Священная ель Мудор-Кыз

У многих финно-угорских народов есть священные и почитаемые деревья, многие такие деревья (с марийского: онапу) являются сакральными центрами в священных рощах. В этой статье расскажем про священное удмуртское дерево - ель Мудор-Кыз, которая находится в урочище «Алён» Кезского района республики Удмуртия. 

   

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак - тут!

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

   
Лет сто назад Кезский район Удмуртии представлял из себя глухие и непроходимые таежные пространства, издревле в этих краях жили удмурты (по-старому: вотяки), и были у них свои священные рощи (луд, куала) и почитаемые деревья. Одна такая ель (по-удмуртски: кыз) расположена недалеко от ж/д станции и поселка Кез. Следует отметить, что среди финно-угорских народов часто в качестве священных деревьев «используют» хвойные породы: ель, сосну, пихту и даже лиственницу. Эти деревья традиционны для зоны южной тайги, и часто в лесах можно встретить почтенных долгожителей, которым возраст 300 и более лет. 

Священная ель Мудор-Кыз

Например, в Марий Эл есть несколько кюсото, где в качестве онапу установлены ель и сосна, при этом считается, что данные деревья несут «мужскую функцию», и часто бывают посвящены верховному богу Кугу юмо. А вот лиственные деревья (береза и липа) считаются «женскими» деревьями, и посвящены соответствующим божествам или духам.
Священная ель Мудор-Кыз – была своеобразным центром сакрального пространства древних удмуртов, и даже алтарем, перед которым приносились жертвы и проводились языческие моления. Как правило, после молений кости и прочие остатки жертвенных животных (и птиц) закапывались в лесную почву около подножья священной ели. Так удмурты угощали своих прародителей и предков, которые по их представлениям находились в подземном царстве, и также вместе с живыми участвовали в языческом молении.

Священная ель Мудор-Кыз

Сложно сказать, как удмурты (и мари) выбирали такое священное дерево, по преданиям есть некоторые приметы, которые помогали это сделать. Но чаще всего, сперва находили «особенное» место с определенной энергетикой в чаще леса, или среди лугов и полей, а потом уже выбирали самое высокое, или чем-то выделяющееся в древостое дерево. Возможно, старейшинам (жрецам или картам) боги или духи подавали какой-то «знак», которые и определял данный выбор. Так и в урочище «Алён» до нашего времени растет очень высокая ель, которую видно за сотни метров от этого леса. Вокруг этой удивительной ели пустая поляна – тут не растут другие деревья, нет кустов и даже травы, только глубокий слой слежавшейся хвои. 
От поселка Кез это урочище расположено примерно в 4-5 километрах. Чтобы добраться до дерева нужно ориентироваться на мост через речку Лып. От этого моста следует ехать в сторону Соснового бора (так называется окраинная часть поселка), там есть улица Алёнская (так как ведет в сторону нужного урочища). От этой улицы следует ехать примерно три километра – можно пользоваться навигацией – по проторенной дороге, и должен встретиться поворот налево – по лесной проселочной дороге. На этой дороге через полкилометра будут дома и строения, техника – от этого н.п. нужно в восточном направлении двигаться 700-800 метров, тогда можно попасть в заповедное урочище Алён (кстати, произошло от мужского удмуртского имени). Тут многие информаторы указывают, что прямой дороги нет, и если священная ель «захочет», то пустит вас к себе, а если ваше настроение и состояние не соответствует «сакральному месту», то можете заплутать и сбиться с дороги.


Священная ель Мудор-Кыз  в 2012 году была включена в государственные реестры памятников природы и великовозрастных деревьев республики. Ученые исследовали дерево, и определили примерный возраст – около 220 лет. Дерево достаточно высокое – 20 метров, обхват ствола у основания почти 6 метров, на уровне роста человека охват ствола составляет около 3 метров. Диаметр кроны (хвойный шатер) составляет 9-10 метров.
Как уже указывалось в начале текста, название дерева означает: Кыз – ель с удмуртского, а «мудор» - это святилище или священный очаг. То есть в переводе «Мудор-Кыз» - это место около ели для совершения священных молений и обрядов.
Так как эта Ель находится недалеко от истока реки Кама, то про неё как бы сложена легенда (или про её праматерь). В легенде рассказывается, что росла в тайге огромная Ель, эту ель называли «Матерь леса», ибо от неё пошли все земные деревья в этой местности. Ель эта подпирала Небеса, а её корни уходили невероятно глубоко в земную твердь. Удмурты думали, что это мировое древо подпирает Небо. На ветках и хвое этой Ели отдыхало солнце, сквозь её крону проносились облака и буйные ветры. А из-под огромных корней дерева пробивался священный источник, который давал начало могучей реке Кама. Древние племена удмуртов почитали это мировое древо, часто приходили ему поклониться, но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз, так как сильно ей завидовала. От удара молнии Ель засохла и умерла, но не совсем. Один удмуртский герой смог смастерить из её древесины – «Крезь» (с удмуртского: гусли), да так искусно, будто бы вложил в них свою душу. Так удмуртский народ получил легендарные - «Быдзым Крезь» — Великие Гусли. 
«Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Тур» — Мелодию Небесной Росы, то Небо плакало дождем...»

 
Местные жители считают, что «современная» Ель Мудор-Кыз как бы является прообразом той Матери леса. 
Легендарные события повторились и с этой Елью – в неё также била молния, из-за этого вершина дерева была опалена, а сама макушка расслоилась на 5-6 частей. По древним преданиям около этой ели в старину почитали духа леса – Нюлесмурта. У этого дереве в особый день собирались жители всего селения, которые готовили на поляне обрядовую кашу, и потом поминали умерших предков и родителей. За огромный рост и размер эту Ель также называют – Матерь леса.


На поляне, у подножья Ели,  удмурты проводили обряды "Куриськон"-"Зязег сион" (то есть в переводе: поедание гуся). Во время поедания гуся удмурты варят на бульоне обрядовую кашу, едят её прямо на поле, в лесу, около ели, кости не выбрасывают, а закапывают в землю (угощают таким образом умерших, предварительно пролив на кости кумышку (самогон). Само место в этом урочище как бы наполнено светлой энергетикой, люди тут чувствуют прилив силы. Ель помогает женщинам выносить и родить здоровое дитя, даёт благополучие и достаток в семье.

 
Где находится, как добраться:
Удмуртская республика, Кезский район, 
В 8 километрах от п. Кез,  и в 5 километрах от д. Сосновый Бор.
Дорога в урочище примерно указана в самом тексте статьи.
Координаты дерева (урочища Алён):
57.862472 с.ш.
53.783161 в.д.
   

  
__________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото и материал: Евгения Лекомцева.

Фото и статья газета "Звезда" Кезский район Удмуртии.
 Составители: И. Н. Зайцева, Г. И. Самарцева. Энциклопедия памятников культуры и истории  Удмуртии: Справочник-указатель / Науч. ред. А. А. Тронин. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — С. 44-45. — 480 с. — 1100 экз. — ISBN 5-7659-0011-9.
Государственный реестр великовозрастных деревьев Удмуртии.

Памятники природы Удмуртии.

 

ВложениеРазмер
Священная ель Мудор-Кыз168.07 КБ
Священная ель Мудор-Кыз69.68 КБ
Священная ель Мудор-Кыз245.71 КБ
Священная ель Мудор-Кыз257.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий