Река Малый Инзер
Второй рекой легендарного похода мая 2000 года – была река Малый Инзер, ну, а порог Айгир – это просто мечта начинающего водника, который впервые попал на Урал!
Ма́лый Инзе́р — река в России, протекает в Белорецкого района Башкортостана, сливаясь с Большим Инзером позле посёлка Инзер образует реку Инзер.
Длина реки составляет 96 км, площадь водосборного бассейна 1060 км².
По данным государственного водного реестра России относится к Камскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Сим от истока и до устья, речной подбассейн реки — Белая. Речной бассейн реки — Кама.
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ БАШКИРИИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО БАШКИРИЮ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАШКИРИИ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ ЮЖНОГО УРАЛА - ТУТ!
ПРО САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПЕЩЕРЫ УРАЛА - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БАШКИРИИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ БАШКИРИИ - ТУТ!
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов: Код водного объекта в государственном водном реестре — 10010200612111100019607 Код по гидрологической изученности (ГИ) — 111101960
Код бассейна — 10.01.02.006 Номер тома по ГИ — 11 Выпуск по ГИ — 1
Описание маршрута р. М.Инзер Маршрут проходит в районе на стыке горной Башкирии и Челябинской области. Восточную часть Башкирской АССР занимают Уральские горы.Высшая точка района - гора Яман-Тау, 1640 м., находится в верховьях рек Большой и Малый Инзер. Все реки относятся к бассейну реки Белая. Лесом покрыто 40% территории; растут сосна, ель, береза, тополь, дуб, осина.
Животный мир - марал, волк, заяц, лисица, и другие обычные для средней полосы животные. В реках встречаются таймень, хариус, голавль. Водятся пресмыкающиеся, неприятности доставляют кровососущие насекомые, из них весной наиболее опасен клещ.
25% населения - башкиры. Род занятий - охота, рыболовство, пчеловодство /хорошо известен башкирский мед/, заготовка леса, животноводство. Есть русские и татарские поселения. Река Мал. Инзер -- преобл. шир. 30 -- 40 м (на перекатах 50 -- 90 м), глуб. 0,5 -0,7 м, ск. течения 0,8 м/сек.Дно гравийно-галечниковое с валунами и глыбами. Поймы узкие, залесенные.
СПЛАВ ПО МАЛОМУ ИНЗЕРУ
Туристская характеристика района
2. 1. Рельеф Горы Южного Урала образовались, как и весь Урал, более 300 млн. лет тому назад. В течение последующих 200 млн. лет горы под действием внешних сил были сильно разрушены, выровнены и превращены в плоскогорья. Позднее на Южном Урале произошли новые движения. Они выразились в резких поднятиях разрушенных хребтов, в сбросах и разломах между ними к северу от 53-й параллели (где р. Белая пересекает горы); к югу от нее произошло общее поднятие Южно-Уральского плоскогорья - Зилаирского плато. Усилилась деятельность рек, которые глубоко врезались в поднимавшиеся равнины и горы и образовали глубокие долины и ущелья. Южный Урал делится по особенностям рельефа на две части - северную и южную. Северная, более высокая и гористая, доходит до поперечного течения реки Белая.
Она заполнена многочисленными горными хребтами, которые вытянуты с СВ на ЮЗ и составляют горную систему. Осью ее является хребет Уралтау. Он протянулся в восточной части Южного Урала на 500 км, имея в ширину от 5 до 30 км.
Самая высокая вершина его достигает 1067м (г. Арвяк-Рязь, южнее города Белорецк); средняя высота хребта 800 - 900 м, а прилегающие долины лежат на 400 - 500 м ниже. Уралтау состоит из нескольких параллельных гряд и небольших отрогов, которые разделены широкими ложбинами. Очертания их выровненные, мягкие; только на некоторых вершинах поднимаются небольшие сопки и гребни из сланцев, кварцитов и конгломератов. Уралтау является водоразделом между бассейнами рек Белой и Урала. Долина реки Белой отделяет к западу несколько параллельных более высоких и скалистых цепей. Самые высокие хребты в этой полосе - Зигальга и Машак, а самые высокие горные массивы - Ямантау и Иремель. Они сложены очень твердыми кварцевыми песчаниками и глинистыми сланцами. Для рельефа их очень характерны ступенчатые склоны, широкие нагорные террасы и каменистые вершины.
Склоны горных массивов покрыты хвойным лесом до высоты 1100 м, а выше этой линии преобладают каменные россыпи. На нагорных террасах и сопковидных вершинах еще сохранились стенообразные скалы (останцы), составляющие гребень некоторых гор. Западнее идет полоса передовых горных цепей, имеющих среднюю высоту значительно ниже 1000 м, и лишь немногие вершины поднимаются выше.
Горные цепи отделены друг от друга более широкими продольными долинами рек, а узкие поперечные долины разделяют каждую цепь на хребты и массивы. Главными хребтами являются Зильмердак, Юрматау, Колу, Каратау. Чем дальше на запад, тем ниже горы. Изменяются и горные породы: здесь больше известняков. Восточнее хр. Уралтау протянулась цепь передовых восточных хребтов Южного Урала: Ирендык и Крыктытау.
Они сложены не только осадочными, но и вулканическими породами. Горы сильно разрушены, вершины их плоские, но там, где обнажаются вулканические породы, появляются скалы, гребни.
Дорожная сеть Южный Урал пересекают две железнодорожные магистрали: Уфа - Златоуст - Челябинск и Уфа - Карламан - Инзер - Белорецк - Магнитогорск - Сибай. Железнодорожная линия на участке Белорецк - Карламан введена в строй действующих в 1977 - 1978 гг.Улучшенные грунтовые дороги шир. 5 - 10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с добавками 5 - 15 см, состояние дорог удовлетворительное.
Большинство грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие дороги, связывающие ближайшие населенные пункты с местами лесоразработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетворительном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов (преобладающие уклоны 7 -15', макс. до 35').
Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузоподъемность 5 -15 т, на остальных от 1 до 15 т (преобладают с грузоподъемностью 3 - 5 т). В 2000 году отремонтирована и покрыта гравием дорога Ассы - Бриш - Искушта.
Характеристика реки Малый ИнзерРека берет начало на восточном склоне хребта Нары.
Абсолютная высота истока реки 710 м, устье - 246 м. Средний уклон реки равен 4,25 м/км. М. Инзер протекает в узкой горной долине и имеет ярко выраженный характер горной реки с большими уклонами и большими скоростями течения весенних полых вод.
Долина реки от истока до впадения реки Беркутья прямая, выражена слабо, ширина ее достигает более 1 км. После впадения ручья М. Казавда долина местами суживается до 300 м.
В долине встречаются заболоченные участки. Ширина реки от 10 м у реки Беркутья до 40 м у устья. Глубина реки в меженный период 0,2 - 0,6 м, встречаются ямы глубиной более 1,5 м. Скорость течения в межень 0,3 - 0,5 м/с, а в половодье превышает 2,5 м/с. Река вскрывается обычно в середине апреля. Весенний ледоход длится 4 - 7 дней. П
родолжительность весеннего паводка от 21 до 40 дней. Максимальные уровни наступают через 8 - 16 дней после вскрытия реки. Начать сплав можно от моста у д. Бердыгулово или от пос. Айгир. На реке между ними препятствий нет, поэтому удобнее от пос. Айгир. Выше Бердыгулово на реку попасть невозможно, так как это территория Южно-Уральского заповедника.
Основные препятствия реки - пороги "Айгир" и "Синие скалы" расположены в 2 км ниже пос. Айгир. Начало сплава на высоте 380 м, средний уклон 6 м/км.
Лоция реки М. ИнзерНаименование Берег Расстояние от начала сплава, км
пос. Айгир левый порог "Айгир" 2
руч. Катаскин левый 8,5
хут. Катаскин левый 8,5
мост ж/д 11
мост ж/д 13,5
д. Реветь правый 13,9
р. Реветь правый 13,9
руч. Салдыс левый 16,5
д. Кумбино правый 18,8
мост ж/д 22
устье 22,5
ДОЛИНА РЕКИ МАЛЫЙ ИНЗЕР
АЙГИРСКИЙ ПОРОГПорог “Айгир”. Категория сложности – 3 К.С.. (рядом с ж/д станцией Инзер).
Порог начинается на правом повороте реки. Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и видимую впереди каменную осыпь на левом берегу. В этом месте железная дорога вплотную подходит к реке. Разведка порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий участок спокойной воды.
На правом повороте слабый прижим к осыпи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0.5-0.8м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две бочки, отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует прямой участок.
Здесь основная струя идет по центру с серией прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличивается и достигает 1-1,5 м. Примерно в 100 м. после поворота, по центру реки, немного ближе к левому берегу расположены две большие бочки высотой 1,5 – 2 м. При большой воде они вырождаются в вал.
Обойти их можно, сместившись к правому берегу. Далее следует прямой участок с хаотическими валами, который переходит в порог “Синие скалы”.
ПОРОГ СИНИЕ СКАЛЫПорог “Синие скалы”. Категория сложности – 3. Река делает небольшой левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами образуется последовательно несколько косых бочек и небольших уловов после них. По центру – серия валов высотой 1 – 1,5 м.
Пороги “Айгир” и “Синие скалы” проходятся вместе. “Синие скалы” являются второй ступенью порога “Айгир”. Стоянки расположены по левому берегу в начале порога “Айгир”, ниже насыпи до “Синих скал” и в 0,5 км ниже “Синих скал”. После порогов “Айгир” и “Синие скалы” начинается шивера. Шивера № 1. Шивера № 1. Категория сложности – 2. После порога следует довольно бурная шивера, которая тянется примерно на 5 километров, постепенно ослабевая.
Основное препятствие – валы высотой 0.5 – 1 м и редкие бочки. От порога “Айгир” до поселка Инзер 1 ч 30 мин ЧХВ. Ниже ж/д станции Малый Инзер впадает в Большой Инзер. Дальнейший сплав до поселка Ассы технически прост.
СПЛАВ ПО МАЛОМУ ИНЗЕРУ2 мая После завтрака собрали рюкзаки и пошли вдоль железной дороги на платформу, где останавливается рабочий поезд до станции Айгир. Расстояние в 1,5 км прошли за 25 мин ЧХВ.
После прохождения реки Б. Инзер в обеих группах по одному участнику не смогли продолжить поход из-за отсутствия времени. Из нашей группы это была Гайфуллина Д. В виду этого мы немного изменили экипажи судов. Экипаж К-2 : Широков, Мельников, а экипаж К - 4: Кривозубов, Мусиенко, Скрябина + Ишмурзин Г. из параллельной группы. К - 2 параллельной группы мы отправили в город вместе с отъезжающими, а остальные участники этой группы продолжили поход на К - 4.
В 11. 00 подошел поезд и примерно через 30 - 40 мин мы выгрузились на ст. Айгир. Спустились к реке и на краю поселка собрали катамараны. Порог "Айгир" расположен примерно в 1,5 километрах ниже одноименной железнодорожной станции. Прошли это расстояние за 10 мин ЧХВ.
Порог "Айгир". Категория сложности - 3.Порог начинается на правом повороте реки. Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и видимую впереди каменную осыпь на левом берегу.
В этом месте железная дорога вплотную подходит к реке. Разведка порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий участок спокойной воды.
На правом повороте слабый прижим к осыпи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0. 5-0. 8м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две бочки отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует прямой участок. З
десь основная струя идет по центру с серией прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличивается и достигает 1-1,5 м. Примерно в 100 м. после поворота, по центру реки, немного ближе к левому берегу расположены две большие бочки высотой 1,5 - 2 м. При большой воде они вырождаются в вал. Обойти их можно сместившись к правому берегу. Далее следует прямой участок с хаотическими валами, который переходит в порог "Синие скалы".
Порог "Синие скалы". Категория сложности - 3. Река делает небольшой левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами образуется последовательно несколько косых бочек и небольших уловов после них. По центру - серия валов высотой 1 - 1,5 м. Пороги "Айгир" и "Синие скалы" проходятся вместе. "Синие скалы" в общем то являются второй ступенью порога "Айгир".Стоянки расположены по левому берегу в начале порога "Айгир", ниже насыпи до "Синих скал" и в 0,5 км ниже "Синих скал". Мы решили пройти пороги походным порядком без разведки. Для этого зачалились на левый берег перед порогом, подождали пока участники параллельной группы встанут на фото и видеосъемку и прошли пороги по центру тандемом с взаимной подстраховкой (фото № 19, 20, 21). После прохождения встали на стоянку в районе "Синих скал". После обеда часть группы совершила подъем на скалы хребта Караташ, с которого открывается красивый вид на десятки км (фото № 22).
3 мая Занесли катамараны и рюкзаки к началу порога "Айгир" и походным порядком прошли пороги "Айгир" и "Синие скалы". После них начинается шивера. Шивера № 1. Категория сложности - 2. После порога следует довольно бурная шивера, которая тянется примерно на 5 километров, постепенно ослабевая. Основное препятствие - валы высотой 0. 5 - 1 м и редкие бочки.
От порога "Айгир" до поселка Инзер 1 ч 30 мин ЧХВ. Ниже ж/д станции Малый Инзер впадает в Большой Инзер. Дальнейший сплав до поселка Ассы технически прост. От пос. Инзер до пос. Ассы 2 ч ЧХВ. В Ассах мы зачалились на поляне правого берега в 50 м ниже автомобильного моста.
Дежурные стали готовить обед, а часть группы пошла искать машину. В прошлом году доделали дорогу Ассы - Бриш - Искушта с гравийным покрытием и мы решили попытаться добраться до р. Лемеза не разбирая катамараны.
Машину нашли часа через 2. Это оказалась грузовая "TOYOTA". Водитель вывалился из машины и попросил поправить пошатнувшееся после двухнедельного запоя здоровье. Остальные машины были либо сломаны, либо заняты на работе.
Мы спустили гондолы, не разбирая катамараны погрузили их сверху на тент и привязали. За это время водитель под чутким руководством некоторых участников группы поправил здоровье, но немного перестарался, в результате чего его загрузили в кузов, а за руль сел один из участников группы.
Дорога от пос. Ассы идет к пос. Бриш и от него поднимается на верх, затем идет по верхам и спускается к пос. Искушта. После подъема от пос. Бриш на верх водитель очнулся и настойчиво попросился за руль своей машины. Дальше он повел машину под контролем нашего водителя. В пос. Искушта, переехав через мост, выгрузили катамараны и рюкзаки, так как до берега Лемезы можно доехать только на "Урале". Затем мы накачали катамараны, привязали рюкзаки и сплавились по речке, протекающей через поселок.
При впадении в Лемезу речка разбивается на протоки в которых много завалов. Пройдя по Лемезе около 300 м встали на ночевку на правом берегу.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПОНТ СТАНКЕВИЧА (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)Есть у нас в группе известный фантазер и балагур Андрюха Станкевич, болтает себе и болтает - вреда почти никакого, и однажды он до чрезвычайности прославил нас на Урале... Собрались мы впервые на категорийку - р. Малый Инзер, а до этого опыта ни у кого не было. Встречаем в Уфимском поезде группу из Казани, один из них даже на пятерке бывал в Саянах. Ну, мы давай расспрашивать их обо всем: - А каску всегда на реке одевать надо? - А привязываться к кату для страховки нужно? - А на пороге много людей за раз смывает за борт? - А может лучше обноску сделать? Мне как Капитану было стыдно перед ними за свою команду. Те отвечали: - Ничего страшного на Айгире нет! Ну, обольет пару раз хорошенько на бочках, сливик один попадется, да и после порога еще километра четыре шиверка. Так нас более-менее успокоили. Прошло семь дней, для нас же прошла целая эпоха, в течение которой мы и стали настоящей Командой. На станцию Инзер - на обратном пути - пришла уже бывалая команда, обстрелянная и обтертая в странствиях.
И, как нарочно, тут же на вокзале встречаем наших попутчиков, которые из-за непогодья застряли на Большом Инзере, и не прошли Айгир. Когда они узнали, что мы прошли этот порог, то поинтересовались как там на пороге? На это Станок ответил короткой, но уникально емкой по своей сути фразой: - Да-а-а, Фигня-я-я, троечка... Причем, надо было видеть - как он это произнес. У него был вид морского волка, который прошел категорийки вплоть до шестерки, а троечек и четверочек - так тех и не пересчитаешь.
Да и сказано это было с таким выражением лица - вполоборота к собеседникам - и между делом, словно и не надо было Кочующих отвлекать по таким пустякам, каким является Айгирский порог. После этого та команда посмотрела на нас с явным уважением, будто не мы, а они прошли туристское крещение.
ГЛАВНОЕ - ПРЕДУПРЕДИТЬ БЛИЗКИХ (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)Снялся Гриша с маршрута на Большом Инзере на три дня раньше срока, дела видимо какие-то в Казани. Но перед тем торжественно пообещал, что обзвонит всю нашу родню и предупредит, чтоб не беспокоились, если мы на денек-другой задержимся, и вообще сообщит, что у нас все в порядке...
Проходит несколько дней, прежде чем вернулись мы в родные края. Приезжает домой Станкевич, а там ему рассказывают вот что. ...Звонит парень, что он, мол, от Андрея, и говорит примерно так: - Здравствуйте, я друг Андрея ... Далее пауза, поскольку Гриша всегда излагает неторопливо, потом следует продолжение: - Я сегодня один приехал с Урала... Снова пауза, у родителей начинает ёкать сердце, не случилось ли чего с единственным сыном. Гриша же в это время продумывает очередную фразу: - Понимаете... Далее - заминка, а родителям уже мерещится - черт знает что, мать хватает валидол. Гриша продолжает: - Понимаете... Я снялся с маршрута чуть пораньше, а остальные...
ТУТ ОН СНОВА ДЕЛАЕТ ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПАУЗУ, СЛОВНО СМАКУЕТ,
- Остальные приедут в Казань... только 9 мая, а так ВСЕ... то есть ... ВСЁ у них в порядке, все походом довольны... У родичей отлегло.
Как хорошо вовремя сообщить приятную новость.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Сайт Википедия
https://www.skitalets.ru/
water/ural/inzer_melnik/
https://img-fotki.yandex.ru/
get/ https://yarejka.livejournal.com/
https://yuzhnyj-ural.ru/images/phocagallery/
Вложение | Размер |
---|---|
Река Малый Инзер | 217.95 КБ |
Река Малый Инзер | 189.62 КБ |
Река Малый Инзер | 69.93 КБ |
Река Малый Инзер | 83.05 КБ |
Река Малый Инзер | 99.73 КБ |
Река Малый Инзер | 131.6 КБ |
Река Малый Инзер | 52.07 КБ |
inzr (8).jpg | 194.37 КБ |
inzr (9).jpg | 38.9 КБ |
inzr (10).jpg | 33.03 КБ |
inzr (11).jpg | 54.22 КБ |
inzr (12).jpg | 234.17 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 15050 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий