Село Маядык, марийская священная роща
Священная роща и всевидящий Юмо
4 июня в селе Маядык в Дюртюлинском районе республики впервые более чем за полувека прошли моления мари в священной роще. Этот языческий обряд поклонения и благодарности Всевышнему не состоялся бы, если бы не усилия местных жителей и картов, или, как говорят сами мари, онаеҥ – людей, являющимися посредниками между миром Богов и людей. Несмотря на обычные запреты картов, ProUfu.ru удалось побывать священной роще и узнать, как проходят загадочные языческие моления, как марийцы возрождают веру предков и зачем им это нужно.
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!
СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
Марийский князь Мамич-Бердей - тут!
Марийские предания и были о древнем змее - тут!
«Те, кто рубил наши деревья, сходил с ума»
Маядык – марийское село с численностью около 600 человек в 200 км. от Уфы. Дорога здесь плохая, природа — завораживающая. Маядык расположен в глубине сосновых лесов и высоких холмов, кажется, будто он спрятан от остального мира. Здесь нас встречают с особенным гостеприимством. В доме сестры одного из картов на столе – обязательные блины и паренге перемеч (пирог с картошкой). Льет дождь и хозяйка нам говорит, что перед обрядом нужно совершить омовение в бане. Роща потому и священна — людям в ней положено быть чистыми, как телом, так и помыслами. Отказаться трудно.
История деревни Маядык
Марийцы д. Маядык после издания закона о земле 1832 г. писали, что живут «по договору с башкирами-вотчинниками Ички-Еланской волости, который во время Пугачевского народного замешательства и при пожаре деревни сгорел». Обосновались с условием ежегодной платы по 50 коп. с двора. И действительно, в Маядыке в 1795 г. проживало 88 тептярей из марийцев, старшиной был Токбай Токмурзин. Поселение Маядык в 1762 г. III ревизией не было учтено. Следовательно, марийцы могли быть припущены между 1763 и 1782 гг. По X ревизии их было 93 человека. В 1920 г. в 107 дворах проживало 642 марийца.
Примечательно, что пускать женщин на моления стало дозволенным всего каких-то шесть лет назад. Карты это объясняют тем что «мир все-таки не стоит на месте». Несмотря на то, что снимать обряды и моления категорически запрещено, карты нам все-таки разрешают фотосъемку.
Ближе к десяти у входа в кусото (так мари называют священные рощи) собираются сельчане – женщины в ярких национальных платьях и платках, мужчины в марийских рубахах и карты в белоснежных нарядах с красным орнаментом. Всего около 50 человек. Казалось бы, не так много, но и немало, учитывая, что последние 50 лет в рощу никто не ходил.
Здесь запрещено собирать ягоды, грибы, рубить деревья, ломать ветки, срывать цветы. Здесь нельзя трогать ни животных, ни насекомых, нельзя допускать плохих мыслей, бранных слов и уж тем более справлять нужду. Это место – священная обитель чистоты, место присутствия Богов. Их, кстати, очень много у мари. Если верить историкам, у луговых (а они как раз и проживают на территории Башкирии) – около 140 Богов, у горных (преимущественно уральских) – около 70. Это Пурышо – Бог судьбы, Туня Юмо – Бог Вселенной, Ужара Юмо – Бог утренней зари, Сакса Кугу Юмо – Бог плодородия и другие. Понятно, что такая «поэзия» нехарактерна для монотеистических религий, традиционных в нашей республике, оттого и выглядит в глазах обывателей чем-то экзотическим. Но в религии мари действительно много мифологии.
В советское время, рассказывают мне местные жительницы, рощи вырубались, карты подвергались гонениям, некоторых преследовали и убивали. Тогда люди молились втайне и у себя дома.
— Те, кто рубил наши деревья, все равно долго не жил, — рассказывает мне карт Геннадий Пастеев из деревни Ямбаево Янаульского района, — Юмо такого не прощает, эти люди умирали от болезней, кто-то сходил с ума. Я сам могу столько примеров привести!
Юмо, или Ош Поро Кугу Юмо (буквально, Добрый Белый Большой Бог) – это самый главный Бог мари, именно ему сегодня обратятся жители.
У входа в рощу люди умолкают и начинают речь карты. Они приветствуют святое место и просят, чтобы моления прошли наилучшим образом.
В центре рощи уже дымятся три котла. Здесь варят кашу, суп и мясо. Обычно это жертвенный гусь или утка, но сегодня это молодой баран. Параллельно друг с другом стоят два стола – на одном из них люди кладут своеобразные «подарки» — это платки, полотенца, блины, квас, свежеиспеченный хлеб. Пока карты занимаются приготовлениями, местные готовят еду.
Женщины в это время в знак благодарности преподносят те самые дары. Местные жители общаются с приезжими гостями. Выясняется, что многие приходятся друг другу дальними родственниками. Тут же становится больше объятий, улыбок и радостных приветствий.
Мне говорят, что в центре поляны запрещено ходить по диагонали. Нельзя топтаться на месте, ходить лучше исключительно по кругу, чтобы не нарушать своеобразный энергетический поток. Нельзя также ходить у костров, нужно выбрать одно место.
У каждого из жителей уже приготовлены монеты-с ними он идет к карту и называет имена всех родственников и говорит о желании, которые бы хотелось загадать Юмо. Карты внимательно слушают людей и просят, чтоб Юмо услышал их молитвы.
Сила девяти
В долгожданный час в роще становится тихо, Все 9 картов, приехавших из разных районов Башкирии и Татарии, становятся в ряд. Все это время почти беспрерывно льет дождь. При этом у главного дерева продолжает гореть большая свеча.
Каждый из онаеҥ по отдельности обращается к Ош Поро Кугу Юмо и другим Богам. Все молитвы, как и общение в роще, исключительно на марийском языке. Карты возводят руки к небу и обращаются к самому высокому дереву рощи. Зрелище действительно впечатляющее.
Стоит отметить, что дерево – это своеобразный посредник между Богами и людьми, главная модель мира марийцев. Каждый из картов благодарит за то, что все тысячелетия Боги всегда были рядом и помогали людям. Сама молитва длится не более часа. Люди просят у Богов хорошего урожая, крепкого здоровья, гармонии, душевного равновесия и добра. Пока каждый из картов обращается к Кугу Юмо и другим Богам по очереди, каждый из жителей повторяет молитвы про себя. Молитвы обращены не только к жителям села, но и их родственникам, односельчанам, жителям республики и всей страны.
— Мы молимся за всех, — сказал мне Геннадий Пастеев. – В мире все взаимосвязано: мы молимся за мусульман, за христиан, за всех просим. За мир на этой земле.
Все 9 Богов олицетворяют главную силу Юмо. Вот, например, отрывок из молитвы, обращенной к Мланде Ава (буквально Мать Земля, верховное женское божество мари).
Перке Ава Мланде Ава,
Айдемын, вольыкын, кайык-вусын
Шулдыран изи мӱкшын, пушенге кушкылын, саскан шочмо верже улат!
Тау, Мланде Ава!
Дословный перевод
Бог Мланде Ава!
Для людей, для животных и птиц,
Для пчел и для деревьев,
Для каждого плода
Ты — место родимое,
Как мать даешь нам всем силы — и мы растем, развиваемся.
Прими от нас благодарность!
После большой молитвы карты делают общий поклон и призывают к жертвенному обеду.
Вячеслав Шайдуллин, карт Краснокамского района республики, рассказывает мне, что моления мари в республике проходят в последнее время регулярно: осенью, весной, реже – зимой.
В священную рощу, тем не менее, приходить часто не стоит. Но больше всего меня поразило другое: по его словам, в Мишкинском районе, где проживает наибольшее количество марийцев, проходят моления даже в позднее вечернее время. Тогда жертвоприношением Богам становится обязательно черный баран. Такие моления происходят ради баланса темных и светлых сил в мире. Карт, однако, предпочитает, чтобы об этом пока умолчали и говорит, что расскажет об этом при следующей нашей встрече.
Люди леса
Языческое мировоззрение марийцев сформировала природа. Лес для них и есть храм Божий. Не зря раньше мари так и называли лесным народом. Считается, что черемисы (другое самоназвание мари) — один из самых древних народов, населяющих нашу страну. Согласно сведениям историков, первые упоминания о мари возникли еще в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).
Многие годы мари вынуждены были скрывать свою культуру, язык и веру. Люди подвергались массовым гонениям, насильной исламизации и христианизации. Не удивительно, что мари после тяжелых вековых испытаний теряли свою национальную идентичность. Но были и те, кто, несмотря ни на что, сохранял веру предков. Таким был Мустафа Хасанов, житель села Маядык. Его дочь, уже пожилая улыбающаяся бабушка Алмабика, рассказывает нам:
— Папа всегда молился, был очень верующим человеком, чтил веру предков, ходил в рощу, и это при советской власти! Никого не боялся, говорил, Бог помогает. Его как-то вызвали в сельсовет, сказали, чтобы больше в рощу не ходил. Потом его раскулачили…
Тут ко мне подходит женщина. Узнав, что я пишу материал, она с гордостью отмечает:
— Знаете, в отличие от всех остальных, наши молитвы к Юмо доходят быстрее.
Удивительно, но почти у каждого из присутствующих есть подобная история.
— Я еще маленьким был, когда у нас в деревне была страшная засуха. Тогда местные сделали жертвоприношение, попросили скорых дождей и, вы не поверите, в тот же день в деревне пошел ливень. На меня это произвело сильное впечатление, — рассказывает Андрей Калимьянов, глава Маядыковского сельсовета.
Подобные случаи хорошо описаны в фильме Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», взявшего десятки премий на европейских и российских кинофестивалях.
Валерий Галеев является картом уже 7 лет. Сам он из Татарии и в Маядыке впервые.
— Каждый раз после молений я будто заново рождаюсь. Сегодня было по-особенному приятно. Знаете, современные люди будто зомбированы, тяжело их разбудить: одни мысли, что о деньгах. Думаю, нам нужно еще 15 лет, чтобы все мари вновь обратились к своей вере. Но мы ни в коем случае никого не заставляем это делать, — говорит с любовью татарский карт.
Действительно, в годовщину столетия Всероссийского съезда марийцев в Башкирии видные представители народа признаются, что гордиться им пока особенно нечем: на родном языке говорят все меньше, работы в селах нет, мужчины спиваются, молодежь покидает родные края. Единственная отрада – это вера, которую они бережно хранят. Пока она есть, есть надежда и силы идти дальше.
Много слов благодарности в этот день было посвящено местной жительнице Надежде Смирновой, которая и собрала всех людей в роще и помогла организовать моления. Женщина договорилась с картами, собрала сход жителей. Примечательно, что в день молений Надежда находилась за тысячи километров от родной деревни, поскольку находилась на заработках.
— Наша вера постепенно возрождается, — говорит она мне. — К нам в деревню приезжали с экспедиций из Канады и Финляндии и из Москвы изучать нашу культуру. Они также заметили, что мы сохранили традиции. Мы сами еще многому учимся. Я рада сообщить, что средства, собранные на это мероприятие, собирала, в том числе и молодежь.
В конце молений происходит нечто особенное. Каждый из картов по кругу пожимают друг другу руки со словами благодарности, затем местные жители, все до одного, пожимают руки картам и желают здоровья. Всеобщие объятия производят особенный эффект – люди ощущают духовный подъем, кажется, что сюда снизошла какая-то благодать.
Самое важное правило – после молений в роще все должно остаться нетронутым. Женщины суетятся у столов, остатки еды они раздают членам своих семей и соседям. Уже после карты собираются в доме местной жительницы Марины, которая и отдала в жертву барана и проводят завершающую молитву. Люди спустя пять часов расходятся, желают друг друга добра и говорят «Спасибо». Следующие моления в Маядыке пройдут осенью. И я понимаю, что уже хочу вернуться сюда снова.
ИСТОРИЯ СЕЛА И ШКОЛЫ В СЕЛЕ МАЯДЫК
Школа до Октябрьской революции.
1880 год в истории Маядыка замечателен тем, что в этом году по инициативе Ишмуратова Исая в деревне была открыта миссионерская начальная школа. В то время грамотных людей в Маядыке было только двое: Ишмуратов Исай (1825-1895 г.г.) и Байдуганов Яныбай (1852-1925 г.г.)
Ишмуратов Исай каким-то образом из деревни был вывезен и где-то закончил школу, выучился и получил право учительствовать.
Байдуганов Яныбай – ушел из деревни, где-то окончил школу и в Оренбурге получил специальность фельдшера и работал в Аскино. Жаль, что потомков пионеров по грамотности в деревне не осталось.
Первыми учениками были Идылбаев Давлетбай (1871-1949), Аптриев Адылгарей, Айдимиров Иргибай, Исаев Имакай, Ибаев Иляй, Мухаметов Кабет, Айтиев Валет, отец Янситова Егора и другие.
Учащихся было немного, не более 10-12 человек. Книг на родном (марийском) языке не было. Занятия проходили нерегулярно. Это зачастую зависело от учителя. Ему часто бывало «некогда». Иногда занятия не проходили неделями.
Учили в школе чтению, письму, арифметике, но больше часов уходило на закон божий, так как сама школа была миссионерская, хотя маядыковцы не были крещены.
Школьного здания не было. Дети занимались в личном доме Ишмуратова Исая. Исай ставил вопрос перед обществом о необходимости строительства школьного здания и приобретения необходимой школьной мебели и оборудования и о ходатайствовании перед уездным инспектором народного образования об открытии земской школы, но инициатива не имела поддержки. Против Ишмуратова выступили Фаюршин Файруз, Васин Хасан и Татиев Сайтий. Они говорили, что наших детей вообще учить не следует, что они урядниками не будут, что это строительство приведет лишь к дополнительным расходам. А между тем, земские школы в те времена лучше снабжалась наглядными и другими учебными пособиями, нежели церковно-приходские и миссионерские.
Эта школа была закрыта в 1895-96 учебном году в связи со смертью Ишмуратова Исая.
После того, как перестала существовать исаевская школа, до 1905 года школы в деревне не было. В эти годы крестьянские дети могли учиться в д. Ярмино, где в 1882 году была открыта земская начальная школа. Ямуров Егор об этом вспоминает так: учились в Ярминской школе, учил нас Шамрат.
В 1905 году в Маядыке открылась земская начальная школа. В школу принимали детей с девятилетнего возраста и обучали три года. Контингент учащихся был небольшой, около 25 человек. Учили на русском языке, учебники тоже были русские. Специального школьного здания не было. Обучали в частных домах: сначала в доме Фаюршина Яикбая, затем - Фаюршина Ямура.
Первые пять лет, то есть с 1905 года по 1910 год, учительствовал Ошнуров Григорий Иванович, уроженец д. Кувакино (Кока-Сола). По национальности мариец. Он окончил Бирскую инородческую (черемисскую) учительскую семинарию-прогимназию. Обучал Григорий Иванович на первом этаже дома Ямура.
В 1910 году его сменила Сафронова Мария Семеновна из г. Бирска, окончившая Бирскую женскую прогимназию. И она проработала до 1917 года. Добрые впечатления оставила о себе Маша (так звали ее в общении старшие). Ее все любили за кротость, за добрые отношения к детям и взрослым. Хотя она сама была русской, но великолепно говорила по-марийски. При ней и девочки стали посещать школу. Здесь же следует отметить и то, что дочери Ишмуратова Исая Уялче (1880 г.р.), Анна (1882 г.р.) и Дарья (1888 г.р.) были первыми в деревне грамотными из женщин.
В конце 1917 года в связи переменой власти эта школа была закрыта.
Из воспоминаний Янситова Егора, 1910года рождения. «Мыйын ачаят грамотный лийын. 4 ий тунемын. Тудым Исай кугыза туныктен. А Якуп изай 1914 ийлаште тунемын. Пырля Иляев Ильчикаят тунемын (Эше Ишимбай эргыжат иле).
А мый 1920 - 21 ийлаште тунемым. Мый денем пырля Иляев Николай, Русметов Калет, Баймурзин Темыркай (Аймурзин Эсай изаже), Янабаев Чачук (Янабаев Андриянын ачаже), Мрясова Минсифа, Замараев Иштубай, Байметов Пайраш, Бикмурзин Эшмырат, Давлетбаев Асылбай тунемыч. Мемнам Сатыев Саитбатал туныктыш. Школ тунам Файрузов Ямурын портыштыжо, кокымшо пачашыште, пусакыште иле. 2 классыште Саликов Алексей туныктыш. Тудо корем воктел кужу портышто туныктыш (кызыт Ирдубаев Аркадий олмо). Кужу тенгыл-влакыште шинчена иле. Возашлан кагаз уке иле, тошто молитвенник-влакеш торешла ме, я корно коклаш возена иле. Олташлан пуым шке пучкын, шелын ямдылена иле. Шокшо конгаш куйыкташ паренгым пыштена иле. Икана Давлетбаев Асылбай учитель Саликов Алексей умбак шокшо паренгым колтыш. Дисциплиным нарушатлыше влакым Сайпатал павай линейка денат перен пуа иле, але ик урок пурсаште шинчыкта иле. Якуп изай годым без обеда коденыт маш. Посна чулан ганеш петыра да кастен гына толын луктеш маш. Ме «Долой неграмотность» марла книга дене тунемна. Мый кызытат «Эрык эр» манме почеламутым шарнем:
Курык шенгеч кече лектеш
Марий шамыч, помыжалтса!
Кече йудым сенен толеш,
Вашке, вашке кынелза»
Тыгыде, тыгыде мукшыжо
Чечен карасым ышта.
Ме улына айдеме,
Ушан-шотан улына.
Шке чотым мумо семын
Сай илышым ыштена».
Довоенная школа.
В 1918 году открывается советская школа первой ступени. Открыл ее Давлетбаев Сергей Давыдович (в народе известен как учитель Салым) из с.Ангасяк. Приезжал он в деревню на велосипеде, как это чудо тогда называли – «тошкем орва» Есть интересный факт о судьбе этого учителя. Во время нашествия белочехов он не успел выехать из деревни. И белогвардейцы стали искать советских активистов, а вместе с ними и учителя. Узнав об этом хозяйка (жена Исламгалиева Тимирбая), где Салым проживал, спрятала учителя в сундук с вещами. Так и не нашли белогвардейцы ни активистов, ни учителя.
После того как белых прогнали из деревни, а это было летом 1919 года, работа школы была вновь возобновлена. Учителем стал работать Сатыев Саидбатал Сатыевич (1884-1954 г.г.). Образование его было среднее. Он окончил Бирское училище. Школа эта была двухкомплектная. Бесменным заведующим ее с 1919 года по 1931 год был Сатыев С.С. До 1924 года и эта школа помещалась в доме Ямурова Егора (сын Ямура). В 1924 году за счет средств самообложения было построено небольшое деревянное здание. Сатыев С.С. ее поставил на своем земельном участке. Сруб был изготовлен из деревьев молельной рощи. Маядыковцы рубить лес отказались. Сруб сделали кангышевцы. Дети учились в две смены. Учили их письму, чтению, арифметике, русскому языку. Во время сплошной ликвидации неграмотности в школе вечерами работали ликбезы, которую посещали и женщины: Сайтаева Екатерина(Кача кокай), Аптрий авий, Тимирбаева Авызя, Эсак авий, Кумий авий.
Позже ликбез кончили Янситова Точык, Изибаева Кулбика, Камитова Айстан. Учителями были Шамратов Ганя из Байгильдино.
Тогда же в школе была организована пионерская организация.
В 1931 (а может в 1929 году), т.к Тимирбаев Иман закончил в 1929 году ШКМ) году по плану Наркомпроса Башкирской АССР в Маядыке открывается школа крестьянской молодежи- ШКМ. Директором ШКМ стала учительница русского языка и литературы Яковлева Елена Яковлевна. До этого она работала в Калтасинском районе. Во время расскулачивания она уже работала в Маядыке, Видимо она уже работала во время открытия семилетки. Директором она проработала до 1937г. Затем перевели ее в Черлакскую школу, зав школой. Родом из Никольска. Образование получила в Уфимском Мариинском училище, домашней учительницей. Училась хорошо. Яков Эшпай преподавал в ее училище. Вера Яковлевна Фомина – сестра Елены, жила в Уфе.
В пятый класс в этом году было принято 15 человек в основном 1917, 1918 г.р. Первыми учениками 5 класса были Имаев Султанбай, Ильтубаева Айсуло, Имаева Аксылу. Эта школа, а с 1934 года неполная средняя школа дала свих первых выпускников. давала семилетнее образование, то есть кроме письма, чтения, счета она давала знания и по основам наук: математики, химии, биологии, физики и тому подобное. И поэтому стала резкая необходимость школы в квалифицированных кадрах. Работал выпускник Николо-Березовского марийского педтехникума (первый выпуск) С.С.Сайсанов. Именно в этот период приехали учителя: математики Васиев М.О.(до этого учил в Ангасяке), учитель русского языка и литературы Петров И.Н.(приехал в 1937г), Шагиев А.П. с женой Яндалче (1940г), Имаев С.И.(работал в Ангасяке, хотел стать военным), Ильтибаева А.И., Масаев Х.М., Исаков С.И.(2 класс), Сатыев С.С., Гатиятуллин И.И (работал до этого в Ярмино, Мария Исаевна приехала к нему сама – окончила Урало-марийский педтехникум (уездной г.Красноуфимск, практику проходили в марийской д.Юва). Султанаев А.Ш (1914гр) тоже там закончил это училище в 1934 г и отправили его в д.Тынбаево. Там встретился с Софьей (детдомовская), приехали сюда в 1946г, учителем математики и физики, Тудын почеш шужарже тольо, Куйбышевский пединститутышто окен, но пытарен огыл, коштын Юрик эргым ыштен,тыште Абхаликовлан,. марлан лектын, вара Мишкан районыш каен., вара Уфаште илен)) и Васиева (Осипова),1937г марлан лектын. Женя 1937г шочын. Ончыч Тымбайыште пашам ыштен, и Васиев Бирскийыште тунемаш туналын1934ийыште, Ангасякыште ыштен. Школа была размещена в трех зданиях: одно здание расположилось на месте усадьбы Ирдуганова Сергея, другое - напротив усадьбы Ильина Г.И., а третье - уже существующая начальная школа. С 1934 года по 1941 год эту школу закончили и получили свидетельства об окончании семилетней школы 163 ученика.
В 1937 году по личной просьбе Елены Яковлевны и по ее семейным обстоятельствам директором школы стал Васиев М.О. (Максют Осипович). В связи с призывом Васиева М.О как кадрового офицера в ряды Красной Армии директором школы с 1939 года был назначен Петров И.Н.
ВОСТОЧНЫЕ МАРИЙЦЫ - ЭРВЕЛ МАРИ
Миграция марийцев на северо-восток началась в конце XVI в связи с насильственной христианизацией населения на землях захваченного Казанского ханства и введением общероссийской системы налогообложения и продолжалось XVII-XVIII веках.
Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25-27% общей численности марийцев.
В свою очередь восточные марийцы подразделяются на несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские, прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы.
Районы проживания
Выделяют четыре района сосредоточения восточномарийского населения:
Прикамский — южная часть Камско-Вятского междуречья (Чолман марий) — юг Удмуртии;
Прибельский — в основном междуречье Белой, Уфы и Буя (Ӱпö марий) — северо-запад Башкортостана;
Икско-Сюньский — междуречье Ика и Сюни (Белебей марий) — запад Башкортостана на границе с Татарстаном;
Приуральский — верховья Уфы и Сылвы (Урал марий) — юго-запад Свердловской области и юго-восток Пермского края.
Остались лишь следы в топонимии от марийских поселений XVII века на крайнем востоке ареала восточных марийцев — близ Катайского острога, Камышлова, Шадринска, на реке Реж.
фольклорный ансамбль восточных мари
Численность
Исторически являются потомками переселенцев из луговых марийцев. Сохранился единый лугово-восточный (марийский) язык и обобщенное название этногруппы «лугово-восточные марийцы». По данным Всероссийской переписи населения 2002 всего как «лугово-восточные марийцы» себя идентифицировали 56 119 чел. из 604 298 марийцев (или 9 % от них), в том числе как «восточные марийцы» (восточные (уральские) марийцы) — 255 чел, собственно «лугово-восточные марийцы» — 3 333 чел., «луговые марийцы» (олык марий) — 52 410 чел. Это говорит об устоявшейся традиции (приверженности) называть себя единым наименованием народа — «марийцы».
По некоторым оценкам численность лугово-восточных марийцев составляет около 580 000 человек из более чем 700 000 марийцев (более 80 % от них), в том числе восточных марийцев около 150—180 тыс. при порядка 400 тыс. луговых марийцев.
Черты синкретизма
Уральские марийцы раньше вступают в контакт с русским населением, меньше русских черт в культуре у Прикамских марийцев, а Прибельские и, особенно, Икско-Сюньские вобрали в себя много татарских черт. Существовали смешанные деревни с татарами, башкирами, русскими и чувашами. Их с марийцами связывали торговые и родственные отношения.
Этнографическая группа уральских марийцев сформировалась за пределами своей исконной этнической территории в окружении новой природно-климатической и этнокультурной среды. Это взаимодействие и определило самобытность и специфику традиционной культуры уральских марийцев.
Уральская группа марийцев взаимодействовала преимущественно с татарским, башкирским и русским населением, что не могло не повлиять на традиции, обычаи, язык, хозяйственные занятия, жилища и одежду. С другой стороны, иноэтничное окружение способствовало консервации этноспецифичных и архаичных явлений в культуре уральских марийцев.
В Свердловской области насчитывается 39 сельских поселений марийцев, которые компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфинском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге (дореволюционное марийское название – "Катян ола").
Марийские деревни Артинского района: Андрейково, Афонасково, Байбулда, Багышково, Курки, Малая Тавра, Малые Карзи и Большие Карзи, Нижний Бардым и Верхний Бардым, Пантелейково.
Марийские деревни Ачитского района: Артемейкова, Ильята, Большие Карши и Марийские Карши, Нижний Потам и Верхний Потам.
В Красноуфимском районе марийцы живут в населенных пунктах: Большая Тавра, Верхний Бугалыш, Марийские Ключики, Марий-Усть-Маш, Сарсы, Юва.
В Нижнесергинском районе компактно проживают в Старобухарово. Численность свердловских марийцев в 1994 году составляла 32153 человека, согласно переписи 2002 года – 28957 человек.
праздник уральских мари Ага-пайрем
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Село Маядык Вконтакте
https://mayadyk.ucoz.ru
Автор статья Надежда ВАЛИТОВА
Фото Артура Салимова
Памятники природы Башкирии
Моление восточных мари
Марийские священные рощи
Вложение | Размер |
---|---|
Село Маядык, марийская священная роща | 247.87 КБ |
Село Маядык, марийская священная роща | 108.58 КБ |
Село Маядык, марийская священная роща | 441.92 КБ |
Село Маядык, марийская священная роща | 54.78 КБ |
Село Маядык, марийская священная роща | 204.48 КБ |
546376588 (6).jpg | 231.28 КБ |
546376588 (7).jpg | 157.66 КБ |
546376588 (8).jpg | 138.78 КБ |
546376588 (9).jpg | 418.5 КБ |
546376588 (10).jpg | 285.83 КБ |
546376588 (11).jpg | 292.11 КБ |
546376588 (12).jpg | 189.83 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 5878 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий