Еникале

Еникале

Еникале́, Ени́-Кале́ (укр. Єнікале, крымско-тат. Yeñi Qale, Енъи Къале) — крепость в Крыму на берегу Керченского пролива, построена турками в начале XVIII века.

Название в переводе с крымскотатарского языка означает «новая крепость» (yeni — новый, qale — крепость).

В настоящее время Еникале находится в черте города Керчь.  

  

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КРЫМА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРЫМА - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРЫМА  - ТУТ!

КЛАДЫ И СОКРОВИЩА КРЫМА - ТУТ!

ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ КРЫМА - ТУТ!

МЕГАЛИТЫ И ДОЛЬМЕНЫ КРЫМА - ТУТ!

 

 Керчь, строго говоря, никогда не была крупным препятствием для захватчиков пролива; оборона обычно сосредотачивалась на восточной стороне, в Тмутаракани-Тамани, западный же берег, в основном, служил торговой, промышленной и культурной точной на карте   
После того, как турки изгнали в 1470-х годах итальянских купцов из Крыма город вообще был лишен стен для обороны. Как сообщал польский посланник Мартин Броневский: «Султан турецкий не позволил хану татарскому иметь крепостей на всем полуострове, исключая Перекоп». Вполне понятное желание султана, ведь Черное море к концу XV века становится внутренним морем Турецкой империи. 

Еникале

События приняли иной ход, когда в крымские дела серьезно вмешивается Россия. Хорошо подготовив кампанию, молодой царь Петр I в июле 1696 года взял крепость Азов и вывел построенный русский флот в Азовском море. Через три года царь провел демонстрацию своих кораблей в Керченском проливе. 
Предлог Петр I выбрал важный: проводы посольского судна «Крепость» в Константинополь. Вся флотилия из десяти единиц, сопровождаемая множеством галер, казачьих «чаек» и прочих вариаций на судостроительные темы предстала августовским днем 1699 г. перед турецким гарнизоном Керчи. Обдумывая свои дипломатические планы, русский царь решил воздействовать на турок флотом. Во дворце султана знали, что главной причиной падения Азова стала морская блокада крепости, устроенная Россией, тем настороженнее должен был встретить Константинопольский двор выход Петровской эскадры к черноморскому замку – Керчи, а благополучное плавание посольского корабля имело целью довершить впечатление. 
Разумеется, такую мощную морскую державу, какой являлась тогда Османская империя, отнюдь не испугало пестрое собрание российской силы, скорее шумное, чем грозное. Однако турецкие наблюдатели поняли, что Петр I демонстрирует им будущее России. В июле 1700 г. в столице Турции было подписано перемирие; султан уступил России Аов, и Москва перестала платить дань Крымскому хану. В то же время спешно возводились укрепления на керченских берегах против грядущих русских экспедиций. У Азовского входа в пролив с 1699 г. строятся сильные укрепления. 
Позиция выбрана была на крутом Керченском берегу напротив оконечности косы Чушка. Место неудобно для проходящего судна: из-за невозможности сделать маневр оно обрекалось на губительный огонь береговых батарей. Позицию надежно прикрывали мели и турецкие суда на проходимых участках, тылом ей служила крепость Тамань. Руководил строительством итальянец Голоппо, принявший ислам. 
Работы в основном были завершены в 1703 г. Вновь возведенные укрепления получили название Кни-Кале, что в переводе с татарского означает «Новая крепость», на арабско-османском языке оно звучит «Кале и-джедид». Отныне здесь расположился главный штаб турецкой обороны Черноморья, а прежний командный пункт в Кафе «Феодосия) и «старая» крепость Керчь перешли в резерв.

 

Еникале

История строительства Еникале
Крепость была построена в период с 1699 по 1706 год. Руководил строительством принявший ислам итальянец по имени Голоппо. Также в работах принимали участие несколько французских инженеров.
Еникале имела для Османской империи важное стратегическое значение — крепость, расположенная в самой узкой части Керченского пролива и вооружённая мощными пушками, препятствовала проходу российских кораблей между Азовским и Чёрным морями.
 
Еникале занимала территорию площадью около 2,5 га. Крепость имела в плане форму неправильного пятиугольника и, следуя крутому рельефу, была расположена на нескольких уровнях. По углам находились пять полубастионов, способных выдержать длительную осаду и мощный артиллерийский огонь. Некоторые из них были далеко выдвинуты за периметр стен. Таким образом, значительно увеличивалась площадь поражения противника и появлялась возможность флангового обстрела территории, примыкающей к стенам. Дополнительным ярусом обороны служил ров, окружавший крепость с трёх сторон, за исключением прибрежной стороны.

На территории Еникале находились: два пороховых склада, арсенал, жилые дома, водяной резервуар, баня, мечеть. Около 800 османских и 300 крымскотатарских солдат составляли гарнизон крепости. Еникале служила резиденцией турецкого паши.

Серьёзной проблемой был недостаток пресной воды — единственный колодец в крепости не мог обеспечить водой всё её население. Поэтому для подачи воды строители проложили керамический подземный водопровод, соединявший Еникале с источником, расположенным в нескольких километрах от крепости (территория современного посёлка Глазовка).
 

Еникале

Еникале в составе Российской империи
Летом 1771 года, в ходе Русско-турецкой войны (1768—1774 гг.), русская армия вошла в Крым. 21 июня Еникале была без боя взята частями Второй армии генерал-майора Борзова. Турецкий гарнизон вместе со своим начальником Абаза-пашой, несмотря на большое подкрепление, прибывшее на кораблях за несколько дней до появления русских, оставил крепость.
В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору Керчь и Еникале были переданы России и образовали Керчь-Еникальское градоначальство Таврической губернии.

К началу XIX века Еникале утратила военное значение, и в 1835 году на её территории разместились постройки военного госпиталя, просуществовавшего до 1880 года. После упразднения военного госпиталя Еникале была окончательно заброшена.
 
Современное состояние
В наши дни Еникале является одной из достопримечательностей Керчи и Крыма. Крепости присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством.
Несмотря на то, что во второй половине XX века в Еникале провели ряд реставрационных работ, почти вся крепость находится в руинах. Наиболее хорошо сохранились ворота, фрагменты крепостных стен и полубастион с прибрежной стороны.

Непосредственно по территории крепости проходит однопутная железнодорожная ветка, связывающая Керчь с Керченской паромной переправой. Вибрация, возникающая при движении поездов, создаёт угрозу постепенного разрушения памятника. Введение в строй Крымского моста, перевод на него железнодорожного потока и закрытие ветки, проходящей через крепость, позволит сохранить исторический объект.

    
Гарнизон Еникале и занятия жителей крепости
 Гарнизон Еникале рассчитывался до 2 тыс. человек, но обычно там находилось порядка 1000 воинов. В основном это были турки, но частью служили и татарские добровольцы, вербовавшиеся из ближайших сел. Жалованье солдаты получали из султанской казны, жили в казармах внутри крепости, к их услугам содержались мечеть и баня. Гарнизонным начальником состоял паша в высоком чине везиря, также квартировавшийся в крепости, его покои располагались над «джанкойскими» воротами. Гражданский люд проживал вне крепостных стен, 
Самый большой пригородный поселок простирался к западу, в направлении Керчи. Другие поселения примыкали к крепости вдоль дорог на Джанкой и к переправе. Всего в пригородах насчитывалось до 300 жилых домов, обитали в них турки, татары, армяне. Соотносительный состав населения можно представить по владельцам домов: татарам принадлежало – 40, армянам – 30, остальные – туркам. 
Жилье было обычно двухэтажным. Крыши домов было односкатными, так как задняя стена выкладывалась прямо к вершине кровли. Расположение окон поражало европейца отсутствием какого-либо порядка. Все строения делались из камня и раствора, состоящего из глины и щебня. 
Готовые кладки штукатурили глиной, смешанной с соломой, затем белили, добавляя в известь молотую овечью шерсть. Особый уют жилью в холодные дни придавали камины, украшенные кафельной плиткой. Занятия у пригородных жителей были самые разнообразные. Первое место занимала торговля: она сосредотачивалась в руках еникальских армян и керченских греков, но в немалом количестве и турок. Армяне числились в городе на правах вольных поселенцев, свободно перемещаясь по округе, они скупали в ближайших селах и на Тамани фрукты, овощи, сыр, масло, а затем продавали в городских лавках. Этот промысел не приносил большого дохода, и армяне существовали скромно: довольно большая община не могла позволить содержание церкви, и богослужения совершались на дому. 
Более солидные дела вели турки и греки. Турки занимались рыбной промышленностью, амбарами рыбников была заставлена вся береговая еникальская полоса. Отсюда морская продукция уходила на юг, в турецкие провинции, и на север, в Россию. Балыки, рыбная икра составляли ценный предмет местного вывоза, наравне с добываемой из Керченских озер солью. Греческие судовладельцы и купцы получали солидные деньги от такого рода перевозок. 
Особенно выгодно торговали с Россией. Русские купцы ниже Азова по морю не спускались, они вынуждены были перегружать свои товары на чужие корабли, неся за посредничество немалые убытки. В Турки ценились пенька, железо, нитки, канаты с севера. Контроль за прохождением судов в Россию производился в Еникале, однако транзит не оплачивался хозяином судна: в то время существовал порядок, что все денежные расчеты делались в порту отправления грузов, и таким образом, подданные султана получали дополнительную льготу с того, что Черное море полностью входило во владение Стамбула. 
Коммерческие путешественники, конечно, подносили подарки местному паше, но чаще пользовались правом продажи части транзитного товара в городских лавках. Если же Еникале являлась конечны пунктом торгового предприятия, то взималась твердо установленная пошлина: со ста единиц груза – четыре единицы налога; плата совершалась деньгами либо натурой. Такими средствами пополнялась казна и оплачивались услуги порта.
 
Крепость Еникале, где находится, как добраться
Добраться до крепости Еникале несложно. 
В районе автовокзала садитесь на городские маршруты №1 или №19 и езжайте до остановки «Стройгородок», откуда придется преодолеть порядка 2 км пешком или на попутках. 
От железнодорожной станции впритык к достопримечательности ходит автобус №24. В районе микрорайона «Опасное» на него можно подсесть, двигаясь на маршрутке №1 от «Порта Крым».
 
 Адрес: улица Сипягина, Керчь, Крым, Россия.
Координаты: 45.349393, 36.604537.
Крепость Еникале в Керчи первой встречает гостей Крыма, прибывающих паромом с материковой России. И это замечательно, что большинство из них интересуется не только крымскими пляжами и винами, но и историей! 
 
  

_________________________________________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Елагин С. И. «История русского флота. Период азовский». — СПб, 1864
Крепость Еникале. «Керчь» — это мой город.
 Крепость Еникале. www.someplaces.spb.ru.
Еникале // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
Вус О. В. Инженерный комплекс дозорного укрепления Еникале / Отв. ред.-сост. Н. Н. Болгов. –– Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. –– С. 57––62.
В. Г. Ена Заповедные ландшафты Крыма, научно популярный очерк, Издательство «Таврия», Симферополь, 1983
Богданова Н. М. Проблемы истории византийского города // Причерноморье в Средние века. — М., 1991. — С. 8—172.
Щеглов А. Н. Полис и хора. Серия «Археологические памятники Крыма». — Симферополь: Таврия, 1976. — 175 с.
Очерки истории и культуры. — Харьков: Майдан, 2004. — 732 с.
Достопримечательности Крыма
Крым; путеводитель. // Моисей Яковлевич Олинский. Крым, 1966.

 

 

 

ВложениеРазмер
Еникале176.29 КБ
Еникале144.86 КБ
Еникале164.63 КБ

Комментарии

Отправить комментарий