Деревня Сардаял
В одной из самых дальних и глухих уголков Марий Эл, буквально на границе с Татарстаном, недалеко от границы с Вятским краем – располагается небольшая, но очень интересная деревня Сардаял. Название деревни произошло от названия реки Сарда, на которой основано это селение. Это практически самый восточный уголок Марийского края, расположенный в Мари-Турекском районе.
СКЛОНЫ РЕК СЮЛЬТИНКА И САРДА - ТУТ!
САМАЯ ВОСТОЧНАЯ ТОЧКА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО МАРИ-ТУРЕКСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ РОЩИ - ТУТ!
праздник в деревне Сардаял
Деревня Сардаял уникальна и интересна многими фактами и вещами.
Во-первых, на протекающих речках расположен памятник природы «Известняково-мергелистые склоны к реке Сюльтинка и реке Сарда» - это комплексный ООПТ, тут одновременно существуют памятник геологии, ботаническое урочище с редкими растениями и гидрологический памятник (реки и родники).
Во-вторых, это одно из самых древних селений этого края, история деревни насчитывает около четырех веков, только местная школа тут действует с середины 19-го века.
В-третьих, основное население деревни – народ мари, в этом краю у них особый – очень старинный диалект. Это особый выговор, сохранившийся со стародавних времен, разновидность луговомарийского языка, которая появилась тут из-за удаленности этого селения от других частей Марийского края.
В-четвертых, жители этой деревни сохранили многие языческие традиции, вокруг селения семь священных рощ – кюсото! Это абсолютный рекорд среди других населенных пунктов Марий Эл. При этом в деревне есть и православные христиане.
священная роща около Сардаяла
В-пятых, в окрестностях сохранились предания и легенды, существует своя индивидуальная топонимика, так, в соседнем овраге в древности жила Овда, которую все боялись, и которая разговаривала на своем непонятном языке. Есть лесные рощи, луговины, поляны, родники и овраги, которые имеют собственные имена.
В-шестых, очень красивая и разнообразная природа, которая не тронута «благами» цивилизации. Кроме памятников природы тут много живописных ландшафтов, в лесах много грибов, есть дикая малина и смородина, черника и брусника, на луговых пажитях растет земляника и клубника, много лекарственных растений.
уроки по марийской традиционной религии
Название деревни Сардаял произошло от слов: Сарда (название реки) и ял (по-марийски: деревня). О происхождении гидронима Сарда – ведутся споры.
По одной версии: сарда (сэрдэ) – растение сныть (по-удмуртски), это растение до сих пор в обилии растет в долинах реки Сарда, и является очень большим подспорьем в питании крестьянина по весне, когда заканчивался хлеб старого урожая. Сныть использовалась в выпечке, в зеленых щах (с крапивой и щавелем), в салатах, могла быть засолена и заквашена.
По другой версии: Сарда – произошла от татарского слова: сара тау – желтая гора, вероятно, от цветения множества цветов на местных склонах.
Есть версия другого татарского происхождения: сара дак – желтое (желтоватое) сало (жир).
Еще одна версия уводит к древним финно-угорским языкам этой местности: «да» - это речной или водный суффикс (похоже, например, река Немда), а «сар» - дикий, глухой, то есть река, протекающая в глухом краю.
речка Сюльтинка с каменистым дном
По местному преданию имя Сардай – было у первого поселенца и основателя этой деревни, а уже от его имени пошло название реки и самого селения.
Тут нужно отметить, что гидронимы, особенно речные, имеют очень древнее происхождение. Меняются племена и народы, а название реки может почти не измениться.
Деревня Сардаял расположена на слиянии рек Сарда (тут ее местные называют еще Сарда энгер или Сардинка) и Сюльтинка.
До революции у деревни было официальное название – Сарда Пустошь, Вятская губерния, Малмыжский уезд.
река Сарда у деревни
Деревня Сардаял по преданию была основана из марийцев, которые переселились в эти глухие края со стороны Волги, еще во времена татаро-монгольского нашествия. Вероятно, это было несколько позже, когда Марийский край попал под власть Казанского ханства. Соответственно, народ бежал от налогов (ясака) и прочих повинностей. В те времена селение могло долгие годы спокойно жить в лесной глуши при натуральном хозяйстве, изредка общаясь тайными тропами с окрестными селениями. Такое уединение и повлияло на то, что в деревне сохранилось старинное марийское наречие – особый диалект марийского языка, который местные жители хотят сохранить.
Официальные власти и миссионеры долго не могли добраться до этого уголка, поэтому тут сильны языческие традиции и верования. Но уже в середине 19-го века деревня была официально зафиксирована в документах, как селение по левой стороне торгового Уржумского тракта (дорога, которая вела из Казани на Вятку). Население было записано как новокрещенные, число взрослых жителей было около 500 человек обоего пола (более 70 дворов).
В 1887 году в селении была открыта школа, сперва в ней был один учитель и два класса.
В начале 20-го века школа стала начальной. А уже в 1935 году школа стала семилетней – там было более 100 учеников.
До революции в деревне было две водяные мельницы, три лавки, жители в основном держались языческой веры и отмечали марийские праздники.
В годы империалистической и Гражданской войны из села ушло около 80 мужчин, а вернулось только 7. Очень тяжелым был голод в 1921 году, тогда в селении умерло три семьи.
Первый колхоз был организован в 1930 году – «Йошкар Пеледыш».
В 1933 году в деревне построили избу-читальню (в фонде было 420 книг). Там же действовало 5 кружков различной направленности.
На Великую Отечественную войну ушло более 130 человек, погибло 70 человек, в деревне есть памятник в честь павших солдат.
В 1944 году за подвиг, совершенный при форсировании Днепра, уроженцу Сардаяла младшему сержанту Алексееву Е.А. было присвоено звание Герой Советского Союза.
В 2000 году в деревне проживало почти 590 человек (160 дворов).
К сожалению, колхоз не смог пережить «лихие» 90-е годы и попал в банкроты.
Сейчас в селении 7 улиц, действует средняя школа, дом культуры, два магазина.
Школа представляет обычную бревенчатую избу, где все удобства на улице. Отапливается углем, в школе работает краеведческий музей. В школу ходят также ученики из соседней деревни Сарда. Школьники увлекаются футболом и волейболом, зимой ходят на лыжах.
школа в деревне Сардаял
При доме культуры есть своя фольклорная группа, где можно послушать мелодичные марийские песни на уникальном «сардаяльском» диалекте. Этот диалект примечателен тем, что в разговоре растягиваются некоторые гласные (например: «о, а, у»), чем-то немного напоминает говор жителей Вятского края с небольшим О-каньем.
Очень интересны легенды и предания этого края, этой теме в будущем мы также посвятим отдельную статью, пока только укажем кратко, что около деревни много оврагов, полян, рощ, лугов с именами собственными – про многие есть свои истории.
Некоторые проулки, овраги и родники тоже названы в честь жителей̆, которые их нашли или просто когда-то жили рядом. Например, Пайгелде корем (Пайгелде — имя мужчины, «корем» — на марийском «овраг»), Оляна корем (в честь женщины - Оля), Макар помаш, («помаш» — на марийском «источник», а Макар - имя).
В одном из оврагов – Овда корем - даже живет нечистая сила, она одурманивает. В этих местах можно заблудиться, заплутать «в трех соснах». По местным рассказам там живет человекоподобная женщина «Овда», она наводит проклятье. В наше время Овды там, конечно, нет, но предания сохранили о ней память. Мол, жила она в обычной землянке на склоне лесной балки, поросшей кустами и дикими травами. Жители боялись её, и старались не посещать то место, но были случаи, когда они обращались к ней в случае крайней необходимости. Выгнать какую-нибудь хворь, снять сглаз или проклятие, или приворожить местную красавицу – мало ли бывает у людей разных треб.
Также рассказывают, что говорила она на непонятном языке, хотя некоторые местные жители её понимали, якобы, в давние времена так разговаривали в этих краях.
Вполне вероятно, что под термином «Овда» марийцы понимали древний автохтонный народ, который населял этот лесной край еще до прихода сюда марийцев. Чаще всего легенды про Овду встречаются именно в восточных районах Марий Эл – именно оттуда уходили древние удмурты на восток. А у старых селений в одиночестве оставались те удмурты (одо мари), которые не входили в общины, или по каким-то причинам были исключены из деревенских общин. Как правило, это были знахари, колдуньи, целительницы, в общем люди с экстрасенсорными способностями. Такие люди, конечно, были и среди мари, но их выделял особый язык Овды, который был явно не марийский, но понимался некоторыми мари. На своих восточных территориях марийцы всегда контактировали с удмуртами (иногда не совсем мирно), поэтому могли вполне знать удмуртский язык, тем более, что эти языки родственные между собой.
По этой причине народ Овды хоть и был чужеродным элементом среди марийцев, но специально не изгонялся из мест проживания марийского населения, он был как бы одним из сакральных элементов окружающего мира, например, как дерево, роща или холм.
Целебными свойствами выделяется местный родник, который бьет на берегу речки Сюльтинка. Тут есть место, где можно набрать воду, а есть специальное корыто, где женщины полощут бельё. Вода в роднике средней минерализации.
В окрестностях деревни есть татарские селения (до границы с РТ около 2 км.), также рядом живут удмурты и русские. По старой советской традиции в день Пионерии – 19 мая – на большой поляне проводится день «Дружбы народов». Тут собираются школьники из соседних деревень, проводят концерт, футбольные матчи и устраивают большой «пионерский» костер. Этой традиции уже больше 50 лет. На свои праздники (Сабантуй) в гости к себе приглашают и татары.
В селении сохранились древние марийские обряды и праздники, так, отмечают в деревне новогодний праздник Шорык-йол (тут название: Шор-йол), по улицам ходят ряженные, проводят что-то вроде русских колядок, девушки гадают в черной бане на будущих женихов.
В праздник Семик поминают усопших родственников. Накануне этого праздника топят баню, моются и надевают чистую одежду. В избе возле порога ставят специальный ящик, в который каждый родственник кладёт для своих предков какой-либо кусочек угощения со стола (или подарочек), а по периметру ящика зажигают специальные поминальные свечи (обязательно из воска). После того как все свечи прогорят, ящик выносят на улицу, открывают ворота и как бы проводят умерших в свой загробный мир, потом выкладывают угощение из ящика в восточный угол двора, туда где завтра будет солнце. Считается, что предки посетили свой дом и семью - и что они будут помогать им во всем.
Где находится, как добраться:
Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, деревня Сардаял.
Слияние рек Сюльтинка и Сарда.
Лучше всего добираться через поселок Мари-Турек,
От Мари-Турека следует ехать на Сардаял.
На пос. Мари-Турек можно приехать от Йошкар-Олы по Сернурскому тракту,
Или из города Казань по Уржумскому тракту.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
«СХЕМА РАЗВИТИЯ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ». Г.А. Богданов, Ю.П. Демаков, А.В. Исаев.
Фото Алексея Серегина, Виктора Николаева, А.Лисьмянской, И.Шигалеева.
Памятники природы и красивые Марий Эл (ООПТ).
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Постановление Совета Министров МАССР от 30.12.1976 №868.
Государственный Реестр памятников природы Марий Эл.
Вложение | Размер |
---|---|
Деревня Сардаял | 220.03 КБ |
Деревня Сардаял | 97.71 КБ |
Деревня Сардаял | 130.27 КБ |
Деревня Сардаял | 222.87 КБ |
Деревня Сардаял | 107.34 КБ |
Деревня Сардаял | 78.12 КБ |
Деревня Сардаял | 51.96 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 2377 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий