Село Татарская Пишля

Татарская Пишля (тат. Пешлә) — село в Рузаевском районе республики Мордовии на реке Пишле.

Пригород Рузаевки. Население — 3737 жителей. 1412 дворов. В селе — две мечети (одна из них самая большая в республике).
Население 3737, человек (2017), в основном татары.
 

 

Расположено на р. Пишле, в 3 км от районного центра и железнодорожной станции Рузаевка.

Название-гидроним, определение указывает на этнический состав населения. Основано в начале 17 в., о чём свидетельствуют документы Инсарского уездного суда об отведении в этих местах земель татарскому князю Уразу (1631). 
В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Пишля — деревня казённая из 345 дворов (2 255 чел.) Инсарского уезда; действовали 4 мечети. По переписи 1913 г., в Татарской Пишле было 584 двора (3 607 чел.); 3 татарские школы, 5 хлебозапасных магазинов, 2 пожарные машины, мельница с нефтяным двигателем и 8 ветряных, 3 маслобойки и просодранки, 4 кузницы, кирпичный сарай. 

В 1929 г. из 28 дворов образован колхоз «Кеч» («Сила»; председатель И. Ф. Земин), в 1939 г. — 2-й, «Чаткы» («Искра»), с 1958 г. — укрупнённое хозяйство «Россия», с 1997 г. — 2 К(Ф)Х. В современном селе — средняя школа, библиотека, Дом культуры, детсад, 5 магазинов; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; 2 мечети.

Татарская Пишля — родина писателя Ш. Камала (его имя носят одна из улиц села и школа), агронома Д. Д. Гурина, заслуженного работника народного образования Республики Мордовия Р. С. Горбуновой. В Татарско-Пишлинскую сельскую администрацию входит д. Боголюбовка (2 чел.)
 

                                                              приезд в село муфтия из Уфы                          


История
Ранее входило в Инсарский уезд Пензенской губернии.

В 1869 г. в Татарской Пишле было 345 дворов. В статье «Из истории Старой Рузаевки» проф. И. Д. Воронин приводит документ Инсарского уездного суда, из которого видно, что земли по речкам Пишля, Нурколей и Пайгарма были отведены темниковскому татарскому князю Уразу в 1631 году. 
Этот год является годом основания деревни Татарской Пишли.
 
Известные уроженцы
Шариф Камал (1884—1942) — татарский писатель.  


  
ТАТАРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ШАРИФ КАМАЛ
Камал, Шариф Камалетдинович (настоящая фамилия — Байгильдеев; 16 марта 1884 — 22 декабря 1942) — татарский писатель, драматург и переводчик.
Шариф Камал родился в семье муллы в деревне Татарская Пишля (ныне Рузаевский район Мордовии) 16 марта 1884 года.

Начальное образование получил в медресе. Затем работал на строительстве железной дороги, был шахтёром-забойщиком на Урале, рыбаком на Каспийском море. В 1905 году переселился в Санкт-Петербург, где стал учителем татарской школы.
Первые стихи Камала были опубликованы в газете «Нур» в 1905 году. Через год сборник его стихов «Садә» (Голос) вышел отдельным изданием. В 1909—1912 годах им были написаны повесть «Воронье гнездо» и новеллы «В поисках счастья», «На чужбине», «Бродяга», в которых описывалась тяжёлая жизнь рабочих.

Эксплуатации рыбаков посвящена повесть «Чайки». В тот же период Камал написал ряд сатирических произведений, направленных против купцов и буржуазных националистов. Вопросу равноправия женщин посвящены произведения «Увядший цветок» и «Скука».
После Октябрьской революции Камал создал роман «Таң атканда» (На заре) о революции, «Матур туганда» (Когда рождается прекрасное) о деревне 1920-х годов. Также им были созданы драматические произведения «Ут» (Огонь), «Козгыннар оясында» (Воронье гнездо), «Таулар» (Горы), «Томан арты» (За туманом). Камал первым перевёл на татарский язык «Поднятую целину» М. А. Шолохова. Награждён орденом Ленина (1940).
  
Могила Камала Шарифа
Похоронен на Татарском кладбище в Казани.
В Казани работает дом-музей Камала.
Именем Ш. Камала названа улица в Вахитовском районе Казани, улица и школа в селе Тат. Пишля Республики Мордовия.
  


  
В Татарской Пишле сохраняют национальные традиции
Тимур Растямович Чугунов – руководитель культурно-досугового центра села Татарская Пишля Рузаевского района. Он – молодой, энергичный, деятельный. Несмотря на  то, что он меньше года на этой работе, от односельчан заслужил немало добрых слов за свою работу на культурной ниве самого большого татарского села республики Мордовии.

Особенно пишленцам запомнился недавно прошедший праздник «Шурале боткасы», о котором рассказывала и наша газета. 
Тимур Чугунов вырос в селе Татарская Пишля, закончил местную школу, потом поступил в Рузаевский институт машиностроения  (филиал Мордовского госуниверситета) на специальность «экономика и управление предприятием». Хотя первоначально у Тимура было желание учиться  в исламском духовном заведении. - Мне было около 15-ти лет, когда я стал интересоваться Исламом, можно сказать, полностью погрузился в него, хотел связать свою жизнь с религией, но пока не сложилось, - рассказывает Тимур. – И я ощущаю себя не просто татарином, но и мусульманином. 
В школе Тимур всегда принимал участие во многих мероприятиях. И в годы  учебы в вузе всегда входил в студенческий актив,  был активистом  молодежного движения «Наши». По несколько раз принимал участие в молодежных  форумах и слетах «Селигер», «Таврида», «iВолга», «Инерка», работал вожатым в оздоровительных лагерях
- Мне также интересно было сотрудничать  с рузаевским молодежным движением «РОСТ». Как-то не хотелось оставаться в стороне от общественной жизни, - говорит Тимур Чугунов. – А после окончания вуза год работал в автономном учреждении Рузаевки «Центр молодежной политики и туризма», в котором руководил отделом патриотического воспитания. 


Некоторое время Тимур находился в поисках работы, пока ему не предложили возглавить культурно-досуговый центр в родном селе. Тимур Растямович подумал и согласился. Для себя, конечно, сделал вывод: работы впереди много.  
Татпишленский клуб – большой, двухэтажный, но последние несколько лет в здании протекала крыша. Правда, еще при прежнем руководителе начался ремонт второго этажа. Теперь крыша отремонтирована, сделаны натяжные потолки. Но ремонт также предстоит другим помещениями культурно-досугового центра. 

                                                                       открытие детского сада в селе                        


В команде у  Тимура Чугунова – художественный руководитель Диана Рустэмовна Чурбанова. Еще  два библиотекаря: Диана Наилевна Чавкина представляет филиал рузаевской городской библиотеки №5, а Оксана Владимировна Яшина – «свой», сельский библиотекарь. Динара Саитовна Резепова – технический работник КДЦ. 
- Вот такая у нас команда, - улыбается Чугунов. – Работа моя началась немного сумбурно: и ремонт идет, и документы нужно в порядок привести, и КДЦ к сентябрьским выборам готовить. И не забывать о культурном «просвещении» односельчан. Уже с первых дней работы я ощутил «кадровый голод». Но, думаю, это поправимо.
Тимур Чугунов отмечает, что администрация села во главе с Ринатом Давлюквичем Шабаевым, депутаты сельского совета, татпишленцы никогда не отказывают, если он обращается к ним с различными просьбами: каждый идет навстречу.
Сельчане с удовольствием пришли на концерты, подготовленные ко Дню пожилых людей, к Новому году, к Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню. Первого апреля состоялся большой отчетный концерт. Всё посмотрели, оценили, высказались одобрительно.
- Мне хотелось видеть на сцене новые лица, поэтому буквально ходил по селу и стучался чуть ли не в каждую дверь, спрашивая, не играет ли мой односельчанин на каком-либо музыкальном инструменте или, может, обладает другими талантами, - рассказывает Тимур Чугунов. –  Спасибо, что люди откликались. 

В концертах, конечно, самое активное участие принимают ученики Татарско-Пишленской школы. Моя цель – организовать вокальный  ансамбль из взрослых людей, который представлял бы наши татарские песни.  Желающих пока нет.  
А вот дети после школьных занятий с удовольствием занимаются  в кружках в культурно-досуговом центре. Диана Рустэмовна Чурбанова сама хорошо поет и дает уроки вокала детям младшего и среднего возраста. Есть у нее хореографические группы. Кстати, сам Тимур Растямович Чугунов танцевал более четырех лет в народном хореографическом коллективе «Дивертисмент» при управлении культуры Рузаевки.  

                                          праздник   Сабантуй в селе                                                                                    


Оксана Владимировна Яшина ведет театральный кружок, и дети ставят мини-спектакли по прочитанным вместе книгам, чтобы на сцене пережить и передать эмоции персонажей. Односельчане уже видели их постановки. Для мальчишек организована секция карате – приезжает тренер из Рузаевки. Рузаевские педагоги дают уроки спортивных бальных танцев для татпишленских детей. Можно сказать, что в культурно-досуговом центре каждый может найти занятие по душе.
Тимур Чугунов признается, что ему хочется внести в культурную жизнь Татарской Пишли побольше национальных традиций, где-то связанных и с татарской мифологией.
- Это часть истории, прошлого нашего народа, - говорит Тимур. – Мы провели «Шурале боткасы», о котором и сейчас говорят в нашем селе. Татары, выросшие в городе, приезжали на этот праздник и спрашивали: «А кто такой Шурале?» Людям интересно. Есть идея провести «Су анасы». Это тоже из богатой татарской мифологии, которую, кроме как в школе, мы нигде не проходим. 
В прошлом году Рузаевский район принимал гостей из Карелии, Удмуртии, Финляндии, Эстонии на большом фестивале «Кургоня». Их познакомили и с Татарской Пишлей, показали мечеть, накрыли стол с нашим татарскими кушаньями, в том числе пярямячами и даже катыком. Любопытно, что в финской и эстонской делегациях оказались татары.
- Сегодня в работе помогают и социальные сети, - рассказывает Тимур. – «Вконтакте» и в «Одноклассниках»  у нашего КДЦ появилась своя группа, куда мы выкладываем всю информацию о нашей деятельности. Это и анонсы, и новости о мероприятиях, и фотографии, и видеосюжеты. Люди видят результаты нашей деятельности и в следующий раз, может быть, сами проявят активность. Радует, что мне пишут из Тюмени, из Новосибирска и из других городов. Люди выражают слова благодарности, когда видят фотографии родных мест, откуда они когда-то уехали, что живы в родном селе национальные традиции: «Как будто на родине побывала!» Значит, мы не зря работаем.
 

  
ФЕСТИВАЛЬ ТАТАРСКОЙ МИФОЛОГИИ
25 августа стартует совместный проект татарской молодежи Мордовии и Ямало-Ненецкого автономного округа #ТатМиф, направленный на организацию новых молодежных, нестандартных событий: иллюстрации персонажей татарской мифологии, квест-игры, интернет-марафон, сообщают организаторы проекта.
Главная цель проекта – популяризация татарской мифологии. 

Знаковым событием станет I Фестиваль татарской мифологии, который пройдет 15 сентября в селе Татарская Пишля Рузаевского района Республики Мордовия при поддержке Региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» и администрации Татарско-Пишлинского сельского поселения.
В программе фестиваля знакомство с мифологическими персонажами: акция «Рассмеши Шурале», «Фестиваль иясе» (дух фестиваля), квест-игра «Знатоки #ТатМифа».
Все гости смогут угоститься ароматным чаем и вкусной татарской выпечкой; будут работать фотозоны, аквагрим, детская игровая площадка с аниматорами, батутами, сладкой ватой и попкорном. Также можно будет приобрести халяльную продукцию.
 

    
    
_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Топонимический список татарских населенных пунктов Мордовии // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2000. — № 3/4.
Воронин И. Д. Очерки и статьи. — Саранск, 1957.
Группа татарская Пишля Вконтакте.
Энциклопедия Мордовия, А. Н. Келина.
Достопримечательности Мордовии.
https://yuldash-sputnik.ru
Камал, Шариф Камалетдинович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978.
Хисматуллин Х., Шариф Камал, в кн.: История татарской советской литературы, М., 1965
Татарская литература и публицистика начала XX века, Каз., 1966
Нигъмэтуллин Э., Шэриф Камал, Казан, 1964.
Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
М. Х. Гайнуллин. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

 

ВложениеРазмер
tat_pishlya (1).jpg120.01 КБ
tat_pishlya (2).jpg170.06 КБ
tat_pishlya (3).jpg136.82 КБ
tat_pishlya (4).jpg161.42 КБ
tat_pishlya (5).jpg198.48 КБ
tat_pishlya (6).jpg241.68 КБ
tat_pishlya (7).JPG292.82 КБ
tat_pishlya (8).jpg184.68 КБ
tat_pishlya (9).jpg288.83 КБ
tat_pishlya (10).jpg258.5 КБ

Комментарии

Отправить комментарий