Пещера Елабужская
При строительстве в Елабуге монастыря на берегах Камы добывался камень (известняк и песчаник), для этой цели был организован Трехсвятский каменный рудник. Расположен он был в нескольких сотнях метров от Чертова городища. Также искусственные пещеры были в окрестностях города Елабуги на камских берегах, в том числе, около Сентяка и Котловки.
Кроме каменоломен в Елабуге ходит множество легенд и преданий про подземные ходы под городом, в частности, такой подземный ход ведет от городища в сторону города.
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД ЕЛАБУГА - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЕЛАБУЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЩЕР И КАРСТА В ТАТАРСТАНЕ - ТУТ!
МЕДНЫЕ РУДНИКИ САРМАНОВО - ТУТ!
Каменоломни, которые были непосредственно рядом с городищем, разрабатывались открытым способом. Ближайшие подземные разработки ("Елабужские пещеры") находятся в нескольких сотнях метров от городища. Общая длина всех ходов в каменоломнях около 120-150 метров. Уровень сложности в пещерах сравним с метрополитеном. Ширина в разных местах от 3 до 8 метров. Глубина залегания от 2 до 10 метров. Строили как открытым способом, так и подземной проходкой.
Входы все сейчас закрыты. Вход, в который лазили жители в районе Чёртова городища, находится (тоже завален) в двустах-трехстах метрах южнее башни на склоне. Это южнее всадника.
Последнее обнажение подземного хода было несколько лет назад при восстановлении храма на территории женского монастыря, когда рыли котлован. Но получившееся отверстие в своде хода сразу же завалили.
Спелеологи много этим местом занимались и с народом общались - жителями домов, прилегающих к горе. При этом в песчаниковым скалах, которые здесь обнажаются, вполне могли быть входы в древние горные выработки, сродни "чудским копям" - пещерам у с.Котловка и Сентяк (немного ниже по Каме). Это в какой-то степени могло способствовать развитию легенды о ходах, т.к. большинство жителей рассказывали о входах под землю именно на крутых склонах массива, а не на его вершине.
Заботясь о территории городища, власти совершенно игнорируют интереснейший объект - т.н. Елабужские пещеры - сохранившийся рядом комплекс разработок из числа известных Трехсвятских каменоломен. Каменоломни, служившие источником бутового камня, разрушаются буквально на глазах, заваливаются мусором.
Где находится, как добраться:
Елабужские пещеры расположены в городе Елабуга, недалеко от Чертова городища.
До Елабуги можно доехать от Казани по трассе М-7 в сторону Набережных Челнов.
Расстояние по трассе М-7 от Казани до Елабуге 208 км., время в пути 2,5 часа.
Подземные ходы Елабужского городища
Одна из самых популярных елабужских легенд гласит, что город наш буквально испещрен подземными ходами и что все они берут свое начало с древнего Елабужского городища. Без сомнения, оно сегодня — одно из самых популярных в Елабуге мест. Нам хорошо знакомы современные виды Елабужского городища и именно поэтому в качестве иллюстративного материала к данной статье я выбрал рисунок И. И. Шишкина «Вид Елабужского Чертова городища». Этот «Вид» в качестве приложения опубликовал К. И. Невоструев в своей книге «О городищах древнего Волжско-Камского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской» (Москва, 1871г.) / из фондов Елабужского государственного музея-заповедника / .
Возвращаясь к легенде, отмечу, что возникает ощущение, будто все елабужане от мала до велика знают эту легенду. Только одни знают ее до мельчайших, казалось бы, деталей, а другие просто что-то слышали. Одни рассказывают, что подземных ходов было три, другие уверяют, что их было не менее семи. Также много версий о том, куда вели эти ходы. Сказывают, что ходы вели в каждую из елабужских церквей и в том числе в монастырь, что вели они через Тойму и Каму на луга… Сказывают разное, но все сходятся во мнении, что у ходов этих стратегическое предназначение. Конечно же, легенды о ходах в чем-то (пожалуй, даже во многом) приукрашены, но утверждать, что их нет и никогда не было, на мой взгляд, достаточно поспешно.
Руководитель елабужской археологической экспедиции А. З. Нигамаев в своей книге «Ранняя история Елабуги» (2007г.) в главе десятой «Мифы древней Елабуги» сообщает следующее: «За все годы археологических раскопок на городище нам со студентами пришлось выслушать не один десяток раз рассказы т. н. «очевидцев» о том, что в детстве он один или со взрослыми спускался в подземелье в виде искусственно сделанного коридора, вдоль стены которого стояли (сидели) останки людей в кольчужно-панцирном облачении». Приведя свою версию возникновения во время существования мужского Троицкого монастыря легенды о подземных ходах («для обывателя всегда было интересно, чем же занимаются два десятка крепких мужиков из года в год»), автор «Ранней истории Елабуги» делает достаточно категоричный вывод о том, что подземных ходов на этой территории «никогда не существовало». Мне тоже еще школьником приходилось слышать от стариков истории о подземных ходах и скелетах в кольчугах. И, влекомый азартом приключений, я, где с одноклассниками, где с мальчишками с одного двора, исследовал территорию городища. Но, несмотря на все старания, подземных ходов никто из нас не обнаружил.
Лишь в одном месте на склоне горы метрах в 150 от легендарной башни мы нашли грот. Комплекция восьмилетнего мальчишки позволила мне протиснуться в лаз, уходящий в неизвестность. Но страх взял свое, и, проползя не более 4 метров (дышать стало невозможно), я выбрался наружу. Был ли этот лаз частью подземного хода, неизвестно. Значительно позже через это отверстие мне уже пролезть не удалось, а мальчишки, что жгли рядом с гротом костер, рассказали, что они пробовали проникнуть в ход, но, видимо, по причине произошедшего обвала более чем на метр протиснуться не удавалось уже никому.
схема подземного хода из Чертова городища
Возвращаясь к книге «Ранняя история Елабуги», стоит остановиться на фрагменте, где автор, в пух и прах разнося легенду о подземных ходах, указывает следующее: «На территории, прилегающей к городищу, да и на самом городище, есть пустоты в карстовых отложениях. Это естественные пещеры, образованные в результате разрушения известняка подземными и талыми водами. В определенных случаях они могли использоваться для хозяйственных нужд». С этим утверждением автора невозможно не согласиться, но я не могу согласиться с тем, что подземных ходов не было и нет.
В Елабуге действительно многие могут рассказать о своем мальчишеском озорстве в поисках подземных ходов. Многое мог бы поведать сегодня Станислав Тимофеевич Романовский. Уроженец Елабуги писатель Станислав Романовский (1931-1996) в 1982 г. в своей книге «Башня над Камой» (Москва, «Детская литература») поведал о своем «прикосновении» к тайнам елабужских городищенских ходов. Привожу дословно фрагмент его книги.
«Я родился в старинном городке Елабуге, что припал к подножию горы с башней Чертово городище. С тех пор как помню себя, я слышал разговоры об этой башне. От них до сего времени у меня осталось ощущение великой загадки.
Первый раз в жизни пошел я туда в третьем классе с соседом по парте Алешей. Гора, где стоит башня, если смотреть из города, напоминает плавную спину животного, что не вымерло, а заснуло до поры до времени. Пока мы поднимались по этой красноватой спине, я выбился из сил и от усталости перестал бояться.
Мы вошли в прохладное нутро башни, и Алеша зажег спичку. Она осветила голубей, что дремали в оспинах стен. Птицы не ворохнулись от света, и глаза у них были белые. Мы постояли в каменной тишине на земляном полу, перерытом кладоискателями, посмотрели, как в проемах окон клубятся облака, и вышли наружу.
От старших мы слышали, что отсюда в город ведет подземный ход — от Чертова городища до церкви Покрова, в которую царь Иван Грозный подарил окованную серебром икону Трех Святителей.
Где искать этот подземный ход?
С Алешей мы стали бывать здесь и присматриваться к земле. В овраге, много южнее башни, мы обнаружили прорубленный в скальном откосе четырехугольный вход и, не сгибаясь, вошли в него. Мы шли по каменному полу и слышали, как с потолка каплет вода. Ход уперся в стену с узким поворотом направо. Спички гасли от воздушной тяги, и что там направо — пол или провалище — разглядеть было нельзя. Идти по боковому ходу мы побоялись, вернулись на волю и пообещали друг другу прийти сюда в другой раз.
Тогда была война. У нас — у детей — хватало взрослых забот.
Нам было некогда. Мало-помалу поход в пещеру стал забываться или казаться сном. Казаться-то он казался, но я давно перестал путать сны с явью, а быль с небылью. Я точно знал, что в овражной стрелке недалеко от пристани есть пещера, и никому не говорил про нее: боялся, что уйдет тайна или недобрые люди разорят ее.
Спустя несколько лет без провожатых, один, я пробрался в этот овраг и не узнал его. Там, где, по моим представлениям, была пещера, откос оплыл, порос мелкими — по пояс мне — осинками и травой. Какие дожди, какие малые оползни и талые воды запечатали пещеру от людских глаз? Куда она вела — далеко ли, глубоко ли? Найдут ли ее люди или не найдут никогда?»
Ответа на этот вопрос пока нет, но он обязательно будет. В заключение отмечу, что Станислав Романовский — один из тех людей, чье мнение игнорировать нельзя. Его правда о подземных ходах Елабужского городища дорогого стоит.
Сегодня в нашем городе немало людей, которые пытаются раскрыть тайну елабужских подземных ходов. От них я слышал новые подробности этой тайны, но, по определенным причинам ни имена этих людей, ни то, что они мне рассказывали, я указывать в этой статье не буду. Отмечу лишь, что, как утверждают эти люди, еще не пришло время, да и елабужане не готовы к тому, чтобы узнать о подземных ходах ВСЕ. Есть в этом и доля мистики, и, как бы мы ни относились к этой невероятно популярной елабужской легенде, скептикам хочется напомнить народную мудрость, гласящую, что дыма без огня не бывает.
_____________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Гунько А.А. ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДНЫХ РУДНИКОВ XVII-XIX В.В. В ТАТАРСТАНЕ //Пещеры. вып. 31, Пермь 2008, с.74-90
Залкинд Г.М. Очерки истории горнозаводской промышленности Татарстана XVII-XIXв.- Казань, 1930.
Автор статьи А.Иванов «Елабужские легенды»
Геология и полезные ископаемые Татарской республики /сборник работ 1927 -1930г./ под ред.проф.Ноинского. –Казань: Татиздат, 1932.
https://pro-speleo.ru/
Сементовский В. Н. и др. РЕЛЬЕФ ТАТАРИИ. Казань 1951 г. — СПЕЛЕСТОЛОГИЯ И ПОДЗ.ПРОСТРАНСТВА — ЛИТЕРАТУРА — Архив — PRO Speleo
Пещеры и штольни Татарстана.
Республика Татарстан – общая информация, достопримечательности
Воробьев Н. И. Основы физической географии Татарской АССР. Казань, 1936 — КРАЕВЕДЕНИЕ И АРХЕОЛОГИЯ — ЛИТЕРАТУРА — Архив — PRO Speleo
Татарская энциклопедия.
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Вложение | Размер |
---|---|
Пещера Елабужская | 228.93 КБ |
Пещера Елабужская | 46.67 КБ |
Пещера Елабужская | 138.46 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 2560 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий