Марийская деревня Большая Тавра
Большая Тавра — деревня в Красноуфимском округе Свердловской области. Управляется Тавринским сельским советом.
Населённый пункт расположен на реке Тавра в 55 километрах на юго-юго-восток от административного центра округа — города Красноуфимск.
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!
СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!
СЕЛО МАЯДЫК, МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
Марийские предания и были о древнем змее - тут!
Большая Тавра как и вся Свердловская область, находится в часовой зоне МСК+2 (екатеринбургское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.
Численность населения
2002[] 2010[]
1300 ↗1310
Инфраструктура
Деревня разделена на 13 улиц (Доброй Воли, Ключевая, Космонавтов, Ленина, Луговая, Механизаторов, Молодёжная, Набережная, Октября, Победы, Советская, Степная, Трудовая) и один переулок (Механизаторов).
Регион: Свердловская область
Район: Красноуфимский район
Тип: деревня
GPS координаты:
N 56° 8' 15.936" E 58° 0' 41.616"
Телефонный код: 34394
Автомобильный код: 66, 96
Версии о происхождении села:
1) Название произошло от марийского слова «лавра» - грязь. Некогда через Тавру проезжал господин. Его коляска застряла в топком болоте. Господин спрашивает у жителей, показывая на грязь: «Что это?». Один из марийцев ответил: «Лавра». Господин, не расслышав начальный звук слова, громко сказал: «Тавра говоришь?! Пусть ваша деревня называется Таврой!» , после отъезда господина марийцы стали повторять чудное слово «Тавра» и с тех пор незнакомое слово приклеилось деревне навеки.
2) Марийцы лошадям ставили тавро. Каленым железом выжигали на коже крупа лошади свои родовые знаки для опознания своего животного среди множества пасущихся других животных. Тавринские марийцы, видимо, здесь, на Урале, впервые занимались «таврением» и их селение за оригинальность и специфику люди соседних деревень стали называть «Таврой».
3) Происхождение Тавры связано с формой рельефа. Тавра располагается между гор. От башкирского «Тау ара аул», т.е. деревня между гор, междугорная.
4)И. П. Хамзин предположил, что марийцы, переправившись через реку Уфу, сделали первую остановку в виде табора.Отсюда и название «Табра» с мягким произношением буквы «б».
5) Название деревни связано с именем первого поселенца по имени Тавра.
Село Тавра располагается на границе Уфимского плато и Западных предгорий Урала. Абсолютная высота- 200 м, самая высокая точка над уровнем моря- 496 м.
На территории села распространены наклонные предгорные равнины и увалы в осадочных породах. Они связаны в основном тектонической зоной Предуральского краевого прогиба.
Холмы и увалы имеют плоско-выпуклые вершины, пологие склоны. Когда-то на месте Красноуфимского района шумело море. В неглубоком море накапливались осадки, из которых образовывались известняки, сланцы, песчаники.
На территории Красноуфимского района распространены водопроницаемые горные породы, этим и объясняется богатство подземными водами.
Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января – 16-170 С, средняя температура июля - +17 0 С.
По природному районированию территория села относится к Красноуфимско- Месягутовской лесостепной зоне. В нашей местности растут хвойные породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственные деревья: береза, рябина, осина.
В лесах водятся медведи, волки, лисы, кабаны, косули и др. Почвы серые лесные, дерново-подзолистые, встречается чернозем.
Площадь села равна 9 304 га.
Экономико-географическое положение села определяется тем, что здесь проходит автомобильная трасса общероссийского значения: Москва – Самара – Уфа – Екатеринбург - Тюмень.
Достопримечательности села Тавра
1.Благоустроенные родники, их 8 в нашем селе.
2.Дом культуры
3.Школьный музей
4.Памятники, павшим в годы ВОВ
5.Аллея памяти и молодоженов
6.Старообрядческая церковь и др.
7. Молельная гора - Кюсе-курык.
ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ ТАВРЫ
В Красноуфимском районе почти на границе с Башкортостаном на автотрассе Екатеринбург — Уфа расположена деревня Большая Тавра. Это самое раннее поселение марийцев, не только в районе, но на Урале. Об этом говорят источники.
В Красноуфимском краеведческим музее имеются «Материалы для статистики уезда Красноуфимского уезда Пермской губернии. Выпуск IV. Издание Красноуфимского уездного земства. Таблицы. Казань, 1893г.». На странице 85 написано:
« 312. Большая Тавра. … под пунктом 10. Поселились въ 7016 году».
Значит, по современному летоисчислению - в 1508 году. В книге «Списки населенных пунктов Красноуфимского уезда за 1884 год» про Большую Тавру напечатано: «225 хозяйств, 753 мужчины, 568 женщин, 25 грамотных мужчин, 14 учащихся мальчиков, 5 безлошадных, 21 без всякого скота, 26 без коров. Поселились в 7016 году» Эту же дату подтверждает научный работник МарНИИ г. Йошкар Ола Г.А.Сепеев в книге «Восточные марийцы», что Большая Тавра существует с 1508 года.
Дата поселения марийцами в столь далёком прошлом, удивляет. Ведь многие города, сёла Урала основаны гораздо позже, чем Тавра. Кто такие марийцы? Откуда они взялись?
По этому вопросу имеется множество гипотез. Учёные, исследователи выдвигали свои версии, а истины до сих пор нет. Одни считают, что марийцы пришли со стороны Индии через Среднею Азию. Вторые доказывают, что с Алтая откочевали на запад и основались в Поволжье и Севере России. Третьи - что явились со стороны Кавказа. Отчего такое разнообразие предположений?
Чтобы найти истину, надо прежде всего, знать язык, историю, быт, вероисповедание, письменность, памятники того народа, о котором хочешь сказать. Знать культуру его соседей, их связи с другими народами и т. д. Для начала заглянем в БСЭ. Второе издание 1954 года. 26 том. Страница 276. 5. Исторический очерк.
«Марийцы являются одной из ветвей угро-финских народов, с глубокой древности населявших территорию по среднему течению Волги, нижнему и среднему течению Вятки, Ветлуги, нижнему течению Суры. Материалы археологических исследований свидетельствуют, что в 5-8 веках у марийцев происходил процесс разложения родового строя и образования племенных княжеств. В 8 веке марийцы подпали под власть хазар, которым платили дань. В конце 9 века их покорили камские болгары, во 2-ой четверти 13 века – монголы - татары.
В 1-й половине 15 века марийцы были покорены Казанским ханством, феодалы которого жестоко угнетали все подневольные им народы, в том числе и марийцев. С давних пор у марийцев существовали экономические и культурные связи с русским населением и русскими городами, особенно с Нижним Новгородом и Вяткой. Кроме того, марийцев с русскими объединяла совместная борьба против казанских ханов».
Далее на стр. 283:
«Формирование марийского народа происходило на занимаемой им в настоящее время территории. Предками марийцев явились местные лесные племена, с древнейших времён обитавшие в Среднем Поволжье, вошедшие в состав и других народов Поволжья, о чём свидетельствует общность многих черт культуры марийцев, мордвы, северо-западных чувашей, удмуртов».
Наш односельчанин Газетов Виктор Михайлович много времени уделил изучению материалов о марийцах Урала и написал статью «О переселении черемис на Урал». На вопрос: по какой причине черемисы так рано переселились на Урал, даёт следующий ответ:
«В 1472 году самостоятельно развивающаяся Новгородская Русь присоединила к себе все земли Великой Перми. По нынешним ориентирам это будет территория от Кировской области до самых Уральских гор. Видимо, такое поведение Новгородской Руси не понравилось московскому царю. В 1478 году его войска напали на Новгород, разбили войска Северной Руси, а затем все земли Новгородской Руси присоединили к Московскому государству. Так территория Русского государства в конце века расширилась вплоть до Уральских гор. До присоединения аборигенами Приуралья были удмурты, коми-пермяки, ханты и манси. Земли была слабозаселены. Русское государство начало заботится о заселении этих земель людьми. О ходе заселения Приуралья есть запись в книге "Пермский областной краеведческий музей" (Пермь, 1988г.) Там говорится так:
"В 15-17 веках восточная окраина Русского государства быстро заселялась. В Прикамье убегали от крепостного и налогового гнёта крестьяне и посадские люди из уездов Поморья и центра России. Новопоселенцы вместе с коренным населением расчищали земли под пашни, ставили кузницы, варили сталь, а также строили укреплённые крепости для защиты от нападения разбойников».
Здесь говорится о таких людях, которые самовольно убегали подальше от государственных чиновников. В то же время были ещё и другие люди, которых русское правительство само направляло для охраны отдалённых восточных границ. О них в книге сказано так. "В целях заселения пустующих, плодородных земель Приуралья, пожелавших уехать на новые земли на несколько лет освобождали от всех поборов и налогов. Среди таких переселенцев были и русские, и нерусские люди».
А в статье П. Сигова «Уральские черемисы», помещённой в 5-6 номерах журнала "Марий Эл" (Йошкар-Ола, 1928), есть такая запись: «Черемисы уже в качестве благонадёжного народа, несли сторожевую и разведочную работу в башкирском крае». Из последней цитаты видно, что черемисы на Урале выполняли сторожевую работу. Стало быть, они не были беженцами, скорее всего переселились в надежде получить освобождение от налогов. Даже из расположения марийских деревень можно сделать определённый вывод. Деревни уральских мари сосредоточены в одной полосе, тянувшейся с севера на юг от города Кунгур к Красноуфимску и дальше до границы с Башкирией. Эта полоса находится как раз на том месте, где проходили восточные границы Русского государства в начале 16 века. Видимо, первые марийские деревни действительно строились поблизости от границ, что создавало удобство для несения сторожевой службы.
Надо ещё ответить на вопрос, откуда черемисы пришли на Урал. Ответ есть в этой же статье П. Сигова "Уральские черемисы". Приведём цитату из статьи.
«В 16 веке началась колонизация Приуралья как русскими, так и обрусевшими окско-волжскими инородцами (мещеряками, тептерями и черемисами)».
Из истории знаем: в Волго - Окском междуречье жили владимирские черемисы. Они издавна были благонадёжными людьми для русского царя, значит, первыми черемисами, переселившимися на Урал, были люди из Владимирской стороны. Кстати, можно заметить, что после 17 века во Владимирской губернии черемисов не осталось. Видимо, все они переселились: одни на Урал, другие в Среднее Поволжье, на правый берег Волги в район города Козьмодемьянска.
В старых документах, составленных во время переписи населения России (1897 г.), есть записи, в которых названы тептерями все жильцы деревни Тавра, Сарсы, Бугалыш, Усть-Маш, Юва. В этих деревнях со дня основания и до сих пор живут марийцы. Ответ на этот вопрос нашел краевед С.П.Никитин. В своей книге «Урал и марийцы», он пишет, что тептяри – полуказачье сословие, и приводит следующие факты: «в хозяйственном описании Пермской губернии 1802 года указаны тептяри черемисы и вотяки Красноуфимского уезда. Проживают в Юве, Верхнем Бугалыше, Усть-Маше, Сарсах, Черемисской Тавре. Подать 80 копеек, содержат комплектуют и направляют в два полка в Оренбургскую губернию. Управляют ими сотники, десятские, старшины. Многие из тептярей весьма зажиточны».
В статье П.Сигова есть такая пометка: «Первыми черемисскими переселенцами на Урал были люди и с вятской стороны».
Об этом же говорится и в книге С.Я.Черных "Из прошлого марийского народа" (Йошкар-Ола, 1990 г.), где сказано следующее: «Многие черемисы Уржумского уезда Вятской губернии уехали на Урал».
Подытожив обсуждаемый вопрос, можно сделать такой вывод: первыми переселенцами на Урал были владимирские и вятские черемисы. Причём владимирские черемисы были направлены по велению царского правительства для охраны восточных границ, а вятские черемисы переселялись, желая освободиться от царского гнёта.
Так началось заселение уральских земель черемисами. Оно продолжалось, можно сказать, до двадцатого века. Переселение черемис на Урал можно сравнить с периодически повторяющимися волнами. В начале 16 века была волна первого переселения. В 17-18 веках происходила вторая волна переселения. Тогда активно начали убегать от царского гнёта черемисы казанской стороны. Все они осели на землях Башкортостана.
Большая Тавра, конечно же, не сразу стала Большой. Во-первых, почему названа Таврой? Обычно марийские деревни раньше назывались по имени основателя, как, например, Андрейково (первый поселенец Андрей), Багышково (основатель Багыш), Карзи (первый поселенец Карзя). Или совсем странно, как наша Тавра, Юва, Курки. Строгой закономерности в названии поселений не было. По поводу названия Тавра существует несколько легенд.
Первоначально, надо полагать, деревня не имела названия ввиду того, что она стала единственной в этом краю, движении отсюда никуда и ниоткуда не было. Никого, кроме случайных или таких же, как тавринцы, беглых пришельцев, поэтому и не было надобности в названии, а поселение сами жильцы называли просто "аул" (деревня, постоянное жилое место людей).
О первых поселенцах Тавры существует легенда. Она не нами выдумана, и мы должны учесть её. Заключается в нижеследующем:
Первые поселенцы Тавры появились на Урале в конце четырнадцатого века. Переправившись через реку Уфу, поднимаясь по берегу реки Ай, облюбовали живописное уютное место на большой излучине реки (место теперешней татарской деревни Абдуллино Башкортостана, в восьми километрах от теперешней Тавры). Всё устраивало новоприбывших: просторное ровное правобережье - заманчиво пригодное для земледелия. Рядом горы, покрытые добротным для строительства лесом. А река! Она кишела рыбой.
Но не долго пришлось жить марийцам на райском раздолье. Кочевые башкиры, узнав о новых поселенцах, стали постоянно совершать набеги и ограбления. Тем самым вынудили марийцев сменить место жительства. Марийцы поднялись по притоку реки Ай, маленькой речушке Таврушке, и примерно в пяти километрах, устроились на берегу её. Кругом леса, с двух сторон горы, а с восточной стороны и с севера окаймляли непроходимые болота. Пришлые люди усердно корчевали чащобу и лес для посева зерновых и посадки овощей. Казалось, любители лёгкой наживы не будут больше беспокоить. Но опять недолго тешились спокойствием бедные пришельцы: их и здесь стали донимать разбойники со стороны горы Эмен. Им легко было на конях подъезжать по пологому косогору к поселению марийцев. Отразить же обидчиков небольшой группой многих вооружённых бандитов было невозможно. Надо было найти новое такое место, которое спасало бы со всех сторон. Надёжное место нашлось. Им стало место выше по той же речушке в пяти километрах на излучине реки (место теперешней Большой Тавры).
Понравившийся участок земли удовлетворил человека всем желаниям: речка рыбная, несколько родников с чистейшей водой из-под горы, несколько озёр. Кругом лиственный и хвойный лес. Южную опасную сторону ограждали непроходимые болота. С восточной стороны попасть к стоянке было очень неудобно грабителям своей крутизной спуска и подъёма на горы, Лишь на северо-западе от очень удобной излучины речки были поляны, на которых можно было заняться земледелием. И для скота было пространство возле речки и на горе. Место было такое, что его не видно, пока вплотную не подойдёшь к нему. Таковым оно было тогда, давным-давно. Даже теперь, когда вокруг деревни нет заслоняющих лесов, и то при подъезде к Большой Тавре её не сразу заметишь. Она как бы спряталась в ложбине между возвышенностями и горами, прижавшись к излучине речки.
Невольно возникает вопрос. Зафиксировавший человек факт основания Тавры 1508 годом, учёл ли те годы тревог и страданий населения на временных первом и втором поселениях? Думается, нет. Остаётся верить в то, что напечатано в вышеуказанных документах.
В книге «УЕЗДНЫЕ СТОЛИЦЫ» А.Новикова на странице 302 - 303 есть сведение, что в «Кунгурских актах 16-17 веков», зафиксировано что в Большой Тавре основана сторожевая застава в 1542 году, на границе башкирских земель и владений Кунгурского воеводства». Между прочим, есть доказательство топонимическое о проживании марийцев (во втором поселении) на месте нынешних Черёмушек в Русской Тавре. Близ соседнего посёлка Жвакино, (относится к Башкортостану) гора называется Шюгарла курык - означает в буквальном переводе - кладбищенская гора.
Кратко о самих марийцах на Урале.
Они подразделяются на марийцев – кунгуряков и марийцев - йыпонышей. Первые пришли со стороны Кунгура, поселились в Суксунском районе Пермского края и в Ачитском районе Свердловской области. Кунгуряки проживают в нескольких деревнях по реке Сылве, а в Ачитском районе поселились на берегах маленьких речушек.
Марийцы - йыпоныши пришли со стороны Башкирии, переправившись через реку Уфу. Старый краевед Иван Павлович Хамзин в статье «Откуда ты, мариец?» (газета "Вперёд" от 16. 10.1990 г. № 165) пишет: «У йыпоныш – мари путь пролегал через башкирские земли. Переправившись через реку Уфу, они шли на Тавру и Юву. В районе Тавры была первая остановка в виде табора. Отсюда и название Табра, с мягким произношением буквы "а". Поэтому Тавру можно считать праматерью приуральских йыпоныш - мари. Йыпоныш - мари распространились до поймы речки Бродок и реки Уфы. Дальше не пустили чащобы и болота».
Следует пояснить слово «йыпоныш». Оно образовано из двух слов: юпё (Уфа) и оньыш (за, дальше), трансформировавшись, получилось одно слово «йыпоныш», означает удалившиеся за Уфу, дальше Уфы. К йыпонышам относятся марийцы деревень Большой Тавры, Малой Тавры, Сарсов, Верх-Бугалыша, Ювы, Усть-Маша, Багышково.
0 названии деревни Тавра существует пять любопытных версий, предположений, мнений.
Первая: название произошло от слова «табор»; вторая – от слова «тавро»; третья – от названия речки. Оригинальной мы считаем версию, услышанную у старожилов деревни Абдуллино географом средней школы Васюковой Гульшат Тельмановной. Тавринские земли когда-то контролировались башкирами-кочевниками. Так как поселение пришельцев располагалось между гор, башкиры называли его «Тау ара аул», что означает в переводе междугорная деревня. Словосочетание «тау ара» впоследствии превратилось в название "Тауара" – Табра - Тавра. В марийском языке слово "Тавра" произносится мягко. Пятая версия выдвинута И.П.Хамзиным: название происходит от удмуртского слова «тябыр» - горб, т.е. горбатая гора. Около деревни находится удмуртское мольбище, хотя удмурты в Тавре не живут. Его поддерживает С.Никитин, предполагая, что деревня основана удмуртами.
Через две с половиной сотни лет (официально в 1761 году) в восьми верстах к востоку от Тавры появилась новая марийская деревня. Её назвали Акадра, Ака Тавра - Окинская Тавра, потому что она стояла на Окинской дороге. В документах – Малая Тавра, и обозначено, что население - выходцы с башкирских земель Бирского уезда. Само название - Малая Тавра наталкивает на мысль, что первыми основателями были всё-таки тавринцы. По всей вероятности, несколько семей из Тавры просто переселились на новое место. Потом к ним примкнули выходцы из Бирского уезда. А тавринцы (основатели деревни) сохранили родное название, но для отличия добавили Малая. Коль стало две Тавры, то первую (основную) пришлось называть Большой.
В 1815 году рядом с Большой Таврой (в трёх верстах) поселились новосёлы из сёл Сухановки, Ачита, Ключей, Стадухиной. И они своё село назвали тоже Таврой, а для отличия от других Тавр добавили слово Русская. Таким образом, стало три Тавры.
Массовое заселение Красноуфимского уезда, как русскими, так и нерусскими: татарами, удмуртами, чувашами, марийцами произошло в конце 16-го века. Только марийских деревень в уезде насчитывалось 33. По сведениям 1869 года в Тавре было: 886 мужчин и столько же женщин. А в «Списках населённых пунктов Красноуфимского уезда за 1884 год» отмечено: «225 хозяйств, 573 мужчины, 568 женщин, 25 грамотных мужчин, 14 учащихся мальчиков, 5 безлошадных, 21 без всякого скота, 26 без коров. Поселились в 7016 году». 0 чём говорят данные?
За 15 лет мужчин уменьшилось на 313, женщин на 318 человек. Не все же вымерли по старости и болезням. Такому крупному уменьшению способствовало переселение в другие новые деревни, и сама деревня не могла вместить огромное количество людей: с трёх сторон горы и болота, а открытая часть северо-западная возвышенная - затруднялось водоснабжение. Потому деревня не могла расселиться вширь.
Сотни лет Большая Тавра жила тихо - мирно, ничем себя не проявляла. Даже восстание под предводительством Емельяна Пугачёва не сильно её встревожила. В 1774 году отряды пугачёвского сподвижника Салавата Юлаева останавливались в Большой Оке, в 15 километрах от Тавры, и три дня пополняли свои ряды людьми, запасались продуктами и фуражом. К предводителю Юлаеву, надо полагать, примкнуло неизвестное количество тавринских добровольцев. Они хотя участвовали в борьбе с царской армией и карателями, но особо отличившихся ни история, ни предания не отметили.
В событиях 1812 года, в империалистической войне 1914 -1917 годах тавринцы воевали в составе царских войск. Но героем никто не стал. Правда, единицы получили боевые медали, некоторые вернулись калеками.
Конец 19-го века для Большой Тавры знаменателен тем, что в ней построили церковно-приходскую школу в 1873 году, хотя в Тавре православных не было. И церковь была построена почти на границе с землёй Большой Тавры. Всё было направлено на то, чтобы внедрить православие среди упрямых язычников. Но тавринцы не приняли православие и до сих пор среди них нет крещёных. Слышно, в последнее время, некоторые марийцы, живущие в городах, детей своих крестят и кое у которых на груди появляются крестики, хотя не исповедуют, не соблюдают все предписания христианской веры, а носят крестики просто для формы, подчиняясь воле моды.
Двадцатый век полон важных событии. Это столетие в корне изменило весь уклад жизни тавринцев. Поэтому много можно рассказать, вспомнить о людях Большой Тавры. В этой статье укажем на некоторые моменты из жизнедеятельности большетавринцев.
Революция 1917 года. Революционные призывы большевиков, проникавшие к людям Большой Тавры ленинские идеи, агитация за организацию советской власти, мятежи в крае – все это привело спокойную жизнь марийцев к замешательству. Гражданская война людей расставила по обе стороны баррикады. Бедняки и часть середняков встала на сторону красных, на защиту своих кровных интересов.
Контрреволюционные силы: офицеры, кулаки, зажиточная часть населения и не совсем осознавшие и, не понявшие суть и цели коммунистов, оказались на стороне контры. В Тавре большого кровопролития не было, но самосуды случились. Деревня не была на острие страшных кровавых боёв - были небольшие стычки и перестрелка красных и белых подразделений враждующих сторон.
Впервые в Большой Тавре семь хозяйств организовали машинное товарищеское хозяйство. В коллективном хозяйстве было пять лошадей. К 1928 году товарищество увеличилось на несколько дворов. Коллектив приобрёл молотилку, самоброску, сеялки. Первым колхозником в Тавре считается Камисов Пётр. А первым председателем избран Камисов Ярмий.
В 1929 году началась общая коллективизация. Организовали колхоз «У илыш». Возглавил его Валитпаев Каныкий. Все работы выполнялись с помощью лошадей и вручную.
Про первые годы жизни в колхозе воспоминание Петра Камисова:
«К посевной каждый старательно готовился: ремонтировали телеги, плуги, бороны, сбрую, вили веревки, вожжи и прочее необходимое. Весной, как растает снег, все выезжали в поле пахать, боронить, сеять. Утром вставали рано, шли соревнования между бригадами. Сеяли сеялкой, больше руками, в этом участвовали и женщины, чтобы не тянулось время сева. Вначале урожай был низкий. У колхоза никакого отчета не было. Выход на работу не учитывался, просто за месяц с "потолка" брали и записывали кому 30, кому 35, а кому и 20 трудовых дня. Потом стали работать по нормам. Один трудодень или полтора трудодня, кто как выполнит норму. Зимой мужины работали на лесозаготовках, а летом в поле, В 1932 году колхоз разделился на «У илыш» и на имени Молотова. В 19ЗЗ году был хороши урожай, в первой бригаде получили по 12 килограмм зерна, а в другие года по 3-5 килограмм зерна на трудодень. В 1930 году по договорённости с Месягутовским совхозом нам вспахали тракторами целину. А мы, взамен, всем колхозом ездили боронить, лошадей 30-40. В 1936 году организовалась Бугалышская МТС».
А первая колхозница Валитпаева Янаска вспоминает так:
«Ручная обработка земли была очень трудной. Крестьяне нуждались в машинах. А машины продавали только коллективам, в которых входило не менее семи дворов. Вот первые семь дворов решили записаться в ТОЗ (товарищество по обработке земли). Это были мы с мужем (Валитпаев Иван и я), Камисова Удырас, Камисов Ярмий, Иванов Степан, Валитпаев Каныкий, Валитпаев Байрамал, Ижбулдин Элай. Появились у нас машины: сложная молотилка, самовязка. Работа немного облегчилась, но всё равно работать приходилось много, до рассвета уходили в поле, а возвращались только в темноте. Где только силы брались? Через два года получили урожай чуть больше обычного. А кто не был в колхозе, те совсем ничего не получили. Вот тогда и начали записываться в колхоз. Стало уже 15 дворов. При колхозе часто получали премии: платки, отрезы на платье, грамоты».
Великая Отечественная война для Большой Тавры принесла много горя и лишений женщинам, подросткам и детям, а на фронтах пролила море крови у безвинных людей, лишила счастливой жизни молодых парней, у жизнерадостных мужчин. Из Тавры ушло на войну с ненавистным ФАШИЗМОМ 167 человек. 113 из них отдали свои жизни ради Победы над злейшим врагом человечества. Их имена благодарными потомками золотом написаны на памятнике на их родине - Тавре.
Как бы скорбно и тяжело не было вспоминать трудные годы войны, но от правды нам не уйти. Война требовала больших, порой казалось, невозможных жертв и в тылу. Автотранспорт весь, самые лучше трактора были мобилизованы на фронт. Население страдало от нехватки продуктов питания. От голода люди пухли и умирали. Колхозы отдавали почти всё для фронта, оставалось в амбарах только семенное зерно и отходы - мизерное количество для поддержки работающих на поле. Муку им делили ложками. Скот от бескормицы, от истощения падал. Люди, чтоб только выжить, питались даже тем, что не ела скотина: лебеду, лыко, кору, глину, перемерзшую в поле картошку и прочее. Тому, кто имел корову, содержал мелкий скот, домашнюю птицу, было легче. Спасала доживших до весны зелень: крапива, борщевник, пиканы, кислица, свербига, гранатка, заячья капуста, лук, листья свеклы и прочее. Смерть косила беспощадно стариков, больных, инвалидов, детей. Тогда ведь так: заболел - смерть не миновала: о лечении не могло быть и речи. Надеяться на врачебную помощь не было возможности. Например, в Большой Тавре ни врача, ни фельдшера вообще не было. Кстати заметим, тяжко было, но люди от отчаяния не доходили до суицида.
В послевоенный период тавринцы самоотверженно трудились и добились замечательных успехов. Сначала колхоз - имени Ленина (Б-Тавра объединилась с Р-Таврой), а потом и в совхозе "Тавринский" объединённый коллектив постоянно добивался больших успехов в производстве сельскохозяйственных продукций, в районе всегда числился В передовиках. В Большой Тавре родилась целая плеяда орденоносцев. Кавалерами ордена Ленина стали: комбайнер, фронтовик Дмитриев Андрей, механизатор Аликиев Никита, свинарка Пегашева Мария. Награждённых другими орденами и медалями всех трудно перечесть - так их много.
В деревне выросли династии шофёров, механизаторов, животноводов, учителей, специалистов сценической деятельности: певцы, хореограф, танцоры.
Зажиточно зажили тавринцы. Появляются предприниматели и довольно успешные, В своих хозяйствах заимели автомашины, тракторы, самодельные сельхозмашины: грузовые, травокосные и пр. Половина населения имеет легковые автомашины, мотоцикл разных марок, мотоблоки и прочую технику, облегчающую физический труд человека.
Если соседние деревни уменьшаются, хиреют, то Большая Тавра растёт в ширь. За последнее двадцатилетие появились новые улицы: Доброй воли, Степная, Молодёжная, Новая. 000 «Тавра» живёт и трудится как и прежде общественным хозяйством. Земли не разделены на частные полоски. Специалистов сельского хозяйства выросло столько, что «не вмещаются» в Большой Тавре, уходят в другие хозяйства и города или трудятся не по специальности.
Особо следует отметить о просвещении. В Большой Тавре до 30-х годов не было своих доморощенных учителей. Детей учили приезжие с других регионов страны: Башкирии, МАССР, Кировской и Пермской областей.
Первым с педагогическим образованием в Б-Тавре стал Валитпаев Каныкий Валитпаевич. Закончив Казанский пединститут по подготовке национальных кадров по просвещению нацменов, он, к сожалению, сразу не смог приложить свои умения, знания отдать своим односельчанам, попав в гильотину сталинских репрессий.
Первым из тавринцев звание учителя начальник классов до начала Великой Отечественной войны получил Александров Аписар, закончив двухгодичные курсы в Красноуфимском педтехникуме. После него стал учителем Паймурзин Вадим. Это были первые «ликвидаторы» неграмотности взрослых, первые учителя в Тавринской, а позже они стали руководителями школ в Большой и Малой Таврах.
Но бурного роста числа доморощенных просветителей не было. Больше учили приезжие учителя. В чём причина? Родители не стремились дальше учить свои чада, говоря: «Научился читать и писать - хватит. Работать надо!» И отроков впрягали в работу по уходу за скотиной, заставляли рубить лес, вывозить древесину из леса на дрова и строительство. Пахота, боронование, сев, вывоз навоза на пашни не обходились без привлечения подростков. Таков был удел молодежи: хочешь жить сытно - работай с утра до вечера.
Не везло Тавре с ростом интеллигенции. Лишь во второй половине 20 века появились агрономы, бухгалтера, учителя, механики. К концу столетия увеличилось число людей с высшим образованием. К настоящему времени их насчитывается 120 человек. Но они не все живут в Большой Тавре. Очень многие разлетелись по всей необъятной России. Где только их нет! Во многих городах Урала, Сибири, даже в Москве и Питере. Все трудятся по специальности и славят Отчизну!
Тавра гордится Тюпаевым Климом Келюевичем. Он и пастор, и кандидат технических наук. В настоящее время работает в Петербурге в научно-исследовательском отделе Военно-инженерного технического университета.
Ильмекеев Афанасий Алексеевич живет и работает в Феодосии. До развала СССР с 1972 года ведущий инженер по испытаниям автоматических упругих устройств в НИИАУС, участник разработки космического комплекса «Алмаз». Сейчас преподаватель в одном из техникумов Феодосии.
Андреева Лариса Валентиновна – кандидат психологических наук. Доцент кафедры психологии Марийского государственного университета, заместитель декана факультета психологии.
Гордимся заслуженным агрономом Российской федерации Егоршиным Станиславом Константиновичем, прославившимся на всю Россию знатным картофелеводом Илимбаевым Семеном Саникаевичем.
С 1950 по 1965 год в Тавре в семилетней, потом в переведенную в восьмилетнюю школу, работал преподавателем начинающий марийский писатель Васильев Илья Васильевич. Вёл уроки марийского языка и литературы. Это был человек, любящий своё дело, привлекательный своей эрудицией. Писал рассказы, и печатался в марийских газетах и журнале «Ончыко», выпустил отдельно книги «Цветок Большого луга», «Листья играют». Начал здесь роман «Два сына капитана». Большая заслуга его в том, что он стал наставником будущего народного поэта Марий Эл Николаева Семёна Васильевича (уроженец дер. Сарсы). Это он нас (Александрова Бориса и Сапина Александра) настроил на творчество.
С отъездом Васильева из Тавры в Йошкар-Олу преподавание марийского языка и литературы захирело. Правда, была попытка возобновить преподавание родного языка в школе, но по разным предлогам оно вовсе прекратилось. Тем более потому, что школа стала объединённой с Русско-Тавринской восьмилеткой.
Есть мудрое изречение: есть язык - есть народ. Марийцы теперь учатся, в школе с преподаванием на русском языке. Чувствуется, со временем марийцы, обрусятся окончательно. Исчезнет марийская национальность: молодежь уже сейчас не умеет ни читать, ни писать на родном языке, не знают родную литературу. Положение нерадостное. Исправить создавшееся положение не представляется возможным. Органы народного образования, как нам кажется, совсем не заинтересовано в возрождении и развитии преподавания марийского языка и литературы. Сказать, что марийская культура совсем заглохла нельзя. Самодеятельность марийцев существует при доме Культуры: поют, пляшут, даже иногда участвуют в масштабе района и области. Но это только часть культуры: песни и пляски не поднимут общую культуру.
Отрадно отметить, что Тавра стала интернациональной, в ней живут представители украинцев, чувашей, немцев, корейцев, татар, русских. Появились смешанные семьи.
В 2008 году Большая Тавра будет отмечать своё 500 –летие со дня рождения. Дата не простая, литературно-краеведческое общество «Родной край» («Шочмо кундем») проявило инициативу соорудить памятник воинам освободителям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, посвящённый тем, кто вернулся на родину и продолжал трудиться во благо своей Тавры. Кстати приходится говорить с сожалением, к 2007 году из 54 вернувшихся остался один, Малекбаев Мулюкпай. Издать литературно-краеведческий альманах «Тавринцы», заказать памятные значки с надписью "500 лет Большой Тавре", установить стелы с надписью «500 лет Большой Тавре» в трёх въездах в Тавру, изготовить фотомонтаж знатных людей и т. п.. Для юбилейного торжества создан комитет во главе с начальником Тавринского территориального отдела администрации муниципального образования Красноуфимского округа Пастуховой З. А.
За 500 лет своего существования Большая Тавра, находясь почти у самой границы с Башкирией, при определении населённых пунктов где только не была: в Башкирии, Оренбургской губернии, Пермской губернии, Уральской области, в уездах: Кунгурском, Красноуфимском; в волостях: Окинской, Ювинской; в районах: Артинском, Сажинском, Манчажском, Красноуфимском; в сельсоветах: Русско-Тавринском, Мало-Тавринском, Сарсинском, Багышковском, а сама возглавила сельский совет только с 1919 по 1923 год. Даже на первый взгляд самая древняя деревня в округе, имея звание Большая, имея школу раньше всех, а вот не главенствовала, не лидировала. 400 лет была неприметна, неграмотна. И за одно столетие выросла в высокооснащенную сельхозтехникой, обогащенную замечательным трудолюбивым народом деревню. Свой юбилей в 2008 году Тавра встретит славными успехами сельскохозяйственного производства.
Мы полны надежды, что население Большой Тавры приложит силы для успешного празднества. Надеемся и на то, что приедут наши односельчане с разных уголков России и гости с соседних деревень и области. Тавра будет восклицать: «Добро пожаловать к нам на праздник!
Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской областей.
Расхождение географических границ Среднего Урала и административно-территориальных образований невольно осложняет анализ исторических явлений. Поэтому необходимо уточнить, что рассматриваемые процессы локализуются территориальными рамкамиСвердловской области. Она оформилась административно в 1934 г., ее границы неоднократно менялись. Сегодня Свердловская область охватывает значительную часть Среднего и некоторые районы Северного Урала, простираясь на площади в 194,8 тыс. кв. км.
Первые поселения, сохранившиеся на территории Артинского и Красноуфимского районов до настоящего времени, возникли более 300 лет назад.
Родник "Кюсе-Памаш" расположен у подножия «Кюсе-курык» (Молельная гора), поросшей священной рощей, в семи километрах от деревни Большая Тавра.
Священный для представителей марийской общины родник считается целебным, традиционно служит местом проведения религиозных обрядов.
Благоустройство велось несколько лет при поддержке жителей из деревень Большая Тавра, Малая Тавра и Сарсы, которые ежегодно проводят марийские праздники и обряды близ источника.
С тех пор, как на западном Урале поселились марийцы, они приходят в эти священные для них места, чтобы обратиться с молитвой к языческим богам. Перед молением они совершают омовение святой водой из источника.
В наши дни летние моления с жертвоприношениями возрождены на Тавринской горе. Ежегодно в конце июня или начале июля здесь собирается около сотни человек из семи сел и деревень.
В обрядах, проводимых в течение двух дней, почитаются 9 богов и духов. Местное население любит «Кюсе памаш», поддерживает его в постоянном порядке. Над источником обновили сруб и ритуальную баню, построили деревянный спуск к роднику и пешеходный мост через реку Таврушку, уложили дорожки плитами из природного камня, выполнили резьбу по дереву.
Несмотря на отдаленность от жилья, местные жители используют воду родника не только в ритуальных целях. Они привозят ее домой для приготовления пищи, лекарственных отваров и настоев.
Здесь раз в году, в новолуние, собираются люди отовсюду, чтобы почувствовать себя единым живым народом.
Бережное и даже трепетное отношение к воде заложено в них с детства: нельзя мутить источник, кричать около него, шлепать по воде, пить лежа.
Из наиболее почитаемых источников нельзя пить «даром» - надо «заплатить». Святая вода - она у всех святая. А «Кюсе памаш» – издревле святой источник марийцев, который и сегодня служит местом их традиционного поклонения языческим богам.
Мари поклоняются своим богам: Верховному богу – творцу Ош Кугу Юмо (Большой Белый Бог), Земле Матери - Мланде Ава, Богу всего живого - Мер Юмо, Матери Солнца - Кече Ава Юмо, Богу святой горы - Курык кугыза.
Онаен (священник) Канакаев Леонид Иванович рассказал о языческой религии мари, сутью которой является преклонение перед силами природы, способствует воспитанию у человека бережного отношения к ней, оздоровлению организма, порождает веру в будущее.
Молельная гора, Кюсе-курык
Вера в бога у древних мари является верой в то, что окружающий нас мир, включая самого человека, является единым живым организмом.
Бог у мари – это и есть природа, а человек – ее неразрывная часть. Жизнь пронизана принципом: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, моя семья, мой народ. Места богослужений мари – ото, кусото – священные рощи. Они были выбраны предками в седой древности как счастливые места на земле.
В роще находится онапу - «космическое дерево», дерево-вождь. Роща неприкосновенна. В ней нельзя пилить, ломать деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, цветы, не позволяется мусорить, ругаться, ссориться. Туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы. Моление происходит при жарких кострах. Участники обряда становятся на колени и с караваем хлеба, солью просят у бога урожая, скота, здоровья, мира и согласия. Культовые деревья мари – береза, липа, дуб.
У марийцев празднуют: Святки – Шорыкйол, Масленицу – Уарня, Великий день – Куэче, Семик – Семык, Летнее жертвоприношение Кюсё, праздник сохи – Агапайрем.
Деревня Большая Тавра - это самое раннее поселение марийцев, не только в районе, но на Урале. Большая Тавра существует с 1508 года.
Где находится, как доехать:
Координаты: 56°8′14″N 58°0′52″E
Свердловская область, Красноуфимский округ
Родник «Кюсе-Памаш» у деревни Большая Тавра.
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Красноуфимский округ, муниципальное образование\\Департамент информационной политики Губернатора Свердловской области, Объект: деревня Большая Тавра, муниципальное образование Красноуфимский округ
Справочник «Кодификант.ру»: Российская Федерация — Свердловская обл. — Красноуфимский р-н — д. Большая Тавра.
Восточные марийцы.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: «Квист», 2009. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 12. Урал / под ред. О. М. Зубченко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 287 с.
Государственный водный реестр РФ.
Памятники природы Свердловской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Марийская деревня Большая Тавра | 151.65 КБ |
Марийская деревня Большая Тавра | 204 КБ |
Марийская деревня Большая Тавра | 81.1 КБ |
Марийская деревня Большая Тавра | 151.55 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 3219 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий