка Шаранга.
Сама роща – это небольшой ельник, достаточно старовозрастный, в нем примерно три десятка елей возрастом около ста лет, также растет одна молодая береза. Диаметр стволов деревьев 40-45 см., высота елей 15-17 метров. В подлеске есть молодой ельник, рябина, травостой почти отсутствует. На опушке рощи растет лесная земляника, весной встречаются некоторые первоцветы. В самой роще большой слой хвои на почве.
В центре кюсото расположена группа старых и высоких елей, которые со всех сторон окружены молодыми елями – возрастом около 70 лет, также есть молодые березы и осины. В этой роще проводились родовые моления, последнее моление тут совершалось в 50-х одах прошлого века. Сейчас роща в ритуальных целях не используется, в основном мари ходят во Вторую рощу, что находится южнее Пайдушево.
Вторая роща (кереметь), где проводятся моления, расположена южнее деревни (недалеко от дороги в сторону деревни Черномуж) и имеет немного меньшие размеры – 0,1 гектара. Тут более сложный состав леса: пихтово-еловый массив с дубами черешчатыми. Эта роща также окружена полями и луговинами, а также огорожена изгородью (чтобы в кюсото не заходил скот). Чуть ближе к северной части рощи расположено мольбище – оно представляет участок в виде костровища, есть металлическая тренога для установки котла, рядом есть разделочные доски для жертвенных животных и птиц.
В самом центре кюсото стоит полусухая священная береза – онапу, рядом с ней – скамейка и столик.
Обе рощи признаны памятниками природы, где охраняются возрастные участки южной тайги с элементами лиственного леса. В государственный кадастр памятников природы они включены в 1994 году. Являются природными объектами регионального значения.
По марийским преданиям Пайдушевская роща была сильная, настоящая, и поэтому туда нельзя было заходить русским (православным), то есть тем, кто не являлся язычником. Вход туда был только марийцам, креститься там было нельзя, следовало только кланяться и молиться по-марийски: «Юмо, помоги хорошо жить!». Обычно в это кюсото ходили до проведения весенних полевых работ и осенью – после уборки урожая. День молений всегда был большим праздником для марийцев – в этот день запрещалось выполнять любую работу. Все приготовления были накануне – люди мылись в бане, одевали чистую и обязательно домотканую одежду. Даже те, кто не соблюдал языческие обряды - все равно в этот день соблюдал все правила.
Для молений обычно делали квас и варили специальное ритуальное пиво. В жертву обычно приносили гуся, если моление большое – белого барашка, а также черного бычка. Если у кого-то тяжелое заболевание или хворь, то следует приносить последовательно все жертвы – пока человек не излечивался от болезни.
Перед тем, как принести в жертву птицу или животное, его обливали водой – если животное никак не реагировало – то такую жертву считали неугодной богам, а если животное (или птица) отряхивалось, то считалось, что такую жертву боги примут. В стародавние времена в рощу ходили на моления только мужчины, женщин и детей туда не пускали. Но во время войны мужчин почти не осталось, поэтому на моления стали ходить женщины и дети, местами даже женщины стали выполнять роль жрецов – картов. При этом в роще специально проводили моления для женщин – эти моления предназначались для марийской «богородицы» - её звали Пюрекшо. Женщины приносят ей жертву и молятся в случае беременности и родов, а также за больных детей.
Для мужчин покровителем был – Суртан (или Султан – в честь него были даже целые рощи). Отдельные боги и духи покровительствовали дому, домашней скотине, пчелам, удачной охоте или земледелию.
Старшим в роще и в марийском молении был карт – его тут на местный лад называли: порука. Он проверял и колол скот и птицу, разделывал жертву - шкуру, утробу и кишки - всё сжигали в жертвенном костре. При этом мясо и сердце варили в специальном котле, часть бросали в костер – это была пища для богов и духов, а остальное съедали все молящиеся. Оставшиеся кости также бросали в костер. Аналогично резали гуся – мясо съедали, а требуху и кости сжигали в костре. Весь пепел от жертвенных животных вынимали потом из кострища, и складывали после молений в дупле дерева, расположенного в священной роще.
Были случаи, когда за помощью в роще обращались в советское время даже комсомольцы и партийные, и были случаи, когда они исцелялись от болезней.
Где находится, как добраться:
деревня Пайдушево.
Шарангский район, Нижегородская область, Россия
Координаты деревни:
57.141871, 46.487960
Добраться до деревни можно от поселка Шаранга – 3-4 км. на юго-запад.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Официальный сайт Шарангского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
"География Шарангского района" учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ ,Нижний Новгород, 2009.-141 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Вложение | Размер |
---|---|
Пайдушевская роща | 38.33 КБ |
Пайдушевская роща | 23.82 КБ |
Пайдушевская роща | 149.9 КБ |
Пайдушевская роща | 94.21 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1218 просмотров
Комментарии
про священные рощи...
Еще раз хочу напомнить читателям и гостям сайта, что все основные статьи про священные рощи
можно посмотреть, нажав соответствующий ТЭГ:
Священная роща -
под текстом статьи.
Статей про священные рощи и керемети на нашем сайте уже около сотни,
данная тема будет продолжаться и дополняться.
Только в Марий Эл известно и включено в государственный реестр более двух сотен кюсото.
Также определенное количество священных рощ есть в Кировской и Нижегородской областях, в республиках Татарстан, Удмуртия и Башкирия - в местах компактного проживания народа мари.
Также по указанному ТЭГу можно посмотреть священные рощи удмуртов, мордвы и чувашей.
Отдельно были статьи про древние святилища народа меря...
Отправить комментарий