Топонимика и легенды Чистопольского района
Люди воспринимают мир через имена и названия, но редко задумываются над тем, как они возникли и что означают. По названиям можно узнать многое, что уже ушло из памяти людей, восстановить картину былого расселения народов, а иногда и былой облик местности.
Многие кажутся понятными, но если рассмотреть те или иные имена, которыми изобилуют карты, то можно обнаружить много любопытного.
Занимается этим вопросом топонимика (от греческого «топос»- «место», «местность» и «онома», «онима»- «имя») – наука о географических названиях, об их происхождении, смысловом значении, развитии и использовании.
Топонимика включает в себя два раздела: гидронимика и ойконимика.
Известный этнограф и русский критик Н.И.Надеждин писал: «Топонимика – это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре». Поскольку географические названия (или топонимы) представляют собой обычные слова, входящие в состав того или иного языка, их изучают, прежде всего, с помощью методов языка-знания, опираясь при этом на исторические факты и географические сведения.
Говорят, географические названия консервативны, но не абсолютно. Они рождаются, а затем умирают. Всегда в любом географическом названии присутствует или присутствовало конкретное содержание, но не редко оно оказывается уже утраченным. Практически же не бывает бессмысленных названий. По существу, бесконечный процесс наименований – процесс народного творчества, неистощимого во все века и имеющего свои национальные и языковые особенности.
«Названия, - писал К. Паустовский в «Книге скитаний», - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенности быта».
При изучении карты Чистопольского района я обратила внимание на название населенных пунктов и рек. Некоторые были довольно простые, а другие непонятные, например Изгары, Тубулга, Ишалькино и другие. Меня заинтересовало, а какова история этих названий.
Цель моего исследования: познакомиться с трудами ученых, занимающихся изучением названий, с методами какими они пользуются. Начать сбор информации из литературных источников, архивных данных, рассказов местных жителей о современном произношении, преданиях, связанных с названиями рек или населенных пунктов. И попытаться составить топонимический словарь населенных пунктов Чистопольского района.
Были использованы следующие методы исследования:
1)Изучение исторических документов;
2)Анкетирование учащихся 6-10 классов;
3)Опрос местных жителей;
4)Беседы с председателями сельских советов.
Географические имена - это наше богатство, это часть нашего культурного наследия, тесно связанного со средой вокруг нас.
РЕКА ШЕШМА - КРАСНЫЙ ЯР
ТОПОНИМИКА ЧИСТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
Глава 1. Ойконимика Татарстана и Чистопольского района
Географические названия рассказывают о переселении народов в древности, об истории городов и сел, профессиях их жителей. Названия помогают узнать о древних промыслах и торговых путях. Биологи тоже внимательно изучают географические названия: ведь по ним можно установить, где были некогда распространены виды растений и животных, какой облик имел ландшафт много лет назад. Такова историческая роль географических названий.
Названия указывают на местоположение географических объектов или сообщают, где произошло какое - либо событие. Жизнь человека запечатлевается в разных документах с помощью названий стран, областей, городов, деревень, рек, гор, морей и многого другого. Указывается место его рождения, затем учебы, проживания, работы, отдыха, маршрутов поездок и т.д. Эту роль топонимов называют адресной.
Адресную роль выполняют, прежде всего, названия населенных пунктов, городов, сел, деревень. Для краткости их называют ойконимами, (от греческого «ойкео»- населяю).
Чтобы названия могли исполнять роль адресов, они непременно должны отличаться друг от друга. В то же время, давая имена городам или рекам, люди стремились отразить наиболее важные, характерные особенности, присущие им одним. Вот почему географические названия нередко повторяется.
1.1. Превращенные, измененные названия
Каждое имя на карте имеет свой смысл – бессмысленных названий не бывает. Названия везде и всегда разноязычны и имеют разный возраст.
Названия, оставленные предшественниками, нередко сохраняются новыми жителями какой-либо местности, но неизбежно в той или иной степени искажаются по мере их приспособления к чужому языку или переименоваются.
Каратаевка – русская деревня в Чистопольском районе. Название ее рассматривается учеными как сращивание тюрских кара «черный» и тай «жеребенок».(4)
Село Ключевка, казалось все просто, вокруг села много родников и ключей. А нет, у села было несколько названий. До 1930 года село называлось Рыково, когда был обвинен в троцкизме и репрессирован преемник Ленина А.Рыков, в верхах ли страны или местные власти решили, что негоже оставаться на карте района населенному пункту, названного в честь врага народа. Краеведы же села считают, что названием древнее поселение обязано вятским переселенцам, среди коих по преданиям и записям в церковных книгах, крестьян по фамилии Рыковы было обильно.
Галактионово – В XVII веке село называлось Никольское или Савин городок. В период средневековья здесь располагался западный посад княжества Джукетау (10-15век). Затем в XVII веке было организовано поселение русских крепостных крестьян богатого землевладельца Саввы Аристова. Название села Никольское появилось после строительства в селе церкви в честь Николы Чудотворца. Название Галактионова появилось в 1918 году после гибели летчика красноармейца по фамилии Галактионов вблизи города Чистополя.
Бахта - первое название Хозыр-ата, а после просто – Вершиной Речки. Перемена названия была связана со всеобщим крещением проживающих здесь татар, состоявшемся добровольно. С 1917 года деревня переименовывается в Бахту – по имени речушки, протекающей рядом.
1.2.Названия, данные по именам, фамилиям и прозвищам
В России названия многих сел и деревень произошли от имен, фамилий, прозвищ их владельцев.
Утяково – В 1685 г. служилый татарин Казанской слободы Утячка Мрясов получил земли на реке Бахта. От личного имени Утячки Мрясова названа основанная им деревня Утяково.
Николаевка – трудно установить, что заставило жителей с. Сергеевка бывшей Самарской губернии, поселится в лесу на одной из полян и образовать новый населённый пункт по названию «Николаевка» по имени первых семей, переселившихся сюда.
Старое Ромашкино (на тат. Иске Роман)– большое село, сейчас здесь 215 дворов и 674 жителя. Одна из легенд гласит, что основателем бел некий купец по имени Роман. А по соседству располагалась русская деревня Тукмакла, вот и прозвали ее жители Романа Ромашкой, а село стали именовать Ромашкино. Кстати, в трех километрах от Старого существовала когда–то и деревня Новое Ромашкино, поменьше первой. Но жители разъехались, дома опустели, деревня исчезла.
В конце XVI века жители деревень, расположенных на правом берегу Камы, стали переплывать реку и селится. Хозяева деревень, русские помещики старались закрепить эти земли в своей собственности. Так поступил и хозяин села Урахчи Савва Тимофеевич Аристов, который и стал основателем первого поселения на территории Чистопольского района. Уже к 1646 году, когда эта земля еще не была оформлена в собственности Саввы, здесь стояла деревня. К 1646 году она еще не имела названия и при переписи называлась просто «Вотчина за Камой рекой». Позже земля была справлена за Саввой и первоначально получила название «Савин городок”. Но деревня была основана рядом с древним булгарским городищем Джукитау (Жукотин) и вскоре стало употребляться и другое название деревни – Жукотино. Название села Никольское появилось после строительства в селе церкви в честь Николы Чудотворца. Название Галактионова появилось в 1918 году после гибели летчика красноармейца по фамилии Галактионов вблизи города Чистополя.
На территории Чистопольского района есть село под необычным названием Фиков – Колок (колок – значит роща, лесок в поле). Более полутора столетий деревенские жители из поколения в поколение передают историю о том, что еще до крепостного права деревню основал барин Фиков, именем которого она и названа. Он заселил на своей земле три крестьянских семьи, Одну выкупил из Красного Яра, другую выменял на собаку из хутора Кушниково, а третью выиграл в карты у соседа из Татырчей.(8)
Адельшино (Чистопольского района) – это старинное село названо в честь первопоселенца – Адельши, который поселился здесь со своим семейством с незапамятных времен. В скрытой от чужих глаз низменности между речками Большая Бахта и Шарлавых можно было не бояться быстрого обнаружения. Тем более, что кругом тянулись непроходимой полосой сплошные балки, овраги и более мелкие речушки.Удовлетворенный обнаруженной полянкой Адельша срубил первую избу. А уже через неделю потекли на потайной плацдарм беглые, по разным причинам и разными способами сбежавшие от вотчинников-бояр...
ХРАМ В СЕЛЕ КОНДРАТА
Верхняя Кандрата. Легенда старожила Александра Михайловича Турганова: «Жил в старые времена русский человек по имени Кадрат. И поселился он со своей семьей на берегу речки Уралка, недалеко от леса, на месте нынешнего кладбища. Но это место оказалось неудобным, особенно плохо было зимой, потому что снега много наваливало. И тогда Кадрат перебрался на другой берег Уралки. Новое место он сначала очистил от леса и кустарника, а потом срубил дом и стал там жить. И селение назвали в его честь Верхней Кандратой ».
Есть и другая легенда, которая связана с поселком Урал. Будто жила в ней большая семья Кондрата. Его сыновья подросли и стали осваивать новые земли. Первый поселился там, где сейчас расположено село Нижняя Кондрата. А второй утвердился на опушке леса, где текла маленькая речушка, у берез. Сейчас эту поляну с двумя старыми березами называют «иске авыл». Во время Гражданской войны белогвардейцы расстреляли здесь немало деревенских мужчин.
И ЛЮДИ, ПРОКЛИНАЯ ЭТО МЕСТО, ПЕРЕБРАЛИСЬ ОТ НЕГО ПОДАЛЬШЕ, ГДЕ ТЕПЕРЬ И СТОИТ Верхняя Кондрата.
Исляйкино – это древнейшее селение (700 лет) не только Чистопольского района, но и республики, так ученые установили. С давних пор в деревне было три кладбища. И на одном из них, самом старом, есть надгробный камень, датированный 1300 годам. В народе ходит легенда, что первым в этих местах, со всех сторон, окруженных непроходимыми лесами, поселился человек по имени Ислям. Да не один, а привел с собой кучу родственников. Вместе заложили село. Русские звали мужика на свой лад – Исляй, так и деревню стали величать Исляйкино.
Кубассы – основали в начале XVII века беглые крестьяне с уральских Демидовых заводов, к которым было приписаны немало сел на Каме. К ним прибились беглые и с других мест. Местные жители не стесняясь, и даже с гордостью говорят о том, что их предками были пираты-разбойники, прятавшиеся в здешних лесах. Пират, к которым нередко примыкали всякого рода нищие, смело грабили проходившие по Каме суда, тем и жили. Но люди есть люди, и пиратам, заимевшим жен и детей, захотелось праведного существования. Тогда они расчистили от леса место на живописном берегу Камы и построили поселок. Поначалу селение назвали довольно мирно - Сергиевское. Потому что именно в день св. Сергия Радонежского была построена местная церковь. Но это название почему-то не прижилось, все именовали селение Кубассами - по имени пиратского вожака Кубасова, который одним из первых поселился в этих местах.
Муслюмкино – основал Муслюм мурза. По некоторым причинам, а именно передел земли, этот исторический персонаж во главе многочисленного семейства выехал из «материнской» деревни Каирле и основал отдельную общину в устье речки Малая Бахта.
Михайловка-это небольшая деревушка, входящая в состав Каргалинского совета местного самоуправления, вплотную примыкает к Каргалям. Очевидно, очень скоро оба селения сольются в одно. Сейчас в Михайловке 52 двора и 250 жителей. Когда-то здесь была помещичья усадьба, которой владел помещик Михайлов. Отсюда и название деревни.
История названий других населенных пунктов описана в приложении №2.
Рассмотрев историю названий только нескольких сел, я узнала об исторических событиях Пугачевского восстания, о том, что в наши места по разным причинам приходили переселенцы: казаки, чуваши, русские с Вятки, Волги и других мест. Богатство закамских земель таких как «сенные покосы», «бобровые гоны», «бортные ухожья» и «рыбная ловля» привлекали предприимчивых людей со всей округи. Крестьян привлекали глухие места, в которых можно укрыться от помещиков.
1.3.Названия населённых пунктов, связанные с водными объектами
В названиях населённых пунктов заложены апеллятивы (нарицательные слова) рек, озер, ключей, болот. Например, в Чистопольском районе есть села Татарский Сарсаз, Русский Сарсаз. Здесь встречается апеллятив саз (болото, топь, топкое место, над котором может выступать вода, сар - желтый.) Считается, что Тат. Сарсазам более 350 лет. Когда-то проходила здесь дорога, а вокруг сплошной стеной стояли леса. Проезжающие мимо останавливались, кто по торговой надобности, кто на ночлег, некоторые оставались. Начало селу положили именно торговые люди, всего несколько семей. Все более разрастаясь, стихийно возникшее поселение постепенно превращалось в село. Торговые люди стали разделяться по профессиям, появились ремесленники. Одними из них стали гончары, ведь название «Сарсазы» переводится как «желтая грязь», по сути, глина.
В названиях населённых пунктов, расположенных в верховьях рек, присутствует апеллятив баш (верховье, начало, исток реки). Например, такие населённые пункты, как Ашабаш, Шушмабаш, Мишебаш, Апсабаш и другие.
В названиях многих деревень республики Татарстан имеется компонент су- (вода), например, Карасу, Аксубай , Берсут и другие. Название деревни Суык-Су (Тукаевский район). Происходит от топонима суык-су (в дословном переводе «холодная вода) весьма распространен на территории Татарстана. Что неудивительно: родников, студивших речные струи в далекие времена возле первых жилищ людей, что бросали здесь якорь, было много больше, чем сейчас. А как полагают набережночелнинские краеведы, село Нижний Суык-Су, что находится в 13 километрах от Автограда, было основано в XVI-XVII веке.
С водными объектами связаны названия и таких населенных пунктов, как Ключевка, Карасье озеро, Нарат Елга (Чистопольский район, прил.№2, №3), Большие Ключи (Зеленодольский район). Особенно хорошо о происхождении села, Большие Ключи написано в книге профессора И.Е.Износкова за 1885 год «Списки населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием»: «Ключи, село при безымянных ключах на проселочном тракте…от города 34 версты. Русские жители, основавшие это селение и давшие ему название по ключам, выселились из деревни Белое и других мест около 1680 года. Как в самом селе, так и в окрестностях находится много оврагов с родниками, из которых текут быстрые ключи. До заселения на месте Ключей был дремучий лес».(8)
Некоторые название указывают положение на берегу реки, например Крутая гора - это возвышенное место, крутой склон реки Кама или Красный Яр (гидрографический термин, яр-берег) глубокие крутосклонные балки.
Великий Булгар… Столица земли, которую в русских старинных летописях именовали не иначе, как «подрайской». С незапамятных пор селились здесь люди, потому что «место сие скопостижно, рыбно, пчелисто и зверисто», как писал неизвестный древний автор. Еще до Великого переселения народов здесь жили финно-угорские племена. Пришедшие сюда в VIII- IX вв. из степей, как сказано еще в “Армянской географии” VII века, булгарские племена именуются по названиям рек. При раскрытии булгарских этнонимов М.З.Закиев, применяет водную номенклатуру типа су “вода”, елга “река”: суар “водные люди”, болгар “речные люди”.(2)
Болгар – город на месте бывшей столицы Волжско – Камской Булгарии, которая по арабским, татарским источникам была известна как Булгар, а по русским летописям Болгары Великие. Название Болгары (Булгары) встречается часто на территории Татарстан. Например, в Чистопольском районе и в других районах есть населенные пункты с названием Болгар, которые восходят к этнониму булгар. Названия этих населенных пунктов не древние. В 20-30–х годах нашего столетия многие деревни разукрупнялись и обосновывали новые поселки с упомянутым названием в честь своих славных предков.
История названий других населенных пунктов описана в приложении №2.
Гидронимы показывают, насколько реки и другие водоемы играли и играют большую роль в хозяйственной жизни народа и имеют тесную связь
физико-географическими объектами и природой.
1.4. Облик ландшафта в названиях населенных пунктов
Окружающая человека природа тоже находила отражение в названиях. По всей территории России разбросано множество таких деревень, сел и поселков.
В булгарскую эпоху были распространены топонимы, основанные на названиях реалий растительного и животного мира.
Таковы названия булгарских городов Җүкетау (от татарского юкә - “липа”, тау – “гора”), Табылгытау (от татарского тубылга “таволга” и тау “гора ), а также деревень Чистопольского района Тубулга (таволга), Каргали (от татарского карга “ворона”, то есть место, где много ворон), Нарат Елга (от татарского нарат-“сосна”, елга –“река”)- деревня на берегу реки, заросшей сосновым лесом.
Среди русских названий населенных пунктов Чистопольского района, связанных с растительным миром, выделяются такие как: Подколок, Фиков - колок (колок-роща, лесок в поле), Березовка , Сосновый Ключ, Малая полянка, Карасье Озеро.
Далеко за пределами Чистопольского района известно своей историей и традициями село Зирекле.У него даже название непростое Уже в 1771-1772 годах в документах упоминается казенная деревня Кичу-Адамчи, Ерыкла тож. Расшифровать название несложно: место, основанное на берегу реки Кичуй неким Адамом, которое по-другому называют Ерыклой (овраг, разрыв). И действительно село основано в том месте, где река Кичуй встречается сразу с двумя притоками – Ерыклинкой и Урганчинкой. В русле реки получается своеобразный разрыв. Но коренным жителям роднее другое название—Зирекле-Осиновое. Многие старики помнят, как в голодные годы осиновые рощи в окрестностях села спасали людей от холода, а скотину – от голода.
Татарский Талкиш – название этого села связывают с именем Айдар-бабаем, прибывшего во второй половине семнадцатого века откуда-то с Волги, с многочисленным семейством. Место выбрал он замечательное - две реки образовывали между собой очень широкую излучину, превосходно удобряя обширные прибрежные территории. Тут, в междуречье, старик и распорядился разбить стан, обнеся его по периметру частоколом. Самая красивая из речек была названа в честь основателя села – Айдер. Вторую реку назвали Толкишкой, а само селение – Толкиш. «Толкиш» переводится как «гнездо на ивах». И действительно берега Толкишки до наших дней густо зарастают ивняком.
История названий других населенных пунктов описана в приложении №2.
По данным названиям видно, что территория Чистопольского района расположена в лесостепи, где лесные участки из сосны, березы, осины чередуются со степными участками, на которых всречаются колки - роща, лесок в поле.
1.5 Названия населённых пунктов связанные с историческими событиями
Название населенных пунктов иногда связаны с происходившими недалеко от них событиями. Например, Река Яуширма (Чистопольский район) – дословно «река, на берегу которой был бой, где состоялось побоище». Эту реку упоминает Ибн Фадланд. Слово ширмә является составной частью названий рек, речек и населенных пунктов. Яүширмә (раньше Кәләй-от имени Калимулла). Народ прятался от насильственного крещения; в камышах делали шалаши (ширмә). Яудан качу ширмәсе - место, где прятались от нападения, войны.
По названиям населенных пунктов можно узнать о национальной принадлежности народов проживающих в селах и деревнях. Татарские Сарсазы, Татарская Багана, Татарский Елтан, Татарский Толкиш (татары), Русские Сарсазы (русские), Мордовская Багана (мордва), Чувашский Елтан (чуваши), Крещеный Елтан (Мокряшены или крещеные татары). Татарская Багана (багана - столб). Раньше были здесь непроходимые леса и болота. Самый первый человек из деревни Балтач (за Казанью) находит родник и сказав, что здесь должна быть деревня, поставил столб.
Село Мордовская Багана – образовалась в 1710-1716г. Часть мордовского населения «на речке Утка» переселяют в верховье Б. Бахты и образуется деревня Мордовская Багана - в 5 км от Татарской Баганы.
Заключение
На основе анализа топонимических и гидронимических названий можно прийти к заключению.
Топонимическая система Татарстана и Чистопольского района формировалась в течение длительного периода в сложных исторических и языковых условиях. Топонимика становится важным средством в решении многих вопросов исторической географии, этнографии. Гидронимы и ойконимы содержат ценнейшую лингвистическую, этнографическую, историко-географическую информацию. Данные ойконимы и топонимы как наиболее древние и устойчивые позволяют установить этническую карту прошлого. Топонимические названия давались по природным и хозяйственным признакам объекта, по имени владельца, по происходившим недалеко от них событиям.
Специфической особенностью булгарского, затем и татарского народов является то, что они поселялись обычно у водных источников, следовательно, вода, водный источник играли в их жизни важную, определяющую роль. Поэтому каждый большой и малый водный источник имеет название.
Волжские татары как народность сформировалась не путем численного роста одного племени, а путем консолидации в Среднем Поволжье различных народностей и племен. Ученые доказали, что здесь наряду с финно-угорами обитали различные тюркоязычные племена. Как показывают наши материалы, тюркоязычные в сложении этой этнической общности играли доминирующую роль и поэтому одним из древнейших гидронимических и топонимических образований является тюркский.
Тюркоязычные племена с античных времен проживали в Приволжских степях. Отдельные этнонимы и топонимы булгарских времен, зафиксированные в средневековых исторических источниках, нашли отражение как в официальных названиях населенных пунктов, названиях водных объектов Чистопольского района Татарстана. После проникновения на территорию современного Татарстана русских, на карте Чистопольского района некоторые тюркские топонимы фонетически видоизменяются и появляются новые.
Выводы:
Топонимическая система Татарстана и Чистопольского района формировалась в течение длительного периода в сложных исторических и языковых условиях.
Топонимические названия давались по природным и хозяйственным признакам объекта, по имени владельца, по происходившим недалеко от них событиям.
Названия населенных пунктов рассказали об исторических событиях Булгарского периода, Пугачевского восстания, гражданской войны.
Данные ойконимии как наиболее древние и устойчивые позволяют установить этническую карту прошлого.
Богатство закамских земель таких как «сенные покосы», «бобровые гоны», «бортные ухожья» и «рыбная ловля» привлекали как предприимчивых людей, так и переселенцев: казаков, чувашей, русских с Вятки, Урала, Волги.
По названиям населенных пунктов видно, что территория Чистопольского района расположена в лесостепи, где лесные участки из сосны, березы, осины чередуются со степными участками, на которых всречаются колки - роща, лесок в поле.
Доминирующую роль в топонимических названиях играет тюркские этнонимы.
Перечень названий населенных пунктов
Чистопольского района Республики Татарстан.
1. Адельшино – это старинное село назваео в честь первопоселенца – Адельши, который поселился здесь со своим семейством с незапамятных времен. В скрытой от чужих глаз низменности между речками Большая Бахта и Шарлавых можно было не бояться быстрого обнаружения. Тем более, что кругом тянулись непроходимой полосой сплошные балки, овраги и более мелкие речушки.Удовлетворенный обнаруженной полянкой Адельша срубил первую избу.А уже через неделю потекли на потайной плацдарм беглые, по разным причинам и разными способами сбежавшие от вотчинников-бояр...
2. Акбулатово - Люди носили чалму. Когда умирали, их хоронили там, где умерли, а чалму использовали как кафен. Самый старый-Абдулла. Когда он умер, деревню стали называть его именем. Со временем изменилось на Акбулат.
3. Байтеряково - красивое село с видом на Каму, с прекрасными заливными лугами.
4. Бахта. Первое название Хозыр-ата, а после просто – Вершиной Речки. Перемена названия была связана со всеобщим крещением проживающих здесь татар, состоявшемся добровольно. С 1917 года деревня переименовывается в Бахту – по имени речушки, протекающей рядом.
ХРАМ В СЕЛЕ БАХТА
5. Белая гора
6. Березовка - лесное урочище с преобладание в древостое березы.
7. Болгар ………………..
8. Булдырь
9. Большой Толкиш
10. Бурнашева
11. Верхняя Кондрата .Легенда старожила Александра Михайловича Турганова: «Жил в старые времена русский человек по имени Кондрат. И поселился он со своей семьей на берегу речки Уралка, недалеко от леса, на месте нынешнего кладбища. Но это место оказалось неудобным, особенно плохо было зимой, потому что снега много наваливало. И тогда Кондрат перебрался на другой берег Уралки. Новое место он сначала очистил от леса и кустарника, а потом срубил дом и стал там жить. И селение назвали в его честь Верхней Кондратой ».
Есть и другая легенда, которая связана с поселком Урал. Будто жила в ней большая семья Кондрата. Его сыновья подросли и стали осваивать новые земли. Первый поселился там, где сейчас расположено село Нижняя Кондрата. А второй утвердился на опушке леса, где текла маленькая речушка, у берез. сейчас эту поляну с двумя старыми березами называют «иске авыл».Во время Гражданской войны белогвардейцы расстреляли здесь немало деревенских мужчин. И ЛЮДИ, ПРОКЛИНАЯ ЭТО МЕСТО, ПЕРЕБРАЛИСЬ ОТ НЕГО ПОДАЛЬШЕ, ГДЕ ТЕПЕРЬ И СТОИТ Верхняя Кондрата.
12. Галактионова – В 17 веке село называлось Никольское или Савин городок. В период средневековья здесь располагался западный посад княжества Джукетау( 10-15век). Затем в 17 веке было организовано поселение русских крепостных крестьян богатого землевладельца Саввы Аристова. Название села Никольское появилось после строительства в селе церкви в честь Николы Чудотворца. Название Галактионова появилось в 1918 году после гибели летчика красноармейца вблизи города Чистополя.
13. Донауровка
Ерыклы – ерым, ермак, ерганак (в тюркском ырмак - «родник»; топоним, основанный на орографическом термине)
Елантово –Ялантау(Ялан-поляна)
14. Змеево – преобладают змеи
15. Изгары - Изгар авылы.(люди бежали «из гари», пожара)
16. .Исляйкино – это древнейшее селение(700 лет) не только Чистопольского района, но и республики, так ученые установили. С давних пор в деревне было три кладбища. И на одном из них, самом старом, есть надгробный камень, датированный 1300 годам.
В народе ходит легенда, что первым в этих местах, со всех сторон окруженных непроходимыми лесами, поселился человек по имени Ислям. Да не один, а привел с собой кучу родственников. Вместе заложили село. Русские звали мужика на свой лад – Исляй, так и деревню стали величать Исляйкино.
17. Ишалькино
18. .Карасье озеро………… озеро, в котором водятся караси
19. Красный Яр (гидрографический термин, яр-берег) глубокие крутосклонные балки
20. Каратаевка ……………. (кара - черный, тай- жеребенок)
21. Каргали ( карга- ворона) По поводу происхождения названия села бытует несколько версий. Первая: прошел когда-то в давние времена, а может поселился здесь, человек по имени Кара Гали(Черный Гали). Его имя и получило село. Вторая: эти места облюбовали стаи ворон и грачей.
22. Крещеный Елтан
23. Крутая гора ……………. возвышенное место, крутой склон реки Кама
24. Кубассы – основали в начале XVII века беглые крестьяне с уральских Демидовых заводов, к которым было приписаны немало сел на Каме. К ним прибились беглые и с других мест. Местные жители не стесняясь, и даже с гордостью говорят о том, что их предками были пираты-разбойники, прятавшиеся в здешних лесах. Пират, к которым нередко примыкали всякого рода нищие, смело грабили проходившие по Каме суда, тем и жили
Но люди есть люди, и пиратам, заимевшим жен и детей, захотелось праведного существования. Тогда они расчистили от леса место на живописном берегу Камы и построили поселок. Поначалу селение назвали довольно мирно-Сергиевское. Потому что именно в день св. Сергия Радонежского была построена местная церковь. Но это название почему-то не прижилось, все именовали селение Кубассами - по имени пиратского вожака Кубасова, который одним из первых поселился в этих местах.
ХРАМ В СЕЛЕ КУБАССЫ
25. Кутлушкино – Яүширмә (раньше Кәләй-от имени Калимулла). Народ прятался от насильственного крещения; в камышах делали шалаши (ширмә).Яудан качу ширмәсе - место, где прятались от нападения, войны.
26. Кызыл маяк …………. (кызыл – красный)
27. Малая полянка
28. Малый Толкиш
29. Михайловка-это небольшая деревушка, входящая в состав Каргалинского совета местного самоуправления, вплотную примыкает к Каргалям. Очевидно, очень скоро оба селения сольются в одно. Сейчас в Михайловке 52 двора и 250 жителей. Когда-то здесь была помещичья усадьба, которой владел помещик Михайлов. Отсюда и название деревни.
30. Мордовская Багана - в 5км от Татарстой Багана (чтобы 2 деревни отличить, так назвали)
31. Муслюмкино – основал Муслим. По некоторым причинам, связанным, скорее всего, с нежеланием менять вероисповедание, этот исторический персонаж во главе многочисленного семейства выехал из «материнской» деревни и основал отдельную общину в устье речки Малая Бахта.
32.br / Нарат Елга – возле реки росли много сосен (нарат – сосна, елга – река)
33. Нижняя Кондрата – имя Кондрат.
34. Николаевка
35. Подколок ……………… колок- роща, лесок в поле
36. Служилая Шентала - (Чирүле Шанталасы)
37. Сосновый ключ…………. родник и лесное урочище с преобладанием в древостое сосны
38. Средний Толкиш
39. Старое Ромашкино (на тат. Иске Роман)– большое село, сейчас здесь 215 дворов и 674 жителя. Одна из легенд гласит, что основателем бел некий купец по имени Роман. А по соседству располагалась русская деревня Тукмакла, вот и прозвали ее жители Романа Ромашкой, а село стали именовать Ромашкино. Кстати, в трех километрах от Старого существовала когда–то и деревня Новое Ромашкино, поменьше первой. Но жители разъехались, дома опустели, деревня исчезла.
40. Старое Иванаево
41. Суворовка
42. Татарская Багана (багана - столб). Раньше были здесь непроходимые леса и болота. Самый первый человек из деревни Балтач(за Казанью) находит родник и сказав, что здесь должна быть деревня, поставил столб.
43. Татарский Сарсаз – Считается, чтоТат. Сарсазам более 350лет. Когда-то проходила здесь дорога, а вокруг сплошной стеной стояли леса. Проезжающие мимо останавливались, кто по торговой надобности, кто на ночлег, некоторые оставались. Начало селу положили именно торговые люди, всего несколько семей. Все более разрасаясь, стихийно возникшее поселение постепенно превращалось в село. Торговые люди стали разделяться по профессиям, появились ремесленники. Одними из них стали гончары, ведь название «Сарсазы» переводится как «желтая грязь», по сути, глина. Соединение двух слов: Сар - говорили булгары
Саз - говорили казанские татары
Два раза повторяется слово болото- «сар» и «саз»
44. Татарский Талкиш – название этого села связывают с именем Айдар-бабаем, прибывшего во второй половине семнадцатого века откуда-то с Волги, с многочисленным семейством. Место выбрал он замечательное - две реки образовывали между собой очень широкую излучину, превосходно удобряя обширные прибрежные территории. Тут, в междуречье, старик и распорядился разбить стан, обнеся его по периметру частоколом. Самая красивая из речек была названа в честь основателя села – Айдер. Вторую реку назвали Толкишкой, а само селение – Толкиш. «Толкиш» переводится как «гнездо на ивах».И действительно берега Толкишки до наших дней густо зарастают ивняком.
45. Татарский Елтан
46. Тубулга…………………….(тубулга – таволга)
47. Урал
48. Уракчы (урак-серп)
49. Утяково – Үтәк (тюркское слово) Отыг-Өтәг-Үтәк. Үтәк-левый приток реки Идель
50. Фиков Колок – это небольшая деревенька(153 жителя).До революции здесь находилась барская вотчина. Барин носил фамилию Фиков. Что касается второго слова – Колок, то так в древности у русских называли небольшой лесок. Как раз возле леска и приютилось селеньице барина Фикова, когда он, отъявленный кутила и картежник(так рассказывают старожилы) выиграл как-то семью крепостных ипоселил их на своих землях.
51. Четыре двора …….. ( Дүрт өйле) В 1640г. на место нынешней деревни Четыре Двора пришел человек по имени Кадыйр. В честь него деревню называли Кадерляево. В то время река Бахта, которая протекает возле деревни, была многоводной, а на другой стороне деревни был очень красивый березовый лес. Красивая природа привлекла и других. Ещё 3 семьи обосновались здесь. Таким образом, появилась деревня, состоящая из четырех домов - Дүрт өйле. В настоящее время здесь 90 домов. В них проживают 300 человек.
52. Четырчи
53. Чулпан (чулпан- утренняя звезда)
54. Чистопольские Выселки – это село, куда выселились крестьяне Чистополя в 1863 году из-за большого желания работать на земле.
55. Чувашский Елтан
56. Юлдуз . В1950году поселок назывался Стахановским, азатем, ввиду того, что среди населения увеличилось количество татар, совхоз переименовали в Юлдуз (в переводе с тат. йолдыз – звезда)
1.Багана - прав.приток – Зирекле йылга (породы деревьев)
лев.приток- Сарсаз Суог (болото, заросшее желтым
камышом, или желтое болото)
2.Бахта - лев.приток- Яуширма
а). р.Большая Бахта
б). р.Малая Бахта
3. Ерыклы (породы деревьев, произрастающих на берегу водоемов)
5. Килевка
6. Малый Черемшан – правый приток речка Бай елгасы
Ранняя русская форма «Черемисан» объяснялась как «река черемисов (марийцев)». Позже — «Черемшан», для которой предложен ряд татарской этимологии: «река масляного (смолистого) леса», «место сбора войск», от имени героя древнего эпоса богатыря Чиру Мемшен («предводитель войска»), «сарматская река». Более правдоподобна этимология, основанная на наиболее ранней известной форме гидронима, записанной арабским путешественником А. Ибн-Фадланом, 992 г.,- Джарамсан, которую объясняют из иран. джарм «течь;
7. р.Каенлык ( каен- береза)
8. Большой Черемшан
9. Шешма…………… «гашме» - ключ, источник, ручей. текущий,
а) Каргалка – правый приток р. Арт-Елга
левый приток р.Толкишка – приток р.Куперле
р.Елтанка
Исследовательская работа
Давлетшина Гульнур, школа №16, г.
Научный руководитель:
учитель географии высшей категории
Соловьёва Галина Павловна
МБОУ «СОШ №16»
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
1. Агеева Р.М. Происхождение имен рек и озер. М: Наука, 1985.
2. Гарипова Ф.Г. Исследования по гидронимики Татарстана.
К: Наука, 1991.
3. Гарипова Ф.Г. Авылларны сөям җаным-тәнем белән: Фәнни-популяр очерклар.-Казан: Татар. кит. нәшр., 1994.
4. Дубровский А.Г. Нижнее Прикамье – примечательный
регион Татарстана. Набережные Челны, 1993.
5. Закиев М.З. Проблемы языка и происхождение волжских татар.
К: татиздат,1986.
6. Мурзаев Э.В. Топонимика – популярная. М: Знание, 1973.
7. Насыров Р.Г. Сельское расселение в Западном Закамье (вторая
половина XVI _ начало XVIII вв)- Казань: Институт истории АН РТ, 2007
8. Саттаров Г.Ф. Атамалар дөньясына сәяхәт. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1992.
9. Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999.
10. Энциклопедия для детей. География, том 3. М: Аванта, 2003.
11.// Республика Татарстан. №201-211, 2006, №4 – 10, 2007.
12.Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. Казань: издательство «По городам и весям», 2004.
Вложение | Размер |
---|---|
chistopol1.jpg | 108.29 КБ |
chistopol1 (1).jpg | 60.47 КБ |
chistopol1 (2).jpg | 64.89 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 16559 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий