Татары и чуваши - наследники волжских булгар
![чувашская одежда](http://komanda-k.ru/sites/default/files/1145128%20(1).jpeg)
В настоящее время среди татарских историков есть два "противоположенных" лагеря: одни придерживаются "булгарской" версии происхождения татар (и чувашей), а другие считают, что татары - это пришлые тюркские племена, пришедшие в Поволжье с Золотой ордой. То есть "булгарский компонент" в татарской нации очень незначителен (булгары участвовали только в этногенезе чувашей).
Историк из Чувашского института гуманитарных наук - Наталья Березина изложила в данной статье свою версию происхождения татар и чувашей на основе археологических исследований.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ДРЕВНИЙ БУЛГАР - ТУТ!
Статья про историю Булгар - тут!
Статья про тенгрианство - древняя религия тюрков - тут!
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ БУЛГАР И СУВАР - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЧУВАШЕЙ - ТУТ!
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/0227220330.gif)
Этнонимы «чюваши» и «казанские татары» появляются в период Казанского ханства
История формирования двух народов тесно переплетена, и сегодня, пожалуй, ни один исследователь не станет отрицать общие страницы прошлого казанских татар и чувашей. Говоря об этом, мы неизбежно возвращаемся к старой дискуссии о «булгарском» наследии. На наш взгляд, если отбросить самые радикальные точки зрения, можно утверждать, что большинство ученых сходятся во мнении, что булгарский компонент сыграл важнейшую роль в сложении как чувашей, так и казанских татар.
При этом мы хотели бы перенести ‹центр тяжести» с изучения домонгольской Волжской Булгарии, столь популярной у археологов Волго-Уралья, на более поздние этапы истории. Еще В.Д. Димитриев аргументированно отмечал, что если бы не монголо-татарское нашествие, то в регионе на булгарской основе сложилась бы только одна тюркоязычная народность. Лишь в XIII—ХIV вв. с потерей независимости и включения Волжской Булгарии в состав Золотой Орды в регионе появляются татары, меняется социальный статус как самих булгар, так и их языка.
Однако, на наш взгляд, наиболее важным в отношении вопросов ранней истории обоих народов является следующий период, непосредственно связанный с появлением на страницах письменных источников этнонимов «чюваши» (1511 г., 1521 г.) и «казанские татары», то есть время Казанского ханства.
![Булгарское городище Ошель](http://komanda-k.ru/sites/default/files/147057.jpg)
Падение Булгарии
Беспрецедентные для региона катаклизмы второй половины XIV- начала XV в.: эпидемия чумы, «великая замятня» в Орде (1359-1380), походы Булат- Тимура (1361) и Тамерлана (1395), серии набегов русских князей и «ушкуйников» (1360-1409) - приводят к «разорению булгарской земли», и источники постепенно «забывают» о булгарах, а на страницах летописей появляются новые этнонимы. Именно в этот период отмечаются существенные сдвиги населения в регионе: картографирование арабографичных надгробий, как и населенных пунктов Казанского ханства показывает массовый отток булгарского населения на север в лесную часть Предволжья и в Предкамье, степная часть Булгарской области превращается в «дикое поле».
Этим периодом датируются массовые контакты древнечувашского и марийского населения, а образование Казанского ханства вызывает новый прилив ордынского татарского населения в регион. Таким образом, мы говорим об эпохе Казанского ханства как о ключевом периоде в ранней истории двух народов, которая традиционно вызывала меньший интерес у археологов, чем предыдущие периоды.
![Древняя история булгар и сувар](http://img-fotki.yandex.ru/get/6700/42670583.45/0_eba37_18ef5acd_orig.jpg)
Попытки доказать напрямую булгаро-чувашскую или булгаро-татарскую преемственность всегда были очень общими, схематичными. Вопросы останутся, пока не будут исследованы опорные памятники переходного времени. Здесь возможно взаимное движение: с одной стороны, ретроспективное - от памятников, достоверно интерпретируемых как чувашские или татарское XVI— XVIII вв., к памятникам XV—XVI вв.; с другой стороны, перспективное - от XIII-XIV вв. - к XV-XVI вв. Причем если чувашские погребальные памятники этого времени исследованы относительно широко, то татарские, кроме надгробий, специально никто не изучал. Мы будем отталкиваться от чувашских материалов и начнем с несколько более раннего времени, что обусловлено историографией вопроса.
«Ранняя добулгарская тюркизация Среднего Поволжья не подтверждается»
Дело в том, что археологи, при изучении этногенеза чувашей, в отличие от ученых других профилей, до последнего времени исходили из представлений о формировании чувашского этноса на нынешней территории его компактного проживания. Все авторы были солидарны с тем, что происхождение чувашей было связано с взаимодействием пришлого тюркского (добулгарского или булгарского) и местного финского (позднегородецкого, марийского и мордовского) компонентов. Исследователи по-разному подходили к вопросу о роли этих компонентов, но все ограничивались территориальными рамками современной Чувашской республики. Думается, что этот искусственный подход не историчен. Давайте посмотрим, какое население проживало на территории Чувашского края в I - первой половине II тыс. н.э.
Финно-угорское население Чувашского Поволжья в I тыc. н.э. - раннем Средневековье. Культурогенез на территории Чувашского Поволжья по данным археологии в обозначенное время видится следующим образом: на сегодняшний день ясно, что точка зрения о «ранней» добулгарской тюркизации Среднего Поволжья не подтверждается. Попытки увидеть тюрков в памятниках писеральско- андреевского типа или именьковской культуре не были признаны. Попытки связать происхождение чувашей с миграцией каких-то гуннских групп (акациры!) в Поволжье в IV-V вв. не находят доказательств.
Мордва и марийцы на территории современной Чувашии
Сегодняшний уровень развития наших археологических знаний позволяет говорить, что территория северной части Сурско-Свияжского междуречья с I тыс. н.э. была заселена населением, связанным с предками мордвы и марийцев. В I—III вв. н.э. - это памятники писеральско-андреевского и сендимиркинско-таутовского круга (Писеральский, Климкинский курганные могильники, грунтовые могильники Пильна, Сендимиркино, Таутово, городища «Пичке Сйрчё», Тиханкино, 3-й Вурманкасы, Большие Алгаши, селища Конары 1-2, многочисленные отдельные находки). Большая часть городищ Чувашско-Марийского правобережья Волги наиболее вероятно относится именно к этому времени. На их основе к III в. в Верхнем Посурье и Примокшанье, а также в Нижнем Посурье и Потешье формируются две или три территориальных группы древнемордовской культуры. Территория Чувашского Поволжья в пределах Нижнего Посурья входила в последний ареал. Об этом свидетельствуют такие памятники, как городище «Ножа Bap» (II-III-V вв.) и Иваньковский могильник (IV-VII вв., отдельные находки - VIII в.).
Однако далее на восток древнемордовские памятники не обнаружены. Захоронение на Криушской дюне, по нашему мнению, связано с началом миграции рязано-окского населения в Чувашско-Марийское Поволжъе в IV в. Приток этого населения, непосредственно связанного с формированием средневекового марийского этноса, относится в основном к V-VI вв. (Младший Ахмыловский могильник, Чертово Городище). К югу и востоку от этого региона в IV- V вв. формируется именьковская культура, связанная с миграцией балто-славянского (праславянского) населения киевского культурного круга. В Посурье отмечается достаточно активное взаимодействие между именьковским населением и древнемордовским. На сегодняшний день оснований утверждать о сохранении именьковских групп после VII в. ко времени прихода булгар нет. Топонимические данные также позволяют говорить о том, что на территории современной Чувашии проживало финно-угорское население. Лингвисты выделяют так называемую «финно-угорскую генетико-хронологическую страту» (от РЖВ до XIV в. н.э.) в топонимии Чувашского Поволжья, к которой относят марийский и мордовский пласты.
Картографирование субстратной марийской топонимики, к которой относятся ойконимы, образованные от гидронимов на -нар/-нер мар. энгер «речка» (54) и -вйш/-вёш мар. важ «исток», «основание», а также ойконимов, восходящих к этнониму мария рармос/чирмыш, позволяют говорить о проживании марийцев в основном в северной лесной части Чувашского Поволжья севернее линии Шумерля-Ибреси-Комсомольское. Деревни Полевые Яуши (Яваш), Новые Шимкусы (Курнавѐш), Норваш-Шигали были основаны переселенцами с северной части Чувашии, которые просто перенесли материнские названия.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/prazdnik2.jpg)
Датировать эти топонимы могут исторические и археологические данные. Первое упоминание о черемисах в еврейско-хазарской переписке (сер. Х в.) примерно совпадает с формированием культуры средневековых марийцев, исследованных по материалам могильников Вятско-Ветлужского междуречья (IX- XI вв.). Замечательно, что в последние годы на территории Чувашии найдено и изучается несколько марийских могильников этого времени (X-XI вв.) (Анаткасы, Девлетгильдино, Амаксяр), а также имеются отдельные находки, свидетельствующие о том, что подобных погребальных памятников было больше (Дятлино и др.). Марийская топонимика Чувашии может быть датирована и более поздним временем, вплоть до XVI- XVII вв., о чем говорят факты упоминания здесь «черимисов» в русских источниках и чрезвычайная близость чувашских и марийских могильников позднего Средневековья. Вообще данные языка, этнографии, антропологии и генетики демонстрируют сильные ассимиляционные процессы между чувашским и марийским населением. По языковым данным, этот контакт приходится на XIV- XV вв. Таким образом, в целом марийское население в северной части Чувашии проживало в широких рамках в X-XVII вв., вероятно, было довольно многочисленно, частично было вытеснено, а частично вошло в состав чувашского народа.
Распространение мордовской топонимики (гидронимы на -лей/ эрз., мокш.«река» и ойконимы с этнонимами эрзя/ирче, мокша) на территории Чувашского Поволжья показывают, что они встречаются практически по всей современной территории республики (см. карту). Естественной зоной их концентрации является лесостепная часть Чувашии: Алатырско-Порецкое Посурье и частично юго- восточные районы республики, где и до сих пор проживает мордовское (эрзянское) население. Тем не менее, картографирование топонимов показывает, что в прошлом мордва проживала шире по р. Cype вплоть до нижнего ее течения и частично выходя в бассейн большого Цивиля. Согласно писцовой книге Свияжского уезда 1560-x rr., мордовские пустоши упоминаются и в восточной части республики по р. Уте, на Волге, на Малом Цивиле. Это подтверждается и топонимом «Кошелей» на Кубне (р. Кошелейка, с. Большие Кошелеи и д. Малые Кошелеи). В целом в северной части Чувашского Поволжья мордовской топонимики гораздо меньше, чем марийской. Нельзя исключать, что часть мордовской топонимики Посурья датируется еще III-VII вв., так как эта территория непосредственно охватывает ареал древнемордовской культуры. Однако все же более вероятным является ее более позднее происхождение, так как само наличие субстратной мордовской топонимики в чувашском языке предполагает контакт чувашского и мордовского населения на территории края. Картографирование мордовских погребальных памятников, произведенное В.Н. Шитовым, показало, что в раннее Средневековье (после VII в.) происходит отток мордовского населения на запад от Суры (бассейн Теши, Мокши, Цны), а обратное движение начинается не ранее XIII в.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/11-1-611.jpg)
«Мордовское население Чувашии не было многочисленным или могло покинуть ее территорию до массового прихода чувашей»
На территории Чувашии домонгольских мордовских памятников пока не обнаружено. Однако известны отдельные поселения (Утюж) и могильники (Тигашево, XIV в., Бахтигильдино, XVI в.) в юго-восточной и юго-западной частях Чувашии. О том, что мордва проживала ниже по Cype вплоть до Ядрина, свидетельствуют также материалы чувашского могильника в Новом Ядрино, где зафиксировано несколько женских костяков, погребенных в скорченном на боку положении, а также отдельные мордовские женские украшения.
Вероятно, мордовские топонимы северной части Чувашии датируются XIV-XVI вв., а в южной ее половине от XIV в. и вплоть до современности. Интерес представляет тот факт, что сегодняшнее мордовское население республики относится только к одной субэтнической rpyппe мордвы - к эрзе. Однако как отдельные топонимы (Мокшино), так и данные археологии (Тигашевский могильник), и наличие современной группы мордвы-каратаев (самоназвание - мокша) в Татарском Предволжье, говорят о том, что здесь проживали и мокшане. Данные языка и этнографии показывают, что взаимоотношения между чувашами и мордвой не имели активного характера. По-видимому, мордовское население Чувашии не было многочисленным, а также могло в значительной мере покинуть ее территорию до массового прихода чувашей.
Когда появились булгары в Чувашском Поволжье
Итак, в средневековую эпоху на территории Чувашского Поволжья проживали марийские (более многочисленные в северной его части) и мордовские (менее многочисленные и в большем числе в его южной части) группы населения. Ключевым вопросом является время их контакта с булгарским (древнечувашским) населением. Ученые солидарны в том, что юго-восточная часть Чувашского Поволжья (более 20 памятников) входила в территорию Волжской Булгарии еще в домонгольское время. Последние исследования на Большетаябинском городище позволяют ограничить дату и этого памятника в рамках X-XIII вв. и оставить мнение о золотоордынском времени его существования. Булгарских памятников XIII-XIV вв. здесь нeт. Однако более важным представляется время проникновения булгар в лесную северную часть Чувашии. Самые ранние оценки В.Ф. Каховского относили это событие к IX-XIII вв. и касались интерпретации памятников «большеянгильдинского типа», что породило бурную дискуссию на страницах советской археологической печати первой половины 1970-x гг.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/1145128%20(9).jpg)
Для В.Ф. Каховского и А.П. Смирнова поселения типа Большого Янгильдино (Таутово, Янмурзино, Челкасы, Убеево, Досаево и др.) были булгарскими селищами домонгольского времени (они датировали их IX—XII вв.) в северной части ЧАССР. Подобный вывод позволил утверждать, что вся территория Чувашии входила в состав Волжской Булгарии. Их оппоненты отмечали факты произвольной интерпретации авторами материалов раскопок (особенно керамики) и считали, что «Б. Янгильдинское селище следует считать не раннебулгарским памятником, а поселением местного чувашского населения XIII- XIV вв.» с характерным «древнечувашским керамическим комплексом». Т.А. Хлебникова отметила близость керамики памятников типа Большого Янгильдино поселениям Горномарийского района Марийской ACCP XIII-XV вв.
Остается лишь байдеряковское надгробие XIV в. на территории Байдеряковской церкви, однако его связь с каким-либо могильником остается не ясной.
![чувашская одежда](http://komanda-k.ru/sites/default/files/1145128%20(1).jpeg)
«Памятники типа Большого Янгильдино не булгарские»
Р.Г. Фахрутдинов отмечал, что памятники типа Большого Янгильдино неправомерно считать булгарскими и что на них лишь чувствуется определенное влияние культуры Волжской Булгарии, а собственно булгарами была занята лишь юго-восточная часть Чувашии.
Ю.А. Краснов согласился с более поздней датировкой исследованных средневековых поселений лесной части Чувашии (не ранее XIII в.), но при этом попытался показать, что в их культурном облике «органически сочетаются» булгарские и местные финно-угорские элементы (при определенном влиянии русского компонента), что говорит об их синтезе, а не просто о внешнем заимствовании и влиянии. Он имел в виду сочетание финно-угорских и булгарских черт в керамическом комплексе селищ золотоордынского времени, домостроительные традиции, а также отдельные бытовые предметы и детали одежды, обнаруженные в ранних слоях Чебоксар (XIII-XV вв.), смешанные черты погребальной обрядности наиболее ранних чувашских погребений (XV в.).
Взгляды В.Ф. Каховского и А.П. Смирнова до сих пор довлеют над новым поколением исследователей, и при рассмотрении этнокультурной ситуации в Чувашско-Марийском Поволжье в ордынское время памятники круга Большого Янгильдино выпадают из работы, хотя в целом говорится о смешанном характере поселений северной части Чувашии. Таким образом, работа над их пересмотром остро назрела и тормозит дальнейший исследовательский процесс.
![Древняя история булгар и сувар](http://img-fotki.yandex.ru/get/6804/42670583.46/0_eba3a_42c26dd2_orig.jpg)
Кто есть большеянгильдинцы?
При этом материалы раскопок Большеянгильдинского селища не раз привлекались и продолжают привлекаться в теоретических этногенетических построениях многих исследователей чувашского этногенеза и зачастую занимают в них одно из центральных мест. Ф.Ш. Хузин даже предложил выделить в регионе новый тип археологических памятников под наименованием «поселения», или «памятники большеянгильдинского типа», и продолжить совместные чувашско-татарские исследования селища.
Анализ материалов Большеянгильдинского селища и других памятников этого времени (Таутово, Убеево, Челкасы, Янмурзино, Козловка, Сюрбей-Токаево) и синхронизация с горномарийскнми памятниками позволил уточнить время их существования - середина XIV - первая половина (начало?) XV в. и поставить вопрос о выделении одноименного культурно-хронологического горизонта. Состав вещевых находок и в первую очередь керамического комплекса (состоит из нескольких технико-стилистических групп: русской, славяноидной, лепной с шамотом и с раковиной, и ордынской посуды) позволяет ассоциировать селище Большое Янгильдино с кругом памятников развитого Средневековья в Горномарийском районе республики Марий Эл и левобережья Нижнего Посурья на территории Нижегородской области. К западу от этих территорий (Нижнее Поочье) располагались памятники с преобладанием древнерусских керамических традиций, к востоку (Нижнее Прикамье) и югу (Нижнее Поволжье) - золотоордынских.
Мы считаем, что следует отказаться от попыток атрибуции этих памятников как «булгарских» или «древнечувашских». Никаких черт, которые могли бы говорить о булгарском компоненте в материальной культуре местного населения, нет. Небольшое количество булгарских или ордынских вещей и керамики в материальной культуре местного населения говорит лишь о направлении торговых связей.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/1_98.jpg)
Следы Нижегородско-Суздальского княжества?
Этнический состав населения поселений большеянгильдинского типа видится довольно пестрым с преобладанием аборигенного финно-угорского населения (в первую очередь марийского, а также, вероятно, и мордовского, особенно на южных территориях). На это указывает наличие здесь финского населения в предыдущий (домонгольский) и последующий период, преобладание на памятниках характерной лепной и раннекруговой посуды, некоторых женских украшений (браслет, височные кольца), обнаруженные здесь сакральные языческие памятники (марийские святилища). Однако присутствие здесь русских и их активная роль в этот период весьма заметны. Это прослеживается по керамическому комплексу (о чем говорит как русская, так и «славяноидная» посуда, делавшаяся под русский заказ), наличию находок русских монет (в том числе в составе кладов), печатей, медной православной пластики (кресты-тельники, прикладные иконки, энколпионы), православным некрополям на ряде памятников (Янмурзино, Юльялы, Козловка, Сюрбей-Токаево). На наш взгляд, рассматриваемые памятники позволяют пролить свет на определенные аспекты политической истории Нижегородско-Суздальского княжества и русско-ордынские отношения конца XIV - начала XV вв., но с происхождением чувашей это не связано.
______________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Автор статьи ученный-историк Наталья Березина из Чувашского государственного института гуманитарных наук (г. Чебоксары).
- 960 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий