Памятники археологии Рыбно-Слободского района
В Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Сорочьи Горы, Большой Ошняк, Салтань Большая, Старый Арыш, Троицкий Урай, Урахча, Кугарчино, Чалны-Баш, Биек-Тау, Тябердино-Челны, Мамли-Козяково-Челны, Черепашье, Тарасова пристань.
СТАТЬЯ ПРО РЫБНУЮ СЛОБОДУ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО РЫБНО-СЛОБОДСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
В глубокую древность, около миллиона лет тому назад, в начале так называемого четвертичного периода, задолго до появления человека на территории нашей республики были другие природные условия. Самой большой рекой тогдашней Восточной Европы была Кама - первоначальная Кама или пра-Кама. Одним из ее притоков являлась река, протекавшая в долине современной Волги и впадавшая в эту пра-Каму там, где теперь Кама впадает в Волгу. Нынешней Волги тогда еще не было. Мы не поверили бы своим глазам, увидев на берегу современной Волги и Камы типично южных животных, как слоны и носороги. Но в те дале-кие времена они обитали. Тогда климат был теплым.
Но картина изменилась, наступил период сильного похолодания, Великое оледенение. Началось оно около 800 тысяч лет тому назад. Ледник достиг общей площади 5 млн.кв.км, толщины до 2 км. Граница его не доходила до Татарстана на 100-120 км. Ледник продвигался на юг, оттуда дули холодные ветры. В наших краях установился холодный арктический климат. Местность напоминала современную тундру. Теплолюбивые растения и животные вымерли и вместо них в предледниковой зоне появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, песцы.
Прошли тысячелетия. Климат менялся, ледник таял. Это внесло большие изменения в речную сеть. Вытекавшие из-под ледника обильные воды переливались в Каму и 'перепилили' ее. Начался процесс образования современной Волги. Ледник таял, отступая на север, уступил место теплу. Установился климат, почти соответствующий современному.
У нас на Каме каждый год добывают гравий. Черпалки-машины стоят на воде и из глубины своим ковшом достают этот стройматериал. Гравий поставляют на завод ЖБИ и в места прокладывания дорог. Рабочие, когда разравнивали дорогу, увидели громадные кости, доставленные вместе с гравием. Это были останки мамонта. Зубы, бивни, бедренная кость животного были найдены около лагеря 'Березка', на грузовом причале, где склад гравия, на реке Бетьке около Анатышской пасеки и реке Ошнячке около деревни Большой Ошняк. Когда-то в тех местах был лес, и в нем водились такие диковинные животные.
Кости отдельных частей мамонта хранятся в районном и школьных краеведческих музеях сел Масловка и Урахча. Зубы и челюсть мамонта имеются в школьном музее гимназии Рыбной Слободы.
Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита - древнего каменного века около 100 - 40 тыс. лет тому назад. Тогда в этих краях господствовал холодный, сухой климат, присущий приледниковым тундровым зонам. Стоянка людей того времени обнаружена в Тетюшском районе Республики, недалеко от с. Бессоново. Обитатели этой стоянки относились к неандертальцам (по названию останков древнего человека, найденного в долине р. Неандерталь в Германии). Эти племена занимались охотой и собирательством, жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни.
40-12 тыс. лет тому назад наступило на Земле потепление. Ледник отступил к северу. Теплолюбивые животные и люди мигрировали на территорию Среднего Поволжья. Тогда сложился почти современный тип людей, зародилась религия. По берегам рек Волги и Камы учеными-археологами были обследованы места обитания людей этого периода.
В эпоху мезолита - среднего каменного века (VIII-V тыс. лет до н.э.) заметно изменился образ жизни человека. Коллективная охота на крупных животных, которая была почти единственным способом добывания пищи, ушла в прошлое. Люди изобрели лук со стрелами, гарпун, рыболовные сети и крючки, лодки-долбленки с веслами. Резко возросла роль рыболовства. На мелкого зверя (лося, кабана, медведя и пр., птицу, которые появились после потепления), человек мог охотиться небольшими группами или поодиночке. Изменилась технология обработки камня, изобретались новые виды орудий труда: скребок, проколка, наконечники стрел. Кабы-Копрынская, Усть-Камская, Сюкеевская, Тат. Азибейская стоянки дают интересный, богатый материал для изучения жизни людей в средне-каменный век.
В IV - первой половине III тысячелетия до н.э. был поздний каменный век - неолит. Тогда люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Жили они в больших укрепленных поселках. Территория Татарстана стала более многолюдной. Много поселений охотников, рыболовов располагались по берегам рек и озер. Они состояли из домов-полуземлянок. Стоянки позднего каменного века найдены у поселков Обсерватория, Займище, Боровое Матюшино на Волге, сел Лебедино, Дубовая Грива, Игим на Каме. У этих племен было много различных орудий труда: топоров, дротиков, рыболовных крючков, тесел и т.д.
Изделия этого периода хорошо отшлифовывались, при их изготовлении применяли сверло. Человек научился лепить глиняную посуду. В ней на огне готовили пищу. Такую посуду применяли и для хранения зерна и продуктов.
Во второй половине III - начале II тысячелетия до н.э. человек узнал о полезных свойствах меди. На территории Татарстана обнаружены предметы волосовской археологической культуры (от названия с. Волосово, расположенного недалеко от г. Мурома на р. Оке). Волосовцы занимались по-прежнему охотой, рыболовством, собирательством, начали переходить к земледелию и скотоводству. В местах обитания волосовских племен археологи нашли мотыги, ступки для растирания зерна, остатки самих зерен, кости домашних животных. Волосовцы начали осваивать металл. Из меди изготовляли женские украшения, ножи, шилья, наконечники стрел и т.д.
Наступила эпоха бронзового века, эпоха господства производящего хозяйства (начало II - I тысячелетия до н.э.). К нему первыми перешли потомки волосовских племен. Эти племена отличались совершенствованием технических навыков и умений.
Центрами производства бронзы в крае были юго-восточные районы Татарстана, по побережью рек Мензели, Ика, Зая. Потомки волосовских племен жили в окрестностях Казани (у поселков Займище, Балым, Карташиха, Атабаево). Ученые их назвают условно приказанскими племенами. Приказанцы знали строительное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сеяли просо, пшеницу, ячмень. Зерно хранили в хозяйственных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней. Приказанские племена верили в существование души и ее переселение.
Закамская территория Татарстана населялась племенами срубной культуры (их название связано с тем, что умерших хоронили в деревянных срубах). Они были пришлыми племенами, переселились в эти края из южных областей.
Памятники приказанской и срубной культур показали серьезные изменения в жизни людей, улучшении условий жизни, появлении возможности иметь запасы зерна и продуктов. В данную эпоху стал развиваться обмен продуктами и изделиями с племенами, жившими на Урале, в Западной Сибири, южных степях Восточной Европы, на Кавказе. Из этих мест привозили металл и металлические изделия.
Недалеко от с. Троицкий Урай, в 5 км от с. Рыбная Слобода учеными-археологами обнаружена стоянка первобытных людей на Широкой Горе. Древнее поселение - городище было обследовано казанским археологом XIX века П.А.Пономаревым. Пономарев Петр Алексеевич (1847-1919) - историк, археолог, один из Учредителей и почетный член Общества археологии, этнографии и истории при Казанском государственном университете, преподаватель Родионовского института благородных девиц, частной женской школы в Казани. Он проводил археологические раскопки древних и средневековых памятников Поволжья. Написал много трудов по археологии бронзового и раннего железного веков, истории Волжской Булгарии
П.А.Пономарев установил наличие на Широкой Горе, на правом берегу Камы городища - древнего, укрепленного поселения. Место это изрезано многочисленными оврагами, образовавшими целую систему мысов. Один из них издавна привлекал внимание древних людей. Площадка мыса довольно ровная, с напольной стороны ограждена мощным валом и глубоким рвом. Высота вала около 5 м, ширина его в основании 30 м, длина почти 100 м. Существует много преданий, связанных с этим местом. Одни говорят, что вал насыпан древними воинами, возвращавшимися из дальних походов за р. Каму, другие уверяют, что под валом в древние времена разбойники прятали награбленные сокровища.
В 1940 году городище на Широкой Горе обследовала известный советский археолог А.В.Збруева. В 1954 году была проведена разведка археологами Казанского филиала Академии наук СССР. В 1973 году были проведены новые раскопки.
Срезая слой за слоем, археологи установили, что возникновение древнего поселения на Широкой Горе относится к VI-V векам до н.э. Оно в раннее время принадлежало угро-финнам, далеким предкам марийцев и удмуртов. Не сохранилось имя этих племен, поэтому археологи выделили их памятники в ананьинскую культуру.
Две с половиной тысячи лет назад кто-то из угро-финнов, облюбовав Широкую Гору, предложил устроить здесь поселок. Мы не знаем, кто это был: возможно, это вождь рода или зашедший, преследуя дичь, охотник; может рыбак, спустившийся по р. Каме. Но он не ошибся: место для устройства укрепленного поселка было весьма удобным. Широкая и сравнительно ровная площадка городища удобна для расположения жилищ; достаточно было с северной стороны возвести вал и выкопать ров, как местность становилась неприступной. Возведения укрепленных поселений требовала неспокойная обстановка, вражда между родами и племенами.
При раскопках удалось обнаружить ряд очагов, относящихся к VI - V вв. до н.э. Найдено много обломков круглодонной глиняной посуды, украшенной узором из оттисков шнура, гребенчатых отпечатков и ямочных вдавлений. В раскопе встречена привеска из фаланги кабана, украшенная заштрихованными треугольниками. Она привлекала внимание своей формой и орнаментацией. Особенно много предметов было обнаружено в яме ?8. Археологи осторожно вынимали глиняные пряслица-маховички, которыми пользовались древние прядильщицы, костяные наконечники стрел.
В трудах Альфреда Хасановича Халикова (1929-1994), доктора исторических наук, археолога Института языка, литературы и истории лауреата Государственной премии РТ раскрыты вопросы развития человеческого общества на территории Среднего Поволжья. Ученый сделал описание волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской, пьяноборской культур. Он раскрыл историю каменного, медно-каменного веков, эпохи бронзы и железа.
Развитие орудий труда, производительных сил, самого производства приводило к качественным изменениям и в области общественных отношений. А.Х.Халиков определил, что в VIII-III вв. до н.э. первыми в нашем крае в железный век вступили ананьинские племена, те самые, которые жили недалеко от Елабуги. Обитатели Широкой Горы, их цивилизация также входит в ананьинскую культуру.
Ананьинцы занимались скотоводством и земледелием, было развито ремесло. Они поддерживали широкие торговые связи с отдаленными племенами и народами. К ним проникали отдельные предметы греческого и египетского производств. На Широкой Горе были найдены серебряные монеты, чеканенные в далеком Сасанидском Иране. Археологи нашли много древних вещей того периода: орудия труда, оружие, украшения и принадлежности костюма. Обнаружили большое количество земляных ям-кладовок, служивших в древности для хранения зерна. На стенках некоторых ям сохранились следы обмазки и обжига. Было найдено много обломков костей животных и рыб. Одним из предков ананьинцев были приказанские племена. Ананьинцы возводили первые военные укрепления и настоящие крепости. Возможно, Широкая Гора была военным укреплением. Частые военные столкновения могли происходить с соседними племенами. У ананьинцев в обществе была прослойка ремесленников, особенно оружейников.
Спустя тысячу лет Широкая Гора вновь была заселена. Очевидно, в этот период был подсыпан вал и углублен ров. Основная жизнь обитателей того периода протекала на открытых поселениях, расположенных рядом с городищем. Но во время опасности они уходили за стены городища. Кроме того, в середине I тысячелетия н.э. было построено небольшое дополнительное городище на соседнем мысу.
Все раскопки, проведенные на этом памятнике, подтвердили наблюдения предшествующих лет о хозяйстве и общественном устройстве племен ананьинской культуры.
Переход к железным орудиям труда содействовал дальнейшему развитию хозяйства. У отдельных людей стали накапливаться запасы продовольствия, ценностей. Их можно было продать или обменять, накапливая новые богатства. Вот почему у этих племен были обширные торговые связи. Греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.
Новая эпоха в истории народов была связана с Великим переселением народов. В 375 году началось передвижение гуннов с восточных степей на Европу. Хунны-гунны в Европе были новым племенем. О них писал историк того времени Аммиан Марцеллин. 'У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь, гоня перед собой упряжных животных и стада; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми: Гунны - прирожденные всадники, 'они приросли к коням'. Даже спят пригнувшись к узкой шее своей скотины'.
Рыбно-Слободский краеведческий музей
Гунны были очень сильным и многочисленным народом, они не хотели никому подчиняться. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Основным их богатством были лошади и овцы.
По словам китайского историка Сыма Цяна хунны усилились, покорили все северные племена и образовали свое сильное государство. Основной повинностью мужского населения была военная служба. Государство хуннов проводило завоевательные походы. Оно захватило все северные территории - предгорья Алтая и Прибайкалья, богатые разнообразными полезными ископаемыми. Сразу же после захвата новых земель хунские мастера приступали к разработке месторождений железа. Появлялись поселения металлургов, литейщиков, кузнецов, которые снабжали армию оружием и походным снаряжением. Строили города, крепости, поселения ремесленников.
Хунны соперничали с Китаем. Они захватили территорию, по которой пролегал Великий Шелковый путь, тем самым препятствовали торговле Китая с Западом. Хунны стали вести постоянные войны с Китаем. Часть хуннов пошла на Запад. Они появились по берегам Аральского и Каспийского морей. Далее переправились через Волгу. Стали двигаться на территорию Восточной Европы. В объединении хуннов были племена, говорившие в основном на тюркском языке. При переселении с Востока на Запад они согнали с обжитых мест многие народы, среди которых, очевидно, были болгары и сувары - далекие предки татарского народа.
В VI веке тюрки создали государство - Тюркский каганат. Тюрки двигались по пути, проложенному хуннами. Завоевали много земель от Желтого моря на востоке до причерноморских степей на западе. Огромное государство, которое держалось силой оружия, не могло долго существовать. Тюркский каганат распался на две части: Западный (от Алтая до Черного моря) и Восточный (от Алтая до Великой китайской стены).
Тюркский каганат сыграл важную роль в истории народов Средней Азии и Восточной Европы. Тюрки не разрушали оседло-земледельческие области. Они просто собирали дань с местного населения и развивали торговлю. Тюрки создали культуру, основанную на письменности. Вместе с этим зародился общетюркский литературный язык. В тюркское время получили свое дальнейшее развитие градостроительство, архитектура, искусство.
В районе слияния рек Волги и Камы во времена Тюркского каганата образуются новые племена. В науке их называют именьковскими (от названия с. Именьково Лаишевского района) племенами. Это в 30-35 км от Рыбной Слободы. Традиции и культура именьковцев резко отличается от местных племен. У них было развито земледелие, они первыми среди местных племен начали обрабатывать землю плугом. Было у них развито и скотоводство. Одним из первых эти племена начали пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму.
Этническая принадлежность именьковцев до сих пор является предметом споров. Одни ученые считают их тюрками, другие - славянами.
В результате распада Тюркского каганата в VII веке возникли новые государственные объединения. Одним из них была Великая Болгария в Приазовье. Но и она распалась на более мелкие государственные образования. На рубеже IX-X веков в Поволжье и Прикамье возникло крупнейшее государство Восточной Европы - Волжская Булгария. В ее истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья.
Волжская Булгария - первое государство в крае. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала Киевской Руси, западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из цивилизаций Европы.
Начиная с VIII-X веков близкое соседство, тесные торговые отношения, хозяйственные и культурные связи содействовали продвижению славян в эти края.
Славяне в Поволжье появились очень давно. Арабский географ Ибн-Хордадбех сообщал, что купцы из славян спускались до р. Итиля (устье Волги). Заплатив десятую часть товара Хазарскому каганату, получали право торговать по всему побережью Каспийского моря.
Волжская Булгария также торговала с Русью. Даже создавались русские поселения. Они были во многих местах Булгарского государства - Булгаре, Биляре. В Казани также постоянно жили русские купцы. У них было свое отдельное поселение. Одно из таких поселений существовало на месте Богородицкого Монастыря (ул. Б.Красная). Там у русских была своя церковь и кладбище. Влияние русских в Поволжье усиливалось в результате установления дипломатических отношений и заключения браков.
Были и военные походы, особенно по мере укрепления Владимиро-Суздальского княжества. Русские служилые, посадские люди, крестьяне, привлекаемые некоторыми льготами, природными богатствами края, собирались с разных сторон земли русской и заселяли окраинные земли.
Новгородские ушкуйники в XII веке доходили до Камы. На Вятке основали г. Хлынов. Появились и другие населенные пункты.
Приток русских людей в наши края особенно активизировался в эпоху Золотой Орды (вторая половина XIII - начало XV вв.) и Казанского ханства (1445-1557 гг.). Этому способствовала, в первую очередь, торговля. Происходили, конечно, и военные столкновения за расширение сферы влияния на Волжском торговом пути. Часть русских племен оставалась жить в наших краях, татарские племена - в русских городах.
В 1552 году под ударами русских войск Казань пала. Территория Казанского ханства была присоединена к Русскому государству. Началось мирное переселение русских людей на Среднюю Волгу.
Старожилы нашего села: Субботин Степан Петрович (1891-1984), Чернова Антонина Васильевна (1913-1985), Челякова Зоя Семеновна (1910-1994), Караганов Сергей Васильевич (1911 г.р.), Пузырьков Василий Александрович (1920 г.р.), Покатаева Антонина Петровна (1919-2004), Куклев Иван Семенович (1931 г.р.) и многие другие по воспоминаниям своих предков утверждают, что в наше село переселились крестьяне Рязанских, Новгородских, Псковских земель.
С.П.Субботин хорошо знал свою родословную. Им было составлено древо жизни семи колен. По его словам, поселенцами наших земель являлись выходцы Рязанской и Новгородской губерний. Еще во времена монгольского нашествия князь Мещерский переселил своих рыбаков из Рязани на Каму, на место нашего села. Это подтверждается данными археологических раскопок. Были найдены рыболовные крючки, идентичные с крючками рязанских рыбаков, и технология отлова рыбы была также одинаковой.
В дозорной книге с. Трехсвятское, которое расположено недалеко от Елабуги, указано, что Рыбная Слобода является дворцовым селом. Почти все женщины с раннего возраста до старости занимались кружевоплетением. Это занятие было основано теми людьми, которые были переселенцами. Стиль кружевоплетения слободчан был такой же, что и у кружевниц Новгородской губернии.
По словам старожила с. Сорочьи Горы Карповой Зои Федоровны (1912 г.р.), в наше село первыми переехали 4 семьи из д. Шуран, они с собой привезли навыки рыболовства.
Раньше поселение находилось с восточной стороны (в районе ХПП - хлебоприемного пункта). Поселился там странник Киселев, гору называем Киселевой, поселение - Горицей. Там была построена первая деревянная часовня во имя Святого Николая, было кладбище, хоронили пришлых людей. В настоящее время там много надгробных плит-памятников. Некоторые плиты заложены в стены складов для хранения зерна, многие валяются в оврагах и на берегу Камы. Надписи на плитах сделаны старославянским шрифтом.
После присоединения Казанского ханства к России началось освоение новых земель. Сначала были описаны все обработанные заселенные земли слободы, села, деревни. Население края было обложено податями, увеличились доходы казны. С целью получения больших доходов многие русские дворяне получали здешние земли в свою собственность. Большие земельные владения имел сенатор Донауров. О.А.Донаурова владела землями, где находилось с. Бетьки (там тоже был построен острог). Там же помещицей была Жадовская. Маслова и Родионов владели с. Масловкой, Воронцов был в с. Шумбуте, Раевские - в Троицком Урае, Зюзины - землями около с. Корноухово и т.д. В селе было много фамилий дворян России. Они не однофамильцы, а выходцы тех дворянских семей: Это Голицыны, Шереметьевы, Воронцовы, Орловы и др. Помещики переводили в край из центральных районов Русского государства крестьян для работы в своих новых поместьях. Их называли 'переведенцами'.
В крае стало больше появляться русских поселений. Казанские воеводы из предводителей превратились в правителей края.
Широкую раздачу земель стал проводить первый воевода Казани князь Петр Иванович Шуйский. Землю получали монастыри и дворяне, переведенные на службу в Казань. Значительная часть земель оставалась в собственности государства.
Никакой компании по выселению татарского населения, по утверждению Е.В.Липакова[1], не было. Розданы были только пустые земли. Общины татарских крестьян сохранили свой статус держателей-владельцев государственной земли, которой они имели в Казанском ханстве, лояльные к русским властям татарские феодалы и мелкие служивые люди остались собственниками своих владений и получили на них владенные грамоты от имени русского царя. Такие же владенные грамоты получали и русские дворяне. В фонде Поместного приказа (ф. 1209) Центрального государственного архива древних актов (г. Москва) в первом из четырех томов документов, составляющих единицу хранения под ? 1128 содержится писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Она сшита из 52 тетрадей и пяти листов, занимает 505 листов, является подлинным источником первой половины XVII века для изучения хозяйственно-экономической структуры землепользования Среднего Поволжья. Текст источника опубликован под названием 'Полевые книги'.
Земельный фонд Казанского уезда делился на следующие категории: частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые, ясачные, посадские земли и владения служилых казаков и пашенных стрельцов[2]. В XVII веке происходило развитие частновладельческого землевладения вширь и вглубь. Более трети угодий находилось в руках частных лиц. Среди частновладельческого землевладения основной являлась поместная форма собственности. Подавляющее число вотчинников было служилыми людьми, получившими свои поместные земли в вотчину в виде пожалования или приобретшими их в виде покупки. В Казанском крае было 589 поместных владений, из них 44 % принадлежало русским помещикам и 56 % нерусским служилым людям[3]. Получила распространение феодальная земельная собственность русских помещиков[4].
Перепись населения была проведена в 1647-1656 годах. Описание земель длилось почти 10 лет, проводилось оно комплексно. Им была охвачена вся территория громадного Казанского уезда, в котором располагались не только дворцовые, поместно-вотчинные и церковно-монастырские владения, сохранялись и ясачные угодья.
Описанием угодий руководили писцы Семен Васильевич Волынский и Петр Матвеевич Коротнев, а также дьяк Михаил Патрекеев. Все они были крупными специалистами своего дела, тесно связаны с краем, хорошо знали его особенности. Семен Васильевич Волынский участвовал в переписи монастырских и митрополичных вотчин в Казанском уезде еще в 1646 году. Он принадлежал к известному роду князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка, выехавшего из Волыни в Россию во второй половине XIV века. В лице Волынских московские великие князья нашли преданных слуг как в военной так и в административно-политической сферах. У истоков организации управления средневолжским краем после его завоевания стоял нижегородский дворецкий боярин Михаил Иванович Волынский, который в 60-х годах XVI века возглавил Приказ Казанского дворца[5]. Многие Волынские принимали деятельное участие в качестве воевод. В конце 20-х начале 30-х гг. XVII века Федор Васильевич Волынский являлся судьей Поместного приказа. Это известная дворянская фамилия в социально-политической жизни Казанского края играла далеко не последнюю роль.
1 Характеристика района
2 Кашанское городище II, ХII – ХIV веков
3 Сорочьегорское городище
4 «Ежевичная стрелка», городище, ХII – ХIV века
5 Большеошнякский надгробный камень ХIV века.
6 Салтаньское надгробие, ХVI век
7 Староарышское кладбище
8 Троицко-Урайское городище I
9 Троицко-Урайское городище II
10 Урахчинский могильник
11 Кугарчинское кладбище
12 Чалныбашский курган
13 Биектауский курган
14 Чаллынское (Тябердинское) городище, ХIV – ХVI века
15 Казакларское кладбище, ХVI век
16 Черепашье городище
17 «Тарасова Пристань», городище
Кашанское городище II, ХII – ХIV веков
Сорочьи Горы, деревня Больше-Елгинского сельского совета, правый берег Камы. Расположено к западу в 1,5 километрах от деревни на высоком берегу реки. Ограничено обрывом к реке высотой около 25 метров и оврагами «Долгим» с востока и «Кашанским ущельем» с запада. Распахивается. Форма площадки – неправильный овал. Размеры 480 на 650 метров. Укреплено валами и рвами с двух сторон, причем на западе и северо-западе двойная система валов и рвов, на северной стороне – одинарная. В укреплениях имеется три проезда. Шурфовка городища экспедицией 1948 и 1982 годов показала, что культурный слой городища очень незначительный.
Находок из него не получено. Из числа случайных находок известны: железный меч с золотой насечкой, выпаханный на городище в 1878 году и приобретенный П.А.Пономаревым, сабля, топоры, втульчатый наконечник копья с листовидным пером, обнаруженные П.А.Пономревым в 1879 году. Местные жители рассказывают о неоднократных находках предметов вооружения на городище. С городища известны также украшения. Городище представляется укрепленным пунктом булгар, возникшим еше в ХII – ХIII веках и существовавшим, вероятно, в начале золотоордынского периода.
Сорочьегорское городище
Сорочьи Горы, деревня. Городище находится на восточной окраине деревни на мысу между берегом реки и оврагом, называемым «Мошков овраг». Площадка городища почти треугольной формы размером 4400 квадратных метров, возвышается на 25 – 30 метров над уровнем воды реки. С напольной стороны площадка защищена валом и рвом. Ширина вала 11 метров, высота с внутренней стороны 1,3 метра, а со дна рва – три метра. Культурный слой имеет наибольшую мощность в северной стороне, достигая толщина двух метров.
На площадке он меньше, а у конца стрелки обнажается материк. Городище открыто П.А.Пономаревым в 1979 году и исследовалось в 1880 – 1882 и 1955 годах. Раскопки производились на склоне и на площадке и дали хорошую коллекцию вещей, среди которых многочисленные костяные изделия (наконечники стрел, копий, шилья, кочедык, гарпунообразные наконечники, рыболовные крючки), каменные орудия (клин, наконечник стрелы, обломки молота, точильных брусков). Из металлических вещей найдены медный наконечник стрелы и железный нож. В 1909 году на городище производил раскопки А.М.Тальгрен, в настоящее время исследования проводились В.Н.Марковым.
«Ежевичная стрелка», городище, ХII – ХIV века
Сорочьи Горы, деревня. К северу от деревни на вершине Машкова оврага на стрелке между двумя его глубокими отрогами (Ежевичным и Ждановым) П.А.Пономарев указывает городище. Поверхность его издавна распахивается. Стрелка имеет форму вытянутого треугольника, когда-то огражденного с напольной стороны валом и рвом, которые уже к концу ХIХ столетия были распаханы. П.А.Пономаревым в 1879 году были заложены траншеи и обнаружен культурный слой до 30 – 40 сантиметров мощности, содержавший значительное количество болгарской гончарной посуды. По рассказам местных жителей, на месте городища были частыми находки различных вещей: серебряных колец, браслетов, железных ножей, серпов и кос.
По каталогу музея ОАИЭ с городища происходят железный кинжал с восточной надписью, половина металлического восточного зеркала и другие вещи. Городище возникло, по-видимому, в домонгольское время, во второй его половине.
Большеошнякский надгробный камень ХIV века.
Большой Ошняк, село, левый берег реки Ошняк, правого притока Камы. В южном конце села на кладбище находятся два надгробных камня (80 на 50 на 20 и 80 на 45 на 25 сантиметров). Один без надписи и неотесанный. Другой прямоугольной формы с вырезанной наверху стрельчатой аркой, под которой шестилепестковая врезанная розетка. На лицевой стороне врезанная куфическая надпись. Дата – первая половина ХIV века.
Салтаньское надгробие, ХVI век
Салтань Большая, село, речка Ошняк. У села находится каменный надгробный памятник, датированный 1540 годом.
Староарышское кладбище
Старый Арыш, деревня Балыклы-Чукаевского сельского совета, левый берег реки Пановкуа, правого притока реки Бетька, правого притока реки Кама. Расположено к северу от села, на краю террасы левого берега небольшого оврага. С юга ограничивается другим оврагом, по дну которого течет родник под названием «Изгиляр чимэсе» («Святой ключ»). Поверхность не распахивается.
Следов надмогильных камней нет. Название – «Изгеляр Зирати» («Кладбище святых»). У жителей села и округи сохранился обычай жертвоприношения домашнего скота у кладбища во время совершающегося летом праздника сабантуй.
Троицко-Урайское городище I
Троицкий Урай, село, правый берег Камы. Гоордище, известное у старожилов под названием Широкой Горы, расположено к западу – северо-западу от села а мысу между оврагами. Площадка городища трапециевидной формы (120 на 80 метров), ограждена с напольной стороны кокошниковидным валом высотой около 30 метров и глубоким , сильно оплывшим рвом шириной около 40 метров и глубиной 7,5 метров от уровня площадки.
За валом располагается обширное селище 140 на 150 метров. Разведками 1955 года и раскопками в 1973 году выявлено три группы материала (ананьинская, именьковская и булгарская). Основная часть находок относится к именьковскому периоду: выявлены остатки хозяйственных ям-кладовок, очаги; найдено большое количество керамики, орудия труда, сасанидские монеты Пероза 457 – 483 годов и Кавада 488 – 497 годов. В верхних горизонтах культурного слоя городища выявлены фрагменты булгарской керамики и отдельные металлические вещи, ориентировочно относящиеся к ХII веку.
Троицко-Урайское городище II
Троицкий Урай, село. Расположено в 60 – 70 метрах к востоку от Троицко-Ураевского городища I на узком мысу надлуговой террасы между оврагами. Площадка городища подтреугольной формы 80 на 15 метров, несколько покатая в сторону реки, ограничена с напольной стороны шишковидным валом, диаметр основания которого около 15 метров, высотой над уровнем площадки около двух метров и рвом глубиной около одного метра и шириной 8 метров.
Культурный слой городища имеет мощность до 30 сантиметров и содержит именьковский материал. Ниже располагается селище, также содержавшее именьковские материалы.
Урахчинский могильник
Урахча, село, правый берег Урахчи, правого притока Камы. Учитель Урахчинской школы Е.М.Бирюков сообщал, что в селе Урахча на центральной улице, ниже магазина и сельсовета на 200 метров, при рытье канализационной траншеи, в 1971 году находили черепа людей, кости, глиняные сосуды круглодонной формы с орнаментом в виде змейки и ямочных вдавлений, бронзовые вещи. Сопоставление этих сведений и находок изделий ананьинских типов из села Урахча позволяет предполагать наличие здесь могильника начала железного века.
Кугарчинское кладбище
Курарчино, село, левый берег речки Суша, правого притока реки Урахча. Расположено к югу – юго-востоку от села на широком пологом мысу, образованном краем террасы и двумя небольшими параллельными оврагами. Поверхность задернована. Местное название «Иске зират» («Старое кладбище»). У края террасы имеется отдельная могила в ограде, на которой сохранился обломок известнякового камня без следов надписи.
Чалныбашский курган
Чалны-Баш, деревня Биектауского сельского совета, на реке Иберет, правого притока реки Шумбут, правого притока реки Кама. К северо-западу от деревни С.В.Кузьминых обнаружен курган диаметром 25 метров и высотой 2 метра.
Биектауский курган
Биек-Тау, село, правый берег реки Шумбут. Расположен к юго-востоку от деревни на правом берегу ручья. Курган имеет овальную в плане форму (12 на 7 метров), высота до 2 метров.
Чаллынское (Тябердинское) городище, ХIV – ХVI века
Тябердино-Челны, деревня Кутлу-Букашского сельского совета, левый берег реки Шумбут. Расположено к юго-востоку от села на высоком берегу реки (высота над поймой 24 метра) на мысу, образуемом крутым обрывом к речке с юго-запада и глубоким, широким оврагом с юго-востока.
С двух сторон – сложная система искусственных земляных укреплений из четырех дугообразных валов и рвов. В них имеется лишь один проезд с северо-западной стороны. Форма площадки подквадратная. Размеры ее 100 на 115 метров. Поверхность ранее распахивалась. Первый и третий валы сохранились частично, четвертый почти совсем исчез и только второй сохранился целиком. Вокруг городища, примыкая к нему, расположены обширные селища общей площадь 57 гектаров. Впервые городище обследовано Н.А.Толмачевым в 1850 году. В 1955 году Н.Ф.Калининым и А.Х.Халиковым произведены широкие раскопки.
Вскрыто 320 квадратных метров площади. Выявлены ямы различных форм и размеров (хранилища, бросовые ямы и остатки жилищ). В 1962 году от учителя Кутлу-Букашской школы Сибгатуллина получены сведения о находках на площади городища железной сабли и сошника. В 1971 году городище осмотрено разведочным отрядом ТАЭ (С.В.Кузьминых). Выяснилось, что у юго-восточной стороны городища строительными работами нарушен культурный слой со значительными остатками кузнечного производства.
В музее Тябердино-Челиинской восьмилетней школы хранится большая коллекция керамики и вещевого материала, в том числе железные топоры. Вещевые остатки городища находят аналогии в поздних слоях булгарских памятников и в памятниках эпохи Казанского ханства. На этом основании, учитывая также сведения письменных источников, Н.Ф.Калинин датировал городище ХV – началом ХVI века.
Казакларское кладбище, ХVI век
Мамли-козяково-Челны, деревня Кутлу-Букашского сельского совета, правый берег реки Шумбут. К западу от села на кладбище находятся три надгробных камня прямоугольной формы со стрельчатой аркой наверху. На лицевой и боковых сторонах – рельефная арабско-татарская надпись (сульс). Бордюр и верхняя часть надгробий украшены рельефным растительным орнаментом. Памятник датируется первой половиной ХVI века. Сделаны эстампажи (скопированы надписи с памятников).
Черепашье городище
Черепашье, деревня Шумбутского сельского совета, правый берег Камы. Городище расположено к юго-западу от деревни за оврагами на мысу между обрывом берега реки и оврагом. Высота площадки над уровнем воды в реке около 25 метров. Площадка городища защищена двумя линиями укреплений, состоящих из валов и рвов. Внутренняя линия находится в 67 метрах от вершины стрелки. Длина ее 25 метров. Ширина вала 4 – 4,5 метров, высота 1,5 метра, ширина рва 3 мера, глубина до 1,5 метра. Наружная линия расположена в 40 метрах от внутренней.
Длина ее 20 метров. Вал имеет ширину 8 метров, высоту 1,2 метра, ров ширину 7 метров, глубину 1,3 метра. Площадка и укрепления густо поросли лесом. Культурный слой по северному краю достигает 50 сантиметров. Открыто в 1955 году А.Х.Халиковым, установившим ананьинскую и именьковскую принадлежность. В 1971 году при повторном обследовании памятника С.В.Кузьминых собрана значительная коллекция ананьинской керамики с «воротничком», орнаментированной оттисками шнура и ямочных вдавлений.
«Тарасова Пристань», городище
Тарасова Пристань, правый берег Камы. Городище находится к юго-западу на одном из мысов. Площадка городища подчетырехугольной формы размером 40 на 45 метров, с запада укреплена дугообразным валом длиной 45 меров, шириной 6 – 7 метров и высотой 1 метр и рвом шириной 2,5 метра и глубиной 0,75 – 1 метр.
В северной части вала находится проезд шириной в 2,5 метров. Площадка покрыта густым двойным лесом. Культурный слой у вала достигает 40 сантиметров толщины. Открыта экспедицией ИЯЛИ КФАН СССР (А.Х.Халиков) в 1955 году, установившим азелинскую и именьковскую принадлежность памятника. В 1971 году проведено дополнительное обследование городища. В шурфе (1 на 1 метр) в центре площадки найдена зернотерка.
ЧАЛЛЫНСКОЕ ГОРОДИЩЕ - ЧАЛЛЫ
Историко-культурная заповедная территория "Чаллы" находится в Рыбно-Слободском районе РТ.
Расположена к юго-востоку от села Тябердино-Челны, на высоком берегу реки Шумбут
Историко-культурная заповедная территория «Чаллы» создана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2000 г. № 647 «Об объявлении культурного слоя Чаллынского (Тябердинского) городища XII-XVI вв., памятника археологии федерального (общероссийского) значения, и прилегающих к нему объектов в Рыбно-Слободском районе историко-культурной заповедной территорией «Чаллы», в целях сохранения остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства с прилегающими объектами, активизации культурно-просветительной деятельности и повышения культурного образования населения, совершенствования контроля за использованием земель, а также регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Историко-культурная заповедная территория «Чаллы» включает в себя:
Чаллынское (Тябердинское) городище XII-XVI вв. - остатки культурного слоя остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства.
Первые сведения о челматах - древнем населении Чаллынского городища и его округи - имеются в Ипатьевской летописи. Никоновская литопись и Царственная книга содержат бесценные сообщения, рассказывающие о роли Чаллынского городка в событиях последних лет существования Казанского ханства. Согласно их сведениям, после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г., чаллынский князь пытался восстановить былую мощь ханства.
В 1556 г. на ханский трон был посажен Али Акрам - брат Сююмбеки. Но в том же году военный отряд боярина Морозова захватил город и подверг его полному разорению. Местное население сохранило о нем легенды и предания, часть которых была собрана и опубликована еще в прошлом веке.
С двух напольных сторон сохранилась сложная система искусственных земляных сооружений из четырех линий дугообразных валов и рвов. В них имеется лишь один проезд с северо-западной стороны. В настоящее время первый и третий валы сохранились частично, четвертый едва заметен и только второй сохранился почти целиком. Обширные пригородные селища - посады (I и II селища).
Утверждены границы историко-культурной заповедной территории «Чаллы» и два режима ее содержания и использования: резервационный (запрещается хозяйственное использование) и ограниченное использование. В перспективе планируется создание на базе историко-культурной заповедной территории «Чаллы» Государственного историко-археологического заповедника.
ПАМЯТНИК В ГОРОДИЩЕ
В феврале 1556 г. Мамич-Бердей сумел привлечь на свою сторону все Левобережье. В летописях указано: «Арские люди и побережные государю изменили и стрелцов побили, которые у них были на береженье в посылке с Мамич-Бердеем». Опорным пунктом и временной столицей казанцев стал Чалымский городок на Побережной стороне. По археологическим данным, этот городок, расположенный на берегу реки Шумбут, правом притоке Камы, «имеет солидные укрепления из трех рядов валов и рвов с общей шириной обороны в 80 м. Рядом с городищем расположены два больших селища. Весь этот комплекс площадью 581 000 кв.м. составляет остатки большого города, состоявшего из посадов-пригородов и цитадели».
___________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.zamky.com.ua/
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997
Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993
Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981
- Татарстан:
- Тэги:
- 2926 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий